Научная статья на тему 'Процесс профессиональной подготовки будущего строителя средствами физической культуры как педагогическая система'

Процесс профессиональной подготовки будущего строителя средствами физической культуры как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SYSTEM / EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найниш Л. А., Черновол-дубинина Е. Г.

В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найниш Л. А., Черновол-дубинина Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of the Future Builder’s Vocational Training by Means of Physical Education as a Pedagogical System

This article discusses the training of future specialists in the field of construction.

Текст научной работы на тему «Процесс профессиональной подготовки будущего строителя средствами физической культуры как педагогическая система»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.172

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СТРОИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

© л. А. НАЙНИШ, Е. г. ЧЕРНОВОЛ-ДУБИНИНА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кафедра физического воспитания e-mail: [email protected]

Найниш Л. А., Черновол-Дубинина Е. Г. - Процесс профессиональной подготовки будущего строителя средствами физической культуры как педагогическая система // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С.893-897. - В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области строительства.

Ключевые слова: система, образование, физическая культура.

Nainish L. A., Chernovol-Dubinina E. G. - The Process of the Future Builder’s Vocational Training by Means of Physical Education as a Pedagogical System // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 893-897. - This article discusses the training of future specialists in the field of construction.

Keywords: system, education, physical education.

В настоящей публикации рассматривается процесс подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры. Чтобы указанный процесс подготовки был эффективным, необходимо выявить все его составляющие, установить каким образом они связаны или не связаны, а если связаны, то являются эти связи гармоничными или проявляют себя не согласовано.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что всякая деятельность человека, связанная с системами. По ее результатом эта деятельность может быть организующей или дезорганизующей. Организующая деятельность основана на гармонизации функций всех элементов системы. В этом случае все организационные процессы действуют согласованно. Дисгармония этих процессов приводит к действиям, разрушающим систему. В этой связи при формировании любой системы необходимо выстраивать организующие процессы системы таким образом, чтобы они работали согласовано [5].

для реализации поставленной задачи использован системный подход [1, 3, 4, 10]. Он ориентирует исследователей на выявление структуры исследуемого процесса, которая представляет собой организацию многообразных связей изучаемого процесса и сведение их в единую теоретическую картину. Этот подход позволяет определить оптимальное количество параметров, влияющих на исследуемый процесс, упорядочить и выявить его закономерности [9].

Руководствуясь системным подходом, попробуем установить, что исследуемый процесс подготовки представляет собой систему.

Анализ различных взаимно дополняющих определений системы, позволяет выделить в ней следующие свойства: целенаправленность, иерархичность, полисистемность, структурность, коммуникативность, синергичность, эмерджентность, неаддитивность. Посмотрим, обладает ли указными свойствами процесс подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры [3].

Целенаправленность. Любую систему отличает постоянство ее действий и стремление сохранить это постоянство, которое обуславливается целью. любая система всегда служит для какой-то определённой цели, которая ставится не только перед человеком, но и перед каждой системой, не зависимо от её сложности. Цель является системообразующим фактором, потому что для ее достижения элементы организуются в систему. «Система - это комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системно образующим фактором» [12].

В этой связи процесс подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры имеет цель - это поиск средств, определяющих эффективность названного процесса.

Структурность. Чтобы достичь поставленной цели, система должна иметь соответствующие элементы. Возможность достижения цели определена составом ее элементов и определенным видом их взаимодействия, которые в своей совокупности определяют структуру процесса подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры [7]. Она представлена следующими элементами процесса:

1. Создание устойчивой мотивации к профессиональной деятельности на основе здорового образа жизни.

2. Обеспечение системы знаний, об основах здорового образа жизни, способствующих развитию профессиональных качеств.

3. Формирование у студентов навыков здорового образа жизни, позволяющих им успешно реализоваться в выбранной профессии.

Кроме этого процесс подготовки студентов в области строительства к профессиональной деятельности средствами физической культуры предполагает развитие во времени. для отслеживания изменений, которые претерпевают студенты, включенные в этот процесс, необходимо выделить этапы формирования их подготовки средствами физической культуры.

Чтобы оценить, насколько качественно произведена профессиональная подготовка студентов средствами физической культуры, необходимо сформулировать признаки (критерии), на основании которых будет произведена эта оценка. для ранжировки степени качества нужно ввести уровни указанной профессиональной подготовки студентов.

Важной составляющей процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры являются педагогические средства этой подготовки, которые используются для организации педагогического процесса и выполняющие функции гармонического физического развития студентов. К ним относятся все материальные объекты физкультурно-оздоровительного комплекса вуза, которые обеспечивают реализацию соответствующей системы физических упражнений. Кроме этого гармоническое физическое развитие студентов обеспечивается информированностью о положениях здорового образа жизни, с которыми они знакомятся на лекциях.

Важной составляющей процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры являются средства этой подготовки.

Все выявленные элементы исследуемого процесса, вступая во взаимодействие друг с другом, образуют систему. Конкретное ее устройство определяется конкретными связями между ее элементами.

Посмотрим, как связаны между собой следующие элементы указанного процесса подготовки: мотивационная составляющая, когнитивная составляющая и деятельностная составляющая [11]. Их тесную связь обуславливает одна цель: будущая эффективная профессиональная деятельность. невозможно подготовить такого специалиста, если он не будет заин-

тересован в эффективности своей профессиональной деятельности, не получит соответствующих знаний о здоровом образе жизни и средствах коррекции своего здоровья и не научится применять эти знания для этой коррекции. В результате эти три элемента связаны друг с другом общей целью и влияют друг на друга в одинаковой степени. Кроме этого они должны реализоваться в одном процессе и присутствовать во всех стадиях подготовки. Они должны также присутствовать в одних и тех же уровнях сформированности подготовки студентов. При этом на всех этапах подготовки используется одинаковые формы и методы обучения.

Этапы процесса подготовки имеют связь не только с указанными выше элементами, но и связаны с оценкой процесса подготовки, а также со средствами этой подготовки студентов. Средства подготовки в той или иной степени присутствуют на всех уровнях этой подготовки. Следовательно, все выделенные элементы исследуемого процесса тесно взаимодействуют друг с другом.

Схема этого взаимодействия представлена графом на рис. 1. Условием его существования является: некое множество и отношение, заданное на этом множестве [2]. Дадим им более подробную характеристику.

Множество - это все выделенные элементы процесса профессиональной подготовки студентов средствами физической культуры. Их изображают точками на плоскости и называют вершинами графа. В рассмотренном примере вершины графа имеют пометки. Расшифровка пометок приведена под рисунком.

Отношение, которое задано на этом множестве формулируется так: «элемент Х влияет на элемент У». например, мотивационная составляющая влияет на когнитивную, а когнитивная - на мотивационную. невозможно качественно сформировать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, если студент не будет в них заинтересован. В то же время полученные знания побуждают к новому приобретению этих знаний. Конкретное содержание взаимного влияния элементов может различаться, но для данного уровня рассмотрения это оказывается неважным. Аналогичный характер взаимных влияний можно проследить между каждой парой элементов. Такое отношение принято называть симметричным, т. е. «элемент Х влияет на элемент У так же, как У влияет на Х».

Если между элементами выполняется сформулированное отношение, то вершины, обозначающие эти элементы, соединяются линией. В случае симметричного отношения эта линия без стрелок. В рассмотренном примере все вершины графа оказываются соединенными друг с другом линиями без стрелок. Такой граф называется полным. Он отображает самую высокую степень взаимного влияния элементов множества друг на друга.

Иерархичность. Структурирование системы предполагает деление ее на части. Для этого вводятся некоторые дополнительные признаки, позволяющие произвести это разделение. В зависимости от изменения содержания этих признаков возникает возможность многократного деления системы на ее составные

части. Величина и значимость этих частей может быть различной. Более крупные части, которые относят к подсистемам, могут включать более мелкие, являющиеся их элементами. Возможность такого деления системы приводит к тому, что любая система включает ряд подсистем, которые могут содержать более мелкие подсистемы. Чтобы упорядочить это множество, необходимо ввести их деление на уровни.

Рис. 1. Структура процесса подготовки студентов

к профессиональной деятельности средствами физической культуры

1. мотивационная составляющая процесса;

2. когнитивная составляющая процесса;

3. деятельностная составляющая процесса;

4. этапы процесса подготовки;

5. критерии и уровни сформированности подготовки;

6. средства подготовки.

Для введения уровней необходимо наличие тех или иных правил объединения элементов в подсистемы [7]. Оптимальным, очевидно, будет набор правил, который обеспечивает системе в целом наиболее эффективное достижение цели. Существуют общие правила такого разбиения:

1. каждая подсистема должна реализовывать единственную функцию системы;

2. выделенная в подсистему функция должна быть легко понимаема независимо от сложности ее реализации;

3. связь между подсистемами должна вводиться только при наличии связи между соответствующими функциями системы;

4. связи между подсистемами должны быть простыми (насколько это возможно).

При указанном делении число уровней и число подсистем каждого уровня может быть различным. Однако необходимо соблюдать одно важное правило: подсистемы, непосредственно входящие в одну систему более высокого уровня, действуя совместно, должны выполнять все функции той системы, в которую они входят[6].

Руководствуясь этими правилами, выделим в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры, подсистемы. Более подробное рассмотрение каждого

из них позволяет утверждать, что они представляют собой достаточно сложные системы, которые по отношению к исследуемому процессу оказываются подсистемами [5].

1. Мотивационная составляющая процесса

подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры включает в себя две подсистемы: система мотивов студентов и система действий по активации этих мотивов. При этом система мотивов студентов содержит еще две подсистемы: осознаваемые мотивы и неосознаваемые мотивы. А система действий - систему осознаваемых действий и систему неосознаваемых действий.

Взаимодействие этих систем реализуется в системе воздействия педагога и ответных действий студентов. Целью педагога является преобразование природной, органически присущей студентам мотивации к освоению комплекса мероприятий по улучшению их здоровья в соответствие с задачами профессиональной подготовки. Для этого педагог выполняет систему действий по активизации соответствующих мотивов студентов. Эта система побуждающих выполнять студентами необходимые действия по укреплению их здоровья.

Мотивационная составляющая процесса решает свою единственную функцию, связанную с формированием необходимого уровня мотивации к улучшению здоровья для студентов, у которых оно ослаблено. Эта функция легко понимаема, хотя достаточно сложна в ее реализации.

Очевидным является тот факт, что функции ее подсистем связаны друг с другом. В процессе обучения функции системы, которая состоит из мотивов студентов, неразрывно связаны с функциями системы действий по их активизации.

2. Когнитивная составляющая процесса подготовки студентов с к профессиональной деятельности средствами физической культуры реализует обучающую функцию, используя для этого систему обучающих мероприятий. В процессе обучения происходит взаимодействие двух систем: обучающей и обучаемой, связь между которыми определяется функцией всей системы. Но ее непосредственная функция оказывается единственной в системе. Она состоит в формирование системы знаний о здоровом образе жизни и средствах повышения уровня их здоровья.

3. Деятельностная составляющая процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры связана не с самой деятельностью как таковой, а с профессиональной деятельностью, как средством становления и развития субъекности студента. То есть в процессе и результате использования системы форм, приемов и методов обучения рождается полноценный строитель, способный выполнять профессиональные задачи в самых различных условиях, включая экстремальные.

Деятельностная составляющая исследуемого процесса предполагает систему взаимодействия двух подсистем: педагога и студентов, объединенных общей целью, которая состоит в освоении студентами

системы мероприятий по укреплению их здоровья. Эта система мероприятий рассматривается в единстве личности с ее деятельностью.

Функция деятельностной составляющей оказывается единственной функцией в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры. Она состоит в формировании деятельности студентов на освоение системы мероприятий по укреплению их здоровья. Эта функция легко понимаема и тесно связана с функциями других подсистем.

4. Этапы процесса студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры представляют собой также систему, которая состоит из трех взаимосвязанных этапов ознакомительного, формирующего и результативного. Каждый из этих этапов реализует свою функцию, отраженную в его названии. При этом все эти функции тесно связаны друг с другом последовательностью, в которой они реализуются. Функцией, объединяющей все эти этапы, является упорядочивание исследуемого процесса.

5. Критерии и уровни готовности будущих строителей к профессиональной деятельности средствами физической культуры выполняют функцию, связанную с оценкой эффективности этого процесса. Элементы, которые организуют это множество следующие: три уровня (низкий, средний, высокий) и три критерия (мотивационный, когнитивный и деятельностный) сформированности подготовки. Каждый из указанных элементов выполняет свою функцию, которые объединяет общая цель, связанную с выявление уровня сформированности студентов строительного вуза к профессиональной деятельности.

6. Средства подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры выполнят функцию, связанную с организацией и осуществлением педагогического процесса, в котором осуществляется указанная подготовка [8]. Эта функция объединяет технологические составляющие педагогического процесса, которые также представляют собой систему.

Если рассматривать весь процесс подготовки студентов строительного вуза к профессиональной деятельности средствами физической культуры, то он является элементом в системе профессиональной подготовки (ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства). Это подтверждается совокупность следующих компонентов: включением дисциплины «Физическая культура» в учебный план ПгуАС, использование учебнометодического и материально-технического оснащения ПгуАС, участием в учебной работе преподавателей кафедры физической культуры ПгуАС и т. д. Все перечисленные компоненты объединяет в организационную систему требования ФгОС к уровню подготовки строителей. Требования ФГОС также оказываются связующим звеном с системой профессиональной подготовки РФ. Выявленные связи процесса подготовки будущих строителей свидетельствуют еще и о свойстве коммуникативности этого процесса.

Кроме этого система профессиональной подготовки ПГУАС оказывается подсистемой в системе современного социума, зависимость от которой отражается в социальном заказе общества на подготовку квалифицированных строителей. В этом проявляется свойство полисистемности.

Эмерджентность (от англ. emergence — возникающий, неожиданно появляющийся). Эмерджент-ность является одним из первично-фундаментальных свойств больших систем. Оно предполагает наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. Эмерджентность показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. В результате:

1. система не сводится к простой совокупности элементов;

2. расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Посмотрим, обладает ли процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры указанным свойством.

Выявленная структура исследуемого процесса позволяет утверждать, что:

1. исследуемый процесс не является простой совокупностью элементов, так как все эти элементы находятся в тесной связи друг с другом. Это обстоятельство подтверждает выявленная структура процесса, представленная схемой на рис. 1;

2. каждый элемент в отдельности не позволяет представить весь процесс целиком, что очевидно из приведенного выше анализ взаимосвязей элементов исследуемого процесса.

Коммуникативность. Рассматриваемый процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры связан с социумом сложной системой коммуникаций.

Синергичность - это одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата. Синергичность свидетельствует о том, что система является чем-то большим, нежели простая сумма составляющих его частей, что позволяет рассматривать систему в виде эффективной структуры из составляющих её компонентов. Применительно к исследуемому процессу свойство синергичности показывает, что подчинение одной цели всех его элементов позволяет сделать его эффективным [9].

Максимальный эффект в подготовке будущих специалистов в области строительства к активной социальной деятельности будет достигнут только в случае максимальной эффективности совместного функционирования выбранных для этой цели педагогических подходов.

Целостность (неаддитивность). Это свойство процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры

состоит в том, что изменения в одном элементе вызывает изменения во всех других элементах и в системе в целом, следствием чего является наличие побочных эффектов как положительных, так и отрицательных. Для того чтобы их избежать необходимо гармоничное взаимодействие всех элементов и подсистем исследуемого процесса, которое характеризуется подчинение целей и функций всех элементов и подсистем общей цели. Только в этом случае процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности окажется результативным и будет соответствовать социальному заказу [8].

Подводя итог, можно утверждать, что процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности представляет собой сложную систему, которая обладает всеми основными свойствами систем.

Она относится к классу самых сложных социальных систем, обладающих большим количеством связей с внешней средой и зависят от нее. Это обстоятельство позволяет утверждать, что система подготовки студентов к профессиональной деятельности является открытой системой.

Открытость исследуемой системы приводит к тому, что она достаточно чувствительна к внешним воздействиям, следовательно, относится к мягким системам. Это, в свою очередь, приводит к тому, что она оказывается стохастической, т. е. характеризуется трудно предсказуемыми результатами. Эта особенность ставит перед педагогами, которые участвуют в

этой системе, задачу: сделать систему максимально возможно детерминированной и жесткой.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин П. К. Очерки по теории функциональных систем. М., 1975.

2. Берж К. Теория графов и ее применение. М., 1962. 348 с.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.

4. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. М.: Мысль, 1970. С. 7-48.

5. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. / В 2-х книгах. Москва, «Экономика», 1989.

6. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. М.: Прометей, 1993. 155 с.

7. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем / Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006. С. 511.

8. Моисеев В. Б, Найниш Л. А. Моделирование оптимальной обучающей технологии / Научно-методическое пособие. Пенза: ПГТА, 2010.

9. Найниш Л. А., Касьянова А. Ю. Организационные связи в процессе обучения // Alma mater. № 4. 2011.

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

11. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003. С. 102.

12. Эшби У. Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина. М., 1969. С. 125-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.