ПРОГРАММЫ ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И СОДЕРжАНИЕ
PREVENTION PROGRAM ADMINISTRATIVE TORT MINORS: THE BASIC PARAMETERS AND CONTENT
УДК 343.85:342.9
Ж.П. ДОРОФЕЕВА
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
Zh.P. DOROFEYEVA
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: статья посвящена вопросам эффективности действия Программ профилактики на примере Белгородской области. Автором проанализированы результаты проводимых в области профилактических мероприятий, направленных на предупреждение административной деликтности несовершеннолетних в рамках Программ превенции и отмечена их эффективность с целью дальнейшего их совершенствования.
Ключевые слова: программы профилактики, несовершеннолетние, превенция, система профилактики.
Abstract: the article focuses on the effectiveness of prevention programs on the example of the Belgorod region. The author analyzes the results conducted in the field of preventive measures aimed at preventing minors administrative tort under the program of prevention and noted their effectiveness in order to further improve them.
Keywords: prevention programs, minors, prevention, prevention system.
Защита прав несовершеннолетних в рамках общей защиты прав человека имеет определенные особенности и предполагает использование специфических механизмов, одним из которых является механизм межведомственного решения проблем детства. В современной России проблема защиты прав ребенка, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приобрела чрезвычайную остроту в связи с углублением социального
расслоения общества, ростом противоправной деятельности несовершеннолетних, а также увеличением фактов жестокого обращения с детьми.
Политика, направленная на улучшение положения детей и защиту их прав в Белгородской области, является составной частью общей политики, направленной на улучшение качества жизни белгородцев.
Так, создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений несо-
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
91
По материалам диссертационных исследований
вершеннолетних в указанной области осуществляется в рамках реализации: долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 20132020 годы» [1], утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 14.01.2013 г. № 4-пп; постановления Правительства Белгородской области от 28.10.2013 г. № 442-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [2]; постановления администрации города Белгорода от 13.04.2012 года № 50 «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение безопасности и охраны жизни и здоровья населения городского округа «город Белгород» на 2012-2016 годы» [3]; постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду от 20.02.2014 года № 71 «Об утверждении плана мероприятий по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений и иных асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, защиты их прав на 2014 год» [4] и рядом других. Реализация данных мероприятий в рамках Программ позволила объединить финансовые, кадровые, информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области в решении проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Сложившаяся в последние годы в Белгородской области благоприятная экономическая ситуация и рост уровня жизни населения способствовали оздоровлению демографической ситуации в области: растет рождаемость, снижаются показатели смертности населения и его естественной убыли.
В приоритетном порядке решаются вопросы охраны здоровья детей, развития образования, организации летнего отдыха и оздоровления детей, а также вопросы профилактики безнадзорности и социального сиротства.
Большое внимание в области уделяется работе с одаренными детьми: открыты профильные классы, работают кружки, факультативы, студии, спортивные секции. Традиционными стали предметные олимпиады, конференции молодых исследователей,
турниры, творческие конкурсы, фестивали, спортивные соревнования.
Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней уделяется большое внимание укреплению межведомственного взаимодействия [5, с. 180]. Регулярно в области проводятся две широкомасштабные профилактические операции: «Подросток» и «Каникулы», специализированные акции «Контингент», «Беглец», «Всеобуч», «Девятиклассник».
В течение последних шести лет в области отмечается стойкое снижение количества совершаемых несовершеннолетними не только преступлений, но и административных правонарушений.
В области развиваются все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, семейные детские дома. Но вместе с тем острота проблем детства не снижается, что требует дальнейшего наращивания усилий на всех уровнях управления, а также реализации крупных инновационных проектов по наиболее значимым для детей направлениям.
Сохраняются такие острые социальные проблемы, как социальное сиротство, насилие в отношении детей, нарушение прав и законных интересов детей в различных сферах жизнедеятельности. Безнадзорность, правонарушения, употребление алкоголя и наркотиков несовершеннолетними в большинстве случаев являются следствием семейного неблагополучия.
Проблемы семейного неблагополучия и, как следствие, безнадзорность, социальное сиротство требуют принятия комплекса профилактических мер на стадии раннего семейного неблагополучия, развития учреждений, направленных на оказание социально-психологических услуг населению, развитие служб сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. Также требуется проведение целенаправленной политики на всех уровнях власти по усилению межведомственного взаимодействия в организации работы по улучшению положения детей, защите их прав.
Учитывая положительную динамику снижения общего количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, можно с уверенностью утверждать, что действующие в области Программы профилактики дают положительные результаты работы превентивного характера.
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
92
По материалам диссертационных исследований
И эту положительную динамику необходимо не только сохранить, но и оптимизировать. Таким образом, основной целью Программ должно являться совершенствование и развитие системы превенции административной деликтности и безнадзорности несовершеннолетних не только на региональном, но и на государственном уровнях. Программы должны быть направлены, в первую очередь, на защиту и улучшение положения детей, находящихся в социально опасном положении и предусматривать решение многих задач, к которым относятся: формирование системы превенции административной де-ликтности и безнадзорности подростков с целью решения вопросов, связанных с предупреждением негативных тенденций среди последних, а также их социальной адаптации; совершенствование всего нормативноправового комплекса с целью функционирования системы превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как на региональном, так и на муниципальном уровнях; внедрение новых форм и методов превенции административной деликтности несовершеннолетних; выделение «работающих» механизмов, которые обеспечивают координацию действий по предупреждению девиантного поведения подростков органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с целью их дальнейшего совершенствования.
Реализация данных предложений позволит расширить спектр принимаемых мер по реализации прав и законных интересов несовершеннолетних по следующим направлениям:
1. Социальная профилактика, включающая в себя мероприятия, которые направлены на создание условий для обучения, творческого развития, оздоровления, временной занятости и трудоустройства несовершеннолетних, а также такое направление, как разработка и внедрение новых технологий и форм работы в области предупреждения правонарушений среди подростков, семейного неблагополучия, социального сиротства.
2. Криминологическая профилактика, включающая ряд мер, направленных на ослабление факторов и условий, способствующих совершению административных деликтов несовершеннолетними.
3. Правовое воспитание несовершеннолетних.
Все вышеперечисленные предложения, как видится, прямо направлены на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних; на защиту их прав и интересов; на реализацию
социальной политики государства по защите семьи и детства, а также на повышение эффективности работы в части предупреждения совершения правонарушений несовершеннолетними.
Необходимо отметить, что превенция административной деликтности несовершеннолетних является сложной, многогранной сферой, в связи с чем и встает остро вопрос о необходимости систематизации всего правового масштаба и координации деятельности профилактического и предупредительного характера государственных, муниципальных и общественных образований. Такая модель регулирования определяется в правовой науке и практической деятельности как программно-целевая.
Полагаем, что программно-целевой подход в организации и планировании деятельности всех субъектов профилактики с учетом определенных целей и задач комплексной программы, определением перечня мероприятий по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, в совокупности с реальными возможностями федеральных, региональных и местных ресурсов может эффективно дополнить механизм решения перечисленных выше вопросов. Помимо этого, видится, что программно-целевой подход может способствовать рациональному и системному усовершенствованию некоторых аспектов, включающих, во-первых, комплексное решение проблем превенции негативных проявлений в подростковой среде; во-вторых, создание системы профилактических мероприятий, направленных на формирование у молодежи положительных ценностных ориентиров; в-третьих, проведение качественной и своевременной индивидуальной профилактики несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению; в-четвертых, социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и в обязательном порядке принятие соответствующих мер воздействия в случаях необходимости.
Таким образом, можно констатировать, что в Белгородской области, реализующей указанные выше программы профилактики, отмечаются кардинальные улучшения системы профилактики, а также осуществляется преодоление сложных вопросов превенции. Следовательно, региональная практика показывает, что программно-целевое обеспечение способствует осуществлению согласованных мероприятий в совокупности
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
93
По материалам диссертационных исследований
профилактического, организационного, государственно-правового и воспитательного характера.
И в заключение надо отметить, что на современном этапе основной целью должно являться активное развитие программноцелевого метода регулирования вопросов превенции административной деликтности несовершеннолетних, базирующегося на разработке системы согласованных и основанных на анализе практики и соответствующих
при этом потребностям современного общества в целом положений. Развитие программного регулирования потребует, несомненно, глобального обобщения анализа с целью выявления наиболее рациональных форм и методов работы с несовершеннолетними лицами и их развития с целью недопущения (минимизации) роста совершаемых подростками административных правонарушений, противоправных поступков, а также сокращения фактов девиантного поведения.
Литература —
1. Постановление Правительства Белгородской области от 14.01.2013 № 4-пп “Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 - 2020 годы»: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;n=3138.
2. Постановление Правительства Белгородской обл. от 03.03.2014 № 80-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 442-пп»: http://www.allregionz.ru/index. php?id=101288.
3. Постановление администрации города Белгорода от 13.04.20132 г. № 50 «Об утверждении городской целевой программы «Обеспечение безопасности и охраны жизни и здоровья населения городского округа «Город Белгород» на 2012 - 2016 годы»»: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1609125.
4. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу Белгороду от 20.02.2014 года № 71 «Об утверждении плана мероприятий по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений и иных асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, защиты их прав на 2014 год» http://www.beluo.ru/profilaktika-pravonarushenij.
5. Демченко Н.В., Волков П.А. Современное состояние нормативно-правового регулирования внутриорганизационной деятельности участковых уполномоченных полиции // Проблемы защиты прав: история и современность: сборник научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей. АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2014г. № 9. С. 180.
References
1. Resolution of the Government of the Belgorod region from 14.01.2013 № 4-PP “On approval of the long-term target program” Prevention of crime, crime prevention, traffic safety in the Belgorod region in 2013 - 2020”: http: //base. consultant. ru / regbase / cgi / online.cgi? req = doc; n = 3138.
2. Resolution of the Government of the Belgorod region. from 03.03.2014 №80-PP “On Amending Resolution of the Government of the Belgorod region on October 28, 2013 № 442-PP”: http://www.allregionz.ru/index.php?id=101288.
3. The decision of the administration of the city of Belgorod 13.04.20132 № 50 “On approval of the city target program” Ensuring the safety and protection of life and health of city district “City Belgorod» 2012-2016»»: http: //www.regionz .ru / index.php? ds = 1609125.
4. The decision of the Commission on Juvenile and protect their rights in the city of Belgorod 20.02.2014 № 71 «On approval of the action plan for interagency cooperation in the field of prevention of child neglect, crime and other antisocial manifestations among minors, protection of their rights for 2014» http : //www.beluo.ru/profilaktika-pravonarushenij.
5. Demchenko N.V., Volkov PA. The current state of regulatory corporate activities precinct police “// Collection of scientific-practical conference of young scientists and teachers’ rights protection: Past and Present.” DLC VPO «Leningrad State University. AS Pushkin» , 2014. № 9. P. 180.
(Статья сдана в редакцию 01.12.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 1’15
94