ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы уголовного процесса ^^
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СИСТЕМЕ
МВД РОССИИ
А.В. БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Е.Н. ХАЗОВ,
кандидат юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;
оперативно -розыскная деятельно сть
Аннотация. Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в правоохранительных органах, представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции. Коррупция в правоохранительных органах подрытает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, уведомление, проверка, сроки проведения проверки, результаты проверки, окончание проверки.
COUNTERACTION TO CORRUPTION OFFENCES IN SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.V. BOGDANOV,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer;
E.N. KHAZOV, the candidate of jurisprudence, the professor
Annotation. Exclusive danger to a society is represented by corruption processes in the law enforcement bodies which representatives should resist to criminality and corruption. Corruption in law enforcement bodies undermines belief of the population in ability of the state to protect the right and freedom of the citizens.
Keywords: corruption, corruption counteraction, the notice, check, terms of carrying out of check, results of check, the check termination.
Одна из вечных и «больных» тем, волнующих общество, — борьба с коррупцией. Коррупция — социальное явление, которое существовало и существует в любом обществе, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления.
Определяя стратегию борьбы с коррупцией, необходимо учитывать весь комплекс задач, стоящих перед органами внутренних дел. Сегодня важно максимально полно реализовывать разработанные меры противодействия коррупционным явлениям.
На сотрудника полиции распространяются так же ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273 «О противодействии коррупции»1 и Федеральным законом № 790 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17, 18, 20)2.
С каждым днем вопросы противодействия коррупции приобретают все большую значимость.
Преодоление коррупции — вот основное содержание долгосрочной стратегии МВД России по созданию атмосферы нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел.
До 65% повысилась доля участия подразделений собственной безопасности в выявлении преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Ими же в течение 2010 г. выявлено 4171 должностное преступление, в совершении которых
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
обвиняются сотрудники органов внутренних дел. За должностные преступления к уголовной ответственности привлечено свыше 2 тыс. сотрудников3.
В МВД России уже сделаны первые шаги по реализации антикоррупционных мер: приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений»4.
Настоящий порядок разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и устанавливает единые в системе МВД России правила уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок регистрации уведомлений, перечень содержащихся в них сведений и организацию их проверки.
Кроме того, обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения, в том числе о ставших известными фактах обращения к другим сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также склонение к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица возлагается на всех сотрудников, военнослужащих и гражданских служащих системы МВД России.
Четко регламентирован порядок подачи уведомления. Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений осуществляется посредством подачи специального документа, выполненного в произвольной форме либо в соответствии с при-
мерным образцом. В уведомлении указываются сведения об обратившемся лице, источнике поступления обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению и иные данные.
Необходимо обратить внимание на перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Это:
1) фамилия, имя, отчество, специальное (воинское звание) либо классный чин, должность сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России, заполняющего уведомление;
2) сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации и иные известные сведения);
3) в случае если стали известны факты обращения к другим сотрудникам, военнослужащим или гражданских служащим в целях их склонения к совершению коррупционного правонарушения, в уведомлении указываются сведения об этих сотрудниках, военнослужащих или гражданских служащих. Сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица;
4) способ склонения к совершению коррупционного правонарушения;
5) обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения (телефонный разговор, личная встреча, почтовое отправление или иное обстоятельство);
6) время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения;
7) подпись сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России.
8) дата составления уведомления.
Уведомление подписывается лицом, его составившим, с указанием даты составления, фамилии, имени, отчества, специального (воинского) звания либо классного чина и должности.
Коллективное уведомление подписывается всеми лицами, его составившими, с указанием данных, перечисленных в настоящем пункте.
3 Журнал «Милиция». 2011. С. 41, 42.
4 URL: http://etkova.ucouz.ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения.
Запрещается составление уведомления от имени другого лица (лиц).
Уведомление подается непосредственно представителю нанимателя (работодателя) в ходе личного приема или через подразделение, осуществляющее делопроизводство.
В исключительных случаях, при нахождении сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России не при исполнении служебных обязанностей или вне пределов места службы, уведомление может быть подано по почте, по каналам факсимильной связи либо информационным системам общего пользования.
Следует обратить внимание на то, что сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России вправе уведомить органы прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о чем обязан сообщить представителю нанимателя (работодателя).
Весьма четко и однозначно определены сроки подачи уведомления.
О факте поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по месту службы в день поступления обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления). В случае поступления обращения в выходной или нерабочий праздничный день, сотрудник, военнослужащий, гражданский служащий системы МВД России обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) на следующий за ним рабочий день.
Уведомление, поданное представителю нанимателя (работодателя) через подразделение, осуществляющее делопроизводство, считается переданным со дня его получения сотрудником подразделения, осуществляющего делопроизводство, независимо от даты фактического поступления представителю нанимателя (работодателя).
При передаче уведомления по почте, каналам факсимильной связи либо информационным си-
стемам общего пользования днем подачи уведомления считается день его отправления независимо от даты фактического поступления представителю нанимателя (работодателя).
Особое внимание уделено регистрации уведомления.
Уведомление, поступившее по почте, каналам факсимильной связи либо информационным системам общего пользования или поданное сотрудником, военнослужащим, гражданским служащим системы МВД России непосредственно в подразделение, осуществляющее делопроизводство, регистрируется в соответствии с общими правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.
Уведомление, поданное непосредственно представителю нанимателя (работодателя), в том числе в ходе личного приема, незамедлительно передается в подразделение, осуществляющее делопроизводство, для регистрации в соответствии с правилами документационного обеспечения, установленными в системе МВД России.
Передача уведомлений для проведения проверки без регистрации в установленном порядке в подразделениях, осуществляющих делопроизводство, запрещена.
Установлен особый порядок рассмотрения уведомления.
Уведомление должно быть рассмотрено представителем нанимателя (работодателя) в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его поступления в орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России.
Не допускается передача уведомления для рассмотрения нижестоящим в порядке подчинения представителем нанимателя (работодателя) либо в нижестоящие ОВД, структурные подразделения внутренних войск системы МВД России.
По результатам рассмотрения уведомления представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:
1) об оставлении уведомления без рассмотрения:
♦ если оно является анонимным;
♦ если в нем содержатся сведения, по которым ранее в установленном порядке проводилась проверка, в ходе которой они не нашли своего объективного подтверждения;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
2) о назначении в установленном порядке проверки изложенных в нем сведений;
3) о передаче уведомления, если в нем содержатся сведения, имеющие признаки преступления, в органы, наделенные полномочиями возбуждать уголовные дела в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России, определяющими порядок приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;
4) о передаче уведомления в вышестоящий орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России, если рассмотрение уведомления по существу выходит за пределы его должностных полномочий.
Проверка информации, содержащейся в уведомлении, проводится в течение 30 суток со дня поступления уведомления в орган внутренних дел, структурное подразделение внутренних войск системы МВД России.
Срок проведения проверки на основании мотивированного рапорта лица, проводящего проверку, может быть продлен представителем нанимателя (работодателя), ее назначившим, не более чем на 30 суток. Дальнейшее продление срока проведения проверки не допускается.
Проверка сведений, изложенных в уведомлении, проводится в соответствии с общими правилами организации и проведения проверок, установленными в системе МВД России, с изъятиями, предусмотренными настоящим порядком.
В ходе проведения проверки от сотрудника, военнослужащего, гражданского служащего системы МВД России могут быть истребованы объяснения по существу поданного уведомления и иные материалы, имеющие отношение к обстоятельствам поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Результаты проверки с выводами и предложениями докладываются представителю нанимателя (работодателя), ее назначившему.
По результатам проведенной проверки представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений:
1) о передаче уведомления и материалов его проверки в органы прокуратуры в порядке, установленном уголовно-процессуальным законода-
тельством и нормативными правовыми актами МВД России, определяющими правила приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, для рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) об окончании проведения проверки в случае, если указанные в уведомлении сведения не нашли своего объективного подтверждения, и передаче материалов проверки в подразделение, осуществляющее делопроизводство.
Материалы проверок хранятся в подразделении, осуществляющем делопроизводство, в предусмотренном номенклатурой деле в течение пяти суток в соответствии с правилами документацион-ного обеспечения, установленными в системе МВД России.
В настоящее время очень важным инструментом является проверка законодательных актов на коррупционность. Однако имеются случаи, когда именно закон дает возможность для коррупции, и это встречается часто.
Так же в системе МВД России разработан комплекс антикоррупционных мер: это ротация кадров, представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. На официальном сайте в сети Интернет размещены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников МВД России, назначаемых на должность либо освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, а так же Министром внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей.
Прежде всего, для борьбы с коррупцией в обществе нужна политическая воля и хорошо отлаженный механизм социального контроля, которых в современной России в настоящее время нет.
Антикорупционная программа в системе МВД России должна реализовываться на высшем уровне руководства и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Только тогда, когда работать в полиции станет престижно и выгодно честным людям, прекратятся разговоры о неискоренимой тотальной коррумпированности сотрудников правоохранительных органов.