новаций, модернизацию педагогического образования. Наличие коллегиальных органов управления развивает у андраго-гов потребность участия в деятельности по оказанию образовательных услуг, повышает их сработанность и ведет к выработке единых коллективных ориентаций и потенциальной стабильности трудового коллектива. Широкая специализация, расширение масштаба труда и ротация работы стимулируют у сотрудников потребности в собственном развитии. Интенсивность взаимодействия между структурными подразделениями института, координация работы с помощью взаимных согласований и централизация управления позволяют быстрее превратить коллектив в профессиональные команды.
Децентрализованная система развивает инициативность сотрудников, формирует ориентированность на достижение, самостоятельность, ответственность за результаты труда, способствует развитию профессиональной компетентности. Партисипативное управление одновременно служит и средством, и необходимым условием развития коллектива, эффективной реализацией организационных структур по оказанию образовательных услуг.
Библиографический список
Таким образом, децентрализованная структура управления с широкой специализацией труда, интенсивным взаимодействием ее структурных подразделений, координацией работы с помощью взаимных согласований и коллегиальными органами управления, ориентированными на решение проблем оказания образовательных услуг, в наибольшей степени способствует развитию педагогического коллектива, повышению профессионализма его андрагогов в целом положительно, влияя на систему повышения квалификации и инновационное развитие самого учреждения. Поэтому можно отметить, что коллективам, не нацеленным на качественное предоставление образовательных услуг, более соответствуют линейно-функциональные структуры, а коллективам с развитой инновационной культурой, высоким уровнем профессионализма их членов - проектные и матричные организационные структуры. Именно проектные и матричные организационные структуры способны влиять на образовательные услуги, преобразовывать в конечном итоге само педагогическое образование.
1. Алексашина, И.Ю. О российском опыте профессионального развития педагогов в процессе постдипломного образования // Монологи об учителе. - СПб., 2003.
2. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.
3. Суртаева, Н.Н. Образовательные ориентиры в контексте социокультурного развития России // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. - СПб., 2003.
4. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. - М., 1997.
5. Лукашенко, М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. - М., 2003.
6. Тенденции, формирующие систему образования / trends shaping Education. - 2008. -Education. Center for Educational Research and Innovation (CERL).OECD.
Bibliography
1. Aleksashina, I.Yu. O rossiyjskom opihte professionaljnogo razvitiya pedagogov v processe po-stdiplomnogo obrazovaniya // Monologi ob uchitele. - SPb., 2003.
2. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov [i dr.]; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2004.
3. Surtaeva, N.N. Obrazovateljnihe orientirih v kontekste sociokuljturnogo razvitiya Rossii // Ob-razovanie vzroslihkh v sovremennom razvivayuthemsya obthestve. - SPb., 2003.
4. Oyjkhman, E.G. Reinzhiniring biznesa: reinzhiniring organizaciyj i informacionnihe tekhnologii / E.G. Oyjkhman, Eh.V. Popov. - M., 1997.
5. Lukashenko, M.A. Vihsshee uchebnoe zavedenie na rihnke obrazovateljnihkh uslug: aktualjnihe pro-blemih upravleniya. - M., 2003.
6. Tendencii, formiruyuthie sistemu obrazovaniya / trends shaping Education. - 2008. -Education. Cen-ter for Educational Research and Innovation (CERL).OECD.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 37.0
Solovyova V.K. PROGRAM-AIM APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT EDUCATION AT REGIONAL LEVEL.
The article deals with the problem of building the organizational structure of the quality of education at the regional level. The objective laws to improve the organizational structure of quality management education are highlighted. Program-aim approach is defined as a condition for designing of the effective system of quality control at the regional level. The experience of Tyumen Region of developing a complex-target programs.
Key words: program-aim approach to managing, the quality of education, organizational structure, the complex-target program.
В.К. Соловьева, аспирант Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассматриваются проблемы построения организационной структуры управления качеством образования на региональном уровне. Выделены объективные закономерности совершенствования организационной структуры управления качеством образования. Программно-целевой подход определяется как условие проектирования эффективной системы управления качеством на региональном уровне. Представлен опыт Тюменской области по разработке комплексно-целевых программ.
Ключевые слова: программно-целевой подход в управлении, качество образования, организационная структура, комплексно-целевая программа.
В условиях рыночных отношений программно-целевой подход к управлению образованием становится необходимым условием достижения современного качества образования.
Необходимо отметить, что реализация системного управления качеством на всех уровнях обеспечивает непрерывность процесса, так как на отдельных этапах его осуществляются подпроцессы: определение целевых приоритетов, ресурсного, программного и технологического обеспечения, мониторинга результатов. Совершенствование организационной структуры управления качеством образования на региональном уровне определяется множеством условий и факторов, анализ которых позволяет выявить причины проблемы в новых социокультурных условиях нашего сообщества. К ним относят: кризис прежних систем ценностей и приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионализации и муниципализации образовательных систем; усиление процессов стратификации и в этой связи развитие рынка образовательных услуг: неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; активизация деятельности региональных конфессий и возрождение духовной жизни общества; развитие теории и практики управления на основе достижений менеджмента и маркетинга, появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ИСО; переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения и др.
Кроме того, для совершенствования организационной структуры управления качеством образования необходимо знание объективных закономерностей системного управления качеством образования. Можно выделить следующие объективно существующие закономерности.
1. Единство системы управления качеством образования отражает такие взаимоотношения между элементами организационной структуры управления качеством образования, которые позволяют оценивать целостность и самостоятельность каждого элемента и его зависимости от других элементов.
2. Единство социально-экологической основ системы управления качеством образования определяет характер целостности самой системы. Механизмом поддержания этой целостности качества образования выступает система управления. Одновременно являясь единой и целостной, она обеспечивает: целенаправленность основного процесса на основе социального заказа общества, подчиненность и соподчи-ненность ее ступеней, непрерывность звеньев системы и целостность; механизм управления системой функционирует и развивается на всех уровнях посредством организационнопедагогических финансово-экономических, социально-психологических и других ношений.
3. Сочетание централизации и децентрализации системы управления качеством образования. Эта закономерность учетом развития процессов регионализации и муниципализации образования особенно важно учитывать при формировании федерального стандарта образования. Связь этого стандарта с региональным компонентом обеспечивает целостность и взаимодополнение с учетом потребностей регионального сообщества и самого потребителя (индивида).
4. Соотношение управляющей и управляемой систем в достижении качества образовательного процесса. Эта закономерность проявляет себя, прежде всего, во влиянии содержания управленческой деятельности (правах, полномочиях и ответственности субъектов каждою уровня управления) на качество основного образовательного процесса. Степень готовности каждого уровня определяется способностью реализовывать весь комплекс этих прав, полномочий и ответственности за результаты качества образовательною процесса, характеризующей уровень ею целостности и самостоятельности через выполнение всего состава управленческих функций.
5. Воздействие общих функций управления на качество конечного результата. Все функции управления раскрывают
содержание управления, которое специально направлено на качественные характеристики образовательного процесса. Всеобщий характер функций управления проявляет себя в функционировании и развитии системы качества образования (образовательною процесса), где управление посредством специализации каждой функции на качество результата деятельности приобретает целенаправленный характер.
Данные закономерности системы управления качеством образования предъявляют свои требования по всей системе управления и находят свое отражение в организационной структуре управления, в подходах и принципах управления качеством образования. Актуальным сегодня можно считать программно-целевой подход к управлению качеством образования.
Как отмечает Д.М. Вердиев, в программно-целевом подходе осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоления местничества и ведомственности). Максимум достигнутого при минимуме затрат (интеллектуальных, материальных, трудовых и т.д.) — вот смысл применения программно-целевого подхода [1].
Программно-целевой подход к управлению стал развиваться на основе системного подхода, который появился в 1960-х гг. благодаря работам А. Ньювелла, С. Оптнера,
С. Черчмена, Р Акоффа, У Кинга, Д. Клиланда и ряда других исследователей. Без системного подхода было бы невозможно использование таких методов управления, как планирование и бюджетирование. Именно в области принятия решений, планирования и бюджетирования нашли широкое применение системный подход и системный анализ. Благодаря исследованиям Р Акоффа, У Кинга, Д. Клиланда, Г. Саймона и ряда других ученых, работавших в 1970-х гг. над теоретическими и практическими вопросами организационного построения, це-леполагания, планирования и контроля, а также проектного управления, сложился программно-целевой подход к управлению [2]. Концепция системного анализа стала основополагающей для формулы программно-целевого подхода: «проблема - цель - решение - программа (план, проект) - бюджет -контроль».
Таким образом, программно-целевой метод в управлении образованием ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» - иерархическая структура строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.
Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.
Программно-целевой подход предполагает:
- установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;
- разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности образовательной системы и взаимодействующих с ней внешних организаций и структур региона;
- определение необходимых средств - финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и др.
- определение ответственных исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и других структур, организаций, учреждений, работников [3].
Такой подход позволяет находить оптимальные варианты региональных преобразований и механизмы обеспечения их необходимыми ресурсами, а также осуществлять координацию процессов планирования, управления и принятия решений при постановке задач по управлению изменениями.
Как отмечает Д.М. Вердиев, программно-целевое управление в разных контекстах и ситуациях может приобретать разные значения, которые не противоречат пониманию сути этого типа управления. При любом аспекте его рассмотрения сохраняются определенные общие и существенные признаки:
• системное понимание объекта;
• направленность на конечный результат;
• комплексный анализ проблем;
• комплексный подход к выбору целей и средств их достижения;
• увязывание воедино целей и ресурсов;
• создание для такого увязывания специального документа
- целевой программы;
• стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов;
• интеграция усилий субъектов управления отраслью и территорией (единство отраслевого и территориального планирования) [1].
Основным действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития образования является долгосрочная целевая программа (ДЦП), которая представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области регионального образования [4].
Разработка целевых программ рассматривается как творческий процесс. В то же время программы обязательно ориентируются на соответствие определенному набору обязательных требований. Данный набор требований сформулирован в нормативном документе, причем данные требования являются обязательными для всех органов управления региональным образованием.
Для разработки комплексно-целевой программы формируются рабочая группа, в состав которой могут входить представители разных ведомств. Проект программы разрабатывается на основе концепции с учетом предложений всех ведомств, принимающих участие в ее разработке. Он должен отвечать следующим требованиям: конкретность и реализуемость на каждом этапе; четкое обоснование ожидаемых результатов (социально-педагогических, психологических и др.); учет принципа оптимальности; комплексное решение проблем, решаемых в данной программе.
Все цели программы должны быть реальными и конкретными, спланированными по срокам, применяемым технологиям и способам их освоения. Рабочая группа заранее знакомится с основными требованиями к программе, прогнозом конечных результатов, целями и задачами, учитывает наличие средств и ресурсов, способы их освоения, возможности технологического профессионального контроля и коррекции нововведений.
Необходимо отметить, что, несмотря на явно положительные эффекты реализации программно-целевого подхода к управлению, существуют некоторые проблемы. Так, П.В. Маг-данов отмечает, что со временем эффективность программно-целевого подхода также стала вызывать сомнения. Парадигма «анализ-планирование-программирование-контроль» перестала обеспечивать выдающиеся результаты, что особенно проявилось в стратегическом аспекте [2]. Применение программно-целевого подхода к управлению вызвало серьезные теоретические и практические трудности, а именно:
1. Определение целей. Целеполагание - один из самых сложных аспектов управления. Цель - одновременно то, чего нет (желаемое состояние, отдаленное от нас временем), и то, что есть (представление о будущем в текущий момент времени). Цель, с одной стороны, определяется существующими
проблемами и, с другой стороны, представляет собой намерения участников деятельности компании. Цель существует вне объекта управления, она вносится в него управляющим субъектом. Цель не является результатом деятельности системы; система не может изменить себя для чего-то. Для изменения объекта управления требуется целенаправленное длительное управляющее воздействие, цель нужно придумать, вообразить в будущем. В сущности, управленческие проблемы, возникающие вследствие необходимости поддерживать функционирование организации в заданных параметрах, не могут составлять основу развития организации. Для этого нужна особая цель, особая логика развития, ключевая идея деятельности, без которых невозможно понимание управленческих задач в настоящем и будущем. Все это не может быть следствием аналитической процедуры, только творческий подход и свободное волеизъявление индивидов оказывают решающее влияние на развитие организации. Поэтому цели развития организации далеко не всегда получаются в результате применения аналитических процедур. Следует также отметить проблему правильного формулирования целей управления организацией [3].
2. Организация деятельности по целеполаганию и планированию. Эта проблема может быть обозначена и в рамках структурно-функционального подхода к управлению. Кто должен придумать цели и планы их достижения? Иными словами, как система должна найти путь собственной поэтапной трансформации в новую целостность? Из практики известно, что и руководители, и подразделения компании склонны избегать формулирования целей, исполнение которых приведет к радикальному изменению сложившегося положения. Более того, руководители способны оказывать сопротивление внедрению формальных систем планирования и контроля их деятельности. Поэтому над объектом управления необходимо надстраивать механизм своевременной разработки целей и планов, контроля их исполнения. Любая деятельность по определению целей и разработке целевых программ требует создания соответствующих структурных подразделений, без которых реализация планов (проектов) будет малорезультативной.
3. Реализация планов и проектов. Для претворения планов в жизнь недостаточно определения проблем и целей их разрешения. Необходима некая система, организация индивидов, которые бы привлекали ресурсы, осуществляли операционную деятельность, оценивали достижение целей и выполнение планов. Отсутствие организованной и целенаправленной деятельности индивидов вне зависимости от наличия материальных ресурсов, означает неуспех в реализации планов. Создание такой организации возможно только во время и на время выполнения плана (проекта). Поэтому в плане должны быть представлены не только проблемы, цели их решения, мероприятия и ожидаемые результаты, но и вся система его выполнения. А разработка плана (проекта) одновременно с этой системой сложна. Работа компании над несколькими сложными проектами может приводить к трудностям, связанными с приоритетностью и распределением ресурсов всех видов, включая временной. Но важно не только это. План в процессе разработки может утратить актуальность, частично или в целом. Более того, план в процессе выполнения может претерпеть существенные изменения, а его исходные предпосылки - измениться. В этом отношении стандартная программно-целевая процедура теряет результативность.
4. Выстраивание бизнес-процессов. Даже в зрелой компании существует проблема выстраивания операционных и вспомогательных, особенно управленческих бизнес-процессов. В крупной компании одновременно разрабатываются и выполняются десятки планов и проектов, каждый из которых имеет собственные цели, ресурсы и временной график, отчего возникают серьезные затруднения в реализации некоторых бизнес-процессов. Казалось бы, нужно описать проблемные бизнес-процессы в соответствии с установленными целями и функциями, а также обеспечить их соответствие дру-
гим бизнес-процессам и подразделениям компании. Однако полнение бюджета как финансового выражения плана (про-
на практике сделать это оказалось затруднительно, в ряде екта). Точно так же система ключевых показателей деятель-
случае даже невозможно. Программно-целевой подход ока- ности, основанная на бюджетных данных, часто дает невер-
зался малорезультативным при описании сложных бизнес- ное представление о соответствии цели и полученного резуль-
процессов. Но дело не только в этом. Нет такой типовой тата. И в теоретическом, и в практическом отношении слож-
управленческой структуры, которая позволила бы одновре- ность применения программно-целевого подхода состоит
менно обеспечить и эффективность бизнес-процессов, и ре- в создании эффективной системы контроля.
зультативность процесса выполнения целевых программ Таким образом, актуальность идеи программно-це-
(проектов). левого управления в образовании заключается в том,-
5. Организация контроля. Авторы программно-целевого что он позволяет: решать первоочередные проблемы обра-
подхода к управлению, сокращенная формула которого: «пла- зовательной системы; выстраивать приоритеты в организа-
нирование-программирование-бюджетирование», не учли ционно управленческой деятельности; алгоритмизировать
в ней важный элемент - «контроль». А что является результа- управленческую деятельность в соответствии с разработан-
том? Как оценить конечный результат? Как организовать кон- ной программой; осуществлять мониторинг продвижения
троль? Дело не только в том, что крайне сложно оценить ис- к реализации поставленной цели по этапам программы.
Библиографический список
1. Вердиев, Д.М. Основы управления школой: уч. пособие / Д.М. Вердиев, С.Д. Некрасов. - Краснодар, 2000.
2. Магданов, П.В. Интеграция структурно-функционального и программно-целевого подходов к управлению //Ars administrandi (Искусство управления). - 2010. - № 2.
3. Калина, И.И. Инновационный подход к управлению региональной системой образования / И.И. Калина, Н.В. Смирнова // Credo new [Э/р]. - Р/д: http://credonew.ru/content/view/95/50/
4. Дедюхин, В.А. Совершенствование программно-целевого управления социально-трудовой сферой региона: автореф. ... канд. экон. наук. - М., 2008.
Bibliography
1. Verdiev, D.M. Osnovih upravleniya shkoloyj: uch. posobie / D.M. Verdiev, S.D. Nekrasov. - Krasnodar, 2000.
2. Magdanov, P.V. Integraciya strukturno-funkcionaljnogo i programmno-celevogo podkhodov k upravleniyu //Ars administrandi (Iskusstvo upravleniya). - 2010. - № 2.
3. Kalina, I.I. Innovacionnihyj podkhod k upravleniyu regionaljnoyj sistemoyj obrazovaniya / I.I. Kalina, N.V. Smirnova // Credo new [Eh/r]. - R/d: http://credonew.ru/content/view/95/50/
4. Dedyukhin, V.A. Sovershenstvovanie programmno-celevogo upravleniya socialjno-trudovoyj sferoyj regiona: avtoref. ... kand. ehkon. nauk. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 383
Surtaeva N.N., Brazhnik E.I., Surtaeva Zh.B. TRANSFORMATION OF SOCIAL INTERACTION IN THE HIGH
SCHOOL EDUCATION SYSTEM. The article deals with changes happening during last time in the high school education
system and underlines the characteristics of transformation in the sphere of social cooperation as the result of those
changers.
Key words: transformation, social cooperation, the high school education system.
Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Е.И. Бражник, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Ж.Б. Суртаева, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник Учреждения РАО ИПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются происходящие в последнее время изменения в вузовской системе образования и выявляются характеристики трансформаций в сфере социального взаимодействия как ответ на вызов этих изменений.
Ключевые слова: трансформация, социальное взаимодействие, вузовская система образования.
В современный период, в эпоху глобализирующегося пространства происходят существенные изменения в области социального взаимодействия как той сферы, которая присуща любой деятельности человека. Вопросам социального взаимодействия уделяли внимание практически всегда. Особенно этот аспект рассматривался в контексте социальной психологии, социологии, но это не умаляет значения исследований этой области на современном этапе, которые происходят в других научных отраслях. Причиной этого выступает постоянно меняющиеся социокультурные условия, которые обуславливают и новые акценты трансформации содержания социального взаимодействия среди любых субъектов.
Сам термин социальное взаимодействие трактуется по-разному, хотя смысл, в общем-то, остается одним. Приведем примеры трактовок данного понятия: «социальное взаимо-
действие - взаимная заинтересованность сторон, ответ действием на действие»,
«социальное взаимодействие (интеракция) - система взаимообусловленных социальных действий»,
«социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери»,
«социальное взаимодействие - связанное с жизнью и отношениями людей в обществе»,
«социальное взаимодействие - взаимная заинтересованность сторон, ответ действием на действие»,
«социальное взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе, которого передается социально значимая информация»,