гим бизнес-процессам и подразделениям компании. Однако полнение бюджета как финансового выражения плана (про-
на практике сделать это оказалось затруднительно, в ряде екта). Точно так же система ключевых показателей деятель-
случае даже невозможно. Программно-целевой подход ока- ности, основанная на бюджетных данных, часто дает невер-
зался малорезультативным при описании сложных бизнес- ное представление о соответствии цели и полученного резуль-
процессов. Но дело не только в этом. Нет такой типовой тата. И в теоретическом, и в практическом отношении слож-
управленческой структуры, которая позволила бы одновре- ность применения программно-целевого подхода состоит
менно обеспечить и эффективность бизнес-процессов, и ре- в создании эффективной системы контроля.
зультативность процесса выполнения целевых программ Таким образом, актуальность идеи программно-це-
(проектов). левого управления в образовании заключается в том,-
5. Организация контроля. Авторы программно-целевого что он позволяет: решать первоочередные проблемы обра-
подхода к управлению, сокращенная формула которого: «пла- зовательной системы; выстраивать приоритеты в организа-
нирование-программирование-бюджетирование», не учли ционно управленческой деятельности; алгоритмизировать
в ней важный элемент - «контроль». А что является результа- управленческую деятельность в соответствии с разработан-
том? Как оценить конечный результат? Как организовать кон- ной программой; осуществлять мониторинг продвижения
троль? Дело не только в том, что крайне сложно оценить ис- к реализации поставленной цели по этапам программы.
Библиографический список
1. Вердиев, Д.М. Основы управления школой: уч. пособие / Д.М. Вердиев, С.Д. Некрасов. - Краснодар, 2000.
2. Магданов, П.В. Интеграция структурно-функционального и программно-целевого подходов к управлению //Ars administrandi (Искусство управления). - 2010. - № 2.
3. Калина, И.И. Инновационный подход к управлению региональной системой образования / И.И. Калина, Н.В. Смирнова // Credo new [Э/р]. - Р/д: http://credonew.ru/content/view/95/50/
4. Дедюхин, В.А. Совершенствование программно-целевого управления социально-трудовой сферой региона: автореф. ... канд. экон. наук. - М., 2008.
Bibliography
1. Verdiev, D.M. Osnovih upravleniya shkoloyj: uch. posobie / D.M. Verdiev, S.D. Nekrasov. - Krasnodar, 2000.
2. Magdanov, P.V. Integraciya strukturno-funkcionaljnogo i programmno-celevogo podkhodov k upravleniyu //Ars administrandi (Iskusstvo upravleniya). - 2010. - № 2.
3. Kalina, I.I. Innovacionnihyj podkhod k upravleniyu regionaljnoyj sistemoyj obrazovaniya / I.I. Kalina, N.V. Smirnova // Credo new [Eh/r]. - R/d: http://credonew.ru/content/view/95/50/
4. Dedyukhin, V.A. Sovershenstvovanie programmno-celevogo upravleniya socialjno-trudovoyj sferoyj regiona: avtoref. ... kand. ehkon. nauk. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 383
Surtaeva N.N., Brazhnik E.I., Surtaeva Zh.B. TRANSFORMATION OF SOCIAL INTERACTION IN THE HIGH
SCHOOL EDUCATION SYSTEM. The article deals with changes happening during last time in the high school education
system and underlines the characteristics of transformation in the sphere of social cooperation as the result of those
changers.
Key words: transformation, social cooperation, the high school education system.
Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Е.И. Бражник, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург; Ж.Б. Суртаева, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник Учреждения РАО ИПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются происходящие в последнее время изменения в вузовской системе образования и выявляются характеристики трансформаций в сфере социального взаимодействия как ответ на вызов этих изменений.
Ключевые слова: трансформация, социальное взаимодействие, вузовская система образования.
В современный период, в эпоху глобализирующегося пространства происходят существенные изменения в области социального взаимодействия как той сферы, которая присуща любой деятельности человека. Вопросам социального взаимодействия уделяли внимание практически всегда. Особенно этот аспект рассматривался в контексте социальной психологии, социологии, но это не умаляет значения исследований этой области на современном этапе, которые происходят в других научных отраслях. Причиной этого выступает постоянно меняющиеся социокультурные условия, которые обуславливают и новые акценты трансформации содержания социального взаимодействия среди любых субъектов.
Сам термин социальное взаимодействие трактуется по-разному хотя смысл, в общем-то, остается одним. Приведем примеры трактовок данного понятия: «социальное взаимо-
действие - взаимная заинтересованность сторон, ответ действием на действие»,
«социальное взаимодействие (интеракция) - система взаимообусловленных социальных действий»,
«социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери»,
«социальное взаимодействие - связанное с жизнью и отношениями людей в обществе»,
«социальное взаимодействие - взаимная заинтересованность сторон, ответ действием на действие»,
«социальное взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе, которого передается социально значимая информация»,
«социальное взаимодействие - это такое поведение индивида или группы индивидов, которое имеет значение для других индивидов и их групп»,
«социальное взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью». Если рассмотреть на уровне ключевых слов, то социальное взаимодействие понимается как заинтересованность сторон, взаимное влияние, система социальных действий, процесс, поведение и т.д. В контексте, проводимых нами исследований системы вузовского образования социальное взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью.
Под влиянием развивающихся технологий, применяемых в системе вузовского образования, в мире формируются новые социальные тенденции, в том числе в сфере образования, требующие пересмотра основ социального взаимодействия, среди этих тенденций отметим:
- переход на многоуровневое образование,
- понимание образования не только как «общественного блага», но и как «товара личного потребления», как необходимого условия социализации,
- необратимый процесс массовизации высшего образования,
- распространение информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности,
- переход к экономике знаний, требующий все более продвинутого обучения для всех областей экономики и повышения мобильности профессионалов высокого уровня,
- смена уравнения, определяющего характер педагогического процесса в вузах «способности + усилия = достижения» на уравнение «ресурсы + предпочтения =выбор»,
- процессы глобализации, расширяющие требования к высшему образованию (глобальное распространение исследований и другой информации),
- новый социальный глобализм: конкуренцию и сотрудничество в сфере образования, которые проявляются в различных регионах и странах с определенной спецификой, что обозначает необходимость решения в глобальном масштабе целого ряда социальных проблем,
- удовлетворение растущего спроса на высшее образование, обусловленного процессами массовизации образования и демографическими факторами,
- обеспечение социального равенства в образовании в условиях территориальной обособленности регионов и социальных слоев общества,
- обеспечение качества массового высшего образования с учетом различий в социально-культурном уровне обучающихся,
- непрерывное образование в соответствии с требованиями экономики знаний, различных сфер жизнедеятельности,
- интеграция формального, информального, неформального образования, влияющая на преобразование сферы социального взаимодействия и др.
При рассмотрении каждой из этих проблем появляются новые тенденции в социальном взаимодействии в образовательной среде вузовской системы.
Приведем ряд конкретных фактов, описываемых О.М. Карпенко [1]. Спрос на высшее образование в странах мира и странах СНГ растет и отсюда появляется общая проблема удовлетворения этого спроса, учитывающего три важных аспекта:
- рост общемировой численности студентов с учетом распределения по группам стран (экономически развитых и развивающихся),
- демография экономически развитых и развивающихся стран, в том числе стран СНГ,
- потребности в высшем образовании с учетом демографических факторов и требований экономики знаний.
По данным ЮНЕСКО [2] доля студентов в мире возросла с 19% в 2000г. до 26% в 2007г, что является причиной создания вузов нового типа - мега - университетов, представляющих собой крупные вузы дистанционного обучения с количеством студентов более 100 тыс. чел. В трех странах -лидерах (США, Китай, Индия) в 2008 г. обучалось 35,2% от общемировой численности студентов. Рост численности студентов в Китае составил с 2003г по 2008 г. - 86%. С 2004 г. Китай обгоняет - США по численности студентов. За период с 2003 по 2008 гг. увеличение студентов произошло в Китае на 86%, Бразилии на 23%, в Индонезии на 43%, в Индии на 32%, в России на 26%, в Иране на 100%, в Украине на 41%, в Венесуэле на 137%. На долю высшей школы славянских стран (Украина, Россия, Беларусь) в странах бывшего СССР, приходится до 80% общего числа студентов СНГ. Приведем данные, касающиеся миграционных потоков в СНГ, как фактора обозначающего множество новых направлений для исследования вопросов социального взаимодействия. Некоторые данные [1; 3]:
- мигранты из стран СНГ в Россию составляют - Украина
- 25% (занимает первое место), Узбекистан -14% (занимает второе место), Казахстан - 10% (третье место),
- около 150 тыс. человек живет без правого статуса, по причине просроченного паспорта,
- с начала 2011 года в РФ приехали -10млн. человек, на учет стали -6,7 млн.,
- по данным ФМС РФ к 2050 г. доля мигрантов будет составлять 40%-50% населения России. Можно привести еще ряд других данных.
Какие при этом встают проблемы социального взаимодействия, требующие своего изучения? Во-первых, рассогласование культур, вопросы толерантного взаимодействия, требующие корректировки воспитательных систем во всех странах. Во-вторых, механизмы адаптации, вхождения в «иные» культуры (вместе с тем на долю мигрантов России приходится 50% изнасилований, 85 тыс. преступлений). В-третьих, каждый 5-ий мигрант России из Азии не владеет русским языком, 70 тыс. детей обучаются в Московских школах из СНГ, 15 тыс. из них не владеют русским языком, что создает новые проблемы и открывает для исследования новые аспекты вопросов социального взаимодействия (по данным Вербицкой Л.А.
- сейчас в РФ - 217 курсов русского языка). Именно исследование современного состояния социального взаимодействия позволит выявить направление трансформации его содержания и наметить пути, обеспечивающие более успешную социализацию человека, при вхождении им в «иную культуру» и пути преобразования вузовской системы, как фактора, становящимся массовым во всем мире.
Карпенко О.М. [1] отмечает, что дальнейшее развитие вузовского образования в связи со стремительным ростом населения (2,5млрд. в 1950 г. и около 7 млрд. в 2010 г. и более 9 млрд. прогнозируемых в 2050 г/) будет еще более увеличивать спрос на него, что еще в большей степени будет актуализировать проблему необходимости применения новых образовательных технологий и создания нового типа вузов. В этом ключе социальное взаимодействие может исследовать как перспективное направление создание «наднациональных» вузов, факультетов, центров повышения квалификации педагогических работников, как проводников, в первую очередь обеспечивающих успешную социализацию людей, вооружая субъекта приемами, методами построения взаимодействия, которое в последствие будет им реализовываться в жизнедеятельности.
Еще одна особенность современного мира - увеличение среднего возраста в ряде стран обозначает такую проблему вузовского образования - как проблему обучения лиц «третьего возраста», «образование в течение жизни» открывает вопросы развития педагогической геронтологии, новые горизонты социального взаимодействия. Такой вектор как неравенство, обусловленное географическим положением (существовал всегда, но в современном мире получает новые от-
тенки), что тесно связано с социальным и экономическим неравенством, с различиями в условиях жизни в городе и в сельской местности, с этнической и языковой принадлежностью -другое направление исследования вопросов социального взаимодействия и его трансформации.
Процессы «массовизации» высшего образования, ставшие безусловной реальностью ХХ1 века, сопряжены с ухудшением качества образования в глобальном масштабе - еще одно направления для исследования трансформаций социального взаимодействия.
С вопросами качества вузовского образования тесно связано и такое явление как значительный рост частного сектора высшего образования и приватизации государственных вузов во всем мире, которые способствуют увеличению объема дистанционного обучения.
Увеличение доли дистанционного обучения, сопровождающееся не всегда с качеством образования. Так, Дж. Дэниэл [4] о проблемах такого образования пишет «Ирония ситуации заключается в том, что студенты, проходящие дистанционное обучение в вузе с высокой репутацией, несмотря на невысокое качество обучения, имеют все преимущества, связанные с получением диплома престижного вуза», что впоследствии влияет на успех социализации этого выпускника. Это фактор оказывает негативное влияние на формирования отношения к дистанционному обучению, как одному из составляющих компонентов современного социального взаимодействия, определяющего природу его трансформации. Проблему устранения недостатков такого обучения М.П. Карпенко [5, с. 23] видит в изменении всей технологической цепочки построения обучения в вузе. Автор пишет: «Нельзя достичь качественного дистанционного образования путем модернизации традиционной технологии». Созданный им «распределенный вуз»
- Современная гуманитарная академия (СГА) входящая в число 62 самых крупных вузов мира, занимающая 47 место по числу студентов, по числу учебных центров, распределенных по всей территории России, занимает 5 место в мире, уступая Китаю, Индии, Пакистану строит образовательный процесс на иных основах социального взаимодействия: «новая технология обучения - новая дидактика обучения - новое материальное воплощение вуза (распределенная формация)»
- это ли не поле для исследования трансформации социального взаимодействия с позиций педагогической науки.
Подведем итоги наших рассуждений. Перечисление далеко неполного перечня аспектов, изменяющих характер социального взаимодействия, тем не менее, позволяет актуализировать внимание на некоторые направления трансформации межсубъектного взаимодействия в различных социальных системах:
- появление государственного и частного вузовского образования вводит дополнительные проблемы исследования взаимодействия в системах: «студент, обучающийся на бюд-
Библиографический список
жетной основе и студент обучающихся на платной основе», «преподаватель и студент, обучающийся на бюджетной основе», «преподаватель и студент обучающихся на платной основе», «отношение факультетов, имеющих большое число студентов, обучающихся на платной основе и не имеющих таких студентов или имеющих малое число», «отношение родитель
- вуз» и др.;
- массовизация высшего образования расширяет поле для исследования социального взаимодействия в аспекте взаимодействия в образовательном процессе студентов более качественно подготовленных к обучению в вузе и менее - тут веер педагогических проблем исследования социального взаимодействия;
- миграционные процессы обозначают вопросы социального взаимодействия, связанные с вопросами инкультурации, присвоения «иной» культуры, толерантного взаимодействия,
с конфликтами и путями их разрешения, а также с вопросами изучения языка страны, в которую мигрировал субъект;
- переход на многоуровневое обучение, распространение модульно-кредитной системы при сохранении национальных традиций вузовского образования при этом - другой аспект социального взаимодействия, влияющий на построение вузовской системы образования, дающий больше возможностей для академических свобод студентов - тоже направление трансформации социального взаимодействия, требующего изучения;
- влияние родительского корпуса (представителей различных профессий, разного социального статуса, разной принадлежности к вертикали управления, разных страт...) необъемный пласт исследования трансформации социального взаимодействия с самыми разными субъектами в самых разных системах;
- распространение дистанционного обучения в вузах и все большее вхождение ИКТ в процесс взаимодействия человечества во всех сферах жизнедеятельности - этот феномен влияет, абсолютно на все аспекты жизнедеятельности, изменяя характер социального взаимодействия субъектов, мир мышления, мировоззрения и картины мира;
- рост числа людей пожилого возраста усиливают вопросы исследования интеграции и взаимодействия формального, информального, неформального образования, обозначая проблемы педагогической геронтологии в части построения социального взаимодействия, общения, обучения и др.
Думается в этих и других направлениях развития вузовской системы образования параллельно будет происходить и трансформация характера социального взаимодействия в различных социальных системах и эффективность процессов трансформации в обеспечении успешной социализации будущих специалистов будет зависеть от адекватной трансформации педагогического процесса в вузе, отвечающей велениям времени.
контексте глобальных проблем высшего образования // Социология
1. Карпенко, О.М. Социальные аспекты проектирования вуза в образования. - 2011. - № 4.
2. Altbach, Ph.G. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution //A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. - Paris: UNESCO, 2009.
3. Лиферов, А.П. Куда дрейфует украинское образование и наука? // Мир образования - Образование в мире, 2009.
4. Daniel, J.S. Whos Afraid of Cross- border Higher Education? A Developing World Perspective: presented at the Final Plenary Session: Quality Assurance in Transnational Issues.
5. Карпенко, М.П. Концепция национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационнокоммуникативных технологий // Вестник национального комитета. Интеллектуальные ресурсы России. - 2004. - № 1.
Bibliography
1. Karpenko, O.M. Socialjnihe aspektih proektirovaniya vuza v kontekste globaljnihkh problem vihsshego obrazovaniya // Sociologiya obrazovaniya. - 2011. - № 4.
2. Altbach, Ph.G. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution //A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. - Paris: UNESCO, 2009.
3. Liferov, A.P. Kuda dreyjfuet ukrainskoe obrazovanie i nauka? // Mir obrazovaniya - Obrazovanie v mire, 2009.
4. Daniel, J.S. Whos Afraid of Cross- border Higher Education? A Developing World Perspective: presented at the Final Plenary Session: Quality Assurance in Transnational Issues.
5. Karpenko, M.P. Koncepciya nacionaljnoyj programmih razvitiya vseobthego i neprerihvnogo obrazova-niya na osnove informacionno-kommunikativnihkh tekhnologiyj // Vestnik nacionaljnogo komiteta. Intel-lektualjnihe resursih Rossii. - 2004. - № 1.
Статья поступила в редакцию 29.10.11