Гамова Н.А., Казакова О.Н.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА (на примере математического факультета Оренбургского государственного университета)
В статье отражен опыт преподавателей и сотрудников математического факультета по построению его воспитательного пространства, представлены структура, функции, принципы построения воспитательного пространства факультета вуза, роль воспитательного пространства в формировании социально зрелой личности.
Ключевые слова: воспитание, воспитательное пространство, личность, субъект-субъектное взаимодействие, ценностные ориентации.
Современное общество уделяет особое внимание проблеме ориентации будущих специалистов на социально значимые ценности. В решении этой задачи важную роль играют факультеты высших учебных заведений, в том числе и математический факультет нашего вуза. Можно утверждать, что вопрос о роли и месте воспитания в общей структуре образовательного процесса в вузе по-прежнему актуален. Авторы в течение ряда лет проводят исследование, направленное на поиск наиболее оптимальных форм и методов организации воспитательной работы со студентами. Цель данной работы показать, что в качестве механизма успешного воспитания студентов, формирования социально зрелой личности, можно рассматривать воспитательное пространство факультета. Представить структуру этого пространства, его функции и принципы построения.
Математический факультет образован в 2005 году на базе существовавшего с 2001 года физико-математического факультета для подготовки специалистов в области математики, прикладной математики, математического моделирования, информатики и информационных технологий, компьютерной безопасности.
Основную свою задачу факультет видит в подготовке специалистов, обладающих развитым системным мышлением, устойчивыми навыками аналитической и прикладной деятельности, способных производить новые знания, удовлетворять интеллектуальные и духовные потребности общества.
Действующие стандарты высшего профессионального образования будущего спе-
циалиста, на наш взгляд, наиболее полно обеспечивают профессиональную подготовку и недостаточно нацеливают преподавателя (педагогический процесс) на формирование ценностных ориентаций, развитие творческого потенциала студентов. Учитывая данное обстоятельство, на математическом факультете особое внимание уделяется воспитанию личности студента. Воспитание рассматривается педагогическим коллективом факультета как процесс целенаправленного формирования личности, как специально организованное, педагогически сопровождаемое, управляемое и контролируемое взаимодействие преподавателей и студентов.
Содержание воспитания на математическом факультете включает необходимый и достаточный объем сведений теоретического и практического характера. Содержание воспитания - это открытая система, сокращаемая и расширяемая по мере необходимости, в зависимости от возникающих новых задач воспитания в соответствии с закономерностями и тенденциями, обусловленными сложившимися стереотипами и традициями, с одной стороны, и новыми реалиями общественного бытия, с другой, а также долговременными потребностями общества.
Реализация воспитания происходит во всех сферах деятельности факультета (учебной, научной, общественной и производственной). Особое значение при этом уделяется учебно-познавательной деятельности студентов, которую мы рассматриваем как ядро единого образовательного пространства (дидактического и воспитательного) учебного заведения.
Понятие «образовательное пространство» введено в научную педагогическую лексику во второй половине 80-х годов двадцатого века. Позже оно вошло в официальные документы об образовании. В частности, в законе РФ «Об образовании» говорится о единстве федерального культурного и образовательного пространства. Составной частью единого образовательного пространства учебного заведения является воспитательное пространство.
Понятие «воспитательное пространство»
- сравнительно новое в современной педагогике, поэтому понятен все возрастающий интерес педагогов - исследователей и практиков к данному феномену.
Существуют различные представления о феномене воспитательного пространства [3;5]: пространство (в педагогике) - это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач; результат педагогического освоения среды (среда -это данность, не являющаяся результатом конструктивной деятельности человека); воспитательное пространство - это специально организованная педагогами совместно с учащимися «среда в среде», создающая новые, по отношению к имеющимся, возможности развития личности.
Воспитательное пространство рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, включающие освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.
Воспитательное пространство Н.Л. Селиванова рассматривает в качестве эффективного механизма воспитания личности. Сложность данного явления (феномена) заключается в его многомерности: подпространствами воспитательного пространства являются природное, информационное, социальное, культурное и другие пространства [7]. В отличие от С.Ю. Мануйлова, рассматривающего воспитательное пространство как часть воспитательной среды с господствующим образом жизни, который был педагогически
сформирован, Н.Л. Селиванова считает, что среда - это то, что нам уже дано и ее надо умело использовать. Воспитательное пространство же - это результат созидательной и интегрирующей деятельности, направленной на определение компонентов пространства, выявление и установку связи между компонентами и включения студентов в эту деятельность. Мы разделяем мнение Н.Л. Селивановой и считаем, что задача педагога - грамотно организовать это пространство, чтобы каждый студент являлся субъектом пространства, мог освоить его и участвовать в развитии пространства. То есть среду надо уметь использовать, а пространство надо уметь создавать.
В центре воспитательного пространства находится развивающаяся личность, путь становления личности - это траектория движения в данном пространстве. Воспитательное пространство при этом характеризуется: плотностью (интенсивность взаимодействий и уровень эмоциональных переживаний); протяженностью (состоит из нескольких уровней: от личностного до государственного); многомерностью (пространство включает в себя экологическое, образовательное, социокультурное и другие пространства) [2].
Воспитательное пространство и воспитательная среда нас интересуют не как абстрактные явления, а как механизм воспитания студентов. В этом плане педагогически значимыми признаками воспитывающей среды являются: ограниченность (в пространстве, выборе); активность, в том числе и агрессивная; приближенность к индивиду; приоритет естественного начала; изменчивость. Согласимся с В.В. Князевой в том, что «воспитательное пространство - необходимый и продуктивный фактор педагогического сопровождения личности, гарант ее поступательного совершенствования...» [9, С.15].
Следуя за Н.Н.Залесовой, Л.И Новиковой, Н.Л.Селивановой и другими исследователями, «воспитательное пространство факультета», в нашем понимании, - это активно развивающаяся, строго детерминированная с одной стороны и творчески свободная с другой, существующая в общем пространстве жизнедеятельности человека многомерная и многокомпонентная структура, способствующая всестороннему развитию и саморазвитию лич-
ности и характеризуемая субъект-субъект-ным взаимодействием участников воспитательной деятельности (студентов, преподавателей, специалистов в области воспитания).
Детерминированность воспитательного пространства факультета вуза заключается в том, воспитательная деятельность регламентируется различными нормативными актами (положениями, приказами, программами и др.) и протекает в рамках «физических объектов» (спортзал, театр, актовый зал и т.д.), то есть, ограничено местом и временем.
Творческая свобода означает то, что субъекты воспитательной деятельности вправе самостоятельно планировать, выбирать методы, формы, способы реализации «воспитательных мероприятий», не противореча при этом закону и свободе личности. Именно эта вариативность позволяет на нашем факультете в полной мере учитывать индивидуальные интересы студента при планировании и реализации воспитательной деятельности. При этом многомерность-вариативность подразумевает то, что воспитательное пространство включает в себя культурное, личностное, информационное, профессиональное, социальное и другие подпространства, которые не являются обособленными, а взаимно проникают, взаимно влияют и дополняют друг друга. Компонентами воспитательного пространства являются совместная учебная, научная, производственная и общественная деятельность студентов, преподавателей и сотрудников факультета и вуза в целом.
Субъект-субъектное взаимодействие подразумевает установление благоприятных взаимоотношений, основанных на подлинном сотрудничестве студентов и преподавателей, полном их взаимодоверии и взаимопонимании, в ходе которого происходит обмен информацией, способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками. Такое взаимодействие в полной мере отвечает личностным интересам студентов, способствует их развитию и самореализации.
Воспитательное пространство математического факультета строится с учетом особенностей и традиций университета, факультета, гуманистической направленности социокультурной среды и в полной мере отражает позицию педагогического коллектива, его целе-
вые установки, систему ценностей по отношению к процессу воспитания в вузе [4].
Принципы построения воспитательного пространства математического факультета [1]:
- демократизм, подразумевающий субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество преподавателей и студентов;
- гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, построение гуманистической системы воспитания, способствующей саморазвитию личности;
- духовность, которая заключается в принятии студентом и формировании потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих ценностей;
- патриотизм, предполагающий воспитание гражданских качеств и социальной ответственности, формирование национального самосознания;
- конкурентноспособность, предполагающая формирование мобильной и динамичной в профессиональном плане личности;
- толерантность, предполагающая наличие различных идей, мнений, подходов для решения одних и тех же проблем, учет интересов других людей, культур;
- индивидуализация, которая заключается в том, что при планировании воспитательной деятельности происходит учет индивидуальных особенностей личности студента;
- вариативность, заключающаяся в свободе выбора методов, форм реализации содержания воспитания, формировании готовности к деятельности в ситуации неопределенности.
Функции воспитательного пространства факультета:
- адаптирующая. Данная функция в полной мере реализуется на начальном этапе обучения в вузе. Выражается в принятии индивидуумом норм и ценностей студенческого коллектива, усвоении новых видов учебной деятельности. Положительным результатом успешной адаптации для студента является чувство внутреннего психологического комфорта в новых условиях, удовлетворенность результатами своей деятельности, умение работать как самостоятельно, так и в учебном коллективе, планировать и распределять время.
- образовательная. Реализация этой функции происходит как непосредственно в учеб-
ном процессе, так и через участие студентов в научно-исследовательской деятельности, через программы дополнительного образования. Образовательная функция подразумеваем не только формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков в соответствии с квалификационными характеристиками по профилю подготовки, но и готовность личности к дальнейшему самообразованию.
- воспитывающая. Данная функция реализуется в процессе формирования у студентов нравственных, культурных, духовных ценностей и потребностей. Это находит отражение в содержании учебного материала, во внеучебных мероприятиях со студентами. Результат - готовность студента к принятию и воспроизводству личностно и общественно значимых ценностей и потребностей.
- развивающая. Подразумевает собой всестороннее развитие личности, рост познавательной активности, развитие интересов, способностей; расширение возможностей в реализации жизненных планов.
- социализирующая. Заключается в том, что студент приобретает опыт совместной деятельности, идентифицирует себя в профессии, коллективе, обществе, стране, мире. Результат - готовность студента к участию в системе сложных социальных отношений.
Основными направлениями социальновоспитательной работы математического факультета являются:
- обеспечение соблюдения академической дисциплины и правил внутреннего распорядка: проводятся собрания в группах первокурсников по ознакомлению с Уставом университета, Положением о сессии и правилами внутреннего распорядка; осуществляется постановка студентов-первокурсников на воинский учет; проводятся кураторские собрания по итогам рубежного контроля знаний и сессий, посещаемости и др. вопросов; осуществляется проверка условий проживания иногородних студентов в общежитии;
- воспитание у студентов чувства патриотизма, чувства гордости за свой университет, факультет, специальность: студенты факультета принимают участие в общеуниверситетских мероприятиях, мероприятиях, проводимых на факультете, выпускающих кафедрах (День знаний, Дни Японии в ОГУ, встречи с
ветеранами войны, ветеранами университета, участие в профориентационной работе);
- воспитание у студентов ответственности за чистоту и порядок в университете: регулярно проводятся уборки закрепленных за группами аудиторий и субботники по благоустройству территории университета;
- формирование активной профессиональной позиции: студенты факультета являются членами команд факультета по математике и программированию как на внутренних, так и на внешних олимпиадах и турнирах; участвуют в работе студенческих семинаров; студенческих научных конференциях, в творческом конкурсе компьютерных работ студентов и школьников «Университетская 1Т-весна», Неделе математики;
- создание условий для удовлетворения культурных потребностей, развития эстетической культуры: к личной карточке студента введено приложение «Анкета студента», где отражаются семейное положение, творческие и спортивные интересы, достижения в области художественной самодеятельности, спорта и т.д., а также приложения «Поощрения» и «Взыскания»; проводится знакомство студен-тов-первокурсников с музеем ОГУ; осуществляется приобщение студентов к мировой отечественной культуре, литературе и искусству через посещение лекций, концертов, проводимых в ДК «Россия» и эстетическим центром «Диалог»; лекций, бесед и книжных тематических выставок, проводимых библиотекой, выставок работ художников в выставочном зале ОГУ; посещение спектаклей театров города; проводятся встречи с поэтами и писателями г. Оренбурга; создан и обновляется электронный банк данных о творческих, организаторских и других способностях и увлечениях студентов; студенты занимаются в творческих коллективах ДК «Россия»;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: факультет содействует осуществлению врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой студентов, обеспечивает своевременное прохождение студентами флюорографического обследования, профилактического медицинского осмотра, оздоравлива-ющих мероприятий в университетском про-
филактории; совместно с кафедрой профилактической медицины и Центром репродуктивного здоровья проводятся беседы о профилактике ВИЧ, алкоголизма, наркомании; студенты факультета принимают активное участие в Дне донора; в спортивных мероприятиях, проводимых Университетом; студенты факультета активно занимаются в спортивных секциях.
Основные направления и цели воспитания на математическом факультете требуют: изучения и распространения опыта организации воспитания обучающихся; формирования базовой культуры личности, в том числе, дальнейшее развитие социально-коммуникативных навыков и умений; выработки умения сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми.
Реализация направлений происходит в двух взаимосвязанных процессах: непосредственно учебного, при реализации образовательных программ (в частности, при изучении культурологии, концепций современного естествознания, правоведения и др., в ходе проведения всех видов производственных практик); а так же во время внеучебных мероприятий (беседы, смотры, конкурсы, тематические мероприятия, участие в студенческих общественных объединениях и др.)
На рисунке 1 представлена многоуровневая структура воспитания студента математического факультета. В ней отражено положение о том, что воспитание студентов происходит во взаимодействии с различными структурными подразделениями и объединениями университета, в тесной взаимосвязи с внешними организациями.
«Наполнение» воспитательного пространства фа-
культета - это те реальные дела, которые способствуют становлению социально зрелой личности, востребованной как в профессиональном, так и в общечеловеческом смысле.
За организацию социально-воспитательной работы на факультете отвечает заместитель декана факультета по социально-воспитательной работе, который подчиняется непосредственно декану. Социально-воспитательная работа со студентами ведется в соответствии с планом работы факультета, утверждаемым Ученым советом факультета в начале учебного года.
Важнейшее значение в учебно-воспитательной деятельности факультета имеет работа кураторов по сопровождению студента в новой ситуации студенческой жизнедеятельности. Основная задача кураторов - содействие скорейшей и благоприятной адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе, освоению ими особенностями учебного процесса, прав и обязанностей студентов, культурному и физическому совершенствованию.
Куратор - главный помощник и консультант студента во всех его учебных и внеучеб-ных делах.
Преподаватели, ведущие занятия у студентов факультета, определяют пути, формы,
3 уровень - общее пространство жизнедеятельности человека
• семья
2 уровень - образовательное пространство
университета
• ректорат • театры
• совет по социально-воспитательной работе • другие учебные
• факультеты и кафедры заведения
1 уровень -пространство воспитательной • студенческие клубы, советы, объединения • общественные организации
деятельности математического факультета • СМИ университета • средства массовой информации
• кафедры • ППС • научные, учебные, спортивные комплексы, лаборатории • политические партии и объединения
• кураторы • студенческие • спортивные сооружения
кружки •
Рисунок 1. Многоуровневая структура воспитания студента
средства и методы передачи, усвоения, формирования знаний в систему, осуществляют контроль за состоянием этих знаний, оценивают результаты изучения учебной дисциплины. Студенты из «объекта воздействия» постепенно превращаются в полноправного партнера педагога по совместной работе. Отвечая на возросшие образовательные потребности молодежи, преподаватели стремятся вооружить студента новыми технологиями познания мира, умениями интеркультурной коммуникации, инновационными средствами обучения, навыками научно-исследовательской деятельности. Предоставляют студентам значительный простор в выборе направлений научного поиска. Студенты совместно с преподавателями участвуют в реализации научных проектов, выполнении грантов и др. [8] Эффективность воспитательной деятельности факультета подтверждают наши наблюдения, опросы студентов, анализ их достижений в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной жизни. Анализ ценностных ориентаций студентов математического факультета (в опросе принимало участие 70 студентов первого курса и 45 студентов четвертого курса) по двум классам ценностей -терминальные и инструментальные, где пер-
вые отражают цели жизни, вторые - основные средства достижения жизненных целей [6], дал следующие результаты (табл. 1).
На младших курсах в иерархии инструментальных ценностей преобладают ответственность, честность, самоконтроль, воспитанность.
В иерархии терминальных ценностей более высокие позиции занимают активная деятельная жизнь, отсутствие материальных затруднений, здоровье, наличие хороших и верных друзей, а также интересная работа и жизненная мудрость.
По мере взросления студента, приобретения им опыта в общении, взаимодействии, «профессионального» становления, иерархия ценностных ориентаций личности студента меняется.
Ценности, которые можно отнести к социальным отношениям (общественное признание, развлечения), к четвертому курсу приобретают меньшее значение по сравнению с теми, которые можно отнести к личностно значимым (как можно более продуктивное использование своих возможностей, возможность самообразования).
Терпимость к взглядам и мнениям других поднимается на более высокие позиции, тог-
Таблица 1. Среднегрупповые показатели качества ценностных ориентаций студентов
№ Терминальные ценности Среднегрупповые показатели значимости Инструментальные ценности Среднегрупповые показатели качества
1 курс 4 курс 1 курс 4 курс
1 Активная деятельная жизнь 11,1 10,8 Аккуратность 9,0 10,0
2 Жизненная мудрость 10,4 7,3 Воспитанность 11,9 9,6
3 Здоровье 13,0 7,2 Высокие запросы 9,3 8,1
4 Интересная работа 11,2 116 Жизнерадостность 8,9 8,6
5 Красота природы и искусства 8,9 11,2 Исполнительность 10,1 11,0
6 Любовь 5,5 7,8 Независимость 7,6 7,6
7 Материально обеспеченная жизнь 13,7 8,4 Непримиримость к недостаткам в себе и других 9,9 6,4
8 Наличие хороших и верных друзей 11,3 10,3 Образованность 9,6 12,0
9 Общественное признание 7,1 6,6 Ответственность 13,0 14,9
10 Познание 6,3 9,4 Рационализм 9,9 12,0
11 Продуктивная жизнь 8,2 14,1 Самоконтроль 12,0 8,3
12 Развитие 9,1 10,4 Смелость в отстаивании своих взглядов, мнения 8,2 7,3
13 Развлечение 10,2 6,8 Твердая воля 7,8 9,3
14 Свобода 7,5 7,3 Терпимость 9,9 11,2
15 Счастливая семейная жизнь 8,5 10,2 Честность 10,8 7,5
16 Счастье других 10,2 11,6 Чуткость 5,9 7,7
17 Творчество 6,9 12,3 Широта взглядов 9,5 9,2
18 Уверенность в себе 9,5 7,1 Эффективность в делах 8,2 11,3
да как непримиримость к недостаткам в себе и других опускаются на более низкие.
Следует отметить, что такая ценность как эффективность в делах, означающая трудолюбие, продуктивность в работе, повышает свою позицию по мере обучения, что можно объяснить особенностями математического факультета: все специальности факультета требуют каждодневного кропотливого учебного труда. Традиционно (подобные опросы нами проводятся на протяжении четырех лет) исполнительность и рационализм, означающий умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения с годами повышают свои позиции в иерархии инструментальных ценностей.
Можно дать следующий обобщенный портрет студента нашего факультета: это уверенный в себе, ценящий самостоятельность, свободу, здоровье, способный понять и принять мнение и взгляды других, честный, трудолюбивый, стремящийся и готовый к саморазвитию, самореализации, не боящийся конкуренции, профессионально-ориентированный, социально зрелый, активный и конкурентноспособный молодой человек.
Таким образом, нами дано теоретическое обоснование и отражен опыт преподавателей и сотрудников математического факультета Оренбургского государственного университета по построению его воспитательного пространства. Предложено авторское определе-
ние воспитательного пространства факультета, представлена его многоуровневая структура. Рассмотрены функции и принципы построения воспитательного пространства. Представлена практическая реализация приоритетных направлений воспитательной деятельности нашего факультета. Анализ результатов учебной и внеучебной деятельности студентов, наблюдения, опросы позволяют утверждать, что воспитательное пространство факультета действительно можно рассматривать в качестве механизма успешного воспитания социально зрелой личности.
Следует отметить, что структура воспитательного пространства факультета, предложенная нами и раскрытая на примере математического факультета Оренбургского государственного университета, является универсальной и может быть с успехом использована как на различных факультетах вузов, так и в воспитательной работе учебных заведений, реализующих профессиональную подготовку в сфере средне-специального образования. Заметим также, что данная структура не является исчерпывающей и может быть расширена (дополнена) с учетом специфики того образовательного пространства, в котором находится студент/учащийся, например, введением новых форм организации воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности, содержания.
10.04.2010
Список литературы:
1. ПРОГРАММА развития системы воспитания социально активной личности студента в Оренбургском государственном университете на 2006-2010 гг. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2006. - 37 с.
2. Гаврилин, А.В. Воспитательное пространство: основные характеристики / А.В. Гаврилин // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004 с.260-266. - КВЫ 5-98425-009-8.
3. Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 239 с.
4. Кострюков, А.В. Организация воспитательного процесса в Оренбургском государственном университете / А.В. Кост-рюков. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. - 46 с.
5. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики / Л.И. Новикова // Известия РАО. -М.: Магистр, 1999, с. 23-29.
6. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с. - КВЫ 59268-0046-9.
7. Селиванова, Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания личности / Н.Л. Селиванова // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. с. 242-259. - КВЫ 5-98425-009-8.
8. Толерантность в общении студенческой молодежи:
коллективная монография / Н.А. Гамова [и др.]; Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 214с.
9. Человек культуры: коллективная монография / В.В. Князева [и др.]; науч. ред. В.В. Князева; Министерство образования и науки РФ, Оренбургский государственный педагогический университет. Книга 3: Воспитательное пространство. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2007. - 300с. - 978-5-85859-337-9.
Сведения об авторах:
Гамова Н.А., заместитель декана по социально-воспитательной работе математического факультета Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, к. 2133 тел.: (3532) 372530, e-mail: [email protected]
Казакова О.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и топологии Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: 23-52-10, e-mail: [email protected]
UDC 378.096
Gamova N.A., Kazakova O.N.
SPHERE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE FACULTY
The article depicts math’s faculty staff and lecturers experience in educational area building; it’s structure, functions, principles of faculty’s educational area building and educational area’s in socially mature personality forming
Key words: educational, educational area, personality, subject- subject interaction, value orientations. Bibliography:
1. Socially active student personality education development program in Orenburg State University in 2006-2010 years.- Orenburg: SEE OSU 2006. - 37 p.
2. Gavrilin A.V. Education area: main characteristics /A.V. Gavrilin// Education strategy in Russia’s education system: approachers and problems/ I.A. Zimay M. «Publishing service» 2004, p. 260-266. - ISBN - 5-98425-009-8.
3. Demakova I.D. Childhood area humanization: theory and practice / I.D. Demakova. - M.: Pulish. House «New textbook» 2003. -39 p.
4. Kostrjkov A.V. Educational process in Orenburg State Univercity organization / A.V. Kostrjkov.- Orenburg: SEE OSU 2007. - 46 p.
5. Novikova L.I. Educational paradigms change-actual pedagogical problem / L.I. Novikova // RAO. - M.: Magistr, 1999, p.23-29.
6. Age psychology practical work / L.A. Golovey, E.F. Rybalko. - 2001. - 688 p. ISBN 5-92-68-0046-9.
7. Selivanova N.L. Educational system and educational area-effective mechanisms personalities education / N.L. Selivanova // Education strategy in Russia’s system of education: approaches and problems / I.A. Ziminay. - M.: Agency «Publishing service», 2004. - P. 242-259. - ISBN 5-98425-009-8.
8. Tolerance in students communication: collective monograph / N.A. Gamova. - Samara: SSPU, 2003. - 214 p.
9. Man of culture: collective monograph / V.V. Knjazeva. Orenburg State Pedagogical University: Book 3: Educational area. -Orenburg: OSPU, 2007. - 300 p. - 978-5-85859-337-9.