УДК 74.01/.09
Михайлов С.М., Михайлова А.С.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
E-mail: info@kgasu.ru
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, СТИЛИ
Статья посвящена понятию «постиндустриальный дизайн», его основным отличительным признакам, предпосылкам возникновения, а также основным художественно-стилистическим течениям постиндустриального дизайна.
Смена доктрины индустриального дизайна при его переходе на постиндустриальную стадию была предопределена происходящими переменами в современном обществе постиндустриализма, связанными технологической революцией и развитием информационных технологий, а вместе с ними дематериализацией и демассификацией производства, переоценкой ценностей и переосмыслением всех базовых характеристик индустриального общества, появлением нового типа потребителя - «эстетического» человека, существенными изменениями представлений о комфорте окружающей среды.
Среди наиболее существенных отличительных признаков постиндустриального дизайна необходимо выделить: миниатюризацию, виртуальность, дополненную реальность, интерактивность, искусственный интеллект, появление биомеханических форм.
Традиционные виды синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой сегодня начинают уступать место новым формам синтетического взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. В результате в дизайне возникли новые художественно-стилевые течения, отражающие особенности развития общества на постиндустриальной стадии: биоморфизм, руж-энд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического архитектурно-художественного стиля - параметризм.
Ключевые слова: дизайн постиндустриального общества, постинустриальный дизайн, признаки постиндустриального дизайна, художественно-стилевые течения постиндустриального дизайна.
Двадцатое столетие мы называли «веком дизайна», подразумевая под словом «дизайн» в первую очередь индустриальный дизайн. Видимо сейчас в области истории дизайна уже нужно вводить уточнения: «дизайн доиндустри-ального периода», «индустриальный дизайн» (дизайн индустриального периода) и «дизайн постиндустриального периода» (постиндустриальный дизайн).
Постиндустриальный дизайн:
предпосылки
Научно-технический прогресс и, в первую очередь, развитие информационных технологий, в конце XX века значительно расширил горизонты интеллектуальных возможностей человека и ознаменовал переход нашей цивилизации на новую ступень развития - постиндустриальное общество. Его фундамент составляют наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные и прочие высокие технологии.
Смена приоритетов в постиндустриальном обществе. В постиндустриальной цивилизации происходит переоценка ценностей, переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества. Экономический рост
перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, в центре которых стоит человек. Все отчетливее начинает выражаться стремление к удовлетворению его индивидуальных потребностей. Во главу угла ставится экологический подход к окружающей среде, гуманизация техногенного мира во многих аспектах, включая духовный. Идет процесс экологизации социально-экономического развития. Наступает своего рода «Новый Ренессанс», который по размаху и гуманитарной направленности в определенной степени можно сравнивать с эпохой Возрождения. Но здесь складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа» [1].
Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды. В современном постиндустриальном обществе с его новейшими информационными и техническими возможностями, особенностями социально-экономического развития, происходящей сменой ценностных ориентиров, а вместе с ней и эстетических идеалов, происходят существен-
ные изменения представлений и о комфорте окружающей среды. Наряду с традиционными функционально-утилитарными, физиологическими и эргономическими составляющими здесь все более важную роль начинают играть эстетиче ский, эмоционально-психологиче ский и социокультурный аспекты. Кроме того, в современные представления о комфорте предмета или предметно-пространственной среды все чаще связывают с их интерактивностью —способностью на своего рода диалог с человеком. Логично встает вопрос уже об интеллектуальных пространствах как интерьерных - «умный дом», так и в городской среде - высококомфортных городских микропространствах, обладающих искусственным интеллектом.
Новый тип потребителя. Культура по мере перехода человечества к постиндустриализму начинает охватывать все стороны жизни человека, выдвигаясь в центр общественных процессов. Д.Белл говорит о «прогрессивном переходе от этапа технокультурной цивилизации к новому этапу, где ведущее место занимает социокульту-ра». На смену «экономическому» человеку индустриальной формации идет «многомерный» или «эстетический» человек, высокоинтеллектуальный и духовно богатый. Дизайн в условиях постиндустриального общества получает качественно нового потребителя с более высокими духовными и функционально-утилитарными запросами. В свою очередь это требует пересмотра доктрины индустриального дизайна и обеспечивающей его эргономики [2].
Дематериализация производства. Постиндустриальное общество с компьютерно-технологическим укладом характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство последних в условиях постиндустриального общества становится основной сферой экономической деятельности. В нем происходят кардинально новые изменения как в научно-технической области, связанные с внедрением новейших технологий производства, так и в социокультурной и экономической сферах.
Появление новых дематериальных форм производства потребует и открытия новых направлений в дизайне.
Демассификация производства. Еще одной отличительной чертой постиндустриального общества является демассификация производства с ориентацией на малые серии с множеством модификаций и вариантов и индивидуализацией изделий и услуг. В условиях демассификации производства происходит усиление роли малого бизнеса. Небольшие гибкие предприятия, технически оснащенные и с высокотехнологичным производством, становятся конкурентоспособными не только на локальных рынках, но и в общем глобальном масштабе.
Изначально ориентированный на серийное массовое производство, индустриальный дизайн становится неспособным справиться с такими задачами, возникает необходимость в перестройке всей его системы с переориентацией на демассификацию производства. Причем это касается не только формообразования в предметном дизайне, но и всей его философии.
Постиндустриальный дизайн: признаки
Сегодня мы можем обозначить ряд отличительных признаков постиндустриального дизайна, которые в его объектах могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях: миниатюризация, виртуальность, дополненная реальность, интерактивность, искусственный интеллект, биомеханические формы.
Миниатюризация. Развитие микроэлектроники и нанотехнологий привело к кардинальным изменениям в области предметного формообразования - многократному уменьшению физических размеров предметов, вплоть до их визуального исчезновения. В условиях мини-тюризации форма предмета перестает строго соответствовать его функции. Форма начинает характеризоваться, главным образом, эргоно-мичностью, определяемой размерами частей человеческого тела, удобством манипуляции с этим предметом. Известную формулу функционального дизайна индустриальной эпохи «форма следует за функцией» сменяет новый бренд -«форма предмета следует за эргономикой».
Виртуальность (киберпространство). Под виртуальной реальностью, или вторым, искусственным миром, принято понимать симулированную компьютером действительность. Появление виртуального или киберпространства (от англ. cyberspace, кибернетика + пространство)
и, как результат, бестелесного дизайна, стало феноменом общества информационных технологий. Проектирование в таком пространстве также должно вестись с точки зрения эргономики как визуальной, так и «материальной». В последнем случае речь идет непосредственно о костюмах, создаваемых для погружения в киберпространство. Таким образом, в кибер-пространстве «форма предмета теряет свою материальность», становясь бестелесной и виртуальной.
Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - воспринимаемая смешанная реальность (англ. mixed reality), создаваемая при помощи компьютера, используя дополняющие реальность (объекты и пространство) виртуальные элементы. В результате возникает «виртуально-реальная форма».
Среди наиболее распространенных примеров дополнения воспринимаемой реальности является представление на экране монитора игровой ситуации матча - цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока относительно ворот, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, «нарисованная» траектория полета мяча или шайбы и т. п. [11].
Интерактивность. Все большее распространение в современном дизайне получает интерактивность объектов - способность реагирования предметов на перемены обстановки и действия человека, включая смену его эмоций и настроений. В условиях интерактивности форма предмета начинает терять свою традиционно присущую ей предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую и в значительной мере спонтанную форму - в «предмет с формой-хамелеоном».
Искусственный интеллект. Робототехника и интеллектуальный дизайн - окружающие человека предметы все больше превращаются из послушных «слуг» в «партнеров», с которыми становится возможным определенное интеллектуальное общение. Форма предмета, обладающего интеллектом, начинает реагировать на поведение человека - «форма предмета начинает следовать за эмоцией человека» [1].
Биомеханический дизайн и киборги. Предмет в условиях современного техногенного
общества может стать неотъемлемой частью человека (имплантат, экзоскелет) и, одновременно, человек может стать органической составляющей некоего предметного комплекса, образуя качественно новый продукт - киборг. И здесь становится уместным говорить о «синтезе предметной формы и человека», при котором законы предметного формообразования начинают тесно переплетаться с законами биологии и анатомии. Как отмечает Филипп Старк, наступает время «синтеза органики и механики»: вещь будущего, синтезируя свойства механических протезов и медицинских эндопротезов, сможет проникнуть в человека [4].
Философия трансгуманизма, в основе которого лежит гипотеза о том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности, опирается на нано-, био- и информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику
Появившийся в условиях высоких технологий постиндустриального общества, качественно новый вид синтеза в рамках системы «человек-предмет» кардинально меняет существовавшие до сих пор наши представления об эргономичности формы предмета, рассчитанной на традиционный «визуально-тактильный» контакт человека с предметом. Такой синтез имеет более сложную структуру и включает целый ряд уровней - интеллектуальный, психоэмоциональный, биомеханический [3].
Постиндустриальный дизайн: художественно-стилевые течения
Традиционные формы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой в постиндустриальном обществе все больше начинают уступать место различным формам взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. Это нашло выражение в появлении в дизайне новых художественно-стилевых течений: биоморфизм, руж-энд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического стиля - па-раметризм.
Биоморфизм - художественно-стилистическое течение, продолжающее «природную
линии» в формообразовании, ставшее новой ветвью в развитии стилистического направления органического дизайна. Его появление во многом связано с накопившейся усталостью в индустриальном обществе от холодного и рационалистского хай-тека, неофункционализма, минимализма. Оно стало своеобразным ответом и в решении экологических проблем техногенной среды. Кроме того развитие биоморфизма отвечает основной доктрине постиндустриального общества, в основе которого лежит новый тип взаимоотношения человека с природой, при котором последний выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа».
Руж-энд-реди. Дизайнеры в условиях постиндустриального общества почувствовали себя более свободно в средствах самовыражения и начали экспериментировать. Подобно существующему в компьютерном мире понятию «plug & play» («присоединил - используй»), в дизайне появилось направление «rough & ready»: «сделано наспех, но так, что можно сразу же применять по назначению». Наряду с традиционными материалами в ход здесь идут и подручные средства: скрепленные перфорированными пластинами прутья, дополненные деревянным каркасом куски поролона и свертки гобелена и пр. Лидеры этого направления, как бы импровизируя, создают своего рода спонтанные, зачастую подчеркнуто примитивные формы, и дизайн в традиционном понимании этого слова начинает исчезать, скрываясь за этой простотой форм. При этом «Руж-энд-реди» не отвернулся от человека, а, напротив, направлен к нему и его естеству.
Руж-энд-реди обозначил сознательное отдаление от стандартизированного массового производства и противопоставляется функциональному формообразованию как стилевому направлению с его предсказуемыми формами [4].
Чувственный минимализм или сенсуализм (от фр. sensualisme- «восприятие, чувство») -художественно-стилистическое течение в постиндустриальном дизайне, представляющее современную ветвь в развитии стиля минимализм. Предметы здесь наделяются чувственными характеристиками, заключающимися как в особом внешнем виде, вызывающем у потребителя эмоции, так и в закладываемой в них интерактивности, то есть реальной возможности взаимодействовать с потребителем, реагировать
на его настроение или действия. Новая универсальная культура цифрового века, по мнению Карима Рашида, требует новых форм, материалов и стилей. Он определяет свое творчество как чувственный минимализм, или «сенсуализм», то есть, «общаясь с нами, привлекая и вдохновляя нас, предметы остаются минималистичными. Они могут передавать эмоции просто и непосредственно. Ничего лишнего» [5].
Контемпорари (от англ. contemporary -«современный») - стиль в дизайне интерьера, соединяющий в себе простоту минимализма и увлечение натуральными материалами органического дизайна. Его назначение - создание функционального жизненного пространства, не загруженного лишними предметами и вычурными деталями, современного и в то же время уютного. Для него характерны ясность общего замысла, лаконизм планировочных решений, простота оформления, гармония и целостность. Используется приглушенная цветовая палитра с большим количеством белых, кремовых, серых, коричневых тонов, четкие формы, гладкие поверхности, прямые или мягко скругленные линии, нейтральность элементов, немногочисленность аксессуаров.
В конце ХХ века возрос интерес к историческим «роскошным» стилям, тем не менее пальму первенства держит утонченный и экологический контемпорари [6].
Фьюжн (англ. fusion - «слияние», «синтез») - стиль в архитектуре и дизайне, характеризующийся «сочетанием несочетаемого», т. е. объединяющий в себе совершенно разные идеи из, казалось бы, несовместимых стилей, не теряя при этом целостности и гармонии. Фьюжн -это сложный творческий процесс, направленный на создание некой целостной композиции, в которой все элементы связаны определенными сюжетными линиями и подчинены общей идее, в этом его основное отличие от беспорядочного смешения стилей в эклектике.
Стилевой синкретизм фьюжн является одним из самых актуальных направлений в дизайне интерьеров, отражающим сложное мировоззрение современного человека, многослойность и многокомпонентность современного постиндустриального общества [7].
Шебби-шик (англ. Shabby chic - «потертый шик») - декоративный художественно-стилевое
течение в декорировании интерьера, появившееся в конце 1980-х годов. В рамках этого стиля используются искусственно состаренные отделочные материалы, белые, либо грубо окрашенные стены, обои - с текстурой, имитирующей облупившуюся краску, или с мелким рисунком с неяркой, как бы выцветшей окраски. Мебель и утварь декорируются таким образом, чтобы производить впечатление старинной, «с налётом времени». Объекты шебби-щика создаются в технике декупажа и состаривания [8], [9].
Параметризм - новый глобальный стиль в современной архитектуре и дизайне, при-
шедший на смену модернизму. Он основан на активном использовании компьютерных технологий и параметрическом моделировании форм. Стиль параметризм нацелен на создание сложных, полицентричных, многослойных и непрерывно изменяющихся архитектурных объектов и пространств. Он отражает особенности «социально-экономической эры пост-фордизма, его возросшую комплексность» [10].
Постмодернизм, деконструктивизм и минимализм являются переходными стилями от модернизма к параметризму.
26.02.2015
Список литературы:
1. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): автореферат дисс. ... доктора искусствоведения / С.М. Михайлов. - Москва, 2011.
2. Михайлов, С.М. Постиндустриальный дизайн: новые виды синтеза. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Вестник МГХПУ - 2009. - № 4. - С. 230-237.
3. Михайлов, С.М. Пять признаков постиндустриального дизайна / С.М. Михайлов, Д.Д. Вафина // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. - С. 128-130.
4. Дизайн постиндустриального общества (пять вопросов оставшихся без ответа) // Сборник статей «Проблемы дизайна-3» / под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Архитектура С, 2005 г. - С. 228-243.
5. Дженнет Атаева. Прекрасное ничто. [Электронный ресурс] / Дженнет Атаева // Онлайн-журнал «Артэлектроникс». - Режим доступа: http://artelectronics.ru/posts/prekrasnoe-nichto. - Обращение 22.02.2015. свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Contemporary vs. Modern Style: What's the Difference? [Электронный ресурс] // Homedit - journal of interior design and architecture. - Режим доступа: http://www.homedit.com/difference-between-contemporary-and-modern-design/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
7. Фьюжн (дизайн). [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. Рге^й/Фьюжн_(дизайн) свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Декупаж. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Декупаж свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Shabby_chic. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://en.wikipedia. org/wiki/Shabby_chic свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.
10. Патрик Шумахер. Манифест параметризма. [Электронный ресурс] / Патрик Шумахер. - Режим доступа: http://www. patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian%20text.html свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
11. Дополненная реальность. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Дополненная_реальность свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Сведения об авторах:
Михайлов Сергей Михайлович, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, доктор искусствоведения, профессор
E-mail: souzd@mail.ru
Михайлова Александрина Сергеевна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат искусствоведения
E-mail: misuoka@gmail.com