установлено, что лексический повтор преобладает над синтаксическим.
Анализ экспрессивных синтаксических конструкций, используемых К. Скворцовым, позволяет сделать вывод о том, что его поэзия - значительное явление в истории нашей литературы. Поэзия Скворцова отличается жизнеутверждающим характером, энергичностью, эмоциональностью, гуманностью, проникнута патриотизмом. Жизнь поэта, богатая событиями, встречами, наполненная разнообразными чувствами, отразилась в его произведениях. Этим объясняется широкое
использование экспрессивно-выразительных средств языка в его стихотворениях. Читая произведения поэта, можно испытать разнообразные чувства: радость, восхищение, счастье, сожаление, гнев. Они заставляют задуматься над важнейшими вопросами бытия, над вечными темами (любовь, смерть и бессмертие, смысл жизни, человек и его родина). В своем творчестве К. Скворцов следует лучшим традициям русской литературы, он влияет на эмоциональную сферу читателя, пробуждает его мысль, которая дает толчок к духовному развитию человека.
Библиографический список
1. Матвеева, Н. Суровое веселье взгляда // Скворцов К. Собр. соч: в 3-х т. - М.: Русская книга, 1999. - Т.1.
2. Матвеева, Н. Поэзия театра, или Восстание марионеток // Скворцов К. Собр. соч: в 3-х т. - М.: Русская книга, 1999. - Т.2.
3. Матвеева, Н. Трагедия балагана, или Теневая психология в драме // Скворцов К. Собр. соч: в 3-х т. - М.: Русская книга, 1999. - Т.3.
4. Стрелец, Л.И. Поэзия Южного Урала // Литература России. Южный Урал: хрестоматия для учащихся 10 -11 классов / сост.: Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В., Стрелец Л.И. - Челябинск: Взгляд, 2003.
5. Литература России. Южный Урал: Хрестоматия для учащихся 5-9 классов / сост.: Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. -Челябинск: Взгляд, 2002.
6. Скворцов, К.В. Берег милый. Лирика. - Челябинск: издат. центр Взгляд, 2003.
7. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1956.
8. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Высшая школа, 1981.
9. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1969.
10. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1976.
12. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. - М.: Просвещение, 1976.
13. Иванчикова, Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения // Мысли о современном русском языке / под ред. В.В. Виноградова. - М.: Просвещение, 1969.
14. Акимова, Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: уч.пособие. - М.: Высш.школа, 1990.
Статья поступила в редакцию 27. 08.08
УДК 72.012.9, 74.01/.09
С.М. Михайлов, канд. архитектуры, проф. КГАСУ, E-mail: souzd@mail.ru ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТИЕ «ДИЗАЙН-ПРОСТРАНСТВО»
В статье вводится и рассматривается понятие «дизайн-пространство, как особый вид пространства микроуровня, высококомфортного и технически оснащенного, формируемого на основе проектных методов эргономики.
Ключевые слова: дизайн-пространство, эргономика, постиндустриальное общество, комфортность, предметно-пространственная среда.
Новый тип пространства
До недавнего времени считалось, что организация пространства является прерогативой деятельности архитектора. И одним из самых распространенных на сегодня определений архитектуре является: «организованное пространство для различных потребностей человека и общества по законам красоты». При этом в ХХ веке появился и получил достаточно широкое распространение новый тип пространств, который «по своему определению» не являются предметом архитектурной деятельности. Примером таких «неархитектурных пространств» могут служить кабины современных машин и механизмов, оснащенные сложными пультами управления, салоны авиалайнеров, автобусов, автомобилей, железнодорожных вагонов. Не смотря на то, что эти пространства в основном предназначены для относительно непродолжительного пребывания в них человека (как правило, до нескольких часов), к ним предъявляются повышенные требования относительно уровня комфортности, безопасности эксплуатации, а также компактности и особой рациональности использования полезной площади и пространства. Во многом это обусловлено как экономическими соображениями так и логикой здравого смысла.
Кроме того в последнее время все большее распространение получают относительно компактные технические устройства специального целевого назначения, функционирующие в необитаемой для человека среде. Они обладают внутренним, как правило, многофункциональным пространством, предназначенным для пребывания в нем человека в автономном режиме и достаточно продолжительное время - от нескольких часов до нескольких месяцев и более. Как правило, такие устройства снабжены специальным комплексом жизне-
обеспечения и особой конструкцией, защищающей человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Примером таких компактных многофункциональных пространств могут служить каюта космического корабля или салон батискафа.
Новые представления о комфортности среды
В условиях современного постиндустриального общества с его новейшими информационными и техническими возможностями, включая биоинженерию, кибер- и нанотехнологии, особенностями социально-экономического развития, происходящей сменой ценностных ориентиров в нашем обществе, а вместе с ней и эстетических идеалов, происходят существенные изменения наших представлений о комфорте окружающей среды. Наряду с сугубо утилитарными аспектами, связанными с психофизиологией и эргономикой, на первый план все больше выступают:
- стремление к индивидуализации внешнего вида предметов потребления (отказ от массовых тиражей в пользу единичных экземпляров и ограниченных серий с расширением общего модельного ряда изделий);
- миниатюризация предметов, проявляющаяся в компактности, ультрамобиль-ности, многофункциональности
современных форм;
- развитие дизайна виртуальной среды, ведущее к массовому использованию ирреального пространства и проектированию объектов внутри глобальной информационной сети;
- повышение роли эргономики, инженерных, психологических составляющих в современном дизайнировании изделий.
Сегодня все чаще обязательной составляющей в представлениях о комфорте предмета или предметно-пространст-
венной среды становится интерактивность. Интерактивные объекты способны на своего рода диалог с человеком. Все это привело к появлению так называемых «умных» вещей, реагирующих на поведение человека, включая даже его эмоции. Логично встает вопрос уже об интеллектуальных пространствах как интерьерных - «умный дом», так и в городской среде
- выскококомфортных городских микропространствах.
Потребность в новом специалисте
Организация таких компактных микропространств сопряжена с целым рядом проблем, связанных, в первую очередь, с физиологическим и психологическим дискомфортом человека, возникающими в стесненных условиях ограниченного пространства. Их успешное решение не возможно без специального технического оснащения таких пространств, использования новейших знаний из области эргономики. И если ранее предметом эргономики были отдельные изделия или комплекс взаимосвязанных объектов, то сегодня в этой области знаний может появиться совершенно новое направление - «эргономика пространства», где центром внимания становится многофункциональное микропространство повышенного уровня комфортности для пребывания в нем человека. Безусловно, это новое направление должно опираться на накопленный опыт традиционной эргономики, однако, при этом возникнет необходимость поиска и своего инструментария научных и проектных средств, связанного со спецификой эргономической организации пространства.
Кроме того возникает потребность и в новом специалисте, который, с одной стороны, обладал бы пространственным воображением архитектора, а, с другой стороны, был бы достаточно хорошо подготовлен технически и, в первую очередь, в области эргономики. В к. ХХ в. в реестре дизайнерских специальностей у нас в стране появилась новая специальность «средовой дизайн», а в архитектурных - «дизайн архитектурной среды». И в первом, и во втором случае в названии присутствует «дизайн» и «среда». При этом «среду» здесь можно рассматривать как пространство микроуровня или взаимосвязанную систему таких пространств. Его организация с использованием научных и проектных методов эргономики и дизайна и является основным предметом деятельности этих специалистов.
Понятие «дизайн-пространство»
Небольшие сооружения, обладавшие внутренним микропространством, суще-ствовали издавна. Это и беседки для отдыха, торговые киоски и ларьки, кареты и почтовые дилижансы, пассажирские железнодорожные вагоны и каюты парохода. Но они организовывались, как правило, по архитектурным канонам, либо сугубо инженерным принципам без проведения специальных эргономических исследований и построения соответствующих соматографических моделей. Кроме того и техническое оснащение таких микропространств либо отсутствовало вообще, либо осуществлялось на довольно примитивном уровне. Архитектурно-градостроительная практика сегодня при организации пространственной среды базируется на дедуктивном подходе «от общего - к частному»: сначала проектируется система расселения, затем -генеральный план города, его отдельного архитектурного ансамбля, а уж потом - малая архитектурная форма как дополнение к этому ансамблю (отсюда и возник в профессиональном лексиконе архитектора термин «малая архитектурная форма»). Дизайн, напротив, во главу угла ставит индуктивный подход «от частного - к общему» - от человека к его предметному и пространственному окружению. И цель дизайна в целом можно представить как проектирование иерархического ряда оболочек для человека, обеспечивающих ему комфортные условия для самых различных функциональных процессов жизнедеятельности. В качестве первой можно рассматри-
вать одежду и аксессуары, в которые облачается человек, с которыми он непосредственно соприкасается и они обеспечивают в первую очередь комфорт для человеческого тела и его движений - «уровень тактильного контакта». Второй оболочкой являются отдельные предметы и предметное окружение человека, призванное создать комфортные условия для различных функциональных процессов. С предметным окружением здесь человек также вступает в тактильный контакт, но оно определяется также во многом его моторикой, связанной с выполнением определенных функциональных действий -«уровень моторики». Третьей «оболочкой» можно считать предметно-пространственное окружение, с которым происходит визуальный контакт человека. Организация визуального контакта во многом определяется особенностями психофизиологии человеческого восприятия - «уровень визуального контакта».
Рассматривая предметно-пространственную среду как своеобразную систему оболочек, в центре которой стоит человек, мы, таким образом, можем говорить о принципиально новом подходе к организации пространства на микроуровне. Такое пространство проектируется на иных, отличных от архитектурных, основанных на философии дизайна принципах. Отличительными признаками дизайна являются компактность и рациональность, мобильность и вариабельность, новейшие материалы и технологии, эффектность внешнего вида изделия, возможность его изменения и адаптации к новым условиям. Всеми этими качествами должно обладать и проектируемое дизайнером пространство. Дизайн призван обеспечить комфортность окружающей человека предметной среды. Поэтому в первую очередь, здесь необходимо речь вести об эргономике, обеспечивающей комфорт и удобство пользования как на уровне отдельного предмета обихода, орудия труда, так и предметно-пространственного окружения человека в целом. Для обозначения такого пространства, построенного на методах дизайна и эргономики, компактного и сомасштабного человеку, высококомфортного и технически оснащенного и, как правило, многофункционального, мы вводим понятие «дизайн-пространство».
Об интеллектуальных дизайн-пространствах можно говорить не только в соотнесении их с производственной средой, но и с жильем, городом, как о все более и более устойчивой тенденции.
Подводя некоторый итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:
- техническое развитие нашей цивилизации привело к появлению в ХХ веке новых типов пространств, компактных технически оснащенных и высококомфортных, которые организуются отличными от традиционных архитектурных проектными методами эргономики и дизайна; их можно определить как «дизайн-пространства;
- возникшие первоначально на транспорте (пассажирские салоны), в сложных по управлению механизмах и производствах (рабочие кабины с пультами управления операторов машин), целевых пространственных образованиях с автономной системой жизнеобеспечения (космические станции, подводные лодки и), затем в мобильных жилых образованиях (жилые вагоны, автотрейлеры и пр.) сегодня высококомфортные пространства микроуровня находят все большее распространение как при организации интерьеров так и в городской среде;
- качественно новые изменения происходят в условиях современного постиндустриального общества, принесшем с собой кардинально новые технические возможности и представления о комфорте предметов и среды. Результатом этого стало появление интерактивных и «интеллектуальных» отдельных предметов и среды в целом.
Библиографический список
1. Михайлов, С.М. Дизайн - архитектура 111-го тысячелетия. Дизайн-ревю 1-4, 2004.
2. Михайлов, С.М. Эргономика пространства. Дизайн-ревю 3-4, 2009.
3. Михайлова, А. С. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века (1920-1980-е гг.): автореф. дис.... на соиск. уч.степ. канд.иск. - М.: ВНИИТЭ, 2009.
Статья поступила в редакцию 3.09.09