Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 138-141.
А. В. Уразметова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ США СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВТОРИЧНЫХ НОМИНАЦИЙ АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ
Проводится лексико-семантический, мотивационный и количественный анализ топонимических прозвищ, отражающих какую-либо отрасль промышленности штата США, в топонимической системе которых выделяется большой пласт вторичных номинаций штатов. Эти прозвища классифицируются в зависимости от того функционально-производственного комплекса промышленности США, который они характеризуют.
Ключевые слова: вторичная номинация, топонимическое прозвище, штат США, мотивированность, промышленность.
Особенностью топонимической системы США является широкое использование вторичных номинаций (топонимических прозвищ). Каждый штат помимо своего официального названия имеет ряд прозвищ, которые, в свою очередь, могут быть официальными (законодательно утвержденными) и неофициальными. Изучение этого явления представляет собой уникальную возможность глубокого исследования системы ценностей и процесса их исторического развития, отраженных в языковой картине мира США.
Суть топонимических прозвищ обусловливается прецедентным содержанием, их когнитивная функция заключается в хранении общеизвестных или нестандартных когниций [1. С. 22]. Вторичные названия штатов имеют различную мотивировку номинации: история объекта, его пространственные, этнографические и оценочные характеристики, функциональное назначение, цвет, размер, форма [2]. Одной из самых продуктивных мотивационных характеристик штата, ложащихся в основу его вторичной номинации, является сфера производства или ведущая отрасль промышленности (эта группа составляет 12 % среди всех топонимических прозвищ американских штатов).
Некоторые прозвища подчеркивают ведущую роль штата в промышленном развитии страны в общем, не конкретизируя сферу производства, например Empire State «Имперский штат» - Нью-Йорк, Empire State of the South «Имперский Штат Юга» - Джорджия, Inland Empire State «Внутрення Империя» - Иллинойс. Другие же прозвища указывают на конкретную отрасль промышленности, развивающуюся в этом штате.
В промышленности США сложились четыре основных функционально-производствен-
ных комплекса: комплекс по производству товаров массового потребления, материало-производящий, топливно-энергетический и машиностроительный. В рассматриваемых топонимических прозвищах находят отражение все четыре вышеперечисленных комплекса. Рассмотрим эти группы подробнее.
Производство потребительских товаров, а в особенности пищевая промышленность хорошо развита в США. Важнейшими отраслями пищевой промышленности являются мясная, молочная, консервная и мукомольная.
Развитая мясная промышленность в штатах Техас и Теннесси отразилась в их прозвищах. Техас называют «Говяжьим штатом» Beef State, так как он занимает ведущее место в стране по мясному животноводству. А самих жителей Техаса пренебрежительно называют Beef-Heads - «говяжьи головы» [3]. Широкое производство кукурузы и сала привело к появлению презрительных прозвищ штата Теннесси: Hog and Hominy State «Штат свиней и мамалыги» и Hog State «Штат свиней». В штате Мэриленд, в частности в Чесапикском заливе, отлично развито рыболовство и добыча морепродуктов, в первую очередь голубых крабов и устриц [4]. От этого и произошли широко используемые прозвища Oyster State «Устричный штат» и Crab State «Крабовый штат».
Молочная промышленность сконцентрирована в основном в штатах Висконсин, Калифорния и Миннесота. По объемам производства молока Калифорния находится на первом месте в стране - недаром одно из названий штата - «Земля молока и меда» Land of Milk and Honey. А штат Висконсин занимает второе место в США по объемам производства молока. Отсюда и его вторичные наименования - Dairy State «Молочный штат» и America's Dairyland
«Маслодельня» или «Молочный край Америки». Висконсин также называют «Сырным штатом» Cheese State, так как он лидирует в США по объемам производства сыров, обеспечивая около четверти национального производства этого продукта. В штате около тринадцати тысяч молочных ферм, на которых содержатся более миллиона коров. Почти 90 % молока идет на производство сыров. Сыроделие в Висконсине развивается еще с середины XIX в., а в наши дни около ста тридцати сыроварен штата выпускают более миллиона тонн сыра в год. Рекламные названия штата Миннесота -Bread and Butter State «Штат хлеба и масла / Житница», Cream Pitcher of the Nation «Маслодельня нации», Butter Country «Масляная страна» относятся ко времени Пан-Американской выставки в Буффало в 1901 г., где выставленные Миннесотой образцы пшеницы и молочной продукции создали представление об этом штате как о «житнице страны» [3]. К тому же в Миннесоте хорошо развита мукомольная промышленность, что породило такие прозвища, как Bread Basket of the Nation «Хлебная корзина нации» и Wheat State «Пшеничный штат». Вермонт называют «Штатом кленового сахара» Maple-Sugar State, поскольку этот штат лидирует в его производстве.
К материалопроизводящей отрасли относят горнорудную и нерудную промышленность, черную и цветную металлургию, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную, химическую, нефтехимическую и резинотехническую промышленность. Все эти отрасли занимаются добычей и переработкой природного сырья - минеральных и лесных ресурсов.
Развитая горнодобывающая промышленность породила следующие названия штатов: Gem State «Штат самоцвет» или Gem of the Mountains «Жемчужина гор» - Айдахо; Diamond State «Алмазный штат» - Арканзас.
По запасу золотых руд США находится на втором месте после ЮАР. Районы-золотоно-сители расположены вдоль юго-восточного и западного побережья, а также на Аляске. В 1848 г. Калифорния получила свое первое прозвище Gold State «Штат золота», из-за золотой лихорадки, разразившейся в этом районе. К 1867 г. Gold «золото» изменилось на Golden «золотой», и с тех пор Калифорнию называют Golden State «Золотой штат» или Golden West «Золотой Запад». Запасы золота иссякли, но название сохраняется и носит ярко выраженный рекламный характер. Топонимическое
прозвище El Dorado State «Штат Эльдорадо» опять напоминает нам о временах «золотой лихорадки» и подчеркивает роль Калифорнии в жизни страны как крупнейшего по численности населения и ведущего штата в отношении научно-технического прогресса и новейших отраслей промышленности [3].
В стране имеются большие запасы серебряных руд, что было зафиксировано во вторичных номинациях. Штат Невада носит имя Mining State «Горнорудный штат», так как там добывают много полезных ископаемых. Раньше этот штат имел прозвище Silver State «Серебряный штат», которое устарело в связи с истощением залежей серебра и золота на его территории. В настоящий момент «серебряным штатом» называют штат Колорадо. Это прозвище штат получил во время ажиотажа по поводу залежей серебра, найденных на территории штата в 1896 г. Жителей Колорадо до сих пор иногда называют Silverines - «серебряные» [3].
Штат Монтана также известен хорошо развитой горнорудной промышленностью. Не случайно его называют Treasure State «Штат сокровищ» или Bonanza State «Штат-золотая жила», так как недра штата чрезвычайно богаты полезными ископаемыми. На равнинах восточной Монтаны добывают уголь, нефть, природный газ; в горах западной части штата - золото, серебро, медь, свинец, вольфрам, молибден. Монтана - крупнейший из штатов США поставщик талька и единственный поставщик платины и палладия [4].
Аризону и Висконсин называют «Медными штатами» Copper States, а Колорадо и Миссури «Свинцовыми» - Lead States.
В США имеются многочисленные месторождения строительных материалов: глин, облицовочных камней, бетонитов, мраморов, песка, щебня, гравия, асбеста. Например, Нью-Гэмпшир - это «Гранитный штат» Granite State; Коннектикут - Brownstone State или Freestone State «Штат коричневого песчаника», который идет на облицовку зданий, богатых особняков. Отсюда использование слова brownstone в значении «зажиточный», «аристократический». Поэтому прозвище штата Коннектикут ассоциируется с зажиточностью и богатством этого высокоразвитого штата [3].
США занимают первое место в мире по производству и второе по экспорту химических товаров. «Столицей химической промышленности» считается штат Делавэр, называемый Chemical Capital. А штаты Северная Каролина
140
А. В. Уразметова
и Мэн славятся развитой лесохимической и деревообрабатывающей промышленностью: Tar Heel State «Штат Дегтярников», Turpentine State «Скипидарный штат», Tar and Turpentine State «Штат дегтя и скипидара» - прозвища, относящиеся к штату Северная Каролина; номинация Lumber State «Штат древесины» употребляется относительно штата Мэн, две трети территории которого покрыто хвойными лесами и который является одним из центров лесной и деревообрабатывающей промышленности США. Жителей штата в шутку называют Lumberjacks, Lumbermen - «лесорубы», «дровосеки».
Топливно-энергетический комплекс представлен в основном угольной и нефтяной промышленностью. Пенсильвания, занимающая 3-е место по добыче угля в США, носит имя «Угольного штата» - Coal State. В период спада угольной промышленности, связанной с развитием нефтяной промышленности, появилось другое вторичное название штата Пенсильвания - Oil State «Нефтяной штат». Как раз в этот период началась «Пенсильванская нефтяная лихорадка». Одна за другой бурились новые скважины, строились нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы и железные дороги. Максимум добычи нефти в Пенсильвании пришелся на девяностые годы XIX в., а в небольших количествах нефть в штате добывают и сейчас [4]. В начале XX в. Пенсильвания была известна своим сталелитейным производством, поэтому ее и называли «Стальным штатом» - Steel State.
Машиностроительный комплекс - это крупнейшая отрасль обрабатывающей промышленности США. Особенно сильны позиции США на мировом рынке машин и оборудования, в производстве авиаракетной техники, ЭВМ, оборудования для АЭС, электроники и так далее. Предприятия машиностроения размещены крайне неравномерно. Примерно две трети их расположено в индустриальных центрах Севера и Тихоокеанского побережья. Мичиган - «Автомобильный штат» Auto State, и в первую очередь Детройт, считаются центром американского автомобилестроения. Три крупнейшие автомобильные организации General Motors, Ford и Chrysler имеют штаб-квартиры в Детройте. Этот факт породил и другие прозвища Мичигана, связанные с автомобильной промышленностью: Birthplace of automotives «Месторождение автомобилестроения», The World's Motor Capital «Автомобильная столица мира». К сожалению, в настоящий момент
город Детройт находится в тяжелой финансовой ситуации и близок к банкротству.
Наличие развитой энергетической и сырьевой баз, черной и цветной металлургии, современной электроники и приборостроения обеспечивает существование военно-промышленного комплекса. Штат Коннектикут называют «Арсеналом Нации» Arsenal of the Nation, так как он является передовым штатом в военной промышленности США. Штат Арканзас славится производством охотничьих ножей Bowie knife «нож Боуи», который также назывался toothpick knife. Это оружейное производство породило такие прозвища штата, как Bowie State «Штат Боуи» и Toothpick State «Штат-зубочистка».
Проанализировав вторичные номинации штатов США, отражающих производственные характеристики, можно определить географию развития того или иного производства в определенном регионе, причем не только в настоящий момент, но и в какой-то период его истории, так как устаревшие прозвища сохраняют сведения о вымерших или отошедших на второй план отраслях промышленности. Такие неактуальные на данный момент прозвища есть у штата Монтана - Bonanza State (уст.) «Штат-золотая жила») и штата Пенсильвания, который имеет несколько устаревших вторичных номинаций: Coal State (уст.) «Угольный штат», Oil State (уст.) «Нефтяной штат», Steel State (уст.) «Стальной штат».
Особенность исследуемой группы единиц состоит в преобладании абсолютной или полной мотивированности, так как практически всегда известны факты, положенные в основу вторичной номинации. Однако с течением времени «мотив» номинации (признак, легший в основу наименования [5. С. 176]) не всегда может быть очевиден, он может быть непонятен постороннему лицу, он может забываться, стираться. Поэтому одна и та же топонимическая единица может быть рассмотрена как абсолютно мотивированная, так и традиционно мотивированная, или вовсе немотивированная, в зависимости от того, в каком коллективе она употребляется. Тем не менее, внутренняя форма прозвищных именований, является стержнем экспрессивности [6. С. 30]. Ценность и своеобразие вторичной номинации, по словам В. Н. Телия, как раз и заключается в том, что «экспрессивно-эмоциональные оценки прилагаются к обозначаемой в слове действительности и характеризуют ее относительно этиче-
ских, моральных, утилитарных и др. потребностей человека» [7. С. 130].
Среди всех прозвищ, мотивировочным признаком которых явилась промышленность США, 55 % отводится материалопроизводяще-му комплексу, 28 % приходится на комплекс по производству товаров массового потребления, 13 % вторичных номинаций связаны с машиностроительным комплексом, включающим в себя военную промышленность, и 4 % прозвищ появились благодаря развитому топливно-энергетическому комплексу США (процентные показатели округлены до целых чисел).
Список литературы
1. Голубева, Н. А. Вторичная или повторная номинация? Прецедентная номинация // Вестн. Тамбов. ун-та. 2008. Гуманитарные науки. Вып. 10 (66). С. 16-23.
2. Уразметова, А. В. Типология мотивированности официальных прозвищ американских
штатов [Электронный ресурс] // Рос. электр. науч. журн. 2013. № 2. URL: http://journal.bsau. ru/directions/10-00-00-philological-sciences/in-dex.php? ELEMENT_ID=123.
3. Томахин, Г. Д. Америка через американизмы: словарь топонимов США [Электронный ресурс]. М., 1982. URL: http://usa_top-onyms.academic.ru.
4. Про США: энцикл. США [Электронный ресурс]. URL: http://prousa.ru.
5. Ягафарова, Г. Н. Основные ономасиологические понятия // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 13 (194). Филология. Искусствоведение. Вып. 43. С. 172-177.
6. Буркова, Т. А. Коннотация как одна из сем в структуре немецкого антропонима // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 11 (192). Филология. Искусствоведение. Вып. 42. С. 27-32.
7. Телия, В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация (виды наименования). М., 1977. С. 129-221.