ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Дадаева Ю.В.
Дадаева Юлия Владимировна - кандидат социологических наук, кафедра правоохранительной деятельности и исполнительного производства, Средне-Волжский институт - филиал Всероссийский государственный университет юстиции (Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации),
г. Саранск
Аннотация: в статье рассматривается ряд актуальных проблем, характеризующих деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества. В частности, затрагиваются вопросы, связанные с межведомственным взаимодействием прокуратуры и органами, осуществляющими следственные функции и профилактическую деятельность; проблемы, связанные с деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и участием в их деятельности органов прокуратуры, и др.
Ключевые слова: прокурорский надзор, несовершеннолетние, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, меры прокурорского реагирования.
В формировании социальной государственной политики немаловажное место отводится подрастающему поколению, молодежи, их занятости, и профилактике правонарушений и преступлений в этой области. Особенность государственного регулирования этого направления обусловлена тем, что несовершеннолетние в большей степени нуждаются в правовой защите, поскольку самостоятельно осуществлять действия по защите своих прав и свобод от различного рода посягательств не могут. В связи с этим проблема соблюдения законности в сфере прав несовершеннолетних актуальна во все времена.
В российском государстве практическая реализация деятельности по обеспечению и защите прав и свобод несовершеннолетних возложена на ряд государственных структур, в частности, это Уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, Комиссия по делам несовершеннолетних, однако, особая роль отводится именно органам прокуратуры, поскольку на них возложены надзорные функции в отношении последних.
Прокурорский надзор за исполнением законов представляет собой отдельный вектор деятельности органов прокуратуры, нацеленный на осуществление надзора за исполнением законов в сферах межотраслевого характера. Надзор за законностью правовых актов в сфере реализации защиты прав несовершеннолетних призван обеспечить реальное и надлежащее исполнение законодательства об охране их прав и законных интересов, а также пресечение и предупреждение преступности. В этих целях, Генеральной прокуратурой РФ был издан приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [2], который заложил нормативный базис для организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.
На прокурора с принятием данного акта нормотворчества были возложены полномочия по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, это образование, здравоохранение, уголовная сфера и ряд других. В частности, согласно статистике по состоянию законности в
сфере соблюдения прав несовершеннолетних за январь 2018 года всего было выявлено 35 427 нарушений, в отношении порядка 4 329 нарушений прокурорами были внесены соответствующие протесты, а по 8 397 нарушениям - представления. За аналогичный период 2017 года органами прокуратуры было выявлено 42 356 нарушений, по которым протестов было внесено 4 573, а представлений - 8 398 [4]. Несмотря на некоторый спад совершаемых в данной области нарушений законов, данная тема все же остается весьма актуальной, поскольку число нарушений продолжает оставаться достаточно высоким.
Здесь следует отметить, что основным надзорным инструментом органов прокуратуры являются прокурорские проверки. На данный момент их результаты свидетельствуют, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ряде случаев работают неэффективно [6]. Своевременная работа по сбору информации о несовершеннолетних правонарушителях, ее обработка, анализ, четкая группировка и хранение помогают вовремя реагировать и пресекать эти правонарушения, однако, сегодня в данной области присутствуют некоторые трудности. Это объясняется тем, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует четко определенный механизм обмена оперативной информацией между надзорными органами и профилактическими учреждениями, что в свою очередь крайне негативно влияет на всю работу, проводимую в сфере защиты прав несовершеннолетних. Определенно можно сказать, что данная проблема должна быть разрешена в законодательном порядке на федеральном уровне путем разработки определенного механизма обмена информацией между надзорными органами.
Для организации и планирования действенного надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи необходимо осуществление мониторинга регионального законодательства, своевременное получение статистических данных о работе поднадзорных органов и учреждений, должная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также анализ состояния преступности несовершеннолетних. Лишь на основе исследования фактического положения дел, возможно, осуществить перспективное и текущее планирование, правильно определить очередность, направленность проведения проверок и иных мероприятий.
Прокурорами выявляются многочисленные нарушения, допускаемые при исполнении всего законодательства в целом. Сложившаяся ситуация требует от прокурорских работников принятия необходимых мер прокурорского реагирования и повышения их эффективности, что в конечном счете должно приводить к реальному устранению выявленных нарушений. Однако в настоящее время удовлетворяется далеко не каждое представление прокурора, нередки случаи отказа в возбуждении уголовных дел по материалам, направленным следственным органам в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ [3, с. 7].
Отдельно хотелось бы упомянуть о проблемах связанных с деятельностью основных надзорных органов за несовершеннолетними. Речь идет о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несмотря на то, что государство определяет данный надзорный орган одним из основных надзорных органов, на наш взгляд, а также согласно практике, можно сказать, что прокуратура сталкивается с рядом проблем исходящих непосредственно от вышеуказанных комиссий.
Прежде всего, это проблема неполного информирования, или вообще не информирования органов прокуратуры обо всех нарушениях, которые были выявлены комиссиями в ходе осуществления их полномочий. На данный момент вопрос, касающийся межведомственного взаимодействия данных комиссий, носит весьма актуальный и проблемный характер [9].
Еще одна проблема, связанная с работой комиссий, заключается в формировании и организации комиссий. Как известно комиссии в большинстве своем, формируются органами местного самоуправления. На практике бывают ситуации, когда секретари
74
комиссий при оформлении определенных официальных документов допускают немало ошибок, которые впоследствии влекут за собой довольно тяжкие последствия, не только для самой комиссии, но и для прокуратуры. В результате, процесс по поводу восстановления нарушенных прав несовершеннолетних затягивается, тем самым право несовершеннолетнего достаточно долгое время находится без защиты уполномоченных надзорных органов. Как правило, такие ситуации происходят в отдаленных населенных пунктах, прежде всего сельских. Здесь следует отметить, что данная проблема связана с тем, что зачастую секретари комиссий не обладают высшим юридическим образованием, которое необходимо для должной работы с документами. Решением проблемы может быть принятие изменений в порядок формирования и организации работы комиссий, с целью назначения на места, отведенные для работы с документами, лиц сведущих в юриспруденции [9].
Согласно вышеупомянутому приказу Генеральной прокуратуры, на прокурора возложена обязанность участвовать в работе комиссий. Однако здесь следует отметить, что на практике это не всегда возможно и исполнимо, ввиду выполнения прокурорами иных функций, например - поддержание государственного обвинения в суде, представление и защита в суде прав и интересов граждан и т.д. На наш взгляд, такая сложившаяся ситуация недопустима и требует оперативного вмешательства со стороны прежде всего, законодателя. Одним из способов решения данной проблемы могли бы быть определенные меры, касающейся расширения штата прокурорских работников.
Определенным шагом в этом направлении стало заявление генпрокура Юрия Чайки на заседании коллегии Генпрокуратуры России о том, что в Генеральной прокуратуре будет создано управление по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних. Задачей нового подразделения будет комплексное решение проблем в этой сфере. Аналогичные отделы будут организованы во всех региональных прокуратурах [8].
Определенную часть проблем для прокуратуры создают органы опеки и попечительства. Связано это, как правило, с бумажной загруженностью последних, а также отсутствием профессиональных кадров в отдаленных и сельских местностях [7].
Также, довольно часто прокурорские работники в своей деятельности сталкиваются с проблемами, касающихся предоставления жилья несовершеннолетним. Здесь следует говорить, прежде всего, о таких категориях несовершеннолетних как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также несовершеннолетние отбывшие наказания в виде лишения свободы. Проблема заключается в том, что при проведении проверок, работники прокуратуры выявляют множество нарушений норм закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также отдельных положений Жилищного кодекса РФ. Проблема здесь заключается в том, что зачастую жилищные органы не обладают необходимой жилой площадью, чтобы предоставить ее всем нуждающимся несовершеннолетним. Данная проблема носит довольно длительный характер и может быть решена только на наш взгляд достаточным финансированием жилищных программ и органов [4].
В заключение следует отметить, что большая часть проблем связана с неэффективной организацией работы и деятельности надзорных органов и прокуратуры. Однако большое значение приобретает и государственная политика в данной области с выделением приоритетных задач, которые стоят перед страной в будущем. Защита прав несовершеннолетних должна обеспечиваться государством как одна из самых приоритетных задач с целью создания условий, необходимых для достойного развития будущих поколений.
Список литературы
1. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // СЗ РФ, 1995. № 47.
Ст. 4472.
2. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // «Законность», 2008. № 2.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 248. 27.12.1996.
5. Основные результаты прокурорской деятельности за январь 2018 года: Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.genproc.gov.ru/ 5a856c5b9a79472ccb772e7d/ (дата обращения: 06.06.2019).
6. Маматов М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов: Актуальные Проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель, 2016. № 11-1 (16). С. 175-182.
7. Иванова А.Ю. Роль прокурора в обеспечении прав несовершеннолетних в уголовном процессе // Юридический вестник Самарского университета, 2016. № 4. С. 87-89.
8. Чайка объявил о создании управлений по правам несовершеннолетних в Генпрокуратуре: электронный ресурс // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a856c5b9a79472ccb772e7d/ (дата обращения: 06.06.2019).
9. Банщикова С.Л. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в России // Вестник СИБИТа, 2016. № 3 (19). С. 107-110.