Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415
Creativity as a Sacrament and the Meaning of Existence: Clarifying the Concept of Neopersonalism
Pavel L. Karabuschenko
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia E-mail: Pavel_karabushenko[at]mail.ru ORCID 00 00-0003-2776-4089
Abstract
As a sacrament, creativity accompanies humanity throughout its development, being precisely responsible for the qualitative level of its genesis. Therefore, the entire history of mankind is the history of the manifestation of his creativity, there is a continuous history of his creative maturation. The state of a person and humanity is measured by the quality of his realization of his creative wealth, because of how he treats his cultural heritage and how he increases it. For a creative person, the meaning of his existence is the creation of new values, the very act of creation from non-existence is existence. And this emergence of the new is the progressive development of culture, as the second nature of man. A person shows his qualities in creativity. Therefore, he is what creativity is in him (on a scale of measurement from zero to ten). And creativity is the most mysterious side of our existence. Man was created and develops as an independent creative system that produces new values and improves itself through this. This is the meaning of human personality.
Man is a creature searching for meaning. Their acquisition turns out to be his creative achievements. The meaning of new personalism is that it deciphers the personality code of an outstanding creator, creator of new values, bearer of perfect anthropological qualities. We understand non-personalism itself as the philosophical core of anthropological elitology, as its methodological basis. In this sense, the new personalism faces the task of developing not only the conceptual apparatus itself, but also the methods and methods of recognizing the elite quality in human nature.
Keywords
Creativity; elite and elitism; spirit and soul; personality and impersonality; personalism and neopersonalism; value and quality; genius; perfection
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Творчество как таинство и смысл бытия: к уточнению понятия неоперсонализма
Карабущенко Павел Леонидович
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: Pavel_karabushenko[at]mail.ru ORCID 00 00-0003-2776-4089
Аннотация
Как таинство, творчество сопровождает человечество на всем протяжении его развития, как раз отвечая за качественный уровень его генезиса. Поэтому вся история человечества есть история проявления его творчества, есть непрерывная история его творческого взросления. Состояние человека и человечества измеряется по качеству реализации им его творческого богатства, по тому, как он относится к своему культурному достоянию и как сам его приумножает. Для творческого человека смыслом его бытия является создание новых ценностей, то есть сам акт творения бытия из небытия. Вот в этом возникновении нового и состоит поступательное развитие культуры, как второй природы человека. Человек проявляет свои качества в творчестве. Поэтому он есть то, насколько проявляется в нем творчество (по шкале измерения от нуля до десяти). И творчество самая таинственная сторона нашего бытия.
Человек создан и развивается как самостоятельная творческая система, производящая новые ценности и усовершенствующая за этот счет себя. В этом состоит смысл личности человека? Человек есть существо, ищущее смыслы. Их обретение оказывается его творческими достижениями. Смысл нового персонализма состоит в том, что он расшифровывает код личности выдающегося творца, создателя новых ценностей, носителя совершенных антропологических качеств. Сам неоперсонализм нами понимается как философская сердцевина антропологической элитологии, как ее методологическое основание. В этом смысле перед новым персонализмом стоит задача по выработке не только самого понятийного аппарата, но приемов и способов познания элитного качества в природе человека.
Ключевые слова
Творчество; элита и элитность; дух и душа; личность и неличность; персонализм и неоперсонализм; ценность и качество; гений; совершенство.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Перед каждым человеком всегда встает выбор, каким путем развития ему пойти - выбрать простой путь, который может удержать равновесие в человеке, но может его и обрушить вниз и довести до скотского и зверино-подоб-ного состояния, или выбрать сложный путь духовного совершенствования, который поведет его вверх по усложняющейся вертикали жизни (в религиозной традиции это путь святости в ангельский мир). Первый путь изучают общественные науки, второй путь - исследует теология, этика и элитология. Степень качества каждого человека измеряется степенью качества его творческих способностей и уровнем их реализации на практике. Но выбор этот сохраняет свою актуальность на всем протяжении жизни человека. Никогда не поздно бывает изменить траекторию своего движения. И многочисленные примеры из истории дают нам богатый эмпирический материал для всестороннего анализа этого явления.
В своей собственной оценке творчества мы исходим из философской концепции персонализма Н.А. Бердяева (Бердяев, 1994а-б) и французской школы персонализма (Ж. Лакруа, Э. Мунье и др.). (Лакруа, 2004; Мунье, 1999). Но к их классическому персонализму мы добавляем свое элитологическое понимание, в результате чего предлагаем называть такой персонализм неоперсонализмом. В чем его суть? А суть в том, что он исходит в своем анализе сущности личности из того, что есть высшие элитологические пределы ее развития, есть элитные личности, которые стали таковыми, благодаря своему великому творчеству. Иными словами, неоперсонализм изучает творчество выдающихся деятелей культуры, которые явили миру образцы высокого творчества. Новый персонализм ориентирован на исследование и познание личности как творчески активного начала, конструктивно преобразующего как внешний, так и внутренний мир человека и общества. (Карабущенко, 2020)
Новый персонализм изучает совершенство человека, достигаемое за счет активизации его творческой природы. Это уровень гения, который характеризует самые наивысшие личностные достижения человека. Между гением и простым смертным пропасть. Ф. Ницше называл это состояние человека -«сверхчеловеком». Гений это всегда несоизмеримо выше обыденного человека, ибо гениальность есть признак совершенства, есть признак абсолютного человека. В каждом человеке есть семена творчества, но не каждый оказывается творчески одаренной личностью. Тем более не из каждого одаренного выходит гений. Но к этому труднодостижимому идеалу необходимо стремиться. В этом стремлении и есть смысл нашей жизни.
Элитология и новый персонализм
Во-первых, почему он (персонализм) новый?
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Во-вторых, в чем его принципиальное отличие от классического персонализма?
В-третьих, какова его роль в дальнейшем развитии элитологии?
Отвечая на первый сформулированный нами вопрос, обратим внимание на то, что Н.А. Бердяев фактически заложил переход в сторону элитологиче-ского персонализма, но не обозначил его до конца. Поэтому наше его добавление вполне объяснимо. И это наше добавление как раз есть та самая новизна, которое и позволяет нам называть обновленную версию как неоперсонализм. Он новый потому, что является последним на данный момент в истории философской мысли.
Отвечая на второй поставленный нами вопрос (в чем отличие нового от старого персонализма), отвечаем: в принципе ни в чем. Просто новый персонализм является логическим (на наш взгляд) продолжением старого (классического) персонализма. Он ни в чем ему не противоречит, а лишь развивает его под «руководством» элитологической науки.
В своих работах «Смысл творчества» и «Философия свободного духа» Н.А. Бердяев предлагает в качестве эмпирической основы своего исследования личности выдающихся деятелей культуры и религии - это и А.С. Пушкин, и Серафим Саровский, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой и многие другие выдающиеся (т.е. элитные) умы прошлого, оставившие свой заметный след в общей истории человечества. По нашему мнению, он уже занимался персона-листической элитологией, но еще не обозначал ее в этой терминологической традиции. Мы просто называем вещи своими именами.
Мы выводим персоналистические исследования на новый элитологиче-ский уровень. И этот уровень важен не только для самого персонализма, но и для элитологии в особенности. Длительное время элитология рассматривала вопрос личности по умолчанию, поскольку это была самая болезненная для элиты тема (было страшно вдруг понять, что в элиту - особенно в политическую - входят лица, не вполне являющиеся самодостаточными личностями или оказывающиеся откровенными моральными и интеллектуальными чудовищами). Поэтому этот вопрос чаще всего замалчивали и возвращались к нему уже пост-фактум, когда интересующая нас персона переставала быть в элите или уходила в мир иной. Элитарная личность - самый неудобный для элито-логии вопрос. Поэтому, соединяя персонализм и элитологию, мы тем самым стремимся преодолеть родовой порок элитологии и вывести ее исследования на новый уровень откровения.
Общество должно знать обо всех девиациях субъектов политической элиты. И элитологии здесь нечего стесняться - это ее зона научной ответственности. Поэтому долг каждого элитолога быть предельно честным в оценке качества действующих субъектов и объектов политики. Вступивший с элитой в сговор элитолог проявляет преступную безответственность, грозящую серьёзными морально-политическими последствиями. Таким элитологам нет места в науке (элитологии). Но сам факт их наличия указывает
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
на то, что у элиты имеются некоторые затруднения в определении их реального (объективного) статуса (качества элитности).
За такие преступления следуют неминуемые наказания.
Вторжение персонализма в элитологию должно, по нашему мнению, сопровождаться усилением этического императива. Главная отличительная черта личности это мораль. А в политике ее всегда ощущается острый дефицит. Именно из-за этого дефицита и возникает аморализм власти, возникают ее химерические образы, различного рода фрики и чудовища спящего разума.
Творчество как свободно творящий дух
Персонализм, по Ж. Лакруа, это вдохновение во всех областях жизни. По его убеждению персонализм является самым подлинным и самым глубоким истоком человеческой истории и что только личность, «постоянно преобразуя себя, тем самым преобразует социально-политическую и экономическую жизнь, этику и эстетику» (Lacroix, 1981, р.7). Смысл творчества как раз и заключается в преобразовании мира.
Творчество - это всегда таинство. Таинство активности нашего духа. И чем значительнее бывает результат творчества, тем больше в нем оказывается таинственного. Тайна великих культурных творений всегда вызывает повышенный к себе интерес. Повышенный интерес потому, что в нем все видят возможный на данное время высший предел развития человеческого духа, т.е. усматривают в нем совершенство.
Выше мы уже указывали на то, что неоперсонализм является своего рода философской сердцевиной антропологической элитологии, формируя сам концепт персональной избранности, уникальности, святости (Карабущенко, 2020). Представить себе без него антропологическую элитологию, просто невозможно. Это уже будет и не антропология, и не элитология. Распадется в таком случае связь смыслов и значений. А именно за эту связь и отвечает новый персонализм.
Творческая элитарность измеряется не только величиной качества созданной ценности, но и уровнем признания со стороны общества этого достижения. Иными словами, он оценивается востребованностью конечного продукта своего творчества. Элитность личности приобретает завершенный (оформленный) вид, когда получает адекватную оценку своей творческой деятельности.
Порой даже сами творцы культурных ценностей теряются в оценке качества произведенного на свет продукта. Что же говорить о тех, кто начинает их оценивать со стороны, да еще по прошествии определенного времени. Все упирается в критерии оценки качества «итогового продукта», в мотивы, толкнувшие автора-творца к созданию своего шедевра и понимания смысла сотворенной ценности.
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Сам акт творчества есть некая активизация духа, его пламенение, горение. Творчество есть пассионарность духа, который выплескивает свое богатства во внешний мир. Это то, что Сократ называл майевтикой - рождение новых идей, смыслов, символов, образов... Во время этих родов дух переживает состояние экстаза, он воспламеняется, наполняется избыточной массой духовной энергии. Он на физическом уровне ощущает прилив силы. В такие минуты творческого горения он (дух) становится особенно мощным, брызжет избытком энергии.
Собственное творчество есть сотворение новой ценности из недр избыточной мощи духа.
Душевные переживания и волнения дух преобразует, трансформирует в акт творчества. Душа переживает, дух - творит. Поэтому дух это активное начало, тогда как душа поставляет ему необходимый для его творчества материал. Душа - эмпирик, дух - аналитик. И только в этой связке они могут продуктивно работать, т.е. творить, создавать новые ценности.
В акте творчества проявляется подлинная свобода духа.
Именно им, а не чем иным и должен быть человек. Он должен быть свободно творящим духом. В этом выражается его сущность как личности. Полноценной Личности, Личности с большой буквы.
Человек может считаться полноценной личностью только тогда, когда обладает явно выраженной свободной творчества духа. До этого его личность будет не полной. Ему всегда будет недоставать творческого потенциала.
Личность в поисках себя
Классический персонализм утверждает, что главной ценностью нашего бытия является личность. В этом мы с ним полностью согласным. Но внесем одно уточнение - абсолютной ценностью является ЛИЧНОСТЬ выдающегося деятеля культуры. Такая, какой, например, был сам Н.А. Бердяев. Согласитесь, но его личность (его творчество) нас интересует гораздо больше, чем личность какого-нибудь бездарного сапожника или министра, которые ничем особым себя не проявили. Как личности они были по-своему уникальны, но не столь ценны для элитологии. Они, может быть, и искали себя в творчестве, но не находили. Они - потерянные личности. Мы о них ничего не знаем и ничуть этим своим незнанием не опечалены.
У личности есть ее антипод. Это неличность.
Неличность это не просто несостоявшаяся личность, но и разочаровавшаяся в себе и в своем жизненном опыте человек, не сумевший не достичь никаких творческих результатов. Напомним, что для нас личностью является только тот, кто проявил себя в творчестве. Именно это качество изначально заложено в человеческой природе. Именно оно делает человека человеком.
Кто-то может решить, что неличность это недочеловек. Нет. Это всего лишь не интересный никому (даже и самому себе) персонаж. Он банален. Он
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
пуст. При этом он может быть хорошим человеком, добропорядочным гражданином, но как личность он «НОЛЬ». Он тот, кто не нашел себя в этой жизни (неудачник). Таких персонажей много в художественной классической литературе. Тема лишнего, ненужного человека занимала многих русских писателей (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и др.), которые в своей жизни часто сталкивались с этим явлением. Да и главный герой «Героя нашего времени» М.Ю, Лермонтова тоже оказывается одной из таких несостоявшихся персон.
Но наша критика массовости не должна сводиться к огульному восхвалению жесткого элитаризма. По мнению махровых элитаристов, общественное большинство всегда представляло серая и никому не интересная масса персонажей, не способных на самостоятельный творческий акт. Биографии таких людей никому не интересны в силу их малой ценности. Такой человек очень дорого обходится обществу - он много потребляет и мало производит. (Jacques Attali, 2006) Позиция Жака Аттали всем хорошо известна и она в значительной степени расходится с меритократическим гуманизмом, где исключительность измеряется личными достижениями человека, а не мерой его полезности или бесполезности. В этом плане британский физик Стивен Хокинг (Stephen William Hawking) (1942 - 2018) был самым бесполезным с физиологической точки зрения человеком, от которого нужно было давно уже избавиться, но... И таких «но» новый персонализм может предостаточно найти в истории культуры. Наш вывод - и в серой безликой массе могут скрываться ростки гениального творческого озарения. Поэтому спартанская жестокость таких как Ж. Аттали здесь просто не уместна...
С точки зрения общественно науки (права, политологии, социологии, психологии) каждый гражданин является личностью. Но это чаще всего имеется в виду формальные признаки. Тогда как мы говорим о персональных качествах. Это разные уровни понимания личности - формальное и реальное; гражданско-правовое и персоналистическое (творческое); психолого-индивидуальное и элитарно-аксиологическое.
Таким образом, для нас неличность - это не нашедшая себя личность.
Высказанный нами тезис, звучит для многих весьма обидно. Но обижаться здесь надо не на наши слова, а на самих себя. Каждый несет персональную ответственность за свои нереализованные творческие способности.
Личность в поисках другого в себе
Врачи (и не без оснований!) утверждают, что наш организм есть то, чем мы питаемся. То же самое относится и к нашей душе - она есть то, какую духовную пищу она принимает. Дух наш должен постоянно духовно питаться, иначе наш мозг придет в негодность.
Это состояние, когда мы сами отождествляем себя с творением личности другого человека - например, с В. Шекспиром, А.С. Пушкиным или О. Хайямом. В какой-то момент мы вдруг обнаруживаем их идеи в себе. Они проникли в нас
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
в силу своего родства с нашим духом и стали его частью, стали им самим. И это единство возвышает нас до уровня этих великих личностей. Обретая с ними единство, мы постепенно приобщаемся к таинству их элитности.
Особенно публику пленяют романтические образы героев художественных произведений. Так, для русскоязычного человека символы романов А.С. Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам» стали личным поиском счастья и бесконечной погоней за надеждой. (Грин, 1980) И этот сказочный мир манит к себе читателей все новых и новых поколений. Подобные образы воспринимаются и оцениваются в качестве неких путеводных звезд, которые ведут человека за горизонт событий его жизни.
Когда у нас нет своих уникальных качеств, мы заимствуем их у других, которые нам подходят по своему духу. Такие культурные вклады формируют творческие способности личности, постепенно приводя ее к взрослению, т.е. к самостоятельному творчеству.
Сопереживая с героями художественного произведения, мы ставим себя рядом с ним, принимаем на себя его радости и горести. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о незавершенности произведения, когда есть некоторая недоговоренность, намек по умолчанию. Еще французский писатель герцог Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld) (1613 - 1680) в своих «Максимах». Писал: «Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком законченны» («Максим, 627) (Ларошфуко, 1971). Мы соучаствует в творении другого, когда вместе с ним переживаем (получая этическое и эстетическое) наслаждение от его произведения.
В поисках личности великого автора
Единственный вопрос, на который человечество тщетно пытается ответить всю свою историю - это вопрос о том, кто такой гений и какова природа его гениальности? Даже сами гении не могли понять природу своего абсолютного таланта. Тайна гения, как и тайна Бога, находятся за пределами нашего обыденного разума.
Чем занимается неоперсонализм (или элитологический персонализм)? Он разгадывает коды выдающейся личности. А большинство таких кодов главным образом касаются качества и смысла творчества такой личности. Поэтому расшифровывая эти коды, мы создаем (выводим) некий алгоритм элитизации духа, по которому сами можем направить свое творческое развитие в сторону достижения элитной аксиологии.
Великие личности служат нам подсказкой в наших элитологических поисках. Они направляют нас по пути познания сущности элитности духа, дают нам общее и частное представление о том, что собой представляет великое творческое начало.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Мировая культура фактически является и музеем, и архивом великих творческих личностей. Человечество живет среди них, пользуется ими и производит им подобное качество. На 99,99 % мы все копировщики великих ценностей. Мы учимся воспроизводить великие творения гениев.
Гений - это тот, кто реализовал свой жизненный творческий проект на все 200 %. Он достиг вершины творчества и вершин общественного исторического признания. Он Абсолют - он совершенный, идеальный, неповторимый; он абсолютный авторитет, образец для подражания и копирования. Им восторгаются во все времена и все народы.
Творческая лаборатория выдающейся (элитной) личности
Во время творческого экстаза автор погружался в особое состояние, уходил в некий параллельный его реальности мир. Эта его духовная лаборатория носит интимный характер и не всегда постороннему наблюдателю удается в неё войти. Чаще всего это закрытый дня нас мир. Потому он всегда остается для нас загадкой и является гадательным для нас. Это область наших частных предположений. И только личные свидетельства авторов могут пролить свет на их творческую лабораторию.
Кто-то унес тайну своего творчества с собой в могилу, кто-то оставил подробнейшие описания своего плодотворного творческого пути (как, например, С. Дали). Но даже мемуары не всегда проливают свет на интересующие нас проблемы, а только дают подсказки. Многое в них содержится по умолчанию.
Несмотря на нашу критику мемуарной литературы (не все мемуары и даже дневники оказывается достоверными и могут быть верифицированы) этот тип источника остается самым надежным, поскольку непосредственно исходит от самого автора. И по тому, что он пытается в них скрыть, а на чем наоборот акцентирует свое и наше внимание, мы можем судить о его личных оценках себя и окружающих.
Многие исследователи и критики до сих пор считают, что для того чтобы «столь достоверно» описать «Ад» в «Божественной комедии» А. Данте пришлось самому сойти в адское пекло. Что тогда говорить о его современниках, которые были просто потрясены этим его произведением...
Каждая личность выстраивает свой вектор творческой деятельности исходя из внутренних ресурсов и внешних обстоятельств. Человек сам создает свою личность. Это самоделание человека. У каждого есть свой опыт реализации своего творческого потенциала. Творческая лаборатория выдающейся личности это всегда интересно и полезно для молодого поколения.
Муки творчества есть встреча человека с музами. О. Уайльд по этому поводу ехидно заметил, что: «в наших английских полях можно так же часто встречаться с музами, как у Кастальского ключа или на склоне Геликона, хотя, в глубине души я всегда считал, что одновременное появление девяти (неза-
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
мужних) сестер способно немного смутить человека». (Уайльд, 2007) К счастью, (добавим мы) все девять сестёр одновременно к нам не приходят. Приходится выбирать их оптимальный состав, иначе дилетантизм до добра не доведет.
Особую ценность для антропологической элитологии представляют личные признания творческой личности наблюдающей за своим творчеством. В стихотворении «Прошение» (1785 г.) Фридрих Шиллер (1759 - 1805) так описывает свой творческий процесс (в это время он как раз работал над пьесой «Дон Карлос, инфант испанский», 1787):
«Мой дар иссяк, в мозгу свинец,
И докурилась трубка.
Желудок пуст. О мой творец!
Как вдохновенье хрупко!
Перо скребет и на листе
Кроит стихи без чувства.
Где взять в сердечной пустоте
Священный жар искусства?
Как высечь мерзнущей рукой
Стих из огня и света?
О Феб, ты враг стряпни такой,
Приди согрей поэта!
За дверью стирка.
В сотый раз
Кухарка заворчала.
А я - меня зовет Пегас
К садам Эскуриала.
В Мадрид, мой конь! - и вот Мадрид.
О смелых дум свобода!
Дворец Филиппа мне открыт,
Я спешился у входа.
Иду и вижу: там, вдали,
Моей мечты созданье,
Спешит принцесса Эболи
На тайное свиданье.
Спешит в объятья принца пасть,
Блаженство предвкушая.
В ее глазах - восторг и страсть,
В его - печаль немая.
Уже триумф пьянит ее,
Уже он ей в угоду... ,
О дьявол! Мокрое белье
Вдруг шлепается в воду!
И нет блистательного сна,
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
И скрыла тьма принцессу.
Мой бог! Пусть пишет сатана
Во время стирки пьесу». (Шиллер, 1955, стр. 152-153)
Заниматься творчеством в самых неблагоприятных условиях - есть высшая творческая способность выдающейся личности. То, на что сетует Фридрих Шиллер, его неблагоприятная обыденная повседневность. Но возможно, что без этого не было бы и самого Шиллера...
Американский писатель-фантаст Рэй Дуглас Брэдбери (1920 - 2012) утверждал, что оригинальные идеи для своих фантастических рассказов он черпает из своих сновидений, которые порой бывают весьма кошмарного характера. А.С. Пушкин тоже ложился спать, положив рядом карандаш и бумагу, потому что некоторые гениальные идеи ему приходили во сне.
Известный изобретатель инженер Никола Тесла (1856 - 1943) был автором более 700 изобретений и патентов, некоторые из которых являются важнейшими историческими вехами современного электричества. Личность Теслы постоянно окружал ореол таинственности, что способствовало распространению всевозможных полумифических утверждений, не поддающихся проверке по причине отсутствия документов. (Пиштало, 2010; Фейгин, 2012; Влайч, 2013) Это, однако, не мешало приписывать ему прямое или косвенное отношение ко многим загадкам XX в. (Тесла, 2018а; Тесла, 2018б) Миф всегда переплетается с реальностью и исследователям бывает сложно их разделить. Миф объясняет и украшает реалистическую сложность. И может быть, не стоит их разделять... Может так и надо, чтобы миф и реальность здесь переплетались в единое целое?!
На протяжении всей своей жизни С. Дали (1904 - 1989) демонстрировал неиссякаемую фантазию. Его работы поражают своей оригинальностью и разнообразием. Мастер любил экспериментировать. Более того, он пробовал себя и в литературе - его перу принадлежит роман «Спрятанные лица» (1944 г.) (Дали, 2013) и целый ряд автобиографических книг: еще в 1942 г. он выпустил беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». (Дали, 2012а; Дали, 2012б) Биографы отмечали, что еще в детстве он был эпатажным и нервным ребенком. Особенно от страдал от фобий, самой яркой из которых была боязнь кузнечиков. Эти многие его странности и предопределили нерв его творчества. Он мог быть высокомерным (за что его изгнали из королевской Академии изящных искусств). Это была яркая, одаренная личность. Её оригинальность просто зашкаливала. Он просто фонтанировал гениальными идеями. Но миф всегда здесь боролся с реальностью. (Баландин, 2010)
Элитность - элитарность - гениальность - совершенство
Смыслом жизни человека мы определяет поиск и достижение совершенства. И в этом поиске не могут быть какие-либо единые правила. Каждый
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
случай совершенства уникален и в целом неповторим. И для неоперсонализма это вечная методологическая трудность. Ему всякий раз приходится применять диалектический принцип - «конкретный анализ конкретной ситуации». Причем ситуации эти всегда усложняются, по мере развития элитности в личности человека.
Элитность, элитарность, гениальность, совершенство - это все качества нашей оценки существующей благодаря творчеству ценности. Но шкала этого измерения качества всегда носит иерархический характер. И эта иерархия не столько иерархия социальных статусов (чинов и должностей), сколько иерархия качества знания. Качественное знание - истинное мерило любой иерархии. Именно поэтому оно так часто отвергалось теми, кто занимал высшие социальные и политические позиции, не имея для этого никаких креативных оснований. Отсутствующая в элитах элитность всегда была их главной фундаментальной проблемой. Между элитой и элитностью такое же соотношение как между формой и содержанием.
Если элитность - это реализованное на практике качественное превосходство, то элитарность - это уже оцененное другими и признанное в качестве ценности статус избранности (которым часто некоторые злоупотребляют). Гений - этот тот, кто стоит перед распахнутыми дверьми совершенства. Речь здесь может идти о различной степени совершенства (начальной или уже развитой). Совершенство - это не просто абсолютное качество чего-то особенно ценного, но еще и историческое признание ценности в качестве некого всемирного эталона, идеала, образца для подражания (если это антропологическое совершенство, гениальность), копирования (если это вещь). Многие гении своего времени не проходят испытание и проверку временем. О многих просто забывают, хотя при жизни восторженная публика называла их творения гениальными, а их самих именовала гениями. Такое земное обожествление оказывалось суетой этого времени.
Для нас сверхчеловек и есть носитель этого антропологического совершенства. И в этом плане гениальность - это оценочное суждение, указывающее на подобного рода совершенство (Карабущенко, 2020).
Гений может позволить себе взглянуть на человечество, с высоты своего творчества, точно так же, как сам Бог рассматривает его. Это, конечно, несколько условное сравнение, но нам важен здесь аналог. Мир гения более сложен, чем мир простого человека. И само развитое творчества указывает на эту его цветущую сложность.
Творчески одаренный человек становится суперличностью. Вот он как раз и является подлинным суперменом, а не нарисованный в комиксах сверхчеловечек. Таких людей называют «мятущимися личностями», потому что они неустанно всю жизнь ищут себя, находя и отвергая постоянно возникающие варианты решения сложной жизненной дилеммы: кто ты - «тварь дрожащая или право имеешь»? Но право имеешь на творчество, на то, чтобы выразить себя в своем творении.
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Сложные миры творческой суперличности
Судя по всему, гении живут в каких-то своих особых мирах, которые отличаются своей одновременно и простотой, и сложностью от нашего объективного обыденного мира. Эти миры имеют иное число измерений, иные онтологические и гносеологические основы. Даже этически они могут к себе относиться куда более строже, чем обычный («мирской») человек. В буддизме есть два пути (или колесницы) к совершенству - хинаяна («малая колесница» архатов) и махаяна (мирская «великая колесница»). Святые хинаяны являются носителями Абсолюта, люди достигшие полноты духовного совершенства, обретшие высшие состояния души. Они недоступны для понимания внешнего мира, поскольку обыденный человек не обладает должной компетенцией для этого. Поэтому их мир - мир вечной таинственности. Он всегда остается недосказанным в многословесах обыденного мира. И именно эти многосложные словеса и будут уводить нас от истинного смысла элитного качества.
Лишь признания самих «великих» могут для нас приоткрыть завесу этой таинственности. Так, Б.Л. Пастернак в своем стихотворении 1956 г. «Во всем мне хочется дойти.» отразил это духовное состояние ищущего себя человека. Он не только говорит о том, какой должна быть поэзия, но и почему он сам себя не считает талантливым литератором, а только стремится к совершенству. Быть настоящим поэтом - это значит чувствовать себя частью природы, которая для всех творческих людей является источником их вдохновения:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука -Натянутая тетива Тугого лука». (Пастернак, 1989)
Стихи Б.Л. Пастернака всегда несут в себе какую-то тайну, недоступную большинству читателей. Его произведения - это постоянный поиск скрытого смысла вещей, который нельзя воспринимать буквально. Поэтому его мир -это мир сложных образов, которые переплетаются в свои немыслимые сочетания. Но именно эта цветущая сложность и передает богатство внутреннего мира поэта. При жизни поэта считали человеком, чересчур погруженным в себя. Его творчество считалось оторванным от реальной обыденной жизни, все потому что это был сверхреальный мир. Он истинный творец нового сверхбытийного мира, а окружающий его мир был примитивен и недостоин его гениального творчества.
Гении живут не столько в нашем обыденном мире, сколько в своем куда более сложном пространственно-временном измерении. Поэтому судить о них, исходя из реалий нашего мира, выглядит несколько смешно, самонадеянно и странновато (это все равно, если бы муравей всерьез рассуждал о сущности человека!). Только равный может адекватно понять равного (и это главный принцип эгалитаризма в элитологии!). Наше понимание элитного качество напрямую зависит от того, насколько мы сами адекватны. Именно адекватность помогает по достоинству определить и оценить элитное качество в личности и вынести ей свой объективный вердикт. Но, имея дело с элитно-стью (т.е. с высшим качеством), мы всегда будем ему неадекватны, если сами не обладаем внутри себя подобным же элитным достоинством. Мы всегда будем на шаг позади от него. С таким отставанием судить о том, что впереди
Issues in Elitology. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Elite Studies of Culture | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
тебя, весьма затруднительно. Наше вечное опоздание будет приводить к неверным нашим оценкам и выводам. Мы всегда будем что-то упускать из вида; мимо чего-то проходить, не замечая его. Наша невнимательность будет уводить нас в сторону от познания сущности наблюдаемого элитного качества.
Выводы
Как показывает нам история культуры, чем сложнее (многограннее) личность, тем полнее она себя проявляет в творчестве. Цветущая сложность побуждает её быть более изобретательной и настойчивой в творчестве. И такие личности, которые способны себя выразить в акте своего творческого самоделания, имеют все права на приставки «супер», «сверх», «мега», «абсолют».
У творчества много форм проявления, но сущность его неизменна - показывать человеку то, на что он способен, когда вооружен этим ментальным инструментом. Творчество самое главное и самое мощное оружие человека. Благодаря ему мы обрели господство над миром. Правильное и эффективное его использование делает человека планетным сверхсуществом. Всего, чего добилось человечество, оно приобрело в результате своих творческих достижений. Поэтому человек есть то, чем являются его творческие достижения.
Многообразие элитологического опыта заставляет и саму элитологию быть эластичной и диалектически направленной. Развитие элитности - это процесс вечного развития человеческого духа. Если Господь и создал человека, то создал его как саморазвивающуюся систему. И самым действующим инструментом этого самостоятельного развития является творчество.
Список литературы
Attali, J. (2006). Краткая история будущего. (Une Brève histoire de l'avenir). Arcade Publishing. Fayard.
Lacroix, J. (1981). Персонализм. Источники. Основания. Актуальность. (Le personnalisme. Sources. Fondements. Actualité). Chronique sociale.
Баландин Р.К. (2010). Сальвадор Дали: Миф и реальность. Вече.
Бердяев, Н. А. (1994a). Смысл творчества. В Н. А. Бердяев, Философия творчества, культуры и искусства (Т. 1, сс. 37-341). Искусство.
Бердяев Н.А. (1994b). Философия свободного духа. Республика.
Влайч С. (2013). Никола Тесла - человек-ангел. «Дельфис».
Грин, А. (1980). Бегущая по волнам: Т.5. Собрание сочинений в 6 тт.
Дали, С. (2012a). Дневник одного гения. Попурри.
Дали, С. (2012b). Моя тайная жизнь. Попурри.
Дали, С. (2013). Сокрытые лица. Эксмо,
Карабущенко П.Л. (2020). Антропологическая элитология. ИНФРА-М. doi: 10.12737/995429. Лакруа Ж. (2004). Избранное: Персонализм. РОССПЭН.
Вопросы элитологии. 2023. No 3 | ISSN: 2712-8415 Элитология культуры | doi: 10.46539/elit.v4i3.168
де Ларошфуко, Ф. (1971) Мемуары. Максимы. «Наука». Мунье, Э. (1999). Манифест персонализма. Республика. Пастернак, Б.Л. (1989). Собрание сочинений: В 5 т. Художественная литература. Пиштало, В. (2010). Никола Тесла. Портрет среди масок. «Азбука-классика». Тесла, Н. (2018а) Власть над миром. Алгоритм. Тесла, Н. (20186). Дневники. Я могу объяснить многое. Яуза-пресс. Уайльд, О. (2007). Письма. Азбука-классика.
Фейгин, О. (2012). Никола Тесла: Наследие великого изобретателя. Альпина нон-фикшн. Шиллер, Ф. (1955). Собрание сочинений в 7 тт: (Т.1). «Художественная литература».
References
Attali, J. (2006). A brief history of the future. (Une brève histoire de l'avenir). Arcade Publishing. Fayard (in French).
Balandin, R.K. (2010). Salvador Dali: Myth and reality. Veche (In Russian).
Berdyaev, N. A. (1994a). The meaning of creativity. In N. A. Berdyaev, Philosophy of creativity, culture and art (Vol. 1, pp. 37-341). Art (In Russian).
Berdyaev, N. A. (1994b). Philosophy of the free spirit. Republic (In Russian).
Dali, S. (2012a). Diary of one genius. Potpourri (In Russian).
Dali, S. (2012b). My secret life. Potpourri (In Russian).
Dali, S. (2013). Hidden faces. Exmo (In Russian).
Feigin, O. (2012). Nikola Tesla: The legacy of the great inventor. Alpina non-fiction (In Russian).
Green, A. (1980). Running on Waves: Vol. 5. Collected Works in 6 vols (In Russian).
Karabushchenko, P. L. (2020). Anthropological elitology. INFRA-M. doi: 10.12737/995429 (In Russian).
Lacroix, J. (1981). Personalism. Sources. Foundations. Relevance. (Le personnalisme. Sources. Fondements. Actualité). Chronique sociale (in French).
Lacroix, J. (2004). Selected: Personalism. ROSSPEN (In Russian).
de Larochefoucauld, F. (1971) Memoirs. Maxims. "Science" (In Russian).
Mounier, E. (1999). Manifesto of personalism. Republic (In Russian).
Pasternak, B.L. (1989). Collected Works: In 5 vols. Khudozhestvennaya literatura (In Russian).
Pishtalo, V. (2010). Nikola Tesla. Portrait among the masks. "Azbuka-Classics" (In Russian).
Schiller, F. (1955). Collected works in 7 vols: (Vol. 1). "Art Literature" (In Russian).
Tesla, N. (2018a) Power over the world. Algorithm (In Russian).
Tesla, N. (2018b). Diaries. I can explain a lot of things. Yauza press (In Russian).
Vlaich, S. (2013). Nikola Tesla - a man-angel. "Delphis (In Russian).
Wilde, O. (2007). Letters. Azbuka-Classics (In Russian).