Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elitv4i1.166
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415
Prospects for the Development of Elitology of Education in Russia
Ravil G. Rezakov
State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the city of Moscow "Moscow City University", Moscow, Russia
E-mail: rezakovr[at]mgpu.ru ORCID: 0000-0002-2812-5652
The elitology of education begins to play an more and more prominent role in the course of the development of information society. Under these conditions, the interest in this section of great elitology is growing. Pedagogical elitology becomes a source of new theoretical research, and it is increasingly beginning to be understood as elitological engineering. In this regard, the author substantiates the need for increased attention to elite education, considering it as a condition and means of education of an active citizen of modern society, who has revealed his individual abilities, correlated with high positive ethical and moral qualities of personality. Elite education is considered in the context of different historical positions of students' training. The interrelation of mass and elite education is shown. The article actualises the issues of intellectual elite training in the post-industrial era of Russian society development. The ideas of elite education have had a significant impact on the development of Russian education in recent decades and have not lost their relevance today.
The future development of elite education is most often associated with the information (or postindustrial) society. Therefore, its main task is defined as engineering the creation of a meritocratic elite professional community. The purpose of this publication is to clarify some points in the theory of elite education, revealing the most promising vectors of its further development.
Keywords
Education; elite; individuality; egalitarian; eliteness; elitism; social inequality; meritocracy; elite educational organisations
Abstract
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.166
Перспективы развития элитологии образования в России
Резаков Равиль Гарифович
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
E-mail: rezakovr[at]mgpu.ru ORCID: 0000-0002-2812-5652
Аннотация
Элитология образования начинает играть все более заметную роль в ходе развития информационного общества. И в этих условиях возрастает интерес к этому разделу большой элитологии. Педагогическая элитология становится источником новых теоретических изысканий, она все чаще начинает пониматься как элитологическая инженерия. В этой связи автор обосновывает необходимость усиления внимания к элитному образованию, считая его условием и средством воспитания активного гражданина современного общества, раскрывшего свои индивидуальные способности, соотнесенные с высокими позитивными нравственными и моральными качествами личности. Элитное образование рассматривается в контексте различных исторических позиций подготовки обучающихся. Показана взаимосвязь массового и элитного образования. Статья актуализирует вопросы подготовки интеллектуальной элиты в постиндустриальную эпоху развития российского общества. Идеи элитного образование оказали немалое внимание на развитие российского образования в последние десятилетия, не потеряв своей актуальности и сегодня.
Будущее развитие элитологии образования чаще всего связывается с информационным (или постиндустриальным) обществом. Поэтому и главная ее задача определяется как инженерия создания меритократического элитного профессионального сообщества. Цель настоящей публикации - уточнить некоторые моменты в теории элитного образования, выявив наиболее перспективные векторы его дальнейшего развития.
Ключевые слова
Образование; элита; индивидуальность; эгалитарность; элитность; элитаризм; социальное неравенство; меритократия; элитные образовательные организации
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i1.166
Образование как инструментальное понятие довольно часто рассматривается в педагогической действительности с двух ключевых позиций - образование как общественное, социальное явление и педагогический процесс. Данные позиции детально рассмотрены корифеями современной российской педагогической мысли (В.А. Сластенин, В.В. Краевский) (Сластенин, 2013; Краевский, 2005), но, раскрывая сущность образования и её влияние на развитие, становление и воспитание социально активной личности, многие педагоги не делают акцент на отдельную необходимость подготовки интеллектуальной элиты. На наш взгляд, этому способствуют эгалитарные тенденции, заложенные в российскую систему образования, которые предполагают равные социальные и гражданские права всем обучающимся с возможным учетом индивидуальных способностей.
Однако, условием процветания государства, элиту которого составляет «нравственно и социально ответственное меньшинство способное к творчеству и социальному лидерству», является не деятельность эгалитарных социальных институтов, а «личная интеллектуальная ответственность и нравственная дисциплина индивида» (Афанасьев, 1996, стр.22-23; Ортега-и-Гассет, 1998).
Но понимание этой позиции, свойственной всем развитым странам, включая Россию, не останавливает «полемику по поводу элитного и массового образования» (Ашин, 2010). Анализируя историю возникновения российской элитологии, Г.К. Ашин отмечает, что «российская элитология сформировалась в годы демократического транзита России. Когда цензурные препоны были сняты, элитологические исследования стали осуществляться широким фронтом» (Ашин, 2003).
Методология вопроса
Определяя сущность элитного образования, необходимо признать, что исторический экскурс в данную проблематику приведет к исследованию дихотомии - элита и массы. Не останавливаясь на исторических этапах перехода воспитания и образования от семейно-общинного воспитания к государственно-общественному, который достаточно полно и доступно раскрыт и проанализирован в историко-педагогической литературе (Пискунов, 2001; Джуринский, 2003). Можно констатировать, что в рамках формационных преобразований системы образования прошли различные фазы от массови-зации и эгалитаризма до элитизма и элитарности, и обратно.
Построение элитного образования было приостановлено в России произошедшей Октябрьской революцией. Это коснулось всех сфер образования, но в большей мере затронуло систему среднего образования, а также, «удар был нанесен по российской гуманитарной науке, когда были высланы
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.166
многие выдающие деятели российской и мировой культуры, а на оставшихся были обрушены чудовищные репрессии» (Ашин, 2010, стр.555-556). Более того, это коснулось и всех структур и слоев общества, в том числе представителей интеллектуальной элиты. Не остались в стороне и сами образовательные элитные и элитарные учреждения.
Подъём в 1950 - 1980 годы качества образования советской средней и высшей школы (особенно в области математических и естественных наук) был вновь остановлен в 1990-е годы, и связан с распадом Советского Союза. Это в значительной степени повлияло на российскую систему образования, в которой начавшиеся частые реформы и модернизации не способствовали динамичному качественному развитию образования, а также, на уровне декламации оставались раскрытие индивидуальных способностей личности, формирование личностной ответственности за свои поступки и решения.
Вопрос сохранения и возрождения элитного образования в российском обществе в конце 1990-х годов и первые десятилетие 2000-х годов был сосредоточен на поддержке талантливых и одаренных детей в различных областях, как на государственном, так и на общественном и частном уровне. По мнению Г.К. Ашина, «...все это было частичным решением проблемы. Важным путем общего его решения является дифференциация школьного обучения и прежде всего создание элитных школ». Он также отмечает, что решение этой проблемы в постсоветский период вызвало болезненный для российского менталитета вопрос «совместимо ли создание элитных школ с социальной справедливостью» (Ашин, 2010, стр.557) .
Основы элитного образования
Действительно элитное образование, построенное на индивидуальном подходе в обучении и с учетом индивидуальных способностей обучающихся, предполагает отбор талантливых и одаренных, а также привлечение индивидов, показывающих высокие образовательные результаты. Отбор всегда является признаком неравенства. Элитное образование предполагает повышенные требования к квалификации преподавателей, материально-техническому обеспечению образовательного процесса, содержанию образовательных программ. Все это вызывает правильную негативную позицию сторонников искоренения неравенства в получении достойного качественного образования. Их позиция строится на том, что государство, делая ставку на то, что элитные образовательные учреждения станут определенными маяками для системы массового образования, не фиксируют, что на практике это не всегда оправдывается. И здесь, необходимо отметить некоторые шаги, предпринятые государством для обеспечения социальной справедливости. Это принятие Указа «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» (2006); Федерального проекта «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i1.166
детей и молодежи в массовой школе. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся (2019 - 2024); Федерального проекта «Культурная среда» (2019 - 2024). Эти решения направлены на снижение противодействия со стороны противников доступности элитного образования, так как предполагают качественное образование для всех.
Меритократические основы элитологии образования могут стать одним из основополагающих принципов справедливости в общественном сознании. (Ашин, & Бережнова, & Карабущенко, & Резаков, 1998, стр.397-400). Эти принципы главным образом касаются формирования личностного достоинства, определенных персонологических особенностей. Но ведущей составляющей элитизации личности является её непрерывное самосовершенствование, самовоспитание, постоянный рост духовного потенциала. С этой позиции, сам процесс элитизации становится условием развития личности, становлением её персонализации.
Скептическое отношение к элитному образованию в России построено на диаметрально противоположных позициях - принятие и непринятие, несмотря на то, что это не меняет сущностных признаков проблемы - знания (ЗУНы), самообразование и самосовершенствование или нацеленность на результат (стиль жизни) - благополучие, достаток и признание.
На наш взгляд, если рассматривать основные признаки элитного образования, то они по существу отражают образовательную деятельность многих массовых образовательных организаций, в которых во главу угла ставится отношение самого ученика к развитию, взрослению и обучению.
Так, выделение Н.С. Пряжниковым основных признаков элитного образования достаточно точно отражает это явление. Он предлагает следующие признаки: «1. Высокий уровень (качество) образования, основанный на формировании у учеников (и студентов) самого метода познания... 2. Постепенная переориентация со знаний, умений, навыков. на способы ориентировки в обширных знаниях, а также на способы построения системных знаний ... 3. Формирование особой учебной мотивации. 4. Формирование у учеников общественно-полезной ориентации, когда полученное ими образование рассматривается ими как средство сделать мир прекраснее, а людей - более счастливыми. 5. Формирование особой гордости за полученное образование и уважительное отношение к учителям и ученикам-предшественникам. 6. Формирование навыков культурного взаимодействия с другими людьми . 7. Формирование навыков самообразования. 8. Формирование смелости при рассмотрении самых сложных и нетрадиционных вопросов. 9. Формирование разносторонних личностей, способных воспринимать мир целостно и ориентирующихся в разнообразных сферах жизни» (Пряжников, 2012, стр.252-254).
Таким образом, в решении проблемы социального неравенства лежит понимание того, что изначально каждый из нас обладает определёнными
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.166
способностями для развития и саморазвития, но от рождения может оказаться в различной культурной и статусной позиции, и тогда, именно на государство ложится решение задачи оказания содействия обществу и образовательным организациям создания социальной и образовательной среды для преодоления социального неравенства, с целью успешной реализации представленных возможностей для полноценного развития личности, её элитизации.
Проблема селекции элит
Селекция элит одна из самых сложным тем элитологической науки.
Ее разработками чаще всего занималась политическая элитология. Но со временем выяснилось, что данная тема имеет общепрофессиональный уровень и требует более системного к себе подхода. В нашем случае речь идет об анализе проблемы селекции элит с точки зрения образовательных технологий, т.е. куда более сложном процессе, чем простая ротация элитных кадров в политических структурах государства.
Элитология образования всегда обращала внимание на используемые в процессе обучения педагогические технологии (Резаков, & Рекешева, 2021). Особенно они были востребованы в переломные моменты истории, когда возникали перед обществом конкретные риски и угрозы (смена политического режима, война и т.д.). Именно тогда в системе селекции профессиональных элит возникал сбой - отлаженные предшествующим историческим периодом механизмы ломались, поэтому приходилось срочно выстраивать новые. И не всегда такие замены были успешными, не всегда они были оправданными (Карабущенко, & Резаков, & Подвойский, 2018). Какое-то время уходило на отлаживание и слаживание работы этого непростого механизма.
Эксперты отмечают, что в настоящее время (в эпоху развивающегося информационного общества) ведущую роль в процессе селекции элит играют университеты. Именно в их стенах начинается и проходит главный этап профессионализации будущих профессиональных элит (Карабущенко, & Подвойский, & Резаков, 2019). Поэтому с определенной долей уверенности можно сказать - какие у вас университеты, такие у вас и элиты. И чем больше человечество погружается в мир информационного общества, тем больше будет заметна эта зависимость в селекции элит. Речь идет о так называемой «элите знаний» (меритократии), в которой нуждается такая информационная эпоха. И стремление заменить меритократию на что-то похожее, будет всегда носить деструктивный характер и приводить к отрицательным результатам.
В этой связи следует особо подчеркнуть, что в развитии элит в стенах Университета главную роль играет научная элита (т.н. «профессура»). Именно ученому сообществу отводится основная созидающая роль. Она отвечает за элитную инженерию, создавая как образы, так и необходимые профессиональные компетенции будущего поколения элитных сообществ. При этом сама научная элита является отдельной темой элитологических исследований.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i1.166
«История научной элиты это: 1) история ее научных открытий; 2) личная жизнь первооткрывателей; 3) история их организаций и 4) история влияния элитных идей на развитие общества. Все вместе это и есть история развития научной элиты, как некого единого элитного корпоративного духа». (Карабущенко, 2019, стр.179) Алгоритм развития научной элиты исходит из тайны творческого потенциала выдающейся научной личности. Именно они стоят у истоков научных школ и великих открытий, способных менять научные представление и научную картину мира. Они демонстрируют всем истинный уровень истинного элитарного качества знания (профессиональной компетентности) и именно на них и должны быть ориентированы те специалисты, развитие личности которых идет по направлению усиления меритократического статуса.
Роль образовательных технологий будет возрастать по мере роста требования повышения качества профессиональной подготовки кадров, из которых впоследствии и проводится селективный отбор в элитные группы. Именно качество знаний будет в идеале определять профессиональные позиции индивида, выстраивать график его карьерного роста и его авторитета как руководителя. Все эти параметры как раз и будут указывать на меритократический характер элиты.
Перспективы развития элитного образования
В рамках Четвертной промышленной революции, движущей силой которой являются новейшие технологии, возрастает роль интеллектуальной элиты. Этот период можно охарактеризовать как новое становление меритократического общества, в которой личность определяется благодаря своим способностям и собственным стремлениям к результату. Это позиция была определена Митчелом Янгом в 1960-е годы, согласно которой заслуги интеллекта определялись через его вклад в развитие общества (Янг, 1991). Она совпадала и с исследованиями Даниэла Белла, предполагавшего подготовку нового вида управленцев, когда на вершине власти находятся не бюрократы и технократические чиновники, в самые умные и деловые люди, то есть элита, которые воплощают собой меритократический принцип справедливости -«каждому по заслугам» (Белл, 1999).
То есть, постиндустриальному обществу соответствует «элита знаний. Можно отметить, что создатели теории "элиты заслуги", или меритократии (М. Янг, Д. Белл) пытаются соединить элитаризм не только с политической демократией, но и с идеей социальной справедливости. Согласно этой концепции, современное общество идет к господству элиты компетентности, которая объединяет наиболее достойных представителей общества. Это напрямую связано с идеей селекции элит, согласно которой в среде элит не может быть длительного нахождения индивида, благодаря своим дарованиям на одной и той же социальной позиции.
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.166
В связи с этим стремление любого человека к совершенству будет определять его место в обществе. Это предполагает, что неравенство во многом зависит от природы самого человека, больше чем от экономической составляющей, и не идет в разрез с позицией социальной справедливости.
Следовательно, на первое место в наше время выходит процесс "производства знаний", когда экономические отношения оттесняются на второй план и решающую роль начинают играть эксперты. Меритократия - это власть "людей, признанных лучшими в своей сфере", "достойных восхищения", законно пользующихся почетом и престижем (Янг, 1991). Именно к такому (меритократическому) состоянию и должна в идеале стремиться любая элита и ее лидеры.
Заключение
Заинтересованность российского государства в необходимости элитных образовательных институтов и подготовке интеллектуальной элиты на современном этапе, получило конкретное подтверждение. Президент России В.В. Путин поддержал идею ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Алексея Комиссарова, который на встрече, состоявшейся 26 сентября 2023 года, выдвинул идею о возрождение традиций Царскосельского Лицея в Санкт-Петербурге. В беседе с главой государства Алексей Комиссаров уточнил, что планирует возродить лицей «именно как учебное заведение: для того, чтобы готовить молодежь уже с юных лет к государственной службе, воспитывать в духе патриотизма и давать самое лучшее образование» (Путин, 2023). Таким образом, роль Царскосельского Лицея в развитии элитного образования в России, в подготовке интеллектуальной элиты и развитии культуры в целом, подтвержденная в былые годы известными именами выпускников, таких как: А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, И.И. Пущин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Ф. Матюшкин и многие другие, вновь обретает былое видное значение. Это решение главы государства вызывает оптимизм, и должен быть возрожден девиз Царскосельского Лицея для всех элитных учреждений России - «Жить для общей пользы».
Список литературы
Афанасьев М.Н. (1996). Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. Институтт практической психологии.
Ашин Г.К. (2003). Курс истории элитологии. Моск государственный институт международных отношений МИД России.
Ашин Г.К. (2010). Элитология: История, теория, современность. Моск государственный институт международных отношений МИД России.
Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., & Резаков Р.Г. (1998). Теоретические основы элитологии образования. МОСУ.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i1.166
Белл, Д. (1999). Грядущее постиндустриальное общество. Академия.
Джуринский, А.Н. (2003). Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.
Карабущенко, П.Л. (2019). Научная элита в контексте её исторического развития. Вопросы элито-логии: философия, культура, политика, 17, 178-188.
Карабущенко, П.Л., Подвойский Л.Я., & Резаков Р.Г. (2019). Элитология образования: Элита и Университет. Издательство «Экон-Информ».
Карабущенко, П.Л., Резаков Р.Г., & Подвойский Л.Я.. (2018). Элитология образования: Основы педагогической селекции элит. Экон-Информ.
Краевский, В.В. (2005). Общие основы педагогики. Издательский центр «Академия».
Ортега-И-Гассет, Х. (1998). Восстание масс.
Пискунов, А.И. (2001). История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. ТЦ «Сфера».
Пряжников, Н.С. (2012). Психология элиты. МПСУ.
Встреча с ректором Академии народного хозяйства и госслужбы Алексеем Комиссаровым. (2023). Президент России http://www.kremlin.ru/events/president/news/72343
Резаков Р. Г., & Рекешева Ф. М. (2021). Элитология образования в контексте современных вызовов и угроз. Вопросы элитологии, 2(1), 48-62. doi: 10.46539/elit.v2i1.51
Сластенин В.А (2013). Педагогика. Издательский центр «Академия».
Янг, М. (1991). Возвышение меритократии. В В. А. Чаликова, Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. «Прогресс».
References
Afanasyev, M.N. (1996). Ruling elites and statehood in posttotalitarian Russia. Institute of Practical Psychology (In Russian).
Ashin G.K. (2003). A course in the history of elitology. Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (In Russian).
Ashin G.K. (2010). Elitology: History, Theory, Modernity. Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (In Russian).
Ashin G.K., Berezhnova L.N., Karabushchenko P.L., & Rezakov R.G. (1998). Theoretical foundations of elitology of education. MOSU (In Russian).
Bell, D. (1999). The coming postindustrial society. Academia (In Russian).
Djurinsky, A.N. (2003). Djurinsky, A.N. History of education and pedagogical thought. VLADOS-PRESS (In Russian).
Karabushchenko, P.L. (2019). Scientific elite in the context of its historical development. Voprosy elitologii: philosophiya, kultura, politika, 17, 178-188 (In Russian).
Karabushchenko, P.L., Podvoisky L.Y., & Rezakov R.G. (2019). Elitology of education: the Elite and the University. Econ-Inform Publishers (In Russian).
Karabushchenko, P.L., Rezakov R.G., & Podvoisky L.Y.. (2018). Elitology of education: Foundations of pedagogical selection of elites. Econ-Inform (In Russian).
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415
Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.166
Kraevsky, V.V. (2005). General foundations of pedagogy. Academia Publishing Center (In Russian).
Meeting with the Rector of the Academy of National Economy and Public Administration Alexei Komissarov. (2023). President of Russia http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 72343 (In Russian).
Ortega-I-Gasset, H. (1998). The Revolt of the Masses (In Russian).
Piskunov, A.I. (2001). History of pedagogy and education. From the origin of education in primitive society to the end of the XX century (In Russian).
Pryazhnikov, N.S. (2012). Psychology of the elite. MPSU (In Russian).
Rezakov R. G., & Rekesheva F. M. (2021). Elitology of education in the context of modern challenges and threats. Voprosy elitologii, 2(1), 48-62. doi: 10.46539/elit.v2i1.51 (In Russian).
Slastenin, V.A. (2013). Pedagogy. Academy Publishing Center (In Russian).
Young, M. (1991). The rise of meritocracy. In. A. Chalikova, Utopia and utopian thinking: An anthology of foreign literature. "Progress" (In Russian).