10 (52) - 2011
Управление финансовыми рисками
УДК 336.71
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, КАК СРЕДСТВО МИНИМИЗАЦИИ РИСКА ПОТЕРИ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
М. в. ГОНЧАРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: [email protected]
В. В. НЕДОСПАСОВА,
аспирант кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье обосновываются организационно-методологические принципы формирования системы риск-менеджмента с учетом требований Банка России и Росфин-мониторинга в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, для предотвращения трансформации правового риска в риск потери деловой репутации.
Ключевые слова: банковские риски, деловая репутация, легализация (отмывание), средства, преступный путь, риск-менеджмент.
С каждым видом деятельности связаны специфические, изначально присущие ему риски, которые требуется своевременно идентифицировать. Кроме того, нужно создавать такие управленческие механизмы, которые при реализации риска минимизируют последствия его воздействия до
приемлемого уровня. Внутренний контроль в этом случае является инструментом поддержания риска на приемлемом уровне.
Для построения эффективной системы контроля за уровнем банковских рисков Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует банкам тщательнее подходить к разработке стандартов по идентификации их клиентов и контрагентов. Такие стандарты разрабатываются в первую очередь для осуществления контроля за репутационным риском, в частности для организации системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Эти стандарты включают положения, которые выходят за пределы контроля открытия счетов и ведения учета и требуют от банков формулировки правил определения благонадежности клиентов.
Также необходимы многоуровневая программа идентификации клиентов, которая включает более
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
10 (52) - 2011
Управление финансовыми рисками
тщательные проверочные мероприятия для банковских счетов и операций, подверженных высокому уровню риска, и активное наблюдение за такими операциями для выявления подозрительных [2].
Наличие четко сформулированных стандартов способствует сохранению репутации банков и благонадежности банковских систем путем снижения вероятности превращения банков в инструмент финансовых преступлений и невозникновения сопутствующего ущерба деловой репутации банков. Иными словами, формирование стандартов для деятельности коммерческих банков по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, является одним из средств минимизации риска потери деловой репутации банком.
Под риском потери деловой репутации понимается риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования среди заинтересованных сторон негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом [6].
К заинтересованным сторонам относятся государственные организации (Правительство РФ, регулирующие органы, местные органы власти), акционеры, руководство банка, аффилированные лица, сотрудники, клиенты, контрагенты (кредитные организации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), поставщики услуг, конкуренты.
При неспособности руководства банка эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, риск потери деловой репутации значительно увеличивается, так как в этом случае он возникает из правового риска, т. е. в случае участия банка в судебных процессах, наличия неблагоприятных судебных решений из-за отсутствия надлежащих систем проверки, а также нарушений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [5]. Как следствие, банки и их руководство могут подвергаться мерам наказания, например штрафам, в некоторых случаях — уголовной ответственности, особым мерам наказания, вплоть до отзыва лицензии на совершение банковских операций.
Согласно данным Банка России, с 01.01.2006 по 01.01.2010 лицензии отозваны у 186 кредитных организаций, в том числе у 112 кредитных организаций — за нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основания, по которым отзывались лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций, представлены в таблице.
Причины нарушений банками Федерального закона № 115-ФЗ различны. Следует отметить, что в 2010 г. также имели место три случая отзыва лицензий у коммерческих банков за подобные нарушения законодательства. Так, в декабре 2010 г. была отозвана лицензия НКО «Транштрейд», где не
Количество лицензий, отозванных Банком России в 2006 — 2009 гг. [4]
Основание для отзыва 2006 2007 2008 2009
Недостоверная отчетность (п. 3 ч. 1 ст. 20) * 3 2 17 17
Задержка представления отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 20) * 1 1 0 0
Осуществление операций, не предусмотренных лицензией (п. 5 ч. 1 ст. 20)* 1 0 0 0
Нарушение банковского законодательства (п. 6 ч. 1 ст. 20) * 51 29 24 34
Нарушение требований ст. 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 6 ч. 1 ст. 20) * 51 44 7 10
Неоднократное непредставление в установленный срок в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ч. 1 ст. 20) * 0 0 0 1
Достаточность капитала ниже 2 % (п. 1 ч. 2 ст. 20) * 1 0 5 11
Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала (п. 2 ч. 2 ст. 20) * 1 0 3 12
Неисполнение в срок требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала) (п. 3 ч. 2 ст. 20)* 0 1 0 1
Неисполнение требований кредиторов (п. 4 ч. 2 ст. 20) * 2 2 20 24
Снижение в течение трех месяцев подряд размера собственных средств (капитала) ниже размера собственных средств (капитала), достигнутого на 01.01.2007 (п. 6 ч. 2 ст. 20)* 0 0 0 2
* Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (редакция от 15.02.2010).
финансовая аналитика
проблемы и решения
Управление финансовыми рисками
10 (52) - 2011
выявлялись операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с указанным законом, и допускалось нарушение сроков представления в Росфинмониторинг соответствующих сообщений. Кроме того, не соблюдались установленные значения обязательных нормативов, нарушались правила бухгалтерского учета, не создавались адекватные резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженностям, а также не исполнялись требования предписаний Банка России [9].
В связи с тем, что положительная деловая репутация банка формируется под влиянием деятельности не только его клиентов, контрагентов, но и его сотрудников, в банке необходимо осуществлять мониторинг признаков возможного вовлечения служащих банка и его аффилированных лиц в противозаконные операции по отмыванию средств. Именно от того, как и кем осуществляется управление банковскими рисками в кредитной организации и кто участвует в осуществлении банковских операций и иных сделок, зависит эффективность управления банковскими рисками, и в первую очередь риском потери деловой репутации.
Поэтому каждому коммерческому банку необходимо определить принципы построения информационных отношений со всеми заинтересованными сторонами, а также основные положения работы с ними, методики идентификации. Для этого Банк России рекомендует осуществлять сбор и анализ информации с использованием разумного набора требований принципов «Знай своего клиента» и «Знай своего служащего» [7].
Основной процедурой реализации принципа «Знай своего клиента» является идентификация клиентов банка, подразумевающая изучение, проверку информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление выгодоприобретателей по ним. Согласно этому принципу банк проводит тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, акционерами; анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение и изменение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации.
Принцип «Знай своего служащего» обеспечивает определенные проверочные процедуры при приеме служащих на работу, а также контроль за подбором и расстановкой кадров, четкие критерии
квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой работы и мере их ответственности.
При реализации принципа «Знай своего служащего» необходимо своевременно информировать руководство банка о наличии противоправных действий сотрудников для принятия соответствующих управленческих решений. Ведь зачастую руководство банка имеет неполную информацию о проблемах на определенных участках работы в банке. В связи с этим Банку России целесообразно перевести рекомендации по информированию руководства и собственников банка об уровне рисков в статус требований [3].
Что касается руководства банка, его аффилированных лиц и акционеров, то риск-менеджеру банка необходимо не только осуществлять контроль за их деловой репутацией, но и проводить анализ сомнительных операций со средствами банка, осуществляемых указанными лицами. Информацию целесообразно представлять совету директоров в форме отчета о частоте осуществления подобных операций, легкости их выявления, а также возможных последующих санкциях надзорных органов.
Например, в конце 2010 г. была отозвана лицензия у ООО «Межпромбанк». Банк России выявил наличие вексельных схем вывода активов в пользу собственников банка. С 2008 по 2010 г. займы выдавались аффилированным с банком компаниям, которые впоследствии сообщали о неспособности расплатиться по обязательствам и предлагали банку в качестве отступных свои векселя [8].
Агентство по страхованию вкладов выявило в ЗАО АКБ «Славянский банк» и ЗАО АКБ «Традо-банк» беспрецедентные по объемам и количеству операции по формированию фиктивных вкладов — искусственной задолженности перед подставными физическими лицами для неправомерного получения ими страхового возмещения в интересах реальных владельцев средств. В отношении лиц, участвовавших в организации мошеннических схем, было инициировано уголовное преследование по признакам преступлений, предусмотренных ст. 201 Уголовного кодекса РФ (использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам), а также ст. 165 (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием) [1].
ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА
проблемы и решения
10 (52) - 2011
Управление финансовыми рисками
Чтобы обладать необходимой информацией для принятия своевременного управленческого решения в части поддержания уровня риска деловой репутации на должном уровне, авторы считают целесообразным внести в перечень показателей ежедневного мониторинга репутационного риска следующие показатели:
- количество сообщений, направленных в Росфинмониторинг;
- число случаев несвоевременной отправки сообщений в Росфинмониторинг;
- количество полученных предписаний Росфин-мониторинга;
- рост дебетового оборота по счетам кассы и банкоматов с одновременным увеличением числа сообщений, направляемых в Росфин-мониторинг.
Таким образом, при формировании системы управления риском деловой репутации банка необходимо учитывать требования Банка России и Росфинмониторинга в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, что позволит предотвратить трансформацию правового риска в риск потери деловой репутации и избежать отзыва лицензии кредитной организации.
Список литературы
1. АСВ выявило в «Славянском» и Традо-банке фиктивные операции с вкладами на 765 млн
руб. URL: http://www.forbes.ru/news/61065-asv-vyyavilo-v-slavyanskom-i-trado-banke-operatsii-po-formirovaniyu-fiktivnyh-vkladov-na-.
2. Базельский комитет по банковскому надзору. Рабочая группа по международной банковской деятельности. Проверка клиентов банками. URL: http://www.cbr.ru/analytics/prov.pdf.
3. Знай свой банк. Третья заповедь Банка России. URL: http://bankir.ru/news/article/8021712.
4. О ликвидации кредитных организаций (по состоянию на 01.01.2010). URL: http://www.cbr. ru/credit/Hkvidbase/print.asp?ffle=about.htm.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
6. О типичных банковских рисках: письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т.
7. Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах: письмо Банка России № 92-Т от 30.06.2005.
8. ЦБ РФ обвинял Межпромбанк в сомнительных сделках еще в 2008 г. URL: http://www.forbes. ru/news/60795-tsb-rf-obvinyal-mezhprombank-v-somnitelnyh-sdelkah-eshche-v-2008-godu.
9. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух московских банков и НКО «Транштрейд». URL: http: //www.forbes. ru/news/60972-tsb-rf-otozval-litsenzii-u-banka-imperiya-privatholdingbanka-i-nko-transhtreid.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]
финансовая аналитика
проблемы и решения