Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в решении проблем региональной социально-экономической политики защиты молодежи'

Программно-целевой подход в решении проблем региональной социально-экономической политики защиты молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
646
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ / SOCIAL PROTECTION OF YOUTH / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / PROGRAM-TARGET APPROACH / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL TARGET PROGRAM / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Берендеева Алла Борисовна, Малышев Дмитрий Михайлович, Берендеева Ольга Сергеевна

Авторы анализируют проблемы в молодежной среде, законодательные акты и программы по социальной защите молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровням в России, а также международный опыт. Приводятся результаты социального измерения жизни студенчества России по программе «Eurostudent», а также опросов российской молодежи на предмет их установок, ценностей, мнений по поводу проводимой социальной политики. Даны подходы к определению государственной молодежной политики, социальной защиты молодежи. Представлен краткий анализ законодательных актов в области социальной защиты молодежи в Российской Федерации, в том числе нормативно-правовые акты, регулирующие молодежную политику в Ивановской области. Приведены примеры социальной поддержки молодежи в развитых странах мира. Даются оценки проводимой государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-TARGET APPROACH TO SOLVING PROBLEMS OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY OF PROTECTION OF YOUTH

The authors analyze problems in the youth environment, legislative acts and programs on social protection of youth at the federal, regional and municipal levels in Russia, as well as international experience. Results of social measurement of life of students of Russia under the program «Eurostudent», and also polls of the Russian youth about their installations, values, opinions concerning spent social policy are resulted. Approaches to definition of the state youth policy, youth social protection are given. A brief analysis of legislative acts in the field of social protection of youth in the Russian Federation is presented, including normative and legal acts, regulating youth policy in the Ivanovo region. Examples on social support of youth in the developed countries of the world are resulted. Estimations of a spent state youth policy are given.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в решении проблем региональной социально-экономической политики защиты молодежи»

УДК 338.262

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАЩИТЫ МОЛОДЕЖИ

А.Б. Берендеева, Д.М. Малышев

Ивановский государственный университет О.С. Берендеева Ивановский промышленно-экономический колледж

Авторы анализируют проблемы в молодежной среде, законодательные акты и программы по социальной защите молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровням в России, а также международный опыт. Приводятся результаты социального измерения жизни студенчества России по программе «Eurostudent», а также опросов российской молодежи на предмет их установок, ценностей, мнений по поводу проводимой социальной политики. Даны подходы к определению государственной молодежной политики, социальной защиты молодежи. Представлен краткий анализ законодательных актов в области социальной защиты молодежи в Российской Федерации, в том числе нормативно-правовые акты, регулирующие молодежную политику в Ивановской области. Приведены примеры социальной поддержки молодежи в развитых странах мира. Даются оценки проводимой государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, социальная защита молодежи, программно-целевой подход, государственная программа, региональная целевая программа, муниципальная программа.

Введение. Молодежная политика является неотъемлемой частью социальной политики государства. Проблемы молодежной политики, социальной защиты молодежи поднимают экономисты, социологи, правоведы и др. Начиная с 1990-х гг. принимаются законодательные акты в области молодежной социально-экономической политики.

Цель и задачи исследования. Цель статьи - проанализировать эффективность применения программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем молодежи на региональном и муниципальном уровнях. В качестве задач выступают следующие: анализ законодательной базы, существующих программ и проектов по социальной защите молодежи в России, лучших практик в данной сфере за рубежом, анализ программ в отношении молодежи в Ивановской области и городе Иваново.

Степень изученности проблемы. Ученые обращают внимание на критическое состояние физического развития молодого поколения, актуализируют необ-

ходимость решения проблем сохранения и укрепления здоровья молодежи, привития навыков самосохранительного поведения и ведения здорового образа жизни (Ж.В. Пузанова, А.Г. Тертышникова) [9]. Многие социальные проблемы, связанные с молодежью - безработица, бедность, алкоголизм, коррелируют с проживанием в сельской местности. Во многих субъектах РФ «село находится в упадочном состоянии, вызванном развалом сельского хозяйства, как правило, средним, а, нередко, и откровенно плохим качеством школьного образования, социальной работы, организации досуга молодежи» (А.Н. Больницкая) [2]. Исследуются социальное самочувствие российского студенчества, возможности адаптации молодых людей в условиях динамичной экономической и социальной ситуации, отражены ценностные и жизненные стратегии современной студенческой молодежи, межэтнические отношения в молодежной среде, восприятие мигрантов и миграции. (В.А. Тишков, Р.Э. Бараш, В.В. Степанов) [15]. Иссле-

дования показывают, что именно в период студенчества необходимо целенаправленное воздействие на процессы развития у молодежи представлений о семье, формирование и репродуктивных установок, и установок на родительство в целом (А.П. Багирова, О.М. Шубат) [1], что актуализирует тему социальной защиты студенческой молодежи.

В 2014 г. Россия впервые в качестве пилотного участника приняла участие в пятом этапе проекта (Eurostudent V). Проект "EUROSTUDENT" - трендовое исследование, целью которого является социальное измерение жизни студенчества, проводимое в европейских странах с 2000 г. по единой методике, инициированное Информационной системой высшего образования в Ганновере (Германия), совместно с Сетью европейских студентов. В проекте участвуют 29 стран, его данные являются одними из основных при оценке качества реализации Бо-лонской системы. В России опрашивалось 2576 студентов из 8 вузов 6 федеральных округов РФ.

Исследование показало, что 31 % ежемесячных затрат студентов - это расходы на повседневные нужды, оплачиваемые ими самими, 55 % - расходы на повседневные нужды, оплачиваемые родителями, партнером, либо человеком, с которым студент проживает на данный момент (например, сосед по общежитию, другие родственники), 3 % - расходы на образование, оплачиваемые студентом самим, 11 % - расходы на образование, оплачиваемые родителями, партнером. Видна материальная зависимость студентов РФ от других людей, даже в случае, если студент ведет самостоятельную жизнь, живя отдельно от родителей. 4 % студентов испытывают непреодолимые финансовые трудности, 12 % оценивают их как серьезные, 35 % отметили, что есть трудности, но они преодолимы, 29 % - что это незначительные трудности и для 20 % студентов России финансовых

трудностей практически не существует (Н.П. Нарбут, Ж.В. Пузанова,

Т.И. Ларина) [8]. Половина работающей молодежи трудится не по приобретенной в процессе обучения специальности, не снижается число "социальных сирот", безнадзорных и беспризорных (А.В. Дмитриев) [5].

Опросы студенчества показывают, что молодежь имеет установки на качество, профессионализм, высококвалифицированный, высокотехнологичный труд, предпринимательство и предприимчивость, бедность в их понимании соотносится с нежеланием работать, пьянством. Но современное российское общество молодежь преимущественно оценивает как несправедливое. А приоритетными, по мнению молодых людей, являются следующие характеристики социальной политики: бесплатность здравоохранения и государственная поддержка детей из малообеспеченных семей; обеспечение доступности образования; неприятие «уравнительности» в оплате труда, равенство возможностей продвижения, даже при неравенстве доходов. (Ю.Р. Вишневский, Д.Ю. Нархов) [3].

По мнению А.В. Медведева, «социальная защита молодежи - это совокупность общественных отношений, возникающих между молодым человеком и органами государства, органами местного самоуправления, иными физическими и юридическими лицами, по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности рассматриваемой социальной группы, включая создание такой среды, при которой возможна самозащита своих прав и законных интересов» [7]. Программно-целевой подход, как приоритетный инструмент решения социально-экономических проблем [6] в исследуемой области, был заложен в Стратегии государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р). Как

пишет Т.К. Ростовская, «заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был поддержан проект концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 20112015 гг. До настоящего времени данная программа не утверждена, что, безусловно, снижает возможности государства в осуществлении эффективной молодежной политики» [10].

В 2014 г. было принято распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в котором молодежь определяется как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)». В данном распоряжении дается определение государственной молодежной политики - как направление деятельности РФ, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-

аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала, в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной

конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене. Таким образом, социальная защита молодежи - это система механизмов, гарантий и институтов, направленных на обеспечение группе лиц от 14 до 30 лет (в некоторых случаях до 35 и более), имеющих постоянное место жительства в РФ или гражданство РФ, проживая за рубежом, социально приемлемого уровня благосостояния.

При этом в нормативно-правовых актах, научных источниках, в качестве близких, рассматриваются понятия «социальная защита молодежи», «социальная поддержка молодежи», «социальная работа с молодежью», при этом выделяются формы поддержки специфических категорий (инвалиды, отбывающие наказание, студенты и т. д.), которые входят в группу «молодежь» по демографическому признаку. Их (понятия) в п. 12 Распоряжения Правительства перечисляют как однопорядковые социальные механизмы реализации государственной молодежной политики. В указанном распоряжении нет понятия «социальная защита молодежи», но выделены социальные механизмы реализации государственной молодежной политики: а) развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности; б) развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи; в) совершенствование комплекса мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, в том числе для развития инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; г) развитие форм государственной поддержки для молодежи, находящейся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях (в том числе по ее дальнейшей социализации);

д) совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе для развития системы стипендиального обеспечения и предоставления временного проживания в общежитиях; е) формирование у молодежи, путем широкой информационно-разъяснительной работы, осознанного отношения к формированию своих пенсионных прав, которые будут адекватны заработной плате, а также повышение понимания у молодежи значения страхового стажа и легальной занятости. Таким образом, в сферу социальной защиты молодежи относят государственные меры, направленные на создание условий для реализации молодежью своих прав, прежде всего, в сфере труда, образования и здравоохранения (также выделяют участие в политической жизни и культурно-досуговую деятельность).

Законодательные акты, регулирующие молодежную политику РФ, находятся ныне в «плачевном» состоянии. Например, С.Р. Сулейманова анализирует действующие акты в области регулирования молодежной политики и выделяет их недостатки, с которыми нельзя не согласиться: «...действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты в области регулирования государственной молодежной политики можно объединить в три группы: 1) акты, ключевыми недостатками которых является то, что со временем они перестали отвечать задаваемым молодым поколением темпам развития, так как с начала 1993 г. начала отмечаться заметная тенденция динамичного формирования государственной молодежной политики на новой демократической платформе, к таким актам, в первую очередь, можно отнести постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной

политики в Российской Федерации», закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991 (последний прекратил свое действие с 1 сентября 2013 г.); 2) акты, регулирующие отдельные области молодежной политики и не предусматривающие какого-либо комплексного, единого и системного подхода к вопросам реализации государственной молодежной политики, к таким актам относятся федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», законы: № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и т. д.; 3) подзаконные акты, носящие декларативный характер и закрепляющие лишь общие принципы, направления, задачи и принципы реализации молодежной политики, к ним можно отнести Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р, а также недавно утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.10.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года» [12].

Некоторые авторы, например Е.Г. Студенова, выделяют два основных уровня социальной защиты молодежи в РФ в рамках консервативной тенденции: «.консервативная, направленная, в целом, на поддержку семьи, и прежде всего, на помощь малообеспеченным семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. она (тенденция) традиционна для нашего общества и предусматривает два уровня:

первый уровень социальной защиты детей и молодежи - в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации...второй уровень социальной защиты детей и молодежи реализуется в условиях трудной жизненной ситуации.» [13]. На наш взгляд, такой подход к социальной защите молодежи в корне неверный, так как получается, что социальная защита молодежи подменяется социальной защитой всех других категорий населения, по демографическому признаку, подпадающему под молодежь. Лица до 30 лет с ограничениями здоровья получают помощь как инвалиды, а не как молодежь; поддержка семьи, детей-сирот осуществляется в рамках реализации отдельного направления социальной политики: защиты семьи, материнства, отцовства и детства и т. д. А молодежь как социальная группа, обладающая своими проблемами, (т. е. не входящая в иные социально уязвимые группы) находится вне рамок социальной защиты государства. Таким образом, молодежная политика в РФ на федеральном уровне не является приоритетным направлением деятельности государства.

В декабре 2006 г. была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в РФ, разработанная на период до 2016 г. и определяющая задачи, связанные с повышением роли молодежи, обеспечением ее участия в реализации приоритетных национальных проектов. Однако она не принесла должного результата, поскольку не было разработано реальных механизмов ее воплощения в жизнь. Сейчас какая-либо программа/стратегия, как говорилось выше, вообще отсутствует, а Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. также носят декларативный характер, ни к чему не обязывают и не предусматривают никаких механизмов реализации [14].

По данным Всероссийского исследования о состоянии молодежной политики в России в 2012 г., проводимого Рос-

молодежью, в 70 субъектах РФ, реализуются 229 программ в сфере государственной молодежной политики по 27 направлениям. Как показывают исследования, в последние годы программно-целевой подход в решении проблем социальной защиты молодежи на региональном уровне широко практикуется, при этом большинство программ имеет демографическую и социальную направленность. Таких программ в исследовании, например, Т.К. Ростовской выделяется 7 видов: программы, направленные на улучшение демографической ситуации и здоровья молодых людей (суммарный удельный вес данных программ составляет около 30 %), программы комплексного характера (25 %), воспитательные программы (25 %), программы спортивной направленности (7 %), программы социальной защиты отдельных категорий молодежи (5 %), программы стимулирования экономической активности молодежи (4,9 %), программы развития творческого потенциала молодежи (2,4 %). По данным Рос-молодежи, финансирование молодежной политики в 70 субъектах РФ (вместе с грантовой поддержкой программ и проектов) за 2012 г. составляло около 17,5 млрд руб. [10].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим молодежную политику в Ивановской области, является Закон Ивановской области от 15 июня 2007 г. п 80-оз «О государственной молодежной политике в Ивановской области», где в ст. 11 указаны основные направления реализации государственной молодежной политики:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой семьи;

- гарантированное предоставление социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

- поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- содействие международным молодежным обменам;

- развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи.

Несмотря на наличие отдельного акта, посвященного молодежной политике, про социальную защиту молодежи в данном законе не упоминается, хотя исходя из вышеприведенного смысла социальной защиты, туда можно отнести обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; поддержку талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержку деятельности молодежных и детских общественных объединений и др. Закон предусматривает всевозможные мероприятия по всем направлениям молодежной политики, однако большая часть из них видится декларативными положениями, а некоторые меры видятся явно неэффективными, например, выдача именных стипендий Губернатора Ивановской области. Размер данной стипендии для студентов (курсантов) образовательных организаций высшего образования - 1454 руб. ежемесячно, однако для получения данной стипендии необходимо удовлетворять определенным критериям (оценки только «хорошо» и «отлично», более 50 % оценок -«отлично»), собрать документы, вести документально подтвержденную научно-практическую работу по специальностям и (или) активную общественную деятельность (так как при выборе кандидатов именно на это делается акцент) и т. п.

То есть студент должен вкладывать практически все силы в учебу, успевая при этом заниматься научной и общественной деятельностью, за что он получит менее 1500 тыс. руб. ежемесячно, прибавив сюда повышенную стипендию, например, студент Ивановского госуниверситета, может получить сумму примерно 3500 руб. ежемесячно. Разумеется, на эти деньги невозможно прожить месяц, т. е. студенту гораздо выгоднее иногда прогуливать пары, учиться «по возможности» и не претендовать ни на какую стипендию, подрабатывая и получая при этом минимум (!) в 3 раза больше. Таким образом, существующая в системе образования иерархия так называемых «поощрений» скорее демотивирует студентов заниматься научной и общественной деятельностью и вообще хорошо учиться, так как государство прямо показывает, что ценность труда такого отличника-ученого-общественного деятеля раз в 5 меньше труда грузчика.

Полученные результаты. Проанализировав отчетные данные заседаний Правительства Ивановской области, Департаментов образования, социальной защиты населения, мы пришли к выводу, что в Ивановской области по некоторым направлениям ведется активная работа, например:

• по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа продвигается достаточно успешно;

• по поддержке материнства и детства (например, в 2017 г. введены дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим до 24 лет);

• по развитию творческой молодежи (программа «Культура Ивановской области» - утверждена Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 453-п);

• по вовлечению молодежи в процессы экономического, социального,

культурного и политического развития общества (государственная программа «Развитие образования Ивановской области» - утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 450-п);

• по обеспечению занятости молодежи и инвалидов (государственная программа «Содействие занятости населения Ивановской области» - утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 09.07.2013 № 279-п);

• по обеспечению жителей Ивановской области объектами спортивной инфраструктуры, созданию условий для роста популярности систематических занятий физической культурой и спортом и предотвращению вовлечения молодежи в преступную деятельность (государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Ивановской области» - утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 18.02.2016 № 43-п).

Пока еще отсутствуют какие-либо системные результативные меры, направленные на решение таких существенных проблем молодежи как трудоустройство и качество образования; способы проведения досуга у подростков и молодых людей от 18 лет; доступность спортивных объектов и их качество и др. На муниципальном уровне также ведется активная программная работа. В сфере молодежной политики можно выделить следующие программы: «Развитие образования города Иваново», «Реализация молодежной политики и организация общегородских мероприятий», «Культурное пространство города Иваново», «Развитие физической культуры и спорта в городе Иваново» и др.

Нельзя не обратить внимания на существующие в литературе предложения по совершенствованию молодежной политики и решению определенных проблем молодежи. При этом часто встречаются сомнительные идеи, например: «В период

прохождения «нижней точки экономического спада», на наш взгляд, эффективными могли бы стать такие меры, как «отсечение» заканчивающей обучение молодежи (школьников и студентов) от рынка труда путем продления срока их обучения в школах и вузах. Свидетельство тому -двухступенчатая подготовка - бакалавриат, магистратура» (Т.П. Волкова) [4]. При этом возникает вопрос о средствах, на которые должны существовать студенты во все время обучения, которое уже сейчас немалое. Кроме того, этот способ выглядит абсолютно бесполезно, так как обучение осуществляется с целью получения квалификации для получения соответствующей работы, которой не будет для молодых специалистов, вне зависимости от срока их обучения.

«Перспективными направлениями содействия занятости молодых безработных граждан, на наш взгляд, является их вовлечение в сферу предпринимательства, самозанятость» - пишет Т.П. Волкова [4], вероятно, игнорируя существующую экономическую ситуацию, условия кредитования бизнеса и налоговую политику государства. На основании сопоставления некоторых факторов можно сделать и адекватные предложения. Например, отмечается, что «.значение миграции в сбалансированности рабочих мест и рабочей силы и в целом по стране, и по отдельным ее территориям оказывает чувствительное давление на рынок труда» [4]. При рассмотрении этого утверждения, совокупно с классификацией региональных программ Т.К. Ростовской, можно предположить необходимость создания соответствующих благоприятных социально-экономических условий в регионах с дефицитом кадров, например, за счет перераспределения средств из регионов, в которых, напротив, наблюдается нехватка рабочих мест из-за наличия множественных региональных программ для молодых специалистов. В любом случае, для решения проблем молодежи,

а тем более для улучшения качества ее жизни, необходимо уделять гораздо больше внимания молодежной политике, социальной защите молодежи; а также проводить комплексные реформы в сфере образования, здравоохранения, труда, культуры, политики и т. д.

В отличие от России, «молодежная политика становится одним из приоритетных направлений государственной политики в зарубежных государствах» (И.Г. Тимошенко, А.Н. Пилипенко,

Н.М. Касаткина и др.) [14]. На региональном уровне значительное внимание молодежной политике уделяют Совет Европы и Европейский Союз. Существуют, как общие документы, например, одним из важнейших документов Совета Европы по рассматриваемой тематике стала Европейская хартия об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне 1992 г.; так и иные документы, направленные на решение конкретных проблем, например, одна из актуальных проблем европейской молодежи - ее трудоустройство. Совет ЕС в 2013 г. одобрил Концепцию «Гарантии для молодежи», подготовленную Европейской комиссией. В соответствии с ней государства-члены Евросоюза обязаны, начиная с 2014 г., предусмотреть в национальном законодательстве программу гарантий, обеспечивающих всем молодым людям в возрасте до 25 лет возможность найти свое место на рынке труда [14].

Основные области законодательного регулирования молодежной политики и охраны прав молодежи в зарубежных странах следующие: в сфере личных прав, в сфере политических прав, в сфере социальных и экономических прав. Основополагающие нормы об охране прав молодежи в том или ином объеме закрепляются конституциями зарубежных государств (Италии, Испании, Португалии, Хорватии, Словакии, ФРГ, КНР). У нас же слово «молодежь» вообще отсутствует в Конституции РФ. В отдельных государст-

вах приняты законы о защите и поддержке молодежи, определяющие основные направления молодежной политики (Нидерланды, Финляндия). В ФРГ, например, помимо закона о Защите молодежи, есть раздел Социального кодекса, целиком посвященный социальной защите молодежи [14]. У нас отсутствует даже определение «социальной защиты молодежи».

В некоторых странах (Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Франция) распространены множественные законы, посвященные защите молодежи в различных областях, расширяется практика регламентации таких вопросов на местном уровне, «при ее осуществлении особый акцент делается на усилия муниципальных органов власти как наиболее приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социально- экономические, этнические и иные особенности населения территории, где формируется и реализуется политика в отношении молодежи.

Некоторые законы создаются под конкретные ситуации, например, проблема с трудоустройством: польский Закон о помощи в трудоустройстве и о рынках труда 2004 г. определяет лиц в возрасте до 25 лет в качестве социальной группы, находящейся в сложной ситуации и имеющей право на особую помощь. Принятый во Франции Закон о равенстве шансов 2006 г. обязывает компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет, даже если они не имеют опыта работы по специальности. Их количество определяется пропорционально общему штату сотрудников, при этом частным компаниям-работодателям во Франции государство компенсирует до 80 % МРОТ за каждое новое рабочее место для молодежи» [14]. В то время, как у российской молодежи возникают проблемы при трудоустройстве по специальности, например, для

лиц без стажа работы (квотирование рабочих место в РФ предусмотрено только для инвалидов).

Широкое применение программного метода проявляется в том, что, например, во Франции государство и общественные организации реализуют масштабный пакет целевых программ по поддержке молодежных инициатив. В сфере трудовых прав реализуется программа по предоставлению молодым людям, не имеющим трудового опыта, постоянного места работы и возможности сделать карьеру. В сфере культуры действуют проекты по поддержке молодежного кинематографа, молодежных досу-говых центров и спортивных учреждений с целью обеспечения льготных условий для занятий спортом, по созданию специализированных информационно-консультационных центров. В Великобритании программа «Стремление к наилучшим достижениям» (2007-2017 гг.) разработана для оказания всестороннего содействия молодежи, особенно из неблагополучных семей, в развитии способностей и практических навыков позитивной, общественно полезной социальной деятельности [14].

Научные выводы и практические рекомендации. Молодежная политика становится одним из приоритетных направлений государственной политики в зарубежных странах, где основополагающие нормы об охране прав молодежи в том или ином объеме закрепляются конституциями зарубежных государств, чего нет в Конституции РФ. Молодежь как социальная группа, обладающая своими проблемами (т. е. не входящая в иные социально уязвимые группы), находится вне рамок социальной защиты государства на федеральном уровне в РФ. Несмотря на отсутствие федеральной целевой программы «Молодежь России» и отсутствие комплексного подхода к социальной защите молодежи на федеральном уровне, проявляют активность субъекты Федера-

ции, где реализуется большое число программ социальной направленности для молодежи, а также и муниципалитеты. При этом более распространенными являются программы, направленные на улучшение демографической ситуации и здоровья молодых людей, комплексные программы и программы воспитательного характера, а менее распространенными являются программы социальной защиты отдельных категорий молодежи, стимулирования экономической активности молодежи, развития творческого потенциала молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багирова А.П., Шубат О.М. Семья и родительство сквозь призму мнений студента // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 126-131.

2. Больницкая А.Н. Молодежь как объект социальной политики // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2016. № 3 (16). С. 64-70.

3. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю. Какое общество является справедливым: мнение свердловских студентов // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 35-46.

4. Волкова Т.П. Взаимосвязь социальной защиты молодежи и процессов трудовой миграции в регионе // PrimoAspectu. 2014. Т. 19. № 24 (151). С. 90-92.

5. Дмитриев А.В. Решение задач социальной защиты российской молодежи с применением программно-целевого подхода // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3 (3). С. 145-148.

6. Маврина О.А., Сильченко В.В. Применение программно-целевого метода планирования расходов бюджета (на примере города Иваново) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 1. С. 80-88.

7. Медведев А.В. Социальная защита молодежи в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2009. № 2. С. 212-213.

8. Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 47-50.

9. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 88-94.

10. Ростовская Т.К. Программный подход и экономические затраты на социальную защиту

и поддержку молодежи в российских регионах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 5 (29). С. 25-28.

11. Симонова С.С. Государственное управление социальными процессами в России: проблемы социальной защиты детей и молодежи (ретроспективный анализ) // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 3. С. 83-87.

12. Сулейманова С.Р. Проблема соотношения федерального и регионального законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Юрист. 2016. № 8. С. 32-35.

13. Студёнова Е.Г. Социальная защита детей и молодежи в Российской Федерации

// Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 3-7 (8). С. 40-44.

14. Тимошенко И.Г., Пилипенко А.Н., Касаткина Н.М., Трещетенкова Н.Ю., Чурсина Т.И., Лещенков Ф.А. Молодежная политика в современных зарубежных государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 6 (55). С. 947-960.

15. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 81-87.

Рукопись поступила в редакцию 02.11.2017

PROGRAM-TARGET APPROACH TO SOLVING PROBLEMS OF REGIONAL SOCIOECONOMIC POLICY OF PROTECTION OF YOUTH

А. Berendeeva, D. Malyshev, O. Berendeeva

The authors analyze problems in the youth environment, legislative acts and programs on social protection of youth at the federal, regional and municipal levels in Russia, as well as international experience. Results of social measurement of life of students of Russia under the program «Eurostudent», and also polls of the Russian youth about their installations, values, opinions concerning spent social policy are resulted. Approaches to definition of the state youth policy, youth social protection are given. A brief analysis of legislative acts in the field of social protection of youth in the Russian Federation is presented, including normative and legal acts, regulating youth policy in the Ivanovo region. Examples on social support of youth in the developed countries of the world are resulted. Estimations of a spent state youth policy are given.

Key words: youth policy, social protection of youth, program-target approach, state program, regional target program, municipal program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.