ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ■ СТАНДАРТЫ И I ПЕДАГОГИЧЕСКАЯI ПРАКТИКА1
1УДК 378 ББК 74.4
ПРОГРЕССИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
О. В. Алексеева
Аннотация. Актуальность статьи определяется освоением пространства двухуровневой системы образования. Основная цель публикации - поиск путей совершенствования преподавания в магистратуре через усиление аспекта профессиональной направленности. В статье рассматриваются концептуальные основы учебно-методического обеспечения подготовки магистрантов филологического профиля, раскрываются особенности «задачного» метода обучения, представлена технология обучения решению олимпиадных заданий. Ориентация на профессиональный стандарт педагога позволяет соединить процесс обучения с проектной деятельностью, что обеспечивает повышение уровня лингводидактической компетенции и мотивации магистрантов.
Ключевые слова: магистерская программа, интегративный подход, работа с одаренными детьми, «<задачный» метод обучения, типология олимпиадных заданий.
PROGRESSIVE DIRECTIONS OF MASTER'S TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
O. V. Alekseeva
Abstract. The relevance of the article is defined by the expansion of two-level educational system. Main goal of the publication is to find ways of educational improvement in Master's Program through strengthening professional orientation. The article describes conceptual basics of educational and methodical provision in philology master-students program and explains the peculiarities of "goal-oriented" educational method, presents the technology of training in Olympiad assignments. Focusing on professional pedagogical standard allows to combine educational process and project activities which provides increasing the level of lingua-didactic competence and masters' motivation.
Keywords: Masters' program, integrational approach, work with gifted children, "goal-oriented" educational method, typology of Olympiad assignments.
Значимость профессиональной направленности обучения в педагогическом вузе для становления личности учителя бесспорна. Современные реалии - двухуровневая система образования - актуализируют данный аспект подготовки и обозначают новый ориентир - это профессиональный стандарт педагога, который позволит снять фактор недостаточной
«включенности» студентов в решение педагогических задач, если займет ключевую позицию в образовательном процессе педвуза.
Изучение профессионального стандарта педагога позволило нам выделить направления, определяющие специфику образовательной программы в магистратуре. Учитывая, что обучение в магистратуре нацелено на разви-
тие всех компонентов профессиональной направленности (когнитивного, ценностного и мотивационного), мы увидели потенциальные возможности магистерской программы в направлении «работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности» [1].
В вопросе об одаренности этих школьников мы разделяем позицию Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова, представленную в «Рабочей концепции одаренности». Определимся, что к этой группе учащихся мы относим школьников «с высоким уровнем познавательной потребности, огромной любознательностью, страстной увлеченностью любимым делом, наличием ярко выраженной внутренней мотивации» [2, с. 34]. Именно такие школьники становятся участниками филологических смен лагеря на базе Автономного учреждения Воронежской области «Пансионат с лечением "Репное"» в рамках Областной программы работы с одаренными детьми. Поэтому возможность апробации разработанной модели подготовки магистрантов к работе с одаренными детьми вызвала профессиональный интерес как у преподавателей, так и у магистрантов программы «Педагогическая коммуникация в теории и практике филологической деятельности» (руководитель программы - О. В. Алексеева, доктор педагогических наук).
Поставленная задача была решена благодаря интегративному подходу к организации учебного процесса в магистратуре: учебные дисциплины были объединены общей целью. Так, в курсе «Современные проблемы науки» актуализировался аспект исследований в области формирования языковой личности, блок лингвистических дисциплин формировал теоретическую базу будущего курса занятий с одаренными детьми, методические дисциплины обеспечивали освоение методов и приемов работы при решении олимпиадных задач.
В ходе поискового эксперимента мы выявили условия, определяющие успешность работы магистрантов в данном направлении. Во-первых, это знание лингвистической теории (разные позиции ученых на ту или иную грамматическую категорию, трудные случаи в классификации языковых явлений), во-вторых, владение способами решения нестандартных задач, в-третьих, владение практическими навы-
ками конструирования содержания образовательного процесса для школьников, проявляющих интерес к филологии.
Рассмотрим особенности методической подготовки магистрантов. Деятельность студентов по постановке и решению профессиональных задач потребовала выбора соответствующего подхода к проектированию этой деятельности, - мы определили его как «задач-ный», так как задача, по словам В. А. Сластени-на, является элементарной единицей педагогического процесса.
«Задачный» подход мы понимаем как организацию деятельности студентов, которая реализуется через методическую систему заданий, нацеленную на школьную практику и решающую конкретную профессионально-педагогическую проблему.
Обратимся к модулю «Методика обучения решению олимпиадных задач», который является ведущим в методической подготовке магистрантов, так как сочетает когнитивный и моти-вационный аспект в обучении магистрантов.
Структура модуля «Методика обучения решению олимпиадных задач» выстраивается в соответствии с разработанными нами типами задач: задания на построение доказательства, задания на определение способа решения проблемы, задания с недостаточностью языковых фактов для обоснования вывода и другие.
Методологической основой содержания данного модуля являются исследования по методике преподавания русского языка в области проблемного обучения учащихся (Л. П. Федоренко, А. И. Власенков, Д. Н. Богоявленский), активизации мыслительной деятельности (Т. В. Напольно-ва, М. Б. Успенский, Э. В. Криворотова и др.).
Нам созвучна позиция методиста Т. В. На-польновой о роли обучения в решении нестандартных задач: для ориентировки школьников в новой ситуации существенную роль играет «обучение специальным поисковым умениям: 1) увидеть новую проблему в языковом материале; 2) подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их; 3) построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов; 4) сформулировать выводы на основе решения проблемы; 5) сформулировать способ решения, т.е. определить операции, осуществление
которых в процессе решения проблемы приводит к выводу» [3, с. 27-28]. Эта идея развивающего обучения на уроках русского языка лежит в основе разработанного нами методического модуля: обучение школьников на уровне решения олимпиадных задач формирует языковую личность, способствует развитию лингвистического мышления, обогащает исследовательский опыт обучающихся, создает условия для творческого раскрытия лингвистического потенциала личности.
Технология обучения решению олимпиад-ных заданий включает следующие компоненты: теория проблемных задач, обучение магистрантов решению типовых задач, анализ затруднений школьников, составление технологических карт решения основных типов задач, освоение методики работы со школьниками.
С учетом обозначенного содержания прокомментируем этапы учебных занятий для магистрантов. На первом этапе - это обучение строгой системе построения доказательства при решении олимпиадных заданий.
Приведем пример.
Задача 1. Слова пятый, пятидесятый, семьдесят пятый в школьной практике относятся к порядковым числительным. Однако академик В. В. Виноградов относил такие «порядковые» слова к прилагательным. Какие у него были основания для этого? И почему во всех школьных учебниках эти слова продолжают относить к числительным?
Процесс выполнения задания.
Для решения данного типа задач нужно определить теоретические положения, которые организуют доказательную базу. Если речь идет о ча-стеречной принадлежности слов, то за основу можно взять модель определения части речи по трем признакам: семантика (значение), морфологические признаки, синтаксическая роль.
Необходимо проанализировать языковые факты для подтверждения теоретических положений одной точки зрения на «порядковые» слова и другой.
Способ выполнения задания.
Рассмотрение оснований для определения «порядковых» слов к прилагательным показывает: по своей семантике они соответствуют относительным прилагательным (выражают отношение между числом и порядком следова-
ния предметов), по своим грамматическим признакам (склонение, соотнесенность с существительными) и синтаксической роли они аналогичны прилагательным. Поэтому точка зрения В. В. Виноградова имеет веские основания.
Для доказательства принадлежности данных слов к числительным анализируем языковые факты задания и, сопоставляя их, учимся видеть системность в языке. Во-первых, слова пятый, пятидесятый, семьдесят пятый образованы от числительных и имеют отношение к исчислению предметов. Во-вторых, разряды числительных по значению (количественные и порядковые) имеют общую категорию падежа, однако при склонении составных количественных изменяется каждое слово, а при склонении составных порядковых - только последнее слово. Так морфологические категории реализуются в языковых фактах, и это делает язык системой. Поэтому в школьных учебниках принята указанная классификация.
Таким образом, решение задач данного типа включает поиск доказательств, которые определяются лингвистической теорией и языковыми фактами.
Инновационность процесса подготовки магистрантов видим в формировании субъектной роли обучающихся, которые выступают соавторами разработки алгоритмов решения задач разных типов. Для этого используем прием анализа затруднения учащихся.
Задача 2. Пелиний. Знакомо ли вам такое слово? Как оно могло бы изменяться, если бы было прилагательным?
При решении этой задачи школьники дают в ответе парадигмы «пелиний, пелинего, пели-нему...» (60%), «пелиний, пелиньего, пелинье-му...» (25%), «пелиний, пелинего, пелинему...; пелиний, пелиньего, пелиньему...» (10%), «пелиний, пелиного, пелиному...» (5%). Отметим, что никто из школьников не использовал категорию разряд прилагательного для обоснования ответа.
Анализ затруднений школьников при выполнении данного задания показал студентам, что поиск ответа на проблемную задачу лежит в области языковой догадки. Это стало основанием для определения соотношения теоретических знаний по предмету и чувства языка. Алгоритм решения, предложенный магистран-
тами, отражает взаимосвязь лингвистических знаний и языковой догадки в задании, когда в тексте отсутствует достаточное количество фактов для обоснования вывода.
Алгоритм решения.
1. Определяем, что в условии является лингвистической информацией. (Данное слово - прилагательное, оно изменяется.)
2. Какой компонент определения имени прилагательного (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) будет ключевым? (Морфологический признак - разряд имен прилагательных.)
3. Приведем примеры прилагательных, похожих по внешнему облику на пелиний. (Синий - качественное, зимний - относительное, кабаний - притяжательное.)
4. Сбор экспериментального материала (таблица).
5. Анализ языкового материала:
• парадигмы качественных и относительных прилагательных совпадают;
• выделяются 2 варианта изменений слова пелиний, которые различаются значением -ий: у качественных и относительных прилагательных это окончание, у притяжательных - суффикс.
На следующем этапе обучения магистранты осваивают технологию обучения школьников. Прокомментируем использование приема «подсказки» в процессе поиска решения олим-пиадных заданий. На занятии школьники работают в группах, что позволяет выдвинуть разные гипотезы в ходе обсуждения. Если продуктивной идеи не выявлено, группа может попросить «подсказки» (выполнение задания группой оценивается в баллах, «подсказка» снимает некоторое количество баллов). Такое условие обязывает магистрантов на этапе подготовки к работе с детьми продумывать «подсказки», которые обеспечивают выполнение каждого шага алгоритма при решения конкретной зада-
чи. Приведем в качестве примера задание на определение способа решения проблемы.
Задача 3. «Мы пол-Европы по-пластунски пропахали...» Что такое «ползти по-пластунски», мы хорошо себе представляем: ползти на локтях, прижимаясь к земле. Но почему «по-пластунски»?
Алгоритм решения.
1. Определим, какую лингвистическую информацию несет языковой факт «по-пластунски».
Подсказка: Сравните словообразовательные цепочки:
Рыбак - рыбацкий - по-рыбацки; рыцарь -рыцарский - по-рыцарски; солдат - солдатский - по-солдатски.
По аналогии школьники выстраивают словообразовательный ряд:
по-пластунски - пластунский - пластун.
Так в поле задания входит новое слово, которое может дать версию ответа.
2. Определяем значение слова «пластун».
Подсказка: По улице встречаете вы и обгоняете команды солдат, пластунов, офицеров (Л. Толстой. Севастополь в декабре месяце).
3. Определяем способ образования слова пластун.
Версия учащихся, связанная с установлением связи между словом пластун и однокорен-ным, от которого данное слово образовалось, имеет 2 варианта: 1) пластун - пласт; 2) пластун - пластать (как врун - врать, лгун - лгать, летун - летать).
Подсказка:
«Пластать рыбу, разрубать ее вдоль, разгибать и очищать; в этом виде пластаную рыбу солят и сушат или вялят. Учи астраханца рыбу пластать! || гореть и стлаться пламенем. Огонь на пожаре так и пластает!
Пластун м. пластовщик или кто пластает рыбу; || пеший запорожский застрельщик, ныне
Таблица
Парадигмы склонения прилагательного «пелиний»
Качественное прилагательное Относительное прилагательное Притяжательное прилагательное
И.п. синий, пелиний зимний, пелиний кабаний, пелиний
Р.п. синего, пелинего зимнего, пелинег кабаньего, пелиньего
Д.п. синему, пелинему зимнему, пелинему кабаньему, пелиньему
черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля, подползают к нему или скрытно подстерегают» [4].
Таким образом, установленная связь между словами пластун и пласт (лежать пластом) дает выход на лексическое значение слова пластун и объясняет значение выражения «пропахали по-пластунски».
Аудиторная подготовка магистрантов завершается разработкой проекта учебного занятия для определенной возрастной группы по модели: лингвистическая разминка, обучение решению типовой задачи, руководство самостоятельной групповой работой школьников по решению олимпиадных заданий. В 2017/18 учебном году магистранты 1-го года обучения провели 7 занятий в рамках филологической смены в феврале 2018 г. Рефлексивная оценка качества своей подготовки и уровня проведенных занятий достаточно высокая. Отмечено желание продолжать этот проект.
Подведем итоги. Формирование профессиональных компетенций магистрантов предполагает развитие умения выстраивать прогностические сценарии и моделировать учебные ситуации решения нестандартных задач. Роль «задачного» метода на этом этапе образования продуктивна.
Эффективность формирования лингвоме-тодической компетенции учителя-словесника с учетом требований профессионального стандарта педагога с выходом на реальную практику обеспечивается такими условиями, как направленность формирования лингвометодиче-ской компетенции на профессиональную сферу деятельности; сопряжение в образователь-
ном процессе компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения; создание единого образовательного пространства вуза и школы (в конкретном случае - лагеря для одаренных детей).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Профессиональный стандарт «Педагог». -URL: Й1р://профстандартпедагога.рф/профста ндарт-педагога/ (дата обращения: 29.01.2018).
2. Рабочая концепция одаренности: Федеральная целевая программа «Одаренные дети» / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 94 с.
3. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
4. Пласт // Даль В. Словарь. - URL: http://www. slovopedia.com/1/207/749550.html (дата обращения: 29.01.2018).
REFERENCES
1. Professionalnyy standart "Pedagog". Available at: М1р://профстандартпедагога.рф/профстанд арт-педагога/ (accessed: 29.01.2018).
2. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D. Rabo-chaya kontseptsiya odarennosti: Federalnaya tselevaya programma "Odarennye deti". Moscow, 2003. 94 p.
3. Napolnova T. V. Aktivizatsiya myslitelnoy dey-atelnosti uchashchikhsya na urokakh russkogo yazyka: posobie dlya uchitelya. Moscow: Pros-veshchenie, 1983. 111 p.
4. Plast. In: Dal V. Slovar. Available at: http:// www.slovopedia.com/1/207/749550.html (accessed: 29.01.2018).
Алексеева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Alekseeva Olga V., ScD in Education, Associate professor, Professor, Theory, History and Russian Language and Literature teaching methods Department, Voronezh State Pedagogical University e-mail: [email protected]