Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде
Лашин Ренат Леонидович - начальник отдела Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России
Чурилов Сергей Анатольевич - директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет;
В 2015 году мировое Интернет-сообщество столкнулась с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Это связано с катастрофически молниеносным распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов.
Источниками массовой экстремистской и террористической пропаганды стали ресурсы, поддерживающие идеологию «Исламского государства» (ИГ). Для вербовки и создания привлекательного образа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы: ВКон-такте, Youtube, Facebook, Instagram, Twitter. Более того, используются все возможности этих социальных сетей (массовые рассылки, «перепосты», размещение видео - и музыкальных материалов, фотографий, документов, на существующих страницах к публикациям в комментариях добавляются ссылки на материалы по соответствующей теме с других ресурсов).
Экстремизм - это «приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных
Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды
проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Экстремизм - это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Большинство и отечественных, и зарубежных исследователей полагают, что экстремизм в современном обществе - в основном, молодежный феномен» [2].
Терроризм - определяется как «идеология насилия и практика воз-
Экстремизм - это «приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами
действия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» [3].
Согласно ряду научно-практических пособий можно составить перечень признаков экстремизма, которые могут быть отслежены в сети Интернет. Данные позиции коллерируют с Федеральным Законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Наиболее проработанная система признаков представлена специалистами из Екатеринбурга:
Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ - следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предла-
События 2015 года, когда иностранные (британские, французские и др) и российские студенты по одному и группами пытались присоединиться к Исламскому государству показали, что тактика пропаганды, выбранная радикалами, является успешной
гается их осуществить.
Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.
Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением. Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство.
Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их органи-
зации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [1].
Вышеописанные признаки экстремизма могут оказать существенную помощь в оценке материала на предмет экстремистской направленности.
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (далее - НЦПТИ) создан для решения задач, поставленных Министерством образования и науки Российской Федерации. В целях противодействия массовой информационной угрозе в 2015 году были проработаны методы:
- выявления и удаления уже размещенных материалов в социальных сетях и Интернете;
- взаимодействия с другими субъектами для эффективного противодействия экстремистским и террористическим идеологиям.
Основным инструментам противодействия экстремистским материалам является ежедневный мониторинг Интренет-среды. Он позволяет своевременно отслеживать материалы определенной тематики и оперативно удалять или блокировать к ним доступ.
Специфика интернета в том, что большая часть ежедневной аудитории онлайн-ресурсов составляют лица, моложе 30 лет, а аудитория социальных сетей - это преимущественно подростки и молодые люди от 14 до 20 лет. Т.е. учащиеся школ и вузов. Молодежь привлекают анонимность и масштабность сети Интернет, которая на сегодняшний день является эффективным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности.
События 2015 года, когда ино-
странные (британские, французские и др) и российские студенты по одному и группами пытались присоединиться к Исламскому государству показали, что тактика пропаганды, выбранная радикалами, является успешной.
Успешная военная кампания ИГ сопровождается беспрецедентной по масштабам пропагандистской кампанией в онлайн-пространстве: ИГ ведут трансляции боевых действий в Twitter, выкладывают снимки своих жертв в Instagram и оперативно сообщают новости своим подписчикам в Facebook.
Идеологи ИГ используют все возможности социальных сетей:
- тематические страницы в социальных сетях и форумах;
- личные страницы пользователей социальных сетей;
- размещение видео, аудио и др. учебных материалов;
- комментирование.
Одним из способов работы ИГ в Twitter является продвижение необходимых хештегов. Тысячи активистов одновременно размещают тви-ты с необходимыми хештегами. Этот метод позволил активистам ИГ искажать результаты поисковой выдачи для пользователей. Проводя свой хеш-тег в чужие аккаунты, ИГ обеспечивает себе дополнительную аудиторию (контент от ИГ «попадается на глаза» тем пользователям, которые сами его не искали). Порядка 40 000 твитов в поддержку ИГ появляются за неделю.
В «ВКонтакте» работают информационные подразделения радикалов, есть паблики провинций халифата и аккаунты рядовых боевиков, а также большой пласт их сторонников. Пропаганда ведётся как на арабском, так и на русском языке. Вербовщики прибегают к индивидуальному подходу, используя ту информацию, которую могут найти в сети о потенциальном стороннике своей организации.
Инструментами воздействия яв-
ляются манипулятивные технологии: формирование идеологии «свой-чу-жой», превосходства одной национальности над другой, стереотипи-зация образа «врага», публикация непроверенной информации, намеренное искажение фактов, создание своего «языка общения» апелляция к авторитетам, наглядная агитация.
Один из способов повышения эффективности мониторинга Интернет-среды - вовлечение интернет-пользователей в процесс борьбы с противоправным контентом. На официальном сайте НЦПТИ создан специальный сервис, где каждый желающий может сообщить об обнаруженном видео, аудио и др. материале. Далее с заявками работают специалисты НЦПТИ.
За время существования сервиса были получены сотни сигналов от различных пользователей. В основном, это люди среднего возраста 3340 лет, женщины с активной гражданской позицией. По каждому сигналу специалистами НЦПТИ проведена проверка, информация по обнаруженным экстремистским материалам передана в соответствующие органы.
характеристики российской интирнит-иудитории. По денным компании GfK Retail Audit, 2014
Удаление экстремистских материалов из сети Интернет без вмешательства правоохранительных органов возможно несколькими методами:
использование прямого контакта с администрациями сайтов и социальных сетей;
использование краудсорсинга как метода, помогающего противодействию экстремистским идеологиям.
В первом случае пользователь (сотрудник НЦПТИ или любой другой) направляет информацию об обнаруженном противоправном контенте в администрацию сайта или социальной сети. На слайде показан пример жалобы на аудиозапись через сервис социальной сети «Вконтакте». Данная аудиозапись представляла собой прочтение книги, внесенной в Федеральный реестр экстремистских материалов. По обращению запись была удалена в течение 5 рабочих дней. Похожим образом происходит взаимодействие с администрациями социальных сетей РаееЬоок, «Одноклассники», УоиШЬе и др.
Другой случай - удаление экстремистского видео в УоиШЬе. Здесь используется краудсорсинг. Сотрудниками НЦПТИ была создана группа единомышленников: пользователей сети, объединенных идеей защитить интернет от экстремистских идеологий. В основном, это молодежь до 35 лет, с активной гражданской позицией. Усилиями группы уже были удалены несколько видео, пропагандирующих ИГ.
Профилактика распространения экстремистских идеологий в сети -одна из ключевых задач НЦПТИ. Она решается с помощью нескольких каналов. в сети Интернет создан и поддерживается информационно-аналитический ресурс НЦПТИ.рф. Сайт стал лауреатом «Премии рунета» -2015 в специальной номинации «Интернет без экстремизма». На ресурсе
I: t: р Ь";<;т. iva[ch?v;jRKf-VoUa£yLr
, Е Ьастоскхшя по блокировке видео.
Лруад! У яекя коре шая н оес стъ! П осле нвцпсх л. ало 6 одн о El | део ÖHJW удалено! QiacRÖoL Предалэем я том ж е духе. только 1 ест? мы сахожем сделать Интернет чище'
Использование краудсорсинга для удаления материалов экстремистского содержания в сети Интернет
Kgl 4 Ят CfrrtTO НВ4СТН ПОЧТу ^rtAil,
шил б ней предельно простой н немного
ОГОЛККЭуит üoo&li ;n<JlT.() проще . иужмо ПрОСТФ
t р L-и l j l на Youtvbe по ос ы л кекавндео
■енлка < J о; || ■ f:
зат видео де: вкладка ' Ещё' (см. фото i >.
открывается НСбО.ТЬШОС . Ii КОТОрОМ KnJtKUM
№ъся"
лсрыеаегся форма, где необходимо выбрал ь. оричш}' □ а). Нажимаем на Ирояатеннонетерлимоел! н
1р[!Ч1ГКЫ откроется окошко выоора конкретно го вбираем оскорбление уланшш категорий
хя окошко, где можно натшевть текст ("М фото .':) к:
Оскорбляет ИсПйЛыоланпеа^ваинн i11:■ ■ > :ОР тоеслоно, произнося его, навращал само понятие öinopöilHift имя ВсеймшнеГо!
гункт "Отравить", который находится а право:,: >ы t н 1
Как видите, все просто и, самое главное, чем оолыце людеЛ отправляют жалобу, тем болыдевероншиль удаления видео.
агт& РШКПОСТЬ
доступен ряд просветительских материалов, форма изложения - для широкой аудитории.
В перспективе сотрудники НЦПТИ готовы тиражировать накопленный опыт в других регионах и на федеральном уровне.
Профилактика идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи является очень важной задачей для образовательных организаций. При этом решение данной задачи требует принятия следующих мер:
- ведение постоянного анализа Интернет-пространства с целью выявления и блокирования фактов пропаганды террористической идеологии;
- предоставление возможности подключения к процессу выявления противоправного контента бдительных Интернет-пользователей;
- разработка и актуализация методического обеспечения процесса информационного противодействия
терроризму и экстремизму;
- ведение разъяснительной работы с целью описания сущности терроризма и экстремизма, а также формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия;
- привлечение молодежи к участию в противодействии терроризму, экстремизму, национализму и религиозному фундаментализму в образовательной среде.
Литература:
1. О.В.Зеленина, П.Е.Суслонов. Методика выявления признаков экстремизма. Процессуальные исследования (экспертизы) аудио-, видео - и печатных материалов. Научно-методическое пособие Екатеринбург. Уральский юридический институт МВД России. 2009/ URL: http://do.gendocs.ru/ docs/index-295684.html
2. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. Т. 2. С. 1832.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму», ст.3/ URL: http://www.rg.ru/2006/03/10/ borba-terrorizm.html