Чуб Инна Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Сравнительно-правовой анализ дифференциации уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, по законодательству зарубежных стран
В статье проводится комплексное исследование различных подходов к осуществлению дифференциации уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ, в законодательствах стран ближнего и дальнего зарубежья. На основании осуществленного анализа автор выделяет решения, представляющие интерес для российского законодателя.
Ключевые слова: законодательство, дифференциация, уголовная ответственность, товары и продукция, не отвечающие требованиям безопасности, наказание.
I.S. Chub, Master of Law, Lecturer of a Chair of Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Comparative-legal analyses of the differentiation of criminal responsibility for manufacturing, storage, transportation or sales of goods and products, execution of works or services does not meet the security requirements of the laws of foreign countries
In the article we conduct a comprehensive analysis of different approaches to the implementation of the differentiation of criminal responsibility for the crime under art. 238 of the Criminal code of the Russian Federation in the legislations of the countries of near and far abroad. On the basis of the conducted analysis the author identifies solutions of interest to Russian law.
Key words: legislation, differentiation, criminal responsibility, goods and products that do not meet the safety requirements, penalty.
Одной из важнейших предпосылок вынесения справедливого наказания за совершенное преступление является дифференциация уголовной ответственности. Дифференциация уголовной ответственности заключается в определении минимальных и максимальных пределов санкции, в рамки которых должны «укладываться» тождественные деяния различной степени общественной опасности. Правильное, обоснованное построение санкции создает необходимые предпосылки для последующей эффективной индивидуализации наказания за совершенное конкретное преступление. Кроме этого санкция выполняет и важнейшую функцию общего и индивидуального предупреждения преступлений [1, с. 78].
Анализ мы будем осуществлять в двух плоскостях: законодательства стран ближнего зарубежья и законодательства стран дальнего зарубежья. Это обусловлено тем, что подходы законодателя к установлению уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, к конструированию составов и построению санкций существенно отличаются. Рассмотрим особенности подхода к построению санкций норм, предусматривающих ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям
110
безопасности жизни и здоровья, в уголовном законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья (Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Грузия, Республика Узбекистан).
За основу возьмем опыт Казахстана, т.к. его законодатель наиболее грамотно описывает основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы. Так, согласно ч. 1 ст. 269 УК Республики Казахстан «выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека», наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [2, с. 171]. Аналогичные пределы наказания предусмотрены в УК Республики Таджикистан (ст. 209 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») [3, с. 218-219] и Грузии (ст. 251 «Выпуск или продажа некачественных товаров либо некачественное выполнение работ или некачественное оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности») [4, с. 273-274].
«Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека», совершенные в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для малолетних (п. «а» ч. 2 ст. 269 УК Республики Казахстан), наказываются штрафом либо лишением свободы на срок до пяти лет. Санкция данной статьи является относительно-определенной с указанием максимального предела. Законодатель Республики Таджикистан (п. «а» ч. 2 ст. 209 УК Республики Таджикистан) за аналогичное преступление установил наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
Согласно п. «б» ч. 2 ст. 269 УК Республики Казахстан, если деяния повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц, они наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Санкция данной статьи является относительно-определенной с указанием максимального предела. За аналогичное преступление законодатель Грузии установил подобное наказание. Законодатель Республики Таджикистан (п. «б» ч. 2 ст. 209 УК Республики Таджикистан) установил наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, следовательно, санкция данной уголовно-правовой нормы является относительно-определенной с указанием минимальных и максимальных пределов.
Согласно п. «в» ч. 2 ст. 269 УК Республики Казахстан, если деяния повлекли по неосторожности смерть человека, они наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Санкция данной статьи является относительно-определенной с указанием максимального предела. Законодатель Республики Таджикистан (п. «в» ч. 2 ст. 209 УК Республики Таджикистан) за аналогичное преступление установил наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет, следовательно, санкция данной уголовно-правовой нормы является относительно-определенной с указанием минимальных и максимальных пределов. Более суровое наказание при наступлении смерти человека предусмотрено ч. 3 ст. 251 УК Грузии - лишение свободы на срок от четырех до семи лет. Законодатель Республики Узбекистан при совершении выпуска на товарный рынок или реализации недоброкачественной продукции, повлекших смерть человека, предусмотрел наказание в виде лишения свободы от пяти до десяти лет с конфискацией имущества [5, с. 145]. Например, УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. Установив такие пределы наказания, законодатель Республики Узбекистан тем самым усилил охрану жизни человека. Ми-
111
нимальный срок лишения свободы составляет пять лет, тогда как в УК Республик Таджикистан и Казахстан пять лет лишения свободы - это максимальный предел.
Согласно ч. 3 ст. 269 УК Республики Казахстан, если совершение деяний повлекло смерть двух или более лиц, такие деяния наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Законодатель Республики Таджикистан за совершение аналогичного преступления установил наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. Тем самым минимальный предел наказания составляет пять лет лишения свободы, тогда как по законодательству Республики Казахстан - четыре года лишения свободы, что, естественно, меньше, хотя максимальный предел наказания идентичен. Более строгая санкция предусмотрена УК Республики Узбекистан: за совершение выпуска на товарный рынок или реализацию недоброкачественной продукции, повлекшие человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, - от десяти до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Как видно по результатам сравнения соответствующих санкций, максимальные пределы наказания в УК Республики Казахстан немного меньше, чем в УК РФ. Однако в уголовном законодательстве Республики Узбекистан не значительно выше, чем в УК РФ. Также необходимо отметить, что в УК Республики Узбекистан во всех частях предусмотрено дополнительное наказание в виде конфискации имущества.
Применение конфискации имущества при назначении наказания виновному лицу способствует восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 157-ФЗ [6] в санкцию ст. 238 УК РФ конфискация имущества была включена, однако в 2003 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [7] была отменена. Считаем необходимым включить в санкцию ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 238 УК РФ конфискацию имущества как дополнительный вид наказания (в крайнем случае, включить ст. 238 в список п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ).
Рассмотрим особенности подхода к построению санкций норм, предусматривающих ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, в уголовном законодательстве некоторых стран дальнего зарубежья (Франция, Голландия, Гер-
мания, Норвегия, Республика Болгария, Китайская Народная Республика). За основу возьмем Болгарию. Как показал анализ, законодатель Республики Болгария технически грамотно описывает основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы данного вида преступления. Это, соответственно, способствует объективно обоснованной дифференциации ответственности с учетом опасности. По нашему мнению, нельзя не поддержать и остроту реагирования на этот вид преступлений.
Согласно ч. 1 ст. 350 УК Болгарии «кто изготовит пищевые продукты или напитки, предназначенные для общего пользования, таким способом, что в них образуются или попадают опасные для здоровья вещества, а также тот, кто продает, предлагает для продажи или другим способом пускает в обращение такие пищевые продукты или напитки», наказывается лишением свободы до пяти лет [8, с. 158]. По УК Германии (§ 314) лишением свободы на срок от одного года до десяти лет наказывается тот, «кто отравляет предметы, предназначенные для общественной продажи или потребления, или подмешивает в них вредные для здоровья вещества или продает, предлагает для продажи или каким-либо иным способом пускает в обращение отравленные предметы или предметы с подмешанными в них веществами, вредными для здоровья в смысле № 2» [9, с. 468]. По УК Аргентины (ст. 200) «наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет каторжных работ или тюремного заключения тот, кто отравил или подделал опасным для здоровья образом питьевую воду или пищевые или лекарственные вещества, предназначенные для общественного пользования либо потребления коллективом людей» [10, с. 167-168]. По уголовному законодательству Китайской Народной Республики преступления, связанные с производством и реализацией фальсифицированной и некачественной продукции, закреплены в ст. 140-150 [11, с. 187-194]. Согласно ст. 141 УК КНР за производство и реализацию поддельных лекарственных средств, могущих причинить вред здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или краткосрочного ареста, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания -штрафа в сумме от 50% до 2-кратного размера стоимости реализованной продукции. Тогда как за производство и реализацию некачественных лекарственных средств, создающих угрозу здоровью человека (ст. 142 УК КНР), предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.
112
Еще более суровая санкция предусмотрена в УК Голландии (ст. 174) - наказание в виде тюремного заключения на срок не более пятнадцати лет или штраф пятой категории, если «лицо, которое продает, предлагает на продажу, доставляет или безвозмездно передает товары, зная, что они вредны для жизни или здоровья, и скрывает это» [12, с. 157]. По УК Норвегии (§ 153) «наказанию в виде тюремного заключения сроком до двадцати одного года подлежит лицо, которое добавляет в продукты, предназначенные для общего пользования или продажи, отравляющие или другие вещества, так, что продукт не может более использоваться по своему назначению без того, чтобы не привести к человеческой смерти или разрушению здоровья, или которое иным путем вызывает отравление, ведущее к опасности для жизни или здоровья, или способствует этому» [13, с. 160-161].
УК Франции предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь другого человека путем использования или назначения веществ, способных повлечь смерть, что образует отравление (ст. 221-5), санкция данной уголовно-правовой нормы предусматривает наказание в виде уголовного заключения на срок тридцать лет [14, с. 174]. Для сравнения: ч. 1 ст. 238 УК РФ устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Если в результате деяния другому лицу было причинено телесное повреждение средней тяжести, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет. Нельзя не отметить то обстоятельство, что объективная дифференциация уголовной ответственности обеспечена четким определением в уголовных кодексах степени вреда здоровью потерпевшего в квалифицированных составах этого преступления.
Если в результате деяния другому лицу было причинено тяжкое телесное повреждение, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы от одного года до восьми лет. В УК РФ за аналогичные деяния предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет.
Если последовала смерть, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пятнадцати лет. В УК Норвегии в случае чьей-либо смерти или существенного ущерба организму или здоровью применяется наказание от одного до двадцати одного года. УК Аргентины (ст. 200) предусматривает, что, если «деяние повлекло смерть человека, виновный наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет каторжных работ или тюремного заключения». УК Голландии (ст. 174) предусматривает, что если «лицо, которое про-
дает, предлагает на продажу, доставляет или безвозмездно передает товары, зная, что они вредны для жизни или здоровья, и скрывает это, если в результате указанных действий наступает смерть человека, то преступник подлежит пожизненному тюремному заключению или сроку тюремного заключения». Еще более суровое наказание предусмотрено за совершение каких-либо действий, указанных в ст. 141, 144 УК КНР: действия, повлекшие за собой смерть потерпевшего или причинение особо серьезного вреда здоровью человека, наказываются лишением свободы на срок свыше десяти лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью, а также штрафом в сумме от 50% до 2-кратного размера стоимости реализованной продукции или конфискации имущества. В УК РФ за вышеуказанные деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. В УК Болгарии отдельно выделена уголовно-правовая норма (ст. 351), предусматривающая уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ст. 350, совершенные по неосторожности. За данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет или исправительных работ; наказание в виде лишения свободы до пяти лет предусмотрено, если в этом случае последовала чья-либо смерть. По УК Голландии (ст. 175) лицо, которое по небрежности или неосторожности продает, доставляет или безвозмездно раздает товары, вредные для жизни или здоровья, если покупатель или получатель таких товаров не знает об их вредном характере, подлежит сроку тюремного заключения или заключения не более шести месяцев или штрафу четвертой категории.
Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за совершение данного преступления по неосторожности, но в качестве квалифицированных и особо квалифицированных признаков ст. 238. Так в п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ установлена ответственность за деяния, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, - такие деяния наказываются лишением свободы на срок до шести лет; ч. 3 ст. 238 предусмотрена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, - они наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Квалифицирующий признак, который установлен п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за совершение вышеуказанных деяний с товарами и
113
продукцией, предназначенными для детей в возрасте до шести лет, не предусмотрен ни одним из указанных уголовных кодексов. Однако УК Франции предусмотрена уголовная ответственность за следующие деяния: «посягательство на жизнь другого человека путем использования или назначения веществ, способных повлечь смерть, образует отравление» - наказывается пожизненным уголовным заключением, если оно совершено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста . По нашему мнению, эта норма подтверждает высокую нравственность французского права, т.к. законодатель особо охраняет детей подросткового возраста. Тогда как п. «б» ч. 2 ст. 238 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
По УК КНР производство и реализация не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам пищевой продукции, повлекшие за собой причинение серьезного вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 143 УК КНР), наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет; производство и реализация поддельных лекарственных средств (ч. 2 ст. 141 УК КНР), повлекшие за собой причинение серьезного вреда здоровью человека, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет; совершение производства и реализация не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам пищевой продукции, повлекшие за собой особо тяжкие последствия (ч. 3 ст. 143 УК КНР), наказываются лишением свободы на срок свыше семи лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества»; производство и реализация некачественных лекарственных средств (ч. 2 ст. 142 УК КНР), повлекшие за собой особо тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок свыше десяти лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом или конфискацией имущества. Законодатель Китайской Народной Республики очень строго подошел к построению санкций за данные преступления, в особенности за деяния, которые влекут за собой причинение различного вреда здоровью и наступление смерти человека. Он широко использует в качестве наказания как бессрочное лишение свободы, так и смертную казнь, а также конфискацию имущества. На наш взгляд, такие санкции способны выполнить свою важнейшую роль - предупредительную.
По мнению законодателей зарубежных стран и представителей теории уголовного права, только такие санкции способны выполнить свою важнейшую предупредительную роль и создать необходимые предпосылки для индивидуализа-
ции наказания. Действующий Уголовный кодекс РФ по строгости санкций уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за данный вид преступления, значительно уступает зарубежному уголовному законодательству,
В настоящее время за преступления, закрепленные ч. 2 ст. 238 УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового. Мы считаем, что необходимо ужесточить наказание за совершение данных преступлений, в связи с чем следует увеличить наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
За совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 настоящей статьи, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ), предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до десяти. На наш взгляд, необходимо ужесточить наказание за совершение данного преступления, в связи с чем следует увеличить наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.
Результаты изучения различных подходов к осуществлению дифференциации уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 238 УК РФ, позволяют сделать следующие выводы:
производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, как вид преступления в общественном правосознании граждан многих зарубежных стран обладают высокой общественной опасностью, поэтому законодатель при обеспечении дифференциации уголовной ответственности за него учитывает этот фактор, устанавливая в санкциях соответствующих уголовно-правовых норм максимальные пределы наказания, вплоть до пожизненного заключения и смертной казни;
в то же время российский законодатель, конструируя санкции всех частей ст. 238 УК РФ, установил пределы в два и более раз ниже, чем они установлены в рассмотренных нами уголовных кодексах зарубежных стран дальнего зарубежья;
заслуживает поддержки и острота реагирования на этот вид преступлений законодательства Китайской Народной Республики, в котором широко применяется бессрочное лишение свободы
114
или смертная казнь; только такие санкции способны выполнить свою важнейшую роль - предупредительную и создать необходимые предпосылки для индивидуализации наказания;
необходимо повысить максимальный предел санкции ч. 2 ст. 238 УК РФ до десяти лет лишения свободы;
целесообразно повысить максимальный предел санкции ч. 3 ст. 238 УК РФ до пятнадцати лет лишения свободы;
в уголовных кодексах зарубежных стран широко применяются дополнительные наказания в виде штрафов и конфискации имущества; представляется целесообразным возвратить конфискации имущества правовой статус дополнительного наказания и включить в санкцию ч. 1-3 ст. 238 УК РФ конфискацию имущества как дополнительный вид наказания (в крайнем случае, включить ст. 238 в список п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ).
1. Марцев А. И. Уголовная ответственность и общее предупреждение преступлений. Омск, 1973.
2. Уголовный кодекс Республики Казахстан. СПб., 2001.
3. Уголовный кодекс Республики Таджикистан /предисл. А.В. Федорова. СПб., 2001.
4. Уголовный кодекс Грузии / науч. ред. З.К. Би-гвава; пер. с груз. И. Мериджанашвили. СПб., 2001.
5. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб., 2001.
6. О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 9 июля 1999 г. № 157-ФЗ // Рос. газ. 1999. 14 июля.
7. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ // Рос. газ. 2003. 16 дек.
8. Уголовный кодекс Республики Болгария / науч. ред. А. И. Лукашова; пер. с болг. Д. В. Ми-лушева, А.И. Лукашова. СПб., 2001.
9. Уголовный кодекс Федеративной Республики Гзрмании / науч. ред. Д.А. Шестаков; пер. с нем. Н.С. Рачкова. СПб., 2003.
10. Уголовный кодекс Аргентины / науч. ред. Ю.В. Голик; пер. с исп. Л.Д. Ройзенгурт. СПб., 2003.
11. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. А. И. Коробеева; пер. с кит. Д.В. Вичикова. СПб., 2001.
12. Уголовный кодекс Голландии / науч. ред. Б. В. Волженкин; пер. с англ. И. В. Миронова. 2-е изд. СПб., 2001.
13. Уголовное законодательство Норвегии / науч. ред. Ю.В. Голик; пер. с норв. А.В. Жмени. СПб., 2003.
14. Уголовный кодекс Франции / науч. ред. Л. В. Головко; пер. с франц. Н.Е. Крылова. СПб., 2002.
1. Martsev A.I. Criminal liability and general crime prevention. Omsk, 1973.
2. Criminal code of the Republic of Kazakhstan. St. Petersburg, 2001.
3. Criminal code of the Republic of Tajikistan / forew. byA.V. Fedorov. St. Petersburg, 2001.
4. Criminal code of Georgia /sci. ed. Z.K. Bigvava; transl. from Georgian by I. Meridzhanashvili. St. Petersburg, 2001.
5. Criminal code of the Republic of Uzbekistan. St. Petersburg, 2001.
6. On introduction of amendments and additions to article 238 of the Criminal code of the Russian Federation: fed. law of July 9, 1999 № 157-FL // Rus. newsp. 1999. July 14.
7. On introducing amendments and addenda to the Criminal code of the Russian Federation: fed. law of Dec. 8, 2003 № 162-FL // Rus. newsp. 2003. Dec. 16.
8. Criminal code of the Republic of Bulgaria / sci. ed. by A.I. Lukashov; transl. from Bulgarian by D.V. Milushev, A.I. Lukashov. St. Petersburg, 2001.
9. Criminal code of the Federal Republic of Germany / sci. ed. by D.A. Shestakov; transl. from German by N.S. Rachkov. St. Petersburg, 2003.
10. Criminal code of Argentina / sci. ed. by Yu.V. Golik; transl. from Spanish by L.D. Royzengurt. St. Petersburg, 2003.
11. Criminal code of the People's Republic of China / ed. by A.I. Korobeev; transl. from Chinese by A.I. Vichikov. St. Petersburg, 2001.
12. Criminal code of the Netherlands / sci. ed. by B.V. Volzhenkin; transl. from English by I.V. Mironov. 2nd ed. St. Petersburg, 2001.
13. Criminal legislation of Norway / sci. ed. by Yu.V. Golik; transl. from Norwegian by A.V. Zhmenya. St. Petersburg, 2003.
14. Criminal code of France / sci. ed. by L.V. Golovko; transl. from French by N.E. Krylov. St. Petersburg, 2002.
115