ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY
УДК 101.2
йй! 10.25513/1812-3996.2018.23(1).60-64
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ В. И. Разумов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 22.10.2017
Дата принятия в печать
26.12.2017
Дата онлайн-размещения
28.03.2018
Аннотация. Причины мирового кризиса конца XX - начала XXI в. коренятся в критичном замедлении темпов научного развития, усиливающейся фрагментации наук и интеллектуальной культуры в целом. В большой степени интеллектуальный кризис обусловлен отсутствием новых проблематизаций философии, актуальных для интеллектуальной культуры в целом. Рассматриваются особенности философских проблем в прошлом, настоящем, будущем. Предложены формулировки и комментарии философских проблем настоящего и будущего. Будущее философии и интеллектуального развития связывается с усилением установок на синтез разнообразных знаний, систем, что способно поддержать переход человечества в новую эпоху.
Ключевые слова
Интеллектуальная культура, мировой кризис, новые интеллектуальные технологии, синтез, философские проблемы
PAST, PRESENT AND FUTURE OF PHILOSOPHICAL PROBLEMS
V. I. Razumov
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 30.01.2017
Accepted
15.09.2017
Available online
28.03.2018
Keywords
Intellectual culture, world crisis, new intellectual technologies, synthesis, philosophical problems
Abstract. Causes of the world crisis at the end of the XX century and beginning of the XXI century are rooted in a critical slowing down of the pace of scientific development, increasing fragmentation of science and intellectual culture in a whole. To a large extent, the intellectual crisis is caused by the absence of new problematizations of philosophy that are actual for intellectual culture in general. The features of philosophical problems in the past, present, and future are considered. The proposed formulations and comments on the philosophical problems of the present and the future. The future of philosophy and intellectual development associated with the strengthening of attitudes on the synthesis of different knowledge systems that are able to support the transition of humanity into a new age.
1.Введение
Философы утрачивают привилегированное положение в среде интеллектуальной культуры с конца XIX в. по мере усиления позиций эмпирически-ориентированного естествознания и позитивизма. Если философы намерены занять достойные
позиции среди интеллектуалов XXI в. в условиях колоссальных и быстрых трансформаций культуры и цивилизации, то с их стороны необходимо серьезное переосмысление философской проблематики, соразмерное глубине и масштабам изменений, происходящих в обществе. Проблемы философии акту-
ально рассматривать в контексте смены эпох, происходящей с конца XX в. по настоящее время.
В истории выделим три эпохи, различающиеся особенностями интеллектуальной культуры.
Архаическая эпоха. Начинается неолитической революцией около 8-10 тыс. лет назад. Интеллект имеет «мифопоэтический» характер. Основная деятельность человека в Архаическую эпоху - создание средств выживания.
Рациональная эпоха. Основа формируется в 800-200-е гг. до н.э. Согласно известной идее К. Яс-перса, назвавшего данный период «осевым временем» [1], тогда были заложены духовные и интеллектуальные основы последующего развития человечества. Ведущим качеством интеллекта становится способность к доказательному рассуждению. Человек Рациональной эпохи сосредоточивается на расширяющемся производстве разнообразных продуктов. Эпоха завершается в конце XX - начале XXI в. вместе с кризисом индустриального общества и его ведущих модераторов - науки, образования - и началом перехода человечества к новой эпохе.
Концептуальная эпоха (Великий Синтез). Ведущая характеристика - производство смыслов, создание и интеграция разнообразных по масштабам и качеству систем. Система науки и образования призвана сыграть ключевую роль в подготовке человечества к бытию в Концептуальной эпохе. Здесь способна проявить себя философия при условии ее позиционирования в качестве ведущей отрасли символической деятельности. Проблемы философии способны определить стратегию развития общества и человека на базе консолидации интеллектуальной культуры.
В начале XXI в. тема философских проблемати-заций разворачивается в ситуации перехода от Рациональной к Концептуальной эпохе.
2. Философские проблемы прошлого
Они формулируются на фоне доминирующих оценок философии как «царицы наук», первооткрывателя вечных истин - sub specie aeternitatis (лат. с точки зрения вечности). Н. С. Розов, ориентируясь на историю философии, выделяет 15 философских проблем [2]. Относительно данного списка выскажем несколько соображений. Во-первых, любая из перечисленных проблем может квалифицироваться как междисциплинарная. Во-вторых, сложно оценить степень влияния решения любой из этих проблем философами на другие науки, области интеллектуальной культуры. В-третьих, в фокус внимания философов XXI в. указанные 15 проблем философии попадают редко, о чем можно судить по тематике кан-
дидатских и докторских диссертаций, заглавиям публикаций.
От Сократа к М. Хайдеггеру протягивается линия развития философии как совершенствования искусства вопрошания. Ценность философских вопросов определялась их влиянием на развитие интеллектуальной культуры. По мере совершенствования ее отраслей (повседневность, искусство, религия, наука, техника), а также в связи с углубляющейся дифференциацией интеллектуальной деятельности, в особенности науки, постановка проблем специализируется, что сказывается и на философии. Лидерами науки с XX в. выступают математика и физика с приложениями их результатов в инженерно-технических дисциплинах. Философы, в силу универсальности предмета, методов, категориального аппарата, обладают потенциалом выступать организаторами междисциплинарных исследований и проектов, но он используется недостаточно. В распространенных выражениях философские проблемы представляются ученым: а) недостаточно строго сформулированными, б) не входящими в область специальных, как правило очень узких, интересов, в) уже решаемыми в науке вне зависимости от философских работ, к примеру психофизическая проблема в нейрофизиологии, вопросы онтологии в языках программирования.
3. Философские проблемы настоящего
Приведем перечень их формулировок.
3.1. По какому из сценариев и до какой степени согласованно (гармонично) идет развитие человека, общества, Природы?
3.2. Являются ли человек и общество высшими ступенями эволюции Космоса, способны ли они порождать и реализовывать проекты трансгуманистического, транссоциального характера, отвечающие критериям безопасности, реалистичности, эффективности? Иными словами, есть ли у человека и общества основополагающая миссия в Мироздании?
3.3. Что есть экономика? Каково ее настоящее и должное место в сценариях развития человека, общества?
3.4. Как и в каком направлении происходит смена форм перцепции на рубеже XX и начала XXI в.? Как это проявляется в обучении, познании, проектировании?
3.5. Какие препятствия тормозят формирование интеллектуально-духовной основы для перехода от экстенсивных к интенсивным технологиям развития цивилизации?
3.5.1. Требуется развитие междисциплинарных исследований в интересах преодоления фрагментации научных и учебных знаний и утверждения установок на синтез в познании, обучении, проектировании. Почему идея конвергенции технологий, выражаемая аббревиатурой NBICS, остается благим пожеланием, особенно в России?
3.5.2. Вызывают затруднения попытки дополнить линеаризованные формы представления знания гипертекстами, наделенными качеством осмысления. В простейших случаях речь идет о способностях к рассуждениям с использованием привычного текстового формата и разнообразных схематизаций.
3.5.3. От неокантианцев В. Дильтея, В. Вин-дельбанд, Г. Риккерта исходит представление о кардинальных различиях между гуманитарными и точными науками [3]. Это выражается трудностями в согласовании смысло-содержательного и формально-математического аспектов рассуждения. Еще Г. В. Лейбниц ставил задачу обосновывать рассуждения, претендующие на доказательность, вычислениями [4]. Требуется установка на баланс автоматизации вычислений и рассуждений.
3.5.4. Наблюдается чрезвычайная фрагментация в самих подходах к образованию. Кроме зауженного характера тематик и специализаций, а часто и в них внимание отводится лишь одной стороне дела - либо выдаче большого объема знаний без умения работать с ними, либо, наоборот, закреплению серии алгоритмических процедур без осмысления их содержимого. В обоих случаях теряется прикладное значение образования.
3.5.5. Как относиться к проявлениям социального и иных видов неравенства в условиях XXI в.?
3.5.6. Требуется глубокая онтологическая проработка тематик, обусловленных социобиологической природой человека, среди которых темы детства, старости, гендера, феминизма, тератологии человека.
3.6. В новейшей науке и философии фактически отсутствует адекватная проработка категории закона. Нужны серьезные обсуждения о природе и статусе закона [5].
3.7. Усугублению фрагментации интеллектуальной культуры и наук способствует отсутствие синтеза философии, физики, математики. Уместно предположить, что без такого синтеза вряд ли новая эпоха получит адекватную интеллектуальную поддержку.
4. Философские проблемы будущего
Сосредоточимся на определении тем и формулировок проблем, которые представляются актуальными в XXI в.
4.1. Важную роль в организации креативных видов человеческой деятельности играют интеллектуальные интуиции. Они представляют собой основополагающие идеи, которые слабо эксплицированы и, как правило, даже не обсуждаются, поэтому интеллектуальные интуиции некритично используются как условия для умозаключения, гипотезы, модели, теории, эксперимента [6].
4.2. Ситуация с языками интеллектуальной культуры становится всё более напряженной. Моно-или полиязыковый характер будет носить интеллектуально-духовная культура XXI в.? Какое место среди многообразия языков займут языки программирования?
4.3. Какие форматы для выражения философских (и иных проблем) будут использоваться в XXI в. и каким образом они будут соотноситься между собой? Это можно рассматривать как расширение проблемы 3.5.2.
4.4. В XXI в. на фоне мягкого процесса демонополизации науки конкуренция между отдельными дисциплинами переносится на уровень интеллектуальной культуры в целом. Какие из направлений развития интеллектуальной культуры станут актуальными в ближайшей и отдаленной перспективах?
4.4.1. Следует ли ожидать переход исследовательских стратегий (и менталитета) на уровень синтеза систем, на процессы в ранге систем, когда акценты в понимании предмета смещаются от структурного к функциональному и имитационному уровням?
4.4.2. Уместно ли ожидать переход от неокантианского разъединения наук о Природе и Духе (3.5.3) к интеграции содержательно-смысловых и формально-математических описаний [7]?
4.4.3. Развернется ли создание новых интеллектуальных технологий на основе разработок и широкого внедрения методов визуализаций рассуждений в научную, учебную, проектную деятельности?
4.4.4. По какому пути пойдет развитие искусственного интеллекта (ИИ)? Если встать на позицию гибридного подхода к ИИ, то объекты ИИ уместно рассматривать как системы, включающие компоненты антропной, природной, социальной, технической реальности. Таким образом, средами для развертывания ИИ могут выступить интеллектуальные системы, определяемые И. С. Ладенко как комплексы, объединяющие предметную область, коллектив специалистов, класс задач, когнитивные инструменты, технические средства [8].
4.5. По какому сценарию и насколько согласованно пойдет развитие человека, общества, Природы? Насколько полно и разнообразно при этом будут представлены к исполнению тенденции развития у человека и общества? Насколько надежно в них будет прописываться статус закона?
4.6. Каким образом будет осуществляться применение духовно-интеллектуальных достижений человека в развитии его физических способностей, как будет осуществляться баланс естественных возможностей человека и искусственных научно-технических дополнений?
Уместно ли ожидать перехода от доминирования аналитико-редукционистских установок к холи-стическо-синтезирующим, когда онтологические ориентиры сместятся от поиска простейших частей Мироздания к пониманию таких высоко-сложных объектов, как биосфера, человек, общество. В русле вопросов о месте общества и человека в эволюции Космоса уместен и вопрос о том, не является ли одной из функций общества выполнение им роли социокомпьютера? Вообразим себе быстро формирующуюся за счет разнообразных средств связи сеть, включающую более 7 млрд сознаний, плюс к этому множество компьютеров разных видов! В американской фантастике 70-х гг. XX в. обсуждались сюжеты возникновения ИИ на базе мировой телефонии...
5. К новому статусу интеллектуальной культуры
К XX и XXI вв. накапливается богатая история философских рефлексий, полученных относительно материалов из разных отраслей интеллектуальной культуры, а это всё более закрепляет за философами статус доксографов интеллектуальных процессов, протекающих вне философии, поэтому имеющих вспомогательное назначение.
Аутсайдером в данных условиях оказывается не столько философия, сколько интеллектуальная культура в целом, включая фундаментальные науки. Их подлинным назначением в XXI в. представляется раскрытие природы Мироздания на основе объединения математики, физики, философии. В этом движении внимание исследователей и практиков
должно акцентироваться на выявлении особенностей информационно-полевой природы объектов [5]. На этой базе перспективно движение к пониманию сознания как среды для производства символов и смыслов, а это может обсуждаться более конструктивно и вне жестких противопоставлений идеальное/материальное и с учетом универсальности протекающих в сознании и в объектах физической природы информационно-полевых процессов.
Итак, настоящее философии в XXI в. определяется нами за счет фокусировки внимания на исчерпании в настоящее время интеллектуально-духовных оснований развития культуры и цивилизации. Будущее философии, ее возможности по выходу из кризиса и активному участию в становлении новой эпохи свяжем с тремя областями формирования проблематизаций:
1) разработка интеллектуальных интуиций в направлениях экспликации имеющихся и генерации новых;
2) работа над формированием языков (естественных и искусственных) новой интеллектуальной культуры;
3) создание инновационных форматов для упаковки знаний с установлением между ними механизмов, поддерживающих трансферы знаний и технологий.
Работа над философскими проблемами XXI в. оказывается связанной с настоящей битвой за знание и его использование. Это относится, например, к следующему вопросу: на каких языках и в каких форматах-упаковках будет представлено знание? Есть основания предположить, что эти процессы занимают высшие уровни развернувшейся в XXI в. Мировой гибридной войны.
При обращении к инновациям, высоким технологиям и их конвергенции в моделях МВЮБ следует отдавать себе отчет в том, что стратегические характеристики конкуренции в современном мире определяются сейчас именно овладением новыми формами мышления с установками на синтез [9].
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М. : Республика, 1991. С. 32-50.
2. Розов Н. С. Что делает философскую проблему великой? // Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. М. : Логос, 2002. С. 580-614.
3. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собр. соч. : в 6 т. М. : Три квадрата, 2004. Т. 3. С. 264-265.
4. ГолубниченкоА. Н. Г.В. Лейбниц и автоматизация рассуждений // Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 66-67.
- 63
Herald of Omsk University 2018, vol. 23, no. 1, pp. 60-64
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 1. С. 60-64
-ISSN 1812-3996
5. Разумов В. И. К новой парадигме закона // Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 213-219.
6. Разумов В. И. Новая эпоха и философия: от проблематизаций к интуициям и синтезу // Идеи и идеалы. 2015. Т. 1. № 4 (26). С. 57-68.
7. Разумов В. И., Сизиков В. П. Приложения информационных основ синтеза систем: ДИС-развертки и парадигма закона [Электронный ресурс]: монография. Электрон. текстов. дан. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. № гос. регистрации 0321304636.
8. Ладенко И. С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск : Наука, 1973. 172 с.
9. Разумов В. И. Философия синтеза: история и опыт концептуализации // Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 13-16.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Разумов Владимир Ильич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: razumovvi@omsu.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Разумов В. И. Прошлое, настоящее и будущее философских проблем // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 1. С. 60-64. DOI : 10.25513/1812-3996.2018.23(1). 60-64.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Razumov Vladimir Iljich - Doctor of Phylosophical Sciences, Professor, Head of the Deparment of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: razumovvi@omsu.ru.
FOR QTATIONS
Razumov V. I. Past, present and future of philosophical problems. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23. no. 1, pp. 60-64. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(1).60-64. (in Russ.).