Научная статья на тему 'Процесс и модели создания консалтингового бизнеса'

Процесс и модели создания консалтингового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3382
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГОВЫЙ БИЗНЕС / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНСАЛТИНГОВОЙ ФИРМОЙ / СONSULTING BUSINESS / THE STAGES OF CREATION AND MANAGEMENT CONSULTING FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

Консалтинговый бизнес, как и любой другой, испытывает потребность в профессиональных решениях и рекомендациях по созданию, ведению и оптимизации. Проблемы консалтингового бизнеса начинаются с момента его регистрации, выбора модели создания, менеджмента и оценки его эффективности. В связи с этим актуализируется необходимость детального рассмотрения процесса создания и управления консалтинговым бизнесом. В статье консалтинговый бизнес рассматривается как элемент системы менеджментобразования, описывается процесс регистрации, создания и управления консалтинговой фирмой, дается характеристика моделей создания консалтингового бизнеса в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process and Model Create a Consulting Business

Consulting business, like any other, feels the need for professional decisions and recommendations on the creation, management and optimization. Problems consulting business begin from the moment of its registration, the choice of model creation, management and evaluation of its effectiveness. In this regard, the necessity of detailed consideration of the process of creating and managing a consulting business. The article in the consulting business is considered as an element of the system of management of education, describes the process of registration, creation and management consulting firm, describes the models create a consulting business in domestic practice.

Текст научной работы на тему «Процесс и модели создания консалтингового бизнеса»

<

Шемятихина Л. Ю.

Процесс и модели создания консалтингового бизнеса

Шемятихина Лариса Юрьевна

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) о

Институт кадрового развития и менеджмента

Заведующий кафедрой теории и практики управления организацией Кандидат педагогических наук, доцент ^Ьют@таУ .ш

РЕФЕРАТ

Консалтинговый бизнес, как и любой другой, испытывает потребность в профессиональных решениях и рекомендациях по созданию, ведению и оптимизации. Проблемы консалтингового бизнеса начинаются с момента его регистрации, выбора модели создания, менеджмента и оценки его эффективности. В связи с этим актуализируется необходимость детального рассмотрения процесса создания и управления консалтинговым бизнесом.

В статье консалтинговый бизнес рассматривается как элемент системы менеджмент-образования, описывается процесс регистрации, создания и управления консалтинговой фирмой, дается характеристика моделей создания консалтингового бизнеса в отечественной практике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

консалтинговый бизнес, этапы создания и управления консалтинговой фирмой

Shemyatikhina L. Yu.

The Process and Model Create a Consulting Business

Shemyatikhina Larisa Yurievna

The ural State Pedagogical university (Ekaterinburg, Russian Federation),

The institute of Personnel Development and Management

Head of the department of theory and practice of organization management

PhD in Pedagogic, Associate Professor

lyshem@mail .ru

ABSTRACT

Consulting business, like any other, feels the need for professional decisions and recommendations on the creation, management and optimization. Problems consulting business begin from the moment of its registration, the choice of model creation, management and evaluation of its effectiveness. In this regard, the necessity of detailed consideration of the process of creating and managing a consulting business.

The article in the consulting business is considered as an element of the system of management of education, describes the process of registration, creation and management consulting firm, describes the models create a consulting business in domestic practice.

KEYWORDS

œnsulting business, the stages of creation and management consulting firm

Консалтинговый бизнес, как и любой другой, испытывает потребность в профессиональных решениях и рекомендациях по созданию, ведению и оптимизации. Проблемы консалтингового бизнеса начинаются с момента его регистрации, выбора модели создания, менеджмента и оценки его эффективности. В связи с этим актуализируется необходимость детального рассмотрения процесса создания и управления консалтинговым бизнесом.

Спрос на ключевые сферы консультирования в РФ, 1997-2013 гг.

Период Предложение консультационных услуг Субъект консультирования

1992-1995 Реструктуризация, управление финансами Зарубежные консалтинговые фирмы

1996 Юридическое консультирование, управление производством, бюджетирование Частные консультанты; российские консалтинговые фирмы

1997-1999 Маркетинг, общее и стратегическое управление, аудит и финансовый менеджмент Зарубежные и российские консалтинговые фирмы

2000-2005 1Т-менеджмент, управление человеческими ресурсами, финансовое оздоровление Зарубежные и российские консалтинговые фирмы, частные консультанты

2006-2010 Управление проектами, корпоративный менеджмент, маркетинг отношений Зарубежные и российские консалтинговые фирмы

2010 — наст. время Международный менеджмент, корпоративные стратегии и коммуникации, социальная ответственность Зарубежные консалтинговые фирмы

Динамика развития рынка консалтинга в России и структура спроса служат индикатором остроты проблем клиентских организаций [1] (таблица), которые они переживали в тот или иной период времени, и становятся основой для разработки концепции создания нового консалтингового бизнеса и формирования его «портфеля».

В 1990-х гг. рост консалтинга как нового вида предпринимательской деятельности в России составлял в среднем 17% ежегодно. Первоначально консалтинговыми фирмами предоставляется реинжиниринг бизнес-процессов, позднее — поиск рецептов против допущенных ранее ошибок управления и подготовка к международной интеграции бизнеса. С 1998 г. сфера услуг в области аудита и консалтинга становится стабильным сегментом российского бизнеса. Одними из традиционных разновидностей консалтингового бизнеса является бухгалтерский учет и аудит, так как многие клиенты пришли к выводу о целесообразности выделения этой деятельности за пределы своих интересов и покупки этих услуг.

Стремительный рост отечественного консалтингового рынка вызвали регулярные рейтинги консалтинговых фирм, публикуемые с 1999 г. компаниями «Эксперт-РА», «РБК», «Коммерсантъ» и др., что привлекло в консалтинг большое количество предпринимателей. Основными показателями ранжирования являлся показатель совокупной выручки от предоставления консультационных услуг за определенный период.

В начале 2000-х гг. наблюдается рост профессиональной компетентности руководителей организаций, поэтому обращение к консалтингу происходит только при комплексных преобразованиях, а реализуемые консультационные проекты рассчитаны уже на длительное сотрудничество. К этому времени формируется культура заказа консультационных услуг.

Российский консалтинг продолжает набирать силы не только количественно, но и качественно [2]. В России действует уже более 1000 консалтинговых фирм, объединяющих около 10 000 профессиональных консультантов. Важнейшее воздействие на рост рынка консультационных услуг в России оказали следующие факторы: объективная потребность в структурных преобразованиях в экономике, традици-

онно повышающая спрос на них; эволюция отношения к консалтингу со стороны 2 отечественного бизнеса; развитие инфраструктуры консалтинга (профессиональные | ассоциации консультантов, центры и программы обучения консультантов по управ- о лению, семинары, конгрессы и специализированные выставки, учреждение журна- о лов и информационных бюллетеней); значительный интеллектуальный потенциал, т накопленный российским консалтингом. х

К 2002 г. консалтинговые фирмы накопили достаточно опыта для того, чтобы на н его основе формировать технологии предоставления услуг, образцом которых яв- «с ляются кейсы для решения частных задач в определенных сферах деятельности. т В отраслевом разрезе львиная доля консультационных услуг приходится на нефтяную, газовую, химическую и нефтехимическую промышленность. В 2002 г. их доля в выручке 50 крупнейших консалтинговых фирм составляла 18,8%. На втором месте — предприятия торговли (11% выручки). На третьем — предприятия ТЭК (9,6% выручки). До 5,7% увеличилась доля услуг предприятиям телекоммуникации и связи.

Все более крупным заказчиком консультационных услуг становится само государство, часто привлекающее крупные консалтинговые фирмы для решения макроэкономических задач. Открывается значительный рынок в области реорганизации и приватизации государственных унитарных предприятий в соответствии с программой приватизации и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14 ноября 2002 г.

Постепенно меняется представление о продукте консалтинга: к нему присоединился управленческий, финансовый и 1Т-консалтинг. Расцветом консультационной деятельности специалисты считают 2006 г., когда наблюдался всплеск оказания комплексных услуг. Консалтинговый бизнес в значительной мере начинает основываться на факторе бренда.

В области изменения спроса на виды консалтинга прослеживаются определенные тенденции: снижается спрос на услуги стратегического планирования; из числа клиентов «уходят» крупные отечественные компании, предпочитающие иметь собственные консалтинговые подразделения (ЛУКойл-консалтинг, Русал-менеджмент, МДМ и т. д.); и, как следствие, вынужденная переориентация консультантов на средний бизнес и рост спроса на 1Т-консалтинг и электронный консалтинг.

В 2004 г. отмечена тенденция постоянного роста стоимости услуг. Средняя почасовая ставка специалиста отечественных консалтинговых фирм-лидеров колеблется в пределах 50-60 долл., что на 10% выше уровня 2000 г. Средняя минимальная стоимость проекта этих фирм выросла с 9000 до 15 000 долл. Самыми «дорогими» являлись специалисты в налоговом и юридическом консалтинге (от 100 долл./ч). В то же время сохраняется ценовой разрыв на уровне регионов: одни и те же консультационные услуги в Екатеринбурге в среднем в 10 раз дешевле, чем в Москве.

В период экономического кризиса 2008-2010 гг. на консультационные услуги падает спрос, что приводит к ликвидации части консалтинговых фирм, но передовые из них сохранились на рынке и перешли на функционирование в режиме «виртуального офиса». С 2010 г. спрос продолжает смещаться в сторону сложных видов работ, наблюдается постепенный переход к пошаговым технологиям консультирования и индивидуальному проектированию бизнеса клиента. Грамотные заказчики ставят перед консультантами более сложные задачи, с легкими они уже научились справляться самостоятельно. Повышаются требования к консультантам: от них стали требовать не общих и универсальных рекомендаций, а детального планирования работ и четкого представления ожидаемых коммерческих и экономических результатов.

В 2012 г. наметилась еще одна тенденция — заказчик стал выбирать те консалтинговые фирмы, которые зарекомендовали себя в области решения конкрет-

2 ных задач. Это привело к специализации консалтинговых фирм и формализации ^ их деятельности. По прогнозам, на 2014-2018 гг. объемы продаж консультацией онных услуг должны увеличиться и вернуться к уровню докризисного периода. о Консалтинговый бизнес не застрахован от изменений, которые определяют ма-го кро- и микроэкономические задачи. Современные тенденции в развитии будут х заключаться в отделении консалтингового бизнеса от аудиторского, слиянии н- консалтинговых фирм, нацеленных на укрупнение бизнеса или международную < интеграцию консультационных услуг. Прогнозируется возобновление спроса на т стратегическое консультирование за счет представителей малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в ближайшие 10 лет продолжится реструктуризация крупного бизнеса.

Отметим, что российский рынок консалтинговых услуг и деятельность консалтинговых фирм имеют свои особенности, связанные, с одной стороны, с проекцией общих тенденций в управлении бизнесом на российскую экономическую реальность, а, с другой стороны, с характером потребительского спроса на консультационные услуги, перспективами ведения предпринимательской деятельности, российским менталитетом менеджмента консалтинговой фирмы, поведением индивидуальных и корпоративных потребителей.

Современный рынок консультационных услуг в России характеризуется следующими особенностями: падением объемов консультационной деятельности в условиях кризиса при увеличении численности занятых в консультировании; появлением новых сфер консалтингового бизнеса; разнообразием организационных форм в консультировании; неоднородностью спроса клиентских организаций; необходимостью повышения качества консультационных услуг и ответственности консалтинговых фирм; развитием методического инструментария консультирования.

Ситуация на рынке существенно усложнена отсутствием государственного регулирования и нормативной базы, регламентирующей профессиональные стандарты и этику консультанта. Все это и финансово привлекательный за счет относительно малой затратности консалтинговый бизнес притягивают фирмы-«однодневки», которые часто дискредитируют деятельность консультанта. Существует ряд и иных негативных факторов, влияющих на деятельность консалтинговых фирм: неразвитость и низкая квалификация спроса со стороны российских менеджеров, у которых еще не выработались навыки использования таких «мягких» методов управления, каковым считается консультирование; отсутствие ответственности за предлагаемые консультационные решения; неготовность клиентов платить адекватную цену за консультационные услуги.

Несмотря на это, консалтинговый бизнес привлекает большое количество предпринимателей, готовых занять «рыночную нишу» в данном виде экономической деятельности. В этой связи возникает вопрос: каким образом спроектировать процесс создания консалтингового бизнеса и как осуществить выбор оптимальной модели его создания? По нашему мнению, создание эффективного консалтингового бизнеса и управление им предполагает реализацию последовательных этапов (рисунок) [3].

Рассмотрим этапы подробнее.

1-й этап — проектирование консалтингового бизнеса:

• разработка концепции консалтингового бизнеса и оценка готовности потенциального предпринимателя к ведению бизнеса (оценка наличия личностно-дело-вых качеств, уровня образования, опыта деятельности);

• оценка оптимальной идеи получения прибыли, основывающейся на выборе консультационных услуг, включаемых в «портфель», в зависимости от квалификации потенциального предпринимателя и отраслевых тенденций;

1-й этап — проектирование консалтингового бизнеса

*

2-й этап — регистрация консалтингового бизнеса

1 ~ 3-й этап — построение и оптимизация системы управления консалтинговым бизнесом

I ~

4-й этап — организация (совершенствование) консалтингового бизнеса

1 ~ 5-й этап — оценка результативности и эффективности консалтингового бизнеса

Процесс создания и управления консалтинговым бизнесом

• выбор единоличного или коллективного ведения консалтингового бизнеса, определение состава учредителей, определение организационно-правовой формы и формы собственности;

• разработка стратегии развития консалтингового бизнеса (постановка цели и задач, выбор модели создания, ресурсная оценка стратегии);

• определение системы и организационной структуры управления (по одному из признаков — функциональному, территориальному, отраслевому, продуктовому);

• изучение рынка выбранной консультационной услуги, исследование спроса, изучение конкурентов и их «портфелей»;

• выбор месторасположения консалтингового бизнеса, решение о покупке (строительстве, аренде помещений), подбор необходимого оборудования и других основных средств.

2-й этап — регистрация консалтингового бизнеса:

• определение состава учредителей и разработка учредительных документов;

• заключение учредителями договора о создании консалтингового бизнеса и его деятельности;

• утверждение устава и оформление протокола № 1 о назначении руководителя и главного бухгалтера, выборе председателя ревизионной комиссии;

• открытие временного счета в банке, на который в течение 30 дней после регистрации должно поступить не менее 50% уставного капитала;

• оплата государственной пошлины за регистрацию;

• регистрация по месту учреждения в местном органе власти (пакет документов — заявление учредителей о регистрации, устав фирмы, решение о создании консалтинговой фирмы, учредительный договор, квитанция об оплате госпошлины);

• передача сведений о фирме для включения в госреестр и присвоение ей кодов общероссийских классификаторов;

• внесение учредителями бизнеса полностью своих вкладов в банк (не позднее чем через год после регистрации) и открытие постоянного расчетного счета;

• регистрация фирмы в районной налоговой инспекции;

• получение разрешения на изготовление круглой печати и углового штампа;

• изготовление круглой печати и штампа;

• лицензирование бизнеса (при необходимости). С этого момента консалтинговая фирма функционирует как самостоятельное юридическое лицо. В настоящее время следует руководствоваться законодательными нормами при государственной регистрации консалтингового бизнеса, в частности, ФЗ РФ

2 № 123 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных ^ предпринимателей»1.

о 3-й этап — построение и оптимизация системы управления консалтинговым о бизнесом:

го • выбор методов управления консалтинговой фирмой; х • построение организационной структуры управления; н- • набор, подбор и отбор персонала;

< • проведение маркетинговых исследований (тестирование консалтингового рынка, т формирование консультационных предложений, изучение каналов их движения, разработка программы продвижения и т. д.);

• составление бюджета консалтинговой фирмы и прогноз движения финансовых потоков;

• выявление источников финансовой поддержки бизнеса;

• управление хозяйственной, закупочной деятельностью, товарно-материальными запасами;

• управление кооперацией с другими консалтинговыми фирмами, развитие сетевой формы консалтинга;

• управление качеством и ценой консультационных услуг;

• финансовый мониторинг на различных этапах развития фирмы, управление рисками и страхование деятельности.

4-й этап — организация (совершенствование) консалтингового бизнеса:

• формирование коммерческих консультационных предложений и ценообразование;

• демонстрация потенциальным клиентам консультационного предложения;

• оформление предварительного соглашения с потенциальным клиентом;

• заключение договора на оказание консультационных услуг или разработку консультационного продукта;

• оформление технического задания к договору;

• организация выполнения работ по договору — анализ проблем клиентской организации, подготовка консультационного решения, коучинг руководителей;

• контроль за ходом выполнения работ по договору консультирования;

• оценка качества, результативности и эффективности консультирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• заключение контракта на абонентское обслуживание (консалтинговое сопровождение).

5-й этап — оценка результативности и эффективности консалтингового бизнеса, подготовка корректирующих управленческих решений по развитию бизнеса.

Анализ рынка консалтинга позволил выделить пять моделей создания бизнеса, среди которых [3]:

• создание новой консалтинговой фирмы («с нуля»);

• приобретение консалтинговой фирмы («готовый бизнес»);

• франчайзинг консалтинга;

• реорганизация крупной консалтинговой фирмы (в форме разделения или выделения);

• аутсорсинг бизнес-процессов по консалтинговому сопровождению. Хотя в управленческой практике можно встретить и шестую, наиболее распространенную, модель — «"имитация" крупной фирмы», когда небольшой фирмой заимствуются начертание названия, но оно является созвучным, и элементы корпоративного имиджа бизнеса.

Первая модель — создание новой консалтинговой фирмы — подробно описана автором на примере создания и управления консалтинговой фирмой выше.

1 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 21.07.2014).

Вторая модель — приобретение консалтинговой фирмы — снимает необходи- 2 мость регистрации консалтинговой фирмы и предполагает следующее содержание | деятельности: о

• поиск действующей консалтинговой фирмы, выставленной на продажу, или про- о давца, предлагающего консалтинговый бизнес («под ключ»), в интересующей т предпринимателя сфере; х

• выяснение причин продажи выбранной консалтинговой фирмы; н

• оценка состава и стоимости продаваемой консалтинговой фирмы (составление «с и рассмотрение сторонами акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, за- т ключения независимого аудитора о составе и стоимости фирмы, перечень всех долгов и обязательств с указанием кредиторов, размера и срока их требований);

• составление и подписание договора продажи консалтинговой фирмы. Договор продажи подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации;

• письменное уведомление кредиторов продаваемой консалтинговой фирмы (в течение трех месяцев со дня уведомления кредитор, не сообщивший письменно о своем согласии на перевод долга, вправе потребовать досрочного исполнения обязательств продавцом или признания договора продажи недействительным);

• передача консалтинговой фирмы продавцом покупателю (составление продавцом и представление передаточного акта, в котором указываются данные о составе продаваемой фирмы и об уведомлении кредиторов о продаже, сведения о выявленных недостатках передаваемого имущества; покупатель вправе потребовать уменьшения покупочной цены, если эти сведения не были указаны в договоре). Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами;

• переход права собственности на консалтинговую фирму. Государственная регистрация права собственности на фирму непосредственно после передачи продавцом покупателю.

Третья модель — франчайзинг консалтинга — становится особо актуальной при открытии бизнеса в условиях кризисного и посткризисного периодов в экономике. Данная форма организации бизнеса имеет длительную историю (XVIII в., Великобритания), однако в российской бизнес-практике была использована в 1988 г., а применительно к консалтингу с 2002 г.

Франчайзинг консалтинга — это система взаимовыгодных партнерских отношений крупных и средних (или малых) консалтинговых фирм, объединяющая элементы представительства, продажи услуг и продуктов, подряда у крупной консалтинговой фирмы, но в целом остающаяся самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора (франшизы), заключаемого между крупной консалтинговой фирмой — франчайзером и мелким — франчайзи (оператором). Франчайзер (родительская фирма) обязуется обеспечить франчайзи (небольшую консалтинговую фирму или предпринимателя), действующего в рамках оговоренной территории, своими консалтинговыми услугами, отработанными технологиями консультирования, маркетинговыми инструментами. За счет этого франчайзи обязуется представить франчайзеру консалтинговые услуги с учетом местных условий, а также инвестировать в родительскую фирму часть своего капитала. По сути, франчайзи выполняет функции дополнительного офиса, на содержание которого крупная консалтинговая фирма не несет затрат, при этом обязуется иметь деловые контакты исключительно с франчайзером, а также вести консалтинговый бизнес в соответствии с ее философией и требованиями.

Применительно к консалтингу используется деловой франчайзинг (бизнес-формат), когда франчайзи покупает у франчайзера лицензию на вид деятельности,

g получая право на открытие собственной фирмы с использованием названия круп-| ной консалтинговой фирмы, сохранением профиля ее деятельности, соблюдением о требований и стандартов качества, действуя в соответствии с ее рыночной стра-о тегией, правилами планирования и организации управления. со Франчайзинг консалтинга предполагает следующее:

х • выбор потенциальных франчайзеров и оценку их готовности взаимодействовать н- в данной форме отношений;

< • выбор формы отношений с потенциальным франчайзером: классической (заклю-m чение договора напрямую, с равными правами всех франчайзи); региональной (франчайзи становится промежуточным звеном между франчайзером и другими франчайзи, и является его официальным представителем в регионе — подбирает, обеспечивает первоначальное обучение);

• субфранчайзинг (франчайзи взаимодействует с субфранчайзером, который является промежуточным звеном в освоении родительской фирмой нового рынка);

• представление проекта открытия консалтинговой фирмы франчайзеру;

• заключение и исполнение договора.

Четвертая модель — реорганизация крупной консалтинговой фирмы (либо в форме разделения бизнеса с ликвидацией базового юридического лица, либо выделения, когда базовое юридическое лицо не прекращает деятельности) — предполагает следующее содержание деятельности:

• поиск действующей консалтинговой фирмы, проходящей процесс реорганизации и выставляющей на продажу часть бизнеса в интересующей предпринимателя сфере;

• выяснение причин реорганизации и проблем данного бизнеса;

• оценка состава и стоимости продаваемой части реорганизуемой консалтинговой фирмы;

• составление и подписание договора приобретения части консалтингового бизнеса;

• письменное уведомление кредиторов о продаваемой части консалтингового бизнеса;

• передача части консалтингового бизнеса продавцом покупателю;

• переход права собственности на часть консалтингового бизнеса. Отметим, что в настоящее время действуют законодательные нормы реорганизации юридических лиц: «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» № 51-ФЗ. Ст. 57. Реорганизация юридического лица1.

Пятая модель — аутсорсинг бизнес-процессов по консалтинговому сопровождению — передача крупной консалтинговой фирмой или другой непрофильной организацией, на основании договора, определенных бизнес-процессов или функций на обслуживание другой фирме, специализирующейся в соответствующей области консалтинга. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг (outer-source-using) передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. В российской предпринимательской практике на аутсорсинг, чаще всего, передаются такие функции, как: консалтинговое сопровождение и ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, подбор и обучение персонала, переводческие услуги, поддержка

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014). Ст. 57. Реорганизация юридического лица.

работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, маркетинговые 2 услуги, обеспечение безопасности. |

Аутсорсинг бизнес-процессов консалтингового сопровождения предполагает о следующее: о

• выбор потенциальных партнеров и оценка их готовности взаимодействовать в т данной форме отношений; х

• выбор формы отношений в аутсорсинге; н

• представление проекта открытия консалтинговой фирмы по модели аутсорсинга; «с

• заключение и исполнение договора аутсорсинга. т Источником экономии затрат при аутсорсинге бизнеса является повышение

эффективности компании и высвобождение ресурсов для развития новых направлений, или концентрация усилий на реализуемых проектах, требующих повышенного внимания менеджмента.

Таким образом, мы предполагаем, что сделать консалтинговый бизнес жизнеспособным, конкурентным и эффективным возможно при соблюдении этапов процесса создания и управления консалтинговым бизнесом, оптимальном выборе модели создания консалтинговой фирмы. При этом перспективной научной и прикладной проблемой исследования консалтинга становится разработка альтернатив стратегии консалтинговой фирмы и моделей оценки экономической эффективности ее деятельности.

Литература

1. Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. М. : ИНФРА-М, 1999. 240 с.

2. Курбатов О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 80 с.

3. Основы управленческого консультирования : учеб. пособие / М. Г. Синякова [и др.]. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 397 с.

References

1. Aleshnikova V. I. Use of services of professional consultants: 17-module program for managers "organizational development" [Ispol'zovanie uslug professional'nykh konsul'tantov: 17-modul'naya programma dlya menedzherov «Upravlenie razvitiem organizatsii»]. Module 12. M. : INFRA-M, 1999. 240 p.

2. Kurbatov O. V. Development of the market of consulting services [Razvitie rynka konsaltingovykh uslug] : textbook manual for students of higher educational institutions. M. : UNITY-DANA, 2005. 80 p.

3. Fundamentals of management consulting [Osnovy upravlencheskogo konsul'tirovaniya] : textbook. manual / M. G. Sinyakova [et. al]. Rostov n/D: Phoenix, 2015. 397 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.