1.4. ПРОЦЕДУРА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ ИТАЛИИ
Шашкова Анна Владиславовна, канд. юрид. наук, доцент, адвокат, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин. Должность: доцент. Место работы: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблемы рассмотрения различных вопросов в Конституционном суде Италии. Автор рассматривает процедуру принятия решения о неконституционности в Конституционном суде Италии. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается вопрос особого мнения судьи Конституционного суда. Конституционный суд Италии не позволяет судьям, не согласным с постановлением, высказать свое особое мнение. Автор приходит к выводу о том, что конфликт между решениями Конституционного суда Италии и Европейского суда по правам человека, а также противоречивые решения самого Конституционного суда по аналогичным вопросам свидетельствует об определенных противоречиях итальянского законодательства, которые необходимо устранять.
Ключевые слова: Италия, Конституционный суд, Конституция, конституционный закон, конституционность, конституционное правосудие, процедура в Конституционном суде.
CONSTITUTIONAL PROCEDURE IN THE CONSTITUTIONAL COURT OF ITALY Shashkova Anna Vladislavovna, PhD at law, Associate Professor, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines. Position: associate professor. Place of employment: Moscow State Institute of International Relations (University). Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The present article analyses the problem of judging in the Constitutional Court of Italy. The author reviews procedure of adoption of decisions on finding an act contradictory to the Constitution of Italy in the Constitutional Court of Italy. The core part of the research is dedicated to the special opinion of the Constitutional Court judges. The Constitutional Court of Italy does not let the judges which disagree to the judgement to give their special opinion publicly. The author resumes that a conflict between decisions of the Constitutional Court of Italy and of the European Court on Human Rights as well as controversial decisions of the Constitutional Court itself on similar questions show conflict of the Italian legislation which is to be eliminated.
Keywords: Italy, Constitutional Court, Constitution, constitutional law, constitutionality, constitutional justice, constitutional procedure.
Рассмотрим процедуру рассмотрения вопросов о неконституционности, поднятых судьей. О начале рассмотрения данного вопроса судья должен уведомить стороны, участвующие в разбирательстве и Председателя Совета Министров (или главы региона, если речь идет о региональном законодательстве), а также председателя палат парламента или главу областного со-
вета1. Затем вопрос передается в канцелярию Конституционного суда. Официальное уведомление о рассмотрении вопроса о неконституционности акта публикуется в Официальной газете (Gazzetta Ufficiale). Специальное подразделение Конституционного суда затем подробно рассматривает вопрос и исследует правовые прецеденты. Публикация в Официальной газете знаменует собой начало периода, когда стороны, участвующие в судебном процессе, а также Председатель Совета Министров (или глава региона, если речь идет о региональном законодательстве), может представить свои аргументы в Конституционный суд. Однако стороны не могут подавать письменные заявления до официального рассмотрения дела. Председатель Совета Министров может принять участие в разбирательстве в Конституционном суде Италии. Это происходит не потому, что правительство обязательно должно участвовать в процессе, а потому, что речь идет об обоснованности закона, который, в случае объявления его неконституционным, утратит юридическую силу. Председатель Совета Министров представлен в Конституционном суде Генеральной адвокатурой государства.
Слушания в Конституционном суде Италии обычно проходят в открытом заседании, однако дела могут быть рассмотрены и на закрытом заседании, без предварительного общественного обсуждения и на основании письменного заявления. Эта упрощенная процедура используется, когда участники процесса не представлены в Конституционном суде (помимо Генерального адвоката государства). Как в случае открытого, так и закрытого заседания Конституционного суда, Суд рассматривает дела на пленарном заседании: Конституционный суд Италии никогда не подразделяется на панели. Относительно небольшое число судей позволяет Суду работать в пленарном заседании.
Председатель Конституционного суда назначает судью в качестве докладчика для каждого конкретного дела из числа конституционных судей, как правило, без учета самого Председателя. Какие-либо четкие критерии для выбора докладчика отсутствуют2. На практике Председатель Конституционного суда обычно назначает докладчиком по делу судью, который уже выступал в качестве докладчика по подобным делам, а также тех судей, кто имеет соответствующую подготовку, предыдущий опыт или специализацию (в таких областях, как уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданское право, трудовое право, налоговое право или административное право). В наиболее важных и сложных случаях материал распределяется на нескольких судей, он также может быть дополнен исследованиями по законодательству и изучением судебной практики иных государств или международных судов.
Конституционный суд Италии регулярно заседает в открытом заседании в специальной комнате в Consulta каждые две недели по вторникам с 9:30 (Термин La Consulta часто используется для обозначения Конституционного суда. Это - наименование официальной резиденции Суда во дворце La Consulta, находящимся на площади Квиринале в Риме.). Суд обычно проводит
1 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
2 Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической
конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 2527.
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ ИТАЛИИ Шашкова A.B.
закрытые заседания с 9:30 до 13:00 и с 16:00 вечера до 19:00 один раз в две недели. Обсуждение может длиться не более нескольких минут в тех случаях, когда докладчик предлагает решение, которое не встречает возражений, и поэтому сразу принимается Конституционным судом. Однако обсуждение может длиться и целые дни, в зависимости от сложности или противоречивого характера вопроса. Дебаты начинается с предварительного заявления судьи-докладчика. Другие судьи могут присоединиться к обсуждению, начиная с вопроса о приемлемости, а затем перейти к рассмотрению дела по существу. Если речь идет о сравнительно небольшом значении поднятого вопроса, лишь немногие судьи будут выступать; в противном случае, все будет предлагать свои суждения. Судья может потребовать, чтобы обсуждение было отложено на более поздний срок, если возникнет необходимость рассмотреть новый материал для изучения этого вопроса более подробно. Дискуссия не обязательно следует по фиксированному плану. Многое зависит от запросов, сделанных судьями, а также направлении дебатов. Докладчик может отвечать на комментарии других судей, или подождать до конца слушаний, чтобы сделать окончательное предложение. Необходимо учитывать, что окончательное решение суда состоит не только из самой формальной, например, декларации о неконституционности, но и из оснований для принятия решения. Этим можно объяснить затяжной характер некоторых дискуссий в закрытом заседании.
Мнение Конституционного суда может разделиться. Таким образом, Конституционный суд, как и другие коллегиальные органы, должен принимать решение большинством голосов. Общая практика Конституционного суда - принять или отклонить окончательное предложение докладчика. Как уже указывалось выше, при равенстве голосов, голос Председателя Конституционного суда является решающим. Это единственный случай, когда Председатель суда обладает большей властью, чем рядовой член Конституционного су-да3
Постановление Конституционного суда становится окончательным, когда оно составлено, утверждено и подписано, и оригинал передан в офис секретаря Суда. Данный этап может длиться от двух недель до нескольких месяцев. В среднем он составляет два месяца. Обычно судья, который служил в качестве докладчика по делу отвечает за подготовку данного заключения. В конце чтения судьи имеют право высказать свои замечания или возражения. Они обсуждают, следует ли изменять, добавлять или удалять аргументы, предложения и даже отдельные слова из проекта постановления, пока не будет достигнуто соглашение. В случаях, когда большинство не согласны с проектом, автор может представить еще один проект. При таких обстоятельствах чтение откладывается, пока новый проект не появится.
Таким образом, судьи могут тесно сотрудничать и участвовать в широких обсуждениях постановлений Конституционного суда. Важно понимать, что каждое опубликованное постановление Конституционного суда является продуктом совместных усилий всех судей, а не только мнением отдельного автора. При составлении постановления судья-докладчик пытается учитывать мнения всех судей.
3 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
Конституционный суд Италии не позволяет судьям, не согласным с постановлением, высказать свое особое мнение4. Эта практика отлична от практики, принятой в других европейских странах. Формально никто не может знать, принято ли решение единогласно или большинством голосов, а также как проголосовали отдельные судьи. Практика введения особого мнения судей в настоящее время является предметом дискуссий в Италии.
Конституционный суд Италии поддерживает отношения с международными судами. Одним из таких органов является Европейский суд по правам человека в Страсбурге, действующий на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Поскольку права, гарантированные Европейской конвенцией не значительно отличаются от тех, которые гарантируется Конституцией Италии, практика указанных судов по вопросам нарушения прав личности схожа.
Следует отметить, что судебная практика Конституционного Суда - как и любого органа, принимающего решения, состав которого меняется постепенно с течением времени - имеет преемственность теории и практики, которая постепенно обогащается5. Уточняются и конституционные принципы. Изменения в конституционном прецедентном праве также связаны с этими изменениями, происходящими в обществе и правовой культуре, которые показывают изменение потребностей общества. Таким образом, Конституционный суд Италии является гибким и прогрессивным органов в системе государственных органов Италии.
Конституционный суд Италии является важным регулятором правовой системы в Италии в настоящее время. Определенный конфликт между решениями Конституционного суда Италии и Европейского суда по правам человека, а также противоречивые решения самого Конституционного суда по аналогичным вопросам свидетельствует об определенных противоречиях итальянского законодательства, которые необходимо устранять.
Список литературы:
1. Конституция Италии 1947 г.
2. Atti della giornata in ricordo del Presidente emerito della Corte costituzionale. Vezio Crisafulli. Palazzo della Consulta, 5 novembre 2010.
3. Giurisprudenza Costituzionale del'anno 2013. Riunione straordinaria della Corte costituzionale del 27 febbraio 2014.
4. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.112/1953.
5. Legge costituzionale 9 febbraio 1948 No. 1/1948.
6. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.1/1953.
7. Legge 11 marzo 1953 No. 87/1953.
8. Legge 6 dicembre 1962 No.1643/1962.
9. Sentenza No.64 anno 1961.
10. Sentenza No.126 anno 1968.
11. Legge costituzionale 22 novembre 1999, No. 1 "Disposizioni concernenti l'elezione diretta del Presidente della Giunta regionale e l'autonomia statutaria delle Regioni", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 299 del 22 dicembre 1999.
4 Шашкова А.В. Судебная и нотариальная системы Италии // Нотариус. - 2017. - № 8. - С 42-48.
5 Шашкова А.В. Проблемы примата международного права в итальянской конституционно-правовой доктрине на примере решения Европейского суда по правам человека от 23 февраля 2012 года // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии № 11 (ч. 3). 2017. с. 405 - 408.
12. Legge costituzionale 18 ottobre 2001, No. 3 "Modifiche al titolo V della parte seconda della Costituzione", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale n. 248 del 24 ottobre 2001
13. Legge costituzionale 26 febbraio 1948, No.2 "Conversione in legge costituzionale dello Statuto della Regione siciliana, approvato col decreto legislative 15 maggio 1946, No. 455.
14. Legge 23 febbraio 1995, No. 43 "Nuove norme per la elezione dei consigli delle regioni a statuto ordinario", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 46 del 24 febbraio 1995.
15. Decreto-legge 13 agosto 2011, No. 138, pubblicato in Gazzetta Ufficiale - serie generale - No. 188 del 13 agosto 2011.
16. Decreto Legislativo 18 agosto 2000, No. 267 "Texto unico delle leggi sull'ordinamento degli enti locali".
17. La Sentenza della Corte Constituzionale № 313/2003. URL: http://www.giurcost.org/decisioni/2003/0313s-03.html.
18. Kremyanskaya E.A. Russian Constitutional Law / Elena A. Kremyanskaya, Tamara O. Kuznetsova, Inna A. Rakitskaya. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. -230 p.
19. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.
20. Shashkova A.V. Russian Business Law. M. Lincor. 2007. C. 483.
21. Shashkova A.V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.
22. Барабанов О.В. Тенденции развития региональной политики Италии / О.В. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №1. - С. 61-67.
23. Волеводз А.Г. XIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: некоторые итоги / Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. 6 (23). С. 268-282.
24. Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В. Маклакова. Издательство «Юристъ», 1996.
25. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
26. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Эн-тина Л.М. 3-е изд. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010.{Глава 18. Основы конституционного права Италии.}
27. Карпенко К.В. Конституционный совет в судебной системе Франции // Право и управление XXI век. -2013. - № 3. - С. 32-41.
28. Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
29. Шашкова А.В. Констиутционно-правовые основы судебной власти в Италии / Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография ; под ред. К.В. Карпенко. «МГИМО-Университет». 2017. 325 с. ISBN 978-5-92281626-7. c. 264-280.
30. Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 25-27.
31. Шашкова А.В. Правительство Испании (органиа-ционно-правовые проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. -М. 2001. - 162 c.
32. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
33. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
34. Шашкова А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании. Юрист. 1999. № 4. С. 6-12.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат». Оригинальность текста - 84,38%