Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 4 (13). С. 167-170. © Е.С. Иванов, 2007
УДК 343
ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕВОЗКА ЛИБО СБЫТ ТОВАРОВ И ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ИЛИ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ,
НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ
Е.С. ИВАНОВ
Исследуются производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Production, keeping, transportation or production distribution, execution of work or rendering of services which don’t meet safety requirements are under investigation.
Объект этого преступления наиболее ярко иллюстрирует тезис, что экономическая преступность угрожает безопасности. В данном случае преступное деяние угрожает безопасности жизни или здоровья потребителей. В этой связи закономерно отнесение рассматриваемого правонарушения к преступлениям в сфере потребительского рынка. В то же время само наименование ст. 238 Уголовного кодекса (далее - УК) России указывает на то, что предусмотренные ею деяния нарушают установленный порядок производства, хранения, перевозки, реализации товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг. В самом деле, соблюдение установленного порядка совершения соответствующих операций в принципе исключает создание угроз безопасности жизни или здоровья граждан, выступающих потребителями. Такой порядок скрупулезно изложен в различных нормативно-правовых актах.
Объективная сторона преступления с момента принятия нового Уголовного кодекса подверглась существенным изменениям. Она была дополнена новыми видами деяний, ее диспозиции стали более емкими, а главное
- соответствующими формальному составу (за исключением п. «г» ч. 2 и ч. 3). Оценивая внесенные коррективы, следует признать их обоснованность и с точки зрения превентивного потенциала, который новой редакцией [1] ст. 238 УК был заметно усилен.
В действующей редакции объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется как производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
Многие признаки объективной стороны анализируемого преступления были раскрыты в предыдущем изложении материалов исследования. Поэтому прежде всего обратимся к характеристике того, что понимается под требованиями безопасности.
В Российской Федерации создана представительная нормативно-правовая база, нацеленная на обеспечение производства и реализации качественных товаров и услуг. Так, принят Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором их безопасность определяется как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (ст. 1) [2]. В главе IV Федерального закона сформулированы общие требования к обес-
печению качества и безопасности пищевых продуктов.
В соответствии с названным законом, в стране осуществляется мониторинг качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации [3]. Каждый из указанных субъектов действует на основе большого числа нормативно-правовых актов, позволяющих контролировать качество питания граждан России с точки зрения безопасности их жизни и здоровья.
В этих нормативно-правовых актах сформулированы признаки некачественной и опасной пищевой продукции, к которым отнесены: несоответствие требованиям нормативных документов;
наличие явных признаков недоброкачественности;
отсутствие удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение;
отсутствие установленных сроков годности, истечение установленных сроков годности;
отсутствие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом.
Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается [4].
В плане определенного решения вопросов безопасности населения (настоящих и будущих поколений) принимаются меры по совершенствованию контроля за реализацией
продукции и медицинских препаратов, полученных на основе генетически модифицированных источников. Учитывая, что послед ст-вия потребления такой продукции и препаратов не изучены и могут оказаться опасными для жизни и здоровья, они должны иметь надлежащую маркировку [5].
Объективная сторона рассматриваемого преступления включает неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
К официальным документам, подразумеваемым диспозицией ст. 238 УК России, относятся сертификаты соответствия, декларации о соответствии, гигиенические заключения, санитарно-эпидемиологические заключения, заключения о соответствии и иные документы, которые согласно положениям нормативно-правовых актов удостоверяют соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности [6].
Под неправомерной выдачей официальных документов понимается выдача их компетентными органами (лицами), уполномоченными осуществлять лицензирование, сертификацию, проводить испытания, экспертизы, сопряженная с нарушением установленных правил. Неправомерное использование официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности, - это использование документов, выданных неправомерно.
Состав данного преступления - формальный. Уголовная ответственность наступает при совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 238 УК России.
Субъективная сторона преступления -умышленная в виде косвенного умысла. Субъект понимает, что его действия, связанные с оборотом продукции, выполнением работ, оказанием услуг, выдачей, использованием официальных документов, осуществляются без соблюдения соответствующих требований, обеспечивающих безопасность, установленных нормативно-правовыми актами, и допускает возможное наступление неблагоприятных последствий для жизни и здоровья потребителей (безразлично относится к этим последствиям).
В учебной литературе указывается, что субъект данного преступления - всегда специальный [7]. Если это справедливо по отношению к выдаче официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ, услуг требованиям безопасности, то в плане совершения других действий, предусмотренных ч.1 ст. 238 УК, приведенное суждение представляется неверным. В нем совершенно не учитывается наличие большого сектора «теневой» экономики, связанного с обслуживанием населения (ремонтными,
строительными работами и т. д.). Очень часто такие работы осуществляются с нарушением требований безопасности (например, пожарной). Поэтому субъектом этого преступления может выступать физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Наказание по ч. 1 ст. 238 - штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Квалифицированный состав рассматриваемого преступления ранее включал следующие признаки:
а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) неоднократность;
в) совершение преступления в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
г) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека.
В ныне действующей редакции статьи пункт «б» признан утратившим силу.
Что касается последнего из названных пункта, то в этом случае состав преступления становится материальным, а форма вины -неосторожной. То же самое справедливо в отношении ч. 3 ст. 238, где сформулирован особо квалифицированный состав (деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Здесь требуется установить наличие причинной связи между действиями виновного и наступившими последствиями.
Наказание по ч. 2 ст. 238 - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. По ч. 3 ст. 238 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет.
Существенный интерес представляет информация о наказуемости преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ. В 2005 г. по ч. 1 ст. 238 осуждены 10 831 человек, в том числе к лишению свободы - 105, по ч. 2 - 487 (29), по ч. 3 - 3 (1). В 2006 г. по ч. 1 ст. 238 осуждено 15 579 правонарушителей, из них к лишению свободы - 180, по ч. 2. - 772 (41), по ч. 3 - 6 (0). Как видим, в реальной судебной практике рассматриваемое преступление, как правило, не признается тяжким, даже если оно является таковым по существу.
1. См.: Федеральный закон Российской Федерации № 157-ФЗ от 9 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.
- 1999. - № 28. - Ст. 3490.
2. См.: Федеральный закон Российской Федерации № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 150.
3. См.: Постановление Правительства Российской Федерации № 883 от 22 ноября 2000 г. «Об организации и проведении мониторинга качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» // СЗ РФ. - 2000. - № 48.
- Ст. 4701.
4. См.: Постановление Правительства Российской Федерации № 1263 от 29 сентября 1997 г. «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» // СЗ РФ. - 1997. - № 40. - Ст. 4610.
5. См.: Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 12 от 26 сентября 1999 г. «О совершенствовании системы контроля за реализацией сельскохозяйственной продукции и медицинских препаратов», полученных на основе генетически модифицированных источ-
ников» // СПС КонсультантПлюс. Версия «Профессионал».
6. См., например: Постановление Государственного комитета по стандартизации и метрологии № 21 от 28 апреля 1999 г. «О правилах проведения сертификации пищевых про-
дуктов и продовольственного сырья» // Российская газета. - 1999. - № 175.
7. См.: Незнамова З.А. Преступления против здоровья населения // Уголовное право: Учебник / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Не-знамовой. - М., 1997. - С. 464.