ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ
DOI 10.158267umpa.2017.04.045
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОПОРНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В 2016 г.
И. В. Аржанова, А. Б. Воров, Д. О. Дерман, Э. А. Дьячкова, А. В. Клягин
НФПК- Национальный фонд подготовки кадров Россия, 123022, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр.1; klyagin@ntf.ru
Ключевые слова: высшее образование, опорный университет, программа развития, региональное развитие.
2016 г. стал первым этапом реализации программ развития опорных вузов (первая волна конкурсного отбора). В статье дана краткая характеристика проекта, представлены модели опорных университетов, выявлены проблемы в их деятельности, представлен качественный анализ результатов реализации программ развития в 2016 г. на основе материалов мониторинга.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что, помимо выполнения планов в отношении показателей результативности и исполнения дорожной карты, опорные вузы в 2016 г. получили реальные результаты по изменению своего позиционирования в регионе и формированию проактивной позиции в содействии социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации, что позволило осуществить запуск процессов по формированию опорными университетами региональной инновационной инфраструктуры: открыть технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и пр.; инициировать принципиально новые форматы взаимодействия с регионом, нацеленные на развитие местных сообществ, городской и региональной среды; интенсифицировать работу со стратегическими партнерами в субъектах Российской Федерации.
Данная статья адресована проектным командам российских университетов.
Общая характеристика проекта
Предпосылками запуска проекта «Развитие сети опорных университетов», инициированного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 г., стали ключевые вызовы, с которыми столкнулось большинство регионов:
• отток талантливых абитуриентов из регионов в крупные города (25 %);
• отсутствие сильных научно-исследовательских центров, ориентированных на региональную исследовательскую повестку;
• отсутствие драйверов позитивных изменений городской и региональной среды;
• концентрация магистратуры и аспирантуры в федеральных центрах на уровне 55 %, при этом в отношении территориального деления - 1/3 сосредоточена в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, а распределение по вузам таково, что 1/3 сосредоточена в федеральных университетах, исследовательских университетах и вузах участниках Проекта 5-100.
Статус опорного университета предполагает приоритетную нацеленность университета на содействие социально-экономическому развитию соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе за счет создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. При этом акцент на содействие развитию региона предполагает решение широкого круга задач начиная с оттока абитуриентов в крупные города и заканчивая развитием местных сообществ.
Изначально проектом предусмотрены 3 последовательные этапа конкурсного отбора реализации, предполагающие создание на период до 2022 г. до 100 опорных университетов. С учетом первой и второй волн конкурсного отбора по состоянию на август 2017 г. насчитывается 33 опорных университета в 32 субъектах Российской Федерации (см. рис. 1). При этом федеральный объем поддержки университетов в 2016 г. составил 1,2 млрд руб. с обеспечением 11 вузов в раз-
\ / К
Рис. 1. Опорные вузы Российской Федерации (2017 г.)
мере 100-150 млн руб., в 2017-1,9 млрд руб. с обеспечением 18 вузов в размере 80-120 млн руб.
15 вузов с финансовой поддержкой региона с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Министерства образования и науки Российской Федерации.
Существенным условием в рамках второй волны конкурсного отбора являлось положение о том, что заявителями не могут выступать образовательные организации, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», реализующие программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, образовательные организации, расположенные в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, а также образовательные организации, расположенные в муниципальных образованиях Российской Федерации, в которых уже созданы опорные университеты. В рамках первой волны конкурсного отбора в числе основных требований к участникам предъявлялось требование о реорганизации в форме присоединения вуза-партнера к вузу-заявителю, но уже во второй волне конкурсного отбора данное требование было снято1.
1 Положение Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета.
В числе победителей первых двух волн конкурсного отбора - университеты из 6 федеральных округов:
УФО;2;6%
СФО;6;18%
Рис. 2. Распределение опорных университетов по федеральным округам
В числе победителей не оказалось вузов из Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов. Ожидается активное участие данных территорий при проведении следующего этапа конкурсного отбора опорных университетов.
Уникальным регионом для географии опорных университетов является Самарская область. В данном субъекте Российской Федерации 2 вуза получили статус опорного университета: Самарский государственный технический университет и Тольяттинский государственный
университет. Кроме того, в регионе присутствует вуз Проекта 5-100 - Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет). Сложный институциональный ландшафт данного региона обуславливает необходимость приложения дополнительных усилий для опорных вузов по выстраиванию новых схем партнерства и позиционирования в регионе и на федеральном уровне.
Помимо Самарской области, соседство опорного вуза в регионе с вузом Проекта 5-100 также характерно для:
• Ростовской области (Донской государственный технический университет и Южный федеральный университет),
• Томской области (Сибирский государственный медицинский университет и 2 вуза Проекта 5-100: Томский государственный университет и Томский политехнический университет),
• Нижегородской области (Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева и Университет Лобачевского соответственно).
Количественные характеристики развития опорных университетов, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации, являлись общими для всех вузов первой волны конкурсного отбора (см. табл. 1), а вот направления и скорость движения для каждого из них варьируются в широких границах. При этом заявленная динамика была производной от целевых значений. Иными словами, стартовые условия в опорных вузах отличаются, поэтому каждому университету предстоит следовать собственной траектории в достижении целевых значений.
Так, достижение заявленных показателей для кого-то означает практически базовое состояние, а для кого-то увеличение базовых значений в 2 раза (бюджет, количество обучающихся), в 3 раза (объем НИОКР) и даже в 10 раз (количество публикаций Scopus).
Модели опорных университетов
Общая целевая модель опорного вуза предполагает становление университетов как центров притяжения и развития талантов в регионе, гарантов качественной подготовки по широкому спектру направлений, региональных научно-инновационных центров и драйверов позитивных изменений городской и региональной среды.
Университет становится инициатором таких преобразований в регионе, как:
• организация площадки по обсуждению трансформации системы высшего образования в регионе;
• курирование проекта со стороны субъекта (на уровне вице-губернатора);
• имплементация мероприятий по поддержке опорного университета - в региональные программы развития.
Региональные органы управления образования при этом также включаются в разработку программы развития опорного университета и в управление вузом через наблюдательный и попечительский совет наравне c бизнесом.
Ключевые ожидаемые эффекты от реализации общей целевой модели:
• опорный вуз - генератор «лидеров изменений»;
Таблица 1
Количественные характеристики развития опорных университетов
Индикаторы Целевые значение к 2020 г. Заявленный рост показателей
Контингент студентов > 10 000 очных студентов в 1,0-2,4 раза
Консолидированный бюджет > 2 млрд руб. в 1,04-1,94 раза
Образовательные программы > по 20 УГСН в 1,0-1,2 раза
Магистранты и аспиранты > 20 % по удельному контингенту в 1,15-2,1 раза
НИОКР > 150 тыс. руб. на 1 НПР в 1,1-3,2 раза
Публикации WOS > 15 на 100 НПР в 1,6-7,5 раза
Публикации Scopus > 20 на 100 НПР в 1,2-10,0 раза
• создание видимых на национальном уровне центров превосходства;
• формирование эффективной инновационной экосистемы;
• опорный вуз - центр реализации социальных программ и проектов.
• в опорных вузах обучается 25 % контингента, в том числе 40 % магистрантов;
• объем НИОКР на 1 НПР - выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшего образования.
В зависимости от специфики ситуации в каждом регионе общая модель дополняется следующими производными моделями.
Многопрофильный региональный университет вносит комплексный вклад в развитие региона. Данные университеты активно сотрудничают с ключевыми предприятиями в регионе и региональными органами власти, что подтверждается наличием в портфелях их НИОКР значительных заказов от этих партнеров. Приоритетными направлениями деятельности такой категории университетов является как гуманитарное, так и техническое направление в связке. Данная категория вузов является региональным лидером по представлению таких уровней образования, как магистратура и аспирантура.
Вуз, относящийся к данной модели, играет роль интеллектуального интегратора в регионе - центра взаимодействия с институтами Российской академии наук, отраслевыми НИИ, крупными промышленными предприятиями, обеспечивающего проведение междисциплинарных исследований, подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру специальностей для сферы образования, науки и ключевых отраслей региональной экономики.
Технологический лидер в регионе основывается на развитии инновационной инфраструктуры и тесно связан с задачами экономического роста, с уровнем технологического развития региональной экономики. Иными словами, университет реализует модель развития на основе интеграции потенциала науки, образования и регионального бизнеса с целью активизации инновационной деятельности в региональной экономике. На базе университета создана региональная инновационная инфраструктура, включающая организационную, информационную, материально-техническую и управленческую, финансовую базу для создания условий, способствующая эффективному оказанию услуг для региона. Университет данного типа представляет собой центр инновационной активно-
сти в ключевых отраслях экономики региона, является инициатором малого бизнеса.
Задачи, решаемые данной группой вузов для регионального развития: создание открытой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию инновационных программ и проектов; вовлечение представителей научной элиты в процесс формирования благоприятной среды для развития новых прорывных технологий; содействие эффективной коммерциализации перспективных научно-технических достижений; осуществление экспертизы научно-технических решений; содействие в проведении региональных конкурсов на соискание грантов для создания передовых и коммерчески рентабельных научно-технических разработок.
Лидер в отрасли (отраслевой университет), специализируясь в регионе на определенном направлении деятельности, выходит на уровень страны. Так, его деятельность является значимой для развития отрасли: это и создание образовательной системы кадрового обеспечения отраслевого комплекса региона и страны в целом, и значительный объем научных работ с отраслевыми региональными, федеральными и коммерческими предприятиями. Перед данной категорией университетов стоит задача повышения возможности использования его потенциала предприятиями отрасли и профильными ведомствами.
Распределение опорных университетов по итогам двух волн конкурсного отбора по типам моделей выглядит следующим образом:
• 19 многопрофильных региональных университетов;
• 10 технологических лидеров в регионе;
• 4 отраслевых университета (2 нефтяных, 1 аэрокосмический, 1 медицинский).
Ряд вузов также в силу своего приграничного расположения реализует модель университета в трансграничном регионе. Перед данными университетами стоит не только задача быть драйвером развития региона, но и национальная задача по привлечению иностранных студентов, талантливых специалистов, по повышению привлекательности российской высшей школы на международном рынке образовательных услуг. Такая модель коррелирует с задачами приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (Протокол от 30 мая 2017 г. № 6). Основные преобразования должны быть направлены на увеличение количества ино-
странных студентов, обучающихся по программам СПО, ВО и ДПО, увеличение иностранных слушателей онлайн-курсов, увеличение доли внебюджетных доходов от экспорта российского образования.
Проблемы в деятельности опорных университетов
Ключевые проблемы опорных университетов при реализации программ развития в 2016 г. заключались в необходимости отвлечения временных и финансовых ресурсов на процесс объединения университетов, а также в отсутствии спроса на наукоёмкую продукцию и внедрение инноваций со стороны индустриальных партнеров региона.
Кроме того, в числе ключевых проблем следует отметить следующие:
• Отсутствие и / или формальное наличие структуры, ответственной за координацию деятельности университета по реализации программы развития, не вполне оформлены процедуры и функции проектного офиса;
• Низкий уровень интеграции управленческих команд;
• Низкий уровень вовлеченности коллектива вуза в процесс реализации программы развития;
• Недостаточный уровень профессионального развития персонала университета для решения амбициозных задач программы развития;
• Отсутствие или формальное наличие программ работы с кадровым резервом и / или развития НПР;
• Недостаточная проработка стимулирующей части эффективного контракта;
• Отсутствие стратегии развития магистратуры;
• Отсутствие планов по привлечению внешних исследовательских команд;
• Отсутствие стратегии развития ведущих исследовательских коллективов - четкого видения «отдачи» от инвестирования в исследовательскую инфраструктуру;
• Ограниченный опыт коммерциализации результатов НИОКР.
Разработка программ развития и первые результаты
Программы развития разрабатывались при активном участии руководства вузов, в случае первой волны в данный процесс были включе-
ны все объединяемые вузы. Для программ развития опорных университетов характерна высокая детализация. Часто вузы разрабатывали дорожные карты уже на этапе заявки (проекта программы развития) и программы представляли собой, по сути, конструктор изменений. Основной акцент при доработке программ развития был сделан на концентрации ресурсов на кадрах и ключевых процессах, а не инфраструктуре и модернизации материально-технической базы.
В программах вузами проведен детальный анализ роли университета в регионе, который отражен в программах развития:
• роль вуза в регионе / макрорегионе в разрезе подготовки кадров, исследований, участия в экономике (корпоративные кафедры, участие в кластерах, участие в разработке региональных стратегических документов);
• анализ текущей ситуации на рынках образования, исследований и инноваций в регионе / макрорегионе (спрос, конкуренты, партнеры);
• основные внутренние ограничения и внешние вызовы, стоящие перед вузом (неэффективные процессы, необходимость усиления кадрового состава, необходимость усиления отдельных направлений деятельности и др.);
• краткая характеристика и обоснование конкурентных преимуществ университета (сильных сторон) по основным направлениям деятельности вуза (ключевые программы, сильные научные коллективы, направления исследований, подтвержденные заделами, связь с индустриальными партнерами, функционирующее сетевое взаимодействие со школами).
Особенностью программ развития опорных вузов первой волны конкурсного отбора является акцент мероприятий первого года на обеспечение процессов объединения вузов. Благодаря программному принципу изменений вузам удалось запустить новый бренд, сохранить и усилить кадровый состав; актуализировать исследовательскую повестку; синхронизировать и оптимизировать ключевые процессы.
Анализ мероприятий из дорожных карт опорных вузов позволил выявить типовые мероприятия (табл. 2).
В качестве примеров наиболее значимых реализованных мероприятий или мероприятий, активная фаза которых началась в 2016 г. (вузы - победители первой волны конкурса), по направлениям деятельности представлены в табл. 3-5.
Таблица 2
Типовые мероприятия Программ развития по блокам преобразований в 2016 г.
Наименование мероприятия Блок программы развития
Запуск системных программ выявления, развития и удержания талантов в регионе
Интенсификация профориентационной работы в регионе Внедрение грантовых программ для талантливых абитуриентов и студентов Блок «Модернизация образовательной деятельности»
Запуск в пилотном режиме проектно-ориентированных образовательных программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла
Внедрение системы стимулирования публикационной активности НПР
Открытый конкурс научных проектов под заявленные в программе развития исследовательские приоритеты (включая конкурс студенческих научных проектов) Поддержка центров превосходства или аналогичных структурных подразделений Блок «Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности»
Создание / развитие бизнес-инкубаторов
Внедрение системы эффективного контракта Разработка и внедрение положения о рейтинге НПР Создание кадрового резерва Блок «Развитие кадрового потенциала»
Реализация программ энергоэффективности Развитие безбарьерной среды Блок «Модернизация материально-технической базы и социальной инфраструктуры»
Создание на своей базе и / или активное включение в деятельность работы объектов инновационной инфраструктуры
Организация на своей базе региональных этапов инициатив российских институтов развития Реализация проектов по развитию территорий и благоустройству, в том числе студенческих Блок «Развитие местных сообществ, городской и региональной среды»
Создание регионального кадрового резерва для органов государственного управления
Таблица 3
Наиболее значимые реализованные мероприятия по направлению «Модернизация образовательной деятельности»
Наименование мероприятия Вуз
Система привлечения специалистов из профильных предприятий (более 5 % от общего числа ППС) ВГТУ1
Программа «Бонус за ЕГЭ». Привлечение студентов с высоким баллом по ЕГЭ на перспективные для региона направления подготовки ВолгГТУ2
Детский университет как образовательная среда для талантливых детей ДГТУ3
Обновление образовательных программ по ювелирному делу КГУ4
Юношеские специализированные научно-исследовательские школы ОГУ им. И. С. Тургенева5
Продолжение табл. 3
Наименование мероприятия Вуз
Проект «Технология обучения одаренных студентов в составе межпрофессиональных проектных групп» СамГТУ6
Проект «Развитие среды выявления, привлечения и профессионального определения талантливых школьников» СамГТУ
Создание Сетевого института передовых профессиональных программ СибГУ им. М. Ф. Решетнева7
Создание Межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров СибГУ им. М. Ф. Решетнева
Развитие системы довузовской подготовки на базе Техно-школы СибГУ им. М. Ф. Решетнева
Реализация новой образовательной модели, обеспечивающей практико-модульное и проектное обучение ТИУ8
Совершенствование образовательных форм и методов реализации программ ДПО ТИУ
Конкурс научно-технических проектов «Инженерный резерв России. Построим индустриальное будущее вместе» ТИУ
Молодежный технопарк УГНТУ9
Грантовая поддержка талантливых абитуриентов УГНТУ
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет».
2 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет».
3 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет».
4 ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет».
5 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева».
6 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет».
7 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».
8 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».
9 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет».
Таблица 4
Наиболее значимые реализованные мероприятия по направлению «Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности»
Наименование мероприятия Вуз
Внедрение системы стимулирования публикационной активности НПР Создание центров публикационной активности Открытый конкурс научных проектов под заявленные в программе развития исследовательские приоритеты (включая конкурс студенческих научных проектов) Поддержка центров превосходства или аналогичных структурных подразделений Создание / развитие бизнес-инкубаторов Создание центров трансфера технологий Большинство опорных университетов
Концентрация координационной функции по НИОКР университета на базе научно-исследовательского проектного института (НИПИ) ВГТУ
Создание молодежного инновационно-научного кластера ДГТУ
Проект «Университетская клиника» ОГУ им. И. С. Тургенева
Проект «Расширение спектра наукоемких услуг» СамГТУ
Формирование единой экосистемы «Университет - Регион» СибГУ им. М. Ф. Решетнева
Научный центр «Технополис» ТИУ
Наиболее значимые реализованные мероприятия по направлению «Развитие кадрового потенциала» Таблица 5
Наименование мероприятия Вуз
Внедрение системы эффективного контракта, разработка и внедрение положения о рейтинге НПР Кадровый резерв Большинство опорных университетов
Проект «Школа компетенций» ВолгГТУ
Реализация социального проекта содействия улучшению жилищных условий сотрудников ДГТУ, УГНТУ
Совершенствование системы конкурсного отбора по должностям научных работников и работников профессорско-преподавательского состава ТИУ
Ключевые изменения в сфере модернизации управления вузом реализуются в большинстве опорных университетов:
• создание / активизация работы попечительского / наблюдательного совета, включение в него главы региона;
• укрупнение структурных подразделений университета: создание департаментов, укрупнение учебных подразделений с факультетов до институтов;
• централизация ряда функций и / или создание новых структурных подразделений, ответственных за предоставления единых сервисов для сотрудников и студентов в опорном университете.
Наиболее значимые реализованные мероприятия по направлению «Модернизация материально-технической базы и социальной инфраструктуры» представляют собой реализацию программ энергоэффективности, развитие безбарьерной среды и увеличение покрытия корпусов сетью Интернет (в том числе WI-FI-сеть). В целом мероприятия блока носят рутинный характер и были нацелены прежде всего на решение задачи по объединению материально-технических баз объединяемых университетов, устранение связанных с этим издержек. В случае с программами развития вузов- победителей второй волны данный блок мероприятий нацелен на доведение отдельных объектов инфраструктуры до единых стандартов опорного университета.
Наиболее значимые реализованные мероприятия по блоку «Развитие местных сообществ, городской и региональной среды» представлены в Таблице 6.
Первый год реализации программ развития опорных университетов вывел университеты на новые форматы взаимодействия с регионом через создание на базе университета региональной площадки Союза «Ворлдскилл Россия», создание на своей базе и/или активное включение в деятельность работы объектов инновационной
Таблица 6
Мероприятия по взаимодействию c регионом
Наименование мероприятия Вуз
Разработка социального паспорта студента ВГТУ
Центр геймификации и киберспорта ВятГУ1
Развитие муниципалитетов с монопрофильным типом экономики ВятГУ
Создание регионального центра тестирования ГТО ДГТУ
Формирование команд социальных технологов КГУ
Центр прикладной урбанистики ОмГТУ2
Проведение Тюменского инновационного нефтегазового форума ТИУ
Проект «Открытый концертный зал УГНТУ» УГНТУ
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».
2 ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет».
инфраструктуры; организацию на своей базе региональных этапов инициатив российских институтов развития; реализацию проектов по развитию территорий и благоустройству, в том числе студенческих; создание регионального кадрового резерва для органов государственного управления; организацию мероприятий федерального уровня на территории региона.
Кроме того, усилилось взаимодействие вузов и региональных партнеров по имеющимся форматам:
• реализация совместных НИОКР, предоставление научно-технических сервисов;
• реализация корпоративных программ повышения квалификации;
• увеличение заказа на целевое обучение;
• расширение сети базовых кафедр.
Ключевое изменение по взаимодействию с региональными партнерами в опорных универси-
тетах - более активное включение вуза в рабочие группы при региональных органах государственного управления по кадровой политике.
Если анализировать итоги первого года реализации программ развития опорных университетов, то следует отметить ряд ярких достижений по прорывам (табл. 7).
В целом по всей сети опорных вузов-победителей первой волны конкурсного отбора за первый год реализации программы удалось добиться следующих промежуточных результатов2:
• Рост среднего балла ЕГЭ на 3 %;
• Доля выпускников региона в общем объеме приема увеличилась на 4 % (до 76 %);
• Объем НИОКР на 1 опорный вуз (в среднем по группе) выше среднего российского уровня на 13 %.
Формат стратегических проектов опорных вузов
Ключевым для опорных университетов является не только достижение целевых показателей и показателей дорожной карты, но и реализация стратегических проектов в интересах социально-экономического развития региона. Формат стратегических проектов как приложения к программам развития был введен в контур опорных вузов Минобрнауки России в 2017 г. с целью концентрации усилий на ключевых прорывных направлениях. Для вузов-победителей второй волны конкурсного отбора стратегические проекты уже являлись частью заявки, подаваемой на конкурс. Минимальный срок реализации стратегического проекта -1 год, максимальный - окончание реализации Программы развития.
2 По материалам Мониторинга реализации программ развития опорных вузов первой волны.
11 вузами первой волны было разработано 88 стратегических проектов. По результатам заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации было рекомендовано к реализации 26 стратегических проектов (табл. 8).
На рис. 3 представлено распределение стратегических проектов вузов-победителей первой волны конкурсного отбора по типам (внешний контур диаграммы - поданные проекты; внутренний контур диаграммы - рекомендованные к реализации проекты). Большинство рекомендованных к реализации проектов (15 из 26 %) относятся к научно-образовательной тематике.
Рис. 3. Стратегические проекты: первая волна опорных вузов
Финансовое обеспечение программ развития
Распределение средств программ развития на 2016 г. по блокам представлено на рис. 4. Средний бюджет Программы развития опорного университета в 2016 году (средства субсидии и со-финансирование) составил 231,4 млн руб. Объем регионального финансирования программ развития - 39,3 млн руб. в 2016 г. в среднем на 1 вуз. Сравнительно большой объем средств, направлен-
Быстрые победы
Таблица 7
Наименование вуза Наименование достижения Наименование прорыва
ТИУ Интеграция практико-мо-дульного обучения «Доля практико-ориентированного обучения к 2020 году»
ОГУ им. И. С. Тургенева Открытие университетской клиники Реализация институциональной стратегии «Синергетический университет»
УГНТУ Открытие Молодежного технопарка Создание инновационного пояса, включающего все стадии, необходимые от момента зарождения идеи, до ее реализации
ДГТУ Запуск Промышленного коворкинга Активизация инновационно-технологического предпринимательства в регионе за счет реализации проекта «Промышленный коворкинг»
Таблица 8
Рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации к реализации стратегические проекты опорных вузов победителей первой волны конкурсного отбора
Наименование вуза Рекомендованные к реализации проекты
ВГТУ • Новое поколение термоэлектрических генераторных и охлаждающих устройств
ВолГТУ • JuniorA^^ • Ргоактив
ВятГУ • Центр превосходства «Фармацевтическая биотехнология» как основа формирования биофармацевтической промышленности региона • Агентство образовательной инноватики • Региональный штаб позитивных изменений
ДГТУ • Создание единого открытого цифрового образовательного пространства Ростовской области • Создание регионального комплекса для одаренных детей и молодежи Ростовской области • Инновационно-предпринимательский коворкинг на Дону
КГУ • Университет как центр адаптации и трансфера технологий для ювелирной и машиностроительной отраслей региона • Совершенствование подготовки кадров туристской сферы как фактор развития внутреннего и въездного туризма в Костромской области
ОмГТУ • Омская Арт-резиденция (ОмГТУ - открытая региональная площадка для общественных и креативных инициатив)
ОГУ им. И. С. Тургенева • Специализированные центры компетенций подготовки рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий • Центр превосходства национального уровня по направлению «Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность» • Национальный научно-технологический центр биомедицинской фотоники • Университетская клиника «Трансляционная медицина»: содействие развитию здоровья детей и родителей Орловской области • Бизнес-парк - центр инновационного, технологического и социального развития региона
СамГТУ • Полигон технологий • Территория жизни
СибГУ им. М. Ф. Решетнева • Техно-Школа: привлечение, развитие и удержание талантов • Модульная система профессиональных компетенций «Образование через всю жизнь»
ТИУ • Создание регионального инновационного кластера в сфере компетенций SMART-City, IoT/ lioT и Big Data • Организация технополиса междисциплинарного научно-лабораторного обеспечения приоритетных направлений развития опорных отраслей региона и корпораций
УГНТУ • Развитие центра превосходства Перспективной отрасли «Химическая сеть» УГНТУ • Развитие регионального научно-образовательного Центра превосходства по трудноизвлекае-мым запасам нефти и газа • Создание центра технологического предпринимательства и бизнеса Республики Башкортостан
го отбора, обусловлен необходимостью интеграции инфраструктуры объединяемых вузов.
Следует отметить, что по результатам 2016 г. 8 вузам из 11 удалось привлечь средства на со-финансирование программы развития опорного университета на уровне выше планового значения.
Выводы
Помимо выполнения планов в отношении показателей результативности и исполнению дорожной карты, опорные вузы в 2016 г. получили реальные результаты по изменению своего позиционирования в регионе и формировании проак-
376,7
Образование Наука
Кадры ¡118,3 197,9
Управление 908э7, Модернизация МТБ Взимодействие с регионом Ц3,753,2
0,0 100,0 200,0 300,0 400,0 500,0 600,0 700,0 800,0 900,0
■ Господдержка
Рис. 4. Распределение средств программ развития на 2016 г. по блокам
ный на модернизацию материально-технической базы вузов-победителей первой волны конкурсно-
тивной позиции в содействии социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации, что позволило получить следующие эффекты:
• Запуск процессов по формированию опорными университетами региональной инновационной инфраструктуры: открываются технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и пр.
• Инициирование принципиально новых форматов взаимодействия с регионом, нацеленных на развитие местных сообществ, городской и региональной среды
• Интенсифицирована работа со стратегическими партнерами в субъекте Российской Федерации.
• Старт реализации стратегических проектов по прорывным направлениям развития
DOI 10.15826/umpa.2017.04.045
RESULTS OF PILLAR UNIVERSITIES DEVELOPMENT PROGRAM IMPLEMENTATION FOR 2016
I. V. Arzhanova, A. B. Vorov, D. O. Derman, E. A. Dyachkova, A. V. Klyagin
NTF- National Training Foundation 7 building 1,1905th str., Moscow, 123022, Russian Federation; klyagin@ntf.ru
Keywords: Higher education, pillar universities, development program, regional development.
2016 witnessed the first stage of implementing development program of pillar universities of the first wave of competition selection. The article presents a short description of the program, pillar university models and quality analysis of the results of program development implementation results in 2016 based on monitoring results.
Conducted analysis allows for concluding that besides performing plans in terms of efficacy indicators and road map implementation, pillar universities in 2016 obtained real results in the field of changing their position in the region and forming proactive position in facilitating social and economic development of relevant Russian Federation regions. This allowed pillar universities for initiating processes of forming regional innovation infrastructure: opening techno-parks, business - incubators, collective use centers, etc.; initiating absolutely new formats of interaction with the region aimed at developing local communities, municipal and regional environment; intensifying the work with strategic partners in the Russian Federation.
This article addresses project teams of Russian universities.
Информация об авторах / Information about the authors:
Аржанова Ирина Вадимовна - доктор исторических наук, исполнительный директор НФПК - Национального фонда подготовки кадров; arzhanova@ntf.ru.
Воров Андрей Борисович - главный специалист отдела исследования и мониторинга высшего образования НФПК -Национального фонда подготовки кадров; vorov@ntf.ru.
Дерман Дмитрий Олегович - кандидат экономических наук, руководитель Центра консалтинга и экспертизы НФПК -Национального фонда подготовки кадров; derman@ntf.ru.
Дьячкова Эльза Анатольевна - кандидат экономических наук заместитель руководителя Центра консалтинга и экспертизы НФПК - Национального фонда подготовки кадров; diyachkova@ntf.ru.
Клягин Александр Владимирович - кандидат экономических наук, заместитель руководителя департамента развития профессионального образования и науки НФПК - Национального фонда подготовки кадров; klyagin@ntf.ru.
Irina V. Arzhanova - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Executive Director of National Training Foundation (NTF); +7 (495) 274-03-90 (91, 92); arzhanova@ntf.ru.
Andrey B. Vorov - Chief Specialist of National Training Foundation (NTF), +7 (495) 274-03-90 (91, 92); vorov@ntf.ru
Dmitry O. Derman - Candidate of Economic Sciences, Head of the Center for Consulting and Expertise of National Training Foundation (NTF); +7 (495) 274-03-90, derman@ntf.ru.
Elza A. Dyachkova - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Center for Consulting and Expertise of National Training Foundation (NTF); +7 (495) 274-03-90, diyachkova@ntf.ru.
Alexander V. Klyagin - Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of the Department of National Training Foundation (NTF); +7 (495) 274-03-90; klyagin@ntf.ru.