Научная статья на тему 'Противодействие использованию цифровой валюты в легализации (отмывании) денежных средств'

Противодействие использованию цифровой валюты в легализации (отмывании) денежных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легализация (отмывание) / экономические преступления / цифровая экономика / цифровая валюта / криптоактивы / криптовалюта / уголовная ответственность / транзакции / банковский сектор / legalization (laundering) / economic crimes / digital economy / digital currency / crypto assets / cryptocurrency / criminal liability / transactions / banking sector

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яцеленко Борис Викторович, Шадрихина Ирина Сергеевна

Данная статья посвящена вопросам квалификации легализации (отмывания) денежных средств, полученных незаконным путем, через использование цифровой валюты, что сегодня является весьма распространенным явлением. Легализация представляет собой максимально латентное преступление, именно поэтому процесс отмывания денежных средств оказывается вполне эффективным для преступных группировок. В этой связи, законодателю необходимо пересмотреть ряд нормативных правовых актов с целью повышения уровня эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов посредством цифровых валют. В рамках статьи автором рассматривается противоречивость уголовного законодательства России, устанавливающего ответственность за рассматриваемое преступление, и предлагаются рекомендации по противодействию указанному деянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering the Use of Digital Currency in Legalization (Laundering) Cash

This article focuses on the qualification of the legalization of funds acquired unlawfully through the utilization of digital currency, a prevalent occurrence in contemporary times. The crime of legalization is a highly concealed one, which is why criminal groups have found money laundering to be an effective method. With respect to this issue, it is essential for the legislator to carefully examine multiple regulatory legal provisions to bolster the effectiveness of combating the legalization (laundering) of income through digital currencies. Within the framework of the article, the author examines the inconsistency of the criminal legislation of Russia, which establishes responsibility for the crime in question, and provides general recommendations on countering this act.

Текст научной работы на тему «Противодействие использованию цифровой валюты в легализации (отмывании) денежных средств»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИИ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Яцеленко Б.В., Шадрихина И.С. -

5.1.4 Уголовно-правовые науки

(юридические науки)

Criminal Law

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-59-63 УДК: 343.5 ГРНТИ: 10.77 EDN: LRJIIQ

Противодействие использованию цифровой валюты в легализации (отмывании) денежных средств

Б.В. Яцеленко'3 ©, И.С. Шадрихина ©

Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация

а E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам квалификации легализации (отмывания) денежных средств, полученных незаконным путем, через использование цифровой валюты, что сегодня является весьма распространенным явлением. Легализация представляет собой максимально латентное преступление, именно поэтому процесс отмывания денежных средств оказывается вполне эффективным для преступных группировок. В этой связи, законодателю необходимо пересмотреть ряд нормативных правовых актов с целью повышения уровня эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов посредством цифровых валют. В рамках статьи автором рассматривается противоречивость уголовного законодательства России, устанавливающего ответственность за рассматриваемое преступление, и предлагаются рекомендации по противодействию указанному деянию.

Ключевые слова: легализация (отмывание), экономические преступления, цифровая экономика, цифровая валюта, криптоакти-вы, криптовалюта, уголовная ответственность, транзакции, банковский сектор

Т. 3. № 3. 2024

Лоббирование в законодательстве

59

DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-59-63

Countering the Use of Digital Currency in Legalization (Laundering) Cash

B.V. Yatselenkoa ©, I.S. Shadrikhina ©

All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russian Federation

3 E-mail: [email protected]

Abstract. This article focuses on the qualification of the legalization of funds acquired unlawfully through the utilization of digital currency, a prevalent occurrence in contemporary times. The crime of legalization is a highly concealed one, which is why criminal groups have found money laundering to be an effective method. With respect to this issue, it is essential for the legislator to carefully examine multiple regulatory legal provisions to bolster the effectiveness of combating the legalization (laundering) of income through digital currencies. Within the framework of the article, the author examines the inconsistency of the criminal legislation of Russia, which establishes responsibility for the crime in question, and provides general recommendations on countering this act.

Key words: legalization (laundering), economic crimes, digital economy, digital currency, crypto assets, cryptocurrency, criminal liability, transactions, banking sector

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время цифровая экономика успешно встраивается в государственный сектор. Руководство регионов России заинтересовано в повышении уровня предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности [1: 134; 2: 72], что выступает основным катализатором широкого распространения цифровизации в государственном и частном секторах экономики. Однако развитие цифровой экономики и использование цифровых финансовых инструментов вызывают повышенный интерес у преступных структур, действующих в теневом секторе экономики.

Противодействие отмыванию криптовалюты, как и борьба с теневизацией, актуально во всем мире, но до сих пор не достигнуто полного понимания этого явления, которое можно сравнить с внедрением интернет-технологий в предыдущем столетии.

КРИМИНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТОЙ

Цифровая валюта - набор электронных данных, хранящихся в информационной системе, которые могут быть использованы в качестве платежного средства, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, иностранной валютой или международной расчетной единицей, а также в качестве объекта инвестирования. При этом нет конкретного лица, обязанного отчитываться перед каждым обладателем таких данных, кроме оператора или узлов информационной сис-

темы, ответственных за правильную выдачу и обработку этих данных в соответствии с правилами системы1.

Цифровая валюта включает в себя основные принципы использования цифровых финансов - анонимность и конфиденциальность, но кроме того, она таит в себе проблему, связанную с необходимостью урегулирования использования технологии «блокчейн», которая функционирует как децентрализованная сеть и затрудняет определение данных о переводах в том объеме, который требуется государству.

Основная причина нестабильности рынка цифровой валюты заключается в отсутствии законодательно установленных норм ее функционирования. Принято считать, что бесконтрольное и быстротечное развитие криптовалютных бирж ведет к дестабилизации не только в экономической сфере, но и национальной безопасности страны, а также активно порождает теневое распространение цифровых обменников, приводящих к криминализации общественных отношений [3: 65].

В этой связи законодателю необходимо конкретизировать и закрепить методы контроля над цифровой валютой, а также рассмотреть возможность принятия соответствующего законодательного акта. Однако прежде следует устранить коллизию между уголовным законом2 и Постановлением Пленума Верховного

1 Ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5018.

2 Ст. 174,174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.03.2024), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

60 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

Яцеленко Б.В., Шадрихина И.С.

Суда Российской Федерации № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении и сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»3, в части количества совершенных преступных деяний в рамках отмывания для установления уголовной ответственности.

Речь идет о том, что закон (ст. 174, 174.1 УК РФ) устанавливает императив, согласно которому легализация характеризуется как совершение финансовых операций и других сделок. То есть, в законодательной интерпретации объективная сторона деяния представлена, во-первых, в симбиозе действий - финансовые операции и другие сделки, где союз «и» выступает как соединительный, а во-вторых, законодатель употребил множественное число, характеризуя действия по легализации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, между тем, отступил от законодательного правила и создал собственную норму указав, что для квалификации деяния как легализация достаточно совершения хотя бы одной финансовой операции или одной сделки. Это явное нарушение принципа законности, которое «вопиет» к устранению противоречий.

Помимо вышеназванного, проблемным считается вопрос установления источника происхождения и дальнейшей направленности криптовалюты, в виду того, что несмотря на прямое отсутствие централизации криптоактивов, они обладают преимущественными функциями, позволяющими пользователям непосредственно совершать обменные операции, минуя посредников и их комиссии, таких как банки, что непосредственно и является основной причиной процесса отмывания.

Под криптовалютой понимаются централизованные денежные единицы, которые представляются как уникальные криптографические коды, хранящие информацию о транзакциях [4: 50].

Несомненно, что кредитные организации России зачастую выявляют транзакции, связанные с криптовалютой, однако при этом происходит не привлечение лица к уголовной ответственности, а лишь блокировка его крипто-счета, что связанно как с несовершенством банковской системы, так и с законодательством в данной части.

Банк России в анализе финансовой отчетности за 2023 г. выявил, что объем операций, требующих особого внимания со стороны банков (включая сделки с крипто-активами), составил 81,5 млрд рублей, что на 53,9% больше, чем в предыдущем году4.

По данным Росфинмониторинга, количество операций с криптовалютой за предыдущий год превысило

3 Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 (ред. от 26.02.2019) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» //Рос. газ. 2015.13 июля.

4 Обзор финансовой стабильности // Банк России: сайт. URL:

https://cbr.ru/analytics/finstab/ofs/ (дата обращения: 31.05.2024).

190000, в то время как годом ранее это число составило 60 0005.

На основании вышеуказанных данных следует, что сущность криптовалюты недоступна для учета из-за ее непрозрачности, а из-за анонимности выпуска и использования цифровой валюты граждане и компании могут стать участниками незаконных действий, как например, отмывание или финансирование террористических группировок.

Таким образом, при становлении транзакции в качестве систематического инструмента деятельности лицу необходимо зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для совершения необходимых выплат, дабы иметь возможность избежать злоупотреблений.

Однако, в данный момент на территории Российской Федерации невозможно открыть счет в крипто-валюте, так как среди кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) не представлена деятельность в качестве крипто-бро-кера, а Федеральная налоговая служба отказывает в такой регистрации.

В сложившейся обстановке привлечение лица к уголовной ответственности за совершение операций с криптовалютой зависит от наличия сделок с имуществом, полученным незаконным путем.

Главная цель цифровой валюты заключается в использовании ее в качестве средства платежа, меры стоимости и сбережения. Применение ее как спекулятивного инструмента является феноменом, свойственным любому новому рыночному явлению. Большинство участников криптовалютной сети использует цифровую валюту для осуществления сделок, получения кредитов и других финансовых манипуляций, а посему отсутствие строгого разграничения криптовалюты от средства платежа изначально формирует основу для будущего «юридической пустоты», и в ближайшем времени требует пересмотра уже существующего законодательства.

К финансовым манипуляциям, направленным на легализацию преступных доходов, относятся операции с денежными средствами, включая наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, электронные переводы, обмен денежных средств и пр.

В большинстве зарубежных стран осознают, что использование криптовалют является важным элементом цифровой экономики, благоприятно влияющим на технологический прогресс и развитие экономики в целом. Поэтому законодатели стремятся к установлению правил для регулирования отношений, связанных с использованием криптовалют.

Однако на сегодняшний день ни в одной стране не существует полноценного нормативного материала, которое было бы в состоянии эффективно регулировать отношения, связанные с оборотом криптовалюты.

В июне 2023 г. Верховный Суд Российской Федерации пересмотрел приговор суда первой инстанции по делу П., виновного в нелегальном обороте наркотических средств, оправданному по делу о легализации биткоинов (цифровой валюты).

5 Отчеты Росфинмониторинга о национальной оценке рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма // Росфинмониторинг: сайт. URL: https://www.fedsfm.ru/fm/nor (дата обращения: 31.05.2024).

Т. 3. № 3. 2024

Лоббирование в законодательстве

61

Данное судебное решение установило, что лицо, занимающееся массовым производством наркотических веществ, получало оплату в виде биткоинов на виртуальный кошелек, а затем конвертировало их в рубли и переводило на денежные счета своих ближайших родственников. Всего осужденному такими манипуляциями удалось отмыть свыше восьми миллионов рублей.

В этом судебном деле особенно важно, что первая инстанция и апелляционный суд пришли к выводу о том, что такая схема не может считаться легализацией доходов, приобретенных преступным путем.

В тоже время, Прокуратура Российской Федерации, не согласившись с таким решением, обратилась в Верховный Суд, который выработал позицию о том, что метод, использованный для получения денежных средств, прямо свидетельствует о желании обвиняемого произвести отмыв. К тому же, Верховный Суд еще в 2019 г. определил, что законодательство о легализации преступных доходов должно распространятся и на операции с цифровой валютой.

Данное дело стало ярким прецедентом к тому, что суд впервые в истории страны вынес решение о незаконной конвертации биткоинов и указал, что последовательность финансовых и банковских операций, включая зачисление денежных средств на контролируемый самим лицом виртуальный счет в биткоинах, а также их дальнейшая конвертация в рубли, перевод на банковские счета и карты, зарегистрированные на иных лиц и последующее их обналичивание посредством банковских терминалов свидетельствует о прямом намерении лица легализовать денежные средства6.

Росфинмониторинг в данном контексте указал, что для привлечения лиц к уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, необходимо, чтобы финансовые операции и иные сделки совершались только с имуществом, полученным незаконным путем. Банк России, поддерживая мнение Росфин-мониторинга на этот счет, определил направление по борьбе с крипто-отмыванием и высокорисковым эквайрингом (безналичная оплата покупок) в качестве приоритетного на нынешний год. Такие операции чаще всего осуществляются через счета «дропов» (специально подставленных лиц, участвующих в мошеннических схемах), передающих контроль над своими банковскими счетами третьим лицам за определенный процент.

Переводы на счета нелегальных структур представляют высокие финансовые риски для граждан, в виду того, что деятельность теневого бизнеса происходит вне законных рамок. Для борьбы с такими операциями Центральный Банк настаивает на внедрении контрольных процедур для выявление нетипичных денежных операций в интернет-коммерции.

Также, Банк России отмечает рост использования услуг «р2р-переводов» кредитными организациями для

6 Приговор № 1-259/2020 от 29 июля 2020 г. по делу № 1-259/202 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: https://sudact.ru/regular/doc/RBwcKlFikzUX/Tysclid-lupt9gt 915378290005 (дата обращения: 31.05.2024).

проведения «грязных» непрозрачных операций, в частности в адрес участников теневого игорного и крипто-бизнесов. Денежные средства передаются не напрямую на счета казино, а на платежные карты и электронные кошельки, зарегистрированные на «подставные» физические лица.

Данную проблему возможно решить исключительно путем запрета популярных среди граждан переводов с одной карты на другую между банками, за исключением тех, которые происходят через Систему быстрых платежей (СБП), а также внедрением в действующее законодательство закона о майнинге.

В настоящее время имеется лишь законопроект такого нормативного акта, который определяет май-нинг как использование российской информационной инфраструктуры для создания цифровой валюты. Этот проект Федерального закона предусматривает возможность регистрации индивидуального предпринимателя для легального занятия деятельностью, связанной с криптовалютой, а также включение в ОКВЭД необходимых видов деятельности для урегулирования данного пробела в российском законодательстве.

Вместе с тем, представляется необходимым создание специального Реестра лиц, занимающихся данным видом деятельности, что будет способствовать облегчению банкам регулирование перемещения денежных средств и позволит должным образом и вовремя предпринять необходимые меры эффективной борьбы с возможным совершением преступного деяния по отмыванию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, учитывая всю специфику цифровой валюты и рекомендации профильных организаций, в том числе Банка России и Росфинмониторинга можно выделить следующие меры борьбы с легализацией денежных средств:

1) устранение коллизии между уголовном законом и Постановлением Пленума Российской Федерации;

2) принятие законодателем проекта закона «О майнинге в Российской Федерации»;

3) проведение экспертизы устройств подозреваемого лица с целью выявления его криптовалютных адресов в рамках выделения незаконных операций, проводимых через банковские системы;

4) разработка и внедрение общемирового реестра операций с криптовалютами для проверки участия лиц в преступных схемах;

5) взаимодействие криптовалютных бирж с аналитическими сервисами, ограничение доступа к пользователям из стран, находящихся под санкциями, и участие в международных инициативах по противодействию отмыванию и финансированию терроризма.

62 Lobbying in the Legislative Process

Vol. 3. No. 3. 2024

Яцеленко Б.В., Шадрихина И.С.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ващенко Т.В. Рейтинговая матрица оценки текущего состояния и перспектив развития региона // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2023. № 1. С. 128-135.

2. Восканян P.O. Формирование благоприятного инвестиционного климата региона в условиях цифровизации // Фи-нансоваяжизнь. 2021. № 2. С. 71-73.

3. Санникова Л.В., Пещеров А.И. Легализация криптовалюты в России: проблемы и перспективы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 9 (204). С. 64-74.

4. Плотникова Т.В., Харин В.В. Криптовалюта: становление и развитие // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 4. С. 50-54.

REFERENCES

1. Vashchenko r.V.Ratingmatrixforassessingthe currentstate and prospects of the region's development. Management and Business Administration. 2023. No. 1. Pp. 128-135. (In Rus.)

2. Voskanyan R.O. Formation of a favorable investment climate in the region in the context of digitalization. Financial Life. 2021. No. 2. Pp. 71-73. (In Rus.)

3. Sannikova L.V., Caves A.I. Legalization of cryptocurrencies in Russia: problems and prospects. Property Relations in the Russian Federation. 2018. No. 9 (204). Pp. 64-74. (In Rus.)

4. Plotnikova T.V., Kharin V.V. Cryptocurrency: formation and development. Gaps in Russian Legislation. Law Journal. 2018. No. 4. Pp. 50-54. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 95,37%

Рецензент: Иванов Н.Г., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ; профессор, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России)

Статья поступила в редакцию 02.06.2024, принята к публикации 24.06.2024 The article was received on 02.06.2024, accepted for publication 24.06.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Яцеленко Борис Викторович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ; заведующий, кафедра уголовного права и криминологии; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России); г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-3626-5663; Researcher ID: HNC-2931-2023; Author ID: 490378; SPIN-код: 5373-4280; E-mail: [email protected]

Шадрихина Ирина Сергеевна, аспирант, юридический факультет; Всероссийский государственный университет юстиции (ВГУЮ) (РПА Минюста России); г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 1251377; SPIN-код: 8773-8219

ABOUT THE AUTHORS

Boris V. Yatselenko, Dr. Sci. (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation; Head, Department of Criminal Law and Criminology; All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-3626-5663; Researcher ID: HNC-2931-2023; Author ID: 490378; SPIN-code: 5373-4280; E-mail: [email protected]

Irina S. Shadrikhina, graduate student, Faculty of Law; All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); Moscow, Russian Federation. Author ID: 1251377; SPIN-code: 8773-8219

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. В. № В. 2024

Лоббирование в законодательстве

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.