блокирующих пакетов компаний с малой и средней капитализацией. В случае выкупа торгуемого на рынке объема акций компаний малой капитализации можно потратить относительно небольшие деньги, сократив негативное влияние на котировки этих компаний. Благодаря таким инвестициям снизится количество продавцов, что позитивно отразится на рынке в целом. Потенциально выгодными можно считать инвестиции в компании, которые являются недооцененными с точки зрения фундаментального анализа, например, когда денег у компаний больше, чем вся ее текущая капитализация. Более целесообразным видится вариант участия государства в восстановлении фондового рынка в качестве основного кредитора участников торгов, основного игрока на рынке ликвидности, нежели второй стороной по сделкам купли-продажи акций. Непосредственная государственная скупка акций на фондовом рынке в условиях кризиса наоборот может лишь добавить негативных настроений и выступать своеобразным индикатором для участников рынка, подчеркивая факт, что акции никому кроме государства в данный момент не нужны.
Государственный регулятор в целях поддержания позитивной динамики рынка акций может пойти путем опосредованного воздействия, оказывая влияние на значения безрисковых ставок. На практике можно встретить, что темпы инфляции и механизмы ее таргетирования могут способствовать восстановлению темпов развития экономики, а большинству компаний удается компенсировать повышение ставок за счет роста отпускных цен. Стоит заметить ограниченность подобного рода регулирования, так как его эффект проявляется лишь на фоне растущего спроса. Поэтому применение подобного метода регулирования может служить эффективным продолжением проводимых интервенций лишь в случае нащупывания определенного восстановления. Сигналы об улучшении настроений инвесторов могут поступить с рынка в виде череды обратных выкупов акций самими предприятиями (buy-back).
Библиографический список
1. Проект Федерального закона № 311101-6 ФЗ «О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации».
2. Соловьев Д.В. Анализ влияния регулирования и технических факторов на развитие биржевой торговли российскими акциями // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 9. - С. 27—29.
3. Сайт Московской Биржи [Электронный ресурс]. - URL http://moex.com (дата обращения: 10.11.2013).
В.М. Герасимов Ф.Р. Григорян
ПРОТИВОРЕЧИЯ ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: статья посвящена проблемам обеспечения взаимодействия между предприятиями банковской системы и предприятиями реального сектора экономики. Особое внимание уделено анализу существующих противоречий финансового взаимодействия. Авторы предлагают свою точку зрения на имеющиеся проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: финансы, взаимодействие, противоречия, банки, реальный сектор, макроуровень, микроуровень, сбалансированность.
© Герасимов В.М., Григорян Ф.Р., 2014
Значительные успехи экономически развитых стран в инновационной модернизации во многом связаны с обеспечением оптимального, взаимовыгодного финансового взаимодействия банков и предприятий реального сектора экономики. Сбалансированное финансовое взаимодействие банков и реального сектора экономики используют как страны с высоко развитой экономикой (США, Англия, Германия, Швейцария, Норвегия, Финляндия, Сингапур, Канада и др.), так и ряд быстро растущих стран, включая Китай, Вьетнам, Индию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию и др. [4].
В истории и теории науки сложилось четкое понимание, что познание вещей прежде всего означает познание их взаимодействия. Понятие «взаимодействия сторон системы» указывает на активность каждой из них. Взаимодействие характеризуется взаимным воздействием, согласованными (несогласованными) действиями сторон. Так, например, проф. Румянцева Е.Е. определяет «взаимодействие как процессы воздействия различных элементов системы друг на друга, их взаимная обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [8]. Мирюков В.Ю. определяет «взаимодействие экономических субъектов как согласованные действия экономических субъектов по удовлетворению потребностей общества, а также взаимное влияние их действий на достижение своих целей - получение выгоды» [6].
Без взаимодействия нет экономики, только во взаимодействии субъекты экономической деятельности способны достигать своих целей, что и обусловливает развитие экономики. Сутью экономического взаимодействия является минимизация издержек и рисков, максимизация прибыли и материальной выгоды, достижение целей предпринимательской деятельности. Взаимодействие банков и хозяйствующих субъектов - неизбежный процесс всех стадий воспроизводственного процесса, опосредованного денежными и финансовыми отношениями. Всеобщей целью финансового взаимодействия является достижение оптимального соотношения между интересами банков и различными экономическими субъектами, сохранение финансово-экономической стабильности, адекватное удовлетворение потребностей экономики в использовании финансовых ресурсов, обеспечение симметричных отношений. Наиболее полное удовлетворение потребностей банковского и реального секторов есть сбалансированное, оптимальное, рациональное финансовое взаимодействие.
Взаимодействие банков между собой и с хозяйствующими субъектами определяет структуру экономики, поведение экономических агентов, состояние экономического сознания. В основе устойчивого финансового взаимодействия лежат принципы выгоды взаимного доверия, взаимной открытости (транспарентности), партнерства (партнерских отношений), долгосрочного сотрудничества и др. Основной сферой финансового взаимодействия банков и субъектов экономической деятельности являются: кредитная, расчетно-кассовая, посредническая сферы. Через финансовое взаимодействие банковский сектор влияет на эволюцию системы производственных отношений как в сфере обращения, так и в сфере производства и развитие всех отраслей народного хозяйства. В свою очередь, изменения в деятельности предприятий, в производственных отношениях стимулируют или тормозят развитие банков, банковской системы.
Финансовое взаимодействие коммерческих банков и предприятий реального сектора можно классифицировать как эффективное и неэффективное, конструктивное и деструктивное, прогрессивное и регрессивное и др. Выделяются макро- и микроуровни финансового взаимодействия банковского сектора и реальной экономики. Финансовое взаимодействие банков и предприятий выступает как механизм воспроизводства, обращения и перемещения капитала, а также развития технологий и производства, предприятий, отраслей и экономических отношений в целом. Наиболее часто финансовое взаимодействие банков и предприятий
осуществляется в целях обеспечения инвестиционного и инновационного процессов. Общим положительным результатом (эффектом) финансового взаимодействия банков и предприятий является расширение масштабов деятельности, ускорение накопления капитала, технического и технологического обновления производства, рост качества предоставления услуг, рост инновационной экономики.
Наиболее полное раскрытие финансового взаимодействия банковского и реального секторов экономики связано с выявлением его противоречий. В противоречии как источнике развития, согласно Г. Фихте, кроется такое начало, из которого вытекают все определения теоретической и практической системы. Противоречия финансового взаимодействия банковского и реального секторов экономики отражают не только состояние взаимоотношений между банковским и реальным секторами, но и положение каждой из сторон в отдельности, наличие взаимоисключающего отношения.
Выделяются структурные, функциональные и процессуальные противоречия взаимодействия на макроуровне и микроуровне [3]. На макроуровне противоречия финансового взаимодействия проявляются в области определения общих правил взаимодействия двух секторов, обеспечения сбалансированной банковской, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и экономической политик, обеспечения институциональной основы развития банковского сектора и отраслей экономики. Наиболее остро противоречия финансового взаимодействия ощущаются в процессе обеспечения воспроизводства и устойчивости банковской системы и реального сектора экономики.
Противоречия финансового взаимодействия банка и предприятия на микроуровне появляются в качестве противоположенных экономических интересов взаимодействующих сторон, в основе которых лежат несогласованность, несоответствие системы финансовых ресурсов и потребностей предприятий с системой финансовых ресурсов банков. На микроуровне наиболее часто проявляются противоречия равновесной цены банковской услуги, спроса и предложения на финансовые ресурсы.
Основным противоречием финансового взаимодействия банка и предприятия выступает противоречие прибыли и издержек. В процессе взаимодействия предоставление банковской услуги носит характер элемента прибыли для банка. Для предприятия «покупка» (использование) банковской услуги, наоборот несет в себе элемент издержек производства. Противоречие в процессе финансового взаимодействия возникает в разнонаправленном желании сторон по поводу объекта взаимодействия. Желанию предприятия минимизировать издержки противостоит желание банка максимизировать прибыль, реализуя банковскую услугу (продукт, операцию). Сбалансированность интересов всех субъектов финансового взаимодействия заключается в минимизации издержек деятельности и максимизации результата (прибыли). Достигается это путем определения четких правил взаимодействия путем снижения транзакционных издержек и неопределенности в экономике.
В России функциональным противоречием финансового взаимодействия являются низкая капитализация, слабая ресурсная база банковского сектора и неудовлетворительное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики. Объем капиталов банковской системы России не отвечает стандартам ведущих экономик мира. Капитал отечественных банков составляет 9,6 % по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). В то время как в Англии и Франции - 25 %-26 %, в Австрии - 32 %. В абсолютных величинах капитал банков России к ВВП в 8 раз меньше, чем в Германии, и в 14 раз меньше, чем в США. Функциональные противоречия порождены высокой склонностью к риску, слабой диверсификацией бизнеса (отраслевой, территориальной, по источникам прибыли), высокой концентрацией корпоративного кредитного портфеля на отдельных заемщиках.
Несовпадение потребности экономики в кредитных ресурсах с возможностями банковской системы по экспертным оценкам достигает порядка 15-18 трлн руб. В результате объем выданных кредитов реальному сектору по данным Всемирного банка составляет в России 38,6 % ВВП, что сравнимо с такими странами, как Нигерия (36,3 % ВВП) и Шри-Ланка (40,5 % ВВП), Папуа Новая Гвинея (35,5 % ВВП). В итоге средний срок службы основных фондов в промышленности России составляет 22 года, тогда как в США - порядка 5 лет [7].
Противоречием финансового взаимодействия банковского и реального секторов является превышение доходности финансовых вложений над прибыльностью реальных производств. Это приводит к изменению структуры инвестиций, подталкивает банки к высокорискованной деятельности. Среднее значение доходности капитала отечественной банковской системы по данным АРБ - 23,6 %, тогда как в США - 12,6 %, в Великобритании - 10,5 %, а в Японии - 8 %. Соответственно, низкая рентабельность отечественных промышленных предприятий и высокая ставка кредитования являются ограничителями проведения инновационной модернизации. При рентабельности организаций 8,6 % средняя процентная ставка по кредитам в России составляет 9-14 % [9].
В числе функциональных противоречий финансового взаимодействия банковского и реального секторов экономики автор выделяет несовпадение темпов структурных преобразований субъектов взаимодействия; недостаточную достоверность отчетности многих отечественных предприятий и банков; непрогнозируемый характер и несовершенство законодательной базы (в частности, в сфере банкротства, защиты прав кредиторов, оформлении прав собственности на залог); низкую ликвидность, слабую устойчивость и излишнюю волатильность банковской системы и межбанковского рынка; институциональные ограничения и др.
Структурное противоречие финансового взаимодействия банковского и реального секторов обусловлено неравновесностью структурных элементов, проявляющихся в неустойчивых, спорадических взаимоотношениях между крупными банками - крупными предприятиями, средними банки - средними предприятиями, мелкими банками - мелкими предприятиями. В настоящее время уставный капитал предприятий и организаций в 10 раз превышает уставный капитал кредитных организаций. Большое число «карликовых» банков как по объему уставного капитала (около 30 %), так и по активам не способствуют эффективному финансовому взаимодействию. По данным ЦБ РФ только порядка 65 % кредитных организаций имеют возможность выдавать кредиты на сумму не менее 40 млн руб. 90 % банков не имеют возможности выдавать кредиты объемом 400 млн руб., т.е. 20 млн евро [1].
Отмечаются структурные противоречия финансового взаимодействия банковского и реального секторов относительно формы собственности. В отечественной экономике преобладают предприятия и кредитные организации с государственным участием, что снижает эффективность финансового взаимодействия других участников рынка. Наличие госкорпораций в экономике обусловливает их приоритетность для банковского сектора относительно других предприятий реальной экономики. Госкорпорации контролируют около 40 % российской экономики. В свою очередь, банки, контролируемые государством, предоставляют 54,6 % кредитов нефинансовым организациям. На долю крупных частных банков приходится 27,2 %, доля региональных средних и малых банков составляет всего 2 % [5].
Структурные противоречия финансового взаимодействия связаны также с диспропорциями в предоставлении банковских услуг. Более 50 % размещенных и привлеченных средств банков приходится на 30 крупнейших банков страны. Результатом является ограниченность в получении банковских услуг большим кругом средних и мелких предприятий ре-
альной экономики, низкий уровень предоставляемых услуг и их ограниченный и универсальный характер. Клиентами банков используется только 4-5 видов банковских услуг, тогда как их более 40 видов [2].
Отмечаются структурные противоречия финансового взаимодействия банковского и реального секторов, связанные с территориальным распределением банков и предприятий реальной экономики. Более 60 % кредитных организаций находятся в Центральном федеральном округе, более 52 % в Московском регионе, тогда как у предприятий реальной экономики наблюдается обратная ситуация. В подавляющем большинстве субъектов Федерации находятся 4-9 банков. Наименее обеспеченным кредитными организациями в разрезе округов является Сибирский федеральный округ, следом идут Южный, Уральский, Приволжский и Дальневосточный округа. Отрыв банковского обслуживания от промышленных предприятий усиливает стратегическую зависимость регионов от столичных банков.
Структурным противоречием финансового взаимодействия является наличие дисбаланса, как в отраслях экономики, так и в банковском секторе: более половины прибыли от реализации товаров приходится на топливно-энергетический комплекс, а в банковском секторе - более 60 % на доходы, полученные от операций с иностранной валютой. Дисбаланс сохраняется и в инвестициях в основной капитал. Более 40 % из общего объема инвестиций приходится на добывающие отрасли, а на долю обрабатывающей промышленности остается менее 14 %. Основными потребителями кредитных ресурсов являются оптовая и розничная торговля, прочие виды деятельности и кредиты на завершение расчетов.
В современных российских условиях сбалансированное финансовое взаимодействие невозможно без эффективного мегарегулятора, в функции которого должно входить поддержание стабильности, устойчивости, взаимного доверия, открытости и долгосрочности отношений субъектов финансового взаимодействия. Институт мегарегулятора призван, используя постоянный мониторинг, минимизировать противоречия финансового взаимодействия.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 06.04.2010).
2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации по период до 2015 года // Деньги и кредит. - 2011. - № 5.
3. Банковская система России: вопросы регулирования и управления активами: сб. инф.-аналит. материалов. - Москва. - 2012.
4. Банковский сектор и государство: Россия и международная практика: сб. инф.-аналит. материалов. - Москва. - 2012.
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.cbr.ru
6. Мирюков В.Ю. Теория взаимодействие экономических субъектов / В.Ю. Мирюков. - 2-е изд. -М.: Вузовская книга, 2004.
7. Милюков А.И. Кредитование в России: некоторые уроки кризиса // Банковское дело. - 2010. -№ 5. - С. 36-39.
8. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011.
9. Счастная Т.В. Стратегия развития банковского сектора и модернизация реальной экономики // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3 (15). - С. 120-127.