Противодействие терроризму и экстремизму в актах регионального характера с участием Российской Федерации
(на примере Шанхайской организации сотрудничества)
Агаркова Дарья Александровна - сотрудник аппарата антитеррористической комиссии Орловской области, секретарь Экспертного совета по выработке информационной политики в сфере профилактики терроризма Орловской области
Кондаурова Анна Юрьевна - сотрудник аппарата Антитеррористической комиссии Орловской области
18-19 сентября 2017 года в Москве прошёл Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде». На секции «Международный опыт противодействия идеологии терроризма и экстремизма в молодёжной среде» было рекомендовано организовать на юридических факультетах вузов Российской Федерации изучение положительного опыта противодействия идеологии терроризма и экстремизма стран-партнеров России по Шанхайской организации сотрудничества и Конвенции Шанхайской организации сотрудничества от 9 июня 2017 года по противодействию экстремизму
Современное общество напрямую столкнулось с терроризмом, который является одной из наиболее значимых угроз социальной стабильности и политическому благополучию. В условиях глобализации борьба с терроризмом становится всё более актуальной в качестве одного из ключевых средств обеспечения государственной безопасности и целостности гражданского общества. Это проблема всего международного сообщества в целом [1].
Создание Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) 15 июня 2001 г. стало принципиально важным стратегическим выбором ше-
сти государств — России, Китая и четырёх центральноазиат-ских республик — Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в условиях новых тенденций развития обстановки в регионе и в мире, а также перед лицом новых вызовов и угроз после распада биполярной системы. ШОС создавалась как организация для решения проблем приграничного характера и вопросов безопасности. Сегодня она всё более чутко реагирует на такие современные вызовы, как глобализация, экономический кризис, социальная нестабильность, экологические проблемы [2]. В своём первоначальном виде она стала наследницей «Шанхайской пятерки», образовавшейся в результате подписания в конце 1990-х годов двух прорывных соглашений между Российской Федерацией, тремя централь-ноазиатскими республиками бывшего СССР и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе общей границы. Деятельность ШОС направлена также на обеспечение безопасности и поддержание стабильности на обширном Евроазиатском пространстве, на совместное противостояние новым вызовам и угрозам, укрепление торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Обширное пространство ШОС - от Арктики до Индийского океана с севера на юг и
от китайского Лияньюньгана до российского Калининграда с востока на запад - с общим населением почти 44% от общемирового - позволяет решать принципиальную задачу коллективного обеспечения стабильности, эффективного противодействия совместными усилиями угрозам и вызовам безопасности по всему контуру зоны ответственности крупнейшей на сегодняшний день в мире региональной организации. Объединяя четыре ядерные державы - половину мирового ядерного клуба - формат ШОС представляет собой дополнительный опорный элемент системы поддержания мировой стратегической стабильности.
Провозгласив принцип открытости в качестве одной из фундаментальных основ новой организации, государства чле ны во главу угла своей деятельности по ставили поддержание регионального мира и стабильности, решительное противодействие экстремизму, терроризму и сепаратизму, незаконному обороту нарко тиков, транснациональной преступности и т. д.
Все это было направлено на обеспечение благоприятных условий для вступления участников ШОС в новый исторический период взаимодействия на основе добрососедства и дружественного, равноправного партнёрства. Важнейшим эле-
ментом отношений в рамках «Шестёрки», объединившей государства с различными историческими судьбами, культурными и духовными основами, стало особое внимание и к развитию межцивилизационного диалога. Это же стало и важнейшей составной частью философии «шанхайского духа» ШОС, который определяется как взаимные доверие и выгода, безусловное равенство, уважение многообразия культур и стремление к совместному развитию.
Прочная правовая основа ШОС была заложена в её Хартии. Многие её принципиальные положения получили развитие в таких базовых документах разных лет, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, документы, регламентирующие антинаркотическую деятельность ШОС, Долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, получившая развитие в 2015 году в заявлении глав правительств государств ШОС, определившем главный вектор регионального экономического взаимодействия, и целый ряд других. Всё это дало возможность развернуть сотрудничество в области безопасности, сформулировать
долгосрочные планы и ориентиры региональных экономических связей, определить их цели, приоритетные направления и первоочередные задачи.
Вместе с тем, в первое десятилетие деятельность ШОС была преимущественно сконцентрирована на решении вопросов её институализации и организационно-правового становления, выработке и принятии ряда многосторонних документов, принципиально важных для её долговременной стратегии. За это время было налажено предметное взаимодействие государств-членов в различных областях, которое обеспечивалось более двумя десятками механизмов - от министерского до экспертного уровня. Параллельно уделялось серьёзное внимание установлению рабочих контактов и связей с международными организациями, прежде всего ООН и её специализированными учреждениями, а также СНГ, ОДКБ, АСЕАН и рядом других.
Важнейшим элементом всей деятельности ШОС стал принцип консенсуса при принятии решений, а также её открытость, предусматривающая, в том числе, различные формы сотрудничества с другими государствами, включая и их предусмотренное членство в новом объединении. Индия и Пакистан стали одними из первых государств, которым в 2005 г. был предоставлен статус наблюдателей (в числе других были также Монголия и Иран,
позднее к ним присоединились Афганистан и Белоруссия). В течение последних лет Дели и Исламабад проводили активную линию на развитие взаимодействия с ШОС по важнейшим направлениям и, прежде всего, в области безопасности.
Государства-члены ШОС были первыми в сообществе наций, кто согласовал подобный правовой акт на основе консенсуса. В ООН, например, почти 40 лет идут дебаты по выработке Всеобщей конвенции по борьбе с терроризмом.
Многогранная деятельность ШОС, интенсивные контакты по представляющим обоюдную заинтересованность проблемам и принятие по ним согласованных решений создает дополнительный позитивный фон, способствующий поддержанию и всемерному развитию атмосферы взаимного уважения и добрососедства.
Развивается важнейший постоянно действующий орган -Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. В этой связи вопросы противодействия терроризму, экстремизму, как и в целом проблемы безопасности, были и остаются ключевыми в деятельности ШОС.
Саммит ШОС в Астане 8-9 июня 2017 года открыл новый этап развития организации. Одним из его значимых итогов стало предоставление Индии и Пакистану статуса полноправных членов объединения. Вступление в ШОС двух мощных и
авторитетных государств Южной Азии расширило потенциал и спектр возможностей работы организации, в том числе в сфере совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам. Был подведён итог работы ШОС в формате шести государств, и дан старт развития в новом формате восьми государств. Вступление в ШОС двух таких мощных и авторитетных держав, как Индия и Пакистан, придал мощный импульс сотрудничеству в самых разных сферах. Компетентные органы Индии и Пакистана помогут по-новому взглянуть на проблемы региональной безопасности, в том числе в отношении Республики Афганистан.
Семнадцатую встречу Совета глав государств членов ШОС 8-9 июня 2017 г. в Астане можно с полным основанием охарактеризовать как значимую веху не только для дальнейшего развития ШОС, но и всей структуры международных отношений на евразийском пространстве. Они в последние годы всё в возрастающей сте пени определяют динамику и общемирово го процесса в целом
Оформление официального присоединения к ШОС таких весомых игроков на региональной и мировой арене, какими являются ядерные Индия и Пакистан, существенно раздвигает трансрегиональные рамки Шанхайской организа-
ции, превращая её в крупнейшее международное объединение с охватом почти половины населения Земли и около трети общемирового ВВП. Новый исторический рубеж, который пересекла «Шанхайская восьмёрка», стал логическим завершением периода активной деятельности, в ходе которой ШОС, шаг за шагом наращивая свой политический капитал, превращалась в одну из влиятельных структур международного развития.
Расширение Шанхайской организации придаёт и новый импульс дальнейшему интересу к ней со стороны других государств и мирового сообщества, в целом. Открываются и дополнительные благоприятные возможности для расширения географии её международных связей, а также диалога с другими многосторонними структурами. Такое движение представляется всё более целесообразным в интересах обеспечения региональной и международной стабильности, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, решения насущных экономических проблем и, в целом, для постепенного создания принципиально новых международных отношений. Одновременно вопросы противодействия терроризму, экстремизму остаются ключевыми в деятельности ШОС.
Нарастающая террористическая активность в различных регионах мира диктует
необходимость совершенствовать и развивать методы и приемы совместной борьбы с этим злом. Принятое в Астане заявление глав государств-членов ШОС о противодействии международному терроризму является важным политическим документом, содержащим оценки состояния дел, подходы к укреплению международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и призыв к мировому сообществу объединиться в рамках широкой международной антитеррористической коалиции в противодействии глобальному терроризму.
Главную угрозу ШОС связывает с проблемой иностранных боевиков-террористов. Это люди, которые выехали из стран, входящих в шанхайскую семью для участия в деятельности международных террористических организаций в афгано-пакистанской зоне, и в первую очередь в сирийско-иракской зоне. Свои усилия компетентные органы сконцентрировали на том, чтобы, во-первых, предотвратить выезд этот людей, максимально сократить количество выезжающих, а во-вторых, организовать работу надлежащим образом с теми боевиками, которые возвращаются в страны исхода. Люди, которые принимали участие в боевых действиях, обладают знаниями, опытом, навыками, но и, самое главное, они мотивированы на продолжение террористической деятельности уже в тех странах, откуда они выехали, и поэтому
представляют большую угрозу. Благодаря взаимодействию спецслужб, правоохранительных и иных компетентных органов стран шанхайской семьи, удалось задержать и привлечь к уголовной ответственности большое количество лиц из этой категории.
Одна из актуальных задач на ближайшую перспективу -практическое подтверждение готовности к активному участию в постепенном строительстве многогранной евразийской идентичности и региональной безопасности с равным учётом интересов всех участников процесса. Поэтому проблематика безопасности в самом широком смысле слова, в том числе и противодействие терроризму и экстремизму, остается в сфере приоритетного внимания «Шанхайской восьмёрки». Сталкивающиеся с этими же вызовами Индия и Пакистан могут и готовы вносить свой существенный вклад на данном направлении, включая участие в работе Региональной антитеррористической структуры ШОС.
Принятие Конвенции ШОС по противодействию экстремизму более чем актуально. Государства-члены Организации не только выразили глубокую озабоченность эскалацией проявлений экстремизма в 21 веке, но и объединились в понимании связи экстремизма и терроризма.
Конвенция 2017 года закрепляет комплексную систему мер противодействия экстремизму
по сравнению с предыдущими правовыми актами, определяет и устанавливает пределы юрисдикции сторон, в том числе при наличии взаимной компетенции.
До принятия нового документа в 2017 году сотрудничество государств-членов ШОС в указанной сфере регламентировалось двумя документами: Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и Концепцией сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5 июля 2005 года. Конвенция от 2001 года впервые закрепила понятие «экстремизм», принцип неоправдания и неотвратимости наказания за совершение данной категории преступлений, определила субъекты взаимодействия, формы, направления и механизмы сотрудничества. Концепция от 2005 года предметно и структурированно определила основные цели, задачи, принципы, направления, формы и механизмы взаимодействия в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
Экстремизм был определен как «какое либо деяние, направленное на насилъ ственный захват власти или насилъ ственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства а равно насильственное посягательство на обще ственную безопасность...»
С течением времени в документах ШОС наблюдается не только увеличение количества дефиниций в сфере противодействия экстремизму, общих для пространства ШОС, но и развитие уже существующего понятийного аппарата, что говорит о своевременной реакции на изменение политической конъюнктуры и ситуации в сфере безопасности.
В Конвенции ШОС по противодействию экстремизму 2017 года это определение отнесено к понятию «экстремистский акт», что стало более содержательно и раскрывает формы данной деструктивной деятельности. Термин «экстремизм» раскрывается не как «деяние», а как «идеология и практика». Закреплены также по нятия «финансирование экстремизма», «экстремистские материалы», «экстре мистская организация», «противодействие экстремизму» и другие
В документе экстремизм определяется как питательная среда терроризма, представляющего угрозу миру и безопасности, территориальной целостности государств, развитию дружественных отношений между ними и обеспечению прав и свобод человека. Государства-члены ШОС особо подчеркнули недопустимость использования экстремизма в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей.
Важнейшей новацией документа является общее видение
правовых основ противодействия насильственному покушению на законную власть не только в контексте растущих террористических угроз, но и в более широком смысле предупреждения любого государственного переворота. Конвенция стала стержневым, системообразующим актом, вокруг дефинитивных норм которого на пространстве ШОС формируется весь массив антиэкстремистского законодательства. Этот документ - коллективный ответ ШОС на новые формы, методы и специфику экстремист-кой деятельности. Помимо существующих направлений противодействия Конвенция акцентирует внимание на разработке и реализации мер, включающих в себя предупреждение распространения экстремистской идеологии, предотвращение использования сети Интернет в экстремистских целях, усиление пропагандистской деятельности и патриотического воспитания, взаимодействие с международными и региональными организациями, исследовательскую деятельность, защиту потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и другие.
Конвенция формирует механизмы взаимодействия в сфере предупредительно-профилактической деятельности, совместного противодействия экстремизму, в том числе при проведении оперативно-ра-
зыскных и процессуальных действий, принятия мер обеспечения ответственности и конфискации имущества физических или юридических лиц, причастных к совершению экстремистских преступлений, информационного обмена, оказания правовой помощи, способствует унификации национальных законодательств.
В современных условиях особую опасность представляет распространение террористической идеологии и пропаганды, включая публичное оправдание терроризма с целью подстрекательства к совершению террористических актов. В этой связи ШОС намерена наращивать совместные усилия по противодействию радикализации общества, ведущей к проявлениям край-
них форм экстремизма, в том числе к терроризму, прежде всего среди молодёжи, а также по профилактике религиозного, этнического, идеологического и политического экстремизма, этнической и расовой нетерпимости, ксенофобии. Наряду с сотрудничеством по линии правоохранительных и судебных органов особый акцент в этой работе будет сделан на усилении ведущей роли государств в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму с добровольным и ответственным привлечением потенциала структур гражданского общества, в том числе традиционных религиозных организаций, образовательных и научных учреждений, СМИ, общественных и неправительственных объединений
День открытых дверей в штаб-квартире ШОС
государств-членов ШОС, действующих на их территориях в соответствии с национальным законодательством.
Новые угрозы международной безопасности требуют совершенствования методов борьбы с ними, принятия адекватных и своевременных мер. Конвенция 2017 года, подписанная в ходе саммита в Астане, сохраняет преемственность предыдущих актов и направлена на совершенствование механизма противодействия экстремизму и терроризму в пространстве ШОС, развивает положения Стратегии развития ШОС до 2025 года, «перекликается» с основной тематикой и проблемами, решаемыми в рамках Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Ключевой основой укрепления взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами ШОС выступает взаимодействие в гуманитарной сфере. Налаженный в рамках ШОС устойчивый диалог различных культур и цивилизаций способствует их взаимному обогащению и, в конечном итоге, большему взаимопониманию. Диалог культур сплачивает людей, объединяет их на основе общих гуманистических ценностей и устремлений, исключает проявления ксенофобии, религиозной или этнической нетерпимости, дискриминации по национальному признаку. Именно в этом заключается главная цивилиза-ционная миссия ШОС.
Богатое историческое и культурное наследие народов стран ШОС, воплощённое в объектах материального культурного наследия составляет около 20% репрезентативного списка ЮНЕСКО. Знакомство с ними дарит уникальную возможность соприкоснуться с живой историей Евразийского макрорегиона, погрузиться в пёструю палитру национальных и культурных особенностей, глубже понять мироощущение проживающих в нём людей.
В этом контексте углубление культурных связей в рамках ШОС, укрепление взаимопонимания между народами, уважение культурных традиций и обычаев государств-членов, сохранение и поощрение многообразия культур, проведение международных выставок, фестивалей и конкурсов, интенсификация культурного обмена и сотрудничества между странами, а также изучение и сохранение культурного и природного наследия региона - будут оставаться в числе важнейших приоритетов практической работы ШОС по продвижению мира, обеспечению безопасности и поддержанию устойчивого развития.
Руководствуясь положениями Соглашения о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремист-
ской деятельности от 2006 года и Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов ШОС по пограничным вопросам от 2015 года, государства-члены будут и далее развивать взаимодействие по предотвращению деятельности и перемещения иностранных террористов-боевиков и террористических групп посредством эффективного пограничного контроля; обмена информацией о лицах, причастных к террористической деятельности; подложных и похищенных документах, удостоверяющих личность; проведения совместных расследований террористических преступлений транснационального характера.
Государства-члены намерены также развивать сотрудничество по противодействию деятельности физических и юридических лиц по вербовке, обучению и использованию террористов, публичным призывам к террористической деятельности или оправданию актов терроризма, финансированию террористической деятельности.
ШОС не является военным блоком, однако бескомпромиссная борьба с террористической угрозой диктует необходимость развития и укрепления механизмов, своим остриём направленных на радикальное искоренение террористической деятельности. В этой связи ШОС продол-
жает практику проведения на регулярной основе совместных антитеррористических учений, в том числе, учений «Мирная миссия».
Исходя из опыта деятельности международных организаций, можно сделать вывод, что сотрудничество государств в рамках одного региона является наиболее эффективным. Нормативно-правовые решения, апробированные на региональном уровне, могут послужить хорошей основой, а зачастую даже образцом для заключения универсальных договоров. Необходимо подчеркнуть, что учёт изменяющихся международно-правовых стандартов, совершенствование национального законодательства, системный и комплексный характер антитеррористических мер позволят повысить эффективность политики государств в сфере борьбы с терроризмом [3].
Литература:
1. Соловьев М.В., Агаркова Д. А. Противодействие идеологии терроризма среди молодёжи // Обзор. НЦПТИ. 2017. № 10. С. 32.
2. Колегова О.Ю. Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках ШОС // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 166.
3. Нигматуллин Р.В. Деятельность международных организаций по совершенствованию нормативной базы борьбы с терроризмом: история и тенденции развития // Правовое государство: теория и практика. 2014. 4 (38). С. 166.