МИР
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ
THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY IN RUSSIA
Н. П. Иващенко, доктор экономических наук, профессор
Т. В. Поспелова, аспирант, дипломант конкурса «Налучшую научную работу среди молодых ученых» по экономическим специальностям (2012 г.) 1
В статье проведен анализ опыта передачи технологий (инноваций) в предпринимательских университетах России. Основными критериями анализа являются внешние и внутренние факторы, которые повлияли на способность университетов в вопросе передачи технологий из государственного сектора в частный рынок. Внешние факторы включают региональную и национальную политику коммерциализации. Внутренние факторы включают культурный аспект в организациях передачи технологий в рамках университетов.
The article to focus on external and internal factors that impacted the ability of universities to transfer technologies from the public to the private market in Russia. External university factors include national and regional commercialization policy and environment. Internal university factors focus on policy, culture, and organization of technology transfer within the university.
Ключевые слова: предпринимательский университет, инновации, интеграция, институт развития, теория «Тройной Спирали». Key words: Entrepreneurial university, Innovation, integration, Institute of development, «The Triple Helix» Theory.
Перспективы социально-экономического развития России, обладающей огромным интеллектуальным и производственным потенциалом, связаны с их актуализацией, преодолением зависимости от экспорта сырьевых ресурсов, развитием отраслей высоких технологий и обеспечением высоких темпов экономического роста на этой основе. Переход к наукоемкой экономике - одна из главных задач, поставленных российским Правительством перед обществом. В этой новой системе ключевыми становятся организации, производящие новые знания, связанные с исследованиями и разработками, с распространением знаний и поиском путей их коммерциализации на практике. К данным организациям в России относятся научно-исследовательские институты, университеты, лаборатории, научно-производственные подразделения компаний и малые инновационные компании. При этом успех страны зависит не только от наличия новых идей и прорывных технологий, но и от того, насколько быстро эти технологии реализуются в производстве, т.е. производят новые продукты, пользующиеся спросом у потребителей.
Многие исследования последнего времени посвящены проблеме новой роли университетов, которые рассматриваются как один из ключевых инструментов поддержки и усиления инноваци-
онного развития. Наряду с обучением и исследованием (первая и вторая функции университетов) университеты приобретают третью функцию -предпринимательскую, связанную с коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности. Предпринимательский университет - следующий шаг после реализации модели исследовательского университета, который позволит создать новый баланс между наукой, образованием и инновационными технологиями в предпринимательстве. Россия пока что на начальном пути формирования таких университетов. В течение нескольких последних лет шаг за шагом последовательно реализуется программа создания предпринимательских университетов в стране. В настоящее время закончен этап подготовки и наступил период реализации данной программы. Тем не менее, уже сейчас можно отметить появление первых положительных результатов в этой области. Активное участие государства в рассматриваемой области свидетельствует о заинтересованности современных руководителей страны в развитии данной сферы.
Государственная политика России, направленная на активизацию инновационной деятельности в научно-технической сфере, ведется с 1990-х годов. Данная политика связана с переходом страны к
1 Всероссийский конкурс «На лучшую научную работу (монографию) среди молодых ученых» по экономическим специальностям был организован Издательским Домом «Наука» совместно с Российской академией предпринимательства в 2012 г.
ИННОВАЦИИ
экономике, основанной на рыночных отношениях, и направлена на решение проблем в области развития и использования научно-технических знаний. ВУЗы являются основными базовыми участниками ключевых государственных программ, направленных на развитие инновационного предпринимательства [1; 46-54].
Начиная с 2008 года, Правительство России усилило внимание развитию инновационной деятельности в стране. В 2009 г. в послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию было уделено весьма значительное внимание проблемам формирования инновационной экономики. Конкретные действия по развитию российской экономики, связанные с инновационным развитием, предусмотрены в утвержденной Правительством России «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года». Таким образом, с этого времени на государственном уровне был заложен фундамент для интеграции науки, образования и предпринимательства и выделения ВУЗов как ведущих участников данного процесса.
К основным направлениям государственной политики, направленной на формирование предпринимательского университета в этой области можно отнести следующие:
1. Изменение типологии вузов, выделение университетов государственной важности (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ), создание 9 федеральных университетов (ФУ) и 29 национальных исследовательских университетов (НИУ). Данные изменения способствовали созданию условий вовлечения вузов в инновационную деятельность и формирование на их основе точек экономического и социального роста регионов, отдельных отраслей промышленности. Ключевая задача заключается в развитии взаимодействия вузов с промышленными и научными организациями, усиления исследовательской, научной, инфраструктурной базы вузов. Таким образом, основная цель государственной поддержки - вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию высоких технологий. Такие оценочные показатели, безусловно, должны активизировать инновационную деятельность и содействовать повышению инновационной активности;
2. Принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по во-
просам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основной целью указанного закона является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования. Данная инициатива является весьма существенной для развития процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов на современном этапе. В настоящее время в российских вузах создано более 1700 хозяйственных обществ, удовлетворяющих критериям ФЗ № 217 [2];
3. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219).
Указанным Постановлением было предусмотрено финансирование из федерального бюджета государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в размере 2,6 млрд. долл. США, в том числе в 2010 г. - 100 млн. долл., в 2011 г. - 67 млн. долл., в 2012 г. - 100 млн. долл.
Бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений выделяются для финансирования расходов на развитие объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансферта технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием.
Таким образом, современная государственная политика России направлена на вовлечение российских вузов в инновационную и внедренческую деятельность, что является подготовительными этапами для построения предпринимательских университетов. Одним из важных первых результатов данной политики является создание Ассоциации предпринимательских университетов России, образованной 28 сентября 2011г. [3]. Данная ассоциация содействует формированию государственной политики, продвижению передового российского опыта, активному включению в предпринимательство трансферта технологий и
Н. П. Иващенко, Т. В. Поспелова
Процесс формирования предпринимательских университетов в России
коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также развитию эффективного партнерства всех уровней государственных органов власти с частным бизнесом на основе модели «Тройной спирали».
Для ведущих Российских университетов реализация модели предпринимательского университета связана с их стратегическими приоритетами и ориентирами. Для предпринимательского университета исключительно важна территориальная привязка, уровень развитости инновационной и технологической политики в регионе [4; 41-50]. Исторически сложилось так, что большая часть высших учебных заведений в России сосредоточена в Москве и Петербурге, и лишь незначительная их часть - в регионах. Формирование же эффективной системы предпринимательских университетов требует рационального их размещения по всей огромной территории страны, что неизбежно обусловливает привлечение значительных объемов всех видов производственных ресурсов, которых недостаточно у большинства регионов России. Поэтому региональным органам власти необходимо научиться объединять свои возможности и полномочия со стратегическими партнерами, которыми могут быть отечественные и зарубежные частные предприниматели, действующие в регионах высшие и другие учебные заведения, технологические платформы, государственные корпорации и др.
Предпринимательские университеты нужны технологическим платформам [5] как источник подготовки специалистов-системщиков, одновременно владеющих знаниями в области нескольких технологий и могущих реализовывать эти знания в конкретных проектных разработках и их реализации, ибо технологические платформы как инновационные территориальные кластеры серьезно нуждаются в таких специалистах для более успешной реализации комплексных программ социальноэкономического развития регионов.
Взаимодействие предпринимательских университетов с государственными корпорациями планируется быть построенным на примере модели «открытых инноваций». Для перехода отраслей на новый технологический уровень требуется участие в этом университетов, так как из-за ускорения научно-технического прогресса крупные компании не успевают своевременно реагировать на происходящие инновационные изменения в организации производства, труда и управления, что ведет к их отставанию от международных конкурентов. Поэтому корпорации крайне нуждаются в творческом сотрудничестве с университетами в области НИОКР.
МГУ имени М.В. Ломоносова крупнейший университет России (1755 г.). Университет представляет собой научный город, на территории которого находится 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и 6 филиалов [6]. Университету был присвоен статус университета государственной важности, что явилось важным импульсом к продолжению развития инновационной деятельности главного ВУЗа России. Научный Парк МГУ - один из первых технологических парков России, который функционирует с 1990 г. Деятельность Парка направлена на стимулирование инновационной деятельности в университете и повышение благосостояния научных сотрудников, аспирантов и студентов МГУ через эффективное и рациональное использование научного, инновационного и кадрового потенциала университета [7].
C 2004 года Научный Парк МГУ ежегодно реализует образовательные программы, направленные на стимулирование студентов различных факультетов создавать инновационные проекты. Основные направления проектов: IT, биотехнология, фармацевтика и медицина. Финалисты конкурсных программ получают возможность пройти двухнедельную образовательную стажировку в США в MIT, которая организовывается на базе Global Innovation Labs, где у участников открывается возможность презентовать свои проекты международным специалистам [8].
В 2010 г. на территории МГУ был основан Бизнес-инкубатор в рамках университетской программы поддержки инновационного предпринимательства. Для быстрого выхода компаний на рынок Бизнес-инкубатор работает по принципу бизнес
- акселератора. Инкубатор предоставляет резидентам посевные инвестиции, использование инфраструктуры университета, помощь в разработке бизнес-моделей, а главное - возможность за 4 месяца превратить идею в реальное воплощение в производственную практику.
Научный Парк и Бизнес-инкубатор в Университете начали свою работу сравнительно недавно, однако уже дали первые положительные результаты. Так, за два года работы оборот компаний-рези-дентов Инкубатора МГУ составил свыше 97 млн. руб. (более 3 млн. долл. США). Объем привлеченных инвестиций - более 90 млн. руб. Рыночная оценка компаний-резидентов Бизнес-инкубатора МГУ - более 350 млн. руб., т.е. более 11,5 млн. долл., что свидетельствует о перспективах работы данных учреждений в будущем [9].
В настоящее время одним из передовых региональных ВУЗов страны стал Томский государ-
Научно-практический журнал
апрель-июнь 2013
ственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), которому одному из первых удалось достичь успешных результатов на пути превращения в научно-исследовательский и предпринимательский университет на основе активного участия в решении конкретных задач социально-экономического развития своего региона и страны в целом. Стратегической целью ТУСУР как предпринимательского университета стало создание высокоэффективной культурной, образовательной, научной и инновационной среды, обеспечивающей подготовку креативных специалистов для наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, готовых к предпринимательской деятельности, что обеспечивает реальный вклад Университета в становление Томской области ведущим в стране Центром образования, науки и предпринимательства, играющим важную роль в деле модернизации экономики России на основе инновационных технологий.
Программа стратегического развития ТУСУРА как предпринимательского университета успешно реализуется [4; 41-50]. Она заключается в работе с институтами развития, с каждым из которых университет выстраивает системную работу, придавая ей приоритетный характер, обеспечивая ответственные подразделения университета административными и финансовыми ресурсами. Более того, ТУСУР принимает активное участие в международных конференциях (ежегодное участие в Triple Helix International Conference), сотрудничает с международными ассоциациями (Triple Helix Association), с 2012 года является представителем Triple Helix Association на территории Российской Федерации. В октябре 2012 года ТУСУР совместно с Ассоциацией предпринимательских университетов организовал и провел в Томске международную научно-практическую конференцию на тему: «Развитие предпринимательских университетов как системообразующих элементов инновационных территориальных кластеров».
Безусловно, на пути формирования предпринимательских университетов в России возникает много трудностей и проблем. В силу еще очень слабого развития инвестиционного климата в рисковые проекты, каковыми часто являются инновационные научные решения. Деятельность многих существующих инвестиционных фондов, в том числе и венчурных, направлена, прежде всего, на обеспечение безопасности и уменьшение рисков для самих фондов, а успешность проектов выступает как второстепенный фактор. Правда, в последние годы данная тенденция в России стала несколько изменяться в лучшую сторону благодаря развитию
механизма государственно-частного партнерства в реализации крупных инвестиционных проектов социально-экономического развития.
В силу исторических особенностей социально-экономического развития Российской Федерации российские люди склонны рисковать, порой до самых опасных рубежей, получивших широкое признание как «русская рулетка» [10]. Русский человек может рисковать много, вплоть до безрассудства или бессмыслия. К счастью, в последнее время ситуация в этой области, во многом благодаря возможности нашим молодым поколениям получать образование за рубежом, а специалистам изучать опыт передовых постиндустриальных стран, стала меняться в лучшую сторону. Заметно формирование новой благоприятной бизнес-культуры в предпринимательской сфере.
Так, для расширения культурного горизонта и открытости инновационного мышления у студентов организована программа «Открытый университет Сколково». Эта программа направлена на обучение студентов выявлять проблемы и разрабатывать инструменты их решения. Она нацелена на вовлечение и поддержку талантливой молодёжи с целью развития креативного сообщества на базе Инновационного Центра Сколково. Занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге и Томске [11]. Кроме того, необходимо осуществление ряда последовательных стратегических шагов по формированию предпринимательской культуры в самих университетах. Очень важным является понимание, как преподавателями, так и студентами важности своевременного воплощения в жизнь инновационных идей, рождающихся в стенах университетов, и получения за это соответствующих вознаграждений.
Недавно Ассоциация предпринимательских университетов утвердила программу создания и развития в России предпринимательских университетов до 2020 года, стратегические направления которой следующие:
• формирование российского понятия «предпринимательский университет»;
• разработка законодательной базы, обеспечивающей реализацию модели предпринимательского университета в России;
• продвижение модели предпринимательских университетов в мире и России через публикацию лучших практик и проблемных вопросов в русскоязычном международном журнале «Инновации Тройной спирали», учрежденным ТУСУРом и Ассоциацией «Тройной спирали»;
• развитие культуры технологического предпринимательства среди профессоров и студентов;
Н. П. Иващенко, Т. В. Поспелова
Процесс формирования предпринимательских университетов в России
• проведение ежегодных конференций Ассоциации предпринимательских университетов с целью формирования переговорной позиции с министерствами, инновационными территориальными кластерами, государственными корпорациями, разработки типологии и критериев предпринимательского университета, обмена лучшими практиками, анализа международного опыта;
• создание специализированных фондов посевных инвестиций предпринимательских университетов России с широким вовлечением федеральных, региональных и частных ресурсов;
• создание специального фонда, финансирующего инновационные проекты профессоров и студентов на предпосевной и посевной стадии, что необходимо для развития инновационной инфраструктуры университетов, а также конкурсного отбора лучших инновационных проектов и их реализации «за стенами университетов» [5].
Таким образом, создание предпринимательских университетов является актуальной задачей для Российской Федерации. Объективная необходимость в этом и заинтересованность и самих ВУЗов, и государственных органов власти дает все основания надеяться на успешное ее решение уже в ближайшей перспективе.
Библиографический список
1. Иващенко Н.П., Энговатова А.А. Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских ВУЗов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). -2012. - № 4. - С. 46-54.
2. По материалам Центра исследований статистики и науки, 2012. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.csrs.ru/statis/sk/ sk2012.htm (дата обращения: 17.05.13).
3. Создана Ассоциация предприниматель-
ских университетов России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.ru/
news/2011/09/28/jump_vuz_association/
4. Кобзева Л.В., Пудкова В.В., Уваров А.Ф. Опыт взаимодействия ТУСУР с институтами развития России // Инновационная Россия. - 2012. -№ 11. - C. 41-50.
5. Итоги конференции Ассоциации предпринимательских университетов. 4-5 октября, 2012 Администрация Томской области, Томск // Вторая конференция Ассоциации предпринимательских университетов России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// triplehelixassociation.ru/publikatsii/v-tomske-sostoyalas-vtoraya-konferentsiya-assotsiatsii-predprinimatelskih-universitetov-rossii
6. Официальный сайт МГУ - http://www.msu.ru/ info/struct/#inst
7. Официальный сайт Научный Парк МГУ - http:// www.sciencepark.ru/ru/about
8. Официальный сайт Global Innovation Labs -http://www.innovationlabs.net/
9. Официальный сайт Бизнес-инкубатор МГУ -http://inmsu.ru/ru/ob-inkubatore
10. Русская рулетка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/
Russian_roulette
11. Официальный сайт Открытый университет Сколково http://community.sk.ru/opus/
Иващенко Н. П. - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики инноваций Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член комиссии МГУ им. М.В. Ломоносова по научным вопросам
Поспелова Т. В. - аспирант, Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
e-mail: evgenii.zhukov@mail.ru
Порядок рецензирования рукописей, установленный Научно-редакционным советом научно-практического журнала «МИР» (Модернизация. Инновации. Развитие)
1. Статьи публикуются в научно-практическом журнале «МИР» на основе рецензирования. Авторы предоставляют отзывы от лиц, имеющих ученую степень доктора экономических, социологических, политических наук (в соответствии с тем научным направлением, по которому писалась статья) из организации, где работа выполнялась (внешнее рецензирование). Рецензирующий данную статью доктор наук не может быть ее автором (соавтором), однако может являться научным руководителем автора(ов).
2. Рукописи рассматриваются Научно-редакционным советом, оставляющим за собой право сокращения и исправления присланных статей (внутреннее рецензирование). Решение о публикации принимается Научно-редакционным советом журнала на основании экспертных оценок внешних рецензентов с учетом соответствия представленных материалов тематической направленности журнала, их научной значимости и актуальности.
3. Рецензирование рукописи осуществляется конфиденциально. Разглашение конфиденциальных деталей рецензирования рукописи нарушает права автора рукописи. Нарушение конфиденциальности возможно только в случае заявления о недостоверности или фальсификации материалов, во всех других случаях ее сохранение обязательно.
4. Статья, принятая к публикации, но нуждающаяся в доработке, направляется авторам с замечаниями рецензента и редактора. Авторы должны внести все необходимые исправления в окончательный вариант рукописи и вернуть в редакцию исправленный текст, а также его идентичный электронный вариант вместе с первоначальным вариантом и сопроводительным письмом-ответом рецензенту. После доработки статья повторно рецензируется, и Научно-редакционный совет принимает решение о возможности публикации. Статьи, отосланные авторам для исправления, должны быть возвращены не позднее, чем через 2 (две) недели после получения. Возвращение статьи в более поздние сроки меняет дату ее опубликования.
5. По результатам рецензирования статья может быть либо принята к публикации, либо отослана автору на доработку, либо отклонена. В случае отказа в публикации статьи автору направляется мотивированный отказ.
6. Научно-редакционный совет журнала предоставляет рецензии на рукопись по требованию автора и по запросам экспертных советов Высшей аттестационной комиссии.
7. Научно-редакционный совет журнала не хранит рукописи, не принятые к печати. Рукописи, принятые к публикации, не возвращаются. Рукописи, получившие отрицательный результат от рецензента, не публикуются и также не возвращаются обратно автору.
8. Редакторы не сообщают информацию, касающуюся рукописи (включая сведения о ее получении, содержании, процессе рецензирования, критических замечаниях рецензентов и окончательном решении), никому, кроме самих авторов и рецензентов. Рецензентам не разрешается снимать копии с рукописей для своих нужд и запрещается отдавать часть рукописи на рецензирование другому лицу без разрешения редакторов. Рецензенты не имеют права использовать знание о содержании работы до ее опубликования в своих собственных интересах. Рукописи являются частной собственностью авторов и относятся к сведениям, не подлежащим разглашению.
9. Если публикация статьи повлекла нарушение чьих-либо авторских прав или общепринятых норм научной этики, то Научно-редакционный совет журнала вправе изъять опубликованную статью.
10. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.