\я°1
Г орный информационно-аналитический бюллетень
ОХРАНА ТРУДА
© С.Л. Родионов, 2000
УДК 622.625:313.1 С.Л. Родионов
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ РФ ЗА 1994-1998 ГОДЫ
За период времени с 1994 по 1998 год из-за непрекращающегося спада экономики и реструктуризации служб охраны труда горных предприятий РФ происходил рост уровня опасности рельсового транспорта.
В 1994 году произошло на внут-ришахтном транспорте 43 травмы со смертельным исходом. Отметим, что 75% случаев смертельных травм, произошедших на внутришахтном транспорте, относится к рельсовому транспорту в горизонтальных и наклонных выработках. При локомотивной откатке травмировалось 17 человек.
Год 1995 стал рекордным по количеству пожаров на ленточных конвейерах, что составило 7% от числа несчастных случаев со смертельным исходом на подземном транспорте. Всего в данном году произошло 46 смертельных случаев на подземном транспорте, что составило 27 % от общего количества летальных исходов. Травматизм на рельсовом транспорте составил 63 % от травм на подземном
транспорте.
За 1996 год количество погибших на рельсовом транспорте составило 25 человек. Общее число смертельных случаев на внутришахтном
транспорте в 1996 зарегистрировано 35, что составило 30 % от общего травматизма. Летальные исходы на подземном транспорте распределились следующим образом:
• 70 % травм произошло на рельсовом транспорте;
• 20 % травм на конвейерном
транспорте;
• 10 % травм на подъемных установках.
В 1997 году наблюдался резкий всплеск несчастных случаев со смертельным исходом на подземном транспорте - погибло 53 человека, что составило 24 % от общего травматизма. Количество летальных исходов на рельсовом транспорте составило 68 % от общего количества травм на подземном транспорте.
Около 50 % всех несчастных случаев произошло от взрыва метана. Остальные 123 смертельные травмы распределились следующим образом:
• 63 % травм в очистительных забоях;
• 13 % травм в подготовительных забоях;
• 24 % травм на по-
верхности шахт.
Количество смертельных случаев на внутришахтном транспорте за 1998 год составило 44 человека, что на 17 % меньше чем в предыдущем году. Общее количество летальных травм на шахтах уменьшилось более значительно на 38% и, следовательно, возрос удельный вес травматизма на внутришахтном транспорте и со-
ставил 32,6 % от общего числа смертельных случаев.
На рельсовом транспорте в 1998 году травмировалось 32 человека.
Анализ состояния травматизма на угольных шахтах РФ показывает, что шахты не готовы не только к проведению мероприятий по снижению уровня травматизма из-за высоких цен на метрологическое и сигнальное оборудование, но и к ликвидации уже свершившихся аварий.
На шахтах не достает техники для тушения пожаров, средств самоспасения, износ основных средств более 70 %. Плохо решаются вопросы вентилирования шахт, поперечное сечение выработки не увеличивается, растет протяженность горных выработок. Данные причины являются основными составляющими травматизма на подземном транспорте угольных шахт. Ниже приведена диаграмма смертельных случаев, а причины вызывающие повышение смертельных несчастных случаев рассмотрены далее.
Итак, на проблеме безопасности производства на подземном транспорте шахт следует сосредоточить пристальное внимание, так как за последние годы уровень смертельного травматизма значительно возрос. Диаграмма смертельных несчастных случаев на рельсовом транспорте приведена ниже, так как он наиболее опасен из внутришахтных видов транспорта.
Удельный вес причин вызывающих высокий уровень травматизма на рельсовом транспорте:
• падение производственной и технологической дисциплины 5 %;
• отсутствие современных средств доставки людей и материалов 30 %;
• рельсовые пути заилены, без приводов, сильно изношены стрелочные переводы 16%;
• отсутствуют средства малой механизации 5%;
• нарушаются правила эксплуатации подъемных устройств 4 %;
• нарушение правил передвижения по выработкам 3 %;
• использование транспортных средств с отработанными сроками амортизации 8 %;
• расцепка-сцепка подвижного состава на ходу 7 %;
Диаграмма смертельных несчастных случаев на рельсовом транспорте
Московский государственный горный университет
• не соблюдение правил управления транспортными средствами 4 %;
• не соблюдения правил работы и обслуживания ленточных конвейеров 2 %;
• несоответствие горных выработок нормам по высоте, сечению, зазорам 9 %;
• передвижение личного состава на средствах, не предназначенных для перевозки людей 8 %.
Перечень данных причин говорит о том, что руководители шахт перестали уделять внимание вопросам безопасности производства. На шахтах упраздняются службы охраны труда, что в свою очередь не может не сказываться на уровне смертельного травматизма.
Причина таких явлений лежит за пределами техники безопасности, если под ней понимать средства и спо-
собы обеспечения безопасных условий производства. Она кроется в поведении людей, а вернее - в производственных отношениях. Травматизм последних лет обнаружил кризис производственных отношений по отрасли в целом. Ранее подобные явления наблюдались в границах отдельных шахт. Экономическая и политическая нестабильность в России привела, в свою очередь, к нестабильности и неопределенности руководителей шахт - это перешло на руководителей подразделений, руководителей работ и, как следствие, произошло падение трудовой и технологической дисциплины, что, в свою очередь, сказалось на безопасности труда. Практически по каждому виду опасных проявлений предусмотрена и действует многоуровневая система защиты. В нормальных услови-
ях, одна из ступеней защиты обязательно срабатывает. При ослаблении трудовой и технологической дисциплины падает эффективность всех уровней защит по всем видам опасных проявлений, роль техники безопасности сильно снижается и, как следствие высокий травматизм и аварийность.
Решение возникших на сегодняшний день проблем - дело не только руководителей шахт. Это проблема хозяйственного и государственного строительства, цель которого путем экономических вливаний восстановить разрушенную систему экономических взаимоотношений, повысить уровень добычи, модернизировать парк орудий и средств труда и обязательно возродить систему безопасности труда.
ш.
Родионов, Сергей Петрович аспиран і кафедры «Аэро.ю! ия и охрана труда» МГГУ.
З