I ГЕМАТОЛОГИЯ ИТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2024; TOM69; №2 |
стажировки на рабочем месте, целью которых является обучение для повышения КЖП. Все программы размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования далее — Портал НМО). Всего на Портале НМО Центром размещены и реализуются более 260 программ ДПО. Программы разработаны по основным специальностям: гематология, трансфузиология, патологическая анатомия, анестезиология — реаниматология, клиническая лабораторная диагностика, лабораторная генетика и реализуются в т. ч. для смежных специальностей. Стажировка на рабочем месте позволяет дублировать действия врачей-специалистов; выполнение самостоятельных исследований, ведение пациентов, ознакомление и возможность заполнения медицинской документации, предоставляемой с планом индивидуального обучения. Наиболее востребованными были программы ДПО по трансплантационным технологиям, морфологической (гистологические исследования, цитологические
исследования), цитогенетической, иммунофенотипической диагностикам, трансфузиологии. Динамика количества обучающихся представлена в таблице. Снижение количества обучающихся в 2020 году было связано с пандемией.
Заключение. С каждым годом в Центре все больше обучаются специалисты здравоохранения субъектов РФ. Практико-ориентированное обучение, на сегодняшний день, является перспективным направлением в обучении специалистов регионального здравоохранения, который позволяет повышать качество подготовки специалистов с целью оказания ими КЖП
Таблица. Динамика обучения по программам ДПО в виде стажировки на рабочем месте
Годы 2019 2020 2021 2022 2023
Количество обучающихся 20 6 27 30 63
Джулакян У. Л.1, Левченко О. К.1, Хоменя Е. А.2/Менделеева Л. П.1, Гапонова Т. В.1, Паровичникова Е. Н.1
ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ«
1ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России, 2Первичная специализированная аккредитация как показатель выполнения федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
Введение. С целью реализации стратегических задач Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 определен Национальный проект «Здравоохранение», одной из задач которой является ликвидация кадрового дефицита, реализация которой предусмотрена федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (далее ФП). Одним из индикаторов ФП является доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации нарастающим итогом. Первичная специализированная аккредитация (ПСА) является новым способом допуска к медицинской деятельности и проводится с целью определения уровня подготовки специалиста для оказания качественной медицинской помощи. ПСА проводится в отношении выпускников программ ординатуры и дополнительных профессиональных программ (ДПО) — программ профессиональной переподготовки (ПП). На базе ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (далее— Центр) действует методический аккредитационный симуляционный центр (МАСЦ), который является не только частью образовательного комплекса, но и площадкой для проведения ПСА.
Цель работы. Анализ показателей ПСА.
Материалы и методы. Материалом для проведения детального анализа послужили документы, представленные в МАСЦ аккредитуемыми, аналитические документы, а также результаты анкетирования.
Результаты и обсуждение. Всего за период 2021—2023 гг. аккредитовано 189 специалистов, из которых 105 по специальности «гематология», 77 — по «трансфузиология», 3 — «нефрологии» и 4 — «па-
тологической анатомии». География аккредитуемых представлена не только субъектами РФ (Краснодарский, Приморский, Пермский края; Тамбовская, Тульская, Пензенская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия), но и странами СНГ. ПСА заключалось в последовательном прохождении этапов, а выполнение 70% задания являлось показателем прохождения этапа. Со второй попытки ПСА прошли 4% аккредитуемых. Основными проблемами потери попытки являлись недостаточная подготовка к тестированию, неполное выполнение практических навыков. Более половины аккредитуемых, прошедшие ПСА со второй попытки обучались по программам ПП в негосударственных организациях. Анкетирование всех аккредитуемых указало отсутствие практической подготовки в период обучения в более 30% случаев, что связано с дистанционным обучением как в период пандемии, так и формальной стороной обучения в негосударственных организациях.
Заключение. Показан успешный опыт реализации ПСА. Центр участвует в создании, экспертизе, актуализации тестовых заданий и ситуационных задач. Планируется расширение практических навыков — выполнение трепанобиопсии. Необходимо усилить государственный контроль качества образования коммерческими организациями, а также законодательное закрепление нормы обучения по программам ПП организациями, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры и ДПО (по специальностям ПП), а также для формирования практических навыков в организациях должны быть созданы условия для симуляционного обучения.
Джулакян У. Л., Бойко Н. В., Менделеева Л. П. Гапонова Т. В., Паровичникова E.H.
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ФОРМЕ СТАЖИРОВКИ
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Стремительное развитие современных диагностических технологий, подходов к лечению, требуют подготовку высококвалифицированных кадров здравоохранения с целью оказания качественной медицинской помощи, обеспечения доступности непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее — НМО), а также непрерывное совершенствование профессиональных компетенций. Стажировка является одной из форм реализации прак-тико-ориентированного обучения и направлена на совершенствование и (или) получение слушателем новой компетенции, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей по занимаемой или более высокой должности, и обеспечивает углубленное изучение проблемных вопросов практического здравоохранения, путем изучения инновационных подходов, современных диагностических
и лечебных технологий. ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России (далее — Центр) с 2016 года является непосредственным участником реализации НМО путем работы на Портале НМО.
Цель работы. Анализ реализации практико-ориентированных программ обучения с использованием возможностей Портала НМО.
Материалы и методы. Создание программ дополнительного профессионального образования (ДПО) основывалось на компе-тентностный подход через внедрение практико-ориентированных видов и форм организации обучения (например, стажировка на рабочем месте). При создании программ учитывались необходимость внедрение новых диагностических и лечебных технологий, а также трудовые функции, описанные в профессиональном стандарте «Врач-гематолог». При создании программ не менее 50%