Nainish Larisa Alekseevna, Golubinskaya Tamara Viktorovna, Kuvshinova Olga Alexandrovna FEATURES OF REFORMING THE HIGHER TECHNICAL ...
pedagogical sciences
УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
© 2018
Найниш Лариса Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начертательная геометрия и графика Голубинская Тамара Викторовна, начальник учебно-методического отдела Кувшинова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры информационно-вычислительные системы Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Россия, Пенза, ул. Германа Титова 28, e-mail: [email protected])
Аннотация. Настоящее время отмечено регулярностью реформ высшего образования. Безусловно, реформы нужны. Жизнь меняется должна меняться и система образования. Каждая реформа требует той или иной перестройки процесса обучения. При этом указанный процесс не должен быть разрушен. Чтобы этого не случилось, люди, внедряющие реформы, должны знать законы дидактики, в соответствии с которыми функционирует процесс обучения. Но, к сожалению, эти законы знают далеко не все работающие в системе высшего образования. Это преподаватели и администрация технических вузов. У подавляющего большинства из них отсутствует представление о законах функционирования учебного процесса, т.к. они не имеют педагогического образования. Учитывая, как велико количество технических вузов, несложно представить, как много людей работает в сфере обучения без педагогического образования.
Ключевые слова: педагогический коллектив, студенческий коллектив, подсистемы обучения, графы, учебные курсы.
FEATURES OF REFORMING THE HIGHER TECHNICAL SCHOOL
© 2018
Nainish Larisa Alekseevna, Doctor of pedagogical Sciences, professor of descriptive geometry and graphics.
Golubinskaya Tamara Viktorovna, head of educational and methodical Department Kuvshinova Olga Alexandrovna, senior lecturer of the Department of information technologies Penza State University Architects and Construction (440028, Russia, Penza, German Titov, 28, e-mail: [email protected])
Abstract. The present time is marked by the regularity of higher education reforms. Of course, reforms are needed. Life is changing, and the education system. Each reform requires some adjustment of the learning process. However, this process should not be destroyed. To prevent this, people who implement reforms should know the laws of didactics, according to which the learning process functions. But, unfortunately, these laws are not known to all who work in the system of higher education. This is the teachers and administration of technical universities. The overwhelming majority of them have no idea about the laws of the functioning of the educational process, because they do not have a pedagogical education. Given how large a number of technical universities, it is easy to imagine how many people work in the field of education without pedagogical education.
Keywords: pedagogical collective, student team, learning subsystems, graphs, training courses
Процесс обучения, как и любой процесс, обладает содержанием и технологией. Но внимание преподавателей технических вузов сконцентрировано в основном на содержании обучения. Хотя и здесь не все хорошо. Приоритетным в вузах считается показатель постепенности». Поэтому для улучшения этого показателя, преподавателей, обладающих ученой степенью, частенько переводят с одной кафедры на другую. При этом, никто не обращает внимание на то, что преподаватель совсем не знает учебных дисциплин новой кафедры. Ему нужно достаточно время, чтобы в совершенстве освоить новые учебные дисциплины. А пока преподаватель их осваивает, о качестве обучения не приходится говорить, потому что он не знает ни содержания, ни технологии.
О необходимости педагогического образования преподавателей технических вузов говорил еще Д.И. Менделеев. Начиная с середины 19 века, эта тема до сих пор не сходит с повестки дня. Министерства образования и науки РФ в письме от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 утверждает, что «для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика». В этой связи возникает вопрос: как обучать преподавателей технических вузов? На первый взгляд просто: берешь учебник по педагогике и изучаешь. Но это только на первый взгляд. На самом деле возникает серьезная преграда, которая обусловлена различием между гуманитарным и техническим образованием. Привыкшие к математической четкости технари с трудом понимают расплывчатость формулировок в учебниках по педагогике. Ситуация становиться фатальной, если изучающий возьмет учебник другого автора. Там те же определения толкуются иначе. Педагогика
- это не наука: заявляет технарь. И он, оказывается, от части прав. В педагогике не используется математики, но законы функционирования учебного процесса есть, которые каждый автор описывает словами, как ему кажется, более «правильными», чем все остальные. В результате диапазон толкования одного и того же закона достаточно широк. К этому стоит добавить, что одно и то же словесное описание может различными людьми пониматься различным образом [2]. Безусловно, попытки математизировать педагогику постоянно возникают. Но математические модели гуманитариями не воспринимаются и работают только для узкого круга пользователей [4].
Сделать педагогику понятной для людей с техническим образованием можно другим компромиссным способом: излагать законы процесса обучения с позиций общетеоретических наук, например, с позиций общей теории систем [1]. Популярность этой области знания настолько велика, что с ней знакомо подавляющее большинство людей с техническим образованием. Ключевым в этой теории является понятием «система». Под системой понимают относительно устойчивую упорядоченность элементов и связей, которая определяется функциями и целями системы.
Исходя из определения системы, ее можно делить на составляющие, иначе говоря, выявлять структуру. Для этого необходимо ввести некоторые дополнительные признаки, которые могут отличаться друг от друга по величине и значимости. Эти отличия дают возможность многовариантного структурирования системы. Более крупные части, которые также можно делить на более мелкие образуют подсистемы. Для деления системы на элементы выбирать самые различные правила. В резуль-
педагогические науки
Найниш Лариса Алексеевна, Голубинская Тамара Викторовна, Кувшинова Ольга Александровна ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ...
тате у каждой системы возникают различные структуры. Но существуют следующие ограничения:
- каждая подсистема (элемент) должна выполнять единственную функцию системы, которая является подфункцией;
- подфункции обеспечивают связь между подсистемами;
- все подсистемы (элементы), действую совместно, достигая цели, поставленной перед системой.
Посмотрим, какую систему образует процесс обучения в вузе. Цель любого вуза - это эффективная подготовка по соответствующим направлениям. Она реализуется за счет решения множества различных задач, которые оказываются целями ее подсистем (элементов). Относительно всей системы они считаются подцелями, достижение которых происходит благодаря соответствующим функциям. Основные подсистемы процесса обучения их подцели и подфункции приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Подсистемы процесса обучения
Составляющие системы обучения Подугли Подфункции
1 Педагогический коллектив; Эффективная профессиональная подготовка в ходе учебного процесса; Организация и р еа лизация пр оцесса обучения студентов.
2 Материально-техническое оснащение учебного процесса всестороннее осеспечение учебного процесса учебно-методической литер а турой, компьютерной поддержкой, лабораторным оборудованием и тл.; Разработка иприненение учебно-методической литер а туры, наглядных пособий,и тл.;
3 Студенческий коллектив; получение профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций Участиев процессе обучения
4 Особенности учебных кур с о в; Способы организации учебной информации Влияние логических структур учебных курсов, на организацию процесса обучения
5 Администрация вуза; До стнжение э ффективной про фессиональной подготовки в соответствии с требованиями социума. Регулирование отношений между всеми составляющим процесса обучения в соответствии с требованиями социума
б Величина учебного Бремени Соответствие величины учебного Бремени э ффективной професснональнойподготовке Непосредственное влияние на уровень качества обучения за счет об еспечения необходимой протяженности учебного процесса;
7 Экономические затраты Всестороннее экономическое обеспечение учебного процесса Опосредованное влияние на уровень качества обучениячереэ экономическое обеспечение учебного процесса.
Рассмотрим связи, которые возникают между парами выделенных подсистем:
Педагогический коллектив - студенческий коллектив. Взаимосвязанность педагогического коллектива со студенческим является центральной в процессе обучения. Их непосредственные и опосредованные отношения составляют суть учебного процесса.
Педагогический коллектив - особенности учебных курсов. Каждый педагог обязан знать учебный курс, который преподает, его место в системе учебного плана, взаимосвязь с базовыми учебными курсами и с теми, для которых этот курс является базовым. Кроме этого педагог обязан знать все новейшие достижения в области знания, к которой он приобщает студентов.
Педагогический коллектив - администрация вуза. Эта взаимосвязь в основном представляет собой отношение подчинения. Успешное функционирование учебного процесса предполагает отрицательную обратную связь. Административные структуры должны адекватно реагировать на все проявления обратной связи, исходящие от преподавательского коллектива, иначе обучение не будет эффективным.
Педагогический коллектив - материально-техническое оснащение учебного процесса. Одна из функций педагогов состоит в том, что они должны разрабатывать обучающие технологии, писать и издавать учебно-методическую литературу, овладевать инновационным оборудованием, обеспечивающим учебный процесс и т.д. В свою очередь, новейшие разработки в области материально-технического оснащения стимулируют препода-
вателей к совершенствованию.
Педагогический коллектив - величина учебного времени. Планируя учебный процесс, педагог должен учитывать количество студентов, которое приходится на одного преподавателя, логическую структуру учебного курса с величиной учебного времени. Эта функция обеспечивает взаимосвязь этих двух подсистем. С другой стороны, сокращение количества учебного времени стимулирует преподавателей к повышению педагогического мастерства.
Педагогический коллектив - экономическая составляющая. Экономическая составляющая непосредственно связана с педагогом через величину оплаты их труда, а опосредовано через качество материально-технического оснащения учебного процесса. Влияние же педагогического коллективе на экономическую составляющую отсутствует.
Студенческий коллектив - особенности учебных курсов. Связь студентов с учебными курсами является одной из самых сильных, так, как учебные курсы в своей совокупности определяю особенности выбранной профессии, которую должен освоить студент.
Студенческий коллектив - администрация вуза. Администрация вуза в соответствии с юридическими нормами и требованиями социум занимается регулированием отношений внутри студенческого коллектива и мотивирует к эффективному освоению учебной программы.
Студенческий коллектив - материально-техническое оснащение учебного процесса. Осваивая учебный материал, студенты пользуются учебно-методической литературой, лабораторным оборудованием, учебными аудиториями, компьютерными классами и т. п. В свою очередь уровень обученности студентов требует внесения корректив в материально техническое оснащение
Студенческий коллектив - величина учебного времени. Эти две подсистемы связаны установленными нормативами по распределению, с одной стороны, и самостоятельным распределением этого времени, с другой стороны.
Студенческий коллектив - экономическая составляющая. студенческий коллектив. Экономическая составляющая определяет величину стипендии студентов и качество материально-технического оснащения учебного процесса.
Особенности учебных курсов - администрация вуза. Используя ФГОС соответствующего поколения, администрация регламентирует разработку учебных планов. В то же время администрация вуза должна учитывать уровень обучаемости студентов, требуя внесения изменений в эти планы.
Особенности учебных курсов - материально-техническое оснащение учебного процесса. Различные по своему содержанию и логической структуре учебные курсы требую различного оснащения в процессе их изучения.
Особенности учебных курсов - экономическая составляющая. Особенности логической структуры различных учебных курсов требуют различного количества учебного времени, различного материально-технического оснащения, различной квалификации педагогов. В итоге на их освоения требуются различные экономические затраты, которые должны учитываться при финансировании вузов.
Особенности учебных курсов - величина учебного времени. Логическая структура учебного курса тесно связана с величиной учебного времени. Эта связь определяется необходимым соответствием, которое не позволяет разрушать связность логической структуры.
Администрация вуза - материально-техническое оснащение учебного процесса. Решение о распределении материально-технического, его обновлении, оснащении и т.п. принимает администрация вуза. Это ее функция определяет взаимосвязь этих двух подсистем.
Администрация вуза - величина учебного времени.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)
137
Nainish Larisa Alekseevna, Golubinskaya Tamara Viktorovna, Kuvshinova Olga Alexandrovna
FEATURES OF REFORMING THE HIGHER TECHNICAL ...
pedagogical sciences
Величина учебного времени определяется ФГОС, в котором предусмотрена возможность, позволяющая администрации распределять его. Это обстоятельство определяет взаимосвязь данных подсистем.
Администрация вуза - экономическая составляющая. Одна из основных функций администрации вуза является распределение материальных ресурсов, позволяющая регулировать качество обучения.М
Материально-техническое оснащение учебного процесса - величина учебного времени. Зависимость этих двух подсистем определяется следующим: чем меньше учебного времени, тем больше и качественней будет оснащение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение учебного процесса - экономическая составляющая. Связь между этими подсистемами непосредственная. Качество и количество составляющих материально-технического оснащения учебного процесса напрямую зависит от экономических затрат, отпущенных на него. Чем больше отводится средств, тем эффективней материально-техническая поддержка процесса обучения.
Величина учебного времени - экономическая составляющая. Важность этой взаимосвязи обусловлена во всех предыдущих взаимосвязях выделенных подсистем и экономических затрат.
Взаимосвязь выделенных элементов, которая описана выше, позволяет утверждать, что она представляет собой структуру процесса обучения. При этом каждый элемент влияет на каждый. Схема этой взаимосвязи представлена графом на рис. 1 [5]. Условием его существования является множество выделенных подсистем и отношение, которое задано на этом множестве.
систем приведет к изменению во всей системе. Таким образом, если возникает необходимость ввести какие-то изменения в учебный процесс, то необходимо учитывать все его связи. Иначе можно его разрушить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берталанфи Л. Общая теория систем. - М.: Системное моделирование, 1969.
2. Вальков К.И. Лекции по основам геометрического моделирования. Л.: ЛГУ, 1975. 180 с.
3. Найниш Л.А. Педагогика в техническом вузе -проблемы и решения. // Образовательная среда сегодня и завтра. М. 2006. С. 103-109.
4. Найниш Л.А. Повышение эффективности учебного процесса с помощью математической модели. Сб. 111 Всероссийская научно-практическая конференция. Российское образование 21 веке: проблемы и перспективы. Пенза АМОО Поволжский дом знаний. 2007. Стр. 58-61.
5. Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973, с. 300.
6. Найниш Л.А., Гаврилюк Л.Е. Проблемы профессиональной подготовки студентов технических вузов средствами геометро-графических дисциплин/- Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 88-91.
7. Кувшинова О.А., Гущина Е.С. Журнал Геометрическое изображение в 3-х мерном пространстве. Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта. Днепропетровск, 2018, № 4, стр.309-315.
Статья поступила в редакцию 28.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Рис.1. Схема структуры учебного процесса
Обычно элементы множества (в нашем случае - это подсистемы процесса обучения) изображаются точками на плоскости и называются вершинами графа. В случае необходимости им приписываются пометки. В нашем случае вершины графа имеют достаточно развернутые пометки. Поэтому они изображены не точками, а прямоугольниками, в которые вписаны пометки. Отношение на множестве элементов в общем виде формулируется так: «элемент Х влияет на элемент Y». Конкретная формулировка отношения зависит от конкретной цели и конкретных функций системы.
Наблюдая построенный граф, видим, что каждая вершина связана с каждой (полный граф). Эта модель учебного процесса показывает, что он является очень
сложной системой, где любое изменение в одной из под-_