Научная статья на тему 'ПРОПОВЕДЬ ДЖОНА ФИШЕРА «О ПАГУБНОМ УЧЕНИИ М. ЛЮТЕРА» (1521 г.) В ВОСПРИЯТИИ У. ТИНДЕЛА'

ПРОПОВЕДЬ ДЖОНА ФИШЕРА «О ПАГУБНОМ УЧЕНИИ М. ЛЮТЕРА» (1521 г.) В ВОСПРИЯТИИ У. ТИНДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уильям Тиндел / Джон Фишер / Реформация / проповедь / Священное Писание / оправдание верой / апостолы / William Tyndale / John Fisher / Reformation / Holy Scripture / justification by faith / apostles

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чугунова Татьяна Георгиевна, Софронова Лидия Владимировна

В центре внимания статьи – проповедь английского католического богослова Джона Фишера против учения Мартина Лютера, произнесенная 12 мая 1521 г. у собора Св. Павла в Лондоне. Эта проповедь получила широкий резонанс и вызвала глубокий отклик в лагере реформаторов. Одним из тех, кто подробно проанализировал речь и дал ей оценку, был английский переводчик Библии Уильям Тиндел. В статье приводится пространный фрагмент из его сочинения «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528 г.), в котором реформатор критикует некоторые положения проповеди Фишера. Авторы статьи подчеркивают отрицательную оценку, данную Тинделом как самой проповеди, так и всей деятельности епископа Рочестерского. Отмечается, что не только в анализируемом трактате, но и в других своих сочинениях английский реформатор негативно отзывался об интеллектуальных способностях Дж. Фишера, указывал на неправильное толкование последним текстов Священного Писания и деяний святых апостолов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

J. FISHER ‘S «SERMON MADE AGAINST THE PERNICIOUS DOCTRINE OF M. LUTHER» (1521) IN THE PERCEPTION OF W. TYNDALE

The focus of this article is the sermon of the English Catholic theologian John Fisher against the doctrine of Martin Luther, delivered on May 12, 1521, at St. Paul's Cathedral in London. This sermon received a wide resonance and caused a deep response in the camp of reformers. One of those who analyzed and assessed it in detail was the English Bible translator William Tyndale. The article cites a lengthy fragment from his work «The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe» (1528), in which the reformer criticizes some provisions of Fisher's sermon. The authors of the article emphasize the negative assessment given by Tyndale both of the sermon itself and of the entire activity of the Bishop of Rochester. It is noted that not only in the analysed treatise, but also in other works, the English reformer spoke badly of the intellectual abilities of J. Fisher, pointing out the latter's incorrect interpretation of the texts of the Holy Scripture and the Acts of the Holy Apostles.

Текст научной работы на тему «ПРОПОВЕДЬ ДЖОНА ФИШЕРА «О ПАГУБНОМ УЧЕНИИ М. ЛЮТЕРА» (1521 г.) В ВОСПРИЯТИИ У. ТИНДЕЛА»

CHUPRINA, ANASTASIA M. - Undergraduate of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (barinova.nastasya21 @yandex.ru)

CHOUGOUNOVA, TATYANA G. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 94 (411):282+284.1/2«1521/1528» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-6-19-23

ЧУГУНОВА Т.Г., СОФРОНОВА Л.В. ПРОПОВЕДЬ ДЖОНА ФИШЕРА «О ПАГУБНОМ УЧЕНИИ М. ЛЮТЕРА» (1521 г.)

В ВОСПРИЯТИИ У. ТИНДЕЛА

Ключевые слова: Уильям Тиндел, Джон Фишер, Реформация, проповедь, Священное Писание, оправдание верой, апостолы.

В центре внимания статьи - проповедь английского католического богослова Джона Фишера против учения Мартина Лютера, произнесенная 12 мая 1521 г. у собора Св. Павла в Лондоне. Эта проповедь получила широкий резонанс и вызвала глубокий отклик в лагере реформаторов. Одним из тех, кто подробно проанализировал речь и дал ей оценку, был английский переводчик Библии Уильям Тиндел. В статье приводится пространный фрагмент из его сочинения «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528 г.), в котором реформатор критикует некоторые положения проповеди Фишера. Авторы статьи подчеркивают отрицательную оценку, данную Тинделом как самой проповеди, так и всей деятельности епископа Рочестерского. Отмечается, что не только в анализируемом трактате, но и в других своих сочинениях английский реформатор негативно отзывался об интеллектуальных способностях Дж. Фишера, указывал на неправильное толкование последним текстов Священного Писания и деяний святых апостолов.

CHOUGOUNOVA, T.G., SOFRONOVA, L.V.

J. FISHER S «SERMON MADE AGAINST THE PERNICIOUS DOCTRINE OF M. LUTHER» (1521) IN THE

PERCEPTION OF W. TYNDALE

Key words: William Tyndale, John Fisher, Reformation, Holy Scripture, justification by faith, apostles.

The focus of this article is the sermon of the English Catholic theologian John Fisher against the doctrine of Martin Luther, delivered on May 12, 1521, at St. Paul's Cathedral in London. This sermon received a wide resonance and caused a deep response in the camp of reformers. One of those who analyzed and assessed it in detail was the English Bible translator William Tyndale. The article cites a lengthy fragment from his work «The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe» (1528), in which the reformer criticizes some provisions of Fisher's sermon. The authors of the article emphasize the negative assessment given by Tyndale both of the sermon itself and of the entire activity of the Bishop of Rochester. It is noted that not only in the analysed treatise, but also in other works, the English reformer spoke badly of the intellectual abilities of J. Fisher, pointing out the latter's incorrect interpretation of the texts of the Holy Scripture and the Acts of the Holy Apostles.

В центре внимания статьи - оценка проповеднической деятельности видного церковного иерарха Англии, кардинала, епископа Рочестерского Джона Фишера (1469-1535), данная ему не менее известным Уильямом Тинделом (1494-1536) - английским реформатором, публицистом и переводчиком Библии.

Оба мыслителя внесли огромную лепту в изучение языков сакральных текстов. У. Тиндел впервые перевел Священное Писание на английский язык с первоисточников - древнееврейского и древнегреческого текстов. Джон Фишер приложил немало усилий для освоения этих языков в Англии. В уставе Кембриджского колледжа Св. Иоанна, составленном Джоном Фишером, говорилось о необходимости включения в программу латинского, древнегреческого и еврейского языков. Фишер сетовал на пренебрежительное отношение в колледже к изучению иврита и древнегреческого [1, р. 21]. В 1535 году он завещал другому учебному заведению - колледжу Иисуса свои собственные экземпляры еврейской Библии и еврейского словаря [1, р. 96].

Однако при жизни данные мыслители оказались по разные стороны баррикад. Фишер являлся апологетом католической церкви, «серьезно и основательно подорвавшим ересь Лютера и Эколампадия», как отмечал его немецкий коллега Иоганн Кохлей [2, р. 464]. Тиндел, напротив, был одним из самых жесточайших критиков католической церкви и её духовного главы - папы римского. Нельзя сказать с достоверной точностью, были ли знакомы ученые, но каждый из них точно знал друг о друге. Приблизительно в 1517-1522 гг. У. Тиндел находился в Кембридже, после окончания Оксфорда он обучался в Кембриджском университете, а Фишер занимал пост канцлера этого учебного заведения с 1504 г. и до конца жизни [3, р. 42].

12 мая 1521 г. у собора Св. Павла в Лондоне были сожжены сочинения немецкого реформатора Мартина Лютера в сопровождении проповеди Джона Фишера «Против пагубного учения Мартина Лютера» («Sermon made against the pernicious doctrine of Martin Luther»). Проповедь была переведена на латинский язык королевским секретарем Ричардом Пейсом и

опубликована в январе 1522 года [4, р. 146; 5, р. 173]. В настоящей статье использован английский вариант проповеди, который входит в собрание английских работ епископа [6, р. 311-348]. На титульном листе отмечается, что такая задача была поставлена Джону Фишеру английским кардиналом Томасом Волси - легатом святого отца [6, р. 311]. Как видно из этой записи, епископу Рочестерскому было дано поручение пресекать распространение лютеранской ереси на основании буллы папы Льва Х от 15 июня 1520 г. («Exsurge Domine» (Восстань, Господи!)

Большое место в проповеди Фишера заняла излюбленная проблема того времени о вере и добрых делах. Английский богослов всегда держал в уме главную догму Лютера - только вера (sola fide) оправдывает человека. В исследуемой речи Фишер использует образ солнца, свет которого зимой не согревает землю, и последняя не приносит никакой плод [6, Р. 324]. Фишер говорит о вере, действующей любовью - fides que per dilectionem operatur (Гал., 5:6). Богослов пытается соединить Послание апостола Павла к Галатам, 5:6 и Послание Иакова, 2:22. Человека, не совершающего благодаря вере добрые дела, он уподобляет мертвому столбу.

Другим, не менее важным тезисом проповеди Фишера является признание римского понтифика главой католической церкви, преемником апостола Петра, непререкаемым авторитетом для всех христиан. Опираясь на труды отцов церкви, он отмечал, что ранняя церковь

- как Восточная, так и Западная - признали главенство римского первосвященника, в отличие от монаха Лютера [6, р. 321]. Немецкий реформатор, как известно, отверг тезис о божественном происхождении папской власти, не признавал непогрешимости папы и церковных соборов.

Речь Фишера, на наш взгляд, легка и понятна. В английском варианте проповеди постоянно встречаются латиноязычные фразы. Прежде всего это отсылки к Священному Писанию. Современные историки называют это сочинение одним из лучших трудов богослова, настоящим бестселлером [4, р. 150]. Исследователь творчества английского епископа Ю.А. Волкова отмечает какую огромную роль отводил Фишер проповеднической деятельности, сравнивая его проповеди с таковыми апостола Павла, провозглашавшего необходимость и важность этого рода практики для христиан [7, р. 12]. Автор также отмечает, что Фишер заботился о качестве проповедования и многое сделал для подготовки хороших проповедников в основанном им колледже Св. Иоанна в Кембриджском университете [7, р. 12].

Однако совсем иную оценку проповеди и её основных положений дал современник Фишера

- Уильям Тиндел. Анализ этой проповеди встречается у Тиндела в трактате «Послушание христианина и как христианские власти должны управлять» (1528 г.). Вероятно, Тиндел имел напечатанный экземпляр проповеди. Будет целесообразным привести дословно этот пространный фрагмент из сочинения реформатора. «Сразу после начала своей проповеди, пытаясь доказать, что дело яснее ясного, и что оно служит для его (Фишера) цели не более, чем возглас «Ступайте, отпускаются вам грехи ваши» для доказательства того, что Дева Мария родилась без первородного греха, он толкует слова Мартина Лютера, а именно: если мы утверждаем, что любое Послание апостола Павла или любое место в его посланиях относится не ко Вселенской церкви, (т.е. собранию всех, кто верует во Христа), мы отнимаем весь авторитет у Св. Павла. (что делает Рочестер). Если таковое сказано о Слове Св. Павла, то не намного более справедливо (сказано) и о Евангелии Христовом, и о всяком месте в нем. О, ужасная слепота! Сперва заметь его слепоту. Он понимает под словом Евангелие не более, чем Евангелия четырех - Матфея, Марка, Луки и Иоанна и не думает, что Деяния апостолов и Послания Петра, Павла, Иоанна суть тоже Евангелие. Павел ясно называет свою проповедь Евангелием (Римл, 1, Кор., 4, Гал., 1, 1Тим., 1). Евангелие есть везде, где оно проповедуется и обозначает благую весть, т.е. открытую проповедь Христа, Священного Завета и славных обетований, что Бог дал нам через кровь Христову, всем, кто раскается и уверует. Кроме того, в послании апостола Павла есть больше Евангелия, то есть Христос более откровенно проповедуется, и более обетований пересказывается в послании Павла, чем в Евангелиях Матфея, Марка и Луки.

Отметь его (Фишера) коварство, как злобно и как искусно он отнимает авторитет у Павла. Если то, что писали четверо евангелистов более истинно, чем то, что писал Павел, то это не одно Евангелие (как проповедуют они), не один дух научал их. Если бы это было одно Евангелие и один дух, то как одно могло бы быть более истинно, чем другое? Павел доказывал свой авторитет Галатам и Коринфянам, потому что он получил свое Евангелие откровением от Христа, а не от человека и потому что он общался с Петром и с высокими апостолами, как показывают его

послания и проповеди, они не могли оспорить ничего, ни чему-либо научить его, и потому многие были обращены (им в христианство), и как показывали великие чудеса, его проповедью, так же, как и проповедью высоких апостолов, и поэтому он будет не меньшего авторитета, чем Петр и другие высокие апостолы. И его Евангелие не менее славно, чем другие. Наконец, чтобы тебе лучше понять Рочестера и прочий ихний сброд, каковы они под кожею, погляди, как они играют в прятки с Писанием» [8, р. 127].

Тиндел особо отметил коварство английского епископа, который в своей проповеди ссылался на Первое Послание апостола Павла Тимофею, где говорится, что «в последние времена некоторые отступят от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» [8, р. 127]. Тиндел понимал, что в первую очередь Фишер имел в виду лютеран и последователей учения немецкого реформатора, но никак не своих коллег.

Итак, мы видим, что о Фишере, который как раз из-за любви к Священному Писанию изучал древнегреческий и еврейский языки и оснастил университетские библиотеки соответствующими текстами, Тиндел, тем не менее, пишет самые нелицеприятные строки: «Извращать Писание и насмехаться над Словом Господним - в духе епископа Рочестерского» [8, р. 124]. Подобная оценка деятельности епископа, а также упреки в весьма слабых интеллектуальных способностях Фишера встречаются едва ли не на каждой странице сочинения Тиндела. Не удивительно, что гуманист Т. Мор, сторонник Дж. Фишера, сравнил литературные нападки Тиндела на епископа с припадком гнева у реформатора [9, р. 153].

Из приведенного фрагмента сочинения реформатора видно, что более всего Тиндела задевало предпочтение Фишером апостола Петра всем другим апостолам, и особенно Павлу. Это, действительно, так, поскольку в своем полемическом сочинении против немецкого реформатора «Опровержение лютеранских утверждений» 1523 г. (Assertionis Lutheranae Confutatio) Фишер пишет об очевидном первенстве апостола Петра и наделении последнего особыми полномочиями самим Иисусом Христом [10]. Эта работа, вероятно, тоже была известна Уильяму Тинделу, поскольку в указанном нами трактате этот тезис реформатор подверг значительной критике: «Подумай, какой позор нашим ученым докторам (как Рочестеру с его проповедью против Мартина Лютера), которые оспаривают этот текст из Евангелия от Матфея и говорят, что Петр, уплативший подать, сделался лучше других апостолов и возымел больше власти и силы, чем они, стал главою им всем, вопреки стольким ясным и очевидным местам Евангелий, в которых Христос укоряет их (учеников), говоря, что это язычество, когда один начинает возвышаться над другими или желает сделаться лучше. Быть великим в Царствии Небесном, значит быть всем слугой» [8, р. 116].

Дж. Фишер, по справедливой оценке многих современных исследователей, был едва ли не единственным английским священником, кто отличался пастырским рвением и любовью к языкам [4, р. 150; 11, р. 72-89]. И, тем не менее, Тиндел совсем не останавливал своего внимания на таких важных заслугах епископа, как его красноречие, слог и стиль фишеровской проповеди. Брань и гнев реформатора, на наш взгляд, поразительно сильны даже по меркам того времени. Едва ли не на каждой странице своего длинного сочинения Тиндел поминал епископа Рочестерского недобрым словом. Он пытался уличить представителей католического лагеря и, в первую очередь, Дж. Фишера и Т. Мора, в поддержании доктрины чистилища (хотя каждый из указанных мыслителей по-своему трактовал пребывание душ в чистилище: по мнению, Мора, опиравшегося на Священное Писание, их наказанием занимаются дьяволы, согласно Фишеру, ссылавшемуся на труды Отцов церкви, - ангелы) [8, р. 150]. На Тридентском соборе (1563 г.) этот догмат был окончательно закреплен и оформлен. По мнению Т. Шека, Фишер внес весомый вклад в католическую догматику XVI века [2, р. 465].

11 февраля 1526 года у собора Св. Павла вновь были преданы огню стопки лютеранских книг, в числе которых оказались Новый Завет и Пятикнижие на немецком языке. Все обвиняемые в чтении и продаже еретических книг (Р. Барнз и немецкие торговцы) принесли публичное покаяние. Джон Фишер и на этот раз прочел проповедь в опровержение лжеучения Мартина Лютера под названием «Sermon concerning certain heretics» [12, р. 708; 13, р. 525]. В это время Тиндел уже покинул Англию из-за преследований сторонников религиозной Реформации. Возможно, до него дошли сведения о том, что епископ Рочестерский выступил с очередной проповедью против немецкого реформатора, но прямых отсылок на нее мы не находим в сочинениях Тиндела.

В другом трактате - «Практика папистских прелатов» (1530 г.), где Тиндел обрушивается на всю католическую иерархию, он обвинил Джона Фишера в смерти своего единомышленника Томаса Хиттона, казненного в 1529 г. «За его веру в святого Иисуса епископы Кентерберийский и Рочестерский после того, как уморили его голодом в секретном узилище, убили в Мейдстоне самым жесточайшим образом», - писал Тиндел. [14, р. 375]. Однако в «Деяниях и воспоминаниях» протестантского историка Джона Фокса, скрупулезно описавшего подобные сюжеты, мы не находим указания на причастность Джона Фишера к этой смерти [15].

Таким образом, отношение У. Тиндела к своему соотечественнику было весьма недоброжелательным. Реформатор нигде не отмечал каких-либо заслуг богослова, том числе тех, о которых было сказано выше. Тинделовская оценка проповеди Фишера, как и всей деятельности епископа Рочестерского, носит ярко выраженную религиозно-политическую направленность против всей католической церкви во главе с римским понтификом. Тем не менее, такие сочинения, в которых анализировался библейский текст и его толкование представителями разных течений, наряду с полемическими работами, способствовали развитию английской религиозной культуры, литературы и национального языка [16]. И Тиндел, и Фишер пожертвовали своей жизнью за отстаивание своих религиозных убеждений. Оба ученых были казнены практически в одно время, Фишер - в 1535 г., Тиндел - 1536 г. В 1935 г. епископ Рочестерский был канонизирован, а Тиндел назван соотечественниками «отцом Английской Библии».

Литература и источники

1. Lloyd J.G. The Discovery of Hebrew in Tudor England: A Third Language. - Manchester, 1983. - 315 р.

2. Scheck T.P. Bishop John Fisher's Response to Martin Luther // Franciscan Studies. - 2013. - Vol. 71. - P. 463-509.

3. Чугунова. Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, Церковь и государство в раннем английском протестантизме. - М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 446 р.

4. Marc'hadour G. Tyndale and Fisher's 1521 sermon against Luther // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays / Ed. by John. T. Day, Eric Lund, and Anne M. O' Donnel. - Washington: The Catholic University of America Press, 1998. - Р. 145-161.

5. Meyer C. Henry VIII Burns Luther's Books 12 May 1521 // Journal of Ecclesiastical History. - 1958. - Vol. 9. - P. 173-187.

6. Fisher J. Sermon made agaynst the pernicyous doctrine of Martin Luther» // The English Works of John Fisher / Ed. John E.B. Mayor. - London: Published for the Early English Text Society, by N. Trubner & Co., 1876. No. XXVII. - P. 311-348.

7. Волкова Ю.А, Суровегина Е.С. Sacra rhetorica: Джон Фишер и искусство проповедования // Современная научная мысль. -2019. - № 5. - С.10-14.

8. Tyndale W. The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / Ed. John Foxe. - London, 1573. - (1-я пагинация). - P. 97183. Далее - WW.

9. More T. The Confutation of Tyndale's Answer // More, Thomas. The Confutation of Tyndale's Answer / Ed. by Louis A. Schuster, Richard C. Marius, James P. Lusardi, and Richard J. Schoeck. Complete Works of St. Thomas More. Vol. 8. - New Haven and London: Yale University Press, 1973.

10. Fisher J. Assertionis Lutheranae Confutatio. - Antwerp: Chevallon Press, 1523.

11. DowlingM. Fisher of Men: а life of John Fisher, 1469-1535. - London: Мacmillan Press LTD, 1999. - 218 p.

12. HallЕ. Hall's chronicle, containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs to the end of the reign of Henry the Eight in which are particularly described the manners and customs of those period

13. Stow J. Three fifteenth century Chronicles with historical memoranda by John Stowe the antiquary, and contemporary notes of occurrences, written by him in the reign of Queen Elizabeth / Ed. James Gairdner. - Westminster: Camden Society, 1880. - 206 р.

14. Tyndale W. Practice of papisticall Prelates // WW. - P. 436-452.

15. Foxe J. The acts and monuments of John Foxe: a new and complete edition / by the rev. George Townsend. 8 vols. - London: published by R. B. Seeley and W. Burnside, 1788-1857.

16. Бабаева А.В., Шмелева Н.В. Репрезентация «человеческой исключительности» в культурном потоке Нового времени // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т.10. - №1(38). -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-12

References and Sources

1. LloydJ.G. The Discovery of Hebrew in Tudor England: A Third Language. Manchester, 1983. 315 р.

2. Scheck T.P. Bishop John Fisher's Response to Martin Luther // Franciscan Studies. Vol. 71. 2013. P. 463-509.

3. Chugunova. T.G. Uil'yam Tindel: Slovo, Cerkov' i gosudarstvo v rannem anglijskom protestantizme. M., SPb.: Centr gumanitarnyh iniciativ, 2017. 446 r.

4.Marc'hadour G. Tyndale and Fisher's 1521 sermon against Luther // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays / Ed. by John. T. Day, Eric Lund, and Anne M. O' Donnel.- Washington: The Catholic University of America Press, 1998. Р. 145-161.

5. Meyer C. Henry VIII Burns Luther's Books 12 May 1521 // Journal of Ecclesiastical History. 1958. Vol. 9. P. 173-187.

6. Fisher J. Sermon made agaynst the pernicyous doctrine of Martin Luther» // The English Works of John Fisher / Ed. John E.B. Mayor. London: Published for the Early English Text Society, by N. Trubner & Co., 1876. No. XXVII. P. 311-348.

7. Volkova Yu.A, SuroveginaE.S. Sacra rhetorica: Dzhon Fisher i iskusstvo propovedovaniya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2019. № 5. S.10-14.

8. Tyndale W. The Obedience of a Christen man and how Christian rulers ought to governe // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / Ed. John Foxe. - London, 1573. - (1-я пагинация). - P. 97-183. Далее - WW.

9. More T. The Confutation of Tyndale's Answer // More, Thomas. The Confutation of Tyndale's Answer / Ed. by Louis A. Schuster, Richard C. Marius, James P. Lusardi, and Richard J. Schoeck. Complete Works of St. Thomas More. Vol. 8.- New Haven and London: Yale University Press, 1973.

10. Fisher J. Assertionis Lutheranae Confutatio. Antwerp: Chevallon Press, 1523.

11. DowlingM. Fisher of Men: a life of John Fisher 1469-1535. London: Macmillan Press LTD, 1999. 218 p.

12. Hall Е. Hall's chronicle, containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs to the end of the reign of Henry the Eight in which are particularly described the manners and customs of those period

13. Stow J. Three fifteenth century Chronicles with historical memoranda by John Stowe the antiquary, and contemporary notes of occurrences, written by him in the reign of Queen Elizabeth / Ed. James Gairdner. Westminster: Camden Society, 1880. 206 p.

14. Tyndale W. Practice of papisticall Prelates // WW. - P. 436-452.

15. Foxe J. The acts and monuments of John Foxe: a new and complete edition / by the rev. George Townsend. 8 vols. London: published by R. B. Seeley and W. Burnside, 1788-1857.

16. Babaeva A.V., Shmeleva N.V. Reprezentaciya «chelovecheskoj isklyuchitel'nosti» v kul'turnom potoke Novogo vremeni // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2022. - T. 10. - № 1 (38). -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-12.

ЧУГУНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. CH0UG0UN0VA, TATYANA G. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected]).

SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected]).

УДК 94(489):284.1/2«152/153» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-6-23-28

ГАНИНА М.А. ФИЛИПП МЕЛАНХТОН И ИОГАНН БУГЕНХАГЕН: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РЕФОРМАТОРСКОЙ ДАНИИ

Ключевые слова: лютеранство, образование, Филипп Меланхтон, Иоганн Бугенхаген, Копенгагенский университет, теология, философия, греческий язык, школа, анатомия.

В статье исследуется проблема влияния церковной Реформации в Дании, на процесс образования. Показано, что Филипп Меланхтон - видный педагог Германии и реформатор - дал мощный толчок идейному оформлению новых образовательных тенденций в Дании. Иоганн Бугенхаген, как один из видных сторонников Мартина Лютера, жил и осуществлял преподавательскую деятельность, в Дании, утверждая на местной почве идеи Реформации, определившие основные тенденции развития среднего и высшего образования. В статье рассмотрены основные идеи двух реформаторов, а также дана оценка влияния взглядов и деятельности преподавателей, на образование в Дании. Отмечается, что Реформация оказала большое влияние на сферу образования в Дании. Необязательность изучения богословия, акцент на изучении древних языков, упор на философские дисциплины и искусство отражали идею взращивания самостоятельной, развитой личности.

GANINA, M.A.

PHILIP MELANHTON AND JOHANN BUGENHAGEN: EDUCATIONAL TRANSFORMATIONS IN REFORMER DENMARK

Key words: Lutheranism, education, Philip Melanchthon, Johann Bugenhagen, University of Copenhagen, theology, philosophy, Greek, school, anatomy.

The article examines the problem of the influence of the Church Reformation in Denmark on the educational process. It is shown that Philipp Melanchthon, a prominent educator in Germany and a reformer, gave a powerful impetus to the ideological design of new educational trends in Denmark. Johann Bugenhagen, as one of the prominent supporters of Martin Luther, lived and taught in Denmark, asserting on local soil the ideas of the Reformation, which determined the main trends in the development of secondary and higher education. The article examines the main ideas of the two reformers, and also assesses the influence of the views and activities of teachers on education in Denmark. It is noted that the Reformation had a great influence on the field of education in Denmark. The optional study of theology, the emphasis on the study of ancient languages, the emphasis on philosophical disciplines and art reflected the idea of cultivating an independent, developed personality.

Реформация, как важнейший феномен и особое культурное явление эпохи Возрождения, вобрало в себя процессы в самых различных сферах общественной жизни, в частности, в образовании, как важнейшей отрасли социальной жизни. Реформируемое при помощи приверженцев новых церковных доктрин, европейская система образования стремительно менялась. При этом перемены, начавшиеся в Германии, получили свое продолжение и в Дании.

Мартин Лютер, как глава протестантской церкви, рассматривал образование, как одну из важнейших отраслей жизни социума. Несмотря на то, что разум для познания Христа, как считал реформатор, являлся ненужным компонентом, поскольку заменялся верой в Слово Божье, сам процесс получения знаний он признавал весьма важным [1, с. 56]. Прежде всего, Мартин Лютер выделял три основные причины, стимулирующие процессы получения и развития образования в Германии. При этом предполагалось, что данные тезисы возможно применять и в других странах и регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.