Образовательные технологии: наука и практика
УДК 377+001 Э. Б. Насеретдинова, соискатель
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Инновационная деятельность педагогов является фактором развития их профессионально-педагогической компетентности. Это становится возможным при наличии в образовательном учреждении инновационной образовательной среды. В статье предпринята попытка систематизации основных принципов, характеристик, тенденций, механизмов и условий формирования инновационной образовательной среды.
Ключевые слова: инновационная образовательная среда, условия формирования, инновационная деятельность преподавателей.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России в последние годы, обусловили необходимость коренного обновления системы образования, в том числе профессионального. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечено, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, выступающая основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». Переход от знание-вой образовательной парадигмы к компетент-ностной, интеграция инновационных форм образования, создание вариативных моделей обучения, переосмысление управленческих стратегий актуализируют проблему инновационной научно-методической деятельности педагогов профессионального образования. Современный педагог должен на высоком методологическом уровне подходить к педагогическим явлениям; владеть научно-исследовательскими навыками и умением эвристического поиска; уметь адекватно оценивать и анализировать научно-педагогический, личный опыт и опыт своих коллег; умело прогнозировать свой профессиональный рост, отслеживать ход и результат своей педагогической деятельности на основе системно организуемого мониторинга.
Инновационная научно-методическая деятельность педагогов направлена на формирование творческой индивидуальности педагога, готового работать в обновляющемся и обновленном образовательном учреждении (ОУ), способного разрабатывать, осваивать и использо-
вать инновационные проекты. Инновационная деятельность педагогов является фактором развития их профессионально-педагогической компетентности.
Инновационный подход в работе коллектива способствует усилению профессиональной мотивации, стимулированию творческого потенциала, выявлению и плодотворному использованию личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога, самосовершенствованию и саморазвитию, повышению качества образовательного процесса и профессиональной подготовки выпускников в целом. Это оказывается возможным при наличии в учреждении инновационной образовательной среды (ИОС).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что при отсутствии единого объяснения инновационной среды как педагогического феномена, она достаточно изучена в педагогической теории. В целом исследователями выявлена тенденция понимать под инновационной средой инновации, внедряемые в образовательный процесс посредством новшеств.
Организация среды профессионального развития педагогов, моделирование особого качества профессионально-педагогической среды исследуется в трудах В. Я. Барышникова, Е. П. Белозерцева, Л. В. Загрековой, Л. И. Новиковой, В. И. Слободчикова, Г. Г. Шек.
Кассина Р. А. рассматривает особое качество среды, стимулирующее педагогов к инновационной деятельности, как особый вид профессионально-педагогической среды — инновационный.
В педагогической теории большой интерес представляют труды исследователей
Профессиональное образование: теория, практика, инновации
среды Е. П. Белозерцева, Ю. С. Бродского, Л. В. Загрековой, В. С. Лазарева, Ю. С. Мануйлова, Е. В. Орлова, а также работы, посвященные процессам проектирования социальной и образовательной среды, Л. С. Выготского, Н. П. Дубинина, Э. В. Ильенкова, В. Н. Кимкова, А. Г. Ковалева, А. П. Петровского, Л. Л. Портянской, В. Н. Скворцова, И. Д. Фрумина, В. А. Ясвина.
Приведем ряд определений инновационной образовательной среды, встречающихся в различных работах.
Кассина Р. А. определяет инновационную образовательную среду как совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. Инновационная среда, по ее мнению, есть качественное состояние профессионально-педагогической среды учреждения, имеющее очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов [1].
В трудах В. Г. Буц речь идет об инновационной профессионально-образовательной среде, которую автор определяет как «динамическую, сложно интегрированную, преемственную про-фессионально-деятельностную систему, накапливающую и реализующую совокупный инновационный потенциал, вырабатывающую собственные ориентиры профессионализма, среду, формирующую вектор развития образования, осуществляющую гибкую адаптацию к социальной ситуации в стране и адекватную интеграцию в международную образовательную среду, обладающую способностью регулировать скорость структурных и функциональных изменений, подсистему личностно-професси-онального развития, инициирующую реализацию инновационного потенциала субъектов образования, укрепляющую у них способность к созданию уникального образовательного и научного продукта» [2, с. 21].
Е. Л. Умникова под инновационной образовательной средой вслед за Б. М. Игошевым понимает совокупность материальных, духовных, экономических, педагогических условий и систему организационных форм и средств, необходимых для развития инновационной образовательной деятельности в школе [3].
В нашем исследовании инновационная образовательная среда рассматривается как комплексная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя педагогические, организационно-управленческие, материальные
условия, обеспечивающая инновационность образовательного учреждения, формирование профессиональной компетентности педагога, субъектной позиции обучающегося.
Создание среды зависит прежде всего от организационно-управленческих условий. К ним относятся как внешние условия, в которых работает образовательное учреждение (образовательная политика региона), так и внутренние условия, созданные в образовательном учреждении (готовность коллектива к инновациям, система менеджмента качества ОУ, научно-экспериментальная деятельность, информационно-коммуникационные технологии).
В таблице 1 предпринята попытка систематизации основных принципов, характеристик, тенденций, механизмов и условий формирования инновационной образовательной среды.
Формирование инновационной образовательной среды сопряжено с рядом проблем, основными из которых являются:
- консерватизм и безынициативность руководителей;
- отсутствие четко определенной концепции развития образовательного учреждения;
- недостаточная информированность членов педагогического коллектива об инновационных процессах ОУ и их включение в инновационные процессы ОУ;
- недостаточный уровень готовности педагогического коллектива к осуществлению исследовательской деятельности;
- слабая информированность руководителей и членов педагогического коллектива об инновационной работе других учебных заведений;
- отсутствие стимулирующих моментов.
Важным фактором формирования и развития инновационной образовательной среды ОУ выступает деятельность педагога-исследователя, инноватора. Инновационная деятельность преподавателя вынуждает его постоянно повышать уровень профессионально-педагогической компетентности. В свою очередь, инновационная образовательная среда является условием эффективности инновационной деятельности ОУ. Таким образом, согласимся с мнением Качалова, утверждающим, что инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности преподавателей и студентов и одновременно сама развивается благодаря созидательным процессам, в которых участвуют и преподаватели и студенты [4].
Основные компоненты формирования инновационной образовательной среды (ИОС)
Таблица 1
Тенденции развития ИОС Принципы развития ИОС Характеристики ИОС
Условия формирования ИОС
Механизмы формирования ИОС
1
В. П. Делая [5]:
взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющих образовательной среды ОУ
- усиление влияния общественного фактора на развитие инновационной среды
- зависимость динамики развития инновационной среды от информационно-техноло-гической составляющей
- сращивание научно-иссле-довательской работы с интересами производства, бизнеса, администрации региона
- гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессиональной подготовки специалистов
- коммерциализация (прагматичность)
- переход от личностного к государственному и государственно-общественному характеру формирования и реализации инновационных инициатив и проектов, направленность на создание единого образовательного пространства России
В. П. Делия [5]:
- открытость (к жизни, прогрессивным теориям, концепциям и идеям, личности и обществу)
- системность
- опережающее развитие растущих профессиональных, социальных и личностных потребностей
- сотрудничество как внутри, так и вне учебного заведения
- коэволюционность, обеспечивающая инновационной системе самосохранение, саморазвитие и самоуправление
- непрерывность образования
- корпоративность педагогического сообщества
- синтез традиционного и новаторского
- единство функционирования локальных и глобальных систем
М С. Ковалевич [6]:
- персонализация, т. е. ориентация педагога на личность обучающегося, а не на образовательную систему, на сотворчество и продуктивную деятельность учителя и ученика
- инновационная направленность на создание нового личностно, социально и
Э. Р. Мамонтова [4]:
- направленность на обеспечение взаимосвязи и преемственности целей лич-ностно-профессиональной подготовки
- коррекция и интеграция содержания образования, его обогащение за счет объединения усилий, создания атмосферы сотрудничества, усиления творческого начала, научно-методического обеспечения
- применение вариативных форм и методов профессиональной подготовки за счет использования инновационных средств обучения
- направленность на диагностику и коррекцию профессиональной подготовки с учетом индивидуально-личностных проблем и особенностей
Е. Д. Базой [7]:
- организация и содержание образовательного процесса осуществляется на уровне развития педагогики, психологии, частных методик, преподаваемых дисциплин
- комфортная психологическая обстановка с целью раскрытия творческого потенциала преподавателей
- поддержка и поощрение новаторских тенденций
Г. Н. Крижановская [8]:
- информационное обеспечение внутривузовского управления
- соответствие содержания информации функциональным обязанностям, конкретным целям управления
- педагогический анализ: определение целей и объекта анализа, разбор ситуаций с позиций системного подхода
- планирование: составление комплексно-целевой программы, т. е. целостной системы органически связанных между собой направлений деятельности
- организаторская деятельность: распределение управленческого труда в соответствии с циклограммой, организация коллектива на выполнение принятых решений, воздействие на развитие демократических процессов в вузе
- создание целостной системы внутривузовского контроля
Н. В. Диденко [9]:
- педагогические (образовательные ресурсы, содержание образования, дидактические процессы, в ходе которых происходит освоение содержания, методы и
Л. М. Курилова [10]:
- формирование потребностей действенно-ценностного отношения преподавателей к инновационной деятельности
- создание благоприятной атмосферы, стимулирующей профессиональное и личностное развитие
- целенаправленное создание научного, методического обеспечения инновационной деятельности
- формирование методологической культуры педагога, исследовательских умений -расширение сферы инновационной деятельности преподавателей, обеспечение свободы выбора содержания и форм инновационной деятельности в соответствии с профессиональными и личностными интересами педагогов
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5
профессионально значимого образовательного продукта - социокультурная ориентация педагога, т. е. создание специально организованной среды, в которой будет формироваться социокультурный опыт личности - контекстуальная включенность, т. е. ориентация на разработку конкретных образовательно-профориен-тационных проектов внутри образовательной системы - вариативность предметно-содержательного наполнения образования в соответствии с запросами обучающихся - убежденность руководства учебного заведения и органов управления образованием в необходимости развития инновационной (включая научно-методиче-скую) деятельности и проведение соответствующей организационной работы - синтез основополагающих факторов развития личности (среды жизнедеятельности, самообразования), направленных на реализацию творческого потенциала педагогов формы организации образования, педагогические технологии ИТ. д.) - организационно-управленческие (нормативно-правовое, программно-ме-тодическое, маркетинговое обеспечение; организационные структуры) - интеллектуальные (инже-нерно-педагогический состав и привлеченные ведущие специалисты базовых предприятий, работы творческих групп по принципу «профессиональный работник предприятия — преподаватель колледжа — студент» и т. д.) - материальные (материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение, сеть опытно-производственных площадок ит. д.) - информационные (сети, интернет, сетевые электронные библиотеки, мультимедийные средства, лицензионное системное и прикладное программное обеспечение) культурно-досуговые (определяются богатством возможностей полноценного и содержательного использования времени)
■а
о
■в-
ф о о
ш :□ О" X
о ф
о о\ ■а ш
(О
о
СП
ш
н
(В
о ■а
■а
ш
ж ш
о
СП
ш
Образовательные технологии: наука и практика
Библиографический список
1. Кассина, Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Кассина. — Нижний Новгород, 2006. — 21 с.
2. Буц, В. Г. Управление инновациями в современной российской образовательной среде [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук / В. Г. Буц. — М., 2011. — 26 с.
3. Умникова, Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Умникова. — Екатеринбург, 2011. — 23 с.
4. Качалов, Д. В. Концепция формирования педагогической культуры у студентов ВУЗа — будущих учителей в инновационной образовательной среде [Текст] / Д. В. Качалов. — М. : Академия Естествознания, 2011.
5. Делия, В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного ВУЗа [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. П. Делия. — М., 2007. —23 с.
6. Ковалевич, М. С. Современная образовательно-профессиональная среда как источник и условие системного становления профориентационной деятельности [Электронный ресурс] / М. С. Ковалевич. — Режим доступа: http://www.brsu.by/tsentr-professionalnogo-samoopredeleniya-ргоЮпеп^г
7. Базай, Е. Д. Инновационная образовательная среда как фактор развития научно-методической деятельности учителя [Текст] / Е. Д. Базай // Образование и общество. — № 1. — 2006.
8. Крижановская, Г. Н. Управление развитием инновационной образовательной среды [Электронный ресурс] / Г. Н. Крижановская. — Режим доступа: http://www.rane-brf.ru/ conference/2012/kriganovskaya2.pdf.
9. Диденко, Н. В. Формирование инновационной образовательной среды колледжа технического профиля на основе программно-проектного подхода [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. В. Диденко. — Уфа, 2010. — 29 с.
10. Курилова, Л. М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Курилова. — Ярославль, 2003. — 23 с.
УДК 377 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, канд. пед. наук, доц., е-mail: [email protected] М. Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского профессионального техникума (ЧПТ), Челябинская область, г. Чебаркуль, е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье предлагается технология формирования профессиональных компетенций будущих специалистов на примере требований ФГОС СПО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство». Методологической основой данной технологии является комплексно-деятельностный подход. В статье рассмотрены компоненты данного подхода.
Ключевые слова: компетенция, системный подход, комплексно-деятельностный подход, атрибутивный анализ, предметно-ориентированные задачи.
Введение образовательных стандартов проблем по выполнению их требований, среди третьего поколения (ФГОС СПО) ставит пе- которых мы выделяем проблему выбора мето-ред образовательными учреждениями ряд дов и технологий обучения, обеспечивающих