Научная статья на тему 'Противодействие деятельности, обеспечивающей функционирование интернет-магазинов по продаже наркотиков'

Противодействие деятельности, обеспечивающей функционирование интернет-магазинов по продаже наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотики / незаконный оборот наркотиков / наркобизнес / цифровая трансформация наркобизнеса / интернет-ресурсы незаконного оборота наркотиков / drugs / drug trafficking / drug business / digital transformation of the drug business / Internet resources for drug trafficking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маллекер Диана Ивановна

Цель исследования. Современная преступность, в том числе организованная, стремится расширить сферы своего влияния и, следуя прогрессу современного общества, ее представители все активнее используют передовые информационно-телекоммуникационные технологии в своей противоправной деятельности. В результате чего постоянно возникают новые, ранее не известные в теории уголовного права и российской судебной практике способы совершения противоправных деяний, свидетельствующие о цифровой трансформации преступности. Указанное способствует формированию благоприятных условий для функционирования интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков, затрудняя привлечение правоохранительными органами представителей наркобизнеса к соответствующему виду юридической ответственности. В настоящее время остается неразрешенным ряд вопросов, связанных с обеспечением функционирования интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков, а именно: 1) деятельности, направленной на разработку и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам незаконного оборота наркотиков (анонимизация); 2) деятельности, связанной с предоставлением в аренду абонентских номеров сотовой связи и SIP-телефонии, способствующих функционированию каналов и страниц в социальных сетях, на которых размещаются интернет-площадки и расположенные на них магазины незаконного сбыта наркотиков, а также СМС-кампаний, направленных на вовлечение в указанную сферу противоправной деятельности. Выводы. Противодействие цифровой трансформации преступности, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, является комплексной государственной задачей, эффективное решение которой без выработки качественных средств предупреждения не представляется возможным. В этой связи предлагается ряд законодательных изменений и дополнений, направленных на минимизацию и последующее устранение факторов, способствующих функционированию интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering Activities Ensuring the Operation of Online Stores for the Sale of Drugs

Purpose of the study. Modern crime, including organized crime, seeks to expand its spheres of influence and, following the progress of modern society, its representatives are increasingly using advanced information and telecommunication technologies in their illegal activities. As a result, new methods of committing illegal acts constantly appear, previously unknown in the theory of criminal law and Russian judicial practice, indicating the digital transformation of crime. This contributes to the formation of favorable conditions for the functioning of Internet resources for drug trafficking, making it difficult for law enforcement agencies to bring representatives of the drug business to the appropriate type of legal liability. Currently, a number of issues remain unresolved related to ensuring the functioning of Internet resources for illegal drug trafficking, namely: 1) activities aimed at developing and creating software that allows data transfer in encrypted form, providing anonymous access to Internet resources of illegal drug trafficking (anonymization); 2) activities related to the rental of subscriber numbers for cellular communications and SIP telephony, facilitating the functioning of channels and pages on social networks that host Internet platforms and illegal drug stores located on them, as well as SMS campaigns aimed at involvement in this area of illegal activity. Conclusions. Combating the digital transformation of crime, including in the field of drug trafficking, is a complex state task, the effective solution of which without the development of high-quality means of prevention is not possible. In this regard, a number of legislative changes and additions are proposed aimed at minimizing and subsequently eliminating factors facilitating the functioning of Internet resources for drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Противодействие деятельности, обеспечивающей функционирование интернет-магазинов по продаже наркотиков»

УДК: 343.2/.7 ГРНТИ: 10.77.01 Е01Ч: БЬИЬСР

Противодействие деятельности, обеспечивающей функционирование интернет-магазинов по продаже наркотиков

©МаллекерДиана Ивановна

Академия управления МВД России, г.Москва, Россия [email protected]

Аннотация: Цель исследования. Современная преступность, в том числе организованная, стремится расширить сферы своего влияния и, следуя прогрессу современного общества, ее представители все активнее используют передовые информационно-телекоммуникационные технологии в своей противоправной деятельности. В результате чего постоянно возникают новые, ранее не известные в теории уголовного права и российской судебной практике способы совершения противоправных деяний, свидетельствующие о цифровой трансформации преступности. Указанное способствует формированию благоприятных условий для функционирования интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков, затрудняя привлечение правоохранительными органами представителей наркобизнеса к соответствующему виду юридической ответственности. В настоящее время остается неразрешенным ряд вопросов, связанных с обеспечением функционирования интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков, а именно: 1) деятельности, направленной на разработку и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам незаконного оборота наркотиков (анонимизация); 2) деятельности, связанной с предоставлением в аренду абонентских номеров сотовой связи и Б/Р-телефонии, способствующих функционированию каналов и страниц в социальных сетях, на которых размещаются интернет-площадки и расположенные на них магазины незаконного сбыта наркотиков, а также СМС-кампаний, направленных на вовлечение в указанную сферу противоправной деятельности. Выводы. Противодействие цифровой трансформации преступности, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, является комплексной государственной задачей, эффективное решение которой без выработки качественных средств предупреждения не представляется возможным. В этой связи предлагается ряд законодательных изменений и дополнений, направленных на минимизацию и последующее устранение факторов, способствующих функционированию интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков.

Ключевые слова: наркотики, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, цифровая трансформация наркобизнеса, интернет-ресурсы незаконного оборота наркотиков.

Countering Activities Ensuring the Operation of Online Stores for the Sale of Drugs

©Malleker Diana Ivanovna

Management Academy of the Ministry of the Interior affairs of Russia, Moscow, Russia [email protected]

Abstract: Purpose of the study. Modern crime, including organized crime, seeks to expand its spheres of influence and, following the progress of modern society, its representatives are increasingly using advanced information and telecommunication technologies in their illegal activities. As a result, new methods of committing illegal acts constantly appear, previously unknown in the theory of criminal law and Russianjudicial practice, indicating the digital transformation of crime. This contributes to the formation of favorable conditions for the functioning of Internet resources for drug trafficking, making it difficult for law enforcement agencies to bring representatives of the drug business to the appropriate type of legal liability. Currently, a number of issues remain unresolved related to ensuring the functioning of Internet resources for illegal drug trafficking, namely: 1) activities aimed at developing and creating software that allows data transfer in encrypted form, providing anonymous access to Internet resources of illegal drug trafficking (anonymization); 2) activities related to the rental ofsubscriber numbers for cellular communications and SIP telephony, facilitating the functioning of channels and pages on social networks that host Internet platforms and illegal

drug stores located on them, as well as SMS campaigns aimed at involvement in this area of illegal activity. Conclusions. Combating the digital transformation of crime, including in the field of drug trafficking, is a complex state task, the effective solution of which without the development of high-quality means of prevention is not possible. In this regard, a number of legislative changes and additions are proposed aimed at minimizing and subsequently eliminating factors facilitating thefunctioning oflnternet resourcesfor drug trafficking.

Keywords: drugs, drug trafficking, drug business, digital transformation of the drug business, Internet resourcesfor drug trafficking.

fFor citation: Malleker D.I. Countering Activities Ensuring the Operation of Online Stores for the Sale of Drugs // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №7. Pp. 242-249. (in Russ.). EDN: SLZLCP

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» совершенствование единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, а также разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений, является составной частью обеспечения государственной и общественной безопасности1. Указанное особенно актуально в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ), с внедрением в общественные отношения которых схема и механизм совершения многих преступлений и правонарушений претерпели широкомасштабные изменения, поскольку организованные преступные группы стали активно использовать указанные достижения человечества в своей противоправной деятельности2.

Так, по данным официальной статистической отчетности МВД России в 2018 году было зарегистрировано 2500 преступлений, совершенных с использованием ИТТ (+32,8% к количественному показателю прошлого года), из них было раскрыто 574 преступления (25,1% от общего количества). В 2019 году 2883 (+15,3%), раскрыто 729 (26,1%). В 2020 году 4498 (+56,0%), раскрыто 830 (20,3%). В 2021 году 6869 (+52,7%), раскрыто 1545 (24,6%). В 2022 году 10027 (+46,0%), раскрыто 1871 (21,2%). За январь-август 2023 года уже зарегистрировано 16298 преступлений (+186,6%), раскрыто 1000 (7,6%)3.

Как отмечает Ю.В. Гаврилин, в условиях развития ИТТ принято говорить о цифровой трансформации преступности, характеризующейся следующими основными направлениями. Во-первых, развитием дистанционных способов совершения противоправных деяний. Во-вторых, совершенствованием способов сокрытия противоправных деяний, основанных на использовании сервисов анонимизации личности в информационно-телекоммуникационном пространстве. В-третьих, использованием криптовалюты в криминальных взаиморасчетах. В-четвертых, ростом масштабов межрегиональной и трансграничной преступности, использо-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400.

2 Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Киберпреступность и цифровая трансформация // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. №1.

3 Состояние преступности // МВД.РФ: Официальный сайт Ми-

нистерства внутренних дел Российской Федерации. Электронный

ресурс [Электронные данные]. URL: https://xn—blaew.xn—plai/

folder/101762 (дата обращения: 02.10.2023).

вание при совершении противоправных деяний сетевой инфраструктуры, расположенной за пределами Российской Федерации. В-пятых, формированием криминального рынка противоправных услуг в информационно-телекоммуникационном пространстве (cybercrime-as a-service - киберпреступность как услуга)4.

Не обошел стороной процесс цифровой трансформации преступности и наркобизнес, представители которого, преследуя желание скрыть свою противоправную деятельность от пристального внимания правоохранительных органов, начали активно применять преимущества ИТТ в целях наиболее эффективного ее осуществления5.

Изучение материалов российской судебной практики по статьям 228, 228.1, 228.3 и 230 УК РФ (общее количество - 29), отражающих динамику наркобизнеса, а также научных исследований в указанной части свидетельствует о следующих его изменениях в условиях развития ИТТ. Во-первых, с 2013 года по 2017 год классическая модель незаконного оборота наркотиков (из рук в руки) претерпела существенные изменения касательно осуществления сделок купли-продажи наркотиков и взаиморасчетов за них, заключение которых перешло в социальные сети и мессенджеры с оплатой через электронные средства платежа (электронные кошельки, например, «ADVcash», «PerfectMoney», «Qiwi», «ЮМопеу» и т.д.). Во-вторых, с 2017 года незаконный оборот наркотиков характеризуется созданием и функционированием интернет-площадок и расположенных на них магазинов незаконного оборота наркотиков, расчет за сделки купли-продажи на которых происходит в цифровой валюте (криптовалюте,

"Гаврилин Ю.В. Тенденции цифровой трансформации преступности и факторы, ее обуславливающие // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2020 года / Под общей редакцией И.Г. Чистобородова, А.Л. Сит-ковского, В.О. Лапина. Москва: Академия управления Министерства внутреннихдел Российской Федерации, 2020. С. 204-212.

5 См.: Гузеева О.С. Предупреждение размещения информации, способствующей распространению наркотических средств, в российском сегменте сети Интернет: криминологические и уголовно-правовые проблемы: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: Акад. Генер. прокуратуры РФ]. Москва, 2008. 25 е.; Щурова A.C. Незаконный оборот наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет): уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. Санкт-Петербург, 2017. 26 е.; Заливина H.H. Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя]. Москва, 2021. 28 с.

например, «Bitcoin», «Ethereum», «Litecoin», «Tether» и др.). Причем доступ к указанным ресурсам характеризуется массовым использованием сервисов анони-мизации и анонимного трафика6.

Несмотря на принятие решений о законодательных изменениях, направленных на противодействие цифровой трансформации наркобизнеса7, в настоящее время на практике все еще остается неразрешенным ряд вопросов, в том числе связанных с обеспечением функционирования интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков, которое в рамках проводимого исследования условно можно разделить на следующие основные направления. Во-первых, разработка и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам незаконного оборота наркотиков (анонимиза-ция). Во-вторых, предоставление в аренду абонентских номеров сотовой связи (cybercrime-as a-service - киберпреступность как услуга) и SIP-телефонии, способствующих функционированию каналов и страниц в социальных сетях, на которых размещаются интернет-площадки и расположенные на них магазины незаконного сбыта наркотиков, а также СМС-кампаний, направленных на вовлечение в указанную сферу противоправной деятельности.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОЗДАНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ В ЗАШИФРОВАННОМ ВИДЕ, ПРЕДОСТАВЛЯЯ АНОНИМНЫЙ ДОСТУП К ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ (АНОНИМИЗАЦИЯ)

Как отмечает В.В. Гончар, будучи хорошо осведомленными о методах и средствах оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и экспертно-криминалисти-ческой деятельности, представители наркобизнеса широко применяют возможности интернет-ресурсов, обеспечивающих анонимизацию действий в информационно-телекоммуникационном пространстве, используя при этом особенности технического построения и функционирования сети «Интернет». В этой связи необходимо говорить о разработке, создании и использовании программного обеспечения, позволяющего полностью избежать или существенно затруднить идентификацию лиц, причастных к функционированию интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков - VPN (Virtualprivatenetwork - «виртуальная частная сеть»), TOR (TheOnionRouter - приватное использование сети «Интернет» и доступ к заблокированным сайтам), SSL (SecureSocketsLayer - криптографический протокол, подразумевающий более безопасную связь), а также технологий, позволяющих менять и создавать динамический или нераспознаваемый IP-

6Кийко М.Ю. Теневая экономика и тенденции развития наркобизнеса в современных условиях // РППЭ. 2014. №3 (41).

7О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс»; О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 24.02.2021 № 25-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

адрес8, что нарушает статьи 15.1 и 15.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологи-яхио защите информации9.

В теории права специалистами уже высказывалось мнение о том, что разработка и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам незаконного оборота наркотиков, должна быть наказуема10. Для привлечения указанной категории лиц к ответственности ряд специалистов считает целесообразным использовать статью 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»11. Однако подобного рода решение сталкивается с целым рядом проблем, наиболее существенной из которых является назначение программного обеспечения по смыслу указанной уголовно-правовой нормы и программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам незаконного оборота наркотиков.

Так, следует учитывать, что в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере ИТТ под компьютерными программами по смыслу статьи 273 УК РФ понимаются программы, известные как компьютерные вирусы (черви, вирусы-маскировщики, вирусы-шпионы, рекламные вирусы, вирусы-блокировщики, троянские вирусы и т.д.)12. Вместе с тем, VPN-это технология, которая позволяет создать защищенное соединение между устройствами, шифруя данные, передаваемые между ними, делая их невозможными для чтения или изменения третьими лицами. VPN также может скрыть реальный IP-адрес, заменяя его на IP-адрес VPN-серве-ра, что обеспечивает дополнительную анонимность и

8 Гончар В.В. Актуальные направления совершенствования расследования преступлений в сфере информационных технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6; Гаври-лин Ю.В. Правовые средства защиты несовершеннолетнихотвовле-чения в противоправную деятельность с использованием цифровых технологий: оценка эффективности, направления совершенствования / Ю. В. Гаврилин // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2021. Т. 1, № 1(3). С. 49-55.

9 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс»; Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

10Фильченко А.П. Ответственность за рекламу интернет-ресурсов, обеспечивающих незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / А.П. Фильченко, В.Ю. Жандров // Юрист. 2019. № 2. С. 64-69.

11 Старичков М.В. Вопросы уголовно-правового противодействия распространению в сети «интернет» преследующей противоправные цели информации / М.В. Старичков // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : Сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции : В 2 томах, Иркутск, 28-29 мая 2015 года. Том 1. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 133-135.

12 Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации: утверждены Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2014) // СПС «Консультант-Плюс».

безопасность в сети «Интернет». TOR - это программное обеспечение для предоставления анонимности в сети «Интернет», использующее технологию многократного шифрования, скрывая IP-адрес путем маршрутизации трафика через несколько сетевых узлов. SSL - это криптографический протокол, который обеспечивает безопасную передачу данных между сервером и клиентом в сети «Интернет», используя шифрование для защиты данных, передаваемых между сервером и клиентом, что делает их невозможными для чтения или изменения третьими лицами. Исходя из этого следует, что предназначением VPN, TOR и SSL не может быть нейтрализация средств защиты компьютерной информации, как это подразумевается в статье 273 УК РФ, так как указанные программные обеспечения применяются именно в целях защиты конфиденциальных данных пользователей сети «Интернет» от несанкционированного доступа третьих лиц, не являясь вредоносными компьютерными программами. В административном законодательстве также отсутствует какая-либо норма, в соответствии с которой указанная категория лиц могла бы быть привлечена к ответственности за деяния в указанной сфере противоправной деятельности.

Кроме того, об общественной опасности разработки и создания программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к запрещенным на основании федерального законодательства интернет-ресурсам, свидетельствует обеспокоенность ряда российских министерств и ведомств. Так, в октябре 2023 года появились новости о том, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Ро-скомнадзор) планирует выпустить приказ, согласно которому с марта 2024 года VPN-сервисы во всех магазинах приложений, включая «Google Play» и «AppStore», будут блокироваться в случае предоставления ими доступа к заблокированным ресурсам. Как отмечает Глава комитета Государственной Думы Российской Федерации по информполитике А. Хинштейн, Роском-надзор уже сейчас законодательно наделен правом блокировать такие сервисы, речь идет совсем о другой законодательной новации: ограничении поисковой выдаче тех VPN, которые нарушают закон13. В этой связи Роскомнадзор получит право самостоятельно принимать решение о блокировке ресурсов, где будет распространяться информация об обходе блокировок, так как распространение таких сведений уже запрещено. Вместе с тем, указанная законодательная инициатива не предусматривает установления каких-либо санкций за нарушения законодательства в указанной части.

Таким образом, представляется обоснованным утверждать, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует какая-либо норма, позволяющая привлекать к ответственности лиц, разрабатывающих и создающих программное обеспечение, позволяющее осуществлять передачу данных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интернет-ресурсам, функционирующим в нарушение российского законодательства об информации, ин-

13 РКН сможет блокировать все VPN-сервисы с марта 2024 года, заявили в Совфеде: РИА Новости. Официальный сайт. Электронный ресурс [Электронные данные]. URL: https://ria.ru/20231003/vpn-1900174800.html (дата обращения: 08.10.2023).

формационных технологиях и о защите информации. Указанное обстоятельство является существенным недостатком в контексте рассмотрения вопроса о факторах, способствующих функционированию интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков ввиду того, что именно данное программное обеспечение используется для доступа к интернет-ресурсам, на которых располагаются интернет-площадки и магазины незаконного сбыта наркотиков. Видится, что законодательное урегулирование данного вопроса будет способствовать выработке эффективных средств предупреждения указанной противоправной деятельности в условиях развития ИТТ.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В АРЕНДУ АБОНЕНТСКИХ НОМЕРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ И SIP-ТЕЛЕФОНИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ КАНАЛОВ И СТРАНИЦ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, НА КОТОРЫХ РАЗМЕЩАЮТСЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКИ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА НИХ МАГАЗИНЫ НЕЗАКОННОГО СБЫТА НАРКОТИКОВ, А ТАКЖЕ СМС-КАМПАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОВЛЕЧЕНИЕ В УКАЗАННУЮ СФЕРУ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в противоправной деятельности (cybercrime-as a-service - киберпреступность как услуга) активно используется не только сотовая связь, но и SIP-телефония с функцией подмены абонентских номеров, отличающаяся от сотовой связи тем, что для ее использования не требуется телефонный аппарат и идентификационные модули средств мобильной связи (SIM-карты), а также подключение к базовой станции сотовой связи. Кроме того, при SIP-телефонии соединение устанавливается через специальное приложение по протоколу IP, причем при использовании сервисов анонимизации (VPN, TOR, SSL) установление реально использованного для соединения IP-адреса весьма затруднительно, однако при использовании правоохранительными органами современных технологий все же возможно. Указанное представляет собой еще один довод в пользу необходимости введения в российский законодательство изменений и дополнений, устанавливающих ответственность за разработку и создание программного обеспечения, предоставляющего анонимный доступ к интернет-ресурсам, доступ к которым ограничен на основании законодательства Российской Федерации.

В контексте рассмотрения данного вопроса необходимо говорить и о применении технологии подмены абонентских номеров сотовой связи, чему особенно способствует развитый криминальный рынок услуг по продаже идентификационных модулей средств мобильной связи (SIM-карт), зарегистрированных на мелких операторов сотовой связи либо частных лиц, без проведения процедуры идентификации абонента. Так, в 2020 году в российское законодательство были внесены изменения и дополнения, обязавшие операторов идентифицировать абонентов сотовой связи для борьбы с «серыми» идентификационными модулями средств мобильной связи (SIM-картами), с которых осуществлялись анонимные CMC-кампании и звон-

ки14. С этого момента операторы сотовой связи обязаны прекращать обслуживание абонентского номера, если при соединении не подтверждена личность его владельца. На основании этого сформировался опыт противодействия анонимным абонентским номерам при входящих и исходящих абонентских соединениях с помощью создания Российского центра очистки трафика (далее - ЦОТ). Однако создание и функционирование столь мощного инструмента на практике не решено некоторых недостатков: во-первых, сведения об абоненте в договоре об оказании услуг сотовой связи могут не совпадать со сведениями об абоненте, непосредственно использующим 51М-карту; во-вторых, продолжение оказания услуг оператором сотовой связи при обнаружении кода сети иностранного оператора под российским абонентским номером; в-третьих, умышленное не подключение к ЦОТ мелких операторов сотовой связи и частных лиц, предоставляющих услуги в области связи; в-четвертых, отсутствие ограничения продажи идентификационных модулей средств мобильной связи (51М-карт) «в одни руки».

Общественная опасность деятельности по предоставлению в аренду абонентских номеров сотовой связи и 51Р-телефонии заключается в том, что ежегодно увеличивается количество преступлений, совершаемых с помощью «серых» идентификационных модулей средств мобильной связи (51М-карт), таких как: мошенничество, кража личных данных, нарушение авторских прав, терроризм, торговля оружием, незаконный оборот наркотиков и т.д. Так, арендованные абонентские номера сотовой связи используются представителями наркобизнеса в обход законодательства Российской Федерации о связи для осуществления противоправной деятельности, направленной на функционирование каналов и страниц в социальных сетях (путем привязывание учетной записи к сданному в аренду абонентскому номеру, сведения о владельце которого не совпадают со сведениями о лице, реально использующем абонентский номер), на которых размещаются интернет-площадки и расположенные на них магазины незаконного сбыта наркотиков. Арендованные абонентские номера также используются при осуществлении СМС-кампаний, направленных на вовлечение в указанную сферу противоправной деятельности путем массовых рассылок с предложением работы в указанной сфере противоправной деятельности (например, курьером, фасовщиком, закладчиком и т.д.), для рассылки сообщений об указании места нахождения наркотиков (закладок), а также для связи между представителями наркобизнеса различного уровня и звена.

14О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»: Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЭ// СПС «КонсультантПлюс».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилин Ю.В. Правовые средства защиты несовершеннолетних от вовлечения в противоправную деятельность с использованием цифровых технологий: оценка эффективности, направления совершенствования / Ю. В. Гаврилин // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2021. Т. 1, № 1(3). С. 49-55.

ВЫВОД

Таким образом, прекращение операторами сотовой связи обслуживания анонимных абонентских номеров привело ктому, что появилось новое направление противоправной деятельности, представляющее собой деятельность лиц, предоставляющих абонентские номера сотовой связи в аренду. Осуществление указанной деятельности возможно ввиду того, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует какое-либо ограничение на количество продажи идентификационных модулей средств мобильной связи (SIM-карт) «в одни руки». Указанные обстоятельства как прямо, так и косвенно обусловили фактор, способствующий функционированию интернет-ресурсов незаконного оборота наркотиков. В этой связи видится обоснованным дополнить российское законодательство самостоятельной правовой нормой, устанавливающей ответственность за предоставление в аренду абонентских номеров сотовой связи, впоследствии использующихся для осуществления преступной и иной противоправной деятельности. Представляется, что решение подобного рода будет способствовать предупреждению преступлений не только в сфере незаконного оборота наркотиков, но также других преступлений и правонарушений, таких как мошенничество, кража личных данных, нарушение авторских прав, терроризм, торговля оружием, незаконный оборот наркотиков и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенное о направлениях противоправной деятельности, способствующих функционированию интернет-ресурсов, функционирующим в нарушение российского законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, со всей очевидностью доказывает назревшую необходимость принятия законодательного решения, направленного на их минимизацию и последующее устранение. Внесение в современное российское законодательство правовых норм, устанавливающих ответственность за разработку и создание программного обеспечения, предоставляющего анонимный доступ к интернет-ресурсам, доступ к которым ограничен на основании законодательства Российской Федерации, а также за предоставление в аренду абонентских номеров сотовой связи в нарушение федерального законодательства о связи, будет в полной мере вписываться в современный уголовно-политический тренд противодействия незаконному обороту наркотиков в условиях развития ИТТ, обеспечив создание эффективных средств предупреждения указанной противоправной деятельности.

REFERENCES

1. Gavrilin Yu.V. Legal means of protecting minors from involvement in illegal activities using digital technologies: assessment of effectiveness, directions for improvement / Yu. V. Gavrilin // Modern criminal procedural law - lessons from history and problems of further reform. 2021. Vol. 1, No. 1(3). pp. 49-55.

2. Гаврилин Ю.В. Тенденции цифровой трансформации преступности и факторы, ее обуславливающие // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2020 года / Под общей редакцией И.Г. Чистобородова, А.Л. Ситковского, В.О. Лапина. Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 204-212.

3. Гончар В.В. Актуальные направления совершенствования расследования преступлений в сфере информационных технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6.

4. Гузеева О.С. Предупреждение размещения информации, способствующей распространению наркотических средств, в российском сегменте сети Интернет: криминологические и уголовно-правовые проблемы: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: Акад. Генер. прокуратуры РФ]. Москва, 2008. 25 с.

5. Заливина H.H. Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя]. Москва, 2021. 28 с.

6. Кийко М.Ю. Теневая экономика и тенденции развития наркобизнеса в современных условиях // РППЭ. 2014. №3 (41).

7. Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Киберпреступность и цифровая трансформация //Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. №1.

8. Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации: утверждены Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2014) // СПС «КонсультантПлюс».

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 24.02.2021 № 25-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс»; Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

12. О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»: Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400.

2. Gavrilin Yu.V. Trends in the digital transformation of crime and the factors that determine it // Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, trends, prospects: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, October 23, 2020 / Under the general editorship of I.G. Chistoborodova, A.L. Sitkovsky, V.O. Lapina. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. pp. 204-212.

3. Gonchar V.V. Current directions for improving the investigation of crimes in the field of information technology // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 6.

4. Guzeeva O.S. Prevention of posting information that promotes the spread of narcotic drugs in the Russian segment of the Internet: criminological and criminal legal problems: abstract of thesis.... candidate of legal sciences: 12.00.08 [Place of defense: Academician. Gen. Prosecutor's Office of the Russian Federation], Moscow, 2008. 25 p.

5. Zalivina N.N. Criminal liability for inducement to use narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues: abstract of thesis. ... candidate of legal sciences: 12.00.08 [Place of defense: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikotya], Moscow, 2021. 28 p.

6. Kiiko M.Yu. Shadow economy and trends in the development of drug business in modern conditions // RPPE. 2014. No. 3 (41).

7. Kirilenko V.P., Alekseev G.V. Cybercrime and digital transformation // Theoretical and applied jurisprudence. 2021. No. 1.

8. Methodological recommendations for the implementation of prosecutorial supervision over the implementation of laws during the investigation of crimes in the field of computer information: approved by the General Prosecutor's Office of the Russian Federation on April 14, 2014) //SPS "ConsultantPlus".

9. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of March 1, 2012 No. 18-FZ (latest edition) // SPS "ConsultantPlus".

10. On amendments to Article 230 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: Federal Law of February 24, 2021 No. 25-FZ (latest edition) //SPS "ConsultantPlus".

11. On amendments to the Federal Law "On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development" and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of July 28, 2012 No. 139-FZ // SPS "ConsultantPlus"; On information, information technologies and information protection: Federal Law of July 27,2006 No. 149-FZ (latest edition) //SPS "ConsultantPlus".

12. On amendments to the Federal Law "On Communications": Federal Law of December 30, 2020 No. 533-FZ // SPS "ConsultantPlus".

13. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400.

14. РКН сможет блокировать все VPN-сервисы с марта 2024 года, заявили в Совфеде: РИА Новости. Официальный сайт. Электронный ресурс [Электронные данные]. URL: https://ria.ru/20231003/vpn-1900174800.html (дата обращения: 08.10.2023).

15. Состояние преступности // МВД.РФ: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Электронный ресурс [Электронные данные]. URL: https://xn-blaew.xn-plai/ folder/101762 (дата обращения: 02.10.2023).

16. Старичков М.В. Вопросы уголовно-правового противодействия распространению в сети «интернет» преследующей противоправные цели информации / М.В. Старичков //Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : Сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции : В 2 томах, Иркутск, 28-29 мая 2015 года. Том 1. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 133-135.

17. ФильченкоА.П. Ответственность за рекламу интернет-ресурсов, обеспечивающих незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / А.П. Фильченко, В.Ю. Жандров // Юрист. 2019. № 2. С. 64-69.

18. Щурова A.C. Незаконный оборот наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет): уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.08 [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. Санкт-Петербург, 2017. 26 с.

14. RKN will be able to block all VPN services from March 2024, the Federation Council said: RIA Novosti. Official site. Electronic resource [Electronic data], URL: https://ria.ru/20231003/vpn-1900174800.html (access date: 10/08/2023).

15. State of crime // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Electronic resource [Electronic data], URL: https://xn-blaew. xn-plai/folder/101762 (access date: 10/02/2023).

16. Starichkov M.V. Issues of criminal legal counteraction to the dissemination on the Internet of information pursuing unlawful purposes / M.V. Starichkov // Activities of law enforcement agencies in modern conditions: Collection of materials of the 20th international scientific and practical conference: In 2 volumes, Irkutsk, May 28-29, 2015. Volume 1. - Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015. P. 133-135.

17. FilchenkoA.P. Responsibility for advertising of Internet resources that provide illegal sales of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues / A.P. Filchenko, V.Yu. Zhandrov // Lawyer. 2019. No. 2. P. 64-69.

18. Shchurova A.S. Illegal trafficking of narcotic drugs and their analogues using computer technologies (Internet): criminal law and criminological research: abstract of thesis. ... candidate of legal sciences: 12.00.08 [Place of defense: St. Petersburg, state University], St. Petersburg, 2017. 26 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью, подготовленную Д.И. Маллекер «Противодействие деятельности, обеспечивающей функционирование интернет-магазинов по продаже наркотиков»

Научное направление работы: 5.1.4 - уголовно-правовые науки.

Научная новизна: в рецензируемой статье весьма полно раскрываются вопросы, связанные с противодействием направлениям противоправной деятельности, способствующим функционированию ресурсов незаконного оборота наркотиков в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Входе изучения материалов российской судебной практики, уголовного законодательства и научных исследований в указанной части автор утверждает, что к данной деятельности относится:

1) разработка и создание программного обеспечения, позволяющего осуществлять передачуданных в зашифрованном виде, предоставляя анонимный доступ к интсрнет-ресурсам незаконного оборота наркотиков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) предоставление в аренду абонентских номеров сотовой связи и 51Р-телсфонии, способствующих функционированию каналов и страниц в социальных сетях, на которых размещаются интернет-площадки и расположенные на них магазины незаконного сбыта наркотиков, а также СМС-кампаний, направленных на вовлечение в указанную сферу противоправной деятельности.

Автор приходит к выводу о том, что внесение в современный российский закон правовых норм, устанавливающих ответственность за деятельность, направленную на разработку и создание программного обеспечения, предоставляющего анонимный доступ к интернет-ресурсам, доступ к которым ограничен на основании законодательства Российской Федерации, а также за предоставление в аренду абонентских номеров сотовой связи в нарушение федерального законодательства о связи, будет в полной мере вписываться в современный политический тренд противодействия незаконному обороту наркотиков в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Представленная в статье информация содержательна, представляет определенный научный интерес и может быть полезной при изучении вопросов, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий. Материал изложен логично, последовательно, соответствует необходимому научному и методическому уровню.

Вывод: рецензируемая статья по своему содержанию и стилю изложения материала информативна, обладает признаками практической значимости и новизны, соответствует предъявляемым требованиям к работам такого рода и можетбыть рекомендована к опубликованию.

Рецензент: Фильченко Андрей Петрович, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника кафедры уголовной политики, Академия управления МВД России

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,84%

Статья поступила в редакцию 25.10.2023, принята к публикации 15.11.2023 The article was received on 25.10.2023, accepted for publication 15.11.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Маллекер Диана Ивановна, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров; Академия управления МВД России; г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Malleker Diana Ivanovna, adjunct of the training of scientific and scientific-pedagogical personnel faculty; Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.