Таблица
Вклады физических лиц, млн руб.
Регион Годы Темп прироста, %
2005 2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009
ЦФО без г. Москвы 350,6 487,1 432,2 785,1 970,1 38,94 -11,26 81,64 23,57
г. Москва 980,9 1370,5 1880,3 2204,6 2790,0 39,73 37,19 17,25 26,55
СЗФО J 308,0 424,7 582,0 668,7 848,3 37,91 37,03 14,90 26,86
ЮФО 187,3 257,7 353,8 404,0 522,2 37,57 37,33 14,19 29,23
ПФО 383,3 521,0 691,2 772,2 990,1 35,92 32,69 11,72 28,21
УФО 223,3 304,9 406,1 439,4 550,9 36,59 33,19 8,19 25,37
СФО 211,0 282,6 368,8 410,1 524,5 33,95 30,49 11,19 27,90
ДФО 108,3 144,7 190,6 213,0 280,7 33,63 31,67 11,77 31,81
РФ 2752,6 3793,3 4905,1 5897,2 7476,7 37,81 29,31 20,23 26,78
В 2005-2009 гг. число банковских организаций и их филиалов в РФ увеличилось в 1,76 раза. Количество филиалов банков других регионов превышало количество местных банковских кредитных организаций и их филиалов во всех федеральных округах, за исключением Центрального федерального округа. В условиях экономической нестабильности крупные многофилиальные банки в 2009 г. проводили политику снижения издержек за счёт уменьшения количества своих региональных подразделений. Количество филиалов действующих банковских кредитных организаций сократилось. Одновременно с оптимизацией филиальной сети и сокращением количества филиалов в 2009 г. увеличилось число дополнительных и операционных офисов.
В целом банковский сектор Ульяновской области преодолел наиболее острую фазу кризиса. Отечественный рынок банковских услуг можно охарактеризовать как развитый. Однако существует огромный неиспользуемый банковский потенциал.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Сайт ЦБРФ. web: http://www.cbr.ru/
©@©©«э©©ф®©@©0©©©©0©©
Хасанова Лилия Тальгатовна, аспирант ка-федры «Финансы и кредит» УлГТУ.
УДК 658
Ю. Е. БАБИКОВА
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ПЕРЕДАЧЕ НЕПРОФИЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА АУТСОРСИНГ
Освещены вопросы внедрения аутсорсинга с позиции процессного подхода с использованием программных продуктов. Представлены возможные варианты деятельности компании при управлении бизнес-процессами. Используемые в деятельности различных предприятий программные продукты сгруппированы по функциональному признаку.
Ключевые слова: аутсорсинг, методика внедрения аутсорсинга, процессный подход, управление процессами, программные продукты.
Аутсорсинг - передача непрофильных функций и бизнес-процессов предприятия специализированным аутсорсинговым компаниям - завоёвывает всё более устойчивые позиции в эко-
©БабиковаЮ. Е., 2011
номике РФ. Процесс принятия решения, предшествующий передаче непрофильных функций предприятия на аутсорсинг, связан с оценкой как сложившейся ситуации на предприятии, так и с прогнозированием улучшений. В экономической литературе последних лет предложено несколько подходов к созданию методологического аппарата,
призванного повысить качество принимаемых решений [3, 5, 6].
Возможны следующие типичные ситуации в компании при управлении бизнес-процессами:
Вариант 1. Поиск способов повышения эффективности организации путём оптимизации бизнес-процессов на фоне относительной стабильности деятельности предприятия.
Вариант 2. Скорость роста бизнеса организации опережает скорость развития системы управления, при этом рыночная конъюнктура складывается для организации достаточно удачно. В данной ситуации существует риск потери контроля управления, в избежание которого необходима оптимизация бизнес-процессов. Топ-менеджмент от управления процессами ожидает следующее: снижение издержек; увеличение рентабельности; повышение управляемости (улучшение системы отчётности компании, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений); снижение влияния человеческого фактора при управлении компанией. При сложившейся ситуации выделение бизнес-процессов на аутсорсинг является наиболее рациональным решением.
Вариант 3. Собственники, менеджеры или специалисты организации под воздействием рекламы консалтинговых компаний пытаются найти оптимальный программный продукт для управления предприятием, помогающий описать процессы предприятия. Основной ошибкой сторонников третьего варианта является уверенность, что при внедрении программы и описания бизнес-процессов программа самостоятельно покажет «слабые места» с дальнейшей оптимизацией, и далее будет управлять организацией вместо собственников и владельцев.
Программные продукты, присутствующие сегодня на рынке и позиционируемые как «программы управления предприятием», условно можно разделить на три группы:
Группа 1 - информационные системы: корпоративные информационные системы (КИС), информационно-аналитические программные продукты, автоматизированные рабочие места (АРМ), учётно-управленческие программы, ERP-продукты (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), MRP(MRP П) -продукты (Manufacturing Resource Planning -планирование производственных ресурсов предприятия). К ним относятся программные продукты, которые способны собирать информацию о деятельности организации, обобщать её, осуществлять управленческий и/или бухгалтерский учёт, предоставлять руководителям информацию для принятия решений в удобном для них виде.
К таким информационным программным продуктам относятся: продукты компании «1С»; продукты корпорации «Парус»; продукты корпорации «Галактика» и других отечественных производителей. Из зарубежных наиболее известны следующие продукты: SAPR/3, MS АХАРТА (Navision), BAAN и др.
Группа 2 - программные продукты для моделирования бизнес-процессов, которые позволяют отобразить бизнес-процессы организации в графическом или табличном виде, и основное их назначение - визуализация технологических и управленческих цепочек действий, событий и функций. Наиболее характерные и распространённые программные продукты этого типа: ARIS Toolset (программный продукт, поддерживающий методологию ARIS - архитектура интегрированных информационных систем); BPWin (поддержка стандартов описания процессов IDEFO, IDEF3, DFD), EM Tool и IDEFO Doctor.
Группа 3 - программное обеспечение класса DocFlow и WorkFlow. Фактически эти программные продукты выполняют функции хранения, учёта, передачи информации и обеспечивают контроль за прохождением потока документов и оабот. Выполняя контоольную (Ьункпию,
A I '
они помогают руководителю в ходе управления. Алгоритм работы с данными в этих программных продуктах приходится адаптировать под нужды конкретной компании в соответствии с её целью, структурой и принятой технологией [3].
Создание процессной модели лежит в основе автоматизации управления компанией, которая на практике выражена во внедрении сложной системы автоматизации (MRP, ERP). Любой из вышеперечисленных программных продуктов в первую очередь оборачивается внедрением учётной системы, которая в базируется на детальном, достоверном и оперативном учёте, но не гарантирует изменений в системе управления. То, что сейчас принято называть автоматизацией управления, является лишь средством повышения производительности работ по учёту и отчётности, которая почти не влияет на принципы организации управления компанией [4].
При выделении непрофильных функций и бизнес-процессов на аутсорсинг классификация процессов предприятия с использованием программных продуктов играет важную роль. Перечисленные программы являются инструментом отражения процессов организации и основных количественных показателей деятельности организации. Однако не стоит переоценивать их роль в управленческой деятельности предприятия, так как они являются лишь инструментом
для управления, помогающим описывать и классифицировать бизнес-процессы и функции. При оптимизации бизнес-процессов с использованием аутсорсинга предприятиям следует учитывать не только экономическую целесообразность, но и стратегическую важность передаваемых процессов и бизнес-функций.
Методика внедрения аутсорсинга основывается на управлении процессов предприятия, с
»
использованием программных продуктов. Программы являются действенным инструментом отражения оперативного учёта. При принятии решения о внедрении аутсорсинга в целях повышения эффективности деятельности предприятия происходит изменение состава организационной структуры. Однако «до сих пор изучение принципов организации базировалось на представлении, что существует - или должен существовать - некий единственно правильный тип организационной структуры. Представление о ней неоднократно менялось, но её поиски продолжаются и по сей день» [1].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Друкер Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. / Ф. Питер Друкер. - М. : Издательский дом «Вильяме», 2002.
2. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регла-
ментация и управление : учебник / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М., 2005. - (Учебники для программы МВД).
3. Мыльник, В. В. Исследование систем управления : учебное пособие / В. В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
4. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - 3-е изд., испр. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2005. - (Серия «Практический менеджмент»).
5. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Са-ломатина. - 3-изд., перераб. и доп. - М. : ИН-ФРА-М, 2005.
6. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Медрик: пер. с англ. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002.
Бабикова Юлия Евгеньевнау аспирант кафедры «Финансы и кредит» Ул/ТУ, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация производства».
УДК 657
Г. И. МАНСУРОВА, П. M. МАНСУРОВ
УЧЕТ ОПЕРАЦИИ КУПЛИ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрены вопросы законодательно-нормативного регулирования операций по купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, отдельные аспекты бухгалтерского и налогового учёта операций осуи\ествления договора продажей предприятия у организации-продавца и предприятия-покупателя.
Ключевые слова: предприятие, имущественный комплекс, договор купли-продажи, налогообложение операций купли-продажи предприятия как имущественного комплекса, учёт операций купли-продажи предприятия, предприятие-продавец, предприятие-покупатель.
Гражданско-правовое регулирование операций купли-продажи предприятия
В своей хозяйственной деятельности коммерческие организации совершают различные сделки, в том числе сделки купли-продажи, предме-
Мансурова Г. И., Мансуров П. М., 2011
том которых может быть и целое предприятие со всем его имуществом. Порядок и требования, предъявляемые к таким сделкам, регулируются Гражданским кодексом РФ [1].
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.