Воронцова Елена Владимировна канд. филос. наук, МГУ, ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
lendail@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-1292-4580
Программы конкретно-социологических исследований
РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
А. И. Клибанова и А. И. Демьянова*
Аннотация: Данная работа представляет собой публикацию важного источника по истории социологии и психологии религии в СССР. Речь идет о двух полевых опросниках, на которые опирались в своей исследовательской работе советский и российский историк, религиовед, источниковед А. И. Клибанов (1910—1994) вместе со своей исследовательской группой в ходе экспедиций 1959—1961 гг. и его ученик, социолог и религиовед А. И. Демьянов (род. в 1942 г.), в ходе полевой работы в 1966—1972 гг. Источники были обнаружены автором в архивных фондах А. И. Клибанова. Публикацию источников предваряет биографическая справка и комментарий к содержанию самих опросников.
Александр Ильич Клибанов (1910—1994) — один из главных вдохновителей и руководителей полевого изучения современной религиозной ситуации в послевоенном СССР. Среди учителей и соратников Клибанова следует особо отметить репрессированного исследователя религии Н. М. Маторина (1898—1936)1. Именно по делу Маторина (осужден по делу Г. Е. Зиновьева, как его секретарь в 1920-е гг.) молодой исследователь сектантства А. И. Клибанов был дважды осужден (отбывал наказание и находился в ссылке в 1936—1947 и 1948—1954 гг.). Благодаря поддержке еще одного яркого исследователя религии и влиятельного партийного деятеля В. Д. Бонч-Бруевича, в 1954 г. А. И. Клибанов возобновил свою работу в Секторе истории религии и атеизма Института истории АН СССР2. В этот период руководство страны провозглашает необходимость
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века» (16-03-00799).
1 См. подробнее: Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Н. М. Маторин и его программа изучения народной религиозности // Религиоведение. 2012. № 4. С. 191—202.
2 В. Д. Бонч-Бруевич еще в 40-е гг. приложил немало усилий для возвращения Клибанова из Красноярской ссылки и помог ему устроиться в Институт истории АН СССР в 1947 г., а после повторного ареста Клибанова именно Бонч-Бруевич писал сначала письма министру безопасности В. Абакумову (Л. 21—23, 181) с просьбой освободить очень ценного работника, а затем начальнику Норильлага (Л. 135) с просьбой оставить Клибанова в Красноярске. См. подробнее: ОР РГБ Ф. 648. Оп. 39. Д. 1: Документы о работе Клибанова в 1940-е гг.
«усиления атеистической пропаганды»3, особенно в среде сектантов. В ответ на политический запрос соответствующие исследовательские центры (институты этнографии, истории и философии) берут курс на полевое изучение современной религиозной ситуации. В 1958 г. ведется подготовка первого выезда коллектива ученых под руководством А. И. Клибанова в Тамбовскую область. Всего при участии Клибанова проводится два полевых выезда — в Тамбовскую область летом 1959 г. и в Липецкую и Воронежскую области в 1960 г. В составе группы было три историка, три этнографа и один философ: сам А. И. Клибанов, а также Л. Н. Митрохин, В. И. Корецкий, И. А. Малахова, Э. Я. Лягушина (Комиссарова), З. А. Никольская, Киселев4. Составление опросника к экспедиции было поручено З. А. Никольской (Янковой)5 (его последнюю версию, подготовленную для Рязанской экспедиции, мы и публикуем ниже). Как показывают архивные материалы, при разработке опросника исследователи в основном опирались на «Программу для собирания сведений о русском расколе и сектантстве» А. С. Пру-гавина6 (1881) и «Программу для собирания сведений по исследованию и изучению русского сектантства и раскола» В. Д. Бонч-Бруевича7 (1908)8. При сопоставлении текстов этих программ и интересующего нас опросника можно отметить, что группа Клибанова в большей степени была ориентирована на живое общение с верующими, а не сбор архивных данных и косвенных свидетельств о сектантах. Поэтому именно программа А. С. Пругавина в значительной степени стала основой для составления рассматриваемого нами гайда. В большей части вопросов в той или иной степени использованы формулировки Пругавина (однако вопросы получили дальнейшую детализацию), общая логика сбора информации также сближает опросник группы Клибанова с программой Пругавина. Программа В. Д. Бонч-Бруевича, изначально ориентированная на заочный сбор сведений и помощь энтузиастов, использована лишь частично (можно обнаружить лишь несколько прямых тематических совпадений, причем формулировка вопроса № 7 из раздела «вероучение и обряды» в рассматриваемом нами опроснике фактически совпадает с вопросом № 10 программы Бонч-Бруевича и № 75 Пругавина). По сравнению с дореволюционными программами в публикуемом нами опроснике появляется ряд специфических тем: отношение к понятиям «родина», «труд», «любовь»; поиск специфических для сектанта черт характера и качеств. Весьма показательна формулировка вопроса № 17: «Как используют
3 В 1954 г. выходит постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды», в 1958 г. — постановление ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды».
4 Наиболее полно итоги первой экспедиции представлены в работе: Современное сектантство и его преодоление (по материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г.) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9.
5 НА ИРИ РАН. Ф. Р. 12. Оп. 1. Д. 1: Тамбовская экспедиция июнь-июль 1959 г. Материалы по подготовке экспедиции. 52 л.
6 Пругавин А. С. Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве // Русская мысль. 1881. № 3.
7 Бонч-Бруевич В. Д. Программа для собирания сведений по исследованию и изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908.
8 НА ИРИ РАН. Ф. Р. 12. Оп. 1. Д. 1.
проповедники сектантства бытовые трудности, семейные неурядицы, личные неудачи человека в своей деятельности?». Некоторые формулировки направлены на выявление специфики взглядов отдельных групп. Так, вопрос «признают ли они "истинность" рукоположенного священства?» явно связан с изучением групп ИПХ (истинно-православных христиан). Советские исследователи ставят перед собой задачу понять психологию сектантов, вскрыть особенности их мировоззрения (которое, впрочем, заведомо считается «чуждым и враждебным коммунистическому»9).
Стоит подчеркнуть, что этот опросник не являлся формализованной анкетой и выступал для исследователей скорее как шпаргалка, набор тем для бесед с верующими. Как подчеркивает сам А. И. Клибанов, «мы широко пользовались методами беседы, интервью, наблюдения, сбора документальных материалов, но не применяли метод анкетирования»10.
В фокусе внимания исследователей в Центрально-Черноземном регионе оказались такие религиозные группы, как субботники, молокане, христоверы («хлыстовщина»), баптисты, пятидесятники, а также группы ИПХ.
В ходе подведения итогов этих выездов на заседаниях в Институте истории Клибанов и его команда были подвергнуты серьезной критике11. Сам Клибанов переходит на работу в сектор феодализма. А последний выезд в Рязанскую область в 1961 г. был осуществлен обновленным составом исследователей (присоединился Н. С. Злобин, В. Ф. Миловидов) во главе с З. А. Янковой (Никольской). Позднее в ходе работы в Институте научного атеизма (ИНА) Клибанов участвовал в организации других социологических исследований религиозности населения, в том числе отчасти повлиял на группу по изучению религиозного сознания Р. А. Лопаткина, Н. П. Адрианова и В. В. Павлюка12. В ходе еще одного масштабного исследования ИНА — по изучению процесса секуляризации в СССР13, Клибанов вместе с П. К. Курочкиным, В. И. Евдокимовым, Д. М. Угри-новичем, А. Д. Суховым, Р. А. Лопаткиным и В. Г. Пивоваровым также трудился над разработкой инструментария.
Одним из ярких учеников Клибанова можно по праву называть ныне почти забытого социолога и религиоведа Александра Ивановича Демьянова (1942 г. р.). В фокусе его внимания было полевое изучение такого специфического явления религиозной жизни советского времени, как истинно-православное христианство. Рассмотрению этой темы были посвящены его диплом, кандидатская диссертация, ряд статей и монография14. Ниже мы публикуем поле-
9 Современное сектантство и его преодоление... С. 3.
10 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С. 247.
11 Хун У. Рождение этнографии из духа атеизма? Исследования «современного сектантства» в контексте антирелигиозных компаний Н. С. Хрущева // Этнографическое обозрение. 2018. № 2. С. 110-112.
12 Адрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966.
13 К обществу, свободному от религии: Процесс секуляризации в условиях соц. общества: Сб. статей / П. К. Курочкин, ред. М., 1970.
14 Демьянов А. И. Истинно-православное христианство: критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.
вой опросник Демьянова в том виде, в котором он вошел в приложение к его диссертации 1973 г. «Современные истинно-православные христиане (по материалам социологических исследований в центральных областях РСФСР)»15. Следует подчеркнуть, что в своей полевой работе Демьянов стремился на каждого своего респондента заполнить опросный лист. Это могло происходить как в ходе интервью, так и по его итогам. В архиве Клибанова среди материалов А. И. Демьянова хранится более 1000 анкет верующих ИПХ из Воронежской, Липецкой, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Тульской, Курской областей. В опроснике Демьянова значительное внимание уделяется анализу социально-демографических показателей и хозяйственно-бытовых вопросов. Помимо встречающихся в опроснике группы Клибанова тем — отношение к власти, образованию и науке, труду — появляется ряд вопросов, фокусирующихся на выявлении ценностных ориентаций представителей ИПХ. При составлении программы А.И. Демьянов использовал разработки группы А. И. Клибанова, а также упомянутое выше исследование религиозного сознания Р. А Лопатки-на, Н. П. Адрианова и В. В. Павлюка и созданный ими опросник16.
Наша работа с обширным архивом Клибанова осложнялась тем, что сам архив до сих пор остается разделен на три неравные части: около 1000 единиц хранения, в том числе значительная часть полевых материалов самого А. И. Кли-банова, а также его коллег и учеников хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 648), порядка 800 единиц хранения (большей частью это его обширная переписка, рукописи различных работ, а также научные материалы его супруги) находится в Архиве Российской академии наук (Ф. 1908), наконец порядка 300 дел, в частности значительная часть экспедиционных материалов 1959—1961 гг., хранится в рукописном архиве Института российской истории РАН (Ф. 1. Р. XII). Публикуемая нами программа Рязанской экспедиции была обнаружена в фондах ИРИ РАН, а обширные полевые материалы А. И. Демьянова, в том числе опросные листы по Центрально-Черноземному региону, были найдены в ОР РГБ.
Публикация и вступительная статья Е. В. Воронцовой
15 ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 74. Д. 4: А. И. Демьянов. Современное истинно-православное христианство. 197 л. 1973 г. Машинопись кандидатской диссертации. Л. 166.
16 См. подробнее материалы Р. А. Лопаткина из архива А. И. Клибанова: ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 55. Д. 1: Конкретно-социологические исследования. Сосновский район Тамбовской области (Изучение духовного мира верующих). 1965 г. 146 л.
Опросник Рязанской экспедиции 1961 ГОДА17
1.Общие сведения
1. Какие секты встречались в области в прошлом (в период НЭПа, индустриализации и коллективизации, во время войны), какие встречаются сейчас?
2. В каких селениях и городах области они были распространены в прошлом? Где они имеются сейчас? Не наблюдалось ли в прошлом и не сохранилось ли в настоящее время территориального размежевания различных сект? Перечислить селения, кварталы, улицы, населенные исключительно представителями одной секты.
3. Каково самоназвание членов секты? Изменилось ли оно в настоящее время? Как и почему?
4. Каково название секты окружающим населением (неверующими, православными, представителями других сект) в прошлом и сейчас?
5. Существовали ли в прошлом и существуют ли сейчас уничижительные прозвища сектантов? Какие? С чем они связаны?
6. Скрывалась ли в прошлом и скрывается ли сейчас принадлежность к секте? Чем это вызвано?
7. Где и когда образовалась секта? Возникла ли она в изучаемой области или на другой территории? В последнем случае — где и когда? Чем объясняют сами сектанты свое переселение?
8. Кто был (или считается) основателем секты? Записать его биографию.
9. Не исповедовали ли сектанты в прошлом православия или учения другой секты? Когда, какой? Чем вызвано изменение веры?
10. Какова численность секты в прошлом и сейчас? Увеличивается или уменьшается ее численный состав?
11. Не наблюдается ли в области уменьшения численности одних сект и увеличения других?
12. Каков половозрастной состав секты в настоящее время? Посещают ли собрания секты дети? Какова степень участия в собрании женщин, детей?
13. Известны ли в прошлом и сейчас факты выхода из секты? Чем они вызываются? Переходом в другую секту? В православие? Разрывом с религией? Что послужило толчком к отходу? Записать биографии лиц, порвавших с религией.
14. Известны ли в прошлом и сейчас новые факты вступления в секту? Записать биографии нововступивших.
15. Каков половозрастной состав нововступивших? Каков их культурный уровень? Каковы их занятия?
16. Имеет ли право вступить в секту человек, погрязший в пороке? Слабый в вере?
17 Архив ИРИ РАН. Ф. Р. 12. Оп. 3. Д. 2: Программа работ Рязанской экспедиции 1961 года. З. А. Янкова, июнь 1961г. Подлинник и машинописная копия 21 л. Подготовлено к печати Д. Протасовой.
17. Как используют проповедники сектантства бытовые трудности, семейные неурядицы, личные неудачи человека в своей деятельности?
18. Какова организационная структура секты? Каковы взаимоотношения всех ячеек сектантской организации друг с другом? Кто возглавляет каждую ячейку? Каковы его обязанности и права?
19. Имеет ли секта свой молитвенный дом? Если нет, то где происходят ее собрания? Имеет ли устав? Письменные или печатные изложения своего учения?
20. Не подразделялись ли секты в прошлом и не подразделяются ли они сейчас на течения, толки? Чем такое подразделение вызывалось в прошлом и сейчас? Не было ли фактов объединения секты с другой? Чем такое объединение вызывалось?
21. Как относилась секта к другим сектам в прошлом, как относится сейчас? Каковы ее взаимоотношения с православной Церковью в прошлом и сейчас? Как относились проповедники секты в прошлом и как относятся сейчас к православному духовенству?
22. Существовали ли в прошлом и существуют ли сейчас связи между сектантами различных местностей? Не носят ли эти связи организованного характера?
2. Вероучение и обряды
1. Как представляют сектанты Бога? Считают ли они, что Бог является творцом Вселенной, по образу и подобию которого создан человек, или считают, что «Бог есть любовь»? Как толкуется ими последнее изречение?
2. Признают ли сектанты троичность Бога? Чем их представления о Троице отличаются от представлений Церкви?
3. На чем зиждется у сектантов вера в Бога? На искупительной жертве? На том, что Бог открыл людям истину, дал учение? На жертве отказа во имя людей «от прелестей неба»? На том, что Бог является создателем морали? Нравственным идеалом?
4. Что, по мнению самих сектантов, дает им вера в Бога?
5. Признают ли сектанты Библию и Евангелие «богодухновенными»? В какой мере они знакомы с той и другой книгой? Какую из этих книг они читают чаще? Чем это объясняется? Какие главы Библии и Евангелия они читают преимущественно и знают лучше? Почему? Кто из сектантов знает Библию лучше? Женщины или мужчины? Старики или молодежь? Почему?
6. Допускается ли сектантами свобода толкования Библии? Чем это вызвано? Чем отличается их толкование от толкования Церкви? Какие книги и главы Библии считаются сектантами наиболее актуальными в наши дни? Почему? Как они толкуются?
7. Какие молитвы, псалмы, стихи, нравоучения имеют наибольшее распространение? Почему?
8. В чем суть учения сектантов о «страшном суде»? Чем оно отличается от учения Церкви? Каким образом сектанты надеются избежать этого суда? Признают ли сектанты в качестве спасительной меры пост?
9. Каково представление сектантов о «последнем времени»? В чем его суть? Когда, по их представлениям, наступит «последнее время»? какие свидетельства его наступления существуют? Каким образом сектанты надеются «спастись»?
10. В чем суть учения сектантов об «антихристе»? Как они представляют антихриста? В образе отдельной личности, духа или как особое направление общественной жизни? Когда, по их представлениям, появится или появился антихрист «в миру»? Какие свидетельства его появления они называют? Чем их представления об антихристе отличаются от представлений Церкви?
12. Каковы представления сектантов о «святых угодниках»? Пророках? Святых? Верят ли они в их святость? Признают ли их способность творить чудеса? Почитают ли они православных святых? Всех или только некоторых? Каких? В чем, по мнению сектантов, проявилась их святость?
13. Как относятся сектанты к труду? Во имя чего они совершают труд? Чем, по мнению сектантов, достигается успех в труде? Как относятся сектанты к приобретению профессиональных навыков в труде?
14. Какой смысл вкладывают сектанты в понятие «Родина»? Противопоставляют ли они «земной Родине» — «Родину небесную»? Как относятся сектанты к необходимости защиты Родины (земной и небесной)? Как, в связи с этим, они относятся к воинской службе?
15. Какой смысл вкладывают сектанты в понятие «любовь»? В чем суть их утверждения «Бог есть любовь»? В чем суть их учения о любви к Богу? Как понимается сектантами «всепрощающая любовь»? Как сочетается у сектантов любовь к Богу с любовью к женщине, родителям, детям, родственникам? В чем суть их учения о «братстве» и «братолюбии»? Возможно ли проявление любви сектантами к инакомыслящим? Членам других сект? Православным? Неверующим?
16. Какие черты характера считаются необходимыми для сектанта? Какая черта характера считается для них главной? Является ли одной из основных черт сектанта терпение? Можно ли, по мнению сектантов, усовершенствовать характер? Как? Каковы представления сектантов о возможностях человека, его физических и духовных силах? Как оценивают сектанты свои недостатки и пороки? Какой порок, с точки зрения сектанта, является самым страшным? Каковы понятия сектантов о чести и бесчестии?
17. Каков у сектантов идеал настоящей жизни? Каков у сектантов идеал будущей жизни? Какими мерами сектанты надеются достичь осуществления идеала?
18. Каково отношение сектантов к Церкви, к старой и современной? Признают ли они, или опровергают утверждение православия, что «Церковь — единственный храм Божий на земле»? Что противопоставляют они Церкви? За что и как критикуют сектанты Церковь? Чем, по мнению сектантов, молитвенный дом лучше Церкви?
19. Как относятся сектанты к православному священству, старому и современному? Признают ли они «истинность» рукоположенного священства? Его традиционную преемственность от «первосвященников»? Признают ли таинство «священства»? Что противопоставляют они священству Церкви? Чем, по мнению сектантов, руководитель сектантской общины отличается от священника православной Церкви?
20. Отрицают ли сектанты таинства? Какие? Почему? Что они противопоставляют им?
21. Каково отношение сектантов к богослужению в Церкви? Чем это богослужение не устраивает сектантство? Что противопоставляется церковному богослужению? Каков порядок богослужения, молитв, пения в молитвенных домах сектантов?
22. Каково отношение сектантов к православным иконам (старым и новым), мощам святых угодников, кресту? Что им противопоставляется?
23. Совершают ли сектанты крестное знамение, бьют ли поклоны? Если нет, то почему?
24. Не устраивали ли сектанты раньше и не устраивают ли теперь радений? В чем эти радения проявляются? Кто из сектантов (мужчины, женщины, старики, молодежь) принимают участие в радении?
25. Не было ли ранее и нет ли сейчас проявлений религиозного фанатизма и изуверства (единичного, коллективного)? Не возникает ли среди сектантов попыток к практическому осуществлению различных евангельских учений?
26. Каково отношение сектантов к властям (дореволюционным и советским)? Каково их отношение к администрации? К суду? Милиции?
27. Каково отношение к светской школе? Образованию? Чем более всего недовольны сектанты в постановке образования в стране? Как поставлено духовное образование членов секты?
28. Как относятся сектанты к современной науке? Научным занятиям? Считают ли они науку полезным и необходимым занятием или вредным «греховным»? Как они относятся к научным объяснениям происхождения жизни? Как реагируют они на атеистическую пропаганду?
29. Какие меры принимаются сектантами для распространения своего учения? В чем заключаются особенности сектантской пропаганды? Среди кого она ведется в первую очередь? Не перекрещивают ли они в свои секты больных, потерявших сознание, умирающих, попавших в беду? Не заметно ли перехода из православия в сектантство людей преклонных лет перед смертью?
«Программа к исследованию религиозного сознания ИПХ»
А. И. Демьянова18
1. ФИО.
2. Место жительства.
3. Пол.
4. Возраст.
5. Образование.
6. Социальное происхождение.
7. Специальность и место работы.
18 ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 74. Д. 4: А. И. Демьянов. Современное истинно-православное христианство. Машинопись кандидатской диссертации. 1973 г. 197 л. Л. 166.
8. Семейное положение.
9. Личное хозяйство.
10. Есть ли радио, телевидение и т. п.
11. Средства к существованию.
12. Выписываете ли газеты или журналы?
13. Чем занимаетесь в свободное время?
14. Какие праздники отмечаете?
15. Какие жизненные обстоятельства привели Вас к вере в Бога и в каком возрасте?
16. Ваши нужды и запросы. Чем Вы недовольны в жизни?
17. Кто из атеистов посещает Вас и как часто?
18. Представление о мире, его происхождении, причинах войн, болезней, неурожаев и т. п.?
19. Кто убедил Вас в существовании Бога и каким Вы его видите?
20. На чем держится Ваша вера в Бога (любви или страхе) и что она дает Вам?
21. Читаете ли Вы Библию и как относитесь к ее создателям?
22. Ваша вера в загробную жизнь и представления о ней.
23. Верите ли Вы в чудеса, домовых, леших и т. п.?
24. Представления о счастье, цели и смысле жизни.
25. Какими желаете видеть своих детей в будущем и что необходимо для достижения этой цели?
26. Отношение к основным библейским заповедям. Какой грех считаете наибольшим?
27. Знакомство с моральным кодексом коммуниста и отношение к нему.
28. Верите ли Вы во второе пришествие Христа и конец света? Как и когда это должно произойти?
29. Отношение к правам и обязанностям в соответствии с законодательством (выборы, перепись, служба в армии).
30. Отношение к трудовой деятельности.
31. Взаимоотношения с современной РПЦ.
32. Отношение к современным достижениям науки и техники (радио, телевидение, полет на Луну и т. п.).
Ключевые слова: А. И. Клибанов, А. И. Демьянов, история религиоведения в СССР, конкретно-социологические экспедиции.
Список литературы
Адрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966.
Бонч-Бруевич В. Д. Программа для собирания сведений по исследованию и изучению
русского сектантства и раскола. СПб., 1908. Демьянов А. И. Истинно-православное христианство: критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.
К обществу, свободному от религии: Процесс секуляризации в условиях соц. общества: Сборник статей / П. К. Курочкин, ред. М., 1970.
Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.
НА ИРИ РАН. Ф. Р. 12. Оп. 1. Д. 1: Тамбовская экспедиция июнь-июль 1959 г. Материалы по подготовке экспедиции. 52 л.
НА ИРИ РАН. Ф. Р. 12. Оп. 3. Д. 2: Программа работ Рязанской экспедиции 1961 года. З. А. Янкова, июнь 1961г. подлинник и машинописная копия 21 л. Подготовлено к печати Д. Протасовой.
ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 39. Д. 1: Документы о работе Клибанова в 1940-е гг.
ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 55. Д. 1: Конкретно-социологические исследования. Сосновский район Тамбовской области (Изучение духовного мира верующих). 1965 г.
ОР РГБ. Ф. 648. Оп. 74. Д. 4: А. И. Демьянов Современное истинно-православное христианство. Машинопись кандидатской диссертации. 1973 г. 197 л.
Пругавин А. С. Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве // Русская мысль. 1881. №3.
Современное сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г. // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9.
Хун У Рождение этнографии из духа атеизма? Исследования «современного сектантства» в контексте антирелигиозных компаний Н. С. Хрущева // Этнографическое обозрение. 2018. №2. С. 110-112.
Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Н. М. Маторин и его программа изучения народной религиозности // Религиоведение. 2012. №4. С. 191-202.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2018. Vol. 78. P. 135-145
Vorontsova Elena, Candidate of Sciences in Philosophy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities.
6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation lendail@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-1292-4580
Programmes of Concrete-Sociological Studies of Religiosity of Population by A. I. Klibanov and A. I. Demyanov
The Publication and Notes by E. Vorontsova
Abstract: This article makes public an important source for the history of sociology and psychology of religion in the USSR, namely two fieldwork questionnaires that were employed by the Soviet and Russian historian, religion scholar, source critic A. I. Klibanov (1910-1994) together with his research group in expeditions of 1959-1961, as well as by his student — sociologist and religion scholar—A. I. Demyanov (born 1942) during his fieldwork of 1966-1972. These documents were revealed in archives of A. I. Klibanov. The publication of the sources is preceded by a biographical sketch and a commentary on the content of the questionnaires.
Keywords: A. I. Klibanov, A. I. Demyanov, history of religious studies in USSR, concrete-sociological expeditions.
References
Adrianov N. P., Lopatkin R. A., Pavlyuk V. V. (1966) Osobennosti sovremennogo religioznogo soznaniya [Features of modern religious consciousness]. Moscow (in Russian).
Dem'yanov A. I. (1977) Istinno-pravoslavnoe hristianstvo: kritika ideologii i deyatel'nosti [True Orthodox Christianity: Criticism of ideology and activity]. Voronezh (in Russian).
Hun U. (2018) "Rozhdenie etnografii iz duha ateizma? Issledovaniya «sovremennogo sektantstva» v kontekste antireligioznyh kompanij N. S. Hrushcheva" ["The birth of ethnography from the spirit of atheism? Studies of "modern sectarianism" in the context of anti-religious N. Khrushchev's companies"]. Etnograficheskoe obozrenie, 2018, vol. 2, pp. 110—112 (in Russian).
Kurochkin P. K. (ed.) (1970) K obshchestvu, svobodnomu ot religii: Process sekulyarizacii v usloviyah soc. obshchestva: Sbornik statej [To a society that is free from religion: The process of secularization in condition of socialistic society: collected articles]. Moscow (in Russian).
Klibanov A. I. (1973) Religioznoe sektantstvo vproshlom i nastoyashchem [Religious sectarianism in the past and present]. Moscow (in Russian).
Shahnovich M. M., Chumakova T. V. (2012) "N. M. Matorin i ego programma izucheniya narodnoj religioznosti" ["N. M. Matorin and his program to study popular religiosity"]. Religiovedenie, 2012, vol. 4, pp. 191—202 (in Russian).
(1961) "Sovremennoe sektantstvo i ego preodolenie. Po materialam ekspedicii v Tambovskuyu oblast' v 1959 g." ["Modern sectarianism and its overcoming. Based on the materials of the expedition to the Tambov Region in 1959"]. Voprosy istorii religii i ateizma, Moscow, 1961, vol. 9 (in Russian).