Научная статья на тему 'Федеральный бюджет как механизм реализации государственных и муниципальных программ'

Федеральный бюджет как механизм реализации государственных и муниципальных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильдзихов Заурбек Таймуразович

В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании и согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти. Автор вносит конкретные предложения для решения проблем, возникающих при реализации государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEDERAL BUDGET AS A MECHANISM FOR IMPLEMENTING STATE AND MUNICIPAL PROGRAMS

The Budget Code of the Russian Federation amended, providing a legislative basis for the formation and execution of the budgets of all levels on the basis of state and municipal programs. Author discusses a number of problems in the formation, negotiation of state programs in the federal bodies of executive power. The author makes concrete proposals for solving the problems encountered in the implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «Федеральный бюджет как механизм реализации государственных и муниципальных программ»

УДК 338

З.т. Мильдзихов ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ КАК МЕХАНИЗМ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ. Автором рассматривается ряд проблем, возникающих при формировании и согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти. Автор вносит конкретные предложения для решения проблем, возникающих при реализации государственных программ.

Ключевые слова: бюджет, государственная программа, проект, реализация, эффективность, бюджетные ассигнования, перераспределение.

Zaurbek Midzihov THE FEDERAL BUDGET AS A MECHANISM FOR

IMPLEMENTING STATE AND MUNICIPAL PROGRAMS

Annotation. The Budget Code of the Russian Federation amended, providing a legislative basis for the formation and execution of the budgets of all levels on the basis of state and municipal programs. Author discusses a number of problems in the formation, negotiation of state programs in the federal bodies of executive power. The author makes concrete proposals for solving the problems encountered in the implementation of government programs. Keywords: budget, government program, project, implementation, efficiency, budget allocation, redistribution.

На федеральном уровне впервые утверждены практически все государственные программы Российской Федерации. В соответствии с этим возникают проблемы при формировании, а также при согласовании проектов государственных программ в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 588 от 2 августа 2010 г. [2]. При формировании проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Программа) Минпромторгом, как главным куратором, были допущены следующие нарушения. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете. Суммарные объемы финансирования проекта Программы соответствуют объемам, предусмотренным Федеральным законом № 349-Ф3 от 02 декабря 2013 г. «О федеральном бюджете на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 гг.» (далее - Закон), на реализацию Программы. При этом в таблице 4 к проекту Программы распределение ресурсного обеспечения государственной программы за счет средств федерального бюджета не соответствует ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2014-2016 гг., утвержденной Законом, в связи с тем, что в проекте Программы представлены новые подпрограммы, разработанные в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации.

Указанные подпрограммы предусматривают перераспределение финансирования с мероприятий, учтенных в Законе, в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». Данное перераспределение может быть поддержано при условии, что в рамках формирования проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О феде-

© Мильдзихов З.Т., 2014

Вестник Университета № 11, 2014

ральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» от Минпромторга России будут представлены соответствующие предложения об изменении кодов бюджетной классификации [1].

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева № ДМ-П13-1681 от 13 марта 2014 г. федеральным органам исполнительной власти при доработке государственных программ необходимо руководствоваться предельными объемами расходов федерального бюджета на их реализацию на период до 2020 г. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию проекта программы на 2017-2020 гг. соответствуют предельным объемам. При этом необходимо отметить, что проектом Программы помимо перераспределения средств на новые подпрограммы предусмотрено несоответствие ресурсного обеспечения Программы в части действующих подпрограмм распределения предусмотренному Законом [3].

В частности, в 2014 г. предусмотрено перераспределение средств на реализацию нового мероприятия «Создание информационно-аналитического центра Минпромторга России в целях поддержки национальных производителей в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, иных международных организациях, расширения направлений Евразийской интеграции, оперативного реагирования на риски, возникающие у отечественных организаций различных отраслей промышленности при осуществлении внешнеторговой деятельности» (далее -Центр). Также в проекте Программы предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом на предоставление субсидий российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности и предприятий спецметаллургии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития экономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2011 гг. на техническое перевооружение в 2016 г. в объеме 2 669,7 млн руб. на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Данное перераспределение также не связано с включением в проект Программы новых подпрограмм, а предусмотрено в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». Учитывая, что такое перераспределение не соответствует Закону, то в случае необходимости Минпромтором России должны быть представлены предложения об изменении объемов финансирования вышеуказанных мер поддержки в рамках формирования проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» с соответствующими обоснованиями бюджетных ассигнований.

Также Подпрограммой 7 «Станкоинструментальная промышленность» проекта Программы предусмотрено завершение в 2013 г. подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» и начало реализации новых мероприятий в рамках указанной подпрограммы, в том числе субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции и предоставление субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростехнологии» на цели реализации головной организацией холдинговой компании Корпорации в области станкостроения и инструментального производства проектов по созданию серийных производств. С учетом сохранения объемов финансирования подпрограммы в 2014-2016 гг. такое перераспределение может быть поддержано только при представлении согласования Минэкономразвития России по завершению осуществления расходов инвестиционного характера.

Что касается показателей (индикаторов) Программы, существует необходимость утверждения методик сбора, обработки и интерпретации данных форм сбора и указания по их заполнению в разрезе базовых показателей, предусмотренных п. 25.7 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 690 от 23 ноября 2013 г. (далее - Методические указания), в связи с чем существует риск недостоверного отражения сведений о реализации государственной программы. Необходимо также отразить в Программе обоснования и расчеты финансового результата предлагаемых налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации в случае их использования.

Указанная информация относится к следующим мерам государственной поддержки:

- инструментам, поименованным в утвержденных Правительством Российской Федерации «дорожных картах» в сфере промышленности;

- плану мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава (далее - План), утвержденному поручением Правительства Российской Федерации № АД-П9-2655 от 18 апреля 2013 г.;

- заключению долгосрочных договоров с пригородными перевозчиками на транспортное обслуживание населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Московского транспортного узла, формируемого в настоящее время Правительством Москвы совместно с Правительством Московской области и ОАО «РЖД».

Для решения части проблем, возникающих при реализации Программы, считаем целесообразным рассмотреть возможность увеличения значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы, а также объемов средств, привлекаемых из внебюджетных источников за счет мероприятий по повышению эффективности реализации государственной программы, в том числе оценки результатов реализации мероприятий непрямой государственной поддержки, утверждения методик расчета значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы и иных мероприятий, при сохранении утвержденного объема ресурсного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

Библиографический список

1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы / М.П. Афанасьев. - М., 2009.

2. Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика / С.Н. Макарова. - Красноярск, 2012.

3. Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы // Бюджетная политика. - 2012. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.