УДК 330.147:338.45
П.Н. Пустыльник
ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ: СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Национальная экономика России как сложно-структурированная система состоит из подсистем разного уровня - макро-, мезо- и микро, в каждой из которых можно выделить промышленную и социальную сферы. На мезоуровне можно выделить региональные промышленные комплексы - группы промышленных кластеров, расположенных на территории конкретного региона и объединенных деятельностью, которая направлена на повышение конкурентоспособности региональной экономики с целью развития не только промышленной сферы, но и социальной.
Постоянно возникающие в России после 1989 г. кризисные ситуации различной природы обусловили актуальность проблемы прогнозирования развития региональных промышленных комплексов. Теория волнового развития промышленности начала формироваться с исследования деятельности отдельных предприятий и отраслей в конце XVIII века. В 1886 г. в предисловии к английскому изданию «Капитала» Ф. Энгельс отметил: «Постоянно повторяющиеся с 1825 по 1867 гг. десятилетние циклы застоя, процветания, перепроизводства и кризиса, кажется, действительно прекратились, но лишь затем, чтобы повергнуть нас в трясину крайней безнадежности - перманентной и хронической депрессии» [1, с. 31].
В течение XIX-XX вв. были разработаны концепции циклов различной продолжительности: короткие - 3 и 3,5 года (Mitchell Wesley C., Burns Arthur F., Kitchin Joseph, Hansen Alvin Harvey); средние - 7-11 лет (Karl Marx, Juglar Clement, Н.Д. Кондратьев, Л.А. Мендельсон, Hansen Alvin H., Gerhard Mensch); длинные - 45-55 лет (Karl Marx, Н.Д. Кондратьев, Joseph Alois Schum-peter, Gerhard Otto Mensch) и циклы - 20-25 лет (Simon Kuznets).
Составим прогноз периодов средних экономических циклов для России на основе допуще-
ния: точность определения года окончания цикла уменьшается на один год, начиная с третьего цикла (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка периодов средних экономических циклов в РФ
Экономический цикл Начало, год Окончание, год
Первый 1990 1998
Второй 1998 2008
Третий 2008 2017-2018
Четвертый 2017-2018 2026-2028
Пятый 2026-2028 2035-2038
Шестой 2035-2038 2043-2047
Ввиду возможности в XXI в. новых угроз необходимо постоянно оснащать вооруженные силы новыми видами оружия, а стратегическое планирование развития региональных промышленных комплексов осуществлять с учетом повторяющихся кризисов в экономической, финансовой и политической сферах.
Сравним объемы отдельных видов промышленной продукции, производимой по федеральным округам РФ, вычисляя доли от общего производства в натуральных единицах измерения [2] (см. табл. 2).
Как видим, в большинстве случаев СЗФО занимает третье место, но, к сожалению, в публикациях Росстата нет подробных данных по судостроению, авиастроению, котлостроению, турбиностроению и т. д.
При оценке уровня развития экономики необходимо выбрать интегральный экономический индикатор. Й.А. Шумпетер сделал вывод, что для экономического цикла «существенным является волнообразное движение конъюнктуры, а не "кризис". ... Лучшим показателем
Таблица 2
Доля продукции федеральных округов в промышленном производстве РФ в 2009 г., %
Вид продукции (производство или добыча) ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДВФО
Электроэнергия, млн МВт • ч 21 10 7 4 18 16 20 4
Нефть, тыс. т 7 2 21 62 4 4
Уголь, млн т 4 2 1 84 9
Сталь, тыс. т 20 17 3 9 37 13 1
Готовый прокат черных металлов, тыс. т 22 18 10 36 13 1
Металлорежущие станки, шт. 27 11 57 4 1
Легковые автомобили, тыс. шт. 16 20 5 59
Примечание . В таблице даны сокращенные названия федеральных округов.
состояния конъюнктуры является потребление стали: то есть этот показатель, открытый и разработанный Шпитгофом, я ... считаю правильным» [3, с. 319]. Можно предположить, что в XXI в. генерация электроэнергии также является интегральным индикатором (см. рис. 1).
Электроэнергия - энергетическая основа современной экономики. Низкая доля экспорта электроэнергии (2 %) косвенно подтверждает недостаточный запас генерирующих мощностей в электроэнергетике РФ, что является сдерживающим фактором развития промышленности. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г. привела к росту цен на электроэнергию в Алтайском регионе «с 40-50 до 80-90 копеек за киловатт-час» [4], что потребовало вмешательства руководителей РФ с целью регулирования цен на рынке электроэнергии. Кроме того, катастрофа на СШ ГЭС актуализировала проблему прогнозирования техногенных аварий и обновления оборудования.
По плану ГОЭЛРО-2 в период до 2020 г. должно быть построено не менее 120 энергоблоков на ТЭС, 23 новых ГЭС с 443 энергоблоками, а также 37 ядерных реакторов (ЯР) по базовому варианту или 42 ЯР по максимальному варианту. Этот план реализовать невозможно без развития энергомашино-строения.
Атомное машиностроение развивалось одновременно со строительством АЭС, но после
аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. изготовление оборудования для АЭС приостановлено до 2002 г., из-за чего ОАО «Атоммаш» (г. Волгодонск) прекратило изготовление корпусного оборудования для АЭС. В сентябре 2010 г. в цехах ОАО «Ижорский завод» изготовлен корпус ЯР ВВЭР-1200 с периодом эксплуатации 60 лет для Ново-Воронежской АЭС-2. Однако авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии в 2011 г. приостановила развитие атомной энергетики в мире, что обострило конкуренцию на рынке оборудования АЭС.
Если период эксплуатации технологического оборудования принять как оценочную характеристику вероятности возникновения аварии в случае превышения расчетного срока службы, то можно выявить потенциально опасные энергетические объекты.
В России на 01.01.2011 г. работало 32 энергоблока, из которых: 15 ЯР АЭС превысили паспортный срок эксплуатации; 12 ЯР израсходовали эксплуатационный ресурс на 70-100 %; два ЯР израсходовали эксплуатационный ресурс на 40-70 %; три ЯР израсходовали менее 40 % эксплуатационного ресурса; 27 ЯР нуждаются в замене.
На ОАО «Ижорский завод» запланировано изготовление шестнадцати корпусов ЯР для России и четырех - на экспорт. Так как цикл изготовления одного корпуса ЯР составляет три года,
Рис. 1. Динамика производства электроэнергии и стали 1 - производство электроэнергии, млн МВт • ч; 2 - производство стали, млн т
а в год может быть изготовлено не более двух корпусов (при одновременном запуске в производство), то до 2020 г. можно изготовить 1618 %. Для своевременной замены ЯР необходимо восстановить ОАО «Атоммаш», проектировавшееся для одновременного изготовления восьми корпусов ЯР.
Предприятия энергетического машиностроения РФ структурированы в машиностроительные корпорации: холдинг «Атомэнергомаш», ОАО «Энергомашкорпорация», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ОАО «Силовые машины» и т. д.
Отметим, что частично заказы энергетического машиностроения выполняются на различных предприятиях судостроительной отрасли.
Государственная корпорация ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» структурирована в три центра судостроения и судоремонта: западный (г. Санкт-Петербург), северный (г. Северодвинск) и дальневосточный (г. Владивосток) [5].
В 2011 г. эта корпорация планирует выкупить у управляющей компании «Объединенная промышленная корпорация» ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (г. Санкт-
Петербург). Кроме того, эта компания владеет ОАО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург) и ОАО «КБ Айсберг».
В 2005 г. руководство РФ предприняло попытку интенсифицировать экономические преобразования в стране путем образования Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) [6]. Данный законодательный акт должен был изменить программы стратегического развития предприятий и корпораций. В 2009 г. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ было упразднено с передачей функций Минэкономразвитию [7].
Неэффективность современного управления машиностроительными предприятиями подтверждается данными о выплате дивидендов по привилегированным акциям (см. табл. 3). По данным годовых отчетов предприятий, перечисленных в табл. 3, выплата дивидендов по обыкновенным акциям не осуществлялась, кроме ОАО «КТЗ» в 2006 г.
Напомним, что 23 октября 2000 г. губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев подписал закон «О зоне экономического развития "Ижо-ра"», согласно которому резиденты зоны освобождались на 10 лет от уплаты налога
Таблица 3
Выплата дивидендов по привилегированным акциям ОАО, руб.
ОАО 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
СФ «Алмаз» 5,93 4,09 8,9 0,55 5,53 4,84 1,51
ЗНТ 0 0 0 0 0 0
СМ 0 0 0 0 0 0 0 0
КТЗ 6 0 0 0
АФ 0
ПСЗ 0 0
БЗ 0 0 0 0
ИЗ 8,5 0 0 0 3,8 0 0 0
О-Ю 0 0 0
ОСК 0 0
Сокращения в таблице: ЗНТ - завод «Нижегородский теплоход»; СМ - «Силовые машины»; КТЗ - «Калужский турбинный завод»; АФ - «Адмиралтейские верфи»; ПСЗ - Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»; БЗ - «Балтийский завод»; ИЗ - «Ижорский завод»; О-Ю - «ОРМЕТО-ЮУМЗ»; ОСК - «Объединенная судостроительная корпорация».
на имущество и налога с владельцев транспортных средств в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга. Подписание этого закона активизировало создание на территории ОАО «Ижорский завод» малых предприятий, но не привело к увеличению объемов выплат дивидендов.
Рассмотрим этапы эволюции системы управления предприятиями РФ:
- до 1988 г. - централизация с отраслевым управлением;
- 1988-1992 гг. - децентрализация с разрушением отраслевого управления и разрывом связей между предприятиями;
- 1992-2000 гг. - централизация с внедрением корпоративного управления предприятиями на основе формирования дивизионов (продуктовых, региональных); управляющие компании корпораций стали контролировать снабжение и сбыт предприятий как торговые дома;
- 2001-2011 гг. - централизация на основе корпоративного управления и переводом предприятий (ОАО) в ранг производственных площадок.
Юридической основой первого этапа трансформации системы управления промышленными предприятиями стало принятие в 1986 г. поста-
новления ЦК КПСС и Совмина [8], которое предоставило право производственным объединениям создавать организации для осуществления экспортно-импортных операций с применением принципа хозрасчета.
К 2011 г. крупные промышленные предприятия объединились в корпоративные структуры с иерархической системой управления. В качестве примера рассмотрим систему управления ОАО «Ижорский завод» (см. рис. 2).
В 1992 г. началась приватизация предприятия, в 1998 г. оно вошло в состав ОАО «Объединенная машиностроительная корпорация», которое создано на основе ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения», а в 2005 г. в корпорации внедрена дивизиональная схема управления из четырех дивизионов: «Атом», «Горное оборудование», «Спецсталь» и «Урал-маш-промуслуги».
Блок предприятий данной корпорации, ориентированный на судостроение, планировалось выделить в пятый дивизион, но создание ГК ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» привело к выводу судостроительных заводов из его состава. Следовательно, формирование
Рис. 2. Управление предприятиями некоторых регионов в 2010 г.
государственных корпораций в отраслях, стратегически важных для России, меняет структуру частных корпораций.
В 2007 г. сформирована машиностроительная корпорация «УралМаш» на базе ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» и ОАО «ОРМЕТО-ЮУМЗ», разделенных на шесть дивизионов. МК «УралМаш» изготавливает оборудование для БН-800 для четвертого блока Белояр-ской АЭС (поставка в 2012 г.).
В новой схеме управления заводы превращены в производственные площадки, изготавливающие продукцию, а прибыль остается в распоряжении собственников основных фондов (управляющие компании контролируют финансовые потоки), что и объясняет отсутствие дивидендов.
Восстановление отраслевого управления машиностроительными и электрогенерирующими предприятиями - это один из путей развития регионов, уменьшения числа управленческих звень-
ев, сокращения бюрократического аппарата и ограничения бесконтрольного присвоения прибыли отдельными лицами. В противном случае, имущественное расслоение населения сформирует предпосылки для социального взрыва с целью перераспределения прав владения собственностью.
Развитие региональных промышленных комплексов должно осуществляться с учетом неизбежности кризисной ситуации с целью построения социально-ориентированной экономической системы, сочетающей как рыночные, так и нерыночные методы управления региональными промышленными комплексами.
Для развития промышленных комплексов СЗФО необходимо развивать энергомашиностроение (реализация плана ГОЭЛРО-2), судостроение (реализация планов возрождения флота), горное машиностроение и металлургию спецсталей. Развитие производства легковых автомобилей (новое направление для СЗФО) должно сопровождаться строительством дорожной сети.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст] / К. Маркс. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1949. - 794 с.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
3. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. 1937 [Текст] / Й.А. Шумпетер // Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с. - С. 31-360.
4. В режиме экономии [Текст] // Российская газета. - Столич. вып. № 4977 (153). - 2009. - 19 авг.
5. Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация [Текст] : Указ Президента РФ № 394 от 21.03.2007 г. // Собр. Законо-
дательства РФ. - № 13, ст. 1532. - М., 2007.
6 О федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами [Текст] : Указ Президента РФ № 855 от 22.07.2005 г. // Российская газета -Федер. вып. № 3831. - 2005. - 27 июля.
7. Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ № 1107 от 05.10.2009 г. // Российская газета. -Федер. вып. № 5013. - 2009. - 8 окт.
8. О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями [Текст] : Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР № 991 от 19.08.1986 г. // Свод законов СССР. - Т. 9, ст. 48-3. - М., 1990.
УДК 338.516.22
Т.Г. Батуева
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Решающую роль в структуре развития экономики играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и в то же самое время объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.
Выделенные направления являются наиболее перспективными для стратегического развития Республики Бурятия. Несмотря на то, что в настоящее время Республика Бурятия по уровню научно-технического потенциала усту-
пает другим регионам Сибирского федерального округа, высокий образовательный уровень кадров может обеспечить ей возможность в средне- и долгосрочной перспективе стать инновационной площадкой по внедрению современных (опережающих) технологий в сфере жизнеобеспечения и устойчивого роста качества жизни в условиях сурового резко континентального климата.
Инновационное развитие экономики региона предполагает воспроизводство инновационной рабочей силы: подготовку кадров по новым направлениям развития техники и технологии, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование работников, обладающих инновационными способностями, т. е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей организации. Истоком инновационного развития рабочей силы в организации является творческое отношение сотрудников