ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 5
Павел Александрович Карасев,
кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела информационной безопасности компьютерных систем института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: karpaul@iisi.msu.ru
Ринат Абдулберович Шаряпов,
кандидат политических наук, заведующий отделом гуманитарных проблем информационной безопасности института проблем информационной безопасности МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: sharyapovr@iisi.msu.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАСИЛЬСТВЕННОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВЗГЛЯДЫ И ТЕНДЕНЦИИ
В настоящей статье авторы обращаются к проблематике противодействия насильственному экстремизму в глобальном информационном пространстве. Особое внимание уделяется анализу подходов международных организаций, включая ООН, Европейский союз, БРИКС и другие, к решению этой проблемы. Отдельно рассматриваются подходы США в сравнении с подходами России к проблеме противодействия насильственному экстремизму в интернете, дана оценка их результативности и прогноз о будущем развитии. В завершение статьи авторы делают вывод об отсутствии альтернативы международному сотрудничеству при противодействии насильственному экстремизму и терроризму в глобальном информационном пространстве.
Ключевые слова: ООН, информационное пространство, международная информационная безопасность, противодействие насильственному экстремизму, интернет, социальные сети.
Pavel Aleksandrovich Karasev,
Kandidat of Political Science, Senior Research Fellow, Department of Information Security of Computer Systems, Institute of Information Security Issues, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: karpaul@iisi. msu.ru
Rinat Abdulberovich Sharapov,
Kandidat of Political Science, Head of the Department of Humanitarian
Problems of Information Security, Institute of Information Security Issues, Lo-
monosov Moscow State University (Russia), e-mail: sharyapovr@iisi.msu.ru
COUNTERING VIOLENT EXTREMISM IN THE GLOBAL
INFORMATION SPACE: VIEWS AND TRENDS
In this article, the authors address the problem of countering violent extremism in the global information space. Special attention is paid to the analysis of approaches by international organizations — including the UN, the European Union, BRICS and others — to the solution of this problem. The article compares the approaches of the US and the Russian Federation to the problem of countering violent extremism online, evaluating their efficiency and prospects for the future. The authors conclude that there can be no alternative to international cooperation in countering violent extremism and terrorism in the global information space.
Key words: UN, information space, international information security, countering violent extremism, Internet, social media.
Интернет является глобальной международной сетью1, в недрах которой создается, передается и хранится гигантский объем информации. Сегодня «возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности»2. Глобальная сеть Интернет и социальные сети являются особенно мощным инструментом в руках экстремистских и террористических группировок, который используется для распространения идеологии насильственного экстремизма и терроризма, рекрутинга в ряды сторонников джихада и расширяет возможности по всему спектру такого рода деятельности (планирование, координация и осуществление акций, целевой отбор, обучение и другая спецподготовка).
Выработка подходов к противодействию насильственному экстремизму на международном уровне идет достаточно давно. Значительным шагом вперед можно считать принятие в 2006 г. Глобальной
1 По данным ресурса Internet World Stats, в июне 2016 г. количество пользователей сети Интернет составило 3 675 824 813 человека (см.: Internet World Stats. URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm).
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/
контртеррористической стратегии ООН3. С целью отражения всех изменений каждые два года выпускается так называемый Обзор стратегии, последний вышел летом 2016 г. Изначально в стратегии 2006 г. государствам предлагалось «.. .сотрудничать с Организацией Объединенных Наций. для изучения путей и средств: а) координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях в сети Интернет; Ь) использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах». В пятом Обзоре стратегии (Л/ЯБ8/70/291, 1 июля 2016 г.) выражается «озабоченность по поводу того, что в условиях глобализованного общества террористы и их пособники все шире используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в частности интернет и другие средства информации, и по поводу использования таких технологий для совершения, вербовки исполнителей, финансирования или планирования террористических актов или подстрекательства к ним.»4. В этом документе также отмечено, что «подобные технологии способны стать мощным инструментом в борьбе с распространением терроризма, в том числе за счет поощрения терпимости и диалога между народами и укрепления мира»5. Очевидно, что за прошедшие годы значительно возросло внимание, уделяемое проблеме противодействия распространению насильственного экстремизма посредством ИКТ-инструментов.
24 сентября 2014 г., на 7272-м заседании Совета Безопасности ООН, посвященном угрозам для международного мира и безопасности, создаваемым террористическими актами, была принята резолюция 8/ЯБ8/2178 (2014)6, в которой выражалась озабоченность по поводу активизации использования террористами и их сторонниками коммуникационных технологий в целях повышения степени риска радикализации до уровня, порождающего терроризм, вербовки и подстрекательства других к совершению террористических актов, в том числе с использованием интернета, а также подчеркивалась
3 The United Nations Global Counter-Terrorism Strategy // United Nations. 2006. September 20. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/60/288
4 Обзор глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 1 июля 2016 года // Организация Объединенных Наций. 2016. 19 июля. URL: http://www.un.org/en/ga/ search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/291&referer=/english/&Lang=R
5 Там же.
6 Резолюция 2178 (2014), принятая Советом Безопасности ООН... // Организация Объединенных Наций. 2014. 24 сентября. URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/N14/548/01/PDF/N1454801.pdf
необходимость совместных действий государств-членов, направленных на недопущение использования террористами технологий, средств коммуникации и ресурсов для мобилизации поддержки террористических актов, при уважении прав человека и основных свобод и в соответствии с другими обязательствами по международному праву. В резолюции перечисляются меры по противодействию насильственному экстремизму в целях предотвращения терроризма и государства — члены ООН призываются сотрудничать при выработке национальных мер, призванных воспрепятствовать использованию террористами технологий, средств связи и ресурсов, в том числе аудио- и видеоресурсов, для подстрекательства к поддержке террористических актов.
В развитие данной резолюции Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН в 2014-2015 гг. подготовил 3 доклада7, содержащие региональные и тематические рекомендации и передовые практики, направленные на усиление мер реагирования государств на угрозы терроризма и распространения насильственного экстремизма, а также признающие срочную необходимость укрепления международного сотрудничества в области противодействия использованию интернета и социальных сетей в террористических целях.
В декабре 2015 г. генеральным секретарем ООН был предложен План действий по предупреждению воинствующего экстремизма8, где в разделе «Стратегические средства коммуникации, интернет и социальные сети»9 содержались конкретные рекомендации государствам — членам ООН, способствующие борьбе с воинствующим экстремизмом в интернете и социальных сетях. Проблема использования ИКТ в террористических целях затрагивается и в докладе Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 2015 г.: документ содержит призыв к расширению обмена информацией и оказанию взаимопомощи в целях преследования террористов и пресечения случаев преступного использования ИКТ. При этом было подчеркнуто, что государства должны обеспечивать
7 Доклады S/2015/338, S/2015/683 и S/2015/975 опубликованы на официальном сайте ООН. См.: URL: http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1514131_RU.pdf; http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1527299_RU.pdf; http://www.un.org/en/sc/ctc/ docs/2015/N1545989_RU.pdf
8 В ряде документов ООН термин "Violent Extremism" переводится на русский язык как «воинствующий экстремизм».
9 План действий по предупреждению воинствующего экстремизма // Организация Объединенных Наций. 2015. 24 декабря. URL: http://www.unic.ru/sites/default/ files/RU_Plan.pdf
всестороннее соблюдение прав человека, в том числе права на невмешательство в личную жизнь и свободу выражения мнений10.
Выработка подходов к противодействию насильственному экстремизму идет и в таких региональных форматах, как ШОС и БРИКС. В 2014 г. была принята Форталезская, а в 2015 г. — Уфимская декларация государств — членов БРИКС, в которых выражена обеспокоенность в связи со все более широким использованием ИКТ террористами и их пособниками. В декларациях подчеркивается ведущая роль ООН в координации международных мер по борьбе с терроризмом и приверженность стран БРИКС Глобальной контртеррористической стратегии ООН, а также необходимость развития сотрудничества между этими государствами в борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях. Для этого создана Рабочая группа экспертов государств БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ, одними из важнейших направлений работы которой являются обмен информацией и передовой практикой по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и разработка международных норм, принципов и стандартов11.
В мире постепенно формируется консенсус по вопросу опасности использования глобальных сетей, социальных медиа и мобильной связи в деструктивных целях. Рост нестабильности на Ближнем Востоке и подъем запрещенной в России террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) вынуждают страны Запада не только признать опасность деструктивного контента, но и заявлять о необходимости его контролировать. Роберт Хэнниган, глава Центра правительственной связи Великобритании, в ноябре 2014 г. отметил, что ИГИЛ — это первая террористическая группа, члены которой выросли в интернете. Они использовали возможности веб-технологий для создания глобальной международной террористической сети, а мессенджеры и социальные сети — для пропаганды своих идей и вербовки новых членов12. Выступая на Саммите по противодействию насильственному экстремизму (Summit on Countering Violent Extremism) (февраль 2015 г., Вашингтон,
10 Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности // Организация Объединенных Наций. 2015. 22 июля. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods. asp?m=A/70/174
11 Уфимская декларация [государств — членов БРИКС] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2015. 9 июля. URL: http://static.kremlin.ru/media/ events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf
12 Hannigan R. The Web Is a Terrorist's Command-and-control Network of Choice // The Financial Times. 2014. November 3. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/c89b6c58-6342-11e4-8a63-00144feabdc0.html#axzz3I2F0l6FM
США), президент США Барак Обама13, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун14, а также верховный представитель ЕС Федерики Могерини15 подчеркивали опасность использования онлайн-СМИ и социальных сетей для пропаганды идей экстремизма и терроризма, идеологической обработки молодежи и рекрутинга новых членов экстремистских и террористических групп для распространения вируса страха. По итогам работы саммита было оглашено совместное заявление, в котором в качестве одного из направлений деятельности называлось применение глобальных коммуникаций, включая социальные сети, для противостояния агрессивной экстремистской пропаганде.
В последнее десятилетие террористические организации широко используют интернет и социальных сети в качестве основного инструмента для распространения своих идей и вербовки новых последователей. В целях противодействия (профилактики) этим преступным явлениям Европейский союз разработал согласованный и скоординированный подход к ним16.
Еще в 2007 г. Европейским полицейским ведомством (Европол) было начато осуществление инициативы «Проверка веб-сети» в целях «сбора всеобъемлющей информации о лицах, объектах и видах деятельности» подозрительного характера. В 2010 г. в Великобритании было создано контртеррористическое референтное подразделение по вопросам интернета для оказания содействия частному сектору в удалении противозаконного информационного наполнения сайтов17.
1 июля 2015 г. Европол запустил работу Реферативной группы Европейского союза в интернете (European Union Internet Referral Unit), целью которой является борьба с террористической пропагандой и насильственным экстремизмом в сети Интернет. Группа
13 Remarks by the President in Closing of the Summit on Countering Violent Extremism // The White House. 2015. February 18. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2015/02/18/remarks-president-closing-summit-countering-violent-extremism
14 Preventing Violent Extremism, Promoting Human Rights Go Hhand-in-hand, Ban tells Washington summit // UN News Centre. 2015. February 19. URL: http://www.un.org/ apps/news/story.asp?NewsID=50123#.VSwVPvCLXIY
15 Washington Summit on Countering Violent Extremism // European Union External Action. 2015. February 20. URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/2015/200215_white_ house_summit_on_countering_violent_extremism_en.htm
16 Europol's Internet Referral Unit to Combat Terrorist and Violent Extremist Propaganda // Europol. 2015. July 1. URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/news/ europol%E2%80%99s-internet-referral-unit-to-combat-terrorist-and-violent-extremist-propaganda
17 Осуществление резолюции 2178 (2014) государствами, затронутыми действиями иностранных боевиков-террористов: Второй доклад [Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН] // Организация Объединенных Наций. 2015. 2 сентября. URL: http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1527299_RU.pdf
занимается координацией интерактивных действий и выявлением контента, имеющего отношение к терроризму и насильственному экстремизму; выполняет и поддерживает справочные функции в интернете в сотрудничестве с частным сектором; проводит стратегический и оперативный анализ в поддержку национальных институтов государств — членов Евросоюза.
В целях обеспечения эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы, исходящие от международного терроризма, в январе 2016 г. Европол создал Европейский центр борьбы с терроризмом (European Counter Terrorism Centre)18, в задачи которого также входит борьба с пропагандой терроризма и экстремизма с использованием механизма Реферативной группы Европейского союза в интернете и сотрудничество с Европейским центром борьбы с киберпреступ-ностью (European Cybercrime Centre).
По данным Европола, за год своей работы Реферативная группа ЕС в интернете обработала более 11 тыс. сообщений на 8 языках, содержащих материалы насильственного экстремизма, и успешно удалила 91,4 % этого контента из платформ социальных сетей и интернет-провайдеров19.
По мнению директора Европола Роба Уайнрайта, Реферативная группа ЕС в интернете «оказалась успешной концепцией, направленной на снижение террористической и экстремистской пропаганды в интернете. Конструктивное партнерство с соответствующими социальными медиа и частными компаниями помогла Европолу дать решительный ответ на эту проблему, влияющую на безопасность и свободу в интернете»20.
11 мая 2016 г. Совет Безопасности ООН провел очередное заседание «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами», где рассматривался вопрос борьбы с пропагандой и идеологией терроризма. В ходе обсуждения было отмечено, что интернет является мощным инструментом, который воинствующие экстремисты используют для распространения своих ненавистнических идей, и прозвучал призыв к дальнейшему изучению и исследованию вопроса об использовании экстремистами интернета и социальных сетей21. В своем итоговом заявлении председатель Совета Безопасности ООН подчеркнул: «"Исламское
18 European Counter Terrorism Centre — ECTC // Europol. URL: https://www. europol.europa.eu/about-europol/european-counter-terrorism-centre-ectc
19 Europol Internet Referral Unit One Year on // Europol. 2016. July 22. URL: https:// www.europol.europa.eu/newsroom/news/europol-internet-referral-unit-one-year
20 Ibid.
21 7690-е заседание Совета Безопасности: Предварительный отчет // Организация Объединенных Наций. 2016. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ PRO/N16/132/88/PDF/N1613288.pdf?OpenElement. С. 4/120.
государство Ирака и Леванта", "Аль-Каида" и связанные с ними лица, группы, предприятия и организации формируют искаженные идеи, которые основываются на неверном толковании и представлении в ложном свете религии с целью оправдать насилие и используются для вербовки сторонников и иностранных боевиков-террористов, мобилизации ресурсов и получения поддержки от сочувствующих им лиц, в частности за счет использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе через интернет и социальные сети»22. Председатель Совета Безопасности ООН обратился к Контртеррористическому комитету с просьбой «представить Совету Безопасности к 30 апреля 2017 г. предложение в отношении "всеобъемлющей международной рамочной стратегии" с изложением рекомендуемых руководящих принципов и передовой практики для эффективного противодействия, в соответствии с нормами международного права, усилиям ИГИЛ (ДАИШ), "Аль-Каиды" и связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций по использованию их идей для поощрения и стимулирования других лиц к совершению террористических актов и их вербовки с этой целью, включая организацию контрпропагандистской кампании.»23.
В документах США, посвященных вопросам кибербезопасно-сти, подобная угроза явным образом никак не сформулирована. В то же время нельзя утверждать, что в США ее не замечают. За годы, прошедшие после подписания 26 октября 2001 г. президентом США Джорджем Бушем федерального закона, направленного на усиление борьбы с терроризмом (The USA PATRIOT Act of2001), Соединенные Штаты значительно изменили свои взгляды на стратегию и тактику противодействия насильственному экстремизму. Во многом это произошло по причине эволюции самого насильственного экстремизма, и прежде всего значительного увеличения числа его проявлений в глобальном информационном пространстве. Катализатором этих процессов послужили события «арабской весны» 2010 г. Российские24 и зарубежные25 исследователи отмечают, что хотя ИКТ и не
22 Заявление председателя Совета Безопасности // Организация Объединенных Наций. 2016. 11 мая. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/ PRST/2016/6&referer=http://www.un.org/en/sc/meetings/records/2016.shtml&Lang=R
23 Там же.
24 Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей / Отв. ред. В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012; Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов: Аналитические доклады / Отв. ред. А.В. Федорченко. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2012.
25 Howard P.N., Duffy A., Freelon D., et al. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring? (Project on Information Technology and Political Islam, Working Paper, 2011.1) URL: http://collectiondevelopment.library. cornell.edu/mideast/Role%20of%20Social%20Media%20During%20the%20Arab%20 Spring.pdf
были первопричиной этих событий, они, наряду с традиционными каналами общения, были действенным инструментом организации протестного движения. Запрещенное в России ИГИЛ возникло в том числе и ввиду продолжающегося политического кризиса в ряде государств Северной Африки. Известны примеры того, как активисты «арабской весны» вступали в ряды ИГИЛ26. Эти люди обладают необходимыми знаниями и опытом использования социальных сетей в своих (теперь уже экстремистских) интересах. Согласно данным исследовательского проекта Брукингского института (независимого исследовательского института США, основанного в 1916 г.), в период между сентябрем и декабрем 2014 г. ИГИЛ использовало от 46 до 70 тыс. учетных записей (аккаунтов) в социальном сервисе Twitter для распространения своих информационных сообщений и материалов27. Уже в августе 2016 г. представители Twitter сообщили, что за последние полгода сервис микроблогов Twitter приостановил действие 235 тыс. аккаунтов, владельцы которых использовали их для распространения пропаганды терроризма и прочей экстремистской информации28.
В 2006 г. при консультационном совете Министерства внутренней безопасности США была создана целевая группа по противодействию терроризму будущего, которая в 2007 г. представила первый доклад29. Его авторы констатировали: «Интернет стал важным инструментом осуществления террористической деятельности, особенно для распространения джихадистской идеологии». В 2011 г. Администрация президента Б. Обамы представила Национальную стратегию по борьбе с терроризмом30, а также еще один стратегический документ под названием «Расширение возможностей местных партнеров по предотвращению воинствующего экстремизма в США»
26 DaragahiB. The Arab Spring Idealist Who Died for Isis // Financial Times. 2014. December 2. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/97130d46-7952-11e4-9567-00144feabdc0. html#axzz44nRAXUnz
27 Berger J.M., Morgan J. The ISIS Twitter Census. Defining and Describing the Population of ISIS Supporters on Twitter. (The Brookings Project on U.S. Relations with the Islamic World, Analysis Paper, March 2015, No. 20). URL: http://www.brookings. edu/~/media/research/files/papers/2015/03/isis-twitter-census-berger-morgan/isis_twit-ter_census_berger_morgan.pdf
28 Twitter приостановил действие более 230 тысяч аккаунтов, содержавших пропаганду терроризма // ТАСС: Информационное агентство России. 2016. 18 августа. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3549527
29 Report of the Future of Terrorism Task Force // U.S. Department of Homeland Security. 2007. January. URL: https://www.dhs.gov/xlibrary/assets/hsac-future-terrorism-010107.pdf
30 National Strategy for Counterterrorism // The White House. President Barack Obama. 2011. June. URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/counterterror-ism_strategy.pdf
(август 2011 г.)31. В Национальной стратегии отмечена необходимость противодействия использованию террористами средств массовой информации и интернета как инструментов планирования, обеспечения деятельности. «В деле обуздания опасности со стороны террористических групп и других экстремистов, угрожающих безопасности американцев на территории Соединенных Штатов» стратегия опирается на поддержку местных общин. «Стратегия администрации признает, что у населения зачастую больше возможностей взять на себя инициативу в деле противостояния доморощенным экстремистам, потому что местные жители лучше понимают ситуацию на местах»32.
В сентябре 2011 г. президентом Б. Обамой был подписан Указ 13 584 «О разработке комплексной инициативы по информационному обеспечению противодействия терроризму»33. В соответствии с этим документом в Государственном департаменте США был создан Центр информационного обеспечения противодействия терроризму (Center for Strategic Counterterrorism Communications), который осуществлял в правительственных учреждениях координацию и руководство информированием общественности для противодействия насильственному экстремизму и терроризму.
Активность ИГИЛ и других экстремистских и террористических группировок по радикализации американских граждан, ряд недостатков в реализации Национальной стратегии по борьбе с терроризмом 2011 г. привели к тому, что с лета 2015 г. в Администрации США начали пересматривать действующую структуру, стратегию и программы по противодействию насильственному экстремизму и разрабатывать конкретные рекомендации по улучшению деятельности государства в этом направлении. Как заявил в январе 2016 г. министр внутренней безопасности США Джей Джонсон, «борьба с насильственным экстремизмом стала императивом внутренней безопасности.»34.
31 Empowering Local Partners to Prevent Violent Extremism in the United States // U.S. Department of Homeland Security. 2011. August. URL: https://www.dhs.gov/sites/ default/files/publications/empowering_local_partners.pdf
32 Келлерхалс М. Новая стратегия Белого дома направлена на обуздание воинствующего экстремизма // IIP Digital. 2011. 4 августа. URL: http://iipdigital.usembassy. gov/st/russian/article/2011/08/20110804122145x0.3572591.html
33 Executive Order 13 584 — Developing an Integrated Strategic Counterterrorism Communications Initiative // The White House. President Barack Obama. 2011. September 9. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/09/09/executive-order-13584-developing-integrated-strategic-counterterrorism-c
34 Countering Violent Extremism Task Force // U.S. Department of Homeland Security. 2016. January 8. URL: https://www.dhs.gov/news/2016/01/08/countering-violent-extremism-task-force
В январе 2016 г. в Сан-Хосе (штат Калифорния) произошла значимая встреча представителей федеральных властей США с главами компаний, работающих в сфере высоких технологий. Во встрече приняли участие действующие на тот момент глава Администрации президента США, советник президента США по вопросам противодействия терроризму, генеральный прокурор США, главы министерства внутренней безопасности ФБР, агентства Национальной безопасности и Национальной разведки. IT-компании были представлены руководством Microsoft, Apple, Facebook, Google, Twitter, Yahoo и Linkedln. На встрече обсуждались возможные меры по противодействию пропаганде терроризма в сети и попыткам террористов вербовать сторонников, а также создание в целом таких условий, в которых бы виртуальное пространство перестало быть для них «безопасным убежищем»35.
Одновременно в январе 2016 г. было объявлено о создании в рамках Государственного департамента США нового Центра глобального взаимодействия (Global Engagement Center) вместо упраздненного Центра информационного обеспечения противодействия терроризму36. По замыслу Белого дома, центр, как гибкая и инновационная организация, должен играть ключевую роль в обновленной стратегии администрации Б. Обамы по противодействию распространяемой ИГИЛ информации, используя передовые технологии и привлекая наиболее талантливых специалистов частного сектора и правительственных организаций. Ожидалось, что этот центр будет более эффективно координировать, интегрировать и синхронизировать сообщения для иностранной аудитории, дискредитировать информацию, распространяемую ИГИЛ и «Аль-Каидой», предлагать позитивные альтернативы.
Одновременно с Центром глобального взаимодействия была создана межправительственная Рабочая группа по противодействию насильственному экстремизму (Countering Violent Extremism Task Force), которая входит в структуру Министерства внутренней безопасности (МВБ) и функционирует под общим руководством Министерства юстиции и МВБ с привлечением персонала из ФБР,
35 В декабре 2016 г. компании YouTube, Facebook, Twitter и Microsoft с целью объединения усилий для борьбы с терроризмом заявили о создании совместной базы данных идентификации террористического контента, что позволит другим платформам быстрее определять «запрещенные» видео и фото и удалять их со своих сайтов. См.: YouTube, Facebook и Twitter объединились для борьбы с терроризмом // РБК. 2016. 6 декабря. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/584603c89a7947d1579587 5f?from=newsfeed
36 A New Center for Global Engagement // U.S. Department of State. 2016. URL: http://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2016/01/251066.htm
Национального контртеррористического центра, других агентств и вспомогательных подразделений37.
В то же время по сообщениям СМИ, последние события в большей степени связаны с необходимостью полного пересмотра, а не расширения стратегии противодействия насильственному экстремизму в сети Интернет. Так, в декабре 2015 г. газета "The Washington Post" отмечала, что в исследовании, посвященном анализу работы Государственного департамента США по противодействию терроризму и экстремизму (в рамках Указа 13 584), говорится о низкой эффективности проводимых мероприятий38. В докладе, подготовленном Центром внешней политики имени Дэвиса, утверждается, что принятая в 2011 г. стратегия противодействия насильственному экстремизму и план по ее внедрению не оправдали себя39.
Важно отметить, что в 2014-2016 гг. США был предпринят ряд шагов по усилению своей международной политики в области противодействия насильственному экстремизму. Еще в сентябре 2014 г. Б. Обама выступил с докладом на Генеральной Ассамблее ООН, в котором призвал международное сообщество объединиться в борьбе с насильственным экстремизмом — и такое противодействие должно охватывать интернет и социальные сети. Президент США в своем выступлении также призвал государства мира к осуществлению конкретных шагов по противодействию насильственному терроризму на национальном уровне40.
В июне 2016 г. Патрик Пул, эксперт по вопросам контртерроризма Unconstrained Analytics, представил свой доклад под названием «Противодействие насильственному экстремизму 101. Программа, катящаяся к абсурду», содержащий критику действий Администрации президента Б. Обамы по выполнению программы противодействия насильственному экстремизму. По мнению эксперта, программа президента Обамы завершилась полным провалом. Все усилия по выполнению программы в лучшем случае неэффективны, а в
37 Countering Violent Extremism Task Force Fact Sheet // U.S. Department of Justice. 2016. January 8. URL: http://www.justice.gov/opa/pr/countering-violent-extremism-task-force-fact-sheet
38 Miller G. Panel Casts Doubt on U.S. Propaganda Efforts against ISIS // The Washington Post. 2015. December 2. URL: https://www.washingtonpost.com/world/ national-security/panel-casts-doubt-on-us-propaganda-efforts-against-isis/2015/12/02/ ab7f9a14-9851-11e5-94f0-9eeaff906ef3_story.html
39 CurlisL., Coffey L., InserraD. et al. Combatting the ISIS Foreign Fighter Pipeline: A Global Approach // The Heritage Foundation. 2016. January 6. URL: http://www.heritage. org/middle-east/report/combatting-the-isis-foreign-fighter-pipeline-global-approach
40 Remarks by President Obama in Address to the United Nations General Assembly // The White House. President Barack Obama. 2015. September 28. URL: https://www. whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/24/remarks-president-obama-address-united-nations-general-assembly
худшем оказали помощь врагу. Таким образом, заключает Патрик Пул, угрозы внутреннего и глобального терроризма продолжают расти. Администрация Обамы вновь демонстрирует, что ей не до задач защиты американцев от этих угроз41.
8 ноября 2016 г. победу на президентских выборах в США одержал кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, который заявлял о готовности в случае своей победы пересмотреть ряд осуществленных реформ и принятых решений Б. Обамы во внутренней и внешней политике США42. В ходе предвыборной кампании 15 августа 2016 г. Дональд Трамп выступил в Университете Янгстауна, штат Огайо (Youngstown State University), с речью под названием «Понимание угрозы: радикальный ислам и эпоха террора», в которой будущий 45-й президент США подверг критике деятельность демократов в этой области, отметив, что подъем ИГИЛ является прямым следствием политических решений, принятых президентом Обамой и госсекретарем Клинтон43. Как заявил Д. Трамп, его администрация будет активно добиваться проведения совместных и коалиционных военных операций по разгрому и уничтожению ИГИЛ, международного сотрудничества для отсечения террористов от источников финансирования, расширения обмена разведданными и проведения киберопераций, с тем чтобы сорвать пропаганду идей и вербовку новых сторонников ИГИЛ. По мнению Д. Трампа, нельзя позволить ИГИЛ использовать интернет как инструмент вербовки, а также и для других враждебных целей; необходимо немедленно закрыть для ИГИЛ доступ к этой форме коммуникации. Здесь же Д. Трамп высказался о возможных точках соприкосновения с Россией в борьбе с ИГИЛ и использовании резолюций Совета Безопасности ООН в борьбе с ИГИЛ, «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями. 45-й президент США в своей предвыборной программе в разделе «Кибербезопасность» обещал поручить Министерству юстиции США создать совместные целевые группы по всей территории США для координации деятельности федеральных на уровне штатов и местных правоохранительных органов по борьбе с киберугрозами44. Будет ли это означать, что новая
41 Poole P. "Countering Violent Extremism" 101: A Program Collapsing into Absurdity // Unconstrained Analytics. 2016. June 20. URL: http://unconstrainedanalytics.org/ wp-content/uploads/2016/06/CVE-101-Patrick-Poole-20JUN16.pdf
42 Donald Trump's Contract with the American Voter // Donald Trump official website. 2016. URL: https://www.donaldjtrump.com/contract
43 Understanding the Threat: Radical Islam and the Age of Terror // Donald Trump official website. 2016. August 15. URL: https://assets.donaldjtrump.com/Radical_Is-lam_Speech.pdf
44 Cybersecurity. Donald J. Trump's Vision // Donald Trump official website. 2016. URL: https://www.donaldjtrump.com/policies/cyber-security/
администрация пересмотрит стратегию и подходы к организации системы противодействия идеологии насильственного экстремизма и терроризма, в том числе и в информационном пространстве, или сохранит действующие механизмы — покажет время.
В России в полной мере осознаются новые информационные угрозы, порождаемые расширением областей применения информационных технологий. В новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации указано, что террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание, в том числе и в целях пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников45. В Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. использование информационных и коммуникационных технологий «.для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников», а также «пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию», является одной из основных угроз46.
В новой Концепции внешней политики Российской Федерации отмечено, что «главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества, прежде всего в целях предупреждения терроризма и экстремизма, противодействия распространению радикальных идей»47.
Сложность противодействия угрозам пропаганды насильственного экстремизма и идеологии терроризма, распространяемым в глобальном информационном пространстве, сохраняется и углубляется. Решить эту проблему только при помощи национальных
45 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.).
46 Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 июля 2013 г., № Пр-1753) // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/ information/documentl 14/
47 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/international/ document25/
регулятивных (включая запретительные) правовых норм и соответствующих технологических решений невозможно. Трансграничный характер информационного пространства требует согласованных действий государств, международного сообщества на единых принципах равноправия, взаимного учета интересов и с опорой на международное право. Одним из основных инструментов решения этой проблемы могут стать универсальные правила ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности, выработки которых под эгидой ООН добивается Российская Федерация.
ЛИТЕРАТУРА
Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей / Отв. ред. В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012.
Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов: Аналитические доклады / Отв. ред. А.В. Федорченко. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2012.
Келлерхалс М. Новая стратегия Белого дома направлена на обуздание воинствующего экстремизма // IIP Digital. 2011. 4 августа. URL: http://iipdigital.usembassy. gov/st/russian/article/2011/08/20110804122145x0.3572591.html
Berger J.M., Morgan J. The ISIS Twitter Census. Defining and Describing the Population of ISIS Supporters on Twitter. (The Brookings Project on U.S. Relations with the Islamic World, Analysis Paper, March 2015, No. 20). URL: http://www.brookings. edu/~/media/research/files/papers/2015/03/isis-twitter-census-berger-morgan/isis_twit-ter_census_berger_morgan.pdf
Curlis L., Coffey L., Inserra D. et al. Combatting the ISIS Foreign Fighter Pipeline: A Global Approach // The Heritage Foundation. 2016. January 6. URL: http://www.heri-tage.org/middle-east/report/combatting-the-isis-foreign-fighter-pipeline-global-approach Daragahi B. The Arab Spring Idealist Who Died for Isis // Financial Times. 2014. December 2. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/97130d46-7952-11e4-9567-00144feabdc0. html#axzz44nRAXUnz
Hannigan R. The Web Is a Terrorist's Command-and-control Network of Choice // The Financial Times. 2014. November 3. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/c89b6c58-6342-11e4-8a63-00144feabdc0.html#axzz3I2F0l6FM
Howard P.N., Duffy A., Freelon D., et al. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring? (Project on Information Technology and Political Islam, Working Paper, 2011.1). URL: http://collectiondevelopment.library. cornell.edu/mideast/Role%20of%20Social%20Media%20During%20the%20Arab%20 Spring.pdf
Miller G. Panel Casts Doubt on U.S. Propaganda Efforts against ISIS // The Washington Post. 2015. December 2. URL: https://www.washingtonpost.com/world/ national-security/panel-casts-doubt-on-us-propaganda-efforts-against-isis/2015/12/02/ ab7f9a14-9851-11e5-94f0-9eeaff906ef3_story.html
Poole P. "Countering Violent Extremism" 101: A Program Collapsing into Absurdity // Unconstrained Analytics. 2016. June 20. URL: http://unconstrainedanalytics. org/wp-content/uploads/2016/06/CVE-101-Patrick-Poole-20JUN16.pdf
REFERENCES
Berger, J. M., and Morgan, J. The ISIS Twitter Census. Defining and Describing the Population of ISIS Supporters on Twitter. (The Brookings Project on U.S. Relations with the Islamic World, Analysis Paper, March 2015, No. 20), URL: http://www.brookings. edu/~/media/research/files/papers/2015/03/isis-twitter-census-berger-morgan/isis_twit-ter_census_berger_morgan.pdf
Curlis, L.; Coffey, L.; Inserra, D. et al. "Combatting the ISIS Foreign Fighter Pipeline: A Global Approach," The Heritage Foundation, January 6, 2016, URL: http:// www.heritage.org/middle-east/report/combatting-the-isis-foreign-fighter-pipeline-global-approach
Daragahi, B. "The Arab Spring Idealist Who Died for Isis,"Financial Times, December 2, 2014, URL: http://www.ft.com/cms/s/2/97130d46-7952-11e4-9567-00144feabdc0. html#axzz44nRAXUnz
Fedorchenko, A. V. Blizhnii Vostok: vozmozhnye varianty transformatsionnykh protsessov: Analiticheskie doklady. Moscow: Izdatel'stvo "MGIMO-Universitet", 2012.
Hannigan, R. "The Web Is a Terrorist's Command-and-control Network of Choice," The Financial Times, November 3, 2014, URL: http://www.ft.com/cms/s/2/c89b6c58-6342-11e4-8a63-00144feabdc0.html#axzz3I2F0l6FM
Howard, P. N.; Duffy, A.; Freelon, D., et al. Opening Closed Regimes. What Was the Role of Social Media During the Arab Spring? (Project on Information Technology and Political Islam, Working Paper, 2011.1), URL: http://collectiondevelopment.library. cornell.edu/mideast/Role%20of%20Social%20Media%20During%20the%20Arab%20 Spring.pdf
Kellerhals, M. "Novaia strategiia Belogo doma napravlena na obuzdanie voinstvui-ushchego ekstremizma," IIP Digital, August 4, 2011, URL: http://iipdigital.usembassy. gov/st/russian/article/2011/08/20110804122145x0.3572591.html
Miller, G. "Panel Casts Doubt on U.S. Propaganda Efforts against ISIS," The Washington Post, December 2, 2015, URL: https://www.washingtonpost.com/world/ national-security/panel-casts-doubt-on-us-propaganda-efforts-against-isis/2015/12/02/ ab7f9a14-9851-11e5-94f0-9eeaff906ef3_story.html
Naumkin, V. V.; Popov, V. V., and Kuznetsov, V. A. Blizhnii Vostok, Arabskoe probuzhdenie iRossiia: chto dal'she? Sbornikstatei. Moscow: IV RAN, 2012.
Poole, P. " 'Countering Violent Extremism' 101: A Program Collapsing into Absurdity," Unconstrained Analytics, June 20, 2016, URL: http://unconstrainedanalytics. org/wp-content/uploads/2016/06/CVE-101-Patrick-Poole-20JUN16.pdf