6'2014
Пробелы в российском законодательстве
9.7. К ВОПРОСУ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Гоголевский Александр Владимирович, соискатель. Место учебы: Уральская Государственная Юридическая Академия. Подразделение: кафедра прокурорской деятельности. Должность: прокурор. Место работы: Прокуратура Ленинского района г. Екатеринбург. Email: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы сохранения и усиления правозащитного потенциала прокуратуры, определенности правового статуса Российской прокуратуры, приводятся примеры и статистические данные по осуществлению надзорной деятельности прокуратуры в Свердловской области за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, анализируется надзорная деятельность российской прокуратуры, которая отражена в выводах о необходимости сохранения и расширения полномочий органов прокуратуры правозащитной направленности.
Ключевые слова: прокурорский надзор, правовой статус Российской прокуратуры, правозащитный потенциал прокуратуры, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реформирование российской прокуратуры, основные направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
ON THE QUESTION OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION (FOR EXAMPLE, SVERDLOVSK REGION)
Gogolevskiy Alexander Vladimirovich, competitor. Pace of study: Urals state law academy. Department: prosecutors’ activity chair. Position: public prosecutor. Place of employment: prosecutor’s office of Leninskiy district, Ekaterinburg. E-mail:[email protected]
Annotation: The article deals with modern problems of preserving and strengthening human rights capacity prosecutor's office, the legal status of the Russian prosecutor's office, examples and statistical data on the implementation of surveillance activities in the prosecution of the Sverdlovsk region for the observance of constitutional rights and freedoms of man and citizen of the Russian Federation, analyzed supervisory activities of the Russian Prosecutor's Office, which reflected in the conclusions of the need to maintain and expand the powers of the prosecution of human rights orientation.
Keywords: public prosecutor's supervision, the legal status of the Russian prosecutor's office, the remedial potential of prosecutor's office, the rights and freedoms of man and citizen, reform of the Russian prosecutor's office, the main activities of the prosecution authorities of the Russian Federation.
Ha сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос об определенности правового статуса российской про-
куратуры. Защита трудовых, жилищных, имущественных, экономических, политических прав человека и гражданина, является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Указание на эти направления деятельности прокуратуры Российской Федерации свидетельствует об острой необходимости определения путей ее дальнейшего развития и месте в структуре государственного механизма. Недостаточно четкая определенность
правового статуса Российской прокуратуры порождает многочисленные дискуссии, создающие благоприятную почву для действий противников существования прокуратуры как многофункционального органа, выступающих за проведение радикальных преобразований1.
В условиях формирования гражданского общества и построения правового государства правовая защищенность граждан приобретает особую значимость.
В этой связи одной из многочисленных тем для обсуждения остается проблема сохранения и усиления правозащитного потенциала прокуратуры, иллюстрацией которого являются полномочия прокуроров по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также прав и свобод человека и гражданина. Не стоит забывать также и том, что одной из основных целей в деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина.
Существует множество концепций прав человека: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и другие. Однако это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Представляется, что именно межгосударственная интеграция, прежде всего, на уровне органов прокуратуры позволит более эффективно обеспечивать и развивать механизмы защиты прав и свобод личности. Развитие межгосударственного сотрудничества в этой области связано с укреплением международного мира и безопасности, а также с последовательным соблюдением других общепризнанных принципов международного права.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен законодателем в самостоятельную надзорную отрасль (направление деятельности) Федеральным законом от 10.02.99. № - 31 ФЗ. Вместе с тем, грань между «общим» надзором и надзором за соблюдением прав и свобод личности достаточна тонка1 2.
О неразрывности обозначенных направлений деятельности прокуратуры свидетельствует общность полномочий (актов реагирования прокурора на нарушение закона), реализуемых прокурорами как в «общем» надзоре, так и в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
1 Более подробно эти вопросы освещены в статье автора «К вопросу о понятии и сущности правового статуса российской прокуратуры в журнале «Пробелы в российском законодательстве» № 5. 2014. С. 236-239.
2 Полагаем, что ведя речь о защите прав и свобод человека и гражданина правовыми средствами органов прокуратуры, подразделение единой надзорной деятельности на отрасли носит весьма условный характер, поскольку вся деятельность прокуратуры как надзорная, так и ненадзорная преследует, прежде всего, цель защиты прав и свобод личности.
248
СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Гоголевский А.В.
В частности, ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указывает, что прокуроры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод личности используют полномочия, предусмотренные ст. 22 данного закона, а протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 28 закона)3 4.
К числу специфических полномочий прокурора, реализуемых только при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относятся следующие полномочия, указанные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:
рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадав-
4
ших .
Начиная с 1992 г., прокуратура Российской Федерации сняла с себя «бремя тотального» надзора, когда в круг поднадзорных объектов, помимо прочих включены были суды, а Конституция Российской Федерации четко обозначила независимость судов при реализации основной их функции - отправления правосудия (ст. 120 Конституции Российский Федерации). Конституционные положения и федеральное законодательство закрепили взаимоотношения прокуратуры и суда, определив при этом, что прокурор - участник судопроизводства, сторона в процессе, при этом, совместные согласованные действия прокуратуры и суда направлены на осуществление защиты нарушенных и оспариваемых прав и свобод личности.
Прокурор участвует во всех формах судопроизводства (способах отправления правосудия), обозначенных в Конституции Российской Федерации (ст. 118).
В частности, ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержит норму, согласно которой «Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле».5
3 См.: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (действующая редакция от 21.07.2014 г.) «О прокуратуре Российской Федерации».// http://www.consultant.ru/popular/prosec/
4 См.: там же.
5 Вместе с тем, Конституция Российской Федерации не включила Генерального прокурора Российской Федерации в перечень субъектов, которые вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации и, несмотря на положения ст. 35 Феде-
Важнейшим инструментом охраны прав личности, еще одной из организационно-правовых гарантий их защиты в России является институт омбудсмена, который в конституционно-правовом смысле понимается как авторитетное, облеченное доверием независимое лицо, уполномоченное парламентом на защиту прав граждан.
Одной из целей судебно-правовой реформы, проводимой в стране, является создание независимой и самостоятельной судебной власти. Прокуратура в своей деятельности, взаимодействуя с судами, восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав личности в ходе своей внесудебной деятельности. Адвокатура как объективная необходимость, как институт гражданского общества, осуществляя свою деятельность параллельно деятельности органов прокуратуры, обеспечивает право граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Что касается работы Уполномоченного по правам человека, то, представляется, что он просто физически не в состоянии самостоятельно решить задачу защиты прав и свобод человека и гражданина, его роль - дополнять существующие механизмы, которыми, в сущности и является прокуратура Российской Федерации (ст. 3 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.97. содержит указание на то, что «...деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод»).
Соответственно, согласованная работа всех обозначенных органов в сфере защиты прав граждан является гарантией того, что в России права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему по Конституции Российской Федерации, будут неуклонно
соблюдаться.
Деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина носит строго мотивационный характер как в случае необходимости пресечения совершаемого нарушения закона, так и в случае его предупреждения.
Закрепление за прокуратурой полномочий в указанной отрасли надзора не случайно, ибо только при неуклонном соблюдении прав можно обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности. Иными словами, прокурорский надзор связан исключительно со сферой исполнения законов.
Ярким примером последнего десятилетия является осуществление надзорной функции прокуратуры РФ за соблюдением трудовых прав граждан.
Согласно обобщенным данным прокурорских проверок наиболее распространенными нарушениями закона в данной сфере являются:
Невыплата заработной платы. Практика прокурорского надзора, а также анализ жалоб, поступивших в органы прокуратуры в 2013 - первой половине 2014 годах, свидетельствует о том, что по-прежнему наиболее распространенным нарушением социальных прав
рального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.03 № 13 - П (установившее право Генерального прокурора Российской Федерации обращения в Конституционный Суд российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов федерации), роль Генерального прокурора в конституционном судопроизводстве недостаточно ясна.
249
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
граждан в этой сфере является задержка выплаты заработной платы, либо выплата заработной платы реже 2-х раз в месяц в нарушение от. 136 ТК РФ. Учитывая, что большинство должников по заработной плате находятся на различных стадиях банкротства, прокурорами активизирована работа по проведению проверок деятельности конкурсных управляющих. Так, органами прокуратуры Свердловской области в 2013 году в отношении последних возбуждено 9 дел об административном нарушении, предусмотренном ч. 3 от. 14.13 КоАП РФ (за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), к административной ответственности всего привлечено 447 лиц, из них по ч. 2 от. 5. 27 КоАП РФ дисквалифицировано 6 должностных лиц. Благодаря планомерной работе в 2013 году мерами прокурорского реагирования удалось добиться в области погашения задолженности по оплате труда более чем на 50 предприятиях области на общую сумму более 115 миллионов рублей.
На сегодняшний день на территории Свердловской области задолженность по выплате заработной платы имеется на одном предприятии ООО «Хладокомбинат» (г. Каменск-Уральский) на сумму 1 444 тыс. рублей перед 154 работниками.
В связи с непредставлением сведений в органы статистики, должностное лицо общества 07.07.2014 привлечено к административной ответственности по от. 13.19 КоАП РФ, территориальной прокуратурой проводятся мероприятия, направленные на погашение задолженности и привлечение виновных к ответственности.
С целью восстановления нарушенных трудовых прав работников прокурорами внесено 406 представлений, опротестовано 167 незаконных правовых актов, объявлено 185 предостережений. В суды направлено 4 791 исковое заявление, в том числе о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. По постановлениям прокуроров 312 лиц привлечено к административной ответственности. Наряду с этим, по материалам “общенадзорных” проверок в связи с невыплатой заработной платы более 2-х месяцев возбуждено 2 уголовных дела.
Серьезной проблемой продолжают оставаться предприятия-банкроты.
Так, благодаря принятым органами прокуратуры мерам в период с мая по июнь 2014 года задолженность по заработной плате перед бывшими работниками ОАО "Егоршинский радиозавод” погашена на сумму более 9 млн. рублей. По состоянию на 01.07.2014 задолженность по заработной плате перед бывшими работниками завода составила 15 131 тыс.рублей. ( на 19.03.2014 долг составлял 23 875 тыс.рублей). Работа по погашению зарплатных долгов на ОАО "ЕРЗ" продолжается.
Незаконное увольнение работника;
Нарушение законодательства об охране труда.
Нарушения, допускаемые при заключении трудового договора;
Нарушение установленного порядка ведения трудовых книжек;
Нарушения норм об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников (в большей степени это касается труда несовершеннолетних);
Нарушения норм трудового законодательства физическими лицами-работодателями;
Наиболее эффективным способом обеспечения объективной информацией о состоянии законности
является получение сведений из различных источников, а именно:
Территориальные органы государственной статистики;
Государственная инспекция труда;
Профсоюзы6;
Налоговые органы;
Органы местного самоуправления;
СМИ;
Судебные органы; письменные и устные обращения и жалобы граждан;
Личные наблюдения прокуроров.
Нарушения в сфере трудового законодательства преимущественно связаны с несоблюдением прав граждан на оплату их труда.
В частности, многими органами прокуратуры субъектов федерации ведется еженедельный мониторинг предприятий, имеющими перед работниками задолженность по заработной плате, при этом учитываются не только предприятия, подлежащие государственному статистическому наблюдению, но и все другие предприятия и организации, находящиеся на территории субъекта и имеющие задолженность по оплате труда даже перед одним работником.
Согласно обобщенным данным прокурорских проверок основными причинами невыплаты заработной платы являются:
неплатежеспособность заказчиков продукции предприятия;
увеличение тарифов за электроэнергию;
задержки финансирования из федерального и местного бюджетов;
противоправные действия коммерческих банков, которые нарушают сроки исполнения поручений клиентов по перечислению средств в бюджет (в частности, известны случаи, когда банк из 2.2. млн. рублей, перечисленных банку для выплаты заработной платы, фактически выдал работникам только 1 млн. рублей, необоснованно удерживая остальную сумму);
бездействие администрации предприятий;
низкий уровень организации работы юридических служб предприятий, профсоюзных органов;
совершение правонарушений руководителями предприятий, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и фонда заработной платы.
Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы также служит основанием для обращения за судебной защитой трудовых прав граждан. Установление в Уголовном Кодексе Российской Федерации уголовной ответственности за невыплату заработной платы существенно снизило количество рассматриваемых в суде дел по данной категории, однако этот вид споров все еще актуален для российской правовой действительности.
Еще одним не менее ярким примером прокурорского надзора за соблюдением прав граждан, является деятельность прокуратуры в сфере жилищно-
коммунального хозяйства.
Надзор за соблюдением прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Так, с начала 2014 года органами прокуратуры региона в рассматриваемой сфере выявлено 4191 нарушение федерального законодательства (тот же период 2013
6 Однако эффективность деятельности профсоюзов в Российской Федерации крайне низка, причины носят комплексный характер от низкого уровня правосознания до неразвитых государственных механизмов поддержки профессиональных союзов и т.д.
250
СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Гоголевский А.В.
года - 3459 нарушений), принесено 47 протестов, внесено 997 представлений, объявлено 815 предостережений о недопустимости нарушений закона, по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 480 лиц, к административной - 311 лиц. На основании материалов органов прокуратуры возбуждено 8 уголовных дел.
Активизирована работа по понуждению ответственных лиц к исполнению возложенных законом обязанностей в судебном порядке. Так, в суды направлено 1034 исковых заявления, что на 73% больше, чем в
2013 году.
Одним из наиболее актуальных направлений надзора на рассматриваемом участке работы является обеспечение законности в деятельности организаций ЖКХ.
Органами прокуратуры продолжают выявляться факты злоупотреблений с денежными средствами, собираемыми с населения в счет оплаты жилищнокоммунальных услуг, со стороны недобросовестных руководителей организаций ЖКХ.
К примеру, прокурором г. Ивделя в ходе проверки МКУ “Управление жилищно-коммунального хозяйства”, выполняющего муниципальные функции по компенсации гражданам расходов по оплате жилищнокоммунальных услуг, установлены факты фальсификации инженером данного учреждения Долбиловым Е.И. электронных реестров выплаты получателям компенсации денежных средств. Незаконными действиями Долбилова Е.И. бюджету причинен ущерб на сумму 762 371 руб.
По указанным фактам прокурором г. Ивделя материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 от. 37 УПК РФ направлены в территориальный отдел полиции. В отношении Долбилова Е.И. возбуждено уголовное дело по ч. 3 от. 159 УК РФ.
Следует отметить, что надзор за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве остается одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, особое значение имеет качество и эффективность прокурорского надзора в этой сфере. Так, прокуратурой области во 2 квартале
2014 года выявлен факт укрытия Серовским МСО прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям в отношении Малоземова И.В., подлежащего учету в отчете 1-ЕМ.
Малоземов И. В. фактически 9 месяцев содержался под стражей в связи с обвинением его в совершении преступления, предусмотренного п. ”б” ч. 4 от. 132 УК РФ. После установления непричастности Малоземова к совершению насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего, Серовским МСО в отношении его возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 от. 116 УК РФ, после чего уголовные дела соединены в одно производство, мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, уголовное преследование по п. ”б” ч. 4 от. 132 УК РФ прекращено на основании п.1 ч. 1 от. 27 УПК РФ. Затем материалы уголовного дела по от. 116 УК РФ выделены в отдельное производство и уголовное преследование продолжено по указанной статье. 21.03.2014 Серовским МСО уголовное преследование в отношении Малоземова И.В. прекращено за примирением сторон.
Только после вмешательства прокуратуры области внесены изменения в отчет формы 1 -ЕМ.
В целях своевременного реагирования на факты нарушений конституционных прав граждан ведется учет
лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям. Для достоверного отражения в отчетах территориальных прокуроров сведений об указанных лицах и уголовных делах, прокуратурой области проводятся ежемесячные сверки с ИЦ, ГСУ, Управлением по организации дознания ГУ МВД России по области, следственным управлением Следственного комитета РФ по Свердловской области, ведется учет реабилитирующих судебных решений, обобщается состояние надзора в указанной сфере.
В текущем году прокуратурой области уделялось внимание защите конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и телефонных переговоров. Установлено, что за 6 месяцев 2014 года значительное число ходатайств следственных органов о разрешении производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, оставлены судами без удовлетворения. Например, из 1541 ходатайств о разрешении производства контроля и записи телефонных и иных переговоров (АППГ - 1293) судами области в удовлетворении 130 отказано (АППГ - 83), что составляет 8,4 % (АППГ - 6,45%) В целях исправления сложившейся ситуации прокуратурой области в 1 полугодии текущего года организовано проведение проверки, в ходе которой проанализированы причины вынесения судами решений об отказе в удовлетворении ходатайства правоохранительных органов о разрешении о разрешении производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан. По результатам анализа от территориальных прокуроров потребовано усилить надзор за соблюдением органами предварительного расследования конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну частной жизни.
Предметом особой заботы прокуроров является надзор за исполнением законов несовершеннолетними. По данным ИЦ ГУ МВД по Свердловской области за 12 месяцев 2013 г. преступность среди несовершеннолетних возросла на 7, 3 % по сравнению с 2012 г. Несовершеннолетними совершено 2342 преступления (2012 г. - 2182). Удельный вес преступлений несовершеннолетних составил 6 % (2012 г. - 5,6 %).
В частности, на основании данных, приведенных в информационно-аналитической записке прокуратуры Свердловской области «О состоянии преступности среди несовершеннолетних, о практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних за 12 месяцев 2013 года» в области по сравнению с 2012 г. возросло на 8,8 % число выявленных прокурорами городов и районов нарушений законодательства о несовершеннолетних - 10422 (2012 год - 9579, а в 2009 г., для сравнения, - 4780). В целях их устранения принесено 814 протестов (2012 г. - 833), предостережено о недопустимости нарушения закона 1148 лиц, (2012 г. -1048:+9,5 %), предъявлено в суды 2733 исковых заявлений (2012 г. - 2329; + 17,3 %), внесено 2287 представлений (2012 г. - 2031; + 12,6%). По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 2572 должностных лиц (2012 г. - 2214; +16, 2 %).
По постановлениям о возбуждении дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 1066 человек, по материалам прокурорских проверок органами предварительного следствия и дознания возбуждено 184 уголовных дела.
251
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
Приведенная выше информация свидетельствует об активизации прокурорского надзора, как в целом по надзору, так и по отдельным сферам надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
Так, прокуратурой области усилена и находится на особом контроле работа по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В 2013 году прокурорами предъявлено в суды 1032 иска в защиту жилищных прав указанной категории (в 2012 г. - 973)+6,1 %. Кроме того, принесен 81 протест на постановления глав администраций о неправомерном закреплении жилья за детьми-сиротами, внесено 32 представления, 9 руководителей предостережены о недопустимости нарушений закона.
В результате принятых мер прокурорского реагирования в 2013 году объем бюджетных средств, выделенных на строительство (приобретение) жилых помещений для указанной категории граждан по сравнению с 2010 годом увеличился более чем в 2 раза с 382 млн. рублей до 1 млрд. рублей.
Большое внимание прокуратурой уделялось надзору за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях (детские дома, дома ребенка, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для несовершеннолетних, приюты). В 2013 году в этой сфере выявлено 609 нарушений законодательства в их деятельности, внесено 193 представления, по результатам рассмотрения которых 238 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 45 руководителей предостережены о недопустимости нарушения закона, принесено 15 протестов, в суды направлено 24 иска. По постановлениям прокуроров 116 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Все также сохраняются нарушения избирательных прав граждан. Актуальность надзорной деятельности прокуратуры в данном направлении определяется особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников избирательного процесса анализ практики работы органов прокуратуры в период выборных кампаний свидетельствует о потребности постоянного совершенствования методов этого направления деятельности.
В период подготовки и проведения выборов особое внимание уделяется прокурорами пресечению фактов экстремистских выступлений и публичных призывов, направленных на дестабилизацию общественнополитической обстановки.
И это далеко не все примеры по осуществлению надзорной деятельности прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Практика прокурорского надзора выработала устойчивые формы отношений органов прокуратуры с контролирующими органами. Органы прокуратуры учитывают и опираются в своей деятельности на возможности контролирующих органов в части выявления, устранения и предупреждения нарушений прав и свобод граждан, помогают им в реализации их усилий по привлечению правонарушителей к юридической ответственности.
Закрепленные в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» нормы о защите прав и свобод личности расширяют востребованность прокуратуры в обществе, среди населения. Более того, этот государственный орган преследует в своей деятель-
ности уже не только государственный интерес, но интерес отдельно взятой личности.
Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» законодательно закрепила право граждан обращаться в органы прокуратуры с требованием защиты своих прав. Реализация этой нормы во многом должна подтверждать тот факт, что в общественном сознании прокуратура выступает как источник справедливости, действующий в интересах общества в целом и в интересах отдельно взятого гражданина7.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органов прокуратуры РФ основана на профилактике надзорной практики, и достигается благодаря полному и тщательному установлению условий и причин правонарушений по каждому факту обращения пострадавших в прокуратуру. На наш взгляд, регулярное пополнение, накопление и обработка информации о фактическом состоянии законности и ее соблюдении, выявление факторов, приводящих к нарушениям прав и свобод граждан, стратегически и тактически обоснованные подходы к выбору средств прокурорского реагирования позволяют радикально решать задачи общего и специального предупреждения правонарушений.
Таким образом, прокуратура Российской Федерации на сегодняшний день - весьма значимый сегмент государства и общества. Она призвана консолидировать управление и общество, и в этом смысле ее деятельность отвечает общественным ожиданиям. Причем лишение органов прокуратуры правозащитного потенциала может привести к негативным последствиям не только для общества в целом, но и, что более важно, для отдельно взятой личности.
Поэтому, дальнейшее реформирование российской прокуратуры предполагает, что изменение правового статуса прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебной и правовой систем, главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, осуществления эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Список литературы:
1. Агутин А. В. К вопросу о «древе» целей прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Бизнес в законе. - 2013. - №3.
2. Гоголевский А.В. К вопросу о понятии и сущности правового статуса российской прокуратуры // Пробелы в российском законодательстве. - 20l 4. - №5.
3. Серебренникова А. В. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина по УК РФ и уголовному законодательству Германии: критерии криминализации // Бизнес в законе. - 2013. -№2.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (дей-
ствующая редакция от 21.07.2014 г.) «О прокуратуре Российской Федерации».// http://www.consultant.ru/
popular/prosec/
Рецензия
на научную статью соискателя кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета Гоголевского Александра
7 См.: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (действующая редакция от 21.07.2014 г.) «О прокуратуре Российской Федерации».// http://www.consultant.ru/popular/prosec/
252
СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Гоголевский А.В.
Владимировича «К вопросу о прокурорском надзоре за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Свердловской области)»
Современный этап развития российского общества свидетельствует о пристальном внимании к соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, причем прокурорский надзор в этой сфере является определяющим. Вместе с тем существуют проблемы сохранения и усиления правозащитного потенциала прокуратуры в условиях некоторой неопределенности правового статуса российской прокуратуры.
Автором совершенно верно отмечается, что в условиях формирования гражданского общества и построения правового государства правовая защищенность граждан приобретает особую значимость. Кроме того, эти вопросы представляют безусловный научный интерес и актуальность. Рецензируемая статья любопытна еще и тем, что она основана на фактическом материале одного из регионов Российской Федерации. На примере конкретных дел анализируются различные направления надзорной деятельности прокуратуры, тем более, что подразделение единой надзорной деятельности на отрасли носит условный характер, и вся она направлена на защиту прав и свобод личности.
Работа написана хорошим литературным языком, юридически грамотно и последовательно.
Вывод:
Научная статья Гоголевского Александра Владимировича «К вопросу о прокурорском надзоре за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Свердловской области)» в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляются к подобного рода работам, и может быть рекомендована к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор Г.Ю. Лесников
253