I ГЕМАТОЛОГИЯ ИТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2024; TOM69; №2 |
стажировки на рабочем месте, целью которых является обучение для повышения КЖП. Все программы размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования далее — Портал НМО). Всего на Портале НМО Центром размещены и реализуются более 260 программ ДПО. Программы разработаны по основным специальностям: гематология, трансфузиология, патологическая анатомия, анестезиология — реаниматология, клиническая лабораторная диагностика, лабораторная генетика и реализуются в т. ч. для смежных специальностей. Стажировка на рабочем месте позволяет дублировать действия врачей-специалистов; выполнение самостоятельных исследований, ведение пациентов, ознакомление и возможность заполнения медицинской документации, предоставляемой с планом индивидуального обучения. Наиболее востребованными были программы ДПО по трансплантационным технологиям, морфологической (гистологические исследования, цитологические
исследования), цитогенетической, иммунофенотипической диагностикам, трансфузиологии. Динамика количества обучающихся представлена в таблице. Снижение количества обучающихся в 2020 году было связано с пандемией.
Заключение. С каждым годом в Центре все больше обучаются специалисты здравоохранения субъектов РФ. Практико-ориентированное обучение, на сегодняшний день, является перспективным направлением в обучении специалистов регионального здравоохранения, который позволяет повышать качество подготовки специалистов с целью оказания ими КЖП
Таблица. Динамика обучения по программам ДПО в виде стажировки на рабочем месте
Годы 2019 2020 2021 2022 2023
Количество обучающихся 20 6 27 30 63
Джулакян У. Л.1, Левченко О. К.1, Хоменя Е. А.2/Менделеева Л. П.1, Гапонова Т. В.1, Паровичникова Е. Н.1
ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ«
1ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, 2Первичная специализированная аккредитация как показатель выполнения федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
Введение. С целью реализации стратегических задач Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 определен Национальный проект «Здравоохранение», одной из задач которой является ликвидация кадрового дефицита, реализация которой предусмотрена федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (далее ФП). Одним из индикаторов ФП является доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации нарастающим итогом. Первичная специализированная аккредитация (ПСА) является новым способом допуска к медицинской деятельности и проводится с целью определения уровня подготовки специалиста для оказания качественной медицинской помощи. ПСА проводится в отношении выпускников программ ординатуры и дополнительных профессиональных программ (ДПО) — программ профессиональной переподготовки (ПП). На базе ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (далее— Центр) действует методический аккредитационный симуляционный центр (МАСЦ), который является не только частью образовательного комплекса, но и площадкой для проведения ПСА.
Цель работы. Анализ показателей ПСА.
Материалы и методы. Материалом для проведения детального анализа послужили документы, представленные в МАСЦ аккредитуемыми, аналитические документы, а также результаты анкетирования.
Результаты и обсуждение. Всего за период 2021—2023 гг. аккредитовано 189 специалистов, из которых 105 по специальности «гематология», 77 — по «трансфузиология», 3 — «нефрологии» и 4 — «па-
тологической анатомии». География аккредитуемых представлена не только субъектами РФ (Краснодарский, Приморский, Пермский края; Тамбовская, Тульская, Пензенская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия), но и странами СНГ. ПСА заключалось в последовательном прохождении этапов, а выполнение 70% задания являлось показателем прохождения этапа. Со второй попытки ПСА прошли 4% аккредитуемых. Основными проблемами потери попытки являлись недостаточная подготовка к тестированию, неполное выполнение практических навыков. Более половины аккредитуемых, прошедшие ПСА со второй попытки обучались по программам ПП в негосударственных организациях. Анкетирование всех аккредитуемых указало отсутствие практической подготовки в период обучения в более 30% случаев, что связано с дистанционным обучением как в период пандемии, так и формальной стороной обучения в негосударственных организациях.
Заключение. Показан успешный опыт реализации ПСА. Центр участвует в создании, экспертизе, актуализации тестовых заданий и ситуационных задач. Планируется расширение практических навыков — выполнение трепанобиопсии. Необходимо усилить государственный контроль качества образования коммерческими организациями, а также законодательное закрепление нормы обучения по программам ПП организациями, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры и ДПО (по специальностям ПП), а также для формирования практических навыков в организациях должны быть созданы условия для симуляционного обучения.
Джулакян У. Л., Бойко Н. В., Менделеева Л. П. Гапонова Т. В., Паровичникова E.H.
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ФОРМЕ СТАЖИРОВКИ
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Стремительное развитие современных диагностических технологий, подходов к лечению, требуют подготовку высококвалифицированных кадров здравоохранения с целью оказания качественной медицинской помощи, обеспечения доступности непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее — НМО), а также непрерывное совершенствование профессиональных компетенций. Стажировка является одной из форм реализации прак-тико-ориентированного обучения и направлена на совершенствование и (или) получение слушателем новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей по занимаемой или более высокой должности, и обеспечивает углубленное изучение проблемных вопросов практического здравоохранения, путем изучения инновационных подходов, современных диагностических
и лечебных технологий. ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (далее — Центр) с 2016 года является непосредственным участником реализации НМО путем работы на Портале НМО.
Цель работы. Анализ реализации практико-ориентированных программ обучения с использованием возможностей Портала НМО.
Материалы и методы. Создание программ дополнительного профессионального образования (ДПО) основывалось на компе-тентностный подход через внедрение практико-ориентированных видов и форм организации обучения (например, стажировка на рабочем месте). При создании программ учитывались необходимость внедрение новых диагностических и лечебных технологий, а также трудовые функции, описанные в профессиональном стандарте «Врач-гематолог». При создании программ не менее 50%
При л о ж ен и е 1
общеобразовательного времени были выделены на стажировку на рабочем месте, которая проводилась в ситуации реальной клинической практики. Обязательным требованием для реализации было размещение программ ДПО на портале НМО. Проанализированы реализация программ в виде стажировки на рабочем месте за 5 лет. Для проведения анализа использованы сведения, размещенные в личном кабинете Центра на Портале НМО.
Результаты и обсуждение. В Центре с 2016 года реализуются более 260 программ ДПО, более половины которых реализуются частично или полностью в виде стажировки на рабочем месте. Определение цели стажировки было сучетом запроса обучающегося как физического лица, так и медицинской. Отмечен высокий спрос на обучение по программам ДПО в виде стажировки на рабочем месте. Если в 2019 году количество обучающихся по 7 программам было 20 человек, то к 2023 году число обучающихся возросло до 63 человек по 17 программам ДПО (представлено в таблице). Наибольшим спросом пользуются программы ДПО: «Гематология»; «Актуальные
вопросы интенсивной терапии угрожающих состояний в гематологии»; «Актуальные вопросы трансплантации гемопоэтических стволовых клеток»; «Актуальные вопросы иммуногистохимических исследований в гематопатологии»; «Актуальные вопросы иммунофе-нотипирования в гематологии».
Заключение. Показан успешный опыт реализации обучения по программам ДПО в форме стажировки на рабочем месте. Такая форма обучения является основой качественной подготовки квалифицированных кадров с целью оказания качественной медицинской помощи. Портал НМО как официальный источник позволяет получить различные аналитические материалы.
Таблица. Динамика обучения по программам ДПО практико-ориенти-рованного направления
Годы 2019 2020 2021 2022 2023
Количество обучающихся 20 6 27 30 63
Программы стажировки 7 5 12 12 17
Джулакян У. Л., Бойко Н. В., Коробкова А. А., Левченко О. К., Менделеева Л. П., Паровичникова Е. Н.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ С ЦЕЛЬЮ ОКАЗАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ФГБУ«НМИЦгематологии» Минздрава России
Введение. Приоритетным направлением современной политики государства в сфере здравоохранения является обеспечение граждан доступной, безопасной и качественной медицинской помощью. Система стандартизации — действенный механизм, направленный на совершенствование управления здравоохранением. Частью системы оказания качественной медицинской помощью является квалифицированный специалист здравоохранения, в подготовке которого система стандартизации должна играть непосредственную роль. Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются: медицинские услуги; производство, условия реализации, качества, безопасности лекарственных средств и медицинской техники; требования к медицинскому персоналу; нормативная, учетная и отчетная документация. Процесс стандартизации напрямую затрагивает подготовку медицинский персонал, поэтому к медицинскому образованию должны предъявляться также единые принципы стандартизации. Стандартизация медицинского образования должна быть осуществлена с помощью выработки единых подходов, единых программ обучения.
Цель работы. Проведение анализа образовательных программ всех уровней высшего и дополнительного профессионального образо -вания с целью определения проблемных разделов обучения по оказанию медицинской помощи при заболеваниях системы крови.
Материалы и методы. Проведен анализ 289 образовательных программ вузов по дисциплинам гематология, онкология с 2020 по 2023 г. Материалом для исследования служили предоставленные, а также размещенные в открытом доступе в сети «Интернет» рабочие программы (РП) дисциплин и образовательные программы.
Проводилась сравнение объема трудоемкости, полнота разделов преподавания дисциплины гематология на всех уровнях образования, а также преподавания раздела по опухолевым заболеваниям системы крови по специальности «Онкология». Анализ программ проводился на соответствие профессиональным стандартам и порядкам оказания медицинской помощи.
Результаты и обсуждение. Анализ часов, отведенных дисциплине «гематология» по специалитету позволил подготовить раздел в РП по специальностям «лечебное дело» и «общая врачебная практика» в методических рекомендациях, подготовленных совместно со ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России. Анализ учебных планов по специальности «Онкология» позволил определить необходимость дополнения и увеличения объема часов по гемобластозам, что должно соответствовать нормам профессионального стандарта и порядка оказания медицинской помощи, в части заболеваний по кодам МКБ-10 С81-С96. Анализ РП по специальности «Гематология» показал разнообразность учебного плана и отсутствия единого подхода к определению разделов преподаваемых дисциплин.
Заключение. Анализ образовательных программ показал о необходимости создания единых примерных образовательных программ, что подразумевает стандартизацию медицинского образования, с целью их внедрения в организации, реализующие образование на всех уровнях высшего и дополнительного образования, которые будут содержать единые обязательные условия реализации программ подготовки что является необходимымусловием качественной подготовки специалистов для системы здравоохранения.
Долгополов И. С.1, Рыков М. Ю.2
ВЛИЯНИЕ МАРШРУТИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОВ НА ДИАГНОСТИКУ ОСТРЫХ ЛЕЙКОЗОВ У ДЕТЕЙ
1ГБУЗ Тверской области «Областная детская клиническая бол
Введение. Острый лейкоз (ОЛ) наиболее частая злокачественная
патология у детей с частотой развития около 55—62 на 1 млн насе-
ления до 18 лет. Ранняя диагностика ОЛ у детей затруднена ввиду
не специфичности первичных симптомов, которые часто скрываются
под «масками» других заболеваний. Особенно эта проблема актуаль-
на для городов с населением до 100 тыс. человек, где случай ОЛ у детей диагностируется 1 раз в 2—5 лет и отсутствует онкологическая настороженность среди врачей поликлинического звена.
Цель работы. Оценить отсрочку постановки диагноза в зависимости от региона проживания в Твери и Тверской области и егоуда-ленности от Детской областной клинической больницы (ДОКБ).
Материалы и методы. В анализ включено 35 пациентов, госпитализированных в отделение онкогематологии ДОКБ Тверской области
ьница», Российский государственный социальный университет
за период с 2018 по 2023 г. с диагнозами: ОЛЛ, С91.0 — 30 (86%) пациентов, ОМЛ, С92 - 3 (9%), и ЛНКТ, С95.0 - 2 (5%). Средний возраст пациентов составил 61 мес. (5,1 год). Тромбоцитопения и анемия на момент диагноза обнаруживалисьу 76 и 78% соответственно. Лейкоцитоз >20х109/л наблюдался у 58%, лейкопения <3,5х109/лу 15% пациентов. При этому 100% пациентов, даже с нормальнымуровнем лейкоцитов в крови, в периферической крови определялись бласты от 2 до 95%. В г. Тверь (группа 1) и Тверской области (группа 2) выявлено 16 (46%) и 19 (54%) больных соответственно. Средний возраст пациентов в группе 1 — 28,6 месяца, а в группе 2 — 72,3 месяца (^=0,1).
Результаты и обсуждение. В группах 1 и 2 ОЛЛ диагностирован
в 14 (88%) и 16 (84%), ОМЛу 1 (6%) и 2 (11%) и ЛНКТу 1 (6%) и 1 (5%) случае, ^=0,6, 0,7 и 0,95 соответственно. Отсрочка диагноза в общей