Научная статья на тему 'Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина'

Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8562
1322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / КОНСТИТУЦИЯ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ / PERSON'S AND CITIZEN'S RIGHTS AND FREEDOMS / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / RUSSIAN FEDERATION PROSECUTOR GENERAL'S OFFICE / RUSSIAN CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробейников Борис Васильевич

Автор статьи отмечает, что права и свободы человека, участвующего в уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административных, трудовых, жилищных и других видах отношений, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства, а защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры. На современном этапе проблема прав и свобод личности стоит очень остро, поэтому и деятельность прокуроров в рамках указанного направления оказывается особенно актуальной. Автор статьи считает, что приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. В работе приводится анализ ключевых положений Конституции Российской Федерации, приказов Генеральной прокуратуры РФ, связанных с организацией, проведением и повышением эффективности прокурорского контроля. Значение приказов Генерального прокурора Российской Федерации в защите конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, определяется тем, что в них на основании анализа состояния законности (правонарушаемости) указываются те виды конституционных прав граждан на проверку соблюдения (исполнения), которых всем подчиненным прокурорам следует обратить особое внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробейников Борис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public prosecutor’s supervision an important security measure of the rights of a person and a citizen

The author of the article notes that the rights and freedoms of the person participating in criminal procedure, civil and procedural, administrative, labour, housing relations and other types of relations are defined and regulated by different types of federal legislation, and protection of these rights is one of priority problems of supervising activity of bodies of prosecutor’s office. At the present stage, the problem of the rights and personal freedoms is particularly topical, therefore also activity of prosecutors within the specified direction is especially topical. The author of the article considers that orders of the Prosecutor General of the Russian Federation play very important role in protection as constitutional rights and freedoms of a person and a citizen, and the rights and freedoms provided on the basis of standards of the Constitution in federal legislation in other respects. The analysis of key provisions of the Constitution of the Russian Federation, the orders of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation connected with organization, carrying out and increase of efficiency of public prosecutor’s control is provided in the work. Value of orders of the Prosecutor General of the Russian Federation in protection of constitutional rights of a person and a citizen, first of all, is defined by the fact that in them, on the basis of the analysis of condition of legality (delinquency rate), those types of constitutional rights of citizens are indicated, check of observance (execution) of which all subordinated prosecutors should pay special attention to.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор важное средство защиты прав человека и гражданина»

7. ПолищукН.И. Парадигма гуманизации современной правовой политики России // X Всероссийские декабрьские юридические чтения в Костроме: сб. материалов: в 3 т. / сост. В.В. Груздев. - Кострома, 2013.

8. Полищук Н.И. Правовые проблемы моратория на смертную казнь // Современное право. -

2007. - № 8. - С. 92-96.

9. Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта. 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж,

2008. - С. 251-252.

10. Полищук Н.И. Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации на современном этапе его развития // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) МГОУ им. В.С. Черномырдина: науч.-практ. журн. - Коломна, 2012. - Вып. 7.

11. Полищук Н.И., Вороненков Д.Н. Правовые реформы и развитие национальной пенитенциарной системы // Современное право. - 2013. - № 5. -С. 89-94.

12. Уголовный процесс / под ред. В.П. Божьева, 3-е изд. - М.: Спарк, 2002. - 704 с.

УДК 342.7

Коробейников Борис Васильевич

доктор юридических наук, профессор заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации

[email protected]

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Автор статьи отмечает, что права и свободы человека, участвующего в уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административных, трудовых, жилищных и других видах отношений, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства, а защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры. На современном этапе проблема прав и свобод личности стоит очень остро, поэтому и деятельность прокуроров в рамках указанного направления оказывается особенно актуальной.

Автор статьи считает, что приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. В работе приводится анализ ключевых положений Конституции Российской Федерации, приказов Генеральной прокуратуры РФ, связанных с организацией, проведением и повышением эффективности прокурорского контроля. Значение приказов Генерального прокурора Российской Федерации в защите конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, определяется тем, что в них на основании анализа состояния законности (правонарушаемости) указываются те виды конституционных прав граждан на проверку соблюдения (исполнения), которых всем подчиненным прокурорам следует обратить особое внимание.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, прокурорский надзор, Конституция, Генеральная прокуратура РФ.

Основные права человека и гражданина Российской Федерации предусмотрены в статьях 17-64 главы II Конституции Российской Федерации. Будучи частью Основного закона России, они являются правовой основой для последующей конкретизации тех или иных прав в федеральном законодательстве, регулирующем различные сферы общественных отношений, в которых участвует человек и гражданин. Права и свободы человека, участвующего в этих отношениях, определяются и регулируются различными видами федерального законодательства. Это уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное, трудовое, жилищное и многие другие виды законодательства. Защита этих прав является одной из приоритетных задач надзорной деятельности органов прокуратуры.

На современном этапе социально-экономического и политического развития Российского государства и общества значение прав и свобод человека существенно возросло. Поэтому из I главы

третьего раздела Закона о прокуратуре Российской Федерации «Надзор за исполнением законов (ранее назывался «общий надзор») в действующей редакции закона «О прокуратуре Российской Федерации» (от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ) деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделена как самостоятельное основное направление прокурорского надзора (глава 2 ст. 26-28).

Деятельность прокуроров в названном направлении помимо закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющего предмет и полномочия надзора прокурора, регулируется приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации уделяет этому направлению надзорной деятельности подчиненных прокуроров повышенное внимание. Об этом свидетельствует то, что за период с 1993 по 2013 год количество изданных (опубликованных) приказов этого направления занимало третье место в общем числе всех приказов, посвя-

© Коробейников Б.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- № 1, 2015

197

щенных всем направлениям прокурорской надзорной деятельности.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации играют очень важную роль в защите как конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и прав и свобод, предусмотренных на основании норм Конституции в ином федеральном законодательстве. Жизнь показывает, что установленные государством даже в Конституции Российской Федерации права и свободы нередко нарушаются. Так, в 2013 году прокурорами было выявлено 3016244 нарушений прав граждан, а за период 2011-2013 годов прокурорами в интересах граждан было предъявлено в суды более 2,2 милн. исков на сумму 34,4 млрд. рублей [6, с. 41]. Без помощи прокуратуры гражданам пришлось бы тратить много сил и времени, чтобы восстановить нарушенные права.

Такая распространенность нарушений прав и свобод граждан не могла не вызвать озабоченность Генерального прокурора Российской Федерации, что и повлекло активное издание приказов, направленных на активизацию и совершенствование деятельности прокуроров в рассматриваемом направлении.

Предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами права человека и гражданина обеспечиваются экономическими, политическими, социальными и иными структурами государства. Органы прокуратуры и возглавляющий их Генеральный прокурор Российской Федерации защищают эти права и свободы от любых посягательств путем выявления их нарушений и принятия мер к их устранению, т.е. восстановлению нарушенных прав.

Значение приказов Генерального прокурора Российской Федерации в защите конституционных прав человека и гражданина, прежде всего, определяется тем, что в них на основании анализа состояния законности (правонарушаемости) указываются те виды конституционных прав граждан на проверку соблюдения (исполнения), которых всем подчиненным прокурорам следует обратить особое внимание. Так в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 (в ред. Приказов Генпрокуратуры России от 09.02.2012 №39 и от 10.02.2012 №46) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» обращается внимание прокуроров на необходимость активизации защиты закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), социальное обеспечение (ст. 39), трудовых (ст. 37), жилищных (ст. 40), избирательных (ст. 32) и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина, в том числе безопасных условий труда (ст. 37), своевременной выплаты заработной платы (ст. 37), проведения публичных мероприятий (ст. 31) и др.

Виды норм Конституции РФ и иного законодательства, надзору за соблюдением которых Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных ему прокуроров уделить особое внимание, могут изменяться в зависимости от конкретной социально-экономической обстановки в стране или особенностей контингента граждан, права и интересы которых требуют особых мер защиты. Так в приказе от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» внимание прокуроров обращается на необходимость на всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор и обеспечение неукоснительного соблюдения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан в процессе применения к гражданам процессуальных мер принуждения (ст. 22); проверять законность и обоснованность задержания граждан, подозреваемых в совершении преступления (ст. 22); принимать решительные меры к устранению выявленных фактов незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), а также незаконного проникновения в жилище (ст. 25) обжаловать все незаконные и необоснованные судебные решения по уголовным делам (ст. 50) и др.

Особого внимания Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров по защите конституционных прав групп населения, имеющих ограниченные возможности самостоятельной защиты этих прав.

К числу таких социальных групп, прежде всего, относятся несовершеннолетние.

В приказе от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров чтобы при организации надзора за соблюдением конституционных и иных прав несовершеннолетних они исходили из того, что благосостояние и интересы детей имеют приоритетное значение во всех сферах жизни общества и государства. С учетом этого и в порядке исполнения требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры активно проверяют соблюдение предусмотренных в Конституции РФ жилищных и имущественных прав несовершеннолетних (ст. 35); прав на социальную защиту, охрану жизни и здоровья (ст. 41); образование (ст. 43); свободу совести и вероисповеданий (ст. 28); защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственности и духовному развитию (ст. 29).

Особого внимания к соблюдению Конституционных прав несовершеннолетних Генеральный прокурор Российской Федерации требует от про-

куроров, осуществляющих надзор на стадиях досудебного и судебного судопроизводства, а также в процессе исполнения наказания, назначенного судом несовершеннолетним за совершенные правонарушения и преступления (ст. 47-50).

Особое значение в защите конституционных прав граждан имеет приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

В этом приказе Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и действующим законодательством. В прилагаемой к приказу Инструкции подробно рассмотрен порядок приема устных и письменных обращений граждан в связи с нарушениями их законных, прежде всего, конституционных прав, порядок разрешения обращения граждан, сроки рассмотрения обращений, порядок направления ответов на обращения, организация приема заявителей в органах прокуратуры.

Таким образом, исполнение названного приказа Генерального прокурора Российской Федерации является определенной гарантией своевременного и объективного разрешения в органах прокуратуры обращений граждан в связи с нарушением их конституционных прав.

Издание Генеральным прокурором Российской Федерации приказов, с требованием обратить особое внимание на надзор за соблюдением тех или иных конституционных прав человека и гражданина повышает активность сотен прокуроров, в чью компетенцию входит это направление надзора. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению всеми подчиненными ему прокурорами. В результате возрастает количество проверок соблюдения соответствующего законодательства, количество выявленных и устраненных правонарушений, повышается уровень соблюдения конституционных прав человека и гражданина.

В приказах Генерального прокурора Российской Федерации не только определяются наиболее важные направления в деятельности прокуроров по защите конституционных прав граждан, но и указываются наиболее эффективные правовые средства и методы, которые должны применять прокуроры в этой деятельности.

Виды применяемых средств и методов их применения существенно зависят от вида нарушенного законодательства и субъектов, совершивших правонарушения. С учетом этого набор и характеристика указанных, наиболее эффективных

средств и методов выявления и устранения нарушений, конституционных прав человека и гражданина в различных приказах Генерального прокурора Российской Федерации, помимо общих полномочий, закрепленных в ст. 27 закона «О прокуратуре Российской Федерации», существенно различаются.

Так, в вышеназванном приказе от 07.12.2007 № 195 указано:

1. В целях выявления фактов нарушения конституционных прав граждан надзор за законностью правовых актов осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности, а проверку исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращения граждан и т.п.)

2. В качестве повода для прокурорских проверок соблюдения конституционных прав человека и гражданина рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики и других материалов, содержащих данные о нарушениях законности.

В приказе от 27.11.2007 № 189 предусмотрено:

1. Уделять особое внимание защите конституционных прав потерпевших от преступления, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

2. Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

3. Систематически информировать общественность о мерах, принимаемых прокурорами по усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

4. Комплексно, не реже одного раза в полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора.

5. Положение о соблюдении конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Особенно много указаний организационного и методического характера содержится в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188. Назовем в качестве примера лишь некоторые из них:

1. Пресекать принятие региональных нормативных актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

2. Усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи и законностью их деятельности.

3. Привлекать специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам соблюдения конституционных прав несовершеннолетних на труд и охрану безопасности труда, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса.

4. Принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций. Периодически анализировать практику деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Обеспечить прокурорский надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей.

6. Остро реагировать на случаи использования административного задержания несовершеннолетних в целях оказания давления на них для признания ими вины в совершении преступления. Организовать контроль за фактическим устранением нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних.

7. Привлекать к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи наиболее квалифицированных и опытных работников.

Перечисленные мероприятия составляют лишь часть обязательных для исполнения методических указаний, содержащихся в выше названном приказе Генерального прокурора Российской Федерации, бесспорно повышающих уровень защиты органами прокуратуры конституционных прав и свобод несовершеннолетних и молодежи.

В приказе от 10.01.2013 № 45, как и в предыдущих приказах, дается ряд методических указаний о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры.

Наиболее важные из них состоят в следующем:

1. Организовать изучение Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими органов прокуратуры Российской Федерации.

2. Работу по рассмотрению обращений и приему граждан анализировать, обобщать, а итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

3. Учитывать, что утвержденная Инструкция устанавливает общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией процессуальных прав и интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений, обращений депутатов, военнослужащих и некоторых иных обращений, а также приема граждан регу-

лируются регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Помимо рассмотренных компонентов содержания Приказы Генерального прокурора Российской Федерации содержат, и некоторые рекомендации относительно мер, принимаемых прокурорами к нарушениям конституционных прав граждан и лицам их нарушивших.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации регулируют деятельность прокуроров по защите конституционных прав человека и гражданина не только во всех направлениях прокурорского надзора, но и в иных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе в процессе участия прокуроров в рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Любое преступление, причиняющее вред человеку, нарушает его конституционные права. Так, совершение кражи (ч. 2. ст. 158 УК РФ) является одним из самых распространенных преступлений. В 2013 г. было зарегистрировано 186363 кражи, совершенных из жилища или квартиры. В результате совершения этого преступления одновременно нарушалось право граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с требованиями п. 5.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных инстанциях уголовного судопроизводства» каждый государственный обвинитель (прокурор) обязан «всемерно способствовать принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения», т.е. вынесения приговора, максимально восстанавливающего права потерпевшему и возмещение причиненного материального ущерба. В то же время, если государственный обвинитель на основании всестороннего исследования доказательств придет к выводу, что подсудимый не виновен в совершении преступления, то он может отказаться от обвинения (п. 7 Приказа) и тем самым защитить достоинство личности подсудимого (ст. 21 Конституции РФ), его свободу и неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Особо важное значение в защите конституционных прав граждан имеет приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе». Выше уже отмечалось, что многие конституционные права граждан конкретизируются в многочисленных и разнообразных федеральных законах. Это обстоятельство порождает разнообразные по содержанию права человека и гражданина, которые, к сожалению, нередко нарушаются особенно в сфере гражданско-правовых отношений.

Так, в 2013 году органами прокуратуры было выявлено и, следовательно, пресечено 231638 нарушений жилищных прав граждан (ст. 40 Конституции РФ), более 1 миллиона нарушений трудовых прав граждан, в том числе 126200 нарушений законодательства об охране труда (п. 3 ст. 37 Конституции РФ), 60878 нарушений миграционного законодательства (ст. 27 Конституции РФ) и т.д.

Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 № 181 уделяется защите конституционных прав лиц, которые сами по уважительным причинам не могут обратиться в суд.

Генеральный прокурор Российской Федерации в названом приказе от 26.04.2012 № 181 требует от подчиненных прокуроров обязательного участия в рассмотрении дел с целью защиты таких конституционных прав граждан, как дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ); о защите избирательных прав (ст. 260.1 ГПК РФ); о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина (ст. 284 ГПК РФ); об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников специального обеспечения и образования (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); и др.

В приказе даются конкретные методические рекомендации прокурорам, защищающим конституционные права граждан в гражданском процессе. В частности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует, чтобы лица, участвующие в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовились к судебному заседанию, изучали материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском или заявлением, анализировали законодательство, применимое при рассмотрении дела, оценивали имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и до-

пустимости. Все это, безусловно, обеспечивает успешную защиту конституционных прав граждан.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.constitution.ru/ (дата обращения 12.01.2015)

2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvtp.ru/ node/2032 (дата обращения 12.01.2015).

3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 года N° 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/expertlaw/71637 (дата обращения 12.01.2015).

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 года N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/documents/orders/ document-76029/ (дата обращения 19.01.2015).

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refugee.memo.ru/ For_All/law.nsf/9f27ad695d5c178cc3256b89007288 45/142425605f9f7b42c3257b2d0041d745!0penDocu ment (дата обращения 19.01.2015).

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902397775 (дата обращения 12.01.2015).

7. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры «2013 год»: информационно-аналитическая записка. - М., 2014.

8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164358/ (дата обращения 14.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.