десятилетие об этом стыдливо умалчивают, очевидно, потому, что понятие всестороннего развития личности ассоциируется, как правило, с коммунистическим мировоззрением.
Можно не применять именно это понятие, но проблема остается прежней - развитие человека. Каким образом нужно построить образовательные программы, чтобы они успешно достигли сразу множество целей - раэвять интеллект человека, сформировать у него умение и желание учиться (или потребность в познании), воспитать высоконравственную личность и при этом сделать это таким образом, чтобы развитие одних качеств происходило не в ущерб другим. Надо сказать, что образование и воспитание и в прежние времена не довольствовалось лишь тем, чтобы нагрузить ребенка как можно большей информацией и заставить усвоить правила общежития, а в современную эпоху требования возросли многократно. В этой области есть и определенные успехи. При переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей формируется широкий спектр личностных качеств ребенка, развивается творческий потенциал учащихся. Среди многочисленных программ особую популярность приобрели созданные в 50-60-х годах прошлого века программы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и др. В свое время они не применялись на практике, в настоящее же время они нашли самое широкое применение. При этом чрезвычайно важен тот факт, что хотя каждая программа в качестве основы мотивации берет что-то
свое - познавательный интерес(Л.В.Занков), потребность самосовершенствования (Г.К.Селевко), творческие потребности (И.П.Волков), цели же едины - воспитание самостоятельности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, долга, активности, творчества, (см. подробнее об этом 4).
В заключение следует отметить, что способности -сложная проблема, решить которую какой-либо одной науке в одиночку невозможно. Несмотря на многообразие наук, занимающихся этой проблемой (а может бьггь, именно по причине этого) существует необходимость философского осмысления проблемы способностей. Это комплексное теоретическое осмысление призвано помочь на практике осуществить сложную задачу - развитие человека.
Литература
1. Э.Фромм. Человек для себя,- в сб. Э.Фромм Психоанализ и этика. М., Республика, 1993.
2. НАБердяев. Смысл истории. М.,Мыспь. 1990.
3. Ч.Ломброзо. Гениальность и помешательство. М., Республика., 1996
4. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. М.. Народное образование, 1998.
УЛЕВИЧ Е. С., к.ф.н., доцент кафедры философии ОмГТУ. ПРИВАЛОВА В. П., учитель высшей категории средней школы N930 г.Омска.
н п костина ПРОТЕСТАНТИЗМ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Омский государственный технический университет
удк 283/289 + 321.01:34
В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫМИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМИ ПОСЫЛКАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ИДЕЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА И ИДЕЯ ПЛЮРАЛИЗМА. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗМА И РАВЕНСТВА ФОРМИРУЕТСЯ В ДОГМАТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО КАЛЬВИНИЗМА. ИДЕЯ ПЛЮРАЛИЗМА ВОЗНИКАЕТ НА ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ, НАЗВАННОГО "ХРИСТИАНСКИМ НЕЙТРАЛИЗМОМ".
Проблема совершенствования государственной системы стоит в России сегодня чрезвычайно остро. Мы все чаще говорим о построении правового государства и гражданского общества, которые должны прийти на смену авторитаризму советских времен. Но для построения правового государства необходимо знать его основные принципы, те мировоззренческие посылки, на которых оно базируется. Естественно, что, изучая формирование правового государства, исследователи, прежде всего, обращаются к истории Западной Европы. Многие историки, говоря о появлении основ правового государства, берут за основу те теории, которые были обоснованы Гоббсом, Лежком, Спинозой, Кантом и т.д. Безусловно, именно они сформулировали те принципы, на которых строится сегодня Демократическая правовая система. Однако почему именно в XVII веке появляются подобные идеи? Сами по себе принципы, лежащие в основе правового государства, известны
человечеству еще со времен античности, но именно в эту эпоху
они получают столь широкое распространение одновременно в нескольких странах-в Англии, в Голландии, во Франции.
Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо обратиться к истории реформации и к тем принципам, сформированным протестантизмом, которые лежат в основе демократического общества. Речь идет, прежде всего, об индивидуализме - утверждении самоценности личности, ее прав и свобод, и плюрализме - уважении чужой индивидуальности. Функционирование правового государства невозможно без этих двух идей, лежащих в его основе. Какова же история формирования этих принципов?
Одной из центральных идей немецкой реформации был перевод вероучительной литературы на национальный язык. Благодаря этому простому читателю стали доступны священные тексты Писания. Тысячелетия в западном христианском мире Библия была распространена на латинском языке - Вульгата, почти не доступная даже низшему слою духовенства. Все это приводило к весьма
вольной трактовке христианской догматики и к так называемой "неофициальной религиозности" среди провинциальных христиан. Лютер впервые переводит Библию на немецкий язык. "Библейское содержание, которое ранее запирал "латинский замок" стало теперь доступно каждому"1 .
Изданная на различных языках, Библия при этом зачастую приобретает неадекватный смысл. Каждый ее перевод предлагал верующему неоднозначно трактуемое содержание.
В этот период образовалась новая, светская аудитория читателей Священного Писания. Издания следовали одно за другим. Печатникам было выгодно то, что переводы Библии, памфлеты, трактаты, связанные с ее толкованием пользовались повышенным спросом. Вопреки цензуре, в печать поступали разнообразные адаптации библейских текстов, семейные поручения, катехизисы, морализующие алфавиты, псалтыри.
По всей Европе, особенно во Франции, создавались реформационные кружки, которые заботились о приобретении верующими навыков самостоятельной работы с текстами, о формировании осмысленного индивидуального подхода каждого верующего к основаниям христианства. Все это приводит к утверждению, что мнение каждого верующего обладает ценностью, равной мнению Вселенских Соборов.
Таким образом, ранняя реформация дает каждому верующему в руки Библию и возможность ее читать и интерпретировать, она возводит в статус абсолютной ту истину, которую он постигает самостоятельно. Это уничтожает принцип авторитета священнослужителей и сводит их до уровня рядового верующего - иерархичность общества, столь свойственная средневековому мировосприятию постепенно утрачивает свое значение - утверждается идея всеобщего равенства.
Более того, у верующих появляются вопросы, ставящие под сомнение и абсолютный авторитет Священного Писания. Библия постепенно становится объектом рационального исследования. Уже сам Лютер сомневается в подлинности Пятикнижия, отрицает каноничность Экле-зиаста и Апокалепсиса и т.д. Лютеровская критика текстов совместно с его религиозными новациями, позволившими ему усилить некоторые моменты в интересах своей доктрины, давала повод усомниться в святости не только Священного Писания, но и лютеранства как доктрины.
Сомнение в авторитете Священного Писания и догматике как католицизма, так и вновь появляющихся конфессий порождает явление, названное исследователями "народным библеизмом". Это - различные варианты народных ересей, сложившихся под влиянием свободы в трактовке Священного Писания. Они искали в Библии не католическую, не протестантскую, а свою собственную точку зрения на мир, Бога, человека. В этих поисках их укрепляло то, что постижение истины было поставлено в зависимость от усилий, прилагаемых при интерпретации текста. Это постепенно приводит к тому, что начинается процесс дезинтеграции протестантизма, который продолжается по сей день.
Таким образом, ранняя реформация разрушает представление об иерархическом устройстве общества, форми-руя идею равенства прав, убеждает человека в том, что безусловным авторитетом обладает та истина, которая открылась самому верующему, закладывая основы индивидуализма.
Но логическое завершение эти принципы получают только в кальвинизме. Кальвинистская догматика содержит идею, порождающую "ощущение неслыханного одиночества отдельного индивида"2. Это идея предопределения. Бог создал человека по своему образу и подобию для своей славы, пишет Кальвин, а следовательно, человек -совершеннейшее и благороднейшее создание, в котором явлена праведность, мудрость и благость творца. Но
первородный грех изменил природу человека, теперь он сам не может вернуться к состоянию первоначального совершенства. Спасти человека может только божественная милость. Бог предопределяет каждого, до его рождения, более того, до сотворения мира, предвечно, либо к гибели, либо к воскресению. И человек не вправе жаловаться на жестокость Бога, так как он сам сознательно выбрал зло. Отверженные не могут изменить божественное решение какими - либо добрыми делами3.
Кальвин еще более ужесточает свою доктрину, говоря, что никто не знает своей участи, никто не может с уверенностью предположить свою избранность или отверженность. Единственным критерием, указывающим на избранность человека, Кальвин считает истинную веру. Никто не может помочь человеку в достижении вечного блаженства. Ни проповедник, - ибо только избранный человек может понять Слово Божие. Ни таинства, - ибо таинства, совершающиеся для всех, дают возможность прикоснуться к трансцендентному только избранным. Ни церковь, - ибо, хотя требование extra ecclesiam nulla salus (вне церкви нет спасения) и действительно, но только в том смысле, что стоящий вне истинной церкви не может принадлежать к числу избранников божьих, тем не менее, и отвергнутые так же принадлежат к видимой, земной церкви. Это учение в своей патетической бесчеловечности должно было иметь для поколений, покорившихся его грандиозной последовательности, прежде всего один результат - "самое тесное общение с Богом устанавливается не в учреждениях или церквях, а в глубине одинокого сердца".4
Результатом этого одиночества является часто повторяющееся, прежде всего в английской пуританской литературе, предостережение не полагаться ни на помощь людей, ни на их дружбу: доверять следует одному Богу.
Формированию индивидуализма способствовала и отмена исповеди в кальвинизме. Средство периодической "разрядки", которое снимало эмоционально окрашенное сознание своей вины, было устранено5. Общение кальвиниста с его богом происходило в атмосфере полного духовного одиночества, несмотря на то что принадлежность к истинной церкви рассматривалась как необходимое условие спасения. Яркой иллюстрацией подобного мироощущения кальвиниста является книга Беньяна "Путешествие пилигрима", в которой описывается, что некий христианин, осознав, что он находится в "городе, осужденном на гибель", услышал голос, призывающий его немедля совершить паломничество в град небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая: "Жизнь! Вечная жизнь!'. Едва ли самый углубленный и тонкий анализ мог бы более отчетливо передать настроение пуританина, занятого, по существу, только собой и помышляющего только о своем спасении6.
Итак, кальвинизм, усовершенствовав протестантскую догматику, доводит до логического завершения процесс формирования идеи индивидуализма, как идеи развития личности и индивидуального успеха, где основной акцент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельности, на его ответственность за свою судьбу, на способность индивидуальной личности активно проявлять самостоятельность, инициативу и предприимчивость.
Но помимо принципа индивидуализма реформация порождает другую, на первый взгляд противоположную, а в действительности неразрывно связанную с индивидуализмом идею плюрализма. Ее формирование происходит во второй период реформационного движения (вторая половина XVI века). В этот период появляется движение, выступающее за так называемое "нейтральное вероисповедание", безличного к доктринальным предписаниям католицизма и протестантизма. Распространение этих идей повлекло за собой признание ценности любой личности, независимо от ее конфессиональной принадлежности.
Христианский нейтрализм - это основа современного плюрализма.
Одной из основных причин появления этого движения стали религиозные распри, потрясавшие Европу на протяжении веков. Во Франции заживо сжигали еретиков, в Германии императорские отряды разоряли лютеранские земли, и с другой стороны, лютеране подвергали гонениям католиков и представителей народных ересей, в Нидерландах еретиков топили и вешали. В этих условиях появляется идея об опасности, которую несет человеку церковное христианство. А так как люди, которые одинаково судят о добре и зле, но по-разному справляют религиозный культ, уничтожали друг друга, не лучше ли вовсе отказаться от конфессионального разделения? Это движение было названо религиозным нейтрализмом. Гуманисты, а вслед за ними и некоторые реформаторы предложили христианам отнестись к догматике и обрядам как к неизбежному злу, не имеющему отношения к идеализируемой ими христианской морали. Предложив верующим отправлять любой культ, которого потребует та или иная конкретная власть, поскольку он не важен для истинной веры, гуманисты создают позицию "религиозного нейтрализма". Распространению этой идеи способствовало и проникновение в среду образованных людей учения Платона и неоплатонизма. Оторванное от христианской доктрины, оно было понято, прежде всего, как учение о "душе мира", Бог здесь мыслился как красота, а человек как прекраснейшее творение и образ Бога. Поклонники Платона стремились к гармонии, синтезу и абсолютной красоте. Выражением истины для них представлялась "единая религия" (куда входит и христианство, но только как часть этой истины), не ведающая культа и обрядов.
Эта позиция вызвала яростный отпор в протестантской среде, особенно среди кальвинистов. Такие взгляды были приравнены к неверию, Кальвин клеймил неко-демитов, считая их лицемерами. "Истинная вера требует человека целиком, никодемизм, пишет Кальвин, враждебен христианству тем, что он посягнул на цельность религиозного восприятия мира". Но даже Кальвин, с его умением проповедовать, был не в силах искоренить эти идеи.
Религиозный нейтрализм распространился в основном в придворных кругах и среди ученых, однако сомнения в необходимости соблюдения догматики и культа наблюдались и у купечества, и у простого народа. Из платонического восприятия бога они выносили и свою оценку религиозного культа, который выходил уже за понятие религии. Культ воспринимался как безразличная для веры форма, которая не имеет своего содержания, - и "папистское идолопоклонство", и кальвинистские обряды не имеют для них никакой ценности. Религию разграничили на "внутреннюю" и "внешнюю", допустив, что главное - оставаться христианином внутри, в душе, а отправление культа может изменяться в зависимости от ситуации. Таким образом, мораль отделялась от догматически-культовой системы христианства. Общепринятая религия рассматривалась как необходимое зло, к которому каждый человек был вынуж-
ден приспосабливать свою веру. Религиозный нейтрализм обосновывает Отто Брунфельс. Он предоставил каждой личности право высшего авторитета в делах религии. Так как в Писании определена только сущность веры как таковой, то все, что учреждено любой церковью, можно считать неистинным. Каждый верующий должен формировать собственную точку зрения на основе Священного Писания, он должен сторониться любого культа, уходя во внутреннюю жизнь. Его труд "Пандекты Ветхого и Нового Заветов" со временем превращается в пропагандистское издание для защитников веротерпимости и внеконфес-сиональных течений. На его идеях была основана концепция "третьего пути" - согласия католиков и протестантов, бывшая популярной в большей части протестантской Европы. Особенно активно эти идеи проповедовались в Страсбурге, где его распространяли изгнанные с родины итальянские реформаторы. На его основе создал свое учение о внутренней свободе христианина С. Франк. Таким образом, религиозный нейтрализм занимал значительное место в духовной жизни Западной Европы в XVI веке.
Реформационное движение порождает две основные идеи, лежащие в основании современного правового государства: индивидуализм - сознание собственной исключительности, самоценности собственного мнения, и идею плюрализма - уважительного отношения к другой личности, признание ее прав и свобод. Формирование этих принципов повлекло за собой появление идеи правового государства с признанием государством индивида важнейшей величиной, с равенством прав и свобод всех граждан, с доминантой закона и т.д.
Итак, совершенствование государственной системы в нашей стране немыслимо без привнесения в наше мировоззрение принципа уважительного отношения к личности как со стороны государства, так и со стороны самой личности и без осознания нами собственной самоценности как в масштабе индивида, так и в масштабе нации.
Литература
1. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации.-М„ 1988.-С. 20.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. -М. 1992,- С. 146.
3. См. подробнее: Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. - М., 1995. Т. 1 - С. 240-298.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. -М. 1992 - С. 143.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. -М. 1992,- С. 144.
6. См. подробнее: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М. 1992. - С. 145.
КОСТИНА Наталья Петровна, аспирант кафедры "Дизайн, реклама и технология полиграфического производства" ОмГТУ.