© Кондратов А.И., 2011
УДК 327 ББК 66.4(0)
ПРОЦЕСС, ПОВЕДЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
А.И. Кондратов
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи основных понятий, позволяющих исследовать изменения в системе международных отношений, связанных с внешнеполитической деятельностью государства. В работе предложены авторские определения понятий «внешнеполитический процесс государства», «внешнеполитическое поведение государства», «внешнеполитическая коммуникация государства» и некоторых других. Раскрываются их функции и место в конкретных понятийных рядах и показываются некоторые возможности применения в исследованиях соответствующих им теоретических концепций.
Ключевые слова: теория международных отношений, внешнеполитическая деятельность государства, внешнеполитический процесс государства, внешнеполитическое поведение государства, внешнеполитическая коммуникация государства.
Проведение любого научного исследования в рамках теории международных отношений предполагает использование соответствующих его целям и задачам методологии и понятийно-терминологического аппарата. Поскольку явления могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, то выбор методологических подходов и теоретических инструментов обусловлен возможностями применения понятий, позволяющих проводить исследование с использованием статических и динамических понятий соответственно.
В интересах изучения динамики в системе международных отношений, как в комплексе, так и самостоятельно, могут применяться процессный, поведенческий, функциональный и системно-деятельностный подходы. Главными теоретическими инструментами познания изменений в этой системе выступают соответствующие названным подходам взаимосвязанные множества динами-
ческих понятий. В любом множестве существует ряд базовых понятий, претендующих на роль категорий, каждая из которых выполняет свои функции и занимает свое конкретное место в понятийном ряду определенного множества понятий. Применительно к изучению изменений в системе международных отношений такими категориями выступают: «внешнеполитический процесс государства», «внешнеполитическое поведение государства», «внешнеполитические коммуникации государства» и «внешнеполитическая деятельность государства» [1-4; 6; 8-14]. Каждая из названных категорий входит в соответствующее множество понятий, группируемых в соответствии с отношением к базовым для широкого круга исследований категориям политической науки, таким как: «процесс», «поведение», «коммуникация» и «деятельность».
Однако, несмотря на сущностные отличия между определяющими конкретные явления понятиями, в некоторых источниках встречается их отождествление, что ведет к появлению терминологического дисбаланса и возникновению путаницы в теории международных отношений и смежных с ней научных (учебных) дисциплинах.
В этой связи целью предлагаемой вниманию работы стало обоснование различий между основными понятиями, позволяющими проводить исследования изменений в системе международных отношений, которые связаны с внешнеполитической деятельностью государства, и раскрытие возможностей их применения в рамках единого методологического подхода. Достижение поставленной цели предполагает последовательное раскрытие основных функций (роли) некоторых понятий, представляющих конкретные множества, и определение их места в понятийном аппарате теории международных отношений.
В ходе предыдущих исследований нами раскрыты роль и место категории «внешнеполитическая деятельность государства» в понятийном аппарате теории международных отношений, рассмотрено множество понятий и основные компоненты направленной на ее изучение понятийно-терминологической системы [5; 6; 7]. Поэтому в данной работе мы акцентируем внимание на иерархии понятий в трех других множествах.
Первое множество представлено относящимся к категории «процесс» рядом основных понятий: «мировой политический процесс», «международный политический процесс» и «внешнеполитический процесс государства». Собственно, под процессом в системе нами понимается взаимодействие двух и более элементов системы либо воздействие субъектов на объекты их интересов, приводящее к изменениям в данной системе во времени и пространстве.
Мировой политический процесс - взаимодействие двух и более элементов системы мировых политических отношений либо их воздействие на объекты их интересов, приводящее к изменениям в этой системе во времени и пространстве.
Международный политический процесс - взаимодействие двух и более элементов системы международных отношений либо их воздействие на объекты их интересов, осуществляемое в ходе реализации их политики и приводящее к изменениям в этой системе во времени и пространстве.
Внешнеполитический процесс государства - взаимодействие между элементами системы внешнеполитических отношений
государства или внешнеполитическое воздействие государства на объекты его внешнеполитических интересов, осуществляемое во времени и пространстве и приводящее к изменениям в данном государстве и/или в объектах его интересов.
Основные функции названных понятий связаны с тем, что как теоретические инструменты они способствуют изучению динамики явлений в конкретных системах: мировой политической системе, системе международных отношений, системе внешнеполитической деятельности государства соответственно. Несмотря на то что данные системы взаимосвязаны между собой, каждая из них обладает только одной ей присущими особенностями и, соответственно, различной динамикой.
Место данных понятий определяется их расположением в представленном понятийном ряду. При таком построении каждое явление, определяемое соответствующим понятием, имеет только одну сущность и не может быть определено каким-либо другим понятием.
Ключевые функции понятий второго множества, относящихся к «поведению», можно определить как познание динамики конкретных элементов в различных системах (как, собственно, и самих систем, например мировых, международных и внутриполитических отношений), выражающейся в наблюдаемых и оцениваемых различными субъектами действиях данных элементов. Эта функция обусловлена сущностью базовой категории «поведение», применение которой в качестве теоретического инструмента позволяет качественно решать задачи наблюдения и оценки в конкретный исторический период действий/бездействий какого-либо субъекта и изучения причин обусловленности конкретных действий.
Поведение системы международных отношений - изменение хотя бы в одном из ее существенных свойств во времени, ведущее к изменению ее состояния.
Поведение элемента в системе - действие или бездействие элемента в границах конкретной системы, обусловленное причинно-следственными связями его возникновения, наблюдаемое и оцениваемое кем-либо в конкретный период времени.
Внешнеполитическое поведение государства в системе международных отношений - действие или бездействие государства в системе международных отношений, обусловленное необходимостью реализации его интересов или реакцией на оказываемое на него внешнее воздействие, наблюдаемое и оцениваемое самим государством и иными участниками международных отношений в конкретный исторический период развития данной системы.
Место в понятийном ряду основных элементов данного множества определяется построением логической цепочки типа «поведение системы» - «поведение элемента в системе международных отношений» - «внешнеполитическое поведение государства». Данный ряд построен по принципу следования от общего понятия к частному и имеет конкретные границы, а каждое из явлений, определяемых входящими в него понятиями, также имеет только одну сущность.
Что касается функций понятий третьего множества, то их главное предназначение в теории международных отношений, как нам представляется, в решении конкретных задач, предполагающих изучение группы явлений, связанных с динамикой реализации различных коммуникаций в системе международных отношений. Только в терминах коммуникации, в отличие от процесса и поведения субъектов, появляется возможность для объективного рассмотрения особенностей реализации связей между элементами данной системы, ее связей со своей средой и входящими в нее элементами. В отличие от данного инструмента, только категория «процесс» позволяет изучать круг явлений коммуникации во времени и пространстве. Не может коммуникация и решить задачи, отводимые категории «поведение», так же как последняя не способна выполнять функции первой.
Поэтому место «коммуникации» в понятийном аппарате теории международных отношений определяется построением соответствующего понятийного ряда «коммуникация в системе международных отношений» - «коммуникация системы международных отношений с ее средой» - «коммуникация системы международных отношений с ее элементами» - «коммуникация элементов сис-
темы международных отношений» - «внешнеполитическая коммуникация государства». Каждое из входящих в данный ряд понятий определяет сущность только одного конкретного явления.
Например, коммуникация в системе международных отношений - совокупность форм реализации связей внутри системы международных отношений, отражающая передачу по определенному каналу каких-либо объектов окружающей нас реальности от одного субъекта к другому, принимающему данные объекты.
При этом под внешнеполитической коммуникацией государства предлагается понимать совокупность форм реализации связей государства с системой международных отношений и ее элементами, отражающую передачу государством по одному из каналов связей различных объектов окружающей нас реальности другим субъектам взаимодействия данной системы, принимающим эти объекты.
Представленные положения позволяют сформировать понятийный ряд, отражающий в предельно общем виде динамику системы международных отношений. Следуя от общего к частному, в него можно включить такие понятия, как: «развитие системы международных отношений» - «процесс развития системы» - «поведение системы международных отношений». Хотя данные понятия близки по своему смыслу, поскольку связаны с динамикой системы, но по своей сущности они различны и поэтому не тождественны.
Все явления, раскрываемые с помощью представленных понятий, взаимосвязаны между собой, что позволяет выделить некоторые причинно-следственные отношения между ними.
Так, осуществление государством внешнеполитической деятельности (причина) приводит к развитию коммуникаций в системе международных отношений (следствие). В свою очередь, от осуществления коммуникаций в определенной степени зависит как сама деятельность этого элемента, так и поведение других элементов данной системы, влияющих на ход международного процесса, который, в свою очередь, способствует развитию системы международных отношений в целом.
С альтернативной точки зрения, если предположить, что все государства (как основные элементы системы международных отношений) по какой-либо причине одновременно прекратили свою внешнеполитическую деятельность, то это приведет к парализации коммуникаций в системе. Следствием этого будет отсутствие возможностей для наблюдения и оценки их поведения, что означает прекращение международных процессов и, как следствие, прекращение существования всей системы.
На микроуровне анализа соотношений понятий системы международных отношений интерес представляет рассмотрение тех понятий, которые имеют отношение к динамике развития государства как основного элемента системы международных отношений. К таким понятиям относятся: «внешнеполитический процесс государства», «внешнеполитическое поведение государства», «внешнеполитическая коммуникация государства». По своему статусу и значению в понятийно-терминологических системах политической теории и теории международных отношений данные понятия вполне могут быть отнесены к разряду категорий.
Несмотря на то что все они связаны между собой и с категорией «внешнеполитическая деятельность государства», каждая из них также обладает только одной и только ей соответствующей сущностью и тем отличается от других. Различны и сами теоретические концепции, с помощью которых раскрываются конкретные явления системы международных отношений. Подтверждением данного предположения могут стать результаты сравнительного анализа таких различий и соотношений ключевых положений теоретических концепций внешнеполитического процесса, внешнеполитического поведения, внешнеполитической коммуникации и внешнеполитической деятельности государства. Основные положения названных теоретических концепций представлены в таблице.
Отметим, что под теоретической концепцией здесь понимается основанный на теоретических и методологических положениях способ восприятия и интерпретации наиболее важных идей относительно рассматриваемых явлений, который может быть использован в дальнейших теоретических и эмпирических исследованиях,
в том числе в интересах развития теории и практики международных отношений.
Во многом положения, относящиеся к содержанию какой-либо теоретической концепции, базируются на функциях, которые выполняет теория в ее классическом понимании. К таким функциям мы относим объяснительную, предсказательную, синтезирующую, методологическую и практическую.
Из таблицы видно, что данные концепции различаются не только по выполняемым функциям, но и по содержанию множеств основных категорий, понятий и терминов, используемых для раскрытия самих явлений данных концепций. Очевидны и различия в характере рассматриваемых в рамках указанных концепций отношений субъектов (объектов).
Кроме того, можно сделать следующие важные для дополнительной аргументации выдвигаемых положений выводы.
Представленные теоретические концепции в целом отличаются и благодаря сравнению содержания множеств основных категорий, понятий и терминов, с помощью которых раскрываются, собственно, такие явления, как внешнеполитический процесс государства, внешнеполитическое поведение государства, внешнеполитическая коммуникация государства и его внешнеполитическая деятельность.
Каждая из теоретических концепций предназначена для рассмотрения различных характеров отношений субъектов и объектов. Совпадения характеров отношений применительно к соответствующим парам понятий не означает равные возможности познания раскрываемых с помощью данных понятий явлений, а свидетельствует о необходимости учета роли субъекта в каждой концепции.
Каждая из рассматриваемых базовых категорий как самостоятельная теоретическая концепция выполняет только ей одной присущие функции (объяснительную, предсказательную, синтезирующую, методологическую и практическую).
Рассмотренные на примере государства теоретические концепции, связанные с основными динамическими понятиями, указывают на необходимость соблюдения научной строгости в ходе исследований происходящих в системе международных отношений явлений, учета их сущностных различий, в том числе при одновремен-
Соотношение концепций внешнеполитического процесса, внешнеполитического поведения, внешнеполитической коммуникации и внешнеполитической деятельности государства
Компонент концепции Концепция внешнеполитического процесса государства Концепция внешнеполитического поведения государства Концепция внешнеполитической коммуникации государства Концепция внешнеполитической деятельности государства
Ключевая категория Вн ешнепол ит иче ски й процесс государства -это взаимодействие между элементами-субъектами системы внешнеполитических отношений внутри государства либо внешнеполитическое воздействие государства на объекты его внешнеполитических интересов, осуществляемое во времени и пространстве и приводящее к изменениям в данном государстве и/или в объектах его интересов Внешнеполитическое поведение государства - это действие или бездействие государства в системе международных отношений, обусловленное необходимостью реализации его интересов или реакцией на оказываемое на него внешнее воздействие, наблюдаемое и оцениваемое самим государством и иными участниками международных отношений в конкретный исторический период развития данной системы Внешнеполитическая коммуникация государства - это совокупность форм реализации связей государства с системой международных отношений и ее элементами, отражающая передачу государством по одному из каналов связей различных объектов окружающей нас реальности другим субъектам взаимодействия данной системы, принимающим эти объекты Внешнеполитическая деятельность государства - это организованная и соответствующим образом обеспеченная деятельность государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики
Основные категории, понятия и термины Субъекты (участники процесса), пространство, время, взаимодействие, воздействие, изменение Субъект, причина, действие, наблюдение, оценка Субъекты коммуникации, объекты коммуникации, передача, прием, каналы связи/приема-передачи Субъект, объекты, воздействие, обеспечение, организация, тактика
Характер отношений субъектов (объектов) Субъектно- субъектные Субъектно-объектные Субъектно- субъектные Субъектно-объектные
Основная объяснительная функция Раскрывает изменения состояния государства и/или в объектах его интересов во времени и пространстве, вызванные воздействием/взаимодействием Раскрывает причины совершения государством тех или иных действий в конкретный исторический период развития международных отношений Раскрывает некоторые формы связей государства с другими субъектами международных отношений Раскрывает взаимосвязи между воздействием, обеспечением, организацией и тактикой деятельности государства по реализации его внешних интересов
Основная пред- сказа-тельная функция Позволяет предвидеть изменение состояния государства и/или объектов его интересов во времени и пространстве Позволяет предвидеть реакцию государства на внешнее воздействие и действия по реализации его внутренних потребностей Позволяет предвидеть развитие каналов и средств коммуникации, возможностей их использования в деятельности государства Позволяет предвидеть развитие направлений воздействия, обеспечения, организации и тактики государства по реализации его внешнеполитических интересов
Основная синтезирующая функция Позволяет накапливать и объединять знания о протекании процессов изменения состояния государства и/или его объектов Позволяет накапливать и объединять знания и опыт о причинах и последующих действиях государства Позволяет накапливать и объединять знания и опыт развития коммуникаций в различных государствах Позволяет накапливать и объединять знания и опыт внешнеполитической деятельности государств
Окончание таблицы
Компонент концепции Концепция внешнеполитического процесса государства Концепция внешнеполитического поведения государства Концепция внешнеполитической коммуникации государства Концепция внешнеполитической деятельности государства
Основная методологическая функция Демонстрация возможностей применения процессного подхода для изучения явлений в системе международных отношений Демонстрация возможностей применения поведенческого подхода для изучения явлений в системе международных отношений Демонстрация возможностей применения функционального подхода для изучения явлений в системе международных отношений Демонстрация возможностей применения системно-деятельностного подхода для изучения явлений в системе международных отношений
Основная практическая функция Позволяет применять знания для управления процессами изменения состояния государства и/или его объектов в системе международных отношений Позволяет применять знания и опыт для координации своей деятельности, в том числе и в интересах своей безопасности Позволяет применять знания и опыт для создания новых коммуникаций и их использования в деятельности государства Позволяет применять знания и опыт во внешнеполитической деятельности отдельно взятого государства
ном использовании с иными понятиями, отражающими сходные, но не тождественные явления.
Достоинством применения рассматриваемых концепций с точки зрения реализации методологической функции является демонстрация приоритетов в использовании базовых подходов (процессного, поведенческого, функционального, системного или системно-деятельностного), наиболее часто встречающихся в исследованиях окружающей действительности и проводимых в интересах политической теории и теории международных отношений.
В то же время, несмотря на существующие различия, для теоретического анализа эмпирических фактов практики международных отношений, связанных не только с внешнеполитической деятельностью отдельного государства, но и с другими участниками этих отношений, целесообразно применение указанных категорий в комплексе с другими понятиями теории международных отношений.
Таким образом, рассмотрение некоторых особенностей понятийного аппарата, используемого в исследованиях изменений в системе международных отношений, связанных с внешнеполитической деятельностью государства, свидетельствует о том, что в настоящее время в рамках теории международных отношений в интересах решения научных задач имеется достаточно серьезный арсенал теоретических инструментов познания множества явлений в рассматриваемой сфере. В целях его эффективного применения необходимо стремиться к соблюдению научной стро-
гости в интерпретациях близких, но не тождественных явлений, что возможно осуществить путем последовательной ревизии имеющегося знания и унификации применяемых терминов и понятий. Решение данной задачи возможно в рамках целевых, как прикладных, так и фундаментальных, научных исследований. В этой связи автор выражает надежду, что представленные им положения, вероятно в чем-то имеющие дискуссионный характер, подтолкнут читателей к новым разработкам в данной области в интересах дальнейшего развития теории международных отношений и политической науки в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внешнеполитический процесс в странах Востока / под ред. Д. В. Стрельцова. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 336 с.
2. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. - М. : Прометей, 2004. -328 с.
3. Ирхин, Ю. В. Политология / Ю. В. Ирхин,
В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М. : Юристъ, 2002. -511с.
4. Козырев, Г. И. Международный политический процесс / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - N° 4. - С. 98-110.
5. Кондратов, А. И. Внешнеполитическая деятельность государства как категория теории международных отношений / А. И. Кондратов // Социология власти. - 2009. - № 7. - С. 158-166.
6. Кондратов, А. И. Модель внешнеполитической деятельности государства / А. И. Кондратов. - М. : РАГС, 2010. - 274 с.
7. Кондратов, А. И. Система основных категорий внешнеполитической деятельности государства и ее функции / А. И. Кондратов // Вестник ВолГУ Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2009. - N° 2 (16). - С. 41-46.
8. Косолапов, Н. А. Становление субъекта российской внешней политики / Н. А. Косолапов // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6, № 1-2. - Зима - весна. -
С. 13-14.
9. Нефедов, С. А. Системная модель политического процесса: структура и основные понятия / С. А. Нефедов // Вестник ВолГУ Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2009. - № 2 (16). - С. 84-89.
10. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер,
2001. - 656 с.
11. Тавадов, Г. Т. Политология / Г. Т. Тава-дов. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416 с.
12. Хрусталев, М. А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза: очерки теории и методологии / М. А. Хрусталев. - М. : МГИМО-НОФМО, 2008. - 232 с.
13. Цыганков, П. А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективности коммуникации / П. А. Цыганков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. -1999. - № 4. - С. 56-65.
14. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. - М. : Гардарики,
2002.- 590 с.
PROCESS, BEHAVIOR, COMMUNICATION AND FOREIGN POLICY ACTIVITY OF THE STATE:
A PARITY OF CONCEPTS
A.I. Kondratov
The article considers the parity of the basic concepts which allow investigating changes in the system of international relations connected with foreign policy activity of the state. The author gives his definitions of such concepts as foreign policy process of the state, foreign policy behavior of the state, foreign policy communications of the state and some others. The article shows the functions and the place of these concepts in concrete conceptual numbers as well as some possibilities of their application in researches of corresponding theoretical concepts.
Key words: theory of international relations, foreign policy activity of the state, foreign policy process of the state, foreign policy behavior of the state, foreign policy communications of the state.