Научная статья на тему 'Пространство образовательной деятельности вуза: какова его роль?'

Пространство образовательной деятельности вуза: какова его роль? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БАРЬЕРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / SPACE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY / INNOVATIVE EDUCATIONAL MILIEU / BARRIERS OF BUILDING AN INNOVATIVE EDUCATIONAL MILIEU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна

Актуализирована роль пространства образовательной деятельности вуза в модернизации экономики России. Определены условия и барьеры формирования инновационной образовательной среды, как доминирующего актива обеспечения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The space of the educational activities of the university: what is its role?

The role of the space of the educational activities of the university in the modernization of Russian economy is actualized. Conditions and barriers of building an innovative educational milieu, as the dominant asset of quality assurance of education, are identified.

Текст научной работы на тему «Пространство образовательной деятельности вуза: какова его роль?»

УДК 33:37; 378 JCL 1280

Брагина З.В.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА:

КАКОВА ЕГО РОЛЬ?

«Интеллект индивидуален и не принадлежит бизнесу. Уходя домой, я забираю его с собой»

Ю.П.Адлер [1]

Актуализирована роль пространства образовательной деятельности вуза в модернизации экономики России. Определены условия и барьеры формирования инновационной образовательной среды, как доминирующего актива обеспечения качества образования.

Ключевые слова: пространство образовательной деятельности вуза, инновационная образовательная среда, барьеры становления инновационной образовательной среды.

При обсуждении проблемы инновационного развития образования основное внимание уделяется, как правило, информационным технологиям, их использованию в методических материалах, подготовленных преподавателями, в организации учебного процесса, в формировании баз данных, баз знаний и т.п. Другими словами, неявно предполагается, что развитие образовательной среды вуза по определению обеспечивается преимущественно возможностями электронных версий формирования, хранения, обработки, передачи и использования информации (знаний) необходимых для подготовки бакалавров, специалистов, магистров.

Между тем это далеко не бесспорно. Неточность распространенного представления можно заметить, осмысливая понятия «инновация», «образовательная услуга», «образовательная среда».

Начнем рассуждения с утверждения, что инновация - это всегда продукт интеллектуальной деятельности человека. В вузе это профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов. Инновация реализует свою функцию, если она способствует развитию системы, содержит в себе инварианты наследования, не несет в себе разрушение системы. Инновация не противостоит традиции, преемственности, а наоборот, является компонентом развития системы. Другими словами, иннова-ционность - это характеристика состояния среды, она способствует росту ее потенциального качества, т.е. развитию. Надо учитывать, что по своей природе инновационный процесс есть интеллектуальный генезис - рождение нового. И это рождение требует специальных условий, специальной среды. Образовательная среда создается исходя из центрального положения того, кто учится, (среда - средина-центр) и, соответственно, строится «вокруг него». Обучающийся есть индивидуум, и погружаясь в готовую универсальную (формальную) образовательную среду, он воспринимает ее по-своему, как бы выпочковывая из общей, формальной, свою

комфортную для себя среду, что собственно и проявляется в уровне и качестве полученного образования. Каждый выпускник вуза уникален по своему, несмотря на одинаковые дипломы.

Инновации и преемственность - наследование некоторых качеств, можно рассмотреть как систему. Известно, что в соответствии с действием систе-могенетического закона дуальности управления и организации, система образует единство, которое в динамике имеет циклический характер [2]. По Су-бетто «управление» выполняет функцию адаптации системы во внешней среде, а «организация» обеспечивает операционную функцию, т.е. поддержание процесса в нормативно, в заданном режиме

В соответствии с законом дуальности управления и организации система расчленяется на две подсистемы: подсистему, отвечающую за сохранение прошлого (традиций, консерватизма, устойчивости, сохранение и развитие памяти) и подсистему, отвечающую за будущее, за ее адаптацию к изменениям окружающей среды, за системное творчество, за инновации, за нарушение устойчивости. Следовательно, инновационность среды и ее устойчивость это диалектическое единство ее прогрессивного развития. Абсолютизация инновационности образовательной среды так же опасна, как и абсолютизация ее рутин. Инновации в образовательной среде способствуют ее прогрессивной эволюции, наращиванию ее потенциала. «Прогресс есть поток инноваций» [3] . Следовательно, сама образовательная среда продуцирует, актуализирует инновационную деятельность.

Инновационная деятельность представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть такую последовательность операций, в ходе которых идея «вызревает» до конкретного продукта, технологии, услуги и применяется в процессе обучения. Важнейшая роль ИОС как пространства инновационной деятельности является осмысление, проектирование, освоение и исполь-

48

© Брагина З.В., 2014

зование новых образовательных технологий, позволяющих качественно преобразовать образовательную деятельность. Реализовать эту роль электронные версии фиксирования и обработки информации не могут. Это доступно только человеку. Особенность инновационной деятельности в вузе в том, что базируясь на потенциале интеллекта профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов вуза, она остается конкретной, определяемой изменяющимися потребностями общества и экономическими возможностями каждого образовательного учреждения. Инновационность феномена, например, «новая технология образовательной деятельности» подвергается внешней оценке, она внешне обусловлена достижениями в этой области других вузов. Уровень требований к инновационной технологии (совокупность свойств, которым должен обладать инновационный продукт, определение уровня достижимого качества) определяет сообщество специалистов ВУЗов. Ресурсы (интеллектуальные, технические, экономические, финансовые) конкретного вуза создают внутреннюю обусловленность достижения соответствия внешним критериям. Этим определяются конкурентные преимущества и экономические результаты его образовательной деятельности

Таким образом, пространство образовательной деятельности определено: наукой, технологическим развитием, экономикой государства и ее отраслей, социумом, органами государственного управления, то есть состояния экономики государства, государственной политикой в области образования и деятельностью органов государственного управления с соответствующим нормативно-правовым обеспечением. Рассмотрим подробнее эти векторы.

Наука. Быстрое обновление научных знаний, особенно в области быстро развивающихся техники и технологии: элементная база компьютерной техники, программирование, информационные системы. Ускоряются темпы смены научных парадигм, оснований общей и частной картины мира. Инновационная динамика в науке требует быстрого и оперативного обновления содержания образования, что предполагает расширение сферы научных исследований в Вузах, обновления организационных форм интеграции образовательного и исследовательского процессов и форм интеграции вузов с организациями хозяйственного комплекса и социальной сферы России.

Технологическое развитие. Действует принцип опережения живым знанием, транслируемым в системе высшей школы, овеществленного знания материализованного в технике и технологиях. [4] Этот процесс активизируется интеграцией образовательных учреждений как между собой, так и с бизнесом. Одним из примеров в современной отечественной практике может служить Томский университет

систем управления и радиоэлектроники принявшей в качестве инновационной модели развития «оксфордскую модель» с развитой инфраструктурой малых наукоемких предприятий, учрежденных университетом.

Экономика государства и ее отраслей. Образование все глубже проникает в социально-экономическую деятельность, начинает выступать мультипликатором экономического развития. Сопряженность инновационного обновления высшей школы с инновационной экономики фиксируется в стратегическом планировании их развития, в уровне бюджетного финансирования образования и науки.

Социум. Возрастает социальная инновационная динамика, затрагивающая все социальные институты: здравоохранение, образование, спорт, систему безопасности, охрану природы, систему права и др. Запрос на позитивные социальные изменения сопровождается повышением социальных функций вузов, выражающееся в том, что вуз, как и его выпускники, научно-культурное влияние вуза оказывают влияние на социокультурную динамику.

Органы государственного управления корректируют социальный статус и правила экономически взаимодействий вузов, таким образом направляя их на реализацию устойчивого развития страны. Усиливаются требования к способности вузов опережать своей деятельностью динамику социальных запросов к ним

Резюмируя векторы пространства образовательной деятельности вуза можно утверждать, что образовательная среда конкретного вуза воплощает в себе меру поглощения (присвоения) возможностей предоставляемых пространством. В чем роль среды и каковы требования к ней?

Чтобы понять специфику среды в которой производится образовательная услуга, обсудим более детально ее природу.

Важной особенностью образовательных услуг является активное участие клиента в процессе их производства и потребления. Это объясняется сочетанием в производстве образовательной услуги двух важнейших элементов - процесса и результата. Результатом является то, что стремится достичь предоставляемая услуга, а под процессом имеется в виду то, как она предоставляется. В случае образовательных услуг результатом является прирост в образовательном уровне или профессиональной квалификации, к интеллектуальному капталу получателя услуги. Процессом является само обучение, определенным образом организованное и оснащенное соответствующими ресурсами. Результат очень важен, но конкуренция между производителями образовательных услуг в большинстве случаев идет на уровне процесса. Например, при подготовке бакалавра экономики, результат, к которому стремятся разные вузы, предлагающие бакалаврскую под-

готовку по направлению экономика, выражен в определенной сумме знаний, умений и навыков, подтвержденных соответствующим документом. Результат зависит от того, как организован процесс обучения, какие ресурсы имеются и насколько эффективно они используются, а также от активности и мотивации самого обучаемого, от его предшествующей подготовки, способностей и т.д. Вовлеченные в процесс производства образовательной услуги ресурсы и его результат заслуживают особого внимания.

Используем известное положение о том, что процесс производства представляет собой взаимодействие трех простых элементов: предмет труда, средства труда и сам труд. Применительно к производству образовательной услуги предметом труда является передача знания от одного субъекта другому и усвоение его (присвоение, приобщение, превращение в свой интеллектуальный капитал) в условиях конкретной образовательной среды уникальной для каждого вуза. В качестве средства труда выступает компетентность преподавателя как способность и готовность передавать знания. Сам труд: со стороны преподавателя представляет собой исполнение технологических операций по передаче знания в соответствии с ее технической и информационной обеспеченностью; со стороны студента -способность к обучению. Таким образом, образовательная услуга является уникальным феноменом, поскольку ее производство представляет собой деятельность двух взаимодействующих субъектов преподавателя и студента.

Первый - лицо (преподаватель), являющийся носителем знания по конкретной дисциплине учебного плана, владеющий технологиями передачи знания в определенных условиях (время, место), при специальной технической и информационной оснащенности процесса передачи знания, т.е. в конкретной образовательной среде. Техническая и информационная оснащенность рабочего места преподавателя обеспечивает разную возможность погружения обучающегося в изучаемую профессиональную ситуацию (проблему). Идентичность ситуации моделируемой в учебном процессе и реальной оценивается мерой воспроизведения ее параметров. Возможность погружения обучающегося в реальную ситуацию, с характерной для нее неустойчивостью элементов внутренней среды, неопределенностью параметров состояния, недостаточностью информации о тенденциях изменения параметров состояния и др. позволяет обучаемому вырабатывать не только навыки профессиональной деятельности, но и способность и готовность осуществлять ее, т.е. компетенции.

Второй субъект - обучающийся. В отличие от большинства возмездных услуг, результат образовательной услуги зависит и от клиента, коим являет-

ся обучаемый. Восприятие им знаний зависит, не только от качества материала, уровня подготовки ППС и развития технологий, но и от его личной мотивации на обучение, а также способностей к восприятию материала. В результате исследований О.В. Виштаков показывает, что успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30%[5].

Здесь уместно обратиться к результатам исследований специалистов в области экономики образования. В работах В.Л. Тамбовцева, В.В. Чекмаре-ва [6-10, 11] показано, что услуги образования действительно обладают определенной спецификой по сравнению со многими другими видами услуг. Она состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются благом не только для непосредственного потребителя (повышая уровень и качество его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом. Образовательная услуга как бы способствует становлению «общества партнеров». Уже только этим качеством она определяет свою интеграционную функцию, а так же квалификационную, да и креативную стратификацию общества, которые формируют образовательные услуги, их качество. Практика показывает, что экономика, в которой работники имеют высокий уровень образования (квалификации), соответствующий используемым в ней технологиям, обладает очевидными преимуществами перед экономикой, использующей более отсталые технологии, «оживляемые» низко квалифицированными работниками.

Ситуация с образовательными услугами в ряде государств хорошо иллюстрирует данный тезис. Так, во многих развивающихся странах, технологическая структура экономик которых не отличается высокой наукоемкостью, всеобщим и бесплатным является только начальное или неполное среднее образование (Туркменистан, Киргизия, Монголия). Напротив, в ряде развитых стран, технологическая структура экономик которых характеризуется как постиндустриальная, фактически бесплатным (или минимально оплачиваемым) и всеобщим является даже высшее образование (Германия, Франция, Австралия, Финляндия) . Причина этого состоит в том, что стимулирование (оплата из бюджета) высшего образования в первой группе стран оказывается для соответствующих государств чистой потерей финансовых средств, отнюдь не возмещаемой ростом налоговых поступлений в связи со слабым развитием обрабатывающих производств, как правило, получаемых лишь от экспорта добываемых полезных ископаемых. Для второй же группы стран высокая квалификация основной массы работников приносит в казну доход, существенно превышающий ее затраты на финансирование бесплатного

(для учащихся) высшего образования. Эта ситуация определяет стратегию поведения правительства России: стратегия инновационного развития экономики России предполагает реализацию в области образования стратегии инновационности образовательных услуг. Вместе с тем, ключевой фактор производства образовательной услуги предлагает рынок труда: преподавателей ВУЗов способных работать в определенном уровне технической и методической оснащенности учебного процесса. Если на этот рынок будут выходить все более и более подготовленные преподаватели, владеющие индустриальными технологиями обучения, если мотивация к инновационной образовательной деятельности будет соответствовать ожиданиям, будут формироваться условия для повышения среднего качества образовательной услуги. В противном случае среднее качество может даже снизиться. Поэтому среднее качество образовательной услуги будет расти, только в том случае, когда пространство инновационной деятельности преподавателя вуза, техническое и методическое оснащение его труда будут одинаковы во всех региональных рынках.

Поведение обучающегося тоже предопределяет рынок. Для рынка образовательных услуг свойственна информационная асимметрия. Очевидно, принимая решение о приобретении определенных услуг образования, покупатель в силу своей ограниченной рациональности не в состоянии надежно прогнозировать ситуацию на рынке труда. Его ожидания относительно качества получаемых образовательных услуг оказываются неизбежно размытыми: он не может точно определить для себя, какое именно знание он хотел бы получить, особенно если речь идет о высшем образовании, то есть достаточно долгосрочном участии в образовательном процессе. В случае выбора краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки уровень неопределенности, разумеется, существенно ниже: потребитель точно знает, какие именно знания ему нужны, и неопределенность остается лишь по отношению к субъекту оказания образовательной услуги.

Возможность субъекта обеспечить ожидаемое качество услуги, проявляющееся в изменившемся уровне знаний, умений и навыков обучающегося, может быть реально оценено экономически только на рынке труда - в форме того дохода, который будет получен специалистом после занятия того или иного рабочего места. Кроме того, низкая величина дохода (ниже, чем ожидал выпускник, принимая решение о приобретении тех или иных образовательных услуг) может определяться как низким качеством этих услуг, так и множеством других причин начиная от общей конъюнктуры рынка (например, вступлением на рынок труда в условиях спада или стагнации экономики) и кончая сугубо личност-

ными характеристиками человека, не связанными с его квалификацией, однако препятствующими его найму на адекватную работу.

Эта ситуация порождает противоречие между, с одной стороны, устремленностью человека получить значимую для себя ценность, которая должна максимизировать его персональную полезность, с другой стороны, на рынке участвуют вузы параметры образовательных сред которых фактически существенно отличаются. Абитуриенту недоступна информация о способности вуза удовлетворять требования основных заинтересованных сторон: обучающихся и их семей, работодателей, персонал вуза, Министерство образования и науки РФ, государство и общество в целом. Решение этой проблемы мы видим в формировании и развитии инновационной образовательной среды (ИОС) образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Осмысление природы образовательной услуги и проблемы, связанные с ее производством и реализацией, помогает очертить внутреннюю структуру ИОС, оказывающее определяющее влияние на продукт, в ней создающийся . Важно рассмотреть резервы и ресурсы инновационной образовательной среды и условия их актуализации необходимые для модернизации экономики России.

Инновационная образовательная среда это актив ОУ, который требует специфических ресурсов его реализации. Ключевым, сдерживающим препятствиям на пути расширенного использования этого актива является не столько отсутствие финансовых ресурсов, сколько слабое развитие инновационнос-ти образовательной среды. «Уже не раз отмечалось, что понятия «образ мыслей» «менталитет» уместны при оценке отношений менеджеров к проблемам новых технологий. Эти термины позволяют понять причину, почему у менеджеров нет стратегий по поводу новых технологий.. ..попросту, их стратегия сводится к тому, чтобы ничего не делать»1 Это утверждение было сделано применительно к условиям промышленного производства, но его в полной мере можно отнести и к вузам.

Для осмысления барьеров на пути активного формирования и использования ИОС обратим внимание на обобщение предпосылок беспрецедентного успеха Интернета, которое сделал М Кастельс в работе «Галактика» [13] «Ключевые технические решения, приведшие к созданию Интернета, были получены в государственных институтах, крупнейших университетов и исследовательских центрах... Из всего этого следует, что интернет создавался в безопасном окружении, гарантированном государственным финансированием и стратегическим правительственным заказом, но в окружении которое не ограничивало свободу мысли и инноваций. Это была уникальная ситуация соединения одновремен-

но щедрого финансирования и необходимой свободы, реализованная в ARPA, университетах, инновационных и мозговых центрах, где зерна Интернета упали в благоприятную почву и проросли». Обобщая выводы сделанные в исследованиях М Кастельс [13], П. Сенге [14], И. Адзидес [15], А.И Николаева [12] мы можем заключить, что активное формирование и использование инновационной среды в разных сферах деятельности (а следовательно и в производстве образовательных услуг) зависит от психологического климата в коллективе; командного стиля работы; баланса интересов участников. Именно эти ресурсы тормозят (препятствуют) активному формированию и использованию ИОС. Купить их нельзя. А интенсивность формирования их зависит от воспитанной корпоративной культуры, принятой системы мотивации и стимулирования труда и действующей технологии развития интеллектуальных ресурсов вуза.

Специфические ключевые ресурсы инновационно-интеллектуального процесса в деятельности хозяйствующих субъектов были исследованы Е.В. Са-пир [16]. Адаптируя результаты ее исследования к специфике образовательного процесса мы выявили ресурсы препятствующие становлению ИОС вуза. (см. таблице 1)

Как следует из таблицы, сопротивление персонала (ППС) к изменениям, стремление к самосохранению, сохранению устойчивости, стабильности

Специфические ключевые ресурсы ин

усиленны двумя обстоятельствами. Во-первых: недостаточно эффективными инструментами формирования инициативной поведенческой трудовой модели и системного стиля мышления. Во-вторых, отсутствием эффективных процедур вовлечения ППС и сотрудников вузов в освоение новых технологий в образовательные, административные, организационные процессы практической деятельности.

Недостаточно эффективные инструменты стимулирования инновационной деятельности порождают дефицит преподавателей - инноваторов.

Создание ИОС - это процесс понимания каждым сотрудником корпоративных ценностей и соотнесение их со своими ценностями. Принятие их или корректировка. В процессе создания ИОС реализуются несколько принципов. В их число входят:

- Осознание коллективом вуза его миссии и целей развития;

- Наличие разделяемых всеми способов ее достижения (не как «лебедь, рак и щука»);

- Наличие лидера, т.е. личности, которая генерирует цели;

- Наличие границы «Я и они» Психологи говорят, что человек становится личностью, когда понимает, где кончается он сам и начинается окружающий мир.

Таким образом, ИОС это внутренний актив ВУЗа, который дает наибольшую отдачу когда:

Таблица1

$ационно-интелекгуального процесса *

Фактор Форма реализации Барьер становления ИОС

Организация взаимодействия Отсутствие принудительно фиксированных организационных структур; децентрализация управления; отсутствие жесткой регламентации организационных связей. дефицит преподавателей - инноваторов, являющихся таковыми в силу поведенческой трудовой модели; стиля мышления, уровня и тапа образования, склада характера;

Характер общения Авторитет личного вклада; деиерхизация личных отношений; творческая свобода; Культивирование внеслужебного, междисциплинарного, межведомственного общения; условная субординация. отсутствие эффективных процедур вовлечения ППС и сотрудников вузов в освоение новых технологий в образовательные, административные, организационные процессы практической деятельности;

Мотивы и стимулы Высокий профессионализм и ответственность; Нематериальные формы поощрения; Возможность выбора времени и места выполнения трудового задания, гибкая занятость. естественное сопротивление персонала (ППС) изменениям (естественное стремление к самосохранению, сохранению устойчивости, стабильности);

Факторы среды Благоприятный психологический климат Баланс интересов Командная работа. Отсутствие благоприятного психологического климата Необеспеченность баланса интересов участников.

* По материалам книги: Инновационное развитие экономики: сущность, стратегии, измерение/ под ред Е.В. Сапир, Т.С. Блиновой, Яросл. Гос. Ун-т. - Ярославль, 2009. 275с. С.34.

- сотрудники ценят возможность использовать ИОС для оригинального выполнения своих обязанностей, поскольку и неформальные деловые отношения поглощены общим пониманием ценностей, целей вуза и средств их достижения. Организационное пространство вуза заполнено формальными ценностями признанными и принятыми, потому не остается места для распространения, и даже зарождения «неписанных», неформальных правил, порождающих, как правило, оппортунистическое поведение, что обеспечивает атмосферу доверия в коллективе.

- сотрудники осознают значимые преимущества работы в ИОС, которые не только помогают обеспечить финансовую устойчивость вуза, но и возможность уверенно двигаться к осуществлению своей стратегии.

- сотрудники не только сознают выгодную позицию своего ВУЗа на рынке образовательных услуг, но и испытывают свою исключительность

Инновационную образовательную среду мы понимаем как когнитивный образ (сознание, феномен) поддерживаемый преподавателями и сотрудниками вуза, который активно действует в организационно-структурных изменениях вуза, в формировании и использовании единого информационного пространства вуза, в организационно-мотива-ционных механизмах, в процессах накопления интеллектуальных ресурсов.

Инновационная образовательная среда обладает большой информационной, и методологической избыточностью. Это позволяет с помощью поисковых технологий ситуационно реализовывать оригинальные стратегии решения образовательных задач. Причем, если образовательная среда вуза сопряжена с единым информационным пространством и достаточно насыщена, то создаются реальные возможности преодоления дисциплинарных ограничений в осуществлении учебного процесса.

В заключение можно высказать несколько утверждений. Исследуя представления об образовательной услуге, ее потребительских свойствах и особенностях реализации на первый план выходит проблема состояния образовательной среды, ее инноваци-онности. В системе управления вузом инновации и инновационная деятельность заполняют стратегический контур, адаптирующий вуз к изменениям внешней среды, в то же время, мобилизуя и организуя системное творчество III 1С. Несмотря на то, что инновационная деятельность по своей структуре универсальна, по результату она уникальна, так как ресурсы в каждом вузе различны, т.е. по своему, уникальны.

Образовательная услуга выполняет интеграционную функцию, формируя квалификационную, интеллектуальную и креативную стратификацию общества. В то же время, ее приобретение происхо-

дит в условиях отсутствия у покупателя знаний о ее свойствах, которые может обеспечить вуз. Противоречие между высоким социально-экономическим статусом образовательной услуги, и принятыми (действующими) процедурами комплектования студенческого контингента и преподавательского состава вузов может решить создание инновационной образовательной среды высшего профессионального образования. Наивно надеяться, что финансовая поддержка обособленных вузов или изменение их организационно- правовых форм может решить проблему обеспечения компетентными кадрами, способными обеспечить инновационную модернизацию России.

Становление и развитие инновационной образовательной среды высшего профессионального образования как задача государства может стать базовой идеей при осуществлении многообразных и сложных задач совершенствования деятельности системы образования. Нельзя ожидать решения этой проблемы обособленным вузом или даже группой вузов в статусе федеральных университетов и исследовательских университетов.. Равно как нельзя ожидать решения проблемы обеспечения компетентными кадрами, способными обеспечить инновационную модернизацию России за счет развития только коммерческого образования. Повышение качества образования в условиях интенсивного обновления знаний и формирования новой экономики России по-прежнему остается задачей государственной системы образования в целом. Стратегический ориентир повышение качества образования заключается в возможности и необходимости: реорганизации традиционной образовательной среды в инновационную, основанную, безусловно, на применении электронной технологии и интернет-технологиях; в формировании в вузах профессиональных сообществ обучающихся и преподавателей; в орга-низмических организационно-мотивационных механизмах и интенсивном наращивании интеллектуального потенциала ППС вуза.

Примечания

1 Николаев А.И. Инновационная культура как культура перемен (проблемы, задачи, дефиниции, предложения) // Инновации. 2002. № 2 -3. С. 85 -87.

Библиографический список:

1. Адлер Ю.П. Куда идет менеджмент. Качество управления как ключевой фактор модернизации России. Сб.ст./ Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), отв. Ред. А.Г. Тесли-нов. - Ярославль. 2011. -280с.

2. СубеттоА.И. Системогенетика и терия циклов. В 2-х томах - М.: Исслед. Ценр проблем кач-ва

под-ки спец-ов. 1994. - С.248; 260с.; Субетто А.И. Социогенетика: общественный интеллект, образова-телдьная генетика и мировое развитие. - М.: Исслед. Ценр проблем кач-ва под-ки спец-ов. 1994. -168 с.

3. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем М.: Исслед. Ценр проблем кач-ва под-ки спец-ов. 1994. -169с.

4. Субетто А.И. Системогенетика и терия циклов. В 2-х томах - М.: Исслед. Ценр проблем кач-ва под-ки спец-ов. 1994. - С.248; 260.

5. Виштаков О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования, 2002, №2 2, С. 135-138; Вербицкий А., Бакшеева А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Вестник в высшей школе, 1998, №2 1

6. Тамбовцев В.Л. Реформы российского образования и экономическая теория// Ж. Вопросы экономики, №>3, 2005, С. 4-19.

7. Чекмарев В.В. Репликация некоторых характеристик экономики образования второго десятилетия 21 века //Экономика образования, 2010, № 4. С. 145-154.

8. Чекмарев В.В. Экономические и социальные цели высшего образования, - Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 518 с.; Чекмарев В.В. Образование как системная память общества. -

Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. -452 с.

9. Чекмарев В.В. Оразование как наукономика Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. -274 с.

10. Чекмарев В.В. Образование: культурный код человечества, Кострома: изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 280 с.

11. Бондырева И.Б., Смольянинова Ю.В. Актуальные проблемы экономики высшего профессионального образования, ж//Вестник Ивановского государственного университета, вып.2 , 2011. № 2. С. 26-34.

12. Николаев А.И. Инновационная культура как культура перемен (проблемы, задачи, дефиниции, предложения)//Инновации, 2002.№ 2-3. С. 85 -87.

13. Кастельс М. Галактика. Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004, С.39.

14. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / П. Сенге. -М.: «Олимп-Бизнес», 1999. -408с.

15. Адизес И. Управляя изменениями. - СПб.: Питер, 2011. - 224с.

16. Сапир Е.В. Геоэкономичкое измерение локальных систем, Ярославль: ЯрГУ, 2004. с.198.

Bragina Z.V.

THE SPACE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY:

WHAT IS ITS ROLE?

The role of the space of the educational activities of the university in the modernization of Russian economy is actualized. Conditions and barriers of building an innovative educational milieu, as the dominant asset of quality assurance of education, are identified.

Keywords: the space of the educational activities of the university, an innovative educational milieu, barriers of building an innovative educational milieu.

УДК 33:37; 378

Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются вопросы организации методического обеспечения перехода на уровневую систему подготовки. Отмечается необходимость различать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформированных компетенций. Показаны различия в подходах к формированию компетенций в группе направлений «Экономика и управление». Дается обоснование введения триместровой системы организации учебного процесса в бакалавриате и модульной системы в магистратуре в целях более эффективного использования учебного времени. Отмечаются особенности организации самостоятельной работы студентов и качественное изменение роли преподавателей в учебном процессе.

Ключевые слова: ФГОС ВПО, компетенции, учебные планы, триместры, самостоятельная работа, роль преподавателя.

Первое десятилетие XXI в. в образовательной политике РФ ознаменовано серьезной методической работой по переводу всей системы высшего профессионального образования на уровневую систему, в соответствии с основными принципами

Болонского процесса. Определяющим в данной работе является переход на ФГОС ВПО, ориентированные не на содержание образовательной программы, а на результат обучения, выраженный набором общекультурных и профессиональных ком-

54

© Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.