ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ КАК
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Явкин А.В., к.э.н., доцент, Самарский государственный архитектурно-строительный университет
В статье раскрыты общие положения и особенности формирования и приращения производственного потенциала промышленной корпорации. Раскрыто содержание понятия производственный потенциал.
Ключевые слова: производственный потенциал, промышленная корпорация, управление, ресурсы.
PRODUCTION POTENTIAL OF INDUSTRIAL CORPORATION AS AN OBJECT OF
CONTROL
Yavkin A., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Samara State University of Architecture and Civil Engineering
The article deals with general provisions and features of the formation and increment of the productive capacity of the industrial corporation. Disclosure of the concept of productive capacity.
Keywords: production capacity, industrial corporation, management and resources.
Дадим, прежде всего, определение потенциала промышленной корпорации. Введение в экономических исследованиях научного понятия «потенциал» было связано с разработкой проблем комплексной оценки уровня развития производительных сил еще в 20-х годах прошлого столетия.
Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в хозяйственной практике благодаря труду могут стать реальностью.
В отечественной экономической литературе этот термин в широком понимании трактуют как возможности, имеющиеся силы, запасы, которые могут быть использованы или как уровень мощности в каком-то отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-нибудь. «Большая Советская Энциклопедия» определила потенциал общества, государства, как возможности в определенной области [1].
В 50-е годы прошлого века академик Струмилин С.Г. ввел понятие «экономический потенциал», под которым понимал совокупную производительную силу труда всех работоспособных членов общества [2. Академик Немчинов B.C. исследовал потенциал расширенного производства как ресурсные возможности национальной экономики для осуществления экономического роста [3]. Заметим, что в широком научном обиходе среди экономистов понятие «потенциал» начало использоваться в 70-х - 80-х годах XX века. Именно в этот период появились публикации, в которых рассматриваются различные аспекты этого понятия. При этом большая часть исследователей в качестве основных элементов анализируемого понятия выделяло наличие ресурсной составляющей и потенциальную возможность ее использования для промышленной корпорации. В работах этого периода отмечается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на расхождения, как в трактовке самого понятия «потенциал», так и в выявлении его сущности, состава и соотношения с другими экономическими категориями [4].
Перейдем теперь к раскрытию понятия производственный потенциал промышленной корпорации. Так, производственному потенциалу как сложной интеграционной системе посвящены труды Л.И. Абалкина [5], И.А. Анчишкина [6], В.Н.Авдеенко [7], В.М. Архипова [8], Д. А. Черникова [9] и ряда других ученых.
Подчеркнем, что, как и в отношении понятия «потенциал», в интерпретации производственного потенциала наибольшее распространение среди экономистов получил ресурсный подход. При этом важно выделить две «ресурсные» позиции. Первая - потенциал представляет собой совокупность ресурсов без учета их взаимосвязей и участия в процессе производства.
Вторая ресурсная позиция рассматривает потенциал как совокупность ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ. Так, Э.Б. Фигурнов считает, что потенциал характеризует ресурсы производства, количественные и качественные их параметры, которые определяют максимальные возможности по производству материальных благ в каждый момент [10].
Наряду с ресурсным подходом к определению сущности по-
тенциала промышленной корпорации в литературе имеются и другие мнения. Так, В.М. Архангельский подчеркивает, что потенциал - это средства, запасы, источники, которые в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели или решения определенной задачи [11]. Ю.Ю. Донец считает потенциал промышленной корпорации аналогом ее производственной мощности и поэтому полагает возможным определить его как «максимально возможный годовой, суточный, часовой или отнесенный к другой временной единице объем выпуска продукции» [12].
Из анализа рассмотренных подходов видно, что производственный потенциал промышленной корпорации экономистами преимущественно трактуется как совокупность ресурсов, предоставленных в ее распоряжение для производственной деятельности. Вместе с тем, потенциалу присуща такая особенность, оказывающая влияние на содержание и характер взаимосвязей его элементов, как их взаимозаменяемость. Она обуславливает широкую «конкурентоспособность» элементов потенциала и играет важнейшую роль в их развитии. Взаимозаменяемость элементов производственного потенциала создает возможности выбора эффективных вариантов функционирования промышленной корпорации.
Из рассмотрения имеющихся публикаций видно, что имеются существенные различия также и в определении потенциала промышленной корпорации, понимании его сущности, составляющих структурных элементов, взаимосвязи его с такими категориями, как «национальное богатство», «уровень экономического развития».
В аспекте всего сказанного будем понимать под производственным потенциалом промышленной корпорации комплекс отношений, которые возникают на микроуровне между работниками самой корпорации по поводу получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства и вне зависимости от состояния внешней среды. Противоречивый характер этих отношений определяется внутренней средой промышленной корпорации, а производственный потенциал промышленной корпорации заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития.
Отразим теперь цели, функции и задачи управления производственным потенциалом промышленной корпорации.
Применительно к проблеме производственного потенциала промышленной корпорации управление должно быть направлено на максимальное его использование и развитие (наращивание), исходя из стратегических целей корпорации. Посредством управления снимаются противоречия между объективными закономерностями, элементами производственного потенциала промышленной корпорации, ресурсами, их использованием и взаимозамещением, нововведениями и целями, условиями деятельности корпорации и реальными возможностями.
Управление потенциалом промышленной корпорации гораздо эффективнее единичных мероприятий, направленных чаще всего на совершенствование организационно-технических отношений. В силу этого, считаем, что под управлением производственным потенциалом промышленной корпорации следует понимать подготов-
ку, принятие и реализацию решений по оценке потенциала, уровню его использования и наращиванию в соответствии с целями, стратегией корпорации с учетом влияния внутренней и внешней среды деятельности корпорации, используя при этом соответствующие методы, функции, цели и задачи управления.
Объектом управления здесь является состояние производственного потенциала промышленной корпорации, охватывающее широкий спектр вопросов производственно-хозяйственной деятельности корпорации.
Следовательно, цель управления производственным потенциалом промышленной корпорации состоит в обеспечении его оптимального использования и планомерного развития (наращивания) в корпорации. Органы управления призваны реализовать эту цель посредством систематического осуществления мероприятий, влияющих на величину потенциала, уровень его использования в соответствии со стратегией развития промышленной корпорации, ее целями, в необходимом объеме, руководствуясь нормативно-правовыми документами, как в корпорации в целом, так в ее подразделениях, службах, на участках, рабочих местах.
Управление производственным потенциалом промышленной корпорации должно входить в должностные обязанности руководителя любого ранга. При этом эффективность управленческой работы определяется не только профессионализмом, компетентностью, но и соответствующим чувством ответственности за реализуемые мероприятия, юридически обоснованным распределением должностных обязанностей, которые не должны выходить за пределы полномочий конкретного руководителя. В окончательном варианте должностные обязанности по управлению потенциалом промышленной корпорации следует оформлять в виде стандарта или приказом первого руководителя корпорации.
Знание процесса управления потенциалом означает предварительный анализ положительных и отрицательных сторон внедряемого мероприятия и возникающих при этом возможностей и угроз для промышленной корпорации. Следовательно, содержание управления производственным потенциалом промышленной корпорации определяется составом методов и функций, осуществляемых в ходе подготовки и реализации мероприятий. Методы управления потенциалом характеризуются совокупностью целенаправленных воздействий органов управления на объект управления в целях решения поставленных задач. Они общеизвестны и делятся на административные (организационно-распорядительные), экономические, социально - психологические, идеологические. В нашем случае в основном используются первые два метода, охватывающих основное содержание управленческих действий. Функции управления являются управленческим инструментом, позволяющим наиболее эффективно реализовать мероприятия с учетом имеющихся возможностей и ресурсов. Это особые виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью. Организация управления производственным потенциалом промышленной корпорации охватывает информационную, научную, проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и природоохранную деятельность.
Задачи управления потенциалом носят многоплановый характер и дифференцируются по следующим направлениям: исследование производственного потенциала промышленной корпорации, формирование направлений развития и повышения уровня использования производственного потенциала, реализация производственного потенциала в стратегическом управлении корпорацией, воспроизводство потенциала.
Формирование потенциала представляет собой процесс идентификации и создания предпринимательских возможностей, его структуризации и построения определенных организационных форм для стабильного развития и эффективного воспроизводства. Формирование потенциала происходит при создании промышленной корпорации или при ее переходе в другое состояние (реструктуризация, реконструкция и т.п.).
На формирование потенциала промышленной корпорации оказывают влияние различные факторы, такие как: сфера деятельности корпорации, ее размер, номенклатура и особенности выпускаемой продукции, место расположения корпорации, цели и стратегии развития и др. Некоторые экономисты к формированию производственного потенциала промышленной корпорации относят и процесс оптимизации его структуры [13].
Использование производственного потенциала - это процесс
реализации совокупных возможностей промышленной корпорации. Любая работающая промышленная корпорация в той или иной степени использует свой потенциал. Одна из основных задач управления потенциалом промышленной корпорации - повышение уровня его использования до оптимального значения. Последнее определяется выбранными целями и стратегией развития промышленной корпорации.
Воспроизводство производственного потенциала промышленной корпорации связано с процессом непрерывного обновления его составляющих. При этом различают простое воспроизводство потенциала (обновление потребленных факторов производства) и расширенное воспроизводство (наращивание потенциала за счет количественного и качественного развития производственных факторов и элементов потенциала), обеспечивающих более высокую результативность деятельности промышленной корпорации.
Разработка функциональных стратегий для всех областей деятельности осуществляется в рамках стратегии использования и развития потенциала промышленной корпорации, так как функциональные стратегии в данном случае можно рассматривать как стратегии использования и развития элементов рассматриваемого производственного потенциала.
Остановимся более детально на рассмотрении одной из важнейших стратегических управленческих задач - наращивании производственного потенциала промышленной корпорации. Обычно выделяют два основных направления наращивания потенциала промышленной корпорации: внешнее, реализация которого связана с привлечением ресурсов со стороны; внутреннее, реализуемое за счет поиска внутренних резервов.
Первое направление наращивания производственного потенциала промышленной корпорации требует создания действенного механизма управления инновационной активностью корпорации и связано с ее инновационными возможностями, которые в каждом плановом периоде значительно ниже потребностей в них. Реализация современных, даже относительно несложных проектов, требует значительных средств. Поэтому при планировании инвестиций для наращивания производственного потенциала промышленной корпорации вначале необходимо обосновать направления инвестирования. Следует иметь ввиду, что значительные вложения требуются для поддержания на данном уровне производственного аппарата промышленной корпорации, для обеспечения высокого качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, повышения рентабельности производства. Поэтому необходимо разработать систему приоритетов, использование которой позволит ранжировать предполагаемые направления инвестирования для промышленной корпорации.
Низкий уровень рентабельности производства не позволяют в должном объеме осуществлять инвестиции за счет прибыли промышленной корпорации. Это же относится и к другому источнику инвестиций - банковским кредитам, которые из-за высоких процентных ставок мало доступны для современных промышленных корпораций. Размеры амортизационных фондов с трудом покрывают потребности в средствах на простое воспроизводство элементов производственного потенциала.
Поэтому основное направление наращивания производственного потенциала промышленной корпорации должно быть сосредоточено в настоящее время на внутренних факторах и тесно взаимоувязываться с устранением всяких потерь, нерациональным использованием ресурсов, выявлением и использованием потенциальных резервов. Эти вопросы мы далее подробно рассмотрим в диссертационном исследовании.
Заметим также, что существующий производственный потенциал, а также совокупность стратегических целей определяют, прежде всего, инвестиционную привлекательность промышленных корпораций. Российские промышленные корпорации в своем большинстве имеют низкую инвестиционную привлекательность, так как большинство из них имеют низкий уровень капитализации. Их рыночная стоимость основана на оценке материальных активов и практически не включают в себя стоимость интеллекта работников (интеллектуальной собственности). На большинстве высокотехнологических (оборонных) промышленных корпораций стоимость основных и оборотных средств составляет 10-20 % от той цены, которую инвесторы согласны заплатить за эти корпорации с учетом стоимости интеллектуальной собственности этих корпорации. Помимо этого, в промышленности России не велика доля продукции, производимой с использованием инновационных технологий
на оборудовании, возраст которого не более 3-5 лет. Этот показатель составляет около 4,5 % от общего объема выпускаемой в стране продукции [14]. Поэтому перспективы повышения производственных потенциалов отечественных промышленных корпораций, прежде всего, связаны с разработкой и использованием результатов инновационной деятельности. С учетом данного обстоятельства схема наращивания производственного потенциала промышленной корпорации за счет поиска внутренних резервов должна быть такой, чтобы в основе наращивания лежали инновационные разработки и, прежде всего, в сфере создания технологических инноваций. Эти инновации включают в себя новый продукт (продуктовую инновацию) и новую технологию производства продукта (процессную инновацию).
Подчеркнем также, что эффективность управления производственным потенциалом промышленной корпорации зависит от его информационного обеспечения. Информационное обеспечение управления производственным потенциалом промышленной корпорации имеет целью своевременное предоставление органам управления необходимой по объему и достоверной для принятия решений информации. Осведомляющая информация поступает руководителю в процессе использования производственного потенциала и характеризует его фактическое состояние. Сопоставление дает возможность руководителю принимать управленческие решения по использованию и развитию производственного потенциала промышленной корпорации в руководимом им подразделении.
Осведомляющая информация поступает руководителю в процессе использования производственного потенциала и характеризует его фактическое состояние. Сопоставление дает возможность руководителю принимать управленческие решения по развитию производственного потенциала в рамках руководимого им подразделения. В целях пропаганды целей, задач развития и использования производственного потенциала и привлечения к активному участию в этой работе трудового коллектива, в промышленной корпорации следует использовать информацию пропагандистско-воспи-тательного характера. Умелое и целенаправленное использование
этой информации позволит постоянно привлекать широкий круг работников промышленной корпорации к вопросам по повышению эффективности использования производственного потенциала и необходимости его наращивания.
Литература:
1. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1977. -Т.20 - 656 с.
2. Струмилин С.Г. К вопросу об изменении народного благосостояния //Вопросы статистики.- 1954. -С. 12-28.
3. Немчинов B.C. Экономико-математические методы и модели // Избр. произв. - М., 1967. - Т. 3.
4. Задоя А.А. Народнохозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство - Донецк: Выща школа, 1986. - 153 с.
5. Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики-М.; Мысль, 1981.-351 с.
6. Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики - М.: Экономика, 1996.-98 с.
7. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия - М.: Экономика, 1989. - 240 с.
8. Архипов В.М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты) - Л.: ЛГУ, 1984. - 247 с.
9. Черников Д.А. Эффективность использования производственного потенциала//Экономические науки, 1981. -№ 10.-С. 8997.
10. Фигурнов Э.Б. Потенциал предприятия социалистического общества // Политическое самообразование. - 1982. -№ 1.-С. 5-12.
11. Архангельский В.Н., Зиновьев Л.Е, Управление народно-техническим прогрессом в машиностроении - М., 1983.
12. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала — К.: Знание, 1978. С.3.
13. Экономический потенциал административных и производственных систем / Под общей ред. О.Ф. Балацкого. - Сумы: «Университетская книга», 2006.-973 с.
^^АДадииым^инииявйиадршыилаитйиддармвлиДй
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РАБОЧЕЙ СИЛЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ
Шахбазов Э.Д., к.э.н., ведущий научный сотрудник ОАО «СоюзДорНИИ»
В статье определены основные современные особенности управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации, а также направления ее перспективного развития.
Ключевые слова: управление качеством, рабочая сила, машиностроительная корпорация, развитие, эффективность.
TO A QUESTION ABOUT THE EFFECTIVENESS OF CONSTRUCTING A MODEL OF QUALITY MANAGEMENT MANPOWER ENGINEERING CORPORATION
Schahbazov E., Cand.Econ.Sci., senior research officer JSC «SoyuzDorNII»
This article identifies the main features of modern quality management workforce Engineering Corporation, as well as directions for its future development.
Keywords: quality management, labor, machine-building corporation, the development, effectiveness.
Оценка эффективности модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации основана, прежде всего, на информации о работниках: продвижение по службе, их профессиональные, квалификационные, половозрастные характеристики, медицинские и психологические параметры, производительность и новаторская активность. Оценка должна осуществляться на протяжении всех фаз управленческой деятельности. Она тесно связана с другими этапами процесса управления и своими результатами способна побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы. При этом оценка обеспечивает функционирование в машиностроительной корпорации бесперебойной обратной связи.
Также следует заметить, что при оценке эффективности построения модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации следует учитывать затраты на достижение этих целей. Реальная эффективность модели управления может быть определена только из сопоставления степени реализации целей с затраченными на это средствами. Необходимо оценивать эффектив-
ность построения и использования модели управления качества рабочей силы по результатам работы всей машиностроительной корпорации [1].
Необходимо также учитывать, что оценка эффективности модели управления качеством рабочей силы машиностроительной корпорации может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла, каков, наконец, ее действительный психологический смысл [2]. Оценка эффективности управления качеством рабочей силы машиностроительных корпораций сегодня проводится, как правило, субъективно. На наш взгляд, это имеет место по двум причинам: из-за отсутствия выработанной четкой методики такой оценки, и из-за недопонимания всей важности такой оценки. Основной упор делается на оценку производительности [3], оставляя в стороне «человеческий фактор». В других работах представлена методика расчета производительности