Научная статья на тему 'Программно-целевой принцип финансирования государственных программ'

Программно-целевой принцип финансирования государственных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ / РАСХОДОВАНИЕ / СОГЛАСОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильдзихов Заурбек Таймуразович

В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании, согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET-ORIENTED PRINCIPLE OF STATE PROGRAMS FINANCING

The Budget Code of the Russian Federation was amended, and these changes provided a legislative basis for the formation and execution of budgets at all levels on the basis of state and municipal programs. The author discusses a number of problems, arising in formation and coordination of the state programs projects in the federal bodies of executive power.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой принцип финансирования государственных программ»

УДК 338

З.т. Мильдзихов ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРИНЦИП

ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании, согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти.

Ключевые слова: бюджетные средства, государственная программа, проект, реализация, расходование, согласование, эффективность.

Zaurbek Mildzihov TARGET-ORIENTED PRINCIPLE OF STATE

PROGRAMS FINANCING

Annotation. The Budget Code of the Russian Federation was amended, and these changes provided a legislative basis for the formation and execution of budgets at all levels on the basis of state and municipal programs. The author discusses a number of problems, arising in formation and coordination of the state programs projects in the federal bodies of executive power. Keywords: budget, government program, project implementation, expenditure, coordination, efficiency.

Вопросы формирования и расходования бюджетных средств являются, безусловно, сложными в силу определенных закономерностей, достижений и негативных тенденций, которые складываются в течение длительного периода времени. Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти является переход на программно-целевой принцип организации их деятельности. Программно-целевой принцип формирования и расходования бюджетных средств усиливает понимание природы государственного бюджета как особой формы перераспределительных отношений, связанных с обособлением части стоимости общественного продукта и ее использованием на удовлетворение бюджетных потребностей на разных уровнях единой бюджетной системы [2; 3].

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и индикаторов «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете [1]. На федеральном уровне впервые утверждены практически все государственные программы Российской Федерации.

Возникают проблемы при формировании, а также при согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 588 от 2 августа 2010 г. В качестве примера, при формировании проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Программа, ГП) Минпромтор-гом как главным куратором были допущены следующие нарушения. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете. Суммарные объемы финансирования проекта Программы

© Мильдзихов З.Т., 2014

Раздел IV. Финансовый менеджмент

соответствуют объемам, предусмотренным Федеральным законом № 349-Ф3 от 02 декабря 2013 г. «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Закон) на реализацию Программы. При этом в таблице 4 к проекту Программы распределение ресурсного обеспечения государственной программы за счет средств федерального бюджета не соответствует ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2014-2016 гг., утвержденной Законом, в связи с тем, что в проекте Программы представлены новые подпрограммы, разработанные в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации. Указанные подпрограммы предусматривают перераспределение финансирования с мероприятий, учтенных в Законе в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». Данное перераспределение может быть поддержано при условии, что в рамках формирования проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от Минпромторга России будут представлены соответствующие предложения об изменении кодов бюджетной классификации.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева № ДМ-П13-1681 от 13 марта 2014 г. федеральным органам исполнительной власти при доработке государственных программ необходимо руководствоваться предельными объемами расходов федерального бюджета на их реализацию на период до 2020 г. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию проекта программы на 2017-2020 гг. соответствуют предельным объемам. При этом, необходимо отметить, что проектом Программы, помимо перераспределения средств на новые подпрограммы, предусмотрено иное несоответствие ресурсного обеспечения Программы в части действующих подпрограмм распределению, предусмотренному Законом. В частности, в 2014 г. предусмотрено перераспределение средств на реализацию нового мероприятия «Создание информационно-аналитического центра Минпромторга России в целях поддержки национальных производителей в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, иных международных организациях, расширения направлений Евразийской интеграции, оперативного реагирования на риски, возникающие у отечественных организаций различных отраслей промышленности при осуществлении внешнеторговой деятельности» (далее - Центр) [4]. Также в проекте Программы предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом на предоставление субсидий российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и стан-коинструментальной промышленности и предприятий спецметаллургии, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития экономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2011 гг. на техническое перевооружение, в 2016 г. в объеме 2 669,7 млн руб., на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Данное перераспределение также не связано с включением в проект Программы новых подпрограмм, а предусмотрено в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». Учитывая, что такое перераспределение не соответствует Закону, то в случае необходимости Минпромторгом России могут быть представлены предложения об изменении объемов финансирования вышеуказанных мер поддержки в рамках формирования проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с соответствующими обоснованиями бюджетных ассигнований.

Также Подпрограммой 7 «Станкоинструментальная промышленность» проекта Программы предусмотрено завершение в 2013 г. подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения

и инструментальной промышленности» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» и начало реализации новых мероприятий в рамках указанной подпрограммы, в том числе субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции и предоставление субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростехнологии» на цели реализации головной организацией холдинговой компании Корпорации в области станкостроения и инструментального производства проектов по созданию серийных производств. С учетом сохранения объемов финансирования подпрограммы в 2014-2016 гг. такое перераспределение может быть поддержано только при представлении согласования Минэкономразвития России по завершению осуществления расходов инвестиционного характера.

Что касается показателей (индикаторов) Программы, существует необходимость утверждения методик сбора, обработки и интерпретации данных форм сбора и указания по их заполнению в разрезе базовых показателей, предусмотренные п. 25.7 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 690 от 23 декабря 2013 г. (далее - Методические указания), в связи с чем существует риск недостоверного отражения сведений о реализации государственной программы. Необходимо также отразить в Программе обоснования и расчеты финансового результата предлагаемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации в случае их использования.

Также указанная информация относится к следующим мерам государственной поддержки:

- инструментам, поименованным в утвержденных Правительством Российской Федерации «дорожных картах» в сфере промышленности;

- плану мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, утвержденному поручением Правительства Российской Федерации № АД-П9-2655 от 18 апреля 2013 г.;

- вопросу заключения долгосрочных договоров с пригородными перевозчиками на транспортное обслуживание населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Московского транспортного узла, формируемого в настоящее время Правительством Москвы совместно с Правительством Московской области и ОАО «РЖД».

Для решения части проблем, возникающих при реализации Программы, считается целесообразным рассмотреть возможность увеличения значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы, а также объемов средств, привлекаемых из внебюджетных источников, за счет мероприятий по повышению эффективности реализации государственной программы, в том числе оценки результатов реализации мероприятий непрямой государственной поддержки, утверждения методик расчета значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы и иных мероприятий, при сохранении утвержденного объема ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Библиографический список

1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / М.П. Афанасьев. - М., 2009.

2. Лакути Б.Г. Программно-целевой принцип формирования и расходования бюджетных средств // Отраслевая экономика. - 2012. - № 8.

3. Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика / С.Н. Макарова. - Красноярск, 2012.

4. Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы // Бюджетная политика. - 2012. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.