Научная статья на тему 'Programs of preferential leasing of technique for agricultural producers - direct state support of domestic engineering industry'

Programs of preferential leasing of technique for agricultural producers - direct state support of domestic engineering industry Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDUSTRY / MECHANICAL ENGINEERING / LEASING / AGRICULTURAL MACHINERY / SUBSIDIES / CREDIT / DEBT / BELARUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Kovalev I.L.

Now in the Republic of Belarus (RB) decrease in sale and as a result reduction to sales level of a domestic production of various technique used in agriculture is noted. The similar tendency is observed and in other countries of the Euroasian economic union. With Russia's accession to the World Trade Organization the Belarusian production enterprises are more narrow since the beginning of 2015 experience difficulties with sales of products of mechanical engineering, first of all because of reduction of demand for it in Russia as main Belarusian external economic partner, and also in Kazakhstan, Ukraine and other CIS countries. In this regard producers of technique with assistance of the state are compelled to be guided and by other more distant foreign markets. The State programs operating today on increase of technical equipment of the domestic agricultural organizations within Decrees of the President of RB are urged to help with acquisition of technique on favorable terms not only to agricultural enterprises and to farmers, but also directly producers of machine-building technique to help to increase sale of the production in domestic market. In article a number of serious problems of the financial and organizational plan is lifted: low solvency of the domestic agrarian enterprises; accounts payable problems on leasing; problems of the guaranteed return of leasing payments, and also problems of unefficient use by agricultural producers of new high-performance and power saturated technique, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Programs of preferential leasing of technique for agricultural producers - direct state support of domestic engineering industry»

ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО ЛИЗИНГА ТЕХНИКИ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - ПРЯМАЯ ГОСПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

PROGRAMS OF PREFERENTIAL LEASING OF TECHNIQUE FOR AGRICULTURAL PRODUCERS - DIRECT STATE SUPPORT OF DOMESTIC ENGINEERING INDUSTRY

Ковалёв И.Л., научный сотрудник Kovalev I.L., Researcher Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси

Institute of System Research in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences

of Belarus E-mail: olbosigor@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В настоящее время в Республике Беларусь (РБ) отмечается снижение сбыта и как следствие сокращение до уровня продаж отечественного производства различной техники используемой в сельском хозяйстве. Подобная тенденция наблюдается и в других странах Евразийского экономического союза. Со вступлением России в ВТО белорусские промышленные предприятия уже с начала 2015 года испытывают трудности со сбытом продукции машиностроения, в первую очередь из-за сокращения спроса на неё в России как главного белорусского внешнеэкономического партнера, а также в Казахстане, Украине и других странах СНГ. В связи с этим производители техники при поддержке государства вынуждены ориентироваться и на другие более дальние зарубежные рынки. Действующие на сегодняшний день Государственные программы по повышению технической оснащенности отечественных сельскохозяйственных организаций в рамках Указов Президента РБ призваны помочь в приобретении техники на льготных условиях не только сельхозпредприятиям и фермерам, но и непосредственно производителям машиностроительной техники помочь увеличить сбыт своей продукции на внутреннем рынке. В статье поднят ряд серьезных проблем финансового и организационного плана: низкая платежеспособность отечественных аграрных предприятий; проблемы кредиторской задолженности по лизингу; проблемы гарантированного возврата лизинговых платежей, а также проблемы неэффективного использования сельскохозяйственными товаропроизводителями новой высокопроизводительной и энергонасыщенной техники и т.п.

ABSTRACT

Now in the Republic of Belarus (RB) decrease in sale and as a result reduction to sales level of a domestic production of various technique used in agriculture is noted. The similar tendency is observed and in other countries of the Euroasian economic union. With Russia's accession to the World Trade Organization the Belarusian production enterprises are more narrow since the beginning of 2015 experience difficulties with sales of products of mechanical engineering, first of all because of reduction of demand for it in Russia as main Belarusian external economic partner, and also in Kazakhstan, Ukraine and other CIS countries. In this regard producers of technique with assistance of the state are compelled to be guided and by other more distant foreign markets. The State programs operating today on increase of technical equipment of the domestic agricultural organizations within Decrees of the President of RB are urged to help with acquisition of technique on favorable terms not only to agricultural enterprises and to farmers, but also directly producers of machinebuilding technique to help to increase sale of the production in domestic market. In article a number of serious problems of the financial and organizational plan is lifted: low solvency of the domestic agrarian enterprises; accounts payable problems on leasing; problems of the guaranteed return of leasing payments, and also problems of unefficient use by agricultural producers of new high-performance and power saturated technique, etc.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Промышленность, машиностроение, лизинг, сельскохозяйственная техника, субсидии, кредит, задолженность, Беларусь.

KEY WORDS

Industry, Mechanical engineering, Leasing, Agricultural machinery, Subsidies, Credit, Debt, Belarus.

В настоящее время наблюдается значительный спад производства в машиностроительной отрасли Беларуси. Его основные факторы - кризисные явления, происходящие в мире, на рынках СНГ и прежде всего на важнейшем для Беларуси -российском рынке, вызвавшие существенное снижение спроса на экспортную продукцию белорусских предприятий, а также отсутствие бюджетных ресурсов для мер стимулирующего характера. Так по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [1], в марте 2015 года индекс промышленного производства снизился на 10,3% к марту 2014 года. Минский тракторный завод (МТЗ) сократил производство тракторов в первом квартале на 35,4%, Минский автомобильный завод (МАЗ) снизил выпуск грузовых автомобилей и самосвалов в 2,2 раза. Значительное снижение валовых объемов наблюдается в станкостроении, производство зерноуборочных комбайнов только на ОАО «Гомсельмаш» сократилось почти в 6 раз, сокращаются объемы кормоуборочной и другой сельхозтехники. Общее замедление промышленного сектора связано со значительным снижением инвестиционного спроса в России. Рынок грузовых автомобилей в России сократился в 2 раза по итогам первых двух месяцев 2015 года, девальвация российского рубля существенно ограничила финансовые возможности сельскохозяйственных предприятий России. Неблагоприятная ситуация складывается и для других отраслей, ориентированных на российский рынок, прежде всего, для сельского хозяйства. Так, цены на молочную продукцию снизились на 30% в конвертируемой валюте, что приводит к убыточности поставок для Беларуси.

Кризисные явления предыдущих периодов Правительство РБ преодолевало посредством кредитного стимулирования основных предприятий отрасли. В 2015 году такие бюджетные возможности отсутствуют. Российский рынок в 2015 году не сможет восстановиться, а иных стабильных и крупных покупателей отечественной промышленной и аграрной продукции пока нет.

Так, по мнению экспертов [2], единственной антикризисной стратегией для крупных машиностроительных предприятий Беларуси являетя сокращение производства до уровня продаж и значительное снижение численности персонала.По итогам пяти месяцев 2015 года падение производства машин и оборудования составило 29,2%. По состоянию на 1 мая суммарные убытки предприятий отрасли превысили 900 млрд бел. руб., а число убыточных предприятий составило 40% от их общей численности. Среди них системообразующие БелАЗ, МТЗ, ОАО «Гомсельмаш». А по итогам 2014 года МАЗ возглавил список самых убыточных открытых акционерных обществ в Беларуси. Причиной сложившейся ситуации в отрасли называются экспортные проблемы. По оценке экспертов, для потребностей внутреннего рынка производственные мощности машиностроительных гигантов избыточны. Так, по мнению экспертов информационного портала «Беларусь в фокусе»: экспорт техники МАЗ более чем на 60% зависит от российского спроса, который в условиях действия санкций сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, поставки МТЗ и «Гомсельмаш» увязаны с объемами государственных субсидий сельскому хозяйству России, а в текущем году из-за бюджетного дефицита финансовые ресурсы предприятиям российского АПК выделяются в недостаточном количестве. Оптимальным вариантом выхода из сложившейся критической ситуации эксперты считают сокращение производства до уровня текущих продаж. По прогнозам экспертов, содержание избыточных рабочих мест будет происходить за счет

дальнейшего наращивания убытков предприятий, которые государство частично компенсирует посредством выделения кредитных ресурсов и субсидий из бюджета[2].

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь[1], в 2013 г. производство тракторов в стране сократилось на 11,9% по сравнению с 2012 г. -до 62,6 тыс шт. За минувшие пять лет больше тракторов в Беларуси было произведено только в 2012 г. Для справки: в 2009 г. их выпуск составил 40,3 тыс шт., в 2010 г. - 39,5 тыс, в 2011 г. - 59,1 тыс, в 2012 г. - 70,1 тыс. шт. В отличие от темпов производства, показатели экспорта белорусских тракторов в 2013 г. упали более существенно. По итогам 2013 года их общий экспорт сократился как в количественном выражении почти на 18%, так и в стоимостном на 25,2%. На поставки в Российскую Федерацию (РФ) ранее приходилось почти 55% всего экспорта тракторов, а в 2013 году экспорт сократился на 10,5%, до 28,5 тыс шт. Но этот факт не повлиял на величину товарных запасов. По состоянию на 1 июля 2014 г. на складах предприятия скопилось 11,6 тысяч тракторов, или 238,8% к среднемесячному объему производства. Как считают многие эксперты, основной причиной затоваривания является застой на российском рынке сельхозмашин, главном для Минского тракторного завода, впрочем, как и для большинства других лидеров отечественного машиностроения. По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», рынок сельскохозяйственных тракторов России в первом полугодии 2014 г. вырос на 0,6% по отношению к соответствующему периоду 2013 г. Общий объем продаж тракторов за январь - июнь 2014 г. составил 27297 ед., из которых только 1347 тракторов российских марок (в 2013 г. - 1453 ед.). Анализ структуры рынка показывает тенденцию увеличения рыночной доли импортных готовых тракторов иностранных марок, которая выросла с 24 до 31%, их продажи (продукция МТЗ сюда не входит) выросли на 30,2%, с 6505 до 8467 штук. При этом импорт в РФ готовых тракторов из РБ (который учитывается отдельно) несколько сократился - с 12718 до 12462 единиц. Но, при этом нужно отметить, что общая доля новых импортных тракторов на российском рынке выросла с 70,9 до 76,7%. Торможением белорусской тракторной техники не замедлили воспользоваться поставщики импортных подержанных тракторов: нарастив продажи в первом полугодии на 20,8%, до 2235 шт., они увеличили свою рыночную долю на 1,4%, до 8,2%. Что же касается совокупных продаж собранных в России тракторов иностранных марок из дальнего зарубежья (John Deere, Claas, Case New Holland, Versatile) и Украины (ХТЗ), то они сократились на 16,5%, с 1745 до 1457 единиц, при сужении их рыночной доли с 6,4 до 5,3%[3].

Сборочные производства Минского тракторного завода сработали и того хуже. Продажи тракторов, произведенных на территории РФ из машинокомплектов МТЗ, за рассматриваемый период упали на 53,6%, до 1329 штук, а их доля на рынке сузилась с 10,5 до 4,9%, но при этом сокращение продаж белорусских тракторов российской сборки было в значительной мере компенсировано ростом импорта готовых машин из РБ.

По мнению ряда экспертов [3], причин неудач МТЗ в России несколько:

1. Белорусская сельхозтехника не выдерживает ценовой конкуренции на российском рынке после вступления РФ в ВТО.

2. Сокращение региональных программ по господдержке российских сельхозпредприятий. По программам стало значительно меньше выделятся средств, в том числе и на закупу белорусской сельхозтехники.

3. Субсидирование именно российских производителей является наиболее приоритетным для Правительства РФ.

Программа субсидирования собственных производителей сельхозтехники существует в России уже несколько лет и осуществляется через «Росагролизинг». Из федерального бюджета сельхозпроизводителям предоставляются субсидии путем возмещения части затрат на производство и реализацию продукции в размере 15% от ее цены. В 2014 г. на эти цели из казны выделено порядка 2 млрд росс. руб., сельскохозяйственным товаропроизводителям России поставлено 3053 единицы

сельскохозяйственной техники, в том числе 191 трактор, 1584 зерноуборочных комбайна и 69 кормоуборочных комбайнов.

В 2015 году согласно распоряжению Правительства РФ от 2 апреля 2015 года №569-р Минсельхозу России направляются средства в размере 2 млрд росс. руб. на предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники. Эта мера позволит дополнительно приобрести 2900 ед. сельскохозяйственной техники, а также будет стимулировать ее производство и обеспечит сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой. Выделение в 2015 году дополнительных средств федерального бюджета на субсидии производителям сельскохозяйственной техники позволит дополнительно приобрести 2900 ед. сельскохозяйственной техники (500 тракторов, 1300 зерноуборочных комбайнов, 100 кормоуборочных комбайнов и 1000 ед. прочей сельскохозяйственной техники). Указанные субсидии выделены Минсельхозу в соответствии с «антикризисным планом» Правительства и в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы[4].

Рассуждая о перспективах развития конъюнктуры на российском рынке сельхозмашин, аналитики отмечают усиление на нем в ближайшие годы двух основных тенденций. Так, «Ростсельмаш», МТЗ, «Агротехмаш» и Петербургский тракторный завод будут вести агрессивную политику продаж, чтобы в сегменте энергонасыщенных тракторов потеснить западных производителей (John Deere, Claas, New Holland, Case и др.), которые по сию пору господствуют в данной нише. С этой целью они ускорят вывод на рынок своих аналогичных моделей, в разработку которых инвестировали средства на протяжении последних нескольких лет. Но и со стороны известных мировых тракторных брендов следует ожидать, что они сделают все необходимое для того, чтобы не только оставить за собой большую часть рынка в сегменте энергонасыщенных тракторов, но и потеснить производителей из СНГ в сегменте тракторов от 80 до 120 л. с., где те пока имеют сильные позиции ввиду лучшего соотношения цены и качества. В долгосрочной перспективе успех каждого из производителей тракторов будет зависеть от инвестиций в производственную базу, внедрения новейших технологий и систем управления качеством, разработки инновационных продуктов, построения современных дистрибьюторских сетей и сервисных центров, отвечающих требованиям мирового уровня. Пока в этом плане МТЗ проигрывает западным брендам, хотя выпуск моделей мощностью 130-150 л.а исчисляется тысячами, наращивается также и производство тракторов с мощностью двигателя 200-350 л.с., но пока этот сегмент немного уступает западным образцам по некоторым качественным параметрам[3].

Происходит серьезное сокращение объемов экспорта сельскохозяйственной техники из Беларуси в Казахстан. Активные процессы индустриализации происходящие в последнее время в Казахстане позволили зарубежным производителям техники серьезно инвестировать в этот процесс и закрепится на перспективном рынке страны.

В середине 2015 года объявлено о запуске сразу двух проектов, предусматривающих производство зерноуборочной и сельскохозяйственной техники с участием инвесторов из Италии, США, Финляндии и Польши. В результате этого, белорусский ОАО «Гомсельмаш» практически потеряет огромный комбайновый рынок Казахстана. Три года назад продукция «Гомсельмаша» составляла 30% этого рынка. В 2012 году «Гомсельмаш» поставил на казахский «АгромашХолдинг» более 380 машинокомплектов комбайнов, а с 2013 года объемы поставок резко упали и уже за январь-май 2015 года по данным Национального статистического комитета Беларуси[1] продукция «Гомсельмаша» в Казахстан не поставлялась вообще. В июне 2015 г. руководство «АгромашХолдинг» заявило о начале совместного проекта с итало-американской компанией «CNH Industrial», которой с 2013 года принадлежат известные марки «New Holland», «Case», «Steyr». На базе завода «Казтехмаш», входящего в госкомпанию «Самрук-Казына» и инвесторами «SampoRosenlewo> (Финляндия) и «Pronar» (Польша) июля 2015 года в рамках Государственной

программы индустриализации Казахстана реализуется еще один крупный проект по производству различной сельхозтехники и в этом году планируется выпустить 50 комбайнов под маркой «SampoAsia» при проектной мощности предприятия в 400 комбайнов и 1200 ед. другой сельскохозяйственной техники в год.

В начале 2015 года прекратились поставки в Азербайджан и Таджикистан. В Россию было поставлено всего 23 комбайна, тогда как за январь-май 2014 года «Гомсельмаш» поставил в РФ 146 единиц техники. В 2014 году в Украину было продано 4 комбайна и в этом году за 6 месяцев всего 4 ед. Семь комбайнов поставлено в Польшу, три в Голландию, по одному в Литву и Туркмению[1].

В сельскохозяйственных организациях Беларуси уже сейчас создан технический потенциал, обеспечивающий механизацию всех основных технологических процессов производства сельскохозяйственного сырья и продукции и проведение всех сельскохозяйственных работ в рекомендуемые оптимальные аграрно-технологические сроки. Имеющийся в АПК республики на сегодняшний день парк машин и оборудования, при высокой организации проведения сельхозработ и благоприятных погодно-климатических условиях, на сегодняшний день позволяет провести весенний сев основных сельскохозяйственных культур за 7-11 дней и уборочную кампанию основных зерновых культур за 16-20 дней, а также уборку, транспортировку к месту хранения и переработки других сельхозкультур. Но и эти сроки всё-таки требуют дальнейшего сокращения, т.к. важнейшее влияние на урожайность оказывают именно сроки проведения сева и уборки.

Оптимальный срок сева ранних зерновых культур - не более 3-4 дней, уборки -10-12 дней. Отклонение от срока сева на 4-5 дней вызывает снижение урожайности на несколько центнеров. Биологические и физические потери зерна после его созревания составляют на 4-5-й день - 2-3%, десятый - 10-15%, пятнадцатый - 20-30%.

С целью увеличения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции и повышения ее конкурентоспособности внедряются современные технологии, постоянно обновляется и оптимизируется машинно-тракторный парк, при этом основное внимание уделяется поставке современной высокопроизводительной и энергоэффективной техники и оборудования[5].

На сегодняшний день закупки значительных объемов энергонасыщенной техники стали возможными, в том числе, и благодаря целенаправленной государственной политике по техническому перевооружению аграрной отрасли. Так, в настоящее время действует Указ Президента Республики Беларусь № 35 «О Республиканской программе оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 годы» (далее Госпрограмма), принятый 24 января 2011 г. с целью повышения технической оснащенности сельскохозяйственных организаций. В соответствии с принятой Госпрограммой предусмотрены 4 основных источника ее финансирования: республиканский бюджет (субсидии), местные бюджеты (субвенции), кредиты банков и собственные средства организаций.

Основным источником финансирования Госпрограммы (84%) служат кредиты банков. Данные кредиты представляются банками под гарантии Правительства Республики Беларусь и облисполкомов уполномоченным организациям. При этом техника, закупленная за данные кредиты, передается организациям агропромышленного комплекса на условиях финансовой аренды (лизинга). В Беларуси на рынке лизинга в настоящее время существуют два типа лизингодателей, оперирующих на рынке сельскохозяйственной техники и оборудования - это независимые коммерческие фирмы, с одной стороны, и организации республиканского объединения «Белагросервис» с другой, которые, соответственно, осуществляют два вида лизинга - коммерческий и государственный. Коммерческий лизинг - это классический лизинг, основанный на трехстороннем договоре, организация которого у нас в республике мало чем отличается от мировых стандартов. Государственный же лизинг является более льготным и финансируется за счет средств республиканского

бюджета и применяется только в сфере сельского хозяйства [6].

Проведенный анализ свидетельствует, что с финансовой точки зрения условия государственного лизинга в настоящее время являются наиболее привлекательными для сельскохозяйственных организаций, в прошедшие 5 лет в Беларуси существовавшие условия лизинга можно обобщенно представить в виде следующей таблицы (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ условий государственного и коммерческого лизинга для сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь

Параметры Единица измерения Государственный лизинг Коммерческий лизинг

Первоначальный(авансовый) платеж % 0-15 30-40

Срок лизинга лет до 8 2-5

Маржа лизинговой компании % 2-4 4-6

Процентная ставка по кредиту, привлекаемому лизингодателем % 0-10 35-45

В настоящий момент рынок лизинга в РБ находится в стадии активного роста. Лизинговые операции приобретают все большую популярность в качестве финансирования инвестиций в основной капитал, растет стоимость объектов, переданных в лизинг. Наиболее быстрорастущими являются сегменты лизинга недвижимости, грузового автотранспорта и различного производственного оборудования, набирает обороты и сегмент сельскохозяйственной техники[6, 7].

Одним из значимых аспектов успешной работы лизинговой компании являются источники финансирования объектов лизинга, примерно 98% используемого компаниями капитала представляет собой привлеченный капитал с различными источниками - банковский, иностранный, государственный. В связи с этим важно учитывать возможности лизинговой компании оперативно привлечь кредитные ресурсы под планируемую сделку. Проще всего компаниям - дочерним предприятиям банков.

Дочерние компании банков, как правило, не имеют ограничений по сумме сделки и могут без особых проблем быстро получить кредит практически на любую сумму. Еще одним важным преимуществом дочерних банковских лизинговых компаний является универсальность услуги, то есть в лизинг можно приобрести любые основные средства в отличие от компаний, специализирующихся на определенных видах объектов лизинга.

У всех крупных (системообразующих) банков в Республике Беларусь есть свои лизинговые компании. Это связано с тем, что лизинг - перспективный, актуальный и доходный вид деятельности. Банку проще создать лизинговую компанию и заниматься привычным для себя кредитованием этого предприятия, чем непосредственно оформлением сделок.

Но есть и свои минусы при обращении потенциального лизингополучателя в дочернюю лизинговую компанию банка:

1. Банки периодически вводят ограничения по работе с не клиентами банка.

2. Банку не выгодно предоставлять качественную и недорогую услугу клиентам других банков (лизинговые компании банков кредитуются по более низкой процентной ставке и в целом на более выгодных условиях).

Лизинг сельхозтехники малопривлекателен для лизинговых компаний, так как платежеспособные предприятия уже давно технически переоснащены. Большая часть сельхозпредприятий неплатежеспособна, несмотря на ежегодное увеличение доли инвестиций в сельское хозяйство[8].

Но также на рынке лизинга присутствуют и другие структуры созданные государством с целью развития отечественного лизинга, такие как ОАО «Промагролизинг», где основным акционером (62,5% госакций общества) является Банк развития Республики Беларусь (БРРБ) - специализированный финансовый институт, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21

июня 2011 года № 261. Учредителями банка выступили Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Банк образован в форме юридического лица и не является классической кредитно-финансовой организацией в определении, установленном Банковским кодексом Республики Беларусь. Соответственно банк не относится к банкам второго уровня в традиционном понимании этого термина[9].

Сегодня в Беларуси реализуется стратегия развития крупно-товарного сельскохозяйственного производства. Эта стратегия себя оправдывает и доказала эффективность, поскольку более 98% сельскохозяйственной продукции производят крупные хозяйства. Вместе с тем сегодня в стране работает 2,5 тыс. фермеров, у которых есть своя ниша сельхозпроизводства. Государство, реализуя стратегию развития агропромышленного комплекса, пытается найти экономические инструменты, чтобы поддержать и фермерские хозяйства. По поручению Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2014 № 06/19 «О финансировании закупки техники и оборудования для крестьянских (фермерских) хозяйств была запущена программа поддержки фермерских хозяйств в рамках механизмов лизинга. Суть программы была в том, что любой фермер мог взять в лизинг технику - тракторы, навесное оборудование, погрузчики и все необходимое для технологического процесса - на очень комфортных и выгодных условиях. Оператором программы стал ОАО "Промагролизинг". Финансовая аренда (лизинг) заключалась сроком на пять лет с правом выкупа, лизинговая процентная ставка - 7,5%, первоначальный платеж - около 15% стоимости техники. Ранее условия лизинга для небольших хозяйств были намного хуже. Правительство Беларуси приняло целый ряд решений по упрощению механизма лизинга, и если посмотреть объемы поставок техники, доля той, которая отдается в лизинг на внутреннем рынке возрастает[10, 11].

В ходе реализации поручения Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2014 № 06/19 «О финансировании закупки техники и оборудования для крестьянских (фермерских) хозяйств» и Указа Президента Республики Беларусь от 06.05.2014 № 207 «О стабилизации финансово-экономического состояния отдельных промышленных организаций в 2014 году» крестьянским (фермерским) хозяйствам на условиях финансовой аренды (лизинга) передано 504 единицы техники и оборудования общей стоимостью 109,8 млрд. бел. Рублей [9].

Таблица 2 - Поступление основных видов техники в сельскохозяйственные организации

Республики Беларусь в 2012 году

Наименование современной техники Поступило всего, ед. в том числе по Программе*

ед. уд. вес в общем поступлении,%

Комбайны зерноуборочные с пропускной способностью 10 кг в секунду и выше 907 769 84,8

Комбайны кормоуборочные 335 282 84,2

Комбайны свеклоуборочные 33 18 54,5

Погрузчики 485 236 48,7

Тракторы 2591 930 35,9

Автомобили грузовые общего и специального назначения 1064 256 24,1

Комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты 209 102 48,8

Плуги 370 83 22,4

Машины для внесения минеральных и органических удобрений 997 357 35,8

Машины для химической защиты растений и семян 495 290 58,6

Косилки 1020 532 52,2

Прицепы специальные 516 306 59,3

Сеялки 427 193 45,2

Пресс-подборщики 840 316 37,6

Грабли-ворошилки, валкообразователи 464 192 41,4

* Республиканская программа оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 годы.

Для анализа выбран 2012 год, как достаточно сложный и кризисный для сельского хозяйства, производителей отечественной сельскохозяйственной техники и вообще для всей экономики Беларуси в целом, после девальвации белорусского рубля в 2011 году. По итогам 2011 года инфляция в Беларуси составила 208,7% к уровню

2010 года. Курс национальной валюты снизился более чем в 2,5 раза - с 3000 бел. руб. за $1 по состоянию на 1 января 2011 года до 8590 бел. руб. по состоянию на 1 декабря

2011 года.

Из таблицы 2 следует, что в среднем около 50% техники приобретается сельскохозяйственными организациями на условиях государственного лизинга, при этом доля данного инструмента при покупке наиболее дорогостоящей техники (зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов) доходит до 85%.

Например, на сегодняшний день, в целях обеспечения организаций агропромышленного комплекса и других отраслей экономики современной техникой и оборудованием ОАО «Промагролизинг» предлагает юридическим лицам, зарегистрированным в Республике Беларусь, услугу лизинга техники и оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования»[9]. Более подробные условия лизинговой компании представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Базовые условия лизинга в ОАО «Промагролизинг»[9]

Лизингодатель ОАО «Промагролизинг»

Лизингополучатели юридические лица Республики Беларусь

Поставщики предприятия Евразийского экономического союза

Предмет лизинга современная техника и оборудование

Срок лизинга до 1 июня 2023 года

Авансовый платеж - не менее 10% от стоимости техники и оборудования для организаций агропромышленного комплекса* - не менее 15% от стоимости техники и оборудования для прочих организаций

Вознаграждение лизингодателя 2% годовых

Инвестиционные расходы Лизингодателя по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами - без уплаты процентов для организаций агропромышленного комплекса* - 7,5% годовых для прочих организаций

Выкупная стоимость 1%

Порядок расчетов ежемесячно

Страхование ежегодное имущественное страхование (для транспортных средств - по правилам КАСКО)

Обеспечение (при необходимости) банковская гарантия, залог, поручительство

Валюта расчетов белорусские рубли

Балансоде ржател ь лизингополучатель

* К организациям агропромышленного комплекса относятся юридические лица, включая их обособленные подразделения, основными видами деятельности которых являются производство сельскохозяйственной продукции, рыбоводство, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, производимой в Республике Беларусь, предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, а также ветеринарных, мелиоративных услуг и услуг по обслуживанию сельского хозяйства.

Далее приведем перечень предприятий в таблице 4, участвующих в организации поставок техники и оборудования, в этом перечне 9 базовых предприятий выпускающих сельскохозяйственную, автомобильную (легковой, грузовой и специальный автотранспорт), различные погрузчики, др. технику, узлы и запчасти. Также в данный перечень включены организации, которые входят в некоторые крупные представленные здесь холдинги. Пока это все белорусские предприятия, но

поставщиками техники согласно законодательству могут быть и другие предприятия-производители техники Евразийского экономического союза.

Таблица 4 - Перечень предприятий, участвующих в организации поставок техники и оборудования в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №146, согласованный с Министерством промышленности Республики Беларусь*

№ п/п Название предприятия(холдинга, филиала, подразделения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2

1 ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ»

ОАО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава»

ОАО «Гродненский механический завод»

2 ОАО «АМКОДОР» - управляющая компания холдинга»

ЗАО «Амкодор-Пинск»

ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ»

ОАО «Амкодор-КЭЗ»

ООО «Амкодор-Можа»

ПУП «Амкодор-Логойск»

ОАО «Амкодор-Дзержинск»

ПУП «Амкодор-ДОМЗ»

3 СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод»

4 СП ЗАО «ЮНИСОН»

5 ОАО «Брестский электромеханический завод»

6 ОАО «Управляющая компания «Лидсельмаш»

ОАО «Лидсельмаш»

ОАО «Мозырьсельмаш»

7 ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш»

ОАО «ЗАВОД МИНСКАГРОПРОММАШ»

ОАО «Бобруйсксельмаш»

ОАО «Оршаагропроммаш»

ОАО «Технолит Полоцк»

8 ОАО «Минский тракторный завод»

ОАО «Мозырский машиностроительный завод»

ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов»

ОАО «Сморгонский агрегатный завод»

9 ОАО «Гомсельмаш»

ОАО «Гомельский завод литья и нормалей»

ОАО «Научно-технический центр комбайностроения»

* Перечень является открытым. Для участия в организации поставки техники и оборудования в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №146 необходимо согласование Министерства промышленности Республики Беларусь.

Далее в таблице 5 приведем скорректированные объёмы закупки сельхозтехники по Госпрограмме в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 №146.

Так по данным Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ) на 1 января 2015 года задолженность лизингополучателей составила более 18,2 трлн бел. руб., или 1,5 млрд. долларов США (по курсу НБ РБ на 1 января 2015 г.), что составляет 10,8% от задолженности субъектов хозяйствования по долгосрочным кредитам банков на 1 января 2015 г, а уже на 1 июля 2015 года объем задолженности лизингополучателей составил 21,16 трлн бел. руб.[12], т.е. за 6 месяцев рост составил 2,96 трлн бел. руб. или более 16%. Отметим, что 66% задолженности лизингополучателей приходится на 5 лизинговых компаний, созданных крупными банками.

Значительный удельный вес (около 22,7%) в лизинговом портфеле составили договоры возвратного лизинга. В 2014 году лизинговыми организациями было заключено 16670 договоров лизинга (объем нового бизнеса) на общую стоимость более 12,6 трлн бел. руб., что составляет около 16% от объема выданных банками субъектам хозяйствования долгосрочных кредитов. На лизинг с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пришлось 6790 договоров на общую

стоимость 12,5 трлн бел. руб. или 98,9% от общей стоимости заключенных договоров лизинга. Около 40% лизинговых сделок пришлось на транспортные средства, по трети на здания и сооружения и машины и оборудование [12].

Таблица 5 - Объемы закупки современной техники на 2011 - 2015 годы в единицах в рамках Указа Президента Республики Беларусь 02.04.2015 № 146*

Наименование современной техники Общий объем закупки В том числе по годам

2011 2012 2013 2014 2015

Комбайны зерноуборочные с пропускной способностью 10 килограммов в секунду и выше 3247 1650 358 191 548 500

Комбайны кормоуборочные - всего 1358 456 240 472 40 150

в том числе с мощностью двигателя:

до 300 лошадиных сил 446 249 64 108 - 25

более 300 лошадиных сил 912 207 176 364 40 125

Комбайны свеклоуборочные 132 110 12 - - 10

Комбайны початкоуборочные 6 - - 4 2 -

Погрузчики - всего 1662 720 163 445 134 200

в том числе грузоподъемностью:

до 2 тонн 326 286 5 5 - 30

от 2 до 3,5 тонны 211 134 47 - - 30

более 3,8 тонны 1125 300 111 440 134 140

Тракторы - всего 5814 2980 753 909 172 1000

в том числе с мощностью двигателя:

до 100 лошадиных сил 2751 1660 302 489 - 300

от 100 до 250 лошадиных сил 992 630 173 27 12 150

более 250 лошадиных сил 2071 690 278 393 160 550

Автомобили грузовые общего и специального назначения 1648 1200 98 100 - 250

Комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты 1120 740 29 85 56 210

Плуги 1202 740 182 50 20 210

Машины для внесения минеральных и органических удобрений 2642 1400 405 207 280 350

Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты 1747 700 613 184 50 200

Машины для химической защиты растений и семян 1416 780 251 102 143 140

Косилки 2980 950 459 944 272 355

Прицепы специальные 2099 700 154 859 136 250

Сеялки 204 70 82 37 - 15

Пресс-подборщики 2578 800 359 870 349 200

Грабли-ворошилки, валкователи 1860 600 250 639 171 200

* Приложение 1 к Республиканской программе оснащения современной техникой и оборудованием организаций агропромышленного комплекса, строительства, ремонта, модернизации производственных объектов этих организаций на 2011 - 2015 годы (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 02.04.2015 № 146).

Итак, общая задолженность лизингополучателей в республике по данным НБ РБ за 2014 год составила более 18,2 трлн бел. руб., а в результате проведенного нами анализа (таблица 6) установлено, что кредиторская задолженность по лизингу предприятий системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ по итогам 2014 года составила более 11,6 трлн бел. руб., что составляет 64% от общей задолженности. И этот факт весьма настораживает и удручает.

Состояние расчетов сельскохозяйственных организаций за полученную по государственному лизингу технику в настоящее время действительно вызывает значительные опасения. В таблице 6 представлена информация об объемах поставок основных видов техники сельскохозяйственными предприятиям системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и состоянии расчетов за нее в период 2006-2014 гг.

Среднегодовой темп роста (Тср) по всем представленным показателям в таблице 6 определяли по формуле:

(V*,)"-1-

где Тср - среднегодовой темп роста; Кк - конечное значение; Кн - начальное значение; п - количество лет(временных промежутков).

Из таблицы 6 видно, что на протяжении 2006-2014 гг. физические объемы поставок техники в основном оставались достаточно стабильными, но начиная с 2011 года начали резко сокращаться практически по всем позициям(кроме тракторов: в 2013 и 2014 годах их поставки резко выросли), в тоже время задолженность по лизинговым платежам за весь анализируемый период не уменьшилась, а выросла примерно в 7 раз, при этом просроченная задолженность выросла почти в 18 раз. Также необходимо отметить, что доля просроченной задолженности по обязательствам лизинга в 2014 г. составила около 32% от общей просроченной долгосрочной кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, которая в абсолютном выражении по итогам 2014 года составила более 36,7 млрд бел. руб. [6, 7].

Таблица 6 - Объемы поставок по лизингу основных видов техники сельскохозяйственным предприятиям системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ и состояние расчетов за нее в период 2006-2014 гг.(по состоянию на конец каждого отчетного года)*

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Среднегодовой темп роста,% 2014 г. в% к 2006 г.

Объем поставки основных видов техники, ед:

148,5

тракторы 1771 1049 1182 1320 1658 695 539 1989 2630 4,5 (в 1,5 раз)

комбайны 1832 1325 1399 1613 1753 1483 842 687 258 -19,6 14,1

сеялки 1075 405 435 886 812 536 330 205 106 -22,7 9,9

грузовые автомобили 726 317 415 1189 479 278 81 76 21 -32,5 2,9

Кредиторская задолженность по 1725 ,1 2602,4 3260,9 4415,2 5329,7 6549,1 8331,6 11044,3 11630 ,8 23,6 674,2 (в 7

лизингу, млрд бел. руб. раз)

в т.ч. просроченная 99,8 240,7 384,9 753,1 836,8 1045,4 913,6 1278,9 1757, 9 37,5 1761,4 (в 18

раз)

Доля просроченной

задолженности в общей задолженности 5,8 9,2 11,8 17,1 15,7 16,0 11,0 11,6 15,1 11,2 + 9,3 п.п.

по лизинговым

платежам, %

*Таблица составлена и рассчитана автором по данным сводных годовых отчетов предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь за 2006-2014 годы.

Проведенные исследования свидетельствуют, что уровень технической обеспеченности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей находится на недостаточно высоком уровне. Машинно-тракторный парк по отдельным видам техники необходимо увеличивать на 30-50%, при этом приоритет должен отдаваться современным энергонасыщенным машинам.

В настоящее время основной источник поступления сельскохозяйственной техники в хозяйства - лизинг, посредством которого финансируется от 50 до 90% ее закупки.

При этом основной акцент сделан на поставки новой энергонасыщенной техники,

использование которой, например, на полевых операциях, связанных с обработкой почвы и посевом, позволит сократить затраты труда на 1 гектар на 40-60%, уменьшить удельный расход топлива на 5-15%, снизить себестоимость механизированных работ до 30%.

Отечественный и зарубежный опыт функционирования агролизинга свидетельствует, что путь к созданию эффективно работающих лизинговых схем в АПК республики лежит в плоскости объединения интересов государства и коммерческих лизинговых фирм, отношения между которыми должны строиться на принципах партнерства и взаимовыгодности. При этом, государство должно в первую очередь стимулировать активность коммерческих организаций на рынке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Для этого необходимо принять ряд мер, направленных на: снижение уровня риска лизинговых операций в сфере сельского хозяйства; обеспечение приемлемых финансовых условий для участников агролизинговых операций.

Как показал анализ, основным риском для лизинговых компаний, работающих с сельскохозяйственными предприятиями, является коммерческий, выраженный, в основном, в неплатежах лизингополучателей. Данный риск может быть уменьшен посредством предоставления лизингодателю гарантий третьими лицами.

Гарантия, предоставляемая кредитору третьими лицами, является распространенным видом снижения риска или стимулирования (если гарантия предоставляется государственными органами) для кредитования внедрения инновационных разработок во всем мире. В настоящее время практически во всех странах с развитой экономикой существуют механизмы предоставления государственных гарантий, направленных на стимулирование инвестиционной активности в приоритетных отраслях экономики. Как правило, это малый бизнес и сельское хозяйство. При этом, если еще десять лет назад государственные программы этих стран были ориентированы в основном на прямое кредитование приоритетных сфер, то теперь основное место в системе государственной поддержки занимают гарантии негосударственным кредиторам[13].

Практика предоставления гарантий государственными органами имеет место и в нашей стране, однако до настоящего времени пока не разработан четкий механизм предоставления государственных гарантий кредиторам и компаниям, работающим с сельскохозяйственными предприятиями, и не сформированы источники финансирования этих гарантий, что значительно затрудняет и не стимулирует внедрение инноваций в сферу сельского хозяйства.

В связи с вышеизложенным, предлагается порядок предоставления государственных гарантий на осуществление инновационных проектов в АПК, включающий следующие положения[13]:

1. Государственные гарантии на осуществление инновационных проектов выдаются кредиторам, которые работают с сельскохозяйственными предприятиями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, а также с несельскохозяйственными предприятиями, расположенными в сельской местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование более широкого привлечения частных и иностранных финансовых ресурсов для инвестирования внедрения инноваций на предприятиях, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также на несельскохозяйственных предприятиях, которые расположены в сельской местности и могут способствовать решению социальных проблем в определенном сельскохозяйственном регионе.

3. Для организации предоставления и финансирования государственных гарантий необходимо сформировать специальный Фонд внедрения инноваций в сельском хозяйстве (ФВИСХ). Данный фонд рекомендуется формировать за счет части средств направляемых на финансирование закупок товарно-материальных ресурсов для нужд сельскохозяйственного производства.

4. Государственные гарантии за счет средств ФВИСХ необходимо предоставлять

на конкурсной основе. При рассмотрении заявок на получение государственных гарантий, в первую очередь, следует учитывать окупаемость проекта и социальную значимость проекта для региона.

5. Помимо предоставления государственных гарантий ФВИСХ также может выполнять функцию страхования финансовых и коммерческих рисков. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд специализированных государственных агентств, таких как КОФАСЕ (Франция), ДГЭК (Великобритания), Эксимбанк (США), Гермес (Германия), САЧЕ (Италия) и др., которые занимаются страхованием финансовых рисков при осуществлении инвестиционных операций, что является, наряду с предоставлением государственных гарантий, весьма эффективным инструментом стимулирования внедрения инноваций в приоритетных сферах экономики.

Проведенные исследования и анализ отечественного и зарубежного опыта позволяют сделать следующие выводы и предложения по оптимизации организационно-экономического механизма формирования и эксплуатации машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь:

1. В настоящее время в сфере обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современной техникой сложилась не совсем благоприятная ситуация. Так, за 2005-2013 гг. обеспеченность сельскохозяйственного производства тракторами и картофелеуборочными комбайнами сократилась на 25%, зерноуборочными комбайнами - на 16,7%, наибольшее сокращение произошло по свеклоуборочным комбайнам - 50%. С каждым годом увеличивается нагрузка пашни на 1 трактор (прирост за 9 лет составил 25 га или 29,8%). Нагрузка посевов на один зерноуборочный комбайн колеблется по годам и увеличилась за данный период на 36 га (22,4%), а на один картофелеуборочный - на 10 га (35,7%). Кроме того на 10-30% сократилась обеспеченность тракторов различными группами навесного оборудования. Но, невысокий показатель обеспеченности тракторами, комбайнами и другой посевной и уборочной техники в натуральных единицах не всегда является свидетельством наличия особых проблем с техническим оснащением сельхозпредприятий [14]. Очень важно грамотно и максимально эффективно эксплуатировать новую сложную технику. Важнейший из факторов негативно влияющих на эффективность хозяйственной деятельности любого сельхозпредприятия является общий дефицит кадров в отрасли и еще более острая нехватка квалифицированных кадров особенно в животноводстве. Практически невозможно эксплуатировать и обслуживать современную сельскохозяйственную технику и оборудование при тотальной нехватке кадров, а также при их низкой профессиональной квалификации и отсутствии мотивации к качественному труду.

По итогам 2014 года с учетом списания старой техники, техническая обеспеченность в количественном выражении по некоторым позициям заметно ухудшилась, но не стоит забывать, что при этом растет и доля энергонасыщенной и высокопроизводительной техники. Однако, при этом финансово-экономические сложности не позволяют в полной мере реализовать принятые Государственные программы поставок энергонасыщенной сельскохозяйственной техники и оборудования, более того наблюдается тенденция постоянного роста просроченной кредиторской задолженности за поставленные по лизингу технику и оборудование. Так задолженность по лизинговым платежам в период 2006-2014 гг. выросла почти в 7 раз, при этом просроченная задолженность - в 18 раз [7].

2. Для повышения обеспеченности аграрных предприятий энергонасыщенной сельскохозяйственной техникой и оборудованием нами рекомендуется совершенствовать систему аграрного лизинга путем привлечения к финансированию лизинговых сделок коммерческих структур. При этом необходимо сформировать специальный государственный фонд, который будет представлять коммерческим лизингодателям гарантии по сделкам аграрного лизинга. Государственная гарантия должна покрывать кредиторам 70-90% недополученных платежей от сельскохозяйственной организации. Данный размер гарантий определен исходя из

анализа мирового опыта предоставления подобных гарантий. В США, например, размер подобных гарантий зависит от суммы займа и составляет от 75% (при сумме займа до 75 тыс. долл.) до 80% (при сумме не более 100 тыс. долл.), при этом гарантии представляются на срок до 25 лет. В Великобритании правительство гарантирует до 70% невозврата кредита, а в неблагоприятных районах - до 85%.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.belstat.gov.by/. (дата обращения: 10.08.2015).

2. Информационно-аналитический белорусский портал «Завтра твоей страны». Как долго государство сможет поддерживать предприятия-гиганты? [Электронный ресурс]. URL: http://www.zautra.by/. (дата обращения: 23.07.2015).

3. Алесин А. Качество и технологии становятся тенденциями / Алесин А. // Белорусы и рынок. Еженедельная аналитическая газета для деловых людей. Минск, 2014. -№33 (1116). - 25-31 авг.

4. Официальный сайт информационного агентства России «ТАСС» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tass.ru/. (дата обращения: 30.07.2015).

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mshp.minsk.by/. (дата обращения: 10.08.2015).

6. Такун А.П. Лизинг новой сельскохозяйственной техники в Беларуси: состояние и проблемы / Такун А.П., Ковалёв И.Л. // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт - М.: Сельхозиздат. - 2015. - №7. - С.43-57.

7. Ковалёв И.Л. Вопросы лизинга сельхозтехники в Беларуси / Ковалёв И.Л. //Актуальные вопросы развития аграрной науки в современных экономических условиях: материалы IV-ой Междунар. науч.-практ. конф. 22-23 мая 2015 года. -ФГБНУ «Прикаспийский НИИ аридного земледелия», 2015. - Том 2, C. 207-2011.

8. Информационно-аналитический портал банковских услуг «InfoBank.by». Кто есть кто в белорусском лизинге. [Электронный ресурс]. URL: http://infobank.by/926/default.aspx. (дата обращения:11.06.2015).

9. Официальный сайт национального лизингового оператора Республики Беларусь ОАО «Промагролизинг». [Электронный ресурс]. URL: http://www.pal.by/. (дата обращения: 10.08.2015).

10. Официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь. Программа лизинга техники для фермеров стартует в Беларуси. [Электронный ресурс]. URL: http://www.government.by/ru/content/5416. (дата обращения: 11.08.2015).

11. Правительство запустило программу лизинга техники для фермеров // Белорусы и рынок. Еженедельная аналитическая газета для деловых людей. Минск, 2014. - №7 (1090). - 17-23 февр.

12. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь URL: http://www.nbrb.by/. (дата обращения: 15.08.2015).

13. Такун А.П. Организационно-экономические основы развития лизинговых отношений в АПК Республики Беларусь: Дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05: Защищена 05.02.03: Утв. 08.07.03 / Институт аграрной экономики НАН Беларуси. -Минск, 2003. - 122 с.

14. Такун А.П. Парк сельскохозяйственной техники Республики Беларусь: тенденции и перспективы / Такун А.П., Ковалёв И.Л., Урупина Н.А. // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт - М.: Сельхозиздат. - 2014. - №12. - С.37-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.