УДК 340(73)
ПРОЦЕСС АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА УЛЬЯНОВСКОГО ОКРУГА СРЕДНЕ-ВОЛЖСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2017 Р.А. Мухамедов, Д.В. Архипов
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Статья поступила в редакцию 22.02.2017
В статье предпринята попытка рассмотреть процесс административно-территориального устройства Ульяновского округа Средне-Волжской области. В 1928 г. произошло образование Средне-Волжской области из ликвидированных губерний: Пензенской, Ульяновской, Самарской и Оренбургской. В работе также исследованы проблемы подготовки и проведения в жизнь вопросов, связанных с районированием и организацией Средне-Волжской области. Ключевые слова: Ульяновский округ, партийная тройка, Средне-Волжская область, уезд, волость, административно-территориальная реформа.
С переходом к новой экономической политике на территории Ульяновской (Симбирской) губернии наметилась тенденция к укрупнению волостей. Главной причиной данных преобразований стала новая хозяйственная политика, которая требовала установления оптимальных размеров волостей для формирования бездефицитных бюджетов. В то же время для недопущения отдаленности административных центров от населения руководством губернии было принято решение об увеличении количества сельских советов на территории волостей.
В рамках реализации национальной политики Президиум ВЦИК 7 июня 1926 г. поручил Ульяновскому Губисполкому, совместно с представителями мордовского населения, разработать проект организации мордовских национальных административно-территориальных единиц в пределах Ульяновской губернии. Однако Президиум Губисполкома 30 декабря того же года, выслушав доклад о работе среди национальных меньшинств, принял решение об организации административных центров не только для мордовской национальности, но и для других крупных национальностей, проживавших на территории губернии1.
Разработка данного вопроса была поручена Губплану, который, приняв во внимание финансовый вопрос будущих волостей, подсчитал, что административные единицы по численности населения должны быть не менее 19 тыс. человек, а бюджет в среднем должен составлять 40 тыс. рублей. Кроме того, необходимо было обеспечить за будущими национальными волостями наличие на их территориях всех, или по воз-
Мухамедов Рашит Алимович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории. E-mail: [email protected]
Архипов Дмитрий Викторович, соискатель кафедры истории. E-mail: [email protected]
можности всех, учреждений, обслуживающих нужды местного населения, сосредоточив их в волостных центрах2.
Исходя из данных положений Губплан предусмотрел образование 3-х мордовских административных единиц (Атяшевской, Козловской, Чиберчинско-Неклюдовской) и одной чувашской (Богдашкинской) волостей с количеством населения от 22 до 46 тысяч человек. При этом представители нацменьшинств должны были составлять абсолютное большинство в волостных образованиях (55-98%). Но такой проект образования национальных единиц встретил сопротивление со стороны представителей национальных меньшинств губернии, представивших свой план образования 11-ти волостей (Лабаскинской, Козловской, Атяшевской, Шу-гуровской, Дубенско-Поводимовской, Дракин-ской, Больше-Саймановской, Томыловской, Богдашкинской, Торгово-Талызинской и Старо-Тимошкинской)3. Данное положение дел привело к дискуссиям и повторному рассмотрению проекта образования волостей.
В конечном итоге Президиум ВЦИК 3 октября 1927 г. утвердил новый проект Ульяновского Губплана о внутригубернской перестройке некоторых волостей с целью создания национальных чувашской и мордовских административных единиц. В Ульяновском уезде была образована Богдашкинская чувашская национальная волость с центром в селении Богдашкино, в которую из Нагаткинской волости перешли селения Богдаш-кино, Верхние Тимерсяны, Средние Тимерсяны, Нижние Тимерсяны, Новые Тимерсяны, Новые Алгаши, Старые Алгаши, Средние Алгаши, а из Астрадамовской волости перешли селения Чи-рикеево и Новые Маклауши. Ульяновский Губ-план в ходе разработки проектов образования национальных волостей в большей степени придерживался положения о создании хозяйствен-
но мощных и крепких в бюджетном отношении административно-территориальных единиц. В то время как представители национальных меньшинств настаивали на создании как можно большего количества волостей, не принимая во внимание факторы малочисленности будущих образований и отдаленности административных центров от остальных селений. В частности, проектируемая отделом нацмен Игнатовская волость должна была включить в свой состав менее 10 тыс. человек, а территория Томыловской волости в проекте имела «...крайне не правильные формы - вытянутую фигуру.»4. Тем не менее Ульяновский Губплан учел претензии представителей нацмен и способствовал образованию некоторых мордовских национальных волостей, доведя общее количество административных образований до 7 единиц.
Наряду с территориальными изменениями границ уездов и волостей в губернии шли процессы переименования административно-территориальных единиц. Так, вышесказанным Постановлением Президиума ВЦИК от 3 октября 1927 г. Николаевская волость Сызранского уезда была переименована в Большесайманскую с перенесением волостного центра в деревню Большой Сайман бывшей Николаевской волости5. А решением Президиума ВЦИК 14 октября 1927 г. селение Кунеево Коржевской волости Карсун-ского уезда Ульяновской губернии переименовано в Новосурское6.
Так, преобразование рубежей уездов губернии происходило в результате двух причин: во-первых, при отторжении территорий региона в пользу соседних субъектов и перераспределении оставшихся административных единиц (волостей и селений) между уездами губернии; во-вторых, при укрупнении волостей и формировании экономически мощных административно-территориальных единиц в период НЭПа.
Госплан СССР, в рамках реализации решений ЦИК и СНК административно-территориальной реформы, в 1923 г. приступил к разработке проектов низового районирования в волжском регионе таких областей, как Нижне-Волжская, Северо-Восточная и Средне-Волжская области. Процесс административно-территориального
устройства получил мощное ускорение после провозглашенного на XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) курса на реализацию планов индустриализации. И уже в мае следующего 1928 года произошло образование Средне-Волжской области из ликвидированных губерний: Пензенской, Ульяновской, Самарской и Оренбургской7.
Постановлением ЦИК и СНК РСФСР для подготовки и проведения в жизнь вопросов, связанных с районированием и организацией Средне-Волжской области, был образован в городе Самара Средне-Волжский Организационный Комитет, который непосредственно должен был определить точные внешние границы региона, разработать проекты окружного и районного деления, распределить промышленные и хозяйственные предприятия, а также другие социально-культурные учреждения8. Практическая работа партийных организаций по районированию Ульяновского округа началась с 5 июня 1928 года, когда окружная парттройка рассмотрела все основные организационные вопросы и дала директивное указание образованным районным тройкам о начале широкого развертывания массово-разъяснительной работы среди населения по проекту предварительного административно-территориального деления, которое предусматривало создание 20 районов из бывших административных единиц Ульяновской губернии и Мелекесского уезда Самарской губернии. Каждый из районов предусматривал включение в свой состав от 9 до 49 сельсоветов с количеством населения 21 - 95 тыс. человек. В ходе реализации разъяснительной работы уполномоченными, как свидетельствуют данные таблицы 1, были охвачены лишь около 13 - 30 процентов избирателей в проектируемых районах. Основной причиной столь низких показателей деятельности уполномоченных стала краткость времени. В частности, все мероприятия разъяснительного характера были проведены в течение 4-5 дней, а в Сенги-леевском районе всего за два дня. Также отрицательно повлияли проведение полевых работ, которыми были заняты крестьяне, кампания по хлебозаготовкам и подготовительная работа по сельхозналогам, отнимавшие массу времени у работников партийных организаций9.
Табл.1. Процент избирателей, привлеченных к обсуждению проекта районирования Ульяновского округа*
№ Район Кол-во (%)
1 Поповский 29
2 Сенгилеевский 15
3 Тагаевский 17
4 Телешевский 28-35
5 Тереньгульский 15-20
6 Ульяновский 13,2
* Составлено по: ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.82. Л.5
Таким образом, с первого заседания окружной парттройки начинается первый этап районирования Ульяновского округа, характеризовавшийся подготовительной деятельностью. К нему относится организационная деятельность партийных организаций, разъяснительная работа среди населения и выявление его отношения к административно-территориальной реформе.
На начальном этапе районирования отдельными райпарттройками (Телешовская) были проведены инструктивные совещания специальных уполномоченных. Сенгилеевская и Промзинская парттройки провели совещание актива с разъяснением задач административно-территориального переустройства. Карсунской партийной тройкой были проведены общегородское собрание партийцев и комсомольцев и общегородское собрание членов профсоюза10. После проведения данных собраний партийные тройки для разъяснительной работы направили по населенным пунктам уполномоченных, которые уже к 10-12 июня провели все необходимые мероприятия, за исключением районов, переходящих от Мелекесского уезда Самарской губернии, где с организаций разъяснительной деятельности запоздали на несколько дней11.
В ходе реализации подготовительного этапа районирования округа партийными работниками в семи районах были проведены различные мероприятия:
- 61 собрание по линии партийно-комсомольских ячеек;
- 15 заседаний групп бедноты, в которых приняло участие 268 человек;
- 33 общих собрания бедноты (1422 человека);
- 115 расширенных заседаний сельских советов с активом (2007 человек);
- 217 общих собраний граждан (29489 человек);
- 5 специальных женских собраний (270 че-
ловек)12.
В итоге несмотря на достаточно быстрые темпы работы, которые исходили из окружного центра, уполномоченным партийных организаций удалось организовать и провести различные мероприятия, охватив различные группы населения.
В ходе разъяснительной деятельности удалось выяснить, что отношение населения к административно-территориальной реформе было различным. Большинство представителей крестьянства высказывались за районирование и требовали скорейшего его проведения13. Особенно тепло и в некоторых селах с энтузиазмом был встречен вопрос о создании самостоятельного чувашского района - Богдашкин-ского14. Среди зажиточной части крестьянства существовало недоверчивое отношение к административно-территориальной реформе и выражалось в следующих формулировках: «... выгодно или невыгодно посмотрим в будущем»,
«... что с районом, что с волостью - все равно налоги брать будут»15. В то же время среди низовых партработников (волостных) имелись моменты недовольства в связи с реформой и подбором работников для района. Некоторые из них говорили: «... нас снимают с работы не доказав, что мы плохие работники», «. сначала выдвигали, а сейчас задвигают, потому что надо устроить городских безработных»16. В городской среде к вопросу о районировании относились спокойно и безучастно, при этом некоторые лица указывали на возможную «неразбериху и пополнение кадров безработных»17.
Таким образом, к вопросу о районировании Ульяновского округа жители относились исходя из своих личных интересов. В частности, незажиточное крестьянство положительно восприняло возможность приближения административно-хозяйственных центров к населению и сокращение административно-управленческих расходов, предполагая при этом улучшение определенных сторон жизни населения. Но одновременно негативного отношения придерживались волостные партработники, опасавшиеся ухудшения своего материального состояния и понижения социального положения.
Фактически с середины июня 1928 года начинается второй этап районирования Ульяновского округа, включавший в себя анализ партийными тройками полученных предложений жителей селений и изменения границ проектируемых районов.
Анализ отчетов районных партийных троек свидетельствует о том, что каждая из данных организаций в подавляющем большинстве случаев просила окружную партийную тройку о возможности сохранения и увеличения территориальных единиц в проектируемом районе. В частности, Астрадамовская парттройка отреагировала на решение жителей села Усть-Уреня, желавших присоединиться к Карсун-скому району, мотивируя это тем, что во время весеннего паводка прекращается сообщение с Астрадамовкой, отрицательно и просила окружную тройку присоединить данное селение к проектируемому Астрадамовскому району18. Однако волеизъявление жителей Усть-Уреня не осталось без внимания Карсунской парттройки, возбудившей ходатайство об отнесении села к Карсунскому району, а не Астрадамовскому, как это предусматривалось предварительным проектом районирования Ульяновского округа19. В другом случае Черемшанская парттройка добивалась перед окружной партийной комиссией необходимости включения в данный район нескольких селений Мусорской волости или в противном случае его расформирования как не соответствующего принципам районирования20.
Как видим, местные партийные работники в ходе анализа сведений, полученных от населе-
ния о районировании, стремились предложить проект создания хозяйственного мощного и экономически крепкого района, отвечающего принципам нового административно-территориального деления.
Окончательное решение о рубежах границ проектируемых районов должна была принимать Ульяновская окружная парттройка, учитывая различные обстоятельства, включая постановления граждан населенных пунктов. Однако формированием границ округов Средне-Волжской области занимался Самарский Организационный Комитет, который вносил существенные коррективы в проектируемые районы. В частности, по его предложению перешли в состав Сызранского округа Тереньгульский район без Подкуровской волости, Инзенский район без Коржевской и Присурской частей и южная часть Поповского района. Кроме того, Организационный Комитет предложил восстановить Коржевский район, предусмотренный предварительным проектом районирования, но не нашедший поддержки среди местного населения, и в случае отсутствия сочувствия - передать район в Сызранский округ21.
Таким образом, в процессе реализации второго этапа административно-территориальной реформы Ульяновская окружная партийная тройка, приняв во внимание волеизъявление жителей населенных пунктов по вопросам районирования, осуществляла АТД по предложениям и рекомендациям Средне-Волжского Организационного Комитета. Однако начавшаяся Великая Отечественная война коренным образом изменила данную ситуацию. Вывод из прифронтовой зоны большого количества промышленных предприятий со значительными людскими ресурсами и формирование армейских частей привели к ухудшению в системе управления Куйбышевской областью. Тем самым назрела острая необходимость в разделении достаточно крупного региона на две части. Что в скором времени и было реализовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1943 г. образовалась Ульяновская область в составе 26-ти районов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (далее - ГАНИ УО). Ф.1. Оп.1. Д.1360. Л.4.
2 Там же. Л.6.
3 Там же. Л.20.
4 Там же. Л.30, 32.
5 Мухамедов Р.А. Кредитная и ссудно-сберегательная кооперация Среднего Поволжья в период проведения политики «Военного коммунизма» (1918-1920 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т.150. №1. С.140-147.
6 ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.82. Л.2.
7 Там же. Ф.1. Оп.1. Д.1384. Л.90.
8 Мухамедов Р.А. Кредитная и ссудно-сберегательная кооперация Среднего Поволжья в период проведения политики «Военного коммунизма» (1918-1920 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т.150. №1. С.141.
9 ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.3. Л.94; Д.82. Л.10.
10 Мухамедов Р.А., Вильчик А.А. Административно-территориальная реформа на примере Симбирской (Ульяновской) губернии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т.17. №3-1. С.104.
11 ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.44. Л.5; Д.82. Л.2.
12 Карцев С.В., Мухамедов Р.А. Промышленное развитие Ульяновской губернии в период восстановления народного хозяйства (1924-1928 гг.) // Вестник Екатерининского института. 2013. №3. С.121-124.
13 Мухамедов Р.А., Карцев С.В. Планирование и начальный этап строительства заводов оборонного значения в Ульяновском районе Куйбышевской области в 1939-1941 гг. // Марийский археографический вестник. 2015. №25. С.93.
14 ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.82. Л.8.
15 Там же. Д.3. Л.93.
16 Там же. Д.44. Л.23.
17 Мухамедов Р.А. Кредитная и ссудосберегательная кооперация в средневолжской деревне во второй половине XIX - 1920-е гг. ХХ в.. Дисс. ... докт. ист. наук. Ульяновск, 2010. С.234.
18 ГАНИ УО. Ф.3. Оп.1. Д.86. Л.4.
19 Там же. Л.41-41об.
20 Там же. Д.3. Л.57.
21 Там же. Д.86. Л.41.
THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURING OF ULYANOVSK DISTRICT OF MIDDLE VOLGA REGION
© 2017 R.A. Mukhamedov, D.V. Arkhipov
Ulyanovsk State Pedagogical University named by I.N. Ulyanov
The article is devoted to the process of administrative-territorial structuring of Ulyanovsk district of Middle Volga region. The Middle Volga region was established in 1928, in place of the former Penza, Ulyanovsk, Samara and Orenburg provinces. The authors also pay attention to the processes of elaboration of the inner territorial boundaries and the administrative structure of the Middle Volga region. Keywords: Ulyanovsk district, party «triplets», Middle Volga region, county, municipality, administrative-territorial reform. Rashit Mukhamedov, Doctor of History, Professor of the Department of History. E-mail: [email protected] Dmitry Arkhipov, Post-Graduate, Department of History. E-mail: [email protected]