Научная статья на тему 'Применение процессного подхода в организации учета'

Применение процессного подхода в организации учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2166
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-процесс / Бухгалтерский учет / проектирование процесса / Аутсорсинг / эталонное сравнение / business-process / accounting / process projecting / Outsourcing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Л. Н.

В статье анализируются вопросы формализации учетных процессов на основе современных информационных технологий и использования процессного подхода. Рассматриваются такие инструменты повышения эффективности организаций и совершенствования учета, как бенчмаркинг, реинжиниринг, процессно-ориентированное управление, всеобщее управление качеством, внедрение аутсорсинга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes formalization of accounting processes on the basis of contemporary information technologies and the application of the process approach. The author discusses the following tools of increasing organizations' effectiveness and improving of accounting: benchmarking, reengineering, process-oriented management, overall quality management, implementation of outsourcing.

Текст научной работы на тему «Применение процессного подхода в организации учета»

Результатом окончания морфологического анализа должен стать сформированный набор факторов, подобранных таким образом, чтобы обеспечить наибольшее влияние на капитализацию компании в определенный период времени.

В данной статье не рассматривается построение морфологической матрицы и диаграммы, поскольку для этого требуются дополнительные исследования. Отметим только особенности, которые необходимо учитывать по рекомендации автора данной методики:

1) следует максимально точно формулировать цели морфологического исследования, снятие акцента директивности;

2) все параметры должны быть примерно равнозначными с точки зрения поставленной цели;

3) никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества;

4) после определения полного объема морфологического множества проверить, нельзя ли морфологическую таблицу разделить на 2-3 блока, которые можно было бы анализировать не сразу, а последовательно, друг за другом.

Безусловно данный метод имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства данного метода позволят решить задачу определения факторов капитализации, провести их классификацию и предложить практические решения при управлении ею.

Литература

1. Zwicky F. Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. — McMillan, 1969.

2. Словарь Ожегова http://www.ozhegov.ru/

3. Обзор компании PricewaterhouseCoopers «Мировая горнодобывающая промышленность» Обзор мировых тенденций в горнодобывающей отрасли, 2009 год.

4. Титов В.В. Морфологический подход. 1990. http://www.metodolog.ru/00915/00915.html

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА

Л.Н. Кузнецова,

доцент кафедры аудита Ростовского государственного университета «РИНХ»,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье анализируются вопросы формализации учетных процессов на основе современных информационных технологий и использования процессного подхода. Рассматриваются такие инструменты повышения эффективности организаций и совершенствования учета, как бенчмаркинг, реинжиниринг, процессно-ориентированное управление, всеобщее управление качеством, внедрение аутсорсинга.

Ключевые слова: бизнес-процесс, бухгалтерский учет, проектирование процесса, аутсорсинг, эталонное сравнение.

УДК 657; ББК 65.052.21

Современные компании, осуществляя свою деятельность, опираются на разнообразные внутренние и внешние источники информации. Тенденция укрупнения бизнеса и усложнение взаимосвязей между входящими в него элементами объективно повышают требования к качеству информации, в том числе и учетной, при принятии экономических решений различными субъектами экономической деятельности. Бухгалтерский учет

— это не только источник информации, но и элемент формирования экономической политики, инструмент бизнеса, механизм управления производством продукции, оказания услуг.

Государственное реформирование бухгалтерского учета в РФ в целом отвечает потребностям развития рыночной экономики, но недостаточно для эффективного функционирования системы управления и формирования качественной информации в предпринимательских структурах. Одним из направлений повышение качества учетной информации может стать формализация учетных процессов. В соответствии с ИСО 9000:2000, «любой вид деятельности или набор видов деятельности, в которых используются ресурсы с тем, чтобы преобразовать входы в выходы, могут рассматриваться как процесс». Построение бухгалтерского учета в виде процессов, является условием создания единой системы управления предприятиями. В российских компаниях, являющихся лидерами в своих отраслях, данное направление совершенствования менеджмента реализуется несколько лет, однако подавляющее большинство организаций

вопросами регламентации бизнес-процессов не занимаются, что еще больше отдаляет их от лидеров.

Совершенствование информационных технологий и внедрение их в учетный процесс поставило задачу разработки сквозных бизнес-процессов, включающих в себя также учетные процессы. По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда «в мире произошла информационная революция... на смену бухгалтерским регистрам придут базы данных, частью которых станет финансовая информация» [11, с.37].

Развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Дальнейшее совершенствование учета должно ориентироваться не столько на традиционные методы фиксации произошедших фактов хозяйственной деятельности, сколько на формирование прогнозной отчетности, на инструменты взаимосвязи функций бухгалтерского учета с различными функциями финансового менеджмента. Успешное взаимодействие бухгалтерского учета и менеджмента возможно при решении определенной задачи — сочетания учетных стандартов со стандартами управления и глобальной системой управления качеством.

Как показывает отечественный и мировой опыт, недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. Однако форсирование

изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации.

Современная реальность характеризуется широким применением информационных технологий, что повышает аналитичность информации и положительно влияет на эффективность деятельности экономических субъектов, повышает их конкурентоспособность. Начальным этапом формализации бизнес-процессов может стать формирование схемы учетных процессов в организации. Обобщенная схема учетного процесса представлена на рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная схема учетного процесса

Перечень определении

/

Сложность бизнес-процессов, значительно различается в зависимости от отрасли, масштабов деятельности организации и т.п. В настоящее время единого определения бизнес-процесса нет. Кроме того, в некоторых случаях термины «процесс» и «бизнес-процесс» могут иметь одинаковую смысловую нагрузку, что создает определенные трудности при рассмотрении данной темы. Различные определения термина «бизнес-процесс» представлены в табл. 1.

Исходя из рассмотренного перечня определений, можно сделать вывод, что бизнес-процесс в наиболее обобщенном виде — это последовательность повторяющихся действий, необходимых для достижения планируемого результата деятельности организации. Процессы должны выстраиваться в соответствии с целями организации и отвечать требованию эффективности, под которой следует понимать соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.

Процессы существуют объективно и являются естественным отражением деятельности организации, но чтобы ими управлять, их необходимо правильно выделять, описывать и оптимизировать. Разработка бизнес-процессов, их детализация — трудоемкая, кропотливая работа. Так, автоматизация сквозного бизнес-процесса «Обработка страховых убытков» в компании РОСНО включала описание «20 подпроцессов и около 400 видов деятельности, при этом один из подпроцессов состоял из 230 видов деятельности. Проект занял около шести месяцев, и его результатами стали существенное повышение качества и сокращение времени обработки страховых убытков» [7] .

Анализ термина «бизнес-процесс», используемый различными авторами выявил значительный диапазон интерпретаций его смысловой нагрузки. Авторы по-разному осуществляют классификацию данного понятия. Наиболее известные классификации представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, авторы классифицируют бизнесс-про-цессы по разным признакам, что обусловлено практическими потребностями их описания, формализации, построения, и т.п. Наличие в экономическом субъекте (группе взаимозависимых

Таблица 1

амина «бизнес-процесс»

№ п/п Автор Определение

1. В.Г. Елиферов, В.В. Репин Бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [6]

2. Д.В. Павлов Бизнес-процесс (учетный) — это совокупность однородных регламентированных учетных процедур, преобразующих исходные данные (входы) в результатную информацию (выходы, продукты) [8]

3. В. Стрыгина Бизнес-процесс — это структурированный набор действий, охватывающий различные сущности предприятия и подчиненный определенной цели [9]

4. Б. Андерсен Бизнес-процесс — это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [2]

5. Й. Беккер, Л. Вилков, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанн Бизнес-процесс является особым процессом, который служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности [3]

6. М. Хаммер, Дж. Чампи. Бизнес-процесс — комплекс действий, в котором на основе одного или более видов исходных данных создается ценный для клиента результат [10]

7. Дж.Р. Эванс Процесс — это последовательность видов деятельности, предназначенных для достижения какого-то результата [12]

организаций) системы управления, основанной на регламентации процессов, позволяет осуществлять их мониторинг, своевременно определять отклонения в их функционировании и устранять нежелательные отклонения. Учетные процессы, являясь частью системы организации, обычно подлежат формализации, что обусловлено большим распространением информационных технологий в деятельности экономических субъектов. Поскольку практически каждый бизнес-процесс в той или иной мере сопровождается использованием информационных технологий, данные направления тесно взаимосвязаны.

Формализация учетных процессов позволяет их совершенствовать. Усовершенствования могут быть разного уровня и масштаба, но кардинальные качественные преобразования учетных процессов возможны только в условиях перехода от управления по функциям к управлению по процессам. Необходимое управление бизнес-процессом достигается, если его проектирование было достаточно грамотным. Основной подход к проектированию бизнес-процесса предложен компанией «Моторола» и состоит из следующих этапов:

1. Идентификация товара или услуги.

1 9 1

Классификации бизнес-процессов

Таблица 2

№ Автор Классификация бизнес-процессов

1. Д.В. Павлов «Сквозные» (межфункциональные) процессы; процессы в рамках структурных подразделений [8].

2. А. Горохов Основные — непосредственно связаные с разработкой, производством и реализацией товаров и услуг. Вспомогательные — обеспечивают нормальное функционирование основных бизнес-процессов [4].

3. Д.А. Горулев, А.А. Кварандзия 1. С точки зрения ориентации: на клиента (потребителя), «поставщика», контрагента, внутренние бизнес-процессы. 2. С точки зрения направленности: направленные на получение дохода, на снижение издержек, упорядочивание взаимодействия. 3. С точки зрения дифференцированности и многовариантности: — элементарные, — генеральные, направленные на разработку стратегии компании, — многовариантные, предполагающие переход от сложного бизнес-процесса к совокупности элементарных бизнес-процессов, — ключевые с большим количеством дефектов, — наблюдаемые, требующие внимания из-за возможности проявления не выявленных ранее дефектов; — ожидаемые — бизнес-процессы, которые в силу определенных событий (решений) будут крайне востребованы, но которые еще не описаны; — приоритетные, оптимизация которых в значительной степени влияет на увеличение дохода компании или уменьшение ее издержек; — бизнес-процессы привлечения (клиентов), направленные на формирование выручки компании; — бизнес-процессы обслуживания — пассивные бизнес-процессы, порождаемые запросами (потребностями) клиентов; — внутренние — бизнес-процессы, направленные на упорядочивание горизонтального взаимодействия служб; — блок однотипных операций (БОО) — то, что может быть включено в разные бизнес-процессы как стандартный характерный набор последовательных действий [5].

2. Идентификация потребителей.

3. Идентификация поставщиков.

4. Идентификация процесса.

5. Предотвращение ошибок в ходе процесса.

6. Измерение и контроль, улучшение целей [12, с. 317].

Применительно к бухгалтерскому учету, проектирование

процесса должно быть направлено на выполнение соответствующих учетных задач. Если процесс проектируется внутри бухгалтерии, он будет выполнять локальные задачи. Но в крупных компаниях с большой степенью автоматизации и компьютеризации производства и управления бухгалтерский учет встроен в общую систему управления, и построение учетных процедур является элементом сквозных бизнес-процессов. На основе рисунка 1 и подходов к проектированию процессов, разработанных компанией «Моторола», можно предложить следующий алгоритм проектирования учетного процесса.

1. В качестве входа бизнес-процесса можно рассматривать информацию, факт хозяйственной деятельности, документы, необходимые и достаточные для выполнения учетных процедур.

2. Потребителем учетной информации может быть как внутренний, так и внешний пользователь. В качестве внутреннего потребителя можно рассматривать должностное лицо, получающее результат учетного процесса для принятия управленческого решения или для дальнейшей обработки этой информации. Внешними пользователями являются акционеры, кредиторы (банки), налоговые и статистические органы и т.п.

3. Поставщиком является должностное лицо, на которого возложена обязанность входа в процесс.

4. Процесс — сама учетная процедура.

5. Предотвращение ошибок основывается на выполнение установленных требований (стандартов, инструкций и т.п.).

6. Выход бизнес-процесса —это результат исполнения учетных процедур в виде документов, элементов баз данных и т.п. и осуществление контроля: внутренний аудит, обязательный аудит (в определенных случаях), налоговые проверки и т.п.

Подходы к описанию учетных бизнес-процессов могут быть различными. Возможно описание учетных бизнес-процессов, а также бизнес-процессов, включающих учетные процедуры посредством адаптации существующих стандартов описания бизнес-процессов к специфике бухгалтерского учета. Снижение затрат при создании бизнес-процессов возможно посредством издания их каталогов, например, с использованием классификаторов: однотипные процессы содержат повторяющиеся части, что и должно быть использовано многократно. Внедрение биз-

нес-процессов зависит от уровня развития менеджмента организации, да и сами бизнес-процессы градируются по уровню эволюционного развития.

Построение бизнес-процессов не может быть самоцелью. Определяющей целью является эффективное управление компанией. Управление бизнес-процессами можно определить, как развитие процессного подхода, изначально сформированного в системах менеджмента качества и реинжиниринга. Последующее развитие процессный подход получил с возникновением современных информационных систем. Появление нового класса информационных систем, которые позволяют построить модель бизнес-процесса на языке диаграмм, блок-схем, устанавливать степень допуска к системе, осуществлять мониторинг функционирования каждого и всех элементов системы создают необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования как самих бизнес-процессов, так и системы их управления.

Другой целью, достижение которой возможно при разработке бизнес-процессов, является повышение качества продукции (услуг, продукта) на основе теории всеобщего управления качеством (Total Quality Managment — TQM). Один из лидеров в области качества Джозеф Джуран предположил, что ХХ век историки назовут веком производительности, а XXI — веком качества.

Деятельность по совершенствованию бизнес-процессов является разнонаправленной, но она должна отвечать принципам TQM:

— регулярное отслеживание изменений в деятельности организаций, способных оказать влияние, как на концепцию качества, реализуемую организацией, так и на систему контроля качества;

— существование достаточно проработанного плана непрерывного совершенствования TQM, как организации в целом, так и всех участков ее деятельности, в том числе и вспомогательных, обслуживающих;

— заинтересованность и вовлеченность всех сотрудников организации в реализацию концепции;

— отслеживание и предотвращение «внешних угроз» для организации;

— наличие необходимых и достаточных финансовых ресурсов, связанных с поддержанием необходимого уровня качества;

— постоянная поддержка системы управления качеством;

— достаточное документирование процессов управления качеством и их анализ;

Рис. 2. Алгоритм контроля и совершенствования бизнес-процесса

— поддержание обратной связи с потребителями работ (услуг) организации.

Понятие «качество» очень разнообразно. Наиболее распространенными являются требования качества, установленные МС ИСО серии 9000. Система управления процессами обеспечивает возможность построения в организации системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО ^О 9001:2000. Учитывая сложность и многоплановость понятия «качество», остановимся только на основных аспектах данного направления.

В соответствии со стандартом ИСО 9001 «Система менеджмента качества. Требования» качество — это степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования [1]. Достижение целей осуществляется при соблюдении принципов, стандартами к которым в частности относится постоянное улучшение. Принцип постоянного совершенствования лежит в основе всех известных концепций управления бизнес-процессами.

Алгоритм контроля и совершенствования бизнес-процесса представлен на рис. 2. Отметим, что данный алгоритм не будет верным по процессам, которые определяются по принципу «точно в срок».

Для того чтобы процесс можно было улучшить он должен быть повторяемым и измеряемым. Вопросы управления бизнес-процессами широко рассматриваются в производственной деятельности и значительно реже в деятельности по оказанию услуг, созданию нематериальных продуктов или дополнительных (вспомогательных) направлений деятельности. В перспективе, как было, сказано выше, бизнес-процессы должны рассматриваться как сквозные, без разделения на виды деятельности. Измерение процесса в бухгалтерском учете достаточно сложно. К показателям измерения можно отнести следующие критерии:

— отсутствие нареканий со стороны потребителей учетной информации,

— длительность учетной процедуры и т.п.

В условиях существующей конкуренции, обострившейся в период финансового кризиса, для выживания современные компании должны заниматься совершенствованием своей деятельности постоянно. В современной практике существуют различные инструменты повышения конкурентоспособности бизнеса. Выделим инструменты, элементом которых являются бизнес-процессы — это бенчмаркинг, реинжиниринг, процессноориентированное управление, всеобщее управление качеством, внедрение аутсорсинга и т.п. Рассмотрим кратко их взаимосвязь с бизнес-процессами.

Бенчмаркинг — сравнение различных процессов в собственной организации с лучшими методами организации производства в иных субъектах. В ходе сравнения выявляются отклонения, как в лучшую, так и в худшую стороны. Идея проведения бенчмаркинга основана на концепции заинтересованных сторон. Основой проведения сравнения могут быть разные базы сравнения, среди которых и бизнес-процессы.

Реинжиниринг—фокусирование на радикальных улучшениях, позволяющих резко повысить качество, уменьшить длительность цикла (например, бизнес-процесса), уменьшить издержки посредством кардинального изменения процессов, являющихся элементами бизнес-процессов.

Аутсорсинг — передача на длительный срок в целом или частично функций или бизнес-процессов партнерам на возмездной основе с целью повышения эффективности деятельности организации. Аутсорсинг развивается в разных сферах функционирования бизнеса, например, «аутсорсинг бизнес-процессов» может характеризовать комплекс второстепенных технологических процессов, состав которых постоянно меня-

ется. Чаще всего в этот комплекс входят такие процессы как: бухгалтерский учет, снабжение, начисление и учет заработной платы, внутренний аудит, исчисление налогообложения и ряд иных аналогичных процессов.

Зародившись в древнем мире, учет как функция управления с течением времени обособляется. Наиболее распространенной формой обособления учета является аутсорсинг, который следует рассматривать как современный метод создания эффективных компаний в условиях жесткой конкуренции. В России развивается такое направление аутсорсинга, как возложение непрофильной деятельности на стороннюю организацию. И хотя основным побудительным мотивом при передаче веде-

ния бухгалтерского учета сторонним организациям в Российской Федерации является снижение налогового бремени, это одновременно ведет к снижению издержек организации. При более грамотном подходе к аутсорсингу, а именно, передаче сторонним организациям учетных бизнес-процессов, его использование является инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса.

Таким образом, стандартизация бизнес-процессов в бухгалтерском учете является важным инструментом повышения качества учетной информации и эффективности деятельности организаций.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

2. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.

3. Менеджмент процессов / Й Беккер, Л. Вилков и др. — М.: Эксмо, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Горохов А. Бизнес-процессы: оптимизация против кризиса // Консультант. — 2009. — № 3.

5. Горулев Д.А., Кварандзия А.А. Оптимизация бизнес-процессов страховой компании. // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2008. — № 3.

6. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. — М.: Инфра-М, 2005.

7. Лопатин В.А. Система управления бизнес-процессами // Управление в кредитной организации. — 2008. — № 6.

8. Павлов Д.В. Особенности моделирования учетных бизнес-процессов // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 16.

9. Стрыгина В. Систематизация бизнес-процесса «Наем персонала» // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2009. — № 7.

10. Хаммер М., Чампи Дж. Совершенство управления процессами. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.

11. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: Пер. с англ. / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.