Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 19-25. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 19-25.
Научная статья УДК 316.354
https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.2
Программы развития опорных университетов первой волны: анализ целевых показателей и итоги реализации
Вадим Олегович Довбыш1, Марина Львовна Белоножко2, Оксана Сергеевна Андреева3
123Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2755-265X [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5517-3740 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9130-9027
Аннотация. Статья посвящена анализу реализации программ развития опорных университетов первой волны посредством изучения имеющихся публикаций и отчетной документации вузов, находящейся в открытом доступе. Рассмотрен и проанализирован ряд целевых индикаторов, обязательных для программ развития, таких как контингент студентов очного обучения, объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного научно-педагогического работника, объем общего бюджета вуза, а также показатели, характеризующие публикационную активность организаций в информационно-аналитических системах научного цитирования Scopus и Web of Science. Подведены итоги реализации программ развития опорных университетов. Показана роль опорных вузов в региональном развитии и тенденции их перехода к программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», способствующей выведению их на мировой уровень.
Ключевые слова: опорный университет «первой волны», программа развития опорных вузов, показатели результативности, программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»
Для цитирования: Довбыш В.О., Белоножко М.Л., Андреева О.С. Программы развития опорных университетов первой волны: анализ целевых показателей и итоги реализации // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 19-25. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.2.
Original article
Development programs for flagship universities of the first wave: analysis of implementation targets and results
Vadim O. Dovbysh1, Marina L. Belonozhko2, Oksana S. Andreeva3
123industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2755-265X [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5517-3740 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9130-9027
Abstract. The authors analyze the implementation of programs for the development of flagship universities through the research of available publications and reporting documentation of universities that are in the public domain. A number of target indicators that are mandatory for development programs, such as the contingent of fulltime students, the volume of research, development and technological work per one scientific and pedagogical worker, the total budget of the university, as well as indicators characterizing the publication activity of organizations in the information and analytical systems of scientific citation Scopus and Web of Science. The results of the implementation of development programs for flagship universities have been summed up. The role of reference universities in regional development and the trends of their transition to the strategic academic leadership program Prior-ity-2030, contributing to their introduction to the world level, are shown.
Keywords: flagship university, flagship universities development program, performance indicators, the strategic academic leadership program Priority-2030
For citation: Dovbysh V.O., Belonozhko M.L., Andreeva O.S. Development programs for flagship universities of the first wave: analysis of implementation targets and results // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 7. P. 19-25. (in Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.7.2.
Введение. Трансформация российского общества и высокий уровень конкуренции в мировой научной и образовательной среде предъявляют все новые требования к университетам. Наряду с традиционными ориентирами в сферах образования и исследований вектор развития вузов нацелен на прирост предпринимательской активности и обеспечение коммерциализации результатов научной деятельности. На федеральном уровне эти проблемы решаются вузами -участниками программ национальных исследовательских и федеральных университетов [1].
На региональном уровне достижение указанных выше ориентиров, а также решение ряда вызовов, таких как слабое взаимодействие образования с реальным сектором экономики, потеря регионами талантливой молодежи, нехватка позитивных изменений в городской и региональной средах, призван решить проект по созданию сети опорных университетов, запущенный в 2015 г. [2].
В связи с этим важным представляется проведение анализа результатов реализации программ развития опорных университетов с целью подведения итогов в части достижения целевых показателей и оценки достижения поставленных ориентиров. В качестве объекта исследования для подведения итогов реализации программ развития опорных университетов были выбраны представители первой волны проекта: Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева (СибГУ им. М.Ф. Ре-шетнева) и Тюменский индустриальный университет (ТИУ). Ключевым фактором в пользу такого выбора послужила доступность и полнота информации в официальных источниках.
Целевые показатели опорных университетов: анализ и итоги. Помимо укрупнения образовательных учреждений, Минобрнауки РФ предусмотрело целевые показатели, которые опорные университеты должны были достичь к концу 2020 г. К ним относятся, в частности:
• увеличение общей численности студентов минимум до 10 тыс. обучающихся в каждом вузе;
• рост доходов университетов до 2 млрд р. и более;
• увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника не менее, чем до 150 тыс. р.;
• число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования и др. (п. 5.4 Положения о конкурсе) [3].
Далее приведены результаты анализа достижения целевых показателей опорных университетов, выбранных в качестве объекта исследования.
«Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специа-литета и магистратуры по очной форме обучения» [4]. В соответствии с отчетами о результатах самообследования рассматриваемых вузов, значения данного показателя в каждом из них существенно разнятся (рис. 1). Так, СамГТУ, ТИУ и СибГУ им. М.Ф. Решетнева вошли в проект, уже имея необходимый минимум студентов, в то же время в ВолгГТУ общая численность студентов в начале участия в проекте составляла менее 9 тысяч человек. При этом из представленных на рисунке данных видна устойчивая тенденция на снижение численности студентов по очной форме обучения. Так, за 5 лет участия в программе наименьшее снижение контингента студентов в рассматриваемых вузах наблюдается у ВолгГТУ - на 465 человек, что составляет 5,6 % контингента в сравнении с 2016 г.; затем у СибГУ им. М.Ф. Решетнева - на 592 человека (6,2 %); в СамГТУ число студентов снизилось на 623 человека (5,6 %), а в ТИУ произошло сокращение контингента на 1 337 человека, или 13 %.
Объяснение наблюдаемой тенденции есть в отчетах университетов, откуда можно выделить следующие причины:
• в целях повышения качества абитуриентов при формировании контингента студентов и для последующего повышения успеваемости обучающихся возрастают требования к среднему баллу ЕГЭ поступающих;
• в ходе приемной кампании не в полной мере выполняются планы по приему абитуриентов на внебюджетной основе;
• сказывается демографический спад, который наблюдается повсеместно в регионах с начала второго десятилетия 2000-х гг.;
• востребованность направлений подготовки по техническим специальностям уступает гуманитарным и естественнонаучным направлениям [5].
По отчетным данным за 2020 г., из рассматриваемых университетов необходимый минимум по вышеуказанному показателю сумели преодолеть лишь СамГТУ и ТИУ, в то время как численность контингента студентов по очной форме обучения ниже минимального порога просматривается в ВолгГТУ с начала участия в проекте, а в СибГУ им. М.Ф. Решетнева - с 2017 г. Следует отметить, что СибГУ им. М.Ф. Решетнева, СамГТУ и ТИУ сумели преломить тенденцию к снижению данного показателя, просматриваемую с первого года участия в программе, и увеличить, пусть и незначительно, численность студентов в 2020 г. В свою очередь, востребованность программ университета определяется их привлекательностью среди абитуриентов, имеющих высокий средний балл ЕГЭ. Так, в ТИУ значение среднего балла ЕГЭ в общем конкурсе на бюджетные места по сравнению с прошлым годом возросло до 67,21 баллов.
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
со
8
0
5
5 со 1
0 см 3
1 о 0
1
8 1 1
1 3 8
5 4 4
9 9 9
ВолгГТУ
СамГТУ
ТИУ
СибГУ им. М.Ф. Решетнева
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 1 - Общая численность студентов
«Доходы вуза из всех источников». На рисунке 2 представлены результаты, достигнутые ВолгГТУ, СамГТУ, ТИУ и СибГУ им. М.Ф. Решетнева за четыре года реализации программы [6].
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
ВолгГТУ
СамГТУ
ТИУ
СибГУ им. М.Ф. Решетнева
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 2 - Консолидированный бюджет, млн руб.
Из представленных данных видно, что уже на входе в программу все рассматриваемые вузы обладали необходимым бюджетом. С течением времени в ВолгГТУ и СибГУ им. М.Ф. Решетнева прослеживается постоянный планомерный рост бюджета. Так, в ВолгГТУ значение показателя по отношению к 2016 г. за 5 лет участия в программе выросло на 25 %, в СибГУ им. М.Ф. Решетнева - на 27 %, а в СамГТУ - на 28 %. Несколько иная ситуация наблюдается в ТИУ, где в вузе с первого года участия в программе консолидированный бюджет в 2 раза превышал минимальное значение по рассматриваемому показателю: в 2018 г. наблюдается его резкое снижение на 9 %, с последующим увеличением к 2020 г. произошло снижение доходов почти до уровня входных данных.
Наблюдаемый прирост доходов образовательных организаций связан с ростом базовых нормативных затрат на выполнение государственного задания, а, следовательно, и субсидий на финансовое обеспечение его выполнения, а также с увеличением объемов поступающих целевых средств и безвозмездных поступлений за счет активного взаимодействия с индустриальными партнерами университетов.
«Общий объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР)». На рис. 3 представлены результаты работы рассматриваемых университетов за 5 лет участия в программе. По данным отчетов ВолгГТУ и СибГУ им. М.Ф. Решетнева, с 2016 г. в вузах наблюдается планомерный рост значений показателя, с демонстрацией лучших результатов в 2020 г., что обусловлено увеличением объемов финансирования за счет участия сотрудников университета в конкурсах Ми-нобрнауки России, Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований. Аналогичная ситуация сложилась в СамГТУ, за тем исключением, что лучшие результаты продемонстрированы в 2019 г., при этом наблюдается резкое снижение объема НИОКТР в 2020 г., связанное с завершением финансирования ряда долгосрочных крупных проектов.
800 700 600 500 400 300 200 100 0
LO
LO~ o"
3 5
6 6
со
9
4
5 8 3
5
5
6
ВолгГТУ
СамГТУ
86
ю со S cn Q
32
СП СП
23
7 7
ТИУ
CT> C\l
со"
■чг 0 2 12 2 4 2
СибГУ им. М.Ф. Решетнева
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 3 - НИОКТР, тыс. руб./1 НПР
Несколько иная картина сложилась в ТИУ - ежегодное уменьшение значений показателя с момента начала участия в проекте развития опорного университета в 2019 г. сменяется приростом объема НИОКТР за счет участия в программах государственной поддержки, привлечения финансов из фондов научной и научно-технической деятельности и поступления средств по договорам на выполнение НИОКР.
По итогам работы за 2020 г. все представленные университеты соответствуют предъявленным программой развития требованиям по рассматриваемому показателю.
«Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science», «Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus». Из данных, представленных на рисунках 4 и 5, видно, что все рассматриваемые вузы сумели не только преодолеть минимальное пороговое значение в 15 публикаций Web of Science и 20 публикаций Scopus на 100 НПР, но и существенно его превзойти.
35 30 25 20 15 10 5 0
ВолгГТУ
см
OI
СамГТУ
CN
12
ТИУ
22 5 9
СибГУ им. М.Ф. Решетнева
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 4 - Публикации Web of Science на 100 НПР
Так, в 2020 г. СибГУ им. М.Ф. Решетнева продемонстрировал количество публикаций Web of Science, превышающее пороговое значение почти в 1,5 раза. В то же время на рисунке 5 видно, что в период с 2016 по 2018 гг. значения по количеству публикаций Scopus были близки к минимальному или равны ему, а к 2020 г. произошел рост почти в 3,7 раз.
ВолгГТУ превысил минимальное значение по количеству публикаций Web of Science в 1,4 раза, а по количеству публикаций Scopus - в 3,2 раза.
В ТИУ пик публикационной активности за годы реализации программы развития наблюдается в 2018 г., а в последующие годы видно ее существенное снижение. В связи с этим в последний год реализации программы демонстрируется превышение минимального значения по количеству публикаций Web of Science только в 1,3 раза, а по количеству публикаций Scopus - в 2,1 раза.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
44
66
ВолгГТУ
СамГТУ
2
О)
ю
5
V
3
2 ,8 ,6 6
ТИУ
3 7
5
ст>
,4 5
СибГУ им. М.Ф. Решетнева
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 5 - Публикации Scopus на 100 НПР
СамГТУ продемонстрировал наибольшее количество публикаций Web of Science в 2019 г., превышающее пороговое значение в 2,1 раза, но снизившееся к 2020 г. Количество публикаций Scopus постоянно увеличивалось, и в последний год реализации программы превысило минимальное значение в 2,8 раза.
Для увеличения публикационной активности вузами принимался ряд мер, среди которых не только стимулирование НПР, но и проведение на базе университетов международных конференций с публикацией материалов в журналах, включенных в международные базы данных, а также включение периодических изданий вузов в «Перечень рецензируемых научных изданий ВАК».
Проведенное исследование позволяет подвести следующие итоги:
1. В целом реализация программ развития опорных университетов прошла успешно. Из рассмотренных индикаторов только по одному наблюдается отрицательная тенденция почти на всем протяжении реализации программы опорных университетов - «Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по очной форме обучения», что обусловливается демографическим спадом и ростом конкуренции в высшем образовании.
2. Опорные университеты оказывают положительное влияние на развитие региональных территорий в ключевых направлениях, таких как внедрение инноваций, выстраивание эффективного диалога с разными группами региональных стейкхолдеров, формирование кадрового потенциала для ведущих отраслей промышленности. В частности, ТИУ обеспечивает основные кадровые потребности экономики региона по таким направлениям, как машиностроение, приборостроение, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, транспортные средства, строительство и ряда других. В части формирования и развития кадрового потенциала для арктических территорий университет реализует образовательные программы, ориентированные на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для современного освоения и развития северного форпоста страны [7].
3. Реализация программ развития опорных университетов позволила выйти на новый уровень взаимодействия с регионами посредством создания на своей базе объектов инновационной
инфраструктуры, реализации проектов, в том числе и студенческих, по благоустройству и развитию территорий субъектов, непосредственного участия в рабочих группах при региональных органах государственного управления по кадровой политике [8]. Увеличилось сотрудничество вузов с региональными партнерами по уже имеющимся траекториям (повышение количества заказов на целевое обучение, проведение совместных НИОКР и программ повышения квалификации, непосредственное участие сотрудников университетов в разработке и реализации стратегических документов региона).
Успешная реализации программ развития опорных университетов дает им возможность рассчитывать на господдержку в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», способствующей выведению их на мировой уровень. Этот проект по поддержке университетов является самым крупным в истории современной России. Он направлен не только на поддержку программ развития университетов, но и на вовлечение их в достижение национальных целей, сбалансированное развитие страны, обеспечение доступного и качественного образования.
Критерии отбора вузов-участников следующие:
• не менее 4 тыс. студентов-очников;
• бюджет минимум 1 млрд руб.;
• не менее 5 % доходов должны быть обеспечены научными исследованиями и разработками.
При этом предложено несколько вариаций для вузов, которые не соответствуют сразу трем критериям [9]. Предлагается разделение университетов на три группы:
1) нацеленные на увеличение своего вклада в социально-экономическое развитие региона и разработку проектов в различных направлениях (получают базовую часть гранта);
2) ориентированные на проведение прорывных научных исследований, создание наукоемкой продукции, повышение глобальной конкурентоспособности российской науки и высшего образования (получают специальную часть гранта);
3) обеспечивающие наращивание кадрового потенциала в наукоемких отраслях и научно-технологическое инновационное развитие субъектов РФ и (или) отраслей экономики и социальной сферы (получают специальную часть гранта) [10].
Правительство утвердило перечень целевых показателей эффективности реализации программ развития для этих групп образовательных организаций высшего образования, а также методики их расчета. Среди них - затраты вузов на НИОКР, объем привлеченного финансирования, публикационная активность НПР, доля обучающихся по различным уровням образования и пр. Утвержденные показатели результативности коррелируются с индикаторами, заложенными в программы развития университетов, что позволяет им заявиться к участию в «Приоритет-2030» [11].
Выводы. Подводя общий итог, можно с уверенностью сказать, что проделанная университетами работа по реализации программ развития укрепила взаимодействие вуза с регионами посредством введения новых форм, разработанных и запущенных на базе вузов, среди которых объекты инновационной инфраструктуры. Мероприятия регионального и федерального масштабов, а также проекты, направленные на развитие среды города и региона, также содействовали этому процессу. Усиление работы с индустриальными партнерами, непосредственное участие в кадровой политике региона способствует росту востребованности и конкурентоспособности опорных университетов и, что немаловажно, развитию регионов и страны в целом.
Заданный вектор развития опорных университетов ориентирует на то, что в оценке проделанной в будущем работы будет делаться акцент на развитие предпринимательской активности, коммерциализацию результатов научной деятельности и выстраивание взаимодействий с реальным сектором экономики посредством определения степени востребованности университета, а также объема участия в процессах трансфера знаний и технологий. Для этого вузам - участникам предстоит проделать большой объем работы по обеспечению открытости результатов научной деятельности, повышению уровня публичности, выстраиванию эффективного сетевого взаимодействия, формированию совершенно новых принципов управления [12].
Список источников:
1. Аржанова И.В., Дерман Д.О. Опорные вузы России: ориентация не на индикаторы, а на результат // Образование в России: федеральный справочник. 2017. № 12. С. 171-175; Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. / И.В. Аржанова, А.Б. Воров, Д.О. Дерман [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. С. 11-21.
2. Аржанова И.В., Дерман Д.О. Указ. соч.; Итоги реализации программ ...; Доступность высшего образования в регионах России / А.Д. Громов, Д.П. Платонова, Д.С. Семенов [и др.]. М., 2016. 32 с.; Опорный университет [Электронный ресурс]. URL: http://flagshipuniversity.ru/ (дата обращения: 24.06.2021).
3. Тимошенко В. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/article/701532 (дата обращения: 24.06.2021).
4. Опорный университет...
5. Волгоградский государственный технический университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.vstu.ru/ (дата обращения: 24.06.2021); Самарский государственный технический университет [Электронный ресурс]. URL: https://samgtu.ru/ (дата обращения: 24.06.2021); Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. URL: https://www.sibsau.ru/ (дата обращения: 24.06.2021); Опорный Тюменский индустриальный университет [Электронный ресурс]. URL: https://www.tyuiu.ru/ (дата обращения: 24.06.2021).
6. Опорный университет...
7. Программа развития опорного университета 2016-2020 [Электронный ресурс] // Опорный Тюменский индустриальный университет. URL: https://www.tyuiu.ru/university/programma-razvitiya-opornogo-universiteta-2017-2018/ (дата обращения: 24.06.2021).
8. Аржанова И.В., Дерман Д.О. Указ. соч.; Иванов С.А, Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 19-30.
9. Васильева А. Вузам обозначили новый «Приоритет». Появились подробности новой программы господдержки высшего образования [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4825944 (дата обращения: 24.06.2021).
10. Савицкая Н. Новая волна объединений университетов не за горами [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/education/2021-03-10/8_8098_education1.html (дата обращения: 24.06.2021).
11. Васильева А. Указ. соч.
12. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил дизайн Программы стратегического академического лидерства [Электронный ресурс] // Новости сибирской науки. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/va-leriy-10072020 (дата обращения: 24.06.2021); Современный университетский регистр. Как изменить дизайн системы высшего образования в России [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/3635939 (дата обращения: 24.06.2021).
Информация об авторах: В.О. Довбыш - аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784730.
М.Л. Белоножко - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=160796.
О.С. Андреева - кандидат социологических наук, доцент Центра проектного обучения Высшей инженерной школы EG, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия.
Information about the authors V.O. Dovbysh - PhD Student, Marketing and Government Administration Department, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784730.
M.L. Belonozhko - D.Phil. in Social Science, Professor, Head of the Marketing and Government Administration Department, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=160796.
O.S. Andreeva - PhD in Social Science, Associate Professor, EG Higher Engineering School, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 01.07.2021.