1.2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ИТАЛИИ
Шашкова Анна Владиславовна, канд. юрид. наук, доцент, адвокат, почетный консул Сент-Винсента и Гренадин. Должность: доцент. Место работы: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблемы создания и функционирования Конституционного суда Италии. Автор рассматривает роль исторического развития Италии в формировании органа конституционного правосудия Италии. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается вопрос выдвижения обвинения Конституционным судом против Президента Республики. Различное толкование итальянского законодательства со стороны Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Италии приводит к выводу о противоречиях в восприятии итальянского законодательства на внутреннем уровне органа конституционного правосудия и международном уровне.
Ключевые слова: Италия, Конституционный суд, Конституция, конституционный закон.
ITALIAN CONSTITUTIONAL COURT FOUNDATION HISTORY Shashkova Anna Vladislavovna, PhD at law, Associate Professor, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines. Position: associate professor. Place of employment: Moscow State Institute of International Relations (University). Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The present article analyses the problem of foundation and functioning of the Constitutional Court of Italy. The author reviews the role of historical development of the formation of the constitutional control body. The core part of the research is dedicated to the problem of the accusation of the President of the Republic. Different construction of the Italian legislation from party of the European Court on Human Rights and from party of the Constitutional Court of Italy makes the author come to the conclusion on the controversy in understanding Italian law from the constitutional control body and from the international level body.
Keywords: Italy, Constitutional Court, Constitution, constitutional law.
Италия как единое государство окончательно сформировалась в 1870 году. После Второй сировой войны после длительных дискуссий в Италии был создан Конституционный суд, который в настоящее время рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона.
Недавний опрос граждан Италии показал, что Конституционный Суд является наименее известным из конституционных органов Италии1. Это не особенно удивительно, если учесть, что он был создан только после официального вступления в силу Конституции Итальянской Республики в 1948 году - то есть, полвека назад - в то время как другие конституционные органы
1 Шашкова А.В. Судебная и нотариальная системы Италии // Нотариус. - 2017. - № 8. - C. 42-48.
восходят к созданию итальянского государства в девятнадцатом веке.
Юридические истоки Конституционного суда Италии содержатся в Конституции Италии. Суд повышает эффективность работы учреждений, которые составляют и поддерживают конституционный строй государства.
Конституционный суд Италии выполняет решающую роль обеспечения конституционности законов, с особым вниманием относясь к защите основных прав граждан, тем самым способствуя адаптации правовой системы к нуждам общества2.
Термин La Consulta часто используется для обозначения Конституционного суда. Это - наименование официальной резиденции Суда во дворце La Consulta, находящимся на площади Квиринале в Риме.
Хотя почти все итальянцы знают о существовании Конституционного суда, очень немногие знают точно, какие у Конституционного суда функции и каким образом они осуществляются.
Как было указано выше, Конституционный суд Италии является относительно новым учреждением. Ничего подобного не существовало в итальянском государстве до официального вступления в силу Конституции Италии 1948 года. В других европейских странах конституционное правосудие появилось уже в 1920-х. Помимо Конституции Италии, после Второй мировой войны, различные виды конституционных судов (или «трибуналов» или «советов») были предусмотрены в конституциях ФРГ (1949), Франции (1958), Португалии (1974), Испании (1978) и Югославии (1963). Почти все новые конституции стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза приняли положение о создании подобных органов, равно как и другие государства за пределами Европы. На сегодняшний день конституционные суды в различных формах функционируют в 164 из 193 стран мира3.
Двадцатый век был периодом потрясений и войн, также он глубоко отмечен авторитарным политическим опытом и репрессиями демократических институтов. На волне этого опыта, появилось растущее осознание того, что защита основных прав, установленных в конституциях и конституционный баланс сил означает возможность осуществлять контроль даже над представительным органом. Традиционные органы судебной власти уполномочены применять законы, но не судить тех, кто эти законы принимает. Поэтому было решено создать специальный трибунал или суд, действующий в соответствии с судебными процедурами, и состоящий из экспертов-юристов, выбранных специально для осуществления функции конституционного контроля. Такое учреждение должно проверять конституционность законодательных актов и отменять их, если они являются неконституционными. Таким образом был создан орган конституционного судебного, а не политического контроля.
Когда Учредительное собрание приступило к разработке Конституции Итальянской Республики, было разработано положение о «жесткости» Конституции Италии: «обычные» законы не могут изменить Конституцию Италии. Права и обязанности, установленные
2 Шашкова А.В. Проблемы примата международного права в итальянской конституционно-правовой доктрине на примере решения Европейского суда по правам человека от 23 февраля 2012 года // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии № 11 (ч. 3). 2017. с. 405 - 408.
3 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ИТАЛИИ
Шашкова А.В.
Конституцией, а также правила, которые гарантируют баланс сил между различными конституционными органами, были тем самым защищены даже от законов парламента. В качестве гарантии соблюдения Конституции Италии Главой VI Разделом I Конституции предусмотрен Конституционный суд. В соответствии со статьей 134 Конституции Итальянской Республики задачей Конституционного суда является вынесения постановлений по следующим вопросам:
"споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;
споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями;
обвинения, выдвигаемые в соответствии с Конституцией против Президента Республики".
Изначально последнее положение касалось не только Президента Италии, но и министров, что было реализовано на практике в деле о коррупции международного масштаба Lockheed в 1979 году. В 1989 году данное положение в отношении министров было передано в компетенцию обычного суда.
Законодательство, касающееся Конституционного суда Италии, постепенно развивается. Конституционный закон 112/1953 предоставил Конституционному суду Италии дололнительное полномочие: проверять конституционность запросов о проведении референдума (referendum abrogativo). Конституционный суд принимает решения о допустимости требований о проведении референдумов, касающихся отмены действующих законодательных актов. В случае неясности оспариваемых законодательных актов Конституционный суд вправе включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.
Сама Конституция Италии, принятая в 1947 году, предусмотрела учреждение Конституционного суда и его основные функции (ст. 134), его состав (ст. 135), а также последствия признания акта неконституционным (ст. 136). Однако конкретные акты, позволяющие суду начать функционировать, на этом этапе пока не были приняты.
В феврале 1948 года Учредительное собрание одобрило Конституционный закон №1/1948, который предусматривал процедуру обращения в Конституционной суд. Тем не менее, потребовалось еще пять лет, прежде чем Конституционный закон №1/1953 и обычный закон №87/1953 завершили регулирование правового статуса Конституционного суда. Выборы 1953 года и недостижение согласия по вопросу избрания судей Конституционного суда, еще несколько отложили реальное введение Конституционного суда в конституционную систему Италии. Впервые полноправное членство в Конституционном суде было сформировано только в 1955 году. Таким образом, только через восемь лет после введения Конституции в силу, Конституционный суд, наконец, смог начать функциониро-вать4.
Первое заседание Конституционного суда состоялось 23 апреля 1956 года5. Был рассмотрен вопрос о конституционности ряда положений закона 1931 года о государственной безопасности. Данные положения ка-
4 Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 2527.
5 Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс
лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
сались необходимости получения разрешения полиции на распространение листовок или развешивание плакатов. Тридцать судей по уголовным делам подняли данный вопрос, который, по их мнению, не соответствовал статье 21 Конституции Италии:
"Все имеют право свободно выражать свои мысли в устной, письменной и любой иной форме их распространения".
Аргументы о неконституционности закона также выдвигались известными итальянскими адвокатами и юристами того времени, в том числе Костантино Мор-тати, Вецио Кризафилли и Джулиано Вассалли, а также Пьеро Каламандреи, являющимся членом Учредительного собрания и экспертом в процессуальном праве.
Суд должен был решить спорный вопрос о том, распространяется ли действие итальянской Конституции на акты, принятые до ее вступления в силу. Этот вопрос имел решающее значение, учитывая, что большая часть итальянского законодательства была принята во время фашистской диктатуры. Ограничение области конституционного регулирования периодом после 1948 года означало бы де-факто предотвращение возможности для Конституции стать действительно оперативным актом во многих сферах жизни общества и государства, тем самым отложив реализацию многих конституционных гарантий на неопределенный срок.
Конституционный суд в итоге постановил, что все законы, принятые как до, так и после 1948 года, могут быть пересмотрены и должны быть признаны недействительными, если Конституционным судом будет установлено, что такие законы противоречат Конституции. Принципы Конституции относятся не только к законодательной власти, но и всем гражданами, органам государственной власти и судьям6. Таким образом, оспариваемое положение закона о государственной безопасности было признано неконституционным. Именно данное основополагающее Решение №1/1956 проложило путь для более поздних судебных решений, которыми были отменены положения в старых законов, несовместимые с новой Конституцией, в таких областях государственной деятельности, где парламент не смог сделать этого самостоятельно.
С 1956 года суд вынес тысячи решений. Одним из известных дел, рассмотренных в Конституционном суде в конце 2003 года, было разбирательство по поводу соответствия закона Республики об иммунитете Конституции Италии, обеспечивающего неприкосновенность от судебного преследования в период действия мандатов пятерым высокопоставленным руководителям государства, включая премьер-министра (закон Альфано). В 2003 году данный закон был признан соответствующим Конституции. Однако в октябре 2009 года Конституционный суд, во многом под воздействием общественного мнения, существенно сузил объем и основания иммунитета от судебного преследования высших государственных служащих.
В начале календарного года Председатель Конституционного суда представляет ежегодный доклад о работе Суда за предыдущий год, давая отчет о самых важных решениях и статистических данных о деятельности Суда. Отчеты, так же как и решения Суда и акты, содержащие постановлений Суда, публикуются и доступны для общественности. Еженедельно по средам
6 Shashkova A.V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.
данные публикуются в специальном выпуске Официального Журнала (Gazzetta Ufficiale Deila Repubblica). В настоящее время с текстами решений, докладов Суда и другой документацией можно ознакомиться на веб-сайте Конституционного суда.
Данные орган конституционного правосудия является важным регулятором правовой системы в Италии в настоящее время. Определенный конфликт между решениями Конституционного суда Италии и Европейского суда по правам человека свидетельствует об определенных противоречиях в восприятии итальянского законодательства на внутреннем уровне органа конституционного правосудия и международном уровне.
Список литературы:
1. Конституция Италии 1947 г.
2. Atti della giornata in ricordo del Presidente emerito della Corte costituzionale. Vezio Crisafulli. Palazzo della Consulta, 5 novembre 2010.
3. Giurisprudenza Costituzionale del'anno 2013. Riunione straordinaria della Corte costituzionale del 27 febbraio 2014.
4. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.112/1953.
5. Legge costituzionale 9 febbraio 1948 No. 1/1948.
6. Legge costituzionale 11 marzo 1953 No.1/1953.
7. Legge 11 marzo 1953 No. 87/1953.
8. Legge 6 dicembre 1962 No.1643/1962.
9. Sentenza No.64 anno 1961.
10. Sentenza No.126 anno 1968.
11. Legge costituzionale 22 novembre 1999, No. 1 "Disposizioni concernenti l'elezione diretta del Presidente della Giunta regionale e l'autonomia statutaria delle Regioni", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 299 del 22 dicembre 1999.
12. Legge costituzionale 18 ottobre 2001, No. 3 "Modifiche al titolo V della parte seconda della Costituzione", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale n. 248 del 24 ottobre 2001
13. Legge costituzionale 26 febbraio 1948, No.2 "Conversione in legge costituzionale dello Statuto della Regione siciliana, approvato col decreto legislative 15 maggio 1946, No. 455.
14. Legge 23 febbraio 1995, No. 43 "Nuove norme per la elezione dei consigli delle regioni a statuto ordinario", pubblicata nella Gazzetta Ufficiale No. 46 del 24 febbraio 1995.
15. Decreto-legge 13 agosto 2011, No. 138, pubblicato in Gazzetta Ufficiale - serie generale - No. 188 del 13 agosto 2011.
16. Decreto Legislativo 18 agosto 2000, No. 267 "Texto unico delle leggi sull'ordinamento degli enti locali".
17. La Sentenza della Corte Constituzionale № 313/2003. URL: http://www.giurcost.org/decisioni/2003/0313s-03.html
18. Kremyanskaya E.A. Russian Constitutional Law / Elena A. Kremyanskaya, Tamara O. Kuznetsova, Inna A. Rakitskaya. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. -230 p.
19. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.
20. Shashkova A.V. Russian Business Law. M. Lincor. 2007. C. 483.
21. Shashkova A.V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.
22. Барабанов О.В. Тенденции развития региональной политики Италии / О.В. Барабанов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №1. - С. 61-67.
23. Волеводз А.Г. XIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: некоторые итоги / Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. 6 (23). С. 268-282.
24. Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В. Маклакова. Издательство «Юристъ», 1996.
25. Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.
26. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Эн-тина Л.М. 3-е изд. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010.{Глава 18. Основы конституционного права Италии.}
27. Карпенко К.В. Конституционный совет в судебной системе Франции // Право и управление XXI век. -2013. - № 3. - С. 32-41.
28. Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).
29. Шашкова А.В. Констиутционно-правовые основы судебной власти в Италии / Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография; под ред. К.В. Карпенко. «МГИМО-Университет». 2017. 325 с. ISBN 978-5-92281626-7. c. 264-280.
30. Шашкова А.В. Новый закон о выборах в Италии // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.) «Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции», г. Волгоград, с. 25-27.
31. Шашкова А.В. Правительство Испании (органиа-ционно-правовые проблемы). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. -М. 2001. - 162 c.
32. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008. С. 188.
33. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, учебник // М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 189.
34. Шашкова А.В. Понятие механизма государственного управления. Высшие и центральные органы публичной администрации в Испании. Юрист. 1999. № 4. С. 6-12.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Оригинальность текста - 80,56%